В каком году косово отделилось от сербии. Почему сербы отдают Косово? Автономный край Косово

Сербия ищет у России поддержки в косовском конфликте. Однако нынешние сербские власти сложно назвать пророссийскими

На минувшей неделе началось очередное обострение конфликта вокруг сербского края Косово, много лет неподконтрольного Белграду. Президент Сербии Александр Вучич привел армию страны в состояние полной боевой готовности после того, как спецназ косовских албанцев подходы к самой крупной на Балканах ГЭС «Газиводе». Она находится на севере Косово, однако контролируется энергокомпанией Сербии.

Вучич сразу же после инцидента заявил, что собирается просить поддержки у Путина , и уже 2 октября президент Сербии провёл в Москве переговоры со своим российским коллегой. Они обсудили ситуацию на Балканах и экономическое сотрудничество. «Все, что мы искали, мы получили. Мы обо всем договорились», — сказал Александр Вучич по итогам переговоров, добавив, что не может публично раскрыть подробности, однако выразил надежду, что Владимир Путин посетит Белград до конца года.

Предыдущая встреча Путина и Вучичасостоялась 8 мая этого года, причём президент Сербии был первым главой иностранного государства, с которым президент РФ встретился после инаугурации главы российского государства. На переговорах тогда обсуждались российско-сербские отношения, поставки военной техники, а также проблема Косова.

Почему Косово так важно для Сербии

Помимо значительной сербской общины и ряда предприятий, главная ценность края Косово для сербского народа — духовная. В XII — XIII веках край стал религиозным, культурным и политическим центром Сербии, в конце XIII века резиденция митрополита Сербской православной церкви была перенесена в косовский город Печ. Однако постоянные войны, которые вели между собой местные правители, существенно ослабили Сербию в условиях нарастающей угрозы со стороны Османской империи. В 1389 году на Косовом поле (рядом с Приштиной) объединённая сербская армия князя Лазаря была разбита численно превосходящими войсками султана Мурада I , а сам князь убит. Сербия признала сюзеренитет Османской империи, и хотя окончательная потеря сербской государственности произошла через несколько десятилетий, именно битва на Косовом поле стала важнейшим историческим событием, которое ярче других врезалось в народное сознание. День этой битвы, Видовдан (28 июня), стал главным национальным праздником Сербии, в который не принято петь и веселиться.

История Косовского конфликта

Хотя на протяжении веков турецкого владычества из Косова изгоняли сербов и заселяли туда мусульман, в первую очередь албанцев, по состоянию на 1920 год албанцы составляли лишь 49,5% населения края. В годы II мировой войны территория Косова была оккупирована Италией и включена в состав Албании, албанскими националистами были убиты тысячи сербов. От 100 до 200 тысяч сербов покинули эти земли, на их место из Албании переселились от 70 до 100 тысяч албанцев.

После освобождения края в 1944 году Народно-освободительная армия Югославии столкнулась с серьезным сопротивлением косовских албанцев, только к июлю 1945 года их отряды были разгромлены или вытеснены в соседние страны. Стремясь успокоить местных албанцев, недовольных возвращением Косова в состав Сербии, глава югославских коммунистов Иосиф Броз Тито запретил изгнанным сербам возвращаться в Косово и пообещал рассмотреть вопрос о возможном объединении Югославии с Албанией. Именно с этой целью территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году.

Принятие новой Конституции СФРЮ в 1974 году увеличило степень автономности краев, будучи в составе Сербии, они имели почти те же права, что и сама Сербия в рамках Югославии. Косово и Воеводина могли блокировать любое решение Сербии, в то время как республика не могла влиять на решения своих автономий. Руководящие органы Косово подчинялись республиканским властям только в том случае, если считали это выгодным для себя. В крае фактически дискриминировались сербы и постоянно росло количество албанцев: в 1971-м они составляли уже 71,8% населения края, а в 1991-м — вообще 86,9%.

В 1990-м был принят новый основной закон Сербии, восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия. Косовские албанцы не признали новую конституцию и стали создавать параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в крае был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово».

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО против Югославии, продолжавшаяся до 20 июня 1999-го, когда из Косово был завершен вывод югославских войск. После этого в край были введены миротворцы ООН (формально, реально — войска стран НАТО). В августе 1999 на границе Косово и Македонии было начато строительство одной из самых больших в Европе военных баз США Camp Bondsteel (открыта летом 2000 года). Несмотря на наличие западных военных и полиции, с 1999 года на почве этнических конфликтов Косово покинуло более 200 тысяч сербов.

Косовский прецедент

17 февраля 2008 года состоящий исключительно из албанцев «парламент Косово» принял декларацию о независимости края. Это создало прецедент насильственного передела границ в Европе, ведь в июле 2010 года Международный суд ООН решил, что провозглашение независимости Косово от Сербии не противоречит нормам международного права. К настоящему времени Косово признают 110 из 193 стран-членов ООН. Не признают Косово, помимо Сербии, в частности, Россия, Китай, Индия, а также Грузия, Молдова и Украина. Кроме того, Косово не признали и несколько стран ЕС: Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия.

Москва, несмотря на то, что до сих пор официально считает Косово частью Сербии, применила «косовский прецедент» на Кавказе, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, а также для обоснования воссоединения Крыма с Россией.

«На небе Бог, на земле Россия!»

Именно эту сербскую пословицу вспомнил в 2009-м предшественник Вучича на посту президента Сербии, Борис Тадич , благодаря Москву за поддержку Белграда в косовском конфликте. Однако нынешний сербский лидер в начале июня этого года в интервью французской газете Le Monde: «Мы не признали Крым частью России. Если бы мы это сделали, это означало бы, что мы поддержим независимость Косово».

Логика небезупречная, но не заявит же президент Сербии прямо, что его страна не может признать Крым российским, поскольку может лишиться статуса кандидата в члены ЕС. Однако Вучич так и не выполнил своих обещаний предоставить дипломатический статус персоналу Российско-сербского гуманитарного центра в Нише, созданному для реагирования на чрезвычайные ситуации в Сербии и других странах Балканского региона. При этом ещё в феврале 2016-го, когда Вучич был премьером Сербии, её парламент ратифицировал соглашение с НАТО, предоставляющее персоналу альянса свободу передвижения по сербской территории, доступ ко всем объектам, а главное — дипломатический иммунитет, в том числе для грузов. А когда в 2017-м Вучич был избран президентом Сербии, на место премьера он предложил Ану Брнабич , которая ранее 9 лет работала в USAID.

О корнях главной сербской проблемы

Политический процесс в современной Сербии по-прежнему формируется вокруг основной темы – судьбы Косово и Метохии. Существует и распространяется убеждение в том, что если Сербия войдет в состав ЕС, куда войдут и Косово, и Албания, то и проблема будет снята этой новой гражданско-политической идентичностью. При этом та власть, которая осуществит вхождение в ЕС, якобы, будет избавлена от позорного и политически фатального клейма – предателя сербской истории и сербской нации. Так ли это? О жизненноважной роли Косово и политике сербской элиты размышляет историк Никита Бондарев - руководитель центра Балканских исследований РИСИ.

17 февраля 2008 г. парламент автономного края Косово, с июня 1999 г. находившегося под управлением администрации ООН, в одностороннем порядке заявил об отделении от Сербии и создании независимого государства «Республика Косова» (в албанском произношении - с ударением на второй слог и конечной «а»). Уже на следующий день независимость Косово признали Франция, Великобритания, Италия и США, а также Афганистан и Тайвань. На данный момент независимость Косово официально признана 76 государствами.

При этом Сербия, Россия, Китай, Индия, Греция, Испания, Румыния, Словакия и ряд других государств отказываются признавать новопровозглашенное государство, поскольку его создание юридически не легитимно. Объявление властями Косово независимости в одностороннем порядке противоречит как конституции Сербии, так и резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 1999 г. То есть, с точки зрения международных правовых норм, провозглашение независимости Косово не является легитимным, что, однако, не повлияло на позицию правительств 76 государств, в том числе ведущих западных демократий. С чисто исторической точки зрения объявление независимости Косово стало триумфом реверсивного, телеологического восприятия национальной истории, что само по себе является чрезвычайно опасным для всего региона симптомом.

Любой исследователь, приступающий к изучению ситуации в Косово, уже на начальном этапе сталкивается с множественностью интерпретаций собственно косовского конфликта и его предыстории. Общепринятым как среди сербов, так и среди албанцев является концепция «историзма», причем у сербов свое видение истории региона, у албанцев свое. Международные же институты выработали сугубо негативистское понимание онтологии кризиса, базирующееся на концепции «instant history».

В качестве альтернативы и «вульгарному историзму», и западному прагматизму нами рассматривается интерпретация Косово как сакральной для сербов территории, «сербской Святой Земли», «сербского Иерусалима».

В наиболее лапидарном изложении «исторические» аргументы сербской стороны таковы: албанцы являются захватчиками, вторгшимися в колыбель сербской культуры и государственности, то есть Косово. Албанцы вытеснили сербов, освоились на исконно сербской территории и, в конечном итоге, добились отделения от Сербии. Однако независимость Косова от Сербии это цель промежуточная, а главная цель косовских сепаратистов - присоединиться к Албании, создав, таким образом, региональную сверхдержаву-гегемон. Эта позиция имеет вполне наукообразную аргументацию, в подтверждение ее приводятся различные сербские и зарубежные источники.

Само возникновение албанского народа, в рамках сербского видения истории региона, является следствием переселенческой политики Османской империи. Вырезав большую часть населения Косово, турки стали заселять его мигрантами: из Малой Азии – этническими турками; с Кавказа - черкесами и лезгинами; с Ближнего Востока – арабами и другими семитскими народами; из труднодоступных горных районов современной Албании – потомками дославянского автохтонного народа иллирийцев, не подвергшимися культурному влиянию Византии. Из всех этих составляющих, по мнению сербских ученых, на территории Косово и прилегающей северной Албании в конце XV века и возникла албанская нация в ее современном виде. Этот сложный и запутанный этногенез для Балкан не является чем-то исключительным, происхождение болгарского народа, например, не менее запутано.

Возникшие как народ в результате переселенческой политики османской Турции, албанцы какое-то время не доставляли особых неудобств коренному населению региона, то есть сербам. Но с конца XIX века албанцы решили окончательно очистить от сербов Косовский вилайет, с этой целью в косовском городе Призрене была в 1878 г. создана так называемая «Призренская лига», с которой начинается история всей современной албанской государственности. Пользуясь покровительством Стамбула, албанцы вытесняли и уничтожали сербов до 1912 года, когда по итогам Первой балканской войны косовская часть «турецкого наследства» отошла Сербии. С массовыми антисербскими акциями албанцам пришлось повременить, но столкновения на национальной почве имели место на протяжении всех 20-30-х гг.

После начала Второй мировой войны Косово вошло в состав профашистской Великой Албании. С 1941 по 1945 г. албанцы устроили косовским сербам локальный геноцид, по данным сербских ученых, более десяти тысяч человек было убито, около ста тысяч изгнано. В рамках сербоцентричной версии событий, именно «драма изгнания» сербов из края во время Второй мировой войны лежит в основе их современного плачевного положения в Косово.

После окончания Второй мировой войны и создания социалистической Югославии, сербским беженцам из Косово было запрещено возвращаться в родные места, албанцы же получили всевозможные свободы. В 1945 г. Косово было провозглашено автономной областью, в 1963 г. автономным краем, в 1974 г. край был практически уравнен в правах с союзными республиками. Это краткое изложение видения истории албанского присутсвия в Косово в рамках просербской исторической парадигмы.

У албанцев свое, столь же этноцентричное, понимание проблемы Косово, основанное на реверсивном восприятии истории и наукообразной аргументации их «права первенства» на Косово. В рамках албанской интерпретации истории края именно они являются коренным населением Косово, а сербы – захватчиками.

Согласно албанской концепции истории, именно они являются коренным населением Косово, а сербы – захватчиками.

Главный албанский тезис состоит в том, что предки современных албанцев жили на Балканах всегда, в отличие от славян, которые пришли сюда лишь в VI веке, вместе с вестготами и гуннами, разрушая все на своем пути. Захватчики, впрочем, довольно быстро восприняли от коренного населения римско-византийскую культуру, носителями которой были предки современных албанцев, затем приняли христианство и признали власть Константинополя.

Принципиально важен для албанского утверждения права на Косово тот факт, что в битве на Косовом поле в 1389 г. албанцы встали против турецких захватчиков бок о бок с сербами. А после Косовской битвы, когда раздираемая междоусобной розней Сербия разваливалась, постепенно сдавая свою территорию османам, во главе сопротивления туркам оказался албанец – Георгий Кастриоти, вошедший в историю как Скандербег. Если исходить из албанской концепции истории Косово, одного этого факта было бы достаточно, чтобы дезавуировать сербские попытки представить турок и албанцев союзниками и единомышленниками.

Простое сравнение основных положений албанского и сербского видения истории косовского кризиса выявляет удивительное совпадение основных идейных акцентов обеих теорий. Видный российский балканист А.А. Улунян в этой связи выдвигает тезис о «блоковой структуре национального вопроса на Балканах» и вычленяет несколько идейных модулей, характерных для идеологических интерпретаций своей национальной истории всеми балканскими народами. Идеологическое обоснование необходимости обретения государственности или расширения границ существующего государства также базируется на нескольких блоках или тропах, идентичных для всех балканских народов.

Это идея «исторического права» (реальной или мнимой принадлежности той или иной территории тому или иному народу), идея «сохранения/возвращения исторического наследия», идея «собирания земель» населенных соплеменниками, идея «равноправия различных балканских народов» (в данном контексте – уравнительный дележ имперского наследства, право всех народов на плодородные земли и выход к морю). Цель и смысл всех этих модулей – «мобилизация общества для реализации геополитической идеи» и «формирование концепции национального интереса и национальной безопасности».

Таким образом, исторические параллели, аберрации и вообще реверсивное восприятие истории не являются отражением осознанной диффамации исторической науки и исторической памяти в балканском регионе. Скорее здесь можно говорить об актуализации истории – в моменты кризисов для балканских народов история перестает быть «учительницей жизни» (historia est magistra vitae), а буквально становится содержанием жизни. Перед нами не «конец истории», о котором писал американский философ Ф. Фукуяма, а, наоборот, перетекание истории в повседневность, тотальная история.

Ключевым для интерпретации Западом балканских исторических парадигм стало понятие «instant history», буквально «быстрорастворимая история».

Эта концепция, в значительной степени базирующаяся на идеях Фукуямы, была заявлена в качестве единственно возможной интерпретации исторического аспекта идеологических построений балканских народов в статье «Instant history: как правильно понимать войны на территории бывшей Югославии», опубликованной в 1996 г. в академическом издании «Slavic Review». Авторами этой эпохальной статьи стали четверо видных специалистов по истории Балкан – Г. Стокс, Дж. Лампе, Д. Русинов и Д. Мостоу. В этой статье видные ученые призвали научное сообщество и политических аналитиков априорно игнорировать любые исторические реминисценции, встречающиеся в идеологических концепциях балканских политиков, любые призывы к «исторической справедливости», упоминания «исторических границ» и «исторического достояния». Авторы статьи убеждают читателя, что на Балканах историческая наука является не более чем совокупностью исторических анекдотов и казусов, которые можно легко приспособить к потребностям сегодняшнего дня. У каждого из народов бывшей Югославии есть свой компендиум таких исторических анекдотов, из которого можно до бесконечности черпать реминисценции, подходящие для любого случая. Также у каждой из конфликтующих сторон для каждого такого «исторического анекдота» (битва на Косовом поле, например) имеется целая система наукообразных доказательств, опровергнуть которые в рамках цивилизованной дискуссии практически невозможно. Излишне говорить, что «быстрорастворимая история сербов» существует лишь затем, чтобы противоречить «быстрорастворимой истории албанцев», и наоборот.

Порочный круг бесконечных исторических реминисценций должен быть разорван путем их абсолютного игнорирования – таков вывод, предлагаемый авторами статьи. Призывы к «исторической справедливости», соблюдению «исторических границ», уважению «исторического права» можно и должно пропускать мимо ушей. Как и все интеллектуальные стратегии, основывающиеся на упрощенчестве, идея «instant history» применительно к косовскому кризису быстро снискала себе многих сторонников, а для американской внешней политики стала и вовсе основополагающей.

Убежденной приверженкой концепции «быстрорастворимой истории» была, в частности, госсекретарь США (1997-2001 гг.) Мадлен Олбрайт, при активнейшем участии которой Косово было де-факто отторгнуто от Сербии после войсковых операций 1999 г. В своих мемуарах она так описывает процесс переговоров по Косово:

«Сербы читают нам лекции, из которых следует, что Косово – неотъемлемая часть Сербии. Затем албанцы рассказывают нам об албанской истории Косово. Мы соглашаемся и с теми, и с другими… Мы говорим каждой из сторон то, что им хочется услышать, и советуем не верить тому, что он узнает от кого-либо другого. И эта тактика отлично действует!».

Очевидно, что М. Олбрайт, в силу неких сугубо личных качеств, которые мы не считаем уместным обсуждать, восприняла концепцию «быстрорастворимой истории» прежде всего как право не обращать внимания на доводы вовлеченных в конфликт сторон, не интересоваться истоками конфликта, а руководствоваться исключительно своим собственным пониманием текущего момента. Но также и как своеобразную индульгенцию, позволяющую ей откровенно лгать, если собеседник прибегает к исторической аргументации.

В мемуарах М. Олбрайт есть описание чрезвычайно показательной в данном контексте встречи с сербским епископом Артемием (Радосавлевичем) в косовском монастыре Грачаница, по окончании военной кампании 1999 г. Владыка показывает главе американского внешнеполитического ведомства фотографии разрушенных православных храмов и выражает опасение, что всем сербам вскоре, видимо, придется покинуть Косово. «Я заверила его, - пишет г-жа Олбрайт, - что миротворческие силы НАТО и ООН сделают все, чтобы его народ чувствовал себя в безопасности». Госсекретарь гарантировала епископу сохранность сербских святынь в Косово и пообещала, что косовские сербы не будут отделены от Сербии. Своим читателям М. Олбрайт объясняет – это была вынужденная ложь, потому что иначе разговаривать с человеком, постоянно апеллирующим к древней истории, используя при этом авторитет своего сана, было просто невозможно. На самом же деле у сербов в Косово нет никакого будущего - «Косово, которое многие сербы почитают за сердце своей нации, давно уже вросло в чужое тело».

Признание косовской независимости основными акторами международной политической жизни можно расценивать как логичный, закономерный итог триумфа концепции «быстрорастворимой истории», и логически из нее вытекающего «прагматизма», над базовыми принципами международной безопасности и здравым смыслом.

Фатальной ошибки мирового масштаба, каковой является признание независимости Косово, можно было избежать, если бы международное сообщество не отгораживалось от сложной и неоднозначной истории края жупелом «instant history». К сожалению, в случае Косово политика Запада становится не только предвзятой и необъективной, но и все более и более «прагматичной», то есть упрощенческой.

Причем упрощенчеством грешат не только американские либеральные демократы («лебдемы») в лице Олбрайт, г-на Клинтона и г-жи Клинтон, но и американские неоконсерваторы («неоконы»), в лице, например, Дика Чейни. Применительно к вопросу Косово между двумя этими лагерями вообще не прослеживается сколько-то существенной разницы. Упрощенчество и стремление к деисторизации косовского конфликта свойственно и независимым американским политическим мыслителям консервативного толка, например, очень популярному в определенных политических кругах в России Эдварду Люттваку. В четвертом номере журнала “Foreign affairs” за 1999 год, профессор Люттвак опубликовал манифест «неопрагматического» подхода к решению косовского кризиса, названый “Give war a chance”, буквально - «дайте войне шанс», на грамотном русском – «пусть будет война».

«Неприятная правда состоит в том, - пишет Люттвак, - что хотя война и является величайшим злом, она обладает одним важным положительным качеством: война способна решать политические конфликты и приводить к стабильному миру. Но это ее свойство может реализоваться либо, когда воющие стороны израсходуют все имеющиеся у них военные и людские запасы, либо, когда одной из сторон удастся одержать решительную победу. Увы, но в наши дни небольшие страны вынуждены соглашаться на прекращение боевых действий… Это ведет к тому, что каждый раз, когда в том или ином регионе начинается война, ее прерывают и тем самым не дают ей превратиться в прочный мир». Далее выраженно антисербски настроенный профессор Люттвак размышляет о том, насколько дешевле и практичней для США было бы не лезть самим в Косово, а предоставить албанцам разобраться с этой ужасной «интервенционистской сербской военщиной» с Милошевичем во главе.

Таким образом, мы видим, что идеологическое обоснование права на Косово при помощи «реверсивного историзма», свойственного как сербам, так и албанцам, во внешнеполитическом контексте просто не работает; сербский и албанский «историзмы», будучи сопоставлены, девальвируют и обессмысливают друг друга. Логичным выходом из «тупика историзма» для западной дипломатии стали концепции «быстрорастворимой истории», «прагматизма» (Олбрайт) и «нео-прагматизма» (Люттвак). При этом, для внутреннего употребления (как среди сербов, так и среди косовских албанцев) «реверсивный историзм» продолжает работать, являясь и по сей день сильнейшим мобилизационным фактором.

Корень проблемы в том, что для Сербии «историзм» восприятия Косово является не более чем материалистической, атеистической производной от сакрального восприятия Косово, которое было свойственно сербам вплоть до середины XX в. В социалистические времена стараниями таких авторов, как писатель и академик Добрица Чосич, была произведена «секуляризация» восприятия святой для сербов косовской земли. Тот факт, что Косово стало местом, где сербы обрели христову веру, колыбелью христианства в Сербии и местонахождением предстоятеля Сербской православной церкви (с 1219 по 1766 гг.), в секулярной версии заменяется тезисом об «огромном культурном значении» косовских средневековых церквей и монастырей. Отдается должное косовскому эпосу и подвигу сербского народа в битве на Косовом поле (1389 г.), но умалчивается о том, что для средневековых сербских господарей противостояние «нечестивым агарянам» имело прежде всего религиозный характер. Сербия на Косовом поле встала на пути не просто очередных агрессивных захватчиков, а на пути силы, которая ставила под вопрос само существование европейской культуры, то есть христианской культуры (где те счастливые до-либеральные времена, когда эти понятия были тождественны!). Подвиг сербского народа на Косовом поле – это акт именно религиозный. Как и шестисотлетняя история сербского мученичества на Косово от рук турок и албанцев это, прежде всего, история страдания за православную веру. И, конечно, неслучайно сербские просветители XVIII-XIX вв. Вук Караджич и Дмитрий (в монашестве Досифей) Обрадович называли Косово сербским Иерусалимом.

Огромная трагедия режима Слободана Милошевича состоит именно в том, что сам он, его соратники и его супруга Мира Маркович, имевшая на Милошевича огромное влияние, будучи сербскими патриотами, оставались при этом атеистами.

А, стало быть, неизбежно являлись заложниками «вульгарного историзма», не способными воспринять и осмыслить сакральное значение Косово, его важность не только для Сербии, но и для христианства в целом. Это тем более прискорбно, что в годы правления Милошевича предстоятелем Сербской православной церкви был святейший Патриарх Павел (Стойчевич). Патриарх Павел являл собою удивительный пример подлинно христианской жизни, смирения и аскезы, любви и всепрощения, и при этом – последовательной борьбы за сохранение Косово в лоне православной церкви.

Еще будучи епископом рашско-призренским, владыка Павел делал всё от него зависящее для сохранения христианства на Косово, не боялся даже вступать в прямую полемику с атеистическим режимом Тито. Не так давно в Сербии была опубликована его переписка с властями Югославии и патриархом Германом по поводу положения православных верующих и христианской церкви на Косово. Это поразительная по своей силе хроника последовательного разрушения албанцами православных святынь и христианского уклада жизни сербов на Косово, при попустительстве гражданских властей, в том числе этнических сербов-коммунистов. «Народ здесь как овцы без пастыря предоставлен сам себе, так что неудивительно, что люди ошеломлены и пошатнулись в своей вере под натиском всех возможных бед, которые сильно ударяют по ним. В основном, я призвал бы их сохранить самое главное – свою душу и честь своего народа, то общее благо, которое унаследовали мы от наших святых предков…» - пишет епископ Павел о положении на Косово в 60-е гг. Из писем будущего патриарха становится абсолютно очевидна первичность религиозной составляющей в трагедии сербов на Косово – сохранение православной веры было не только главным стержнем сербской жизни в этом крае, но и целью и смыслом самого возвращения этих земель в состав сербского государства в 1912 г. Начав гонения на православие, режим Тито обессмыслил и обескровил идею сербского Косово. Потеряв связь со своими парохиями, вообще с церковной жизнью, сербы начали в массовом порядке переселяться из внутренних районов Косово и Метохии на индустриально развитый север края, бросая омытые кровью отцов и дедов святыни на произвол судьбы. Таким образом, подлинная трагедия косовских сербов, предопределившая изгнание сербов из края и, в конечном итоге, его отделение от Сербии – в отказе местного населения от христианской веры. Непонимание этого факта, в свою очередь, предопределило безрезультатность косовской политики Милошевича.

Будем, однако, справедливы к замученному в Гаагском трибунале сербскому лидеру. Натовские бомбардировки Югославии весной 1999 г. заставили его в значительно степени пересмотреть свою картину мира.

В сентябре 1999 г. в Белграде под патронажем Сербской православной церкви проходит чрезвычайно масштабная выставка «Распятое Косово», а затем издается одноименная книга, деньги на печать которой выделены из личных фондов Милошевича. Именно эта книга впервые увязывает воедино все страдания, которые сербский народ претерпел на Косово, от турецких поработителей до натовских бомб, и ставит их в религиозный, сакральный контекст. Идея сакрального, а не сугубо исторического, значения Косово для Сербии (и всего христианства) получает свое развитие в правление Воислава Коштуницы, декларировавшего себя сербским националистом и, в отличие от Милошевича, не связанного догмами коммунистической идеологии.

В контексте отхода от «вульгарного историзма», возвращения от телеологии к теологии, если угодно, принципиально важна деятельность владыки Йована (Чулибрка), епископа Липлялнского в 2011-2014 гг., с 2014 г. – епископа Славонского. Опыт владыки Йована доказывает, что сакральное восприятие Косово может быть понято и принято не только сербами, но в принципе любыми верующими людьми, причем не обязательно даже христианами. Владыка Йован защитил докторскую диссертацию в Израиле, в мемориальном центе Яд ва-Шем, посвящена она была геноциду сербов в годы Второй мировой войны со стороны хорватских усташей. Как рассказывает владыка, в Израиле мало кто, в том числе люди ученые, знал о зверствах усташей в годы Второй мировой, несмотря на то что жертвами хорватских фашистов стали и несколько десятков тысяч местных евреев. За ряд публикаций на эту тему в израильских научных изданиях, равно как и проведенные в Сербии и Израиле научные конференции, сербский владыка был удостоен премии Голды Меир.

«И тогда я замахнулся на цель, казавшуюся мне изначально недостижимой» - вспоминает владыка Йован. «Если я смог расположить израильтян к сербам, проведя параллель между страданиями сербов и евреев во Вторую мировую войну, то почему бы не попробовать объяснить им, чем для сербов является Косово. Это ведь не просто какая-то территория, это наша Святая Земля». Задумка владыки Йована оказалась более чем успешной. В 2012 г. в Печской патриархии, главном центре православия на Косово, состоялась международная конференция «Балканы и Ближний Восток: общее и особенности», в которой участвовали сербские, израильские и европейские ученые. Главная цель конференции – показать, что ни конфликт на Косово, ни конфликты на Ближнем Востоке нельзя не только решить, но и хоть сколько-то минимизировать, если мы выводим за скобки фактор особенного, сакрального значения Косова (для сербов, православия, христианства в целом) и Святой Земли (для трех мировых религий).

«Без понимания сакрального значения этих территорий, довольно незначительный эффект переговоров в Рамбуйе и соглашений, подписанных в Осло, становится еще более незначительным и сомнительным, а будущее – непредсказуемым…» - заключает свое выступление владыка Йован.

К этой оценке присоединяются и другие участники конференции, например профессор Иерусалимского университета Мартин ван Кревелд.

Пример владыки Йована доказывает, что возвращение к сакральному восприятию косовского конфликта - это не шаг назад, как утверждают некоторые либеральные публицисты, а шаг вперед. Это, помимо прочего, возможность донести суть событий, происходящих на Косово, до значительного числа людей, не утративших веру, но одурманенных и оболваненных западной антиисторической пропагандой.

Специально для Столетия

Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. Население края составляют преимущественно албанцы (свыше 90%). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тысяч (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с 14-го века и вплоть до 1767 года здесь располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ).

Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права. Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала 20-го века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово.

Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

В конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. Совет НАТО 9 сентября 1998 года утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. Без санкции ООН 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила", продолжавшаяся до 20 июня 1999 года, когда был завершен вывод югославских войск.

Начиная с 1999 года, на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч сербов.

КОСОВО и ООН

Косовское урегулирование не раз выносилось на повестку дня заседаний Совета Безопасности ООН.

В соответствии с резолюцией номер 1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае были развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тысячи военнослужащих.

В мае 2001 года глава МООНК утвердил "Конституционные рамки временного самоуправления в Косово", в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.

Совет Безопасности ООН 24 октября 2005 года в форме заявления его председателя дал "зеленый свет" процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником генсека ООН по статусному процессу стал Марти Ахтисаари (Финляндия).

На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены "Руководящие принципы" по выработке будущего статуса Косово. Документ зафиксировал приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

"План Ахтисаари" предусматривал так называемую "подконтрольную независимость" для Косово, которая подразумевала отделение края от Сербии и длительное присутствие в нем международных организаций. Активная роль в плане Ахтисаари отводилась НАТО.

На состоявшемся 16 февраля экстренном заседании СБ ООН сторонники независимости Косово оказались в меньшинстве. После завершения длившегося более трех часов за закрытыми дверями заседания СБ ООН, созванного Сербией и Россией, постпред РФ в ООН Виталий Чуркин сообщил о том, что лишь пять государств (США и Европейского Союза) из 15 членов СБ высказались в поддержку признания "плана Ахтисаари", наделяющего сербский край статусом независимости по этническому принципу.

ПОЗИЦИЯ РОССИИ И США

Россия активно поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции номер 1244 СБ ООН. Москва участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция).

При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края.

Россия предложила выработать "дорожную карту", в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы.

США, в свою очередь, настаивали на том, что единственный выход из тупика - "план Ахтисаари", предполагающий независимый статус края под международным контролем.

РАСПАД ЮГОСЛАВИИ

Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) была создана в 1945 году, с 1963 года она называлась Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В федерацию входили шесть республик: Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория.

В октябре 1991 года парламент Боснии и Герцеговины принял меморандум о суверенитете и выходе из состава СФРЮ, а 25 января 1992 года - меморандум о независимости. На референдуме 29 февраля и 1 марта 1992 года 59% участников высказались за независимость и суверенитет.

Парламент Македонии 25 января 1991 года принял декларацию о государственном суверенитете, 17 ноября 1991 года была принята конституция, провозгласившая Македонию самостоятельным и демократическим государством.

Парламент Словении 2 июня 1990 года одобрил декларацию о суверенитете государства. Словения 26 декабря 1990 года была объявлена самостоятельным государством. Декларация о прекращении действия на территории Словении конституции СФРЮ вступила в силу 8 октября 1991 года.

25 июня 1991 года была принята декларация о полной независимости и суверенитете Хорватии. 8 октября 1991 года вступили в силу законодательные акты о государственной самостоятельности Хорватии и ее выходе из состава СФРЮ.

15 января 1992 года после признания независимости Словении и Хорватии странами ЕС федерация прекратила свое существование.

После распада СФРЮ в 1992 году Сербия и Черногория продолжили существование в рамках Союзной Республики Югославии, провозглашенной 27 апреля 1992 года (с 4 февраля 2003 года - государственное сообщество Сербия и Черногория (СиЧ).

С июня 2006 года Сербия - независимое суверенное государство, правопреемник СиЧ. Парламент Черногории принял 3 июня 2006 года Декларацию о независимости.

Косово - республика Юго-Восточной Европы, частично признанная другими государствами. Располагается на Европы, в географическом одноименном регионе. Конституционно этот регион относится к Сербии, но население Косово не подчиняется их законам. Столица республики - Приштина.

Население, по данным переписи 2011 года, составляет более 1,7 млн человек. В основном здесь проживают сербы и албанцы, и только около 3-5% - другие национальности.

Название и история

Само название республики с переводится как «земля черных дроздов».

История местного населения, проживавшего на этих землях, началась еще 2 тысячи лет назад. Первыми здесь проживали иллирийцы. В VI веке обосновались славянские народы. В IX столетии на территории было принято христианство. Постепенно этот регион стал культурным и религиозным центром Сербского государства. Именно здесь строились самые крупные величественные соборы и храмы. Однако в XV веке, после продолжительных военных стычек, эта территория отошла к Османской империи.
В начале XIX столетия на европейских землях было образовано Сербское княжество, которое укрепило свои политические позиции и отвоевало Косово у турок.

В 1945 г. на юге Восточной Европы было сформировано федеративное государство Югославия. Косово (республика) выделялось, как автономный округ в составе Сербии. В 90-е годы эта территория пережила Гражданскую войну. В 1989 г. состоялся референдум, который обозначил выход автономии из состава Сербии. Однако была только Албанией. В стране начались военные стычки и конфликты. В результате много местных жителей погибло, еще больше осталось без крова над головой. Волнения продолжались несколько лет, пока в 1999 г. по военным базам не нанесла бомбардировки НАТО. С этого года республика находится под особым контролем и опекой ООН. В 2008 г. провозгласила независимость от Сербии, но только в одностороннем режиме. Последняя не приняла этой резолюции.

География региона

Государство Косово расположено на равнинной местности, по своей форме напоминающей прямоугольник. Площадь региона чуть более 10 тыс. км 2 . Средняя высота - 500 м над уровнем моря, самая высокая вершина - г. Джяравица, находится в горной системе Проклетие, на границе с Албанией. Ее высота - 2 656 м. Климат республики имеет ярко выраженный континентальный тип: с холодной зимой и жарким летом. Средние температуры зимы - -10…-12° С, лета - +28°…+30° С. Крупные реки в Косово: Ситница, Ибар, Южная Моравия, Белый Дрин.

Административно-территориальное устройство республики

В административном отношении Косово - республика, разделенная на 7 округов: Косовско-Митровицкий, Приштинский, Гниланский, Джаковицкий, Печский, Урошевацкий, Призренский. Они, в свою очередь, поделены на муниципалитеты. Всего их насчитывается 30. Муниципалитеты Звечан, Лепосавич и Зубин Поток, находящиеся в северном районе республики и заселенные сербами, не подчиняются властям Косова и не признают независимости. Фактически, на этой территории создано свое правительство, которое сосредоточено в г. Косовск-Митровица. Власти Косова внесли на рассмотрение законопроект по созданию отдельного автономного муниципалитета на этих землях. Кроме северного региона, сербы меньшим количеством проживают и в других муниципалитетах Косово. Там созданы так называемые анклавы, независимые автономные округи.

Развитие

В настоящее время, по принятой в 2008 году Конституции, Косово - республика унитарного и парламентского типа. Главой государства считается президент, выборы которого ложатся на плечи парламента. Исполнительную власть в республике ведет премьер-министр.

Транспорт Косова - автомобильный и железнодорожный. Медицина в республике - бесплатная, но без полисов. Образование врача можно получить лишь в столице - Университетском клиническом центре.

Город Приштина (Косово) имеет население в 200 тыс. человек и является самым крупным городом республики. Еще один крупный центр - Призрен, в нем проживает чуть более 100 тыс. человек.

Образование начального уровня развито, на территории республики насчитывается 1 200 учебных заведений младшего и среднего звена. Однако большая проблема с распределением и аттестацией педагогов.

В плане культурного развития государства от былого религиозного центра остались только воспоминания. Во время военных действий было осквернено и разрушено большинство православных памятников страны.

Экономика Косово

Косово - страна, которая на данный момент считается одной из самых бедных в Европе. Такое положение государство занимало еще со времен нахождения в составе Сербии, а после выхода из нее оно еще больше усугубилось. Массовая безработица, низкий уровень жизни, минимальные зарплаты - это все преследует Косов много лет, несмотря на большой экономический потенциал страны.

Внутренняя и внешняя политика

Для населения Косова характерна такая особенность: большинство работоспособного населения, не имея возможности зарабатывать в своей стране, устраиваются за границей неофициально, высылая своим детям, родителям средства для существования. По данным статистики, из 1 700 тыс. человек населения 800 тыс. в данный момент находятся за пределами страны.

На территории Косово сосредоточены крупные месторождения полезных ископаемых, таких как магнезит, свинец, никель, кобальт, боксит, цинк. Республика занимает 5-е место в мире по запасам бурого угля. Косово имеет огромный международный внешний долг, часть из которого до 2008 года выплачивала Сербия.

В в результате отделения от Сербии, Косово впустило в государство валюту Германии - немецкую марку, а после вместе с европейскими странами перешло на евро. В северном регионе остались деньги Сербии - динары.

Проблемы

Статус Косово невыясненный и вызывает некоторые опасения, поэтому в страну не привлекаются инвесторы. Эта причина ведет к появлению теневого бизнеса в республике. В основном из страны вывозится табак, цемент и бензин. Также в Косово процветает наркоторговля. По оценкам ООН, через границу в Европу проникает более 80% запрещенных препаратов из Косово.

Население

Население Косово насчитывает 1 млн 700 тыс. человек. По этническому составу оно расположилось в таком процентном соотношении: 90% - албанцы, 6% - сербы, 3% - цыгане и 1% приходится на другие национальности: турки, боснийцы, ашкали, горанцы. Албанцы - подавляющее большинство населения Косово. Государственный язык республики - албанский и сербский. Албанский язык основывается на латинице, в то время как сербский - на кириллице.

Туризм

Достаточно большое количество людей из соседних стран приезжают, чтобы посмотреть на здешние достопримечательности. И не зря. Данная территория богата потрясающими местами и никого не оставит равнодушным. Следует полностью распланировать свое время и установить четкий график, чтобы добиться максимальной посещаемости интересных мест. Население здесь гостеприимное и всегда поможет - следует лишь обратиться за помощью. Обязательно нужно хорошо выучить английский, чтобы не попасть в неловкую ситуацию с незнанием местного языка.

В настоящее время на территории республики установился мир, военных конфликтов уже нет, поэтому страна потихоньку начинает восстанавливать города и, конечно же, экономику. Самым тяжелым остается то, что Косово как отдельное государство до сих пор всеми не признано, что значительно отягощает его развитие.

2 октября на аэродроме Батайница в 25 км от Белграда начались совместные тренировочные полеты российских и сербских военных летчиков.

Учения "БАРС-2018" продлятся до 6 октября. В них принимают участие военно-воздушные силы, подразделения противовоздушной обороны Сербии и Воздушно-космические войска Российской Федерации. Полеты проводят смешанные экипажи на самолетах военной авиации Сербии.

Хотя сербские официальные представители приводят другие причины, в реальности камнем преткновения, или, скорее, стеной, к которой пришли стороны, стал статусе Косова.

Сербия считает Косово и Метохию своей провинцией. Косово считает себя независимым государством. Компромиссного определения статуса частично признанной страны за все шесть лет сербско-косовских переговоров под эгидой ЕС так и не было найдено (потому что в действительности его не существует).

И теперь пришло время, когда Сербия решила переходить в наступление - пока на политико-дипломатическом уровне.

Активность в этом направлении продолжается уже некоторое время. Например, сербское Министерство иностранных дел последние месяцы регулярно рапортует об отказе от признания независимости Косова разных небольших государств, в основном в Африке или на островах.

Или можно вспомнить визит сербских чиновников в США летом этого года, по итогам которого они констатировали, что Вашингтон больше не считает вопрос Косова закрытым и готов обсуждать и другие варианты окончательного решения этой проблемы, кроме безальтернативного признания независимости.

И нынешний визит Вучич к Путину стал как бы объявлением о переходе к следующему этапу операции на "косовском фронте".

Атака на миротворцев

Главное, о чем договорились сербский и российский президенты - это совместные действия в международных организациях. Можно, очевидно, ожидать появления инициатив по пересмотру нынешнего положения дел в Косове, например, по поводу миротворческой миссии.

Белград, после поездки косовского президента в Газиводе, выдал целый ряд критических замечаний в адрес миротворцев KFOR и НАТО в целом, обвинил их в том, что они не выполняют свою миссию, определенную мандатом, предоставленным Советом Безопасности ООН.

Задача миротворческого контингента в Косово, с сербской точки зрения, должна заключаться в защите сербов на основе уважения территориальной целостности Сербии. Тогда как руководство и НАТО, и, соответственно, KFOR считает Косово независимым государством и не видит проблем с перемещением косовских лидеров и/или силовиков по территории республики или, наоборот, с тем, что сербский президент не может попасть в некоторые районы Косова из-за блокирования дорог местными косоварами (как это произошло в начале сентября с Вучичем).

Можно спрогнозировать, что первое, что будет делать на данном этапе Сербия вместе с Россией - это выдвижение претензий к работе миротворческой миссии.

Сербские провластные СМИ уже анонсируют рассмотрение вопроса о ситуации в Косове на Совете Безопасности ООН в ноябре, когда председателем этого органа будет Китай (еще один союзник Сербии по косовской теме). Как предполагается, на заседании будет представлен доклад генерального секретаря ООН Антонио Гутерреша с критикой власти Приштины.

В докладе, как пишет сербская пресса, есть упоминание о нераскрытом убийстве сербского политика в Косове Оливера Ивановича, есть описание намерений по строительству современной автодороги Дечани (Косово) - Плав (Черногория) поблизости от старинного храма, что, по мнению Сербской православной церкви, приведет к разрушению святыни, а также другие проблемные моменты.

При обсуждении надо ждать от российской делегации высказывания возмущения, в том числе по поводу бездействия миротворцев (с подобным заявлением уже выступил МИД РФ). Возможно, прозвучат также заявления о необходимости переформатирования миротворческой миссии.

"Мы не хотим заморозить конфликт"

В целом выступление Антониу Гутерреша в который раз напомнит миру позицию ООН, которая не приняла Косово в свои ряды и, таким образом, не признала это государство, что, конечно, станет хорошим сигналом для тех, кто считает, что "Косово - это Сербия".

Об этом, кстати, напомнил недавно генсек ООН, который во время встречи с сербскими чиновниками в Нью-Йорке прямо заявил , что для ООН Косово не является государством. "Мы стремимся найти решение, и мы не хотим заморозить конфликт", - отметила тогда, комментируя результаты своего визита в ООН, премьер-министр Сербии Ана Брнабич.

"Размораживание" косовского конфликта - новая цель внешней политики Сербии,

задачей которой является изменение статуса косовского вопроса с "решенного" на "нерешенный" и возвращение этой темы в повестку дня мирового сообщества.

О большем, чем "размораживание" ситуации, никто не говорит, но активное и во многом демонстративное сотрудничество Сербии с Россией, в том числе в военной сфере, убеждает в готовности Белграда немного дать этому вопросу "нагреться".

Понятно, что во время подобных "экспериментов", для предупреждения развития событий в непредсказуемом направлении, сербскому руководству необходимо контролировать ситуацию целиком и полностью. Но можно ли это сделать, находясь в пороховом погребе Европы и имея в качестве партнеров по "игре" страну, которая не так уж и далеко от Балкан пятый год ведет захватническую войну против соседней страны?