Имя какого святого носит кафедральный собор стокгольма. Кафедральный собор стокгольма, стурчюркан. Стокгольмский собор Сторчуркан

Насладившись шоу смены караула, я заглянула в Стурчюркан (Storkyrkan) — кафедральный собор Стокгольма, который находится рядом с королевским дворцом. В Старом городе это самое старое здание. Здесь происходят коронации и бракосочетания шведских монархов.
Собор был освящен в 1306 году и посвящен покровителю моряков святому Николаю. В 1730-х годах во время реставрации архитектор Карлберг придал собору элементы барочного стиля.
Большая часть раннего внутреннего убранства утрачена. Однако сохранилось усыпанная драгоценными камнями дубовая скульптура святого Георгия со змием в северо-восточном приделе. Скульптор и живописец Бернт Нотке из Любека вырезал ее в 1489 году в ознаменование победы шведского правителя Стена Стуре Старшего над датчанами в битве при Брункеберге (1471), предопределившей конец Кальмарской унии с Данией. Скульптура была заказана самим Стеном Стуре. Он ассоциируется с Георгием, а в образе спасаемой им принцессы изображена жена Стена Стуре Ингеборг. Скульптура разборная. 10 октября, в день победы, Георгия снимали с лошади и проносили по улицам.
Рядом со скульптурой, на стене — полотно Давида Клёкера фон Эренстраля «Страшный суд» (1696). Оно находилось в часовне королевского замка Тре-Крунур и было спасено во время пожара.
Старейшее изображение Стокгольма можно увидеть на картине, висящей справа от входа. На ней изображено "Стокгольмское чудо", атмосферное явление паргелий , ложное солнце, которое можно было наблюдать над Стокгольмом с 7 до 9 утра 20 апреля 1535 года. Это несколько концентрических колец, расходящиеся вокруг солнца. Строго говоря, явление это обычное, но случилось оно, когда король Густав Васа был полон решимости взять под контроль имущество Церкви. Тогда видный деятель реформации, священник, проповедник Олаус Петри выступает против короля, до этого бывшего его союзником. Он объявляет, что Стокгольмское чудо было знамением, предостергающим тех, кто хочет разорить церкви, и он заказывает эту картину. Сейчас на стене в соборе висит ее копия, сделанная в 1618 году. В начале 17-го века, роль церкви снова стала предметом дебатов и одному из художников Швеции было поручено восстановить картину знамения с неба.
На картине можно разглядеть кирпичные башни и трубы Тре-Крунур, башню Биргера Ярла, башню Васы и не уцелевший монастырь на острове Серых Братьев (сегодняшний Риддархольмен).
В Стурчюркан много захоронений. Конечно, не столько, сколько в Риддархольмской церкви, но все же.

Площадь Слоттсбакен.

Кафедральный собор, Стурчюркан.
Обелиск рядом с собором, один из предполагаемых пяти, которые распорядился установить Густав III — в честь солдат и моряков, участвовавших в русско-шведской войне в 1788-1790 годах.

Внутри собора.

Алтарь, украшенный серебряным литьем.

Витраж над алтарем.

Красивый орган, который не довелось послушать.

Ложи для королевской семьи и кафедра проповедника.

Скульптура Святого Георгия.

Картина Давида Клёкера фон Эренстраля «Страшный суд».

Стокгольмское чудо.

Координаты : 59°19′33″ с. ш. 18°04′14″ в. д.  /  59.32583° с. ш. 18.07056° в. д.  / 59.32583; 18.07056 (G) (Я)

Церковь Святого Николая (швед. Sankt Nikolai kyrka , а также швед. Storkyrkan - Стурчурка , Большая церковь ) - кафедральный собор Стокгольма1942 года), главный собор Стокгольмского диоцеза и старейшая церковь исторического центра Стокгольма.

Здание представляет собой образец шведской неоготической архитектуры с элементами кирпичной готики во внутренней архитектуре собора. Расположенный рядом с Королевским дворцом , собор выходит восточным фасадом на Королевскую площадь, одновременно замыкая с запада улицу Слоттсбаккен . Улицы Стурчуркубринкен , Челларгренд и Тренгсунд проходят к северу и к западу от здания. К югу от церкви расположено здание Стокгольмской фондовой биржи .

История

Архитектура

Колокольня церкви построена из кирпича, стены оштукатурены и выкрашены в жёлтый и белый цвета. Первоначальная конструкция здания восходит к XIII веку , однако внешний вид здания был существенно изменён в стиле барокко около 1740 года архитектором Юханом Эбергардом Карлбергом.

Внутреннее убранство


Среди художественных шедевров, находящихся в соборе, средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона, авторство которой приписывается Бернту Нотке (1489). Статуя с одной стороны являлась памятником сражения при Брункеберге (), с другой - служила реликварием мощей святого Георгия и двух других святых.

В церкви также находится копия 1632 г. с утраченного оригинала самого старого изображения Стокгольма, картины «Vädersolstavlan » («Ложное солнце» , 1535). Картина была создана по поручению учёного и реформатора Олауса Петри . На ней изображён паргелий , который в старину рассматривался как предзнаменование.

Статуя самого Олауса Петри была установлена у восточной стены церкви в XIX веке .

См. также

Напишите отзыв о статье "Церковь Святого Николая (Стокгольм)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Святого Николая (Стокгольм)

Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.

Церковь Святого Николая, известная в народе как Великая церковь, является самой старой в Гамла-Стане, Старом городе Стокгольма. Ее здание является важным примером готического шведского строительства из кирпича. Церковь расположена рядом с Королевским дворцом, а к югу от нее находится здание Фондовой биржи, стоящее перед площадью Сторторгет, на которой в свою очередь расположились Шведская академия, Нобелевская библиотека и Музей Нобеля.

Церковь Св. Николая впервые упоминается в письменных источниках 1279 года и изначально была построена Ярлом Биргером, основателем самого города. В течение почти четырех столетий она была единственной приходской церковью в городе, а после Реформации в 1527 году собор сделали лютеранским.

Во многом благодаря удобному расположению и близостью к бывшему королевскому замку и современному королевскому дворцу церковь Св. Николая часто была местом действия главных событий в истории Швеции, например, коронаций, королевских свадеб и королевских похорон. Последняя коронация, которая прошла здесь, была коронация Оскара II в 1873 году. Кронпринцесса Виктория, старшая дочь короля Швеции Карла XVI Густава и королевы Сильвии, вышла замуж за Даниэля Вестлинга 19 июня 2010 года в церкви Св. Николая. Это произощло в том же месте и в тот же день, что и бракосочетание ее родителей в 1976 году.

Самым известным из сокровищ церкви является деревянная статуя святого Георгия и дракона, выполненная Бернто Нотке (1489 год). Статуя, посвященная памяти битвы при Брункеберге в 1471 году, также служит реликварием мощей святого Георгия и двух других святых. В церкви находится копия одного из самых старых и известных изображений Стокгольма, картины Vadersolstavlan («Ложное солнце»); эта копия датируется 1632 годом, а утраченный оригинал - 1535 годом. Картина была заказана ученым и реформатором Олафом Петри. На ней изображено гало - ложное солнце, которое и дало картине имя, а в XVI веке было истолковано как предвестие страшных событий будущего.

Кафедральный собор Стурчюрка является самым старым в столице и главным в Стокгольмском диоцезе. Еще в XIII веке церковь Святого Николая была заложена основателем столицы Ярлом Биргером. С течением времени ее облик терпел изменения. Поэтому сейчас церковь объединяет в себе различные стили архитектуры.

Освящен собор был в 1306 году, несмотря на то, что достраивание и реконструкция происходили вплоть до 1730-х годов. Начиная с Карла XII, водрузившего себе на голову королевскую корону и вплоть до 1873 года в соборе происходила коронация шведских королей.

Здание собора является примером шведской готической архитектуры. Вблизи собора находится Королевский дворец и Фондовая биржа, которая располагается перед площадью Сторторгет. Именно на этой площади находится музей Нобеля, библиотека и академия.

В 1527 году, после Реформации, собор превратили в лютеранский. А до этого почти четыре столетия это была единственная приходская церковь в городе. Колокольня собора выстроена из кирпича и окрашена в белый и желтый цвета.

В соборе находится множество шедевров, среди которых известная дубовая статуя Георгия Победоносца и Змия, изготовленная в 1471 году. Именно здесь находятся уникальные полотна, среди которых копия картины «Ложное солнце» (1532), сделанная в 1632 году с оригинала. Она является самым старым изображением столицы Швеции, но, увы, утерянным. А также известная картина «Стокгольмское чудо», которая передает реальное астрономическое событие 1535 года: шесть колец вокруг солнца расходились в стороны.

Алтарь собора, который носит название Серебряный, сделан из черного дерева и серебра. Изображение Христа находится в окружении статуй Иоанна Крестителя и Моисея. По обе стороны от алтаря установлены статуи Николая Чудотворца, покровителя церкви, и Святого Петра. Сделаны скульптуры были в 1937 году из дерева дуба. Сидеть напротив серебряного алтаря имеют право только особы королевской семьи.

С давних времен венчания особ королевской крови осуществлялось именно в этом соборе. Последние венчания состоялись: в июне 1976 года, когда в брак вступали Карл XVI Густав и Сильвия и, опять же, в июне 2010 года, когда их старшая дочь кронпринцесса Виктория венчалась с Даниэлем Вестлингом.

В церкви Святого Николая регулярно проводятся различные мероприятия и концерты. Их количество сопоставимо с числом проводимых месс. В декабре каждого года здесь с речью выступает новый обладатель Нобелевской премии. К тому же, являясь с 1942 года главным кафедральным собором столицы Швеции, здесь отпевают всех известных деятелей науки, культуры, искусства и политики.

Несмотря на всю величественность данного сооружения, Кафедральный собор с виду довольно скромный. Хотя шведы и не часто жалуют церковь своим присутствием на службах, они довольны своим главным собором.