Венгрия. Hungary - что за страна? Венгерская республика. Венгрия Венгрия расположение

Государство в Центральной Европе.
Территория - 93 тыс. кв. км. Столица - г.Будапешт.
Население - 10,2 млн. чел. (1996 г.), свыше 90% - венгры.
Официальный язык - венгерский.
Религия - большинство верующих - католики (70%) и протестанты (25%).
С конца XVII в. вся территория Венгрии оказалась под властью австрийских Габсбургов. В 1867 г. страна получила широкую автономию в составе двуединой монархии - Австро-Венгрии. В октябре 1918 г. Венгрия стала независимым государством. После падения Венгерской советской республики 1919 г. установилась фашистская диктатура Хорти (1920-1944 гг.). С 1948 г. в стране действовал однопартийный коммунистический режим. В конце 1989 начале 1990 г. в результате серии реформ произошла мирная смена общественного строя. Был взят курс на формирование плюралистической демократии и рыночной экономики.

Государственное устройство

По форме государственно-территориального устройства Венгрия унитарное государство. В административно-территориальном отношении страна делится на 19 областей, столица имеет особый статус.
Ныне действующая в Венгрии Конституция 1949 г. является первой в ее истории формально-юридической конституцией. Причем к настоящему времени ее содержание изменено практически полностью, в результате чего чисто сталинский Основной Закон превратился в образцовый западно-демократический. Последняя редакция Конституции принималась в 1989-1990 гг. в связи с ликвидацией социалистического строя и соответствующей ему политической системы.
По форме правления Венгрия - парламентская республика. Политический режим - демократический.
Высший законодательный и верховный орган государственной власти однопалатное Государственное собрание, избираемое на 5 лет, в составе 386 депутатов по пропорционально-мажоритарной системе. Объем полномочий венгерского парламента один из самых широких в мире.
Государственное собрание разрабатывает Конституцию Венгерской Республики и принимает законы, утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении. Оно также принимает решение о программе Правительства. В его компетенцию входит назначение общенационального референдума.
В области внешней политики, обороны и безопасности оно заключает наиболее важные международные договоры. Кроме того, Государственное собрание решает вопросы об объявлении состояния войны и заключении мира, объявляет (в случае войны или ее угрозы) чрезвычайное положение и создает Совет обороны. В случае вооруженных действий, направленных на свержение конституционного строя или захват исключительной власти, а также массовой угрозы жизни и имуществу граждан вследствие насильственных вооруженных или связанных с использованием оружия деяний, в случаях стихийных бедствий и промышленных аварий (особая ситуация) Государственное собрание объявляет особое положение. Если оно лишено возможности объявить состояние войны, ввести чрезвычайное положение и создать Совет обороны, а также ввести особое положение, это вправе сделать Президент Республики. В компетенции парламента находится также принятие решений об использовании вооруженных сил за границей или внутри страны.
Государственное собрание избирает Президента Республики, министра-председателя (главу Правительства), членов Конституционного суда, уполномоченных Государственного собрания, председателя и заместителей председателя Государственной счетной палаты, председателя Верховного суда и Генерального прокурора. По предложению Правительства и заключению Конституционного суда распускает местный представительный орган, деятельность которого противоречит Конституции.
Государственное собрание может объявить о своем досрочном роспуске. Кроме того, Президент Республики вправе распустить Государственное собрание, назначив новые выборы, если оно в течение одного созыва за любые 12 месяцев подряд не менее 4 раз лишит Правительство доверия или в случае прекращения полномочий Правительства не изберет министром-председателем предложенное Президентом Республики лицо в течение 40 дней после первого предложения кандидатуры. Перед роспуском Президент обязан проконсультироваться с министром-председателем, председателем Государственного собрания и лидерами партийных депутатских групп. В то же время оно действует до учредительного заседания нового Государственного собрания, которое должно быть избрано в 3-месячный срок после истечения полномочий, роспуска или самороспуска прежнего Государственного собрания.
Депутатский мандат несовместим с любыми должностями в государстве (за исключением членства в Правительстве и должности политического государственного секретаря) и службой в армии и правоохранительных органах. Депутаты имеют право обращаться с интерпелляциями к Правительству, любому его члену и генеральному прокурору по делам, входящим в их компетенцию.
Для правомочности заседания парламента требуется присутствие более половины депутатов. Решения принимаются, как правило, большинством присутствующих. Исключения установлены самой Конституцией. Для изменения Конституции и принятия иных отдельных решений, предусмотренных Конституцией, необходимы голоса 2/3 всех депутатов. Принятие ряда законов (о предусмотренных Конституцией органах власти, армии, полиции, референдуме и т.д.) требует голосов 2/3 присутствующих. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, Правительству, каждому комитету и любому депутату Государственного собрания.
Председатель Государственного собрания подписывает принятый закон и направляет его Президенту. Последний обеспечивает опубликование закона в официальном печатном органе в течение 15 дней, а в случае просьбы председателя Государственного собрания о срочном рассмотрении - 5 дней. Направляя закон для опубликования, Президент подписывает его. Если же он не согласен с законом или каким-либо его предложением, то в указанный срок может вернуть закон со своими замечаниями. Собрание вновь обсуждает закон и снова постановляет о его принятии. Вновь принятый закон Президент Республики обязан подписать и в течение 5 дней опубликовать. После первого получения закона Президент может направить его в Конституционный суд, если считает неконституционным. Последний проверяет конституционность закона во внеочередном порядке. Если неконституционность будет установлена, Президент возвращает закон Государственному собранию, а в противном случае обязан его подписать и в течение 5 дней опубликовать.
Глава государства - Президент Республики, избираемый Государственным собранием на 5 лет. Переизбрание Президента допускается только один раз.
Президент олицетворяет единство нации и стоит на страже демократической деятельности государства. Он представляет Венгрию, заключает от имени Республики международные договоры (если предмет договора подлежит регулированию законом, требуется предварительное согласие Государственного собрания), назначает всеобщие выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления, может участвовать в заседаниях Государственного собрания и его комитетов и выступать, инициировать общенациональный референдум. Можем вспомнить и изложенные выше полномочия в законодательном процессе.
В отношениях с исполнительной властью Президент Республики назначает и освобождает от должности государственных секретарей и республиканских уполномоченных, по предложениям указанных в законе лиц или органов назначает и освобождает от должности председателя Венгерского национального банка и его заместителей и университетских профессоров, ректоров университетов, присваивает и повышает генеральские звания, утверждает в должности президента Венгерской академии наук.
Президент также присваивает определенные законом звания, производит награждение орденами и иными наградами, разрешает их принятие, осуществляет право индивидуального помилования, принимает решения по вопросам гражданства.
Президент является главнокомандующим вооруженными силами. При введении особого положения, если Государственное собрание не может действовать, Президент Республики принимает решение об использовании вооруженных сил. Он также постановляет о чрезвычайных мерах и незамедлительно информирует об этом председателя Государственного собрания. Эти меры действительны в течение 30 дней, если не продлены Государственным собранием или его Комитетом по вопросам обороны.
При этом только представительство венгерского государства, назначение выборов, участие в работе Государственного собрания, а также инициатива референдума осуществляются Президентом по собственному усмотрению, а все остальные полномочия - только при наличии контрасигнатуры (подписи) министра-председателя или соответствующего министра.
Высший орган государственного управления - Правительство во главе с министром-председателем (Премьер-министром). Министра-председателя избирает Государственное собрание по предложению Президента Республики большинством голосов депутатов. Одновременно оно одобряет и программу Правительства. Министров назначает и освобождает от должности Президент Республики по предложению министра-председателя. После сформирования Правительства его члены приносят присягу перед Государственным собранием.
В соответствии с Конституцией Правительство защищает конституционный строй, защищает и обеспечивает права граждан; обеспечивает исполнение законов; направляет работу министерств и иных непосредственно подчиненных ему органов, координирует их деятельность; обеспечивает разработку социально-экономических планов и их выполнение; руководит деятельностью вооруженных сил, полиции и органов охраны; во время особого положения, т.е. стихийных бедствий и ликвидации их последствий, принимает необходимые меры для сохранения жизни и имущества граждан, общественного порядка и безопасности; участвует в определении внешней политики, от своего имени заключает международные договоры.
Актами Правительства являются постановления и решения, подписываемые министром-председателем. В случае состояния угрозы Правительство по уполномочию Государственного собрания может принимать постановления и меры, отклоняющиеся от отдельных положений закона. Правительство вправе изменить или отменить любые решения или меры подчиненных органов (кроме правовых норм), которые противоречат закону.
Мандат Правительства прекращается в случае: а) сформирования нового Правительства новоизбранным Государственным собранием; б) отставки министра-председателя или всего Правительства; в) смерти министра-председателя; г) выражения Государственным собранием недоверия Правительству путем избрания нового министра-председателя.
Процедура выражения недоверия определена в § 39-а Конституции. Не менее 1/5 общего числа депутатов Государственного собрания могут выступить с инициативой недоверия министру-председателю, однако при этом они должны предложить новую кандидатуру. Это считается инициативой недоверия всему Правительству. Если по такой инициативе большинство депутатов Государственного собрания выскажется за недоверие, это будет означать, что тем самым избран новый министр-председатель ("конструктивный" вотум недоверия).
В свою очередь Правительство через министра-председателя может само поставить перед Государственным собранием вопрос о доверии. Это может быть связано с каким-либо проектом, внесенным Правительством в Государственное собрание. Если Собрание не проголосует за доверие (соответственно не поддержит внесенный проект), Правительство уходит в отставку.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Венгрии относится к романо-германской правовой семье, тяготея в ней к германской группе.
Несмотря на то что Венгрия с XVI в. (полностью с 1686 г.) и до 1918 г. находилась под властью австрийских Габсбургов, ее правовая система всегда развивалась автономно. Заимствование (рецепция) римского, а затем и австро-германского права в основном происходило не непосредственно, а на доктринальном уровне и через судебную практику.
В 1498 г. представитель низшего дворянства, дипломированный юрист Иштван Вербечи составил свод средневекового венгерского обычного права под названием "Обработка правовых обычаев славного Венгерского королевства и присоединенных земель в трех частях" ("Трипартитум"), который в 1514 г. был утвержден Королем. В нем излагалось шляхетское право: публичное и частное, процессуальное и уголовное. Этот труд вобрал все достижения университетской науки того времени в области права, а также все распространенные тогда римско-правовые и канонические концепции и вспомогательную литературу.
Хотя "Трипартитум" формально так и не вступил в силу, он вскоре приобрел авторитет закона и до 1848 г. был основным источником права Венгерского королевства. Свое значение "Трипартитум" сохранил до конца XIX в. и даже позднее.
В то время как в австрийских и чешских землях старое обычное право было заменено писаным (XVIII в.), венгерское феодальное право осталось, по сути, в неприкосновенности, выражая интересы консервативных аристократических элементов. Если в австрийской части Габсбургской империи начиная с XVIIIв. право переживает процесс бурной кодификации, в Венгрии право остается некодифицированным. По сложившейся с конца XVI в. практике отдельные правоведы стали здесь издавать частные сборники королевских декретов под названием "Collectio decretorum". В XVII в. в этих сборниках стали публиковаться и "Трипартитум" Вербечи, и некоторые источники по городскому праву. В 1696 г. впервые такой сборник был издан под названием "Corpus iuris Hungarici". В XVIII в. важным вспомогательным источником права стал так называемый "Planum Tabulare", т.е. сборник постановлений высших судов.
После того как Венгрия в 1861 г. добилась определенной самостоятельности в рамках Австро-Венгерской империи и, как следствие этого, на ее территории было отменено действие введенного было Общего гражданского уложения Австрии 1811 г., судебная практика начинает опираться на старовенгерское обычное право, принципы австрийского права и во все большей степени - на германское право. Именно оно послужило источником для реципирования в области торгового права и гражданского процесса. Многочисленные проекты венгерских ГК хотя и не стали законами, но часто использовались судебной практикой в качестве таковых и также опирались на немецкое право.
Уголовное и уголовно-процессуальное право Венгрии были кодифицированы только в 1878 г. Гражданское право - лишь в 1959 г.
После прихода к власти коммунистов в 1948 г. правовая система Венгрии подверглась полной перестройке. За короткий период 1949-1961 гг. было заново создано законодательство в основных отраслях права. При этом преобразования во многих отношениях носили для Венгрии прогрессивный характер. Страна получила первую в истории Конституцию (1949) и первый Гражданский кодекс (1959). В 1953 г. принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, покончивший с феодальными пережитками и церковным влиянием в семейном праве. В 1961 г. принят новый УК, в 1967 г. - Трудовой кодекс, в 1968 г. были кодифицированы законы, относящиеся к административным правонарушениям (Закон 1968 г. о правонарушениях). Новое законодательство основывалось не только на марксистских догмах и советских образцах, но и на традициях германского права, собственно венгерских правовых традициях, а также современных общедемократических идеях и принципах права.
После восстания 1956 г. венгерская компартия отказалась от откровенно сталинской политики периода 1949-1955 гг. и пошла на определенную либерализацию политической и экономической жизни. В Венгрии, особенно к концу социалистической эпохи, существовала многопартийность, был ослаблен тотальный контроль над словом и печатью (с середины 1960-х гг., например, здесь была упразднена предварительная цензура, вся ответственность за публикации перекладывалась на редакторов), большей свободой деятельности обладали профсоюзы, владельцы частных предприятий, которые могли нанимать до 100 рабочих, и т.д.
Это позволило в 1989-1990 гг. осуществить плавную смену общественного строя. Уже в октябре 1989 г. в Конституцию был внесен ряд существенных изменений, направленных на обеспечение мирного политического перехода к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально ориентированная рыночная экономика.
Хотя большинство "социалистических" кодексов пока остаются в силе, их содержание очищено от норм, непосредственно связанных с коммунистической идеологией. В результате уже в самом начале 1990-х гг. Венгрия вернулась в романо-германскую правовую семью.
В настоящее время основным источником права в Венгрии являются законы и другие нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция, за ней следуют законы парламента, правительственные декреты, декреты Премьер-министра и членов Правительства, акты местных самоуправлений. Определенную роль в качестве источника права традиционно играет судебная практика.
Особенностью Венгрии является исключительная активность Конституционного суда в процессе нормотворчества. Он не только аннулирует множество законодательных норм, но и самостоятельно формулирует важнейшие правовые принципы, фактически создавая новые нормы права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

На протяжении веков в Венгрии в области регулирования частноправовых отношений господствовало обычное право. Вследствие автономного положения страны в составе Австрийской (с 1867 г. Австро-Венгерской) империи, а также национализма венгерского дворянства распространить на нее действие австрийского Общего гражданского уложения 1811 г. не удалось.
Первые попытки разработать собственный ГК предпринимались в Венгрии еще в 1848 и 1861 гг., однако все они также оказались безрезультатными (если не считать принятого в 1875 г. Торгового кодекса, необходимость которого была связана с требованиями развивающейся буржуазии) из-за мощного противодействия феодально-дворянских сил, заинтересованных в сохранении старых привилегий и широко пользовавшихся консерватизмом и неопределенностью венгерского прецедентного права.
Таким образом, к моменту распада австро-венгерской монархии и восстановления независимости Венгрии в 1918 г. основу ее гражданского права составляло прецедентное и обычное право, дополненное некоторыми письменными законами, например Законом о браке 1894 г.
В межвоенный период попытка осуществить кодификацию гражданского законодательства также не увенчалась успехом. Разработанный на основе действовавшего законодательства, судебной практики и некоторых положений обычного права проект Гражданского кодекса Венгрии 1928 г. не получил силу закона. Вследствие отсутствия прямого законодательного урегулирования некоторых гражданско-правовых отношений суды учитывали положения этого проекта вплоть до принятия ГК 1959 г.
Сразу после освобождения Венгрии Советской Армией от фашизма (апрель 1945 г.) были отменены законодательные акты довоенных и военных лет, носившие феодальный и империалистический характер. В частности, были ликвидированы сословные различия при наследовании, существовавшие в хортистской Венгрии, и расширены права женщин в области семейных прав, опеки и попечительства. Кроме того, по инициативе коммунистов в стране была проведена аграрная реформа, национализированы промышленность, банки, транспорт. В 1948 г. Венгрия вступила на путь строительства социализма.
После установления полного контроля коммунистов над страной новая власть приступила к коренной перестройке гражданского законодательства. В 1948-1949 гг. были изданы законы о государственных предприятиях, учредившие форму национального и коммунального предприятия, а также законодательные акты о договорах поставки, жилищного найма, изобретательстве, перевозках. В середине 1948 г. были разработаны примерные уставы сельскохозяйственных производственных кооперативов трех типов.
Новые основы гражданского права нашли отражение в Конституции Венгерской Народной Республики, вступившей в силу 20 августа 1949 г. Она закрепила ведущую роль социалистической собственности и принципа народно-хозяйственного планирования в экономической жизни страны; в то же время признавались право "трудящихся крестьян" на землю и право на приобретенную трудом собственность, право наследования.
На базе этих принципов в течение 1950-1953 гг. был разработан и введен в действие ряд важных законодательных актов в области гражданского права. Одновременно проведена национализация всех средних промышленных предприятий (свыше 10 работающих), а также жилого фонда, принадлежащего крупным собственникам, частным лицам запрещено заниматься оптовой торговлей. Изданный в 1952 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке урегулировал на новых началах вопросы право - и дееспособности венгерских граждан, а также институты опеки и попечительства (в 1974 г. принят новый Закон о браке, семье и опеке).
В 1959 г. принят первый в истории Венгрии Гражданский кодекс, действующий с изменениями и поныне. Принятие ГК означало завершение более чем столетних усилий по замене обычного права, господствовавшего в области имущественных отношений на протяжении десяти веков.
Система ГК Венгрии отличается определенным своеобразием: часть Первая "Вводные положения" (§ 1-7) (цели и некоторые принципы гражданско-правового регулирования); часть Вторая "Лица" (§ 8-87), охватывающая также нормы о личных правах; часть Третья "Право собственности" (§ 88-197), где, несмотря на название, обособлены институты "права пользования" и владения; часть Четвертая "Обязательственное право" (§ 198-597), включающая общие положения и отдельные виды договоров; часть Пятая "Наследственное право" (§ 598-684); часть Шестая "Заключительные положения" (§ 685-687). Эта система близка к институционной, хотя в отличие от нее имеет развитое обязательственное право и некоторые всеобщие ("вводные") положения.
Принципиальной особенностью системы ГК Венгрии является отсутствие Общей части в смысле систематизации, предусмотренной пандектной системой, хотя, будучи социалистическим, Кодекс не смог полностью отказаться от обособления общих положений, особенно своих целей и задач. Это решение, как и обусловленное им отсутствие некоторых традиционных общих категорий (например, "сделка"), связано с предшествующими особенностями развития венгерского гражданского права. В Кодексе нет и Общей части обязательственного права, а закреплены только общие положения о договорах, куда входят правила о представительстве, доверенности и исковой давности, а также об ответственности за нарушение договора. К ним в качестве самостоятельного раздела примыкает "Ответственность за вред, причиненный вне договора, и за неосновательное обогащение", а вслед за этим излагаются правила об отдельных договорах. В ГК нет самостоятельного раздела об авторском праве. Его важнейшие нормы содержатся в Законе III 1969 г. об авторском праве, измененном Указом 1978 г. N 27.
Социалистическое гражданское право Венгрии подвергалось существенным коррективам по мере того, как коммунистическое правительство пыталось повысить эффективность экономики путем проведения осторожных рыночных реформ. Уже в ГК 1959 г. частная собственность получила самостоятельное закрепление (§ 93 ГК). В 1960-1970-е гг. постепенно были расширены возможности частного предпринимательства. В 1977 г. принята новая редакция ГК. В 1984 г. - Закон о запрещении недобросовестной хозяйственной деятельности. Он содержал правила поведения хозяйственных организаций на рынке, налагал запрет на недобросовестную конкуренцию, обман потребителей, действия по ограничению конкуренции, злоупотребления экономическим превосходством. Закон защищал предприятия от неправомерных действий их партнеров, охраняя тем самым интересы потребителя.
После восстановления в стране парламентской демократии в 1989 г. гражданское право Венгрии вернулось к классическим "буржуазным" принципам полностью. Конституция в редакции 1990 г. устанавливает, что "экономика Венгрии представляет собой такое рыночное хозяйство, в котором общественная собственность и частная собственность равноправны и пользуются равной защитой" (п.1 ст.9), а также что "Венгерская Республика признает и поддерживает право предпринимательства и свободу экономической конкуренции" (п.2 ст.9).
Как и другие бывшие социалистические страны, Венгрия в 1990-е гг. активно развивала законодательство о предпринимательской деятельности. При этом первые акты в этой области были приняты еще при социализме, до смены режима. Так, уже в 1988 г. изданы Закон об инвестициях иностранных лиц в Венгрии и Закон о хозяйственных обществах (в нем помимо АО регулируются также ТОО и другие типы товариществ). В 1990 г. приняты законы об индивидуальном предпринимательстве и о запрещении недобросовестного рыночного поведения.
Через несколько лет с учетом накопленного опыта последовало рыночное законодательство "второго поколения". Первый Закон о хозяйственных обществах был заменен Законом 1997 г. ("Новый закон о компаниях"). В 1996 г. принят также новый Закон о запрещении недобросовестного рыночного поведения и ограничения конкуренции, который содержит перечень недопустимых действий и соглашений для физических и юридических лиц, а также для хозяйственных товариществ без права юридического лица.
Постепенно создается правовая база для земельного рынка. В 1994 г. принят Закон о пахотных землях, в соответствии с которым граждане Венгрии и иностранцы могут приобретать право собственности на участок пахотной земли, не превышающий 300 га или оцениваемый в 6 тыс. золотых форинтов.
Радикальной либерализации подверглись семейно-брачные отношения. В 1996 г. Венгрия легализовала однополые гражданские браки; отныне однополые пары пользуются теми же правами, что и обычные супруги (за исключением права усыновления детей). Таким образом Венгрия присоединилась к Дании, Швеции и Норвегии, где подобные браки были узаконены ранее.
Новое частное право Венгрии сочетает рыночные, либеральные начала с социальными, что особенно заметно в сфере трудового права. Трудовой кодекс (ТК), принятый в 1992 г., представляет собой попытку соединить позитивный опыт прежнего венгерского права и многие положения трудового законодательства развитых стран Запада, прежде всего ФРГ. ТК 1992 г. воплощает европейский тип трудового права, четко ориентированный на социальную рыночную экономику и основывающийся на признании роли капитала, частной собственности, прерогатив предпринимателей и не менее важной роли труда, профсоюзов, трудовых коллективов.
Будучи небольшим по объему (215 статей), ТК 1992 г. охватывает далеко не все вопросы регулирования трудовых отношений. Его дополняют специальные законы о труде, в числе которых Закон о технике безопасности и производственной санитарии (1993); о забастовках (1989); о защите профсоюзной собственности (1991); о добровольном характере выплаты профсоюзных взносов (1991).
В новом ТК Венгрии отсутствуют положения декларативного характера, присущие социалистическим кодексам. Из основных трудовых прав осталось лишь провозглашение равенства всех работников в сфере труда, запрет дискриминации. В ТК включено большое число норм, не известных прежде венгерскому трудовому законодательству (например, раздел, посвященный регулированию труда высших управляющих; запрет нанимателям раскрывать третьим лицам сведения о работниках и высказывать о них свое мнение без их согласия или в случаях, предусмотренных законом; закрепление условий признания недействительными договоров о труде и т.д.).
Кодекс закрепляет возможность субсидиарного применения к регулированию трудовых отношений гражданского законодательства. В его тексте много ссылок на нормы и положения гражданского права, которые в ряде случаев прямо привлекаются для решения вопросов регулирования труда, например: регулирование "пакта о неконкуренции"; использование конструкции "злоупотребления правом", "осуществления прав в соответствии с их назначением".
Развитие гражданского процессуального права в Венгрии в первой половине XX в. определялось ГПК 1911 г., созданным с учетом немецкого ГПК 1877 г. и австрийского ГПК 1895 г. В социалистический период он был заменен ГПК 1952 г., составленным под сильным влиянием ГПК РСФСР 1923 г. и ограничившим права сторон в пользу суда и прокурора. В 1990-е гг. этот Кодекс претерпел некоторые изменения, связанные с отказом от прежних, социалистических концепций. В 1994 г. Конституционный суд Венгрии постановил, что право прокуроров самостоятельно подавать иски в защиту интересов граждан несовместимо с конституционным принципом, согласно которому граждане вправе сами определять, каким образом осуществлять свои гражданские права. Соответствующие статьи ГПК были признаны неконституционными. После вынесения этого решения прокуроры вправе возбуждать производство по гражданским делам лишь в том случае, если заинтересованное лицо не способно самостоятельно защищать собственные интересы. В 1997 г. с введением апелляционной инстанции в Венгрии произошел переход от трехуровневой к четырехуровневой системе правосудия.


Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

Основы судебной системы установлены Конституцией. Венгерская судебная система в период демократических преобразований 1989-1990-х гг. подверглась относительно небольшим изменениям. С рядом изменений продолжает действовать Закон 1972 г. о судах и Закон 1972 г. о прокуратуре Венгерской Республики.
Согласно Конституции суды защищают и обеспечивают конституционный строй, права и законные интересы граждан, наказывают лиц, совершивших преступления. Они контролируют законность решений публичной администрации. Судьи независимы и подчиняются только закону. Они не могут состоять в партиях и заниматься политической деятельностью.
Система судов общей юрисдикции включает Верховный суд, столичный и областные суды, а также местные суды. Законом могут учреждаться специальные суды для определенных категорий дел. В Венгрии отсутствует отдельная система военных судов; специальные составы в рамках системы судов общей юрисдикции разрешают дела в отношении военнослужащих, включая полицию.
Верховный суд дает принципиальное направление деятельности всех судов. Его директивы и принципиальные решения для судов обязательны (§ 47 Конституции).
За исключением председателя Верховного суда и его заместителей, все венгерские судьи назначаются Президентом по предложению министра юстиции, который осуществляет это право на основе предложений, сделанных районными профессиональными ассоциациями судей. Председателя Верховного суда избирает Государственное собрание большинством в 2/3 голосов депутатов по предложению Президента. Заместители председателя назначаются Президентом по предложению председателя. Освобождение судей от должности возможно только по основаниям и в порядке, которые устанавливаются законом.
Суды выносят решения в составах, образованных из профессиональных судей и народных заседателей (в первой инстанции); однако закон может предусмотреть исключения из этого правила.
В соответствии с Законом "О судах" в Венгрии учрежден Национальный судебный совет, состоящий из 21 члена и 20 заместителей, избранных на пленарной ассамблее судей каждого региона. Совет осуществляет ряд полномочий, связанных с функционированием судебной власти, в частности, он призван одобрять годовой бюджет, предложенный судебной властью, выделение ассигнований различным региональным судебным органам, фонд заработной платы. Распоряжения министра юстиции, затрагивающие вопросы управления судами, также подлежат одобрению Национальным судебным советом, который наряду с этим высказывает свое мнение по поводу законопроектов, касающихся судебных органов и судей.
Органом конституционного контроля в Венгрии является Конституционный суд (КС). Он был учрежден в 1989 г. вместо включенного в Конституцию в 1983 г. слабого Конституционно-правового совета, в задачу которого входила скорее имитация конституционного надзора, чем его действительное осуществление.
КС состоит из 11 членов, избираемых Государственным собранием большинством в 2/3 голосов депутатов. Кандидатуры предлагаются комитетом, в состав которого входят по одному члену от каждой из партийных депутатских групп. Срок полномочий членов КС - 9 лет, и переизбрание не допускается; предельный возраст - 70 лет. Из своего состава члены КС избирают (на 3 года) председателя и его заместителя, которые в пределах срока своего мандата в КС могут быть переизбраны.
В компетенцию КС входит проверка конституционности правовых норм и решение других задач, возложенных на него законом. Неконституционные нормы отменяются. Согласно Закону о Конституционном суде 1989 г. КС осуществляет предварительный контроль конституционности отдельных положений законопроектов, принятых, но не опубликованных законов, регламента Государственного собрания, международных договоров и последующий контроль конституционности правовых норм и прочих правовых средств государственного руководства, а также разрешает дела об их расхождении с международными договорами и устраняет неконституционность, допущенную по оплошности. Он разрешает конституционно-правовые жалобы на нарушение гарантированных Конституцией прав, а также компетенционные конфликты между органами публичной власти. В компетенцию КС входит, кроме того, толкование положений Конституции.
Венгерский КС по своей активности намного превзошел все остальные конституционные суды. В 1990-е гг. он проявил себя как важнейшая политическая сила, играя наряду с парламентом ключевую роль в формировании новой правовой системы страны.
Прокуратура в Венгрии, как и в социалистический период, является независимым органом (существуют проекты включить ее в систему Министерства юстиции). В докоммунистический период система прокуратуры в Венгрии имела сходство с традиционной западноевропейской моделью. Подчиняясь Министерству юстиции в соответствии с Законом о Королевском обвинителе (1871), Королевский обвинитель обладал лишь некоторой ограниченной степенью независимости. В 1953 г. в Венгрии была создана прокуратура советского типа.
В задачу генерального прокурора и прокуратуры входит, в соответствии с § 51 Конституции, обеспечение охраны прав граждан, а также неуклонное преследование любого деяния, наносящего ущерб или создающего угрозу конституционному строю, безопасности и независимости страны. Прокуратура ведет следствие по определенным законом делам, осуществляет надзор за законностью следствия, представляет обвинение в судебном процессе, а также осуществляет надзор за законностью исполнения наказаний. Она участвует в обеспечении соблюдения законов всеми общественными организациями, государственными органами и гражданами. В установленных случаях и порядке прокуратура выступает в защиту законности.
Генеральный прокурор избирается Государственным собранием по предложению Президента, а заместителей генерального прокурора по его предложению назначает Президент. Генеральный прокурор ответственен перед Государственным собранием и обязан отчитываться перед ним о своей деятельности. Он назначает всех прокуроров, руководит системой органов прокуратуры и направляет ее работу.
В 1989 г. учреждены новые конституционные институты парламентского контроля- Уполномоченный Государственного собрания по гражданским правам и Государственная счетная палата.
Уполномоченный избирается Государственным собранием по предложению Президента 2/3 голосов. Первый уполномоченный был избран лишь в 1995 г. Согласно ч.1 § 32/В.1 Конституции Венгрии "Уполномоченный Государственного собрания по гражданским правам проверяет или организует проверку ставших ему известными фактов нарушения конституционных прав и принимает меры для их восстановления". Государственное собрание может избирать специальных уполномоченных по защите отдельных конституционных прав и уполномоченного по правам национальных и этнических меньшинств. Уполномоченные не могут принимать обязательные к исполнению инструкции, но вправе публично высказывать свое суждение и давать рекомендации. Функции уполномоченных и прокуратуры частично пересекаются, особенно в области надзора за решениями административных органов. Обратиться к уполномоченному и возбудить соответствующее производство может в определенных законом случаях любое лицо. Уполномоченный ежегодно отчитывается перед Государственным собранием об опыте своей деятельности.
Государственная счетная палата является финансово-хозяйственным контрольным органом Государственного собрания. В этих рамках Палата проверяет обоснованность представляемого Правительством проекта государственного бюджета, необходимость и целесообразность государственных расходов, контрасигнует договоры, относящиеся к получению бюджетных кредитов, осуществляет предварительный надзор за законностью использования бюджетных средств, проверяет составленный Правительством отчет об исполнении государственного бюджета. Палата контролирует использование государственного имущества, экономичность деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности, выполняет прочие задачи, предусмотренные законом. О результатах своих проверок она информирует Государственное собрание, причем отчеты подлежат опубликованию. Председатель Государственной счетной палаты и его заместители избираются Государственным собранием 2/3 голосов.

Литература

Венгерская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989-1992). М., 1996.
Чизмадиа А., Ковач К., Асталош Л. История венгерского государства и права. М., 1986.
Antalffy G. Development of the Political and Legal System of the Hungarian People"s Republic in the Past 30 Years. Budapest, 1975.
Kovacs I. Hungary // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1976. P.H13-27.

Венгерская республика .

Страна названа по этнониму народа - венгры.

Столица Венгрии . Будапешт.

Площадь Венгрии . 93030 км2.

Население Венгрии . 10106 тыс. чел.

Административное деление Венгрии . Состоит из 25 административных единиц, в т. ч. 19 областей (медье) и 6 городов, включая столицу, приравненных к медье.

Форма правления Венгрии . Парламентская республика.

Глава государства Венгрии . Президент, избираемый на 4 года.

Высший законодательный орган Венгрии . Однопалатное Государственное собрание, избирается сроком на 5 лет.

Высший исполнительный орган Венгрии . Совет министров.

Крупные города Венгрии . Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печ.

Государственный язык Венгрии . Венгерский.

Валюта Венгрии . Форинт = 100 филлерам.

Климат Венгрии . континентальный, сухой, с жарким летом и холодной зимой. Среднегодовая температура + 10 °С. Число солнечных в году составляет 1979, что больше, чем в других странах, расположенных в тех же широтах. Осадков выпадет 900 мм в год на юге и 450 мм в центре. Высшая точка - гора Кекеш (1015 м).

Флора Венгрии . Примерно 18% территории страны покрыто , расположенными главным образом на склонах гор. В основном это лиственные леса, где произрастают дуб, береза, липа, клен.

Фауна Венгрии . В лесах Венгрии обитают лисы, зайцы, ежи, суслики, олени, косули, дикие кабаны. Среди птиц часто встречаются аист, цапля, дикая утка, журавль, дрозд, сова, дятел. В и озерах водится много видов пресноводных рыб.

Реки и озера Венгрии . Главные реки Венгрии - и Тиса. Балатон - самое большое в Центральной Европе и самое теплое в регионе, его окрестности - крупный курортный район.

Достопримечательности Венгрии . Церковь в Яке, церковь в Ньирбато-ре, дворец Эстергази в Фершеде, собор в Тате, собор в Пе-че, башня в Сегеде, здание парламента и Национальный музей, Национальная художественная галерея, дворцовый комплекс XIII-XVII вв. с Королевским дворцом и крепостью в . - страна музыки и танца, различных фестивалей - музыкальных, театральных, цветочных карнавалов.

Полезная информация для туристов

Музеи, как правило, работают ежедневно с 10.00 до 18.00, выходной день - понедельник. Многие музеи один день в неделю открыты для бесплатного посещения. Продуктовые магазины обычно работают с 7.00 до 19.00 часов в будние дни, по субботам-до 14.00. Крупные торговые центры, универмаги открыты в будние дни с 10.00 до 18.00 часов, по субботам - с 9.00 до 13.00. Многие супермаркеты не имеют выходных дней. Напряжение в сети - 220 В, частота тока - 50 Гц.

Почтовые ящики в Будапеште цвета. В Венгрии принято писать сначала фамилию, а потом имя. Оказание первой медицинской помощи и доставка в больницу в Венгрии для всех, в том числе и для туристов, бесплатны. Оплачивается только последующее лечение. Поэтому перед поездкой следует оформить медицинский полис.

Столица Венгрии - Будапешт - знаменитая «жемчужина Дуная». Могущественная река разделяет город пополам. Мост через нее был возведен только в девятнадцатом столетии. Конструкция соединила венгерскую столицу Буду и города Обуда и Пешт.

Общая информация

Столица Венгрии является главным политическим, коммерческим, культурным, транспортным и промышленным центром страны. В городе проживает приблизительно два миллиона двести тысяч человек (это пятая часть всей Венгрии). По площади Будапешт занимает шестое место среди всех стран Евросоюза. Это единственный город, лежащий на обеих сторонах Дуная. Два района, разделенные рекой, существенно отличаются друг от друга в структурном плане.

Буда

Эта часть города - небольшая по площади, древняя, завораживающая своими красотами. Она очаровывает вымощенными булыжником улочками, маленькими красочными домиками, сочетанием неоклассической и средневековой архитектуры. Буда построена на пологих холмах в западной части Дуная. Одна из главных достопримечательностей - Крепостной Холм - узкая, плоская и длинная возвышенность, находящаяся в кольце прекрасно сохранившихся построек в стиле барокко, ренессанса или готики. Она увенчана величественным Королевским Дворцом.

Пешт

Эта часть столицы располагается на равнинных землях. Здесь сконцентрирована деловая жизнь. В Пеште множество крупных торговых комплексов, возведенных на широких проспектах. Здание Парламента, построенное в неоготическом стиле, является самым известным в городе. Издали оно напоминает английский Парламент, только без легендарного Биг Бена.

Географическое положение

Столица Венгрии - Будапешт - находится в низменном Карпатском бассейне. Она окружена Альпами, Карпатами и южнославянскими горными хребтами. Высшая точка города - г. Яноша. Ее высота - 527 метров. Согласно геотектоническим данным, населенный пункт находится в зоне разлома. Этим объясняется наличие множества термальных источников, благодаря которым город обрел славу прекрасного курорта.

Взгляд в прошлое

Земли, на которых в настоящее время находится столица Венгрии - Будапешт, стали заселяться не одну тысячу лет назад. Установлено, что с третьего века до н.э. здесь проживали племена кельтов. Незадолго до наступления нашей эры территория вошла в состав Римской Империи. Венгры обосновались на этих землях в конце девятого столетия. В XIII в. Буда получила статус главного города страны. Древняя столица Венгрии оказалась в бедственном положении в 1541 году, после турецкого захвата. Город постепенно приходил в упадок, количество его жителей снижалось. Населенный пункт удалось освободить в 1686 году.

Восемнадцатый век ознаменован началом широкомасштабной застройки. В столице появилось множество новых районов. Объединение Буды, Обуды и Пешта произошло в 1873 году. Через семь лет была разработана новая концепция города, согласно которой проложили новые магистрали и организовали тройное бульварное кольцо недалеко от авеню.

Из-за боевых действий во время Второй Мировой столица серьезно пострадала. Однако после завершения войны многие здания удалось восстановить.

В 1950 году произошло присоединение предместий к центральной части города. Так образовался Большой Будапешт. Метро появилось в столице в 1960-х.

Транспортная система

Город Будапешт имеет разветвленную сеть общественного транспорта. Она включает двадцать девять трамвайных, четырнадцать троллейбусных и сто восемьдесят автобусных линий. Кроме того, в нее входят зубчатая железная дорога и три линии метрополитена. Общественный транспорт начинает свое движение в половине пятого утра, а заканчивает в одиннадцать вечера.

Острова

В пределах столицы находится семь островов. Это Чепель, Хайодьяри сигет, Маргит, Палотаи, Харош-сигет, Непсигет и Мольнар-сигет.

Остановимся подробнее на острове Маргит. Он был назван таким образом в честь дочки короля Белы Четвертого Маргариты (по-венгерски ее имя звучит как «Маргит»). Длина острова составляет 2.5 км, а площадь - 0.965 кв. км. Большая часть этого объекта занята парком и многочисленными оздоровительными заведениями. На его территории оборудованы велодорожки, фитнес-центр и другие зоны для развлечений. В тринадцатом столетии на острове возвели монастырь доминиканского ордена. В нем подвизалась вышеупомянутая Маргарита. Позднее о. Маргит пришел в запустение. Период забвения завершился лишь в восемнадцатом веке. На острове построили дворец, а пустовавшие земли засадили красивыми цветами и редкими породами деревьев.

Погода

Климат в столице умеренно-континентальный. Зимы, как правило, мягкие и короткие. В летний период температура высокая, но изнуряющая жара стоит редко.

«Воздушные ворота»

Международный аэропорт «Ферихедь» начал функционировать в 1950 году. Через одиннадцать лет после его открытия длина взлетной полосы была увеличена с 2500 до 3010 метров. Аэропорт оборудован тремя пассажирскими терминалами. В 2011 году ему было присвоено имя Ф. Листа.

Достопримечательности

Столица Венгрии является очень популярным среди туристов местом. В Будапеште множество красивейших памятников, установленных как много веков назад, так и в наши дни. Особый интерес представляет архитектура города, отражающая все разнообразие стилей.

Будайский дворец

Он расположен в старой части города. Впервые этот дворец стал резиденцией короля в тринадцатом веке, и успешно выполнял возложенные на него функции на протяжении еще семисот лет. В нем проживали такие короли, как Лайош Великий, Карл Третий и Маттиаш Первый. В настоящее время дворец является местом размещения множества музеев.

Будайский лабиринт

Столица Венгрии славится еще одним необычным местом. Это природный лабиринт, находящийся под описанным выше дворцом. Больше таких естественных катакомб нет нигде на планете.

Длина лабиринта составляет 1 километр 200 метров. Его глубина - шестнадцать метров. Ежедневно (кроме субботы и воскресенья) на территории этих катакомб проводятся увлекательные экскурсии. На представленной в лабиринте выставке освещается история Венгрии с древности до сегодняшних дней. Традиционное завершение каждой экскурсии - «шведский стол».

Парламент

Города Венгрии Пешт, Обуда и Буда были объединены в 1873 году. Через семь лет после этого знаменательного события члены Государственного собрания приняли решение о строительстве здания парламента. Предполагалось, что это подчеркнет суверенность венгерской нации. Победителем в объявленном конкурсе стал архитектор И. Штейндл. Некоторые задумки его соперников были реализованы в строениях Этнографического музея и Министерства сельского хозяйства.

Работа над знаковым сооружением была начата в 1885 году. Через одиннадцать лет в его стенах прошло первое заседание Государственного собрания. Строительство было полностью завершено лишь в 1906 году. Здание возведено в эклектическом стиле. Кроме того, в нем можно рассмотреть черты ренессанса, неоготики и барокко.

Площадь Героев

Эта площадь - одна из главных в столице. Она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Недалеко находится Городской парк. В центре площади возведен Мемориал Тысячелетия. Это композиция с лидерами семи племен, основавших Венгрию в девятом веке, а также с другими выдающимися историческими фигурами, сыгравшими важную роль в развитии государства.

Площадь Свободы

Это одна из самых импозантных площадей столицы. Она находится в окружении красивейших зданий - Венгерского Национального Банка, Американского посольства и телецентра. В северной части площади можно увидеть памятник Советским солдатам.

Улица Ваци

Это сердце столицы. Данная улица является пешеходной. Она берет свое начало от пл. Вёрёшмарти, проходит вдоль Дуная и упирается в пл. Фёвам и живописный рынок. На Ваци открыто множество магазинов, именно поэтому улица столь популярна у туристов и местных модников. Она известна не только своими бутиками. В этом районе можно увидеть уникальные памятники архитектуры. Фасады многих зданий декорированы мозаикой и замысловатыми чугунными украшениями. Ваци называют центром не только покупок, но и развлечений. На улице длиной в несколько сот метров расположены элитные рестораны и бюджетные кафе, а также гостиницы разных уровней.

Проспект Андраши

Его строительство началось в 1870 году. Некоторые отмечают, что этот проспект в чем-то напоминает небезызвестные Елисейские поля. В конце каждого лета он становится местом проведения знаменитого Будапештского парада.

Подробнее о государстве

Венгрия - страна, которая находится в центре Европы. На ее территории проживает десять миллионов человек. Общая площадь составляет девяносто три тысячи квадратных километров. На сто восьмом месте в мире по территории и на восемьдесят девятом по численности населения находится Венгрия. Язык, наделенный статусом государственного, - венгерский.

Страна состоит из двадцати административно-территориальных единиц. Выхода к морю у нее нет. Венгрия на карте мира граничит с Сербией, Украиной, Хорватией, Румынией, Австрией и Словенией.

Превалирующая религия - католицизм. Ее приверженцами являются более пятидесяти процентов жителей страны. В настоящее время Венгрия (Будапешт - столица) считается страной с динамично развивающейся экономикой. С 1955 года она является членом НАТО.

История Венгрии

Вплоть до начала четырнадцатого столетия в стране правили Арпады. Затем их сменяли династии Анжу, Ягеллонов, а также нединастические монархи. В 1687 году государство вошло в состав владений Габсбургов. 1848-1849 гг. ознаменованы национальной революцией. Ее предводителем был Лайош Кошут. Восстание было подавлено только благодаря помощи русского экспедиционного корпуса. Им командовал генерал Паскевич. Но все же в 1867 году Франц Иосиф пошел на компромисс с элитой страны. Результатом стала трансформация Австрийской империи в двуединое государство. История Австро-Венгрии вошла в новое русло. В стране был сформирован законодательный орган - Государственное Собрание, состоявший из двух палат - Депутатов и Пэров.

Карл Австрийский - последний венгерский король - взошел на престол в 1916 г. под именем Карла Четвертого. Его отстранение от власти произошло уже через два года. Умер правитель в абсолютном забвении в 1922 г. Примечательно, что в 2004 г. по инициативе католической церкви его причислили к лику блаженных.

Результатом демократических восстаний, прокатившихся по стране после Первой мировой, стал распад Австрийской монархии. На ее землях были образованы следующие государства: Чехословакия, Австрия, Королевство словенцев, сербов и хорватов, а также Венгрия. На карте мира стало на четыре самостоятельные страны больше.

16.11.1918 г. Венгрия обрела статус народной республики, однако вскоре он был утерян. Это произошло в результате монархического мятежа. 6.08.1919 республика пала. Монархию восстановили, но определить короля не удалось. Главой государства назначили регента Миклоша Хорти.

В 1938 г. вступила в союз с гитлеровской Германией Венгрия. Карта страны благодаря этому пополнилась следующими территориями: Закарпатьем и частью Чехословакии. Через два года в составе государства оказалась еще и Трансильвания. После того как Венгрию заняли войска антигитлеровской коалиции, регент спешно покинул страну. Государственное Собрание было созвано осенью 1945 г. В 1946 г. его представителями был принят закон о государственной форме. Согласно этому документу, Венгрия (карта представлена в статье) обрела статус республики. Главой страны, соответственно, отныне являлся президент, избираемый Государственным Собранием.

Особенности экономического развития

Венгрия (фото см. в статье) - страна со стремительно развивающейся экономикой. Большинство рыночных преобразований в ней уже практически завершено. Что касается преимуществ установившейся системы, то они заключаются в следующем: в настоящее время страна открыта для иностранных инвестиций, в ней организована эффективная система налогообложения, бюрократизация снижена до возможного минимума. Кроме того, Венгрия отличается развитым промышленным производством (особенно это наблюдается на модернизированных предприятиях), снижающейся инфляцией и полностью конвертируемой валютой (с 2001 г.). При перечислении слабых сторон действующей экономической системы в первую очередь упоминают разрыв во внутреннем развитии, при котором у восточных сельских территорий не имеется должного финансирования. Разница в доходах населения по-прежнему высока. Энергии производится недостаточно. Отмывание денежных средств контролируется не на должном уровне.

Основным партнером страны во внешней торговле является Германия, обеспечивающая более двадцати пяти процентов товарооборота Венгрии.

Армия

Существенное сокращение и реформирование вооруженных сил страны было произведено по завершении холодной войны. Сегодня они сформированы из двух родов - ВВС и сухопутных войск. Последние также известны как Honvedseg (Корпус защитников Родины).

Венгрия (Будапешт - столица страны) стала руководствоваться новыми стандартами в вопросах организации армии и вооружения после вступления в НАТО. В 2004 году был произведен переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Государственные символы

Флаг Венгрии представляет собой полотнище прямоугольной формы. Он состоит из трех одинаковых горизонтальных полос красного, белого и зеленого цветов. Отношение длины к ширине - 3:2. Почему флаг Венгрии окрашен именно в такие цвета? Это объясняется следующим образом: красный выступает символом крови патриотов, пролитой в боях за независимость страны; белый - символом благородства и нравственности венгерского народа; зеленый отражает надежду на благостное будущее страны.

Герб Венгрии - это щит, разделенный на две части (на левой - красные и белые полосы, на правой - патриарший крест, покоящийся на золотой короне, которая стоит на зеленой горе с тремя вершинами). Он венчается короной св. Стефана.

Самые примечательные населенные пункты страны

Карта Венгрии с городами, которую вы можете видеть ниже, дает представление о территориальном делении страны. Наибольшая площадь у столицы - Будапешта, наименьшая - у городка Пальзаха с его 1114 жителями. Самая крупная деревня Solymar является домом для десяти тысяч человек, а самая маленькая - всего лишь для двадцати.

Восточной столицей страны называют Дебрецен. Он регулярно становится местом проведения различных мероприятий, включая фестивали поэзии, дни джаза, международные конкурсы хоров и потрясающие цветочные карнавалы.

Особенно популярен среди любителей музеев небольшой православный город Сентендре. Он обладает особым очарованием благодаря своим симпатичным улочкам и красиво оформленным домикам. Незабываемые впечатления оставят многочисленные кондитерские, из которых доносится головокружительный аромат свежей выпечки.

Когда-то город Вышеград был столицей государства. В настоящее время от него остались только развалины. По мистическому совпадению, уцелела только Башня Соломона, которая долгое время была местом заключения небезызвестного графа Дракулы. Городок находится в сорока километрах от столицы.

Природные достопримечательности

Венгрия (фото представлены в статье) - невероятно красивая страна. И она славится не только своими памятниками архитектуры, музеями, монументами и т. п. На ее территории множество природных достопримечательностей. О некоторых из них поговорим подробнее.

Балатон

Это озеро - крупнейшее на территории Центральной Европы. На его побережье бьют термальные и минеральные источники. Водоем судоходный, в нем обитает более двадцати видов рыб. Для ухода за многочисленными лебедями, живущими в этих местах, организована специальная служба.

Национальный парк на Прибалатонской возвышенности

Он располагается севернее о. Балатон. Парк был основан в 1997 году. Он отличается вулканическим ландшафтом. Эта местность гористая, там можно увидеть и потухшие вулканы, и опустевшие гейзеры, и выходы лавы, запоминающиеся своими причудливыми формами. На западном лугу Шашди можно увидеть реликтовое растение ледникового периода - первоцвет мучнистый. Его не найти больше нигде в Венгрии.

Хевиз

Это термальное озеро находится около одноименного города. Его площадь составляет сорок семь с половиной тысяч квадратных километров. Вода в этом озере богата аммонием, калием, кальцием, натрием, фторидами, хлоридами, йодидами, бромидами, перекисью карбоната, сульфатами, сульфидами, метаборной кислотой и растворенным кислородом. Неудивительно, что это место популярно среди тех, кто хочет поправить свое здоровье.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Многие города Венгрии славятся уникальными достопримечательностями, представляющими особую культурную, историческую, архитектурную ценность. Причем не только в столице есть на что посмотреть.

Холлокё

Это село - единственный в своем роде этнографический музей под открытым небом. Примечательно то, что в нем по сей день проживают люди. Все население Холлокё, а это более четырехсот человек, трепетно относится к сохранению народных традиций и образа жизни предков. Большинство строений в деревне представляют собой глинобитные дома с верандами, украшенными витиеватой резьбой. Местные жители активно занимаются гончарным делом, традиционной вышивкой, резьбой по дереву. Посещение этого места оставляет неизгладимые впечатления, особенно у жителей мегаполисов.

Пещеры Аггтелека

Они находятся на территории Национального парка. Самая известная и большая - Барадла. Ее длина составляет двадцать шесть километров.

Словацкий карст

Этот горный массив располагается на границе двух государств - Словакии и Венгрии. С 1973 года его охраняют как особую форму рельефа. Близлежащая территория имеет статус биосферного заповедника. Массив состоит из известняков и доломитов. Его покрывают грабовые и дубовые леса.

Заключение

Венгрия - страна с долгой и сложной историей. Ее столица - Будапешт - имеет интересное происхождение. Главный город государства был образован благодаря слиянию нескольких населенных пунктов. Дунай, словно рассекающий Будапешт пополам, является своеобразной границей между двумя частями столицы, контрастными с исторической и географической точки зрения. Карта Венгрии с городами, представленная в статье, отражает эту особенность города.

Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет Украины

Кафедра украиноведения и политологии

Комплексная контрольная работа

по курсу «Политология»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ВЕНГРИИ

Выполнила: студ. гр. МО-01-1

Мазина Мария

Преподаватель: асс. Вергун А.В.

Днепропетровск

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире 2

2. Конституция государства 3

3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура, схема 4

4. Форма государства 5

4.1. Форма государственно-территориального устройства 5

4.2 Форма правления 5

4.3 Тип политического режима 6

5. Форма избирательной системы 6

6. Модель президентской власти 7

7. Тип парламентаризма 7

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция) 8

9. Тип партийной системы 9

10. Основные общественные организации и движения 9

11. Правовое положение личности 10

12. Тип государства 11

13. Тип политической системы и его характеристика 11

14. Список используемой литературы 12

В Венгрии формально продолжает действовать Конституция 1949 года, в которой почти ничего не осталось не только от первоначального текста, но и от демократизированной в 1972 году редакции.

Основные поправки, принятые 23 октября 1989, изменили официальное название страны с «Народной Республики» на «Республику» Венгрия, гарантировали многопартийную систему и ввели вместо президентского совета пост президента страны. 386 членов парламента избираются каждые четыре года. В середине 1990 после более чем четырех десятилетий диктатуры были проведены свободные выборы.

С внесением изменений в конституцию в 1989 и в августе 1990 Венгрия стала парламентской республикой. Согласно конституции, Венгерская Республика – суверенное и демократическое правовое государство, вся власть принадлежит народу, осуществляющему суверенитет непосредственно или через избираемых представителей.

В действующей редакции венгерской Конституции получили отражение все либеральные и демократические тенденции. Вместе с тем, некоторые социалистические родимые пятна здесь еще остались. Венгерская Конституция в редакции 1972 года принадлежала к наименее тоталитарным социалистическим конституциям, а коммунистический режим в Венгрии был более либерален, чем в большинстве социалистических стран.

Коренным образом изменилось и конституционное регулирование организации и функционирования публичной власти. Основная тенденция заключается в стремлении обеспечить демократическое правление на основе права, гарантирующее соблюдение властью провозглашенных в конституции прав и свобод. На место принципа единства власти, формального полновластия советов, прикрывавшего полновластие коммунистических партий, приходит принцип разделения властей, который часто прямо закрепляется в конституциях.

Реализация этого принципа в конкретных конституционных нормах и институтах, а особенно в практике их функционирования, иногда не отличается последовательностью. Не всегда соблюдается необходимый баланс между законодательной и исполнительной властями. Нередко слишком слабой оказывается судебная власть. А между тем взаимное уравновешивание властей составляет главный смысл принципа разделения властей, препятствующего монополизации власти каким-либо одним органом или лицом. Недостатки эти объяснимы: на новой демократической идеологии власти должны еще вырасти новые поколения носителей публично-властных полномочий. А пока приходится считаться с определенной социальной инерцией. Настоящая демократия не может возникнуть с сегодня на завтра, должны сложиться демократические привычки и традиции.

Отношения между тремя институтами управления – парламентом, главой государства и главой правительства – строятся на основе демократических принципов контроля и равновесия.

Парламент (на 4 года)

Государственное собрание (176+152+58 = 386 членов)

Однопалатный парламент Государственное собрание – избирается по смешанной системе. 176 депутатов выбираются по одномандатным округам, 152 – по многомандатным округам на основе пропорционального представительства, 58 – на основе общего пропорционального представительства в масштабах страны.

Собрание избирает президента, премьер-министра, членов Конституционного суда, спикера национальных и этнических меньшинств, председателя Верховного суда и генерального прокурора. Важнейшие законы должны приниматься большинством в две трети, что обеспечивает права в законотворчестве и представителям оппозиции. Для внесения изменений в конституцию необходимо две трети голосов. Парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти с помощью депутатских запросов и интерпелляций, а также работы парламентских комиссий.

Собрание имеет председателя, трех его заместителей и восемь секретарей. Сессии проводятся обычно с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября по 15 декабря. Заседания открытые и транслируются по телевидению.

Глава государства президент Республики с довольно ограниченными конституционными полномочиями, который одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Избирается парламентом сроком на пять лет и может быть переизбран на второй срок.

Орган исполнительной власти правительство – формирует премьер-министр, избираемый по предложению Президента Государственным собранием.

Высшими судебными органами страны являются Верховный Суд , в компетенцию которого входят гражданские и уголовные дела, и Конституционный Суд , прерогативами которого являются надзор за соблюдением конституции, экспертиза нормативных актов на предмет их соответствия основному закону, принятие решений в случае споров между органами государственной власти.

Гуляш, автобусы «Икарус», группа Omega, кубик Рубика – примерно такие ассоциации возникают у нас при упоминании Венгрии. Но этой небольшой европейской стране есть ещё, чем похвастаться – здесь изобрели шариковую ручку, здесь творили Имре Кальман и Ференц Лист, здесь ходит самый длинный трамвай в мире (54 метра)!

Ну, и, конечно же, Венгрия знаменита своей столицей – Будапештом. Вот о нем мы и поговорим сегодня – все самое интересное в нашем ТОП-6!

Факт №1: Столица Венгрии состоит из двух частей

Они так и называются – Буда и Пешт. Первая часть более холмистая, вторая – условно «плоская». Когда-то это были два разных городка, расположенных на противоположных берегах Дуная – и только в 1873 году торговый Пешт и старинную Буду объединили в современную «жемчужину Дуная».

Сегодня части столицы Венгрии соединяются многочисленными мостами – самый старый из них Цепной окончательно связал Пешт и Буду. Кстати, это один из символов Будапешта и Венгрии – фото Цепного моста есть в камере у каждого туриста, покидающего город.

Факт №2: Столица Венгрии – Будапешт – считается одним из лучших курортов

Мы привыкли, что столица – это, прежде всего, правительственные кварталы и бизнес-центры. А вот в Будапеште, помимо всего прочего, принято отдыхать с пользой для здоровья! Под городом, примерно на глубине 1 километра, пролегают термальные источники – впервые их стали использовать еще древние римляне. Кстати, именно они и построили на месте будущей столицы Венгрии первые купальни.

Сегодня большая часть купален имеет вид открытых бассейнов с теплой водой, а также саун. Сюда приезжают люди со всего мира – насыщенные магнием и серой воды помогают справиться с сердечно-сосудистыми, ревматическими и гинекологическими заболеваниями.

Факт №3: Самый красивый вид на столицу Венгрии Будапешт открывается с горы Геллерт


Место это, надо сказать, мистическое – именно гору Геллерт выбрали венгерские ведьмы для своих шабашей. Говорят, колдуньи собирались здесь вплоть до 1848 года, пока власти не построили здесь Цитадель – большую крепость для устрашения бунтарского города.

Сегодня именно на Цитадель взбираются фотографы со всего мира – отсюда открывается потрясающая панорама старого Будапешта, Крепостная гора, Цепной мост и другие достопримечательности венгерского Будапешта. Кстати, ЮНЕСКО даже включил вид на Крепостную гору в Список Всемирного наследия.

Факт №4: Хотите Средневековья – отправляйтесь в Буду

Еще древние путешественники считали Буду одним из красивейших мест старой Европы. Сегодня сюда приходят за уникальным ощущением причастности к истории. Достаточно пройтись по улицам Фортуна или Тарнок, заглянуть на или в Крепостной квартал, чтобы почувствовать себя на съемочной площадке исторического фильма.

А еще можно выпить кофе и съесть яблочный штрудель (который, кстати, в Венгрии готовят ничуть не хуже, чем в Австрии!) в ресторане «Миро» – на его месте в XVI веке располагалось первое городское кафе.

Факт №5: Лучший шоппинг в Венгрии и Будапеште – в «Большом кольце»

Если смотреть на венгерскую столицу с будайских гор, можно отчетливо увидеть необычную планировку города. Центр Будапешта окружен малым кольцом магистралей, вдалеке видна огромная магистраль Хунгария, а между ними расположена средняя окружность – Нодь керут, или Большое кольцо. Это одно из самых знаменитых и самых оживленных мест столицы – здесь любят гулять туристы и с удовольствие проводят время местные жители.

К тому же это главная торговая улица Будапешта – пересчитать все магазины, бутики, рестораны, отели и кондитерские просто невозможно! В какой-то момент туристу может показаться, что он идет вдоль одной бесконечной витрины – сюда лучше не приходить с пустым кошельком.

Самые популярные, типично «венгерские» товары среди туристов – кружева и фарфоровая посуда, расписанная вручную, паприка, вишневая палинка (местная водка) и гусиная печень.

Факт №6: Вегетарианцам в Будапеште будет грустно

После поездки в столицу Венгрии фото местных кулинарных шедевров будут занимать большую часть памяти фотоаппарата! Венгры, как никто другой, умеют готовить дичь и рыбу – в местных ресторанах можно найти рекордное число мясных блюд.

Во-первых, здесь не признают растительного масла – только натуральный свиной жир. Во-вторых, здесь явно не жалеют сметаны – этот продукт считается одним из традиционных и готовится по старинным технологиям. Главное блюдо, которое надо попробовать в Будапеште – это, конечно же, гуляш. Здесь так называют либо густой и наваристый мясной суп, либо мясное рагу. Кстати, именно по этой причине знатоки советуют ехать в столицу Венгрии зимой – промозглыми январскими вечерами гуляш идет на ура!

Если хотите чего-то более оригинального – заказывайте паприкаш, телячьи потроха, карпа по-будайски или легендарный торт «Эстерхази». В общем, голодным в Будапеште Вы не останетесь точно!

И напоследок, несколько советов и полезная информация для тех, кто уже собирает чемоданы в Венгрию, точнее, в ее столицу, Будапешт:

  • В местных туристических фирмах можно купить карту Budapest Kartya – она даст Вам право бесплатно ездить в общественном транспорте, покупать билеты в музеи по более выгодным ценам и даже обедать в некоторых ресторанах с хорошими скидками.

  • В Будапеште всего 3 линии метро – и каждый раз при смене линии Вам придется покупать новый билет (в газетных киосках или непосредственно у входа в метро). Кстати, одни и те же билеты действуют не только в метро, но и в городских автобусах, трамваях и троллейбусах. А вот такси туристам брать не советуют – очень дорого, к тому же в Будапеште нет единого установленного тарифа.

  • Главные достопримечательности Будапешта и Венгрии в целом – музеи. Они, как правило, работают с 10.00 до 18.00, выходной – понедельник.

  • Продуктовые магазины в Будапеште работают в будни с 7.00 до 19.00, а по субботам – всего до 14.00. Так что, если субботним вечером Вам захочется свежего йогурта, скорее всего, придется ехать в супермаркет – только они работают круглосуточно.

  • Если Вы планируете поехать в Будапешт на лечение, стоит взять с собой выписку из медицинской карты, переведенную на английский. Не лишним будет заранее позаботиться и о переводчике, который смог бы помочь местным медикам при диагностике и лечении.

  • Согласно венгерским законам, на улице нельзя появляться без документов – это правило распространяется и на туристов. Оригинал паспорта носить с собой необязательно – оставьте документы в сейфе гостиницы, а с собой возьмите ксерокопии.