На чем летает сечин. Бортовые номера частных самолетов. Спецотряд по махинациям

Во сколько обходятся вип-полеты российских губернаторов, чиновников и руководителей госкорпораций

20 апреля бизнес-джет Airbus A319–115CJ стоимостью 80 млн $ приземлился в аэропорту Мурманска. Согласно мониторингу полетов Flightradar24, самолет выполнял рейс из московского Внуково. Пассажиры за время полета могли успеть насладиться комфортным салоном: натуральной кожей, мрамором, шерстяными коврами ручной работы, двуспальной кроватью и душем.

Спецотряд по махинациям

Бортовой номер шикарного самолета – RA-73026 – закреплен за специальным летным отрядом «Россия», который обеспечивает персональную перевозку самых важных российских гослиц. Кто именно на нем летает, сведений нет. Зато известно, что именно 20 апреля премьер Дмитрий Медведев провел в Мурманске совещание по рыбопереработке.

Перед рейсом Москва – Мурманск этот борт, как выяснил «Собеседник», успел полетать по зарубежью. В апреле он приземлялся в аэропортах Pardubice (Чехия) и Toulouse (Франция). Вот только никаких официальных визитов в это время российские власти в Европу не наносили.

Специальный летный отряд «Россия» находится в подчинении Управделами президента и, помимо его самого, обслуживает генпрокурора, глав обеих палат парламента и других важных лиц. В конце прошлого года через сайт госзакупок отряд заказал на 2018 г. услугу по обеспечению воздушных перевозок – на 4,2 млрд руб. Всего, согласно плану, в этом году отряд планирует израсходовать на свои нужды 10 миллиардов. В эту сумму включается и ремонт самолетов.

Предыдущего руководителя «России» несколько месяцев назад осудили за махинации как раз на ремонте. Несмотря на многомиллионный ущерб, Ярослав Одинцев отделался условным сроком в 2 года. Всего фигурантами уголовного дела за коррупцию в спецотряде стали 11 человек, включая начальника отдела закупок и инженера.

Чартер для губернатора

У испытывающих бюджетные трудности регионов денег на покупку самолетов для своих руководителей, разумеется, нет. Но губернаторы находят способ не летать вместе со своими избирателями обычными рейсами: они берут самолеты в аренду. Из бюджета Красноярского края, по подсчетам «Собеседника», за последний год на перевозки руководителей субъекта чартерными рейсами было израсходовано почти 30 млн руб.

Не унывают и власти Республики Коми. Они заказывают себе воздушные перевозки непременно с обслуживанием в вип-залах аэропортов. Ну не с рядовыми же гражданами вместе в ожидании рейса маяться, в самом деле. Главе Коми Сергею Гапликову на привилегированное обслуживание и 10 миллионов не жалко.

Предпочитают чартеры также чиновники из Мордовии, Татарстана и Тюмени. Летают в основном по стране: на совещания в другие регионы, встречи в Москве. И даже если летит делегация из нескольких человек, все равно арендуется отдельный самолет. Как для целой футбольной команды. Содержащиеся за счет бюджета спортивные клубы тоже, кстати, летают чартерами. Так, одна поездка ФК «Ростов» в Казань на матч с «Рубином» обошлась в 3,1 млн руб. Заказали для футболистов Sukhoi Superjet.

Вип-обеды

Члены федерального правительства, которым персональный джет не полагается, вынуждены передвигаться на общих основаниях. Зимой Минфин оплатил 58 млн руб. за «услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку». Подрядчиком выступило ЗАО «Альянс-Трэвел». Это агентство по подбору авиабилетов и бронированию гостиниц. Любопытно, что основная часть выручки фирмы формируется за счет выполнения госзаказов. Подобной схемы с использованием посредников при оплате полетов придерживаются и в Минприроды.

Госкорпорация «Роскосмос» предпочитает заказывать для рабочих полетов чартеры. В том числе для регулярных инспекций строительства космодрома Восточный. Перелет Москва – Благовещенск и обратно чартером стоит 13 млн руб. Полет регулярными рейсами обошелся бы 15 менеджерам «Роскосмоса» примерно в 35 раз дешевле.

Некоторые заказчики чартеров стараются все же экономить. К примеру, завод им. Хруничева при полете на Байконур заказал для 30 своих сотрудников 25 порций питания эконом и только 5 – класса вип. Чтобы даже на обеде в одном чартере было сразу понятно, кто тут начальник.

ОАО «РЖД» летает за отдыхом: прошлым летом компания оплатила чартерные рейсы на Черноморское побережье. 31,5 млн руб. достались авиакомпании «ИрАэро». Недавно она попала в список самых непунктуальных: по данным Рос-авиации, допускает задержку каждого пятого рейса.

Сечина возит Цой

От забот с бронированием чартеров избавлены менеджеры в «Газпроме». У госкомпании есть собственное дочернее авиапредприятие «Газпром авиа». Как выяснил «Собеседник», его бюджет – около 20 млрд руб. в год.

В воздушном парке «Газпрома» числится Falcon-900B французского производства. В прошлом году правительство грозилось пересадить глав гос-компаний на самолеты исключительно отечественного производства, но Алексей Миллер лишаться комфортабельного бизнес-джета не захотел. Еще бы, авиалайнер оборудован просторной кухней, двумя парами поворотных кресел со складывающимися столиками между ними, трехместным диваном, видеосистемой и баром. И стоит такой летательный аппарат около 40 млн $.

Boeing 737-7HD с бортовым номером VP-BNZ. Частный самолет принадлежащий Алексею Миллеру - председателю правления ОАО «Газпром»

Не отстает, разумеется, и Игорь Сечин, который перед явкой в суд по делу Улюкаева жаловался, что проводит в самолете 650 часов в год. Авиаперевозками «Роснефти» занимается ее «дочка» – ООО «РН-Аэрокрафт». Руководителем фирмы, согласно базе ЕГРЮЛ, является Сергей Цой – бывший пресс-секретарь мэра Москвы Юрия Лужкова.

В авиапарке «Роснефти» числится несколько бизнес-джетов стоимостью по несколько десятков миллионов долларов. Непосредственно полеты за последние три года обошлись «Роснефти», по подсчетам «Собеседника», более чем в 15 млрд руб. Всего же на господряде «РН-Аэрокрафт» заработал 42 млрд.

Лично Сечин предпочитает элитный лайнер Bombardier BD-700–1A10 Global Express 6000. Приобретали этот «летающий «Бентли», как уже писал «Собеседник», через офшорные схемы. За последнее время самолет главы «Роснефти» был замечен в Швейцарии, Португалии, Китае, Германии и Австрии.

Цена небесной машины – 55 млн $. Высоко летают госменеджеры над головами россиян.

Ну очень мягкая посадка

Отдельная статья расходов авиапутешествий – вип-встречи и проводы чиновников в аэропортах.

Компания АО «В.И.П.-интернешнл» – одна из тех фирм, которые организуют командировочные поездки служителей народа так, чтобы работа казалась им отдыхом: встреча и проводы прямо у трапа, вип-зал, вип-бар и зал для банкетов, быстрая регистрация и выдача багажа, бесплатные газеты и персональный трансфер…

В прошлом году ставропольские власти заказали, например, такого удовольствия почти на миллион рублей. Чиновники из Перми – на 700 тысяч. Не слишком отстают Мурманск и Калининград. На 142 тысячи раскошелился мэр Москвы Сергей Собянин. Министерство по делам Северного Кавказа и «Рослес» выложили еще 300 и 250 тысяч рэ соответственно. Даже аппарат Совета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» не пожалел на комфорт 268 тысяч. Красиво летать не запретишь.

Ролдугин Олег, Ежов Сергей

Дорого и со вкусом

К обслуживанию важных пассажиров в «Роснефти» подходят скрупулезно. В привлекшей внимание Алексея Навального закупке посуды и предметов интерьера для воздушных судов заказчик – компания «РН-Аэрокрафт» указывала не только производителей, но и названия коллекций и артикулы. К примеру, пледы она собиралась приобрести от компании Loro Piana серии Unito Blend Zen. В интернет-магазине Deluxe Group они продаются по 113 495 руб. Заказанный «Роснефтью» зонт-трость Cerruti с артикулом 1881 стоит в рознице в среднем 5000 руб., а пылесос Dyson V8 Absolute – от 40 000 руб.
Столовые приборы для пассажиров «РН-Аэрокрафт» выбрал из коллекции Malmaison известного французского производителя Christofle. Malmaison – один из самых старинных узоров Christofle, украшающих столовые предметы в стиле ампир, сообщает сайт интернет-магазина Dejavuboutique.ru. Держатель для салфеток в этом магазине стоит 28 100 руб., обеденные вилка и ложка – по 10 100 руб. Указанная в техзадании икорница Christofle Vertigo продается в Mosware за 74 900 руб., обеденный нож – за 11 380 руб. Поднос из последней коллекции Jardin d’Eden («Эдемский сад») – 30 050 руб.
Посуду заказчик хотел из лиможского фарфора от фирмы Haviland. Изделия указанной в техзадании коллекции Provence Diamond стоят от 1820 руб. за десертную тарелку до 15 300 руб. за овальное блюдо диаметром 40 см. Хрустальные рюмки для водки, стаканы для виски и коньячные бокалы нужны от французской компании Baccarat (от 7000 руб. за штуку). Хрустальные бокалы для белого, красного и шампанского вин – от австрийской компании Riedel (от 2250 руб. за штуку).
Судя по документам, единственный участник закупки отказался снизить цену по требованию «Роснефти», после чего госкомпания не стала заключать с ним договор поставки.

Что известно про парк «Роснефти»

Из документов, приложенных к госзакупкам «Роснефти» 2016–2017 гг., следует, что своими вертолетами она называет машины «РН-Аэрокрафта». У этой компании по состоянию на март 2017 г. было 16 средних вертолетов итальянской Leonardo Helicopters (бывшая Agusta Westland S.p.A.) – 10 AW139, два AW189 и четыре более старых AW109 – и 12 тяжелых вертолетов Ми-8 в разных модификациях, как минимум два из них – в исполнении VIP, перечислено в документации конкурса на страхование авиации «Роснефти» в этом году. Такой парк делает «Роснефть» одним из крупнейших владельцев итальянских вертолетов в России – к примеру, AW139 в России всего 24 штуки. Парк этих вертолетов «Роснефти» можно оценить не менее чем в $200 млн. Ведь страховая стоимость AW139 оценена в $20–25 млн, говорится в документации.

Общая страховая стоимость авиапарка «РН-Аэрокрафта» на конец 2016 г. – 28 млрд руб. Но эта сумма включает и самолеты – 10 легких 20-местных DHC-6 канадской компании Viking Air. Самолетами «Роснефть» пользуется намного реже, чем вертолетами: судя по закупкам, в ближайшие два года она заплатит «РН-Аэрокрафту» за самолетные перевозки «всего» 3,7 млрд руб.

«В России воздушный парк вертолетов Leonardo Helicopters используется главным образом для личных целей, как VIP-транспорт и как пассажирский транспорт», – объяснял в мае 2017 г. в интервью порталу Ato.ru старший вице-президент компании Витторио делла Белла. AW139 – один из самых лучших вертолетов для пассажирских перевозок статусных клиентов, подтвердил «Ведомостям» топ-менеджер авиационного холдинга. Конкурировать с ним может только французский Eurocopter EC-155 (сейчас – Airbus Helicopters H155), выигрывающий по скорости и шумозащите, но AW139 – более комфортабельный, считает собеседник «Ведомостей». И, добавляет он, более модный, причем моду на него ввел премьер-министр Дмитрий Медведев, часто перемещавшийся на этой машине: специальный летный отряд «Россия» управделами президента, занимающийся перевозкой первых лиц государства, в 2012 г. купил два AW139. Премьер пересел на вертолет, чтобы не создавать пробок на дорогах, объясняла тогда пресс-служба Медведева. «После этого итальянцев начали покупать и остальные», – продолжает собеседник «Ведомостей». А в подмосковном Томилине появилось совместное предприятие Leonardo Helicopters и «Ростеха» по сборке итальянских вертолетов, получившее название «Хеливерт».

Кстати, отряд «Россия» увеличил парк AW139 именно благодаря «Роснефти». Отряд арендовал у «Роснефти» два таких вертолета. «Роснефть» продолжает нести затраты по их содержанию – например, страхует их, следует из закупки страховых услуг, а сколько получает за аренду, «Ведомостям» узнать не удалось.

Вскоре у «Роснефти» может стать больше вертолетов-иномарок: до конца года ее парк увеличится на восемь итальянских AW189 страховой стоимостью 21,5 млн евро каждый. Планы же у нефтяной компании грандиозные: три года назад она заключила рамочное соглашение с Leonardo Helicopters о покупке до 2025 г. еще 150 вертолетов AW189, но уже собранных в Подмосковье. «Роснефти» эти вертолеты нужны для работы на шельфовых проектах, следовало из соглашения. Она собиралась частично оплатить вертолеты взносом в уставный капитал «Хеливерта», получив в нем 30% акций. Правда, переговоры по проекту еще не закончены.

Плата за ожидание

Перевозки вертолетами-иномарками недешево обходятся «Роснефти». Например, в одном из контрактов с «РН-Аэрокрафтом» указано, что в 2016–2017 гг. пассажиры должны налетать на вертолетах AW139 1640 часов. А обойдется это все в $235 млн. То есть час полета может стоить более чем $143 000 (более 8,5 млн руб.). Перевозка сотрудников сторонними операторами дешевле минимум на порядок. Стоимость летного часа на вертолетах сторонних авиакомпаний, которые будут летать по заказам «Роснефти», составляет от 53 808 руб. (около $900) на легких вертолетах Robinson R44 до 725 000 руб. ($12 000) на одном из самых больших вертолетов в мире – Ми-26.

Откуда такая разница? «Роснефть» объяснила, из чего складываются авиационные расходы, только один раз – в 2014 г., когда заключила годовой договор с «РН-Аэрокрафтом» на организацию перевозок вертолетами AW139. Тогда стоимость часа полета составляла $73 800. Из документов следовало, что размер летного тарифа был не таким уж и большим – $2634 в час. Еще около $675 в час обходилось обслуживание и питание шести пассажиров вертолета (именно на столько мест рассчитан салон AW139 в исполнении «5 звезд»). Остальное – тариф «за эксклюзивное обеспечение постоянной готовности вертолета к полету». Если разбираться дальше, выясняется, что сюда же включены лизинговые платежи еще одной «внучке» «Роснефти» – «Нефтепромлизингу», у которого «РН-Аэрокрафт» взял вертолеты в финансовый лизинг. За два года лизинговые платежи составят $63,5 млн.

Интересно, что в летном отряде «Россия», арендующем у «Роснефти» два AW139, перевозку первых лиц государства на таком вертолете оценивают всего в 57 734 руб. (или около $960) в час. Такой тариф приводится в конкурсной документации летного отряда на оказание услуг «по обеспечению воздушных перевозок высших должностных лиц России, иных должностных лиц и официальных делегаций».

Переходящие вертолеты

Получая от «Роснефти» контракты на авиаперевозки, «РН-Аэрокрафт», судя по всему, сам не летает – в перечнях эксплуатантов Росавиации его нет. Для выполнения заказов он нанимает подрядчиков. В 2013–2014 гг. это была «Ютэйр»: договоры заключались по каждому вертолету отдельно и всего на несколько месяцев, следует из данных госзакупок «Роснефти». Так, в мае 2014 г. «Ютэйр» получала за час полета «5-звездочного» AW139 335 000 руб., что в 1,5 раза выше среднерыночной стоимости аренды аналогичных вертолетов в специализированных компаниях (около 180 000–200 000 руб. в час), но в 13 раз меньше, чем должен получить в 2017 г. от «Роснефти» сам «РН-Аэрокрафт».

В 2015 г. эксплуатантом судов «Роснефти» стала московская компания «Арт авиа», указано в документах страхования судов. Она была создана в 2013 г. австрийской компанией ART Aviation Flugbetriebs (здесь и далее – данные СПАРК), в свою очередь учрежденной трастовой TreuTrust. Почти сразу после создания «Арт авиа» стала организовывать для «Роснефти» чартеры на самолетах – «Ведомости» нашли такие контракты на 1,4 млрд руб. Но потом у нее сменился владелец, и она занялась и вертолетными перевозками.

В 2014 г. владельцем «Арт авиа» стал Денис Чабан, не раз пересекавшийся по бизнесу с семьей экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Например, с 2012 г. он входит в совет директоров фирмы «Независимая нефтегазовая компания – управление», созданной Худайнатовым. Пять лет назад он был одним из директоров и в самой ННК, а в 2004 г. стал владельцем нефтеторговой компании «Триумф» вместо жены Худайнатова Марины.

Сколько «Арт авиа» получает от «РН-Аэрокрафта» за эксплуатацию вертолетов «Роснефти», не известно. Это внутренняя коммерческая информация заказчиков, она не может раскрываться, сообщил начальник юридического отдела «Арт авиа» Андрей Эйхорн. От других комментариев представитель «Арт авиа» отказался.

Иномарки на госслужбе

Большинство люксовых вертолетов-иномарок в России работает на государство или близкий к нему бизнес.
Из 24 итальянских AW139 10 – у «Роснефти», 2 – у летного отряда «Россия», обслуживающего первых лиц государства. Еще один, ввезенный в 2011 г. в страну компанией «ВТБ лизинг», оказался в парке московской авиакомпании «Бизнес аэро», получавшей, по данным СПАРК, госзаказы от Минфина. Он стал третьим в ее парке – вместе с вертолетом AW109 и самолетом Ту-204-300А.
Еще два AW139, один из которых – российской сборки, были в собственности РЖД. Их покупали еще при экс-президенте компании Владимире Якунине, сейчас вертолетов «не видно», возможно, их отдали в лизинг, рассуждает сотрудник монополии. Служба безопасности РЖД не одобряет вертолеты и не рекомендует топ-менеджменту пользоваться этим видом транспорта, объясняет бывший сотрудник РЖД. Пресс-служба РЖД судьбу вертолетов не комментирует.
Вертолет для «Ростеха»
Есть AW139 и у госкорпорации «Ростех», в которую входит один из крупнейших производителей вертолетов в мире – холдинг «Вертолеты России». Машина собрана на подмосковном заводе «Хеливерт» – СП «Вертолетов России» и итальянской Leonardo. Эксплуатирует машину авиакомпания «Русские вертолетные системы» (РВС). За 16 месяцев с сентября 2016 г. РВС должна была получить от «Ростеха» почти 70 млн руб., говорится в материалах госзакупок госкорпорации.
РВС – единственный частный оператор, у которого есть вертолетные площадки внутри Москвы: хелипорт «Москва-сити» и вертопалуба «Дом музыки». А значит, ее вертолеты могут летать в Москву, куда другим частным бортам вход закрыт. РВС эксплуатирует и другой принадлежащий структурам «Ростеха» итальянский вертолет – AW109. Участники форума radioscanner.ru выяснили, что итальянские вертолеты госкорпорации часто летают из Москвы в пос. Акулинино, где находится поместье гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. Представитель Ростеха подтвердил «Ведомостям», что Чемезов мог летать из своего дома в Акулинино: он периодически пользуется арендованными у РВС вертолетами для рабочих поездок – как AW139 российской сборки, так и российскими вертолетами «Ансат».
Гендиректор и совладелец РВС – муж бывшего руководителя аппарата Госдумы Джахан Поллыевой Михаил Казачков.
Вертолет для Подмосковья
На AW139 летал с 2014 г. и губернатор Московской области Андрей Воробьев. Например, помолиться в Сергиев Посад, писала в мае 2016 г. местная «Альтернативная газета». Губернатор, по сообщению его пресс-службы, в тот день посетил Троице-Сергиеву лавру. Вертолет входит в парк петербургской авиакомпании «Руссэйр». Летали чиновники и на другом вертолете «Руссэйр» – люксовом Eurocopter EC-155B1. Из найденных «Ведомостями» госконтрактов следует, что за 3,5 года губернатор и подмосковные чиновники могли заплатить за вертолетные перелеты «Руссэйр» 95 млн руб.
С мая 2017 г. подмосковные чиновники пересели на вертолеты нового оператора – «Авиационные технологии инвестиции сервис» («Авиатис»), обошедшего «Руссэйр» на конкурсе за счет снижения цены на 1%. По документации конкурса Воробьев продолжит летать на AW139, но с другим бортовым номером.
Украинские итальянцы
В 2014 г. к российскому авиапарку AW139 добавилось четыре вертолета, прежде зарегистрированных на Украине. Российские бортовые номера получили два AW139, базировавшихся в Крыму и принадлежавших «Черноморнефтегазу» и украинской чартерной компании «Марс РК».
К тому же в Россию перелетела пара AW139, принадлежавших компании «Центравиа», которую украинские СМИ считают близкой к бывшему президенту Украины Виктору Януковичу. Сейчас оба вертолета выставлены на продажу американским агентством SkyQuest International.
Вертолеты для «Газпрома»
У «Газпрома», как и у «Роснефти», в собственности огромный авиапарк, записанный на «Газпром авиа». У нее 27 самолетов – от небольших Як-40 до Boeing 737-7HD в VIP-комплектации – и 76 вертолетов, большей частью различных модификаций Ми-8. «Газпром авиа» в отличие от «РН-Аэрокрафта» действующий авиаперевозчик, выполняет регулярные рейсы. Это 26-я по величине авиакомпания в России, в январе – мае этого года она перевезла 92 476 пассажиров.
«Газпром» для перевозки сотрудников пользуется в основном услугами «Газпром авиа» и только в тех регионах, где использование собственного вертолетного парка нецелесообразно, привлекает сторонних авиаоператоров, объяснил представитель газового концерна. Сколько именно «Газпром» тратит на вертолетные услуги, он не говорит. По подсчетам «Ведомостей», в 2017 г. компании «Газпрома» заказали у сторонних структур вертолетные услуги примерно на 250 млн руб., у «Газпром авиа» – не менее чем на 2,5 млрд руб.
Из иномарок у «Газпром авиа» есть пять легких вертолетов EC-135 T2+ и два средних ЕС-155. ЕС-155 оборудованы для полетов над водой и используются в основном для перевозки персонала на морские объекты, говорит представитель компании. Он не ответил, пользуется ли Миллер таким вертолетом.

Маршрутный лист

Отследить, куда и кто летает на вертолетах «Роснефти», непросто. Споттеры заметили, что AW139 «РН-Аэрокрафта» часто летают парами. Это обычная практика при передвижении особо охраняемых персон – при авиаперелетах вместе с основным бортом из соображений безопасности обязательно идет резервный, говорит бывший сотрудник Федеральной службы охраны.

У AW139 нет излюбленных маршрутов: пользователи ресурсов aviaforum.ru и radioscanner.ru писали, что видели эти машины в Санкт-Петербурге, Суздале, Плесе и Воронеже, Адлере и районе Кельского озера в Южной Осетии. В блогах споттеров adimka.livejournal.com и ale.livejournal.com есть их фотографии из Адлера.

О маршрутах итальянцев и других судов из летного отряда «Россия» известно чуть больше – из счета за апрель – май 2016 г., приложенного к документам госзакупки. Судя по документам, пара итальянских AW139 в сопровождении Ми-8 два месяца почти каждый день летала из правительственной резиденции «Горки-9», где живет Медведев, в Белый дом и обратно. А тройка Ми-8, которые предпочитает президент Владимир Путин, в основном летала в Кремль. Еще AW139 летали из «Горок-9» в Плес. Там находится усадьба «Миловка», принадлежащая некоммерческим фондам «Дар» и «Градислава», которые, по мнению Фонда борьбы с коррупцией, действуют в интересах Медведева. Правда, и представитель премьера, и руководство фондов это опровергают.

Главы госкомпаний и госкорпораций вольны летать на чем хотят, государство их в этой области не ограничивает, отмечает заместитель гендиректора Transparency International Илья Шуманов. Для чиновников в российском законодательстве есть ограничения на закупки дорогостоящих автомобилей и предметов роскоши, но вертолетов и бизнес-джетов в этой системе нет. «Поэтому нет и ограничений на покупку и использование чиновниками дорогой авиатехники, и они пользуются этой юридической дырой», – говорит Шуманов.

Даже если чиновника или руководителя госкомпании возит на своем вертолете дружественная структура, это по российскому законодательству не будет считаться взяткой. «Это скорее этический конфликт или конфликт интересов, за который у нас особо не наказывают», – говорит он.

Представитель «Роснефти» не ответил на вопросы «Ведомостей».

Екатерина Штукина / РИА Новости

Оснащение предметами интерьера одного из вертолетов компании «РН-Аэрокрафт» («дочка» «Роснефти») обошелся почти в 5 миллионов рублей. В размещенном на сайте компании протоколе закупочной комиссии содержится список закупаемых предметов. В нем, в частности, упомянуты серебряные чайные ложечки стоимостью почти 15 тыс. руб. каждая, стаканы для воды по 11,7 тыс. руб. и икорницы по 83 тыс. руб. Кроме посуды планируется также приобрести 12 пледов по 124 тыс. руб. за штуку и некоторые другие предметы.

«Они покупают это для вертолета. Ну ведь в самом деле нельзя же просто лететь в вертолете и не иметь с собой пледа бежевого за 124 тыс. руб., рюмки для водки за 11 тыс. руб. и щипчиков для сахара за 29 тыс. руб. Это же будет не полет, а просто какая-то катастрофа», - иронизирует данную закупку Алексей Навальный.

Основатель ФБК назвал такие закупки недопустимыми для компании, принадлежащей «государству, в котором 19 млн человек живет за чертой бедности».

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в разговоре с корреспондентом РБК пояснил, что самолет, на котором летают сотрудники «Роснефти», включая ее исполнительного директора, топ-менеджеров и даже партнеров, должен быть обеспечен качественными тарелками, вилками, ложками и другими средствами для приема пищи.

«Неужели сам Навальный жрет руками и вытирается рукавом?» - удивился Леонтьев.

Комментируя РБК указанные на сайте закупок цены на покупку пледа или чайной ложки, представитель «Роснефти» назвал их «разумными».

«Никто с этих сумм не наваривает, они разумные. Публикация госкомпанией данных о закупках держателей для салфеток и посуды свидетельствует о ее беспрецедентной открытости, на грани разумного. Такие данные по закону не обязательно даже публичить», - заметил он.

«РН-Аэрокрафт» занимается эксплуатацией воздушных судов в интересах компании «Роснефть», полностью принадлежит «Роснефти» через ее «дочку» «РН-Актив». В 2015 году «РН-Аэрокрафт» подписала с холдингом «Вертолеты России» договор на поставку четырех вертолетов (двух Ми-171 и двух Ми-8АМТ), а с канадской Viking Air Limited - контракт на поставку десяти самолетов DHC-6 Twin Otter S400 пассажировместимостью до 19 человек с возможностью выполнения взлетов и посадок с грунтовых (снежно-ледовых) посадочных площадок.

В 2016 году «Роснефть» подписала с «РН-Аэрокрафт» контракт на авиаперевозки с использованием самолетов DHC-6 Twin до конца 2018 года на общую сумму 3,7 млрд руб. из расчета 7,12 млн руб. за летный час.

Компания «Роснефть», доходы которой засекречены, отличается не только непрозрачной отчетностью или запутанными схемами работы, но и большим количеством дочерних структур, о работе которых почти ничего не известно.

Авиаперевозками сотрудников «Роснефти», от вахтовиков до топ-менеджмента нефтяного гиганта, занимается «внучка» Роснефти − компания «РН-Аэрокрафт» c целым парком отечественных и зарубежных машин.

«РН-Аэрокрафт» была учреждена в 2010 году. Основным владельцем компании стала дочка «Роснефти» − «РН Актив», которая вложила 842 млн рублей в уставный фонд «РН-Аэрокрафт». Сейчас ее возглавляет бывший пресс-секретарь Юрия Лужкова и завхоз «Роснефти» Сергей Цой. Бывший руководитель «внучки» − Томас Хендель с 2016 года советник Игоря Сечина.

В задачи компании входит доставка персонала на буровые платформы и удаленные месторождения, разведка месторождения с воздуха, проведение спасательных операций, перевозка топ-менеджмента «Роснефти», взаимодействие с организациями-эксплуатантами и техническое сопровождение.

«РН-Аэрокрафт» использует отечественные машины Ми-8 и Ми-171, итальянские вертолеты Agusta Westland AW139, AW109 и AW189, канадские легкомоторные самолеты DHC-6 Twin и бизнес-джеты Falcon и Bombardier.

Компания не раскрывает информацию о количестве бортов в собственности. Судя по данным авиационных форумов и авиационных баз данных, речь идет как минимум о 22 вертолетах, 10 легкомоторных самолетах и пяти бизнес-джетах.

Закрытая структура

Точное количество бортов − не единственная тайна в деятельности авиационного подразделения «Роснефти». Еще одна загадка − цена летного часа.

Компания тратит миллиарды рублей на свой воздушный транспорт. С 2015 года «РН-Аэрокрафт» получила от «Роснефти» заказов на 40 млрд рублей. Например, в 2016 году контракт на авиаперевозки с использованием самолетов DHC-6 Twin обошелся «Роснефти» в 3,7 млрд рублей (525 летных часов, 1 час − 7,1 млн рублей), эксплуатация Ми-8АМТ − 253 млн (260 летных часов, 1 час − 975 тыс. рублей), полеты на Ми-8МТВ − 2,1 млрд рублей (1460 летных часов, 1 час − 1,5 млн рублей), AW189 − 346 млн рублей (1000 летных часов, 1 час − 346 тыс. рублей).

В 2017 году стоимость полета, согласно планам закупки, дешевле не станет. На транспортные услуги по двум контрактам на AW139 «заложили» 2,5 млрд рублей (3980 часов, 626 тысяч рублей за час), стоимость работы Aw189 – 181 тыс. рублей за час, Ми-8МТВ1 − 88 тыс. рублей за час. «Иномарки» будут работать в основном в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, а отечественные вертолеты − в Красноярске, Мурманске и Владивостоке.

Для сравнения, в частных компаниях аренда Aw139 в среднем стоит 210 тысяч рублей в час. Коммерческая аренда Ми-8 c VIP-салономстоит от 130 до 150 тыс. рублей. Тот же самый вертолет, на той же самой стоянке, с тем же самым обслуживанием в коммерческой фирме арендовать стоит в два раза дешевле, чем платит «РН-Аэрокрафт» за эксплуатацию своих бортов.

Спецборт Роснефти

Помимо работы на буровых и нефтяных платформах, вертолетный парк обслуживает топ-менеджмент компании. По данным сервиса Flightradar24, три AW139 «Роснефти» совершают рейсы между подмосковными аэропортами.

Один из вертолетов регулярно летает в Италию, Болгарию и Швейцарию. Например, 13 января он перевозил пассажиров из Милана в Лугано, а уже спустя несколько дней снова оказался в Подмосковье. Бортовой номер (RA-01972) фигурирует в тендере «Роснефти» на техническое обслуживание этого вертолета. Но есть еще одна особенность: формально он закреплен за специальным летным отрядом «Россия», который находится в ведении Управления делами президента. Этот летный отряд перевозит высшее руководство страны: президента, премьер-министра, генерального прокурора, министра иностранных дел, руководителей ФСБ и других высокопоставленных чиновников и силовиков. Аналогичная ситуация с еще одним вертолетом (RA-01975), который регулярно летает из одного московского аэропорта в другой: он принадлежит «Роснефти», но обслуживается спецотрядом «Россия».

За СЛО «Россия» также числится один из бизнес-джетов «Роснефти» − борт RA-09007. Как и вертолеты, фигурирует в тендерной документации «РН-Аэрокрафт» 2017 года. За следующие четыре года компания планирует потратить 536 млн рублей на обслуживание этого самолета. Выходит, что кто-то в госкорпорации летает на правительственном самолете?

Согласно таможенной декларации ООО «Авиаброкер» (компания-брокер в аэропорту «Внуково») от 28 апреля 2016 года, Falcon (RA-09007) летел в аэропорт «Ле-Бурже» во Франции. Спецотряд «Россия» выступал «по поручению» ООО «РН-Аэрокрафт», которое платило за все необходимые операции. То есть, официально самолет принадлежит компании «Роснефти», но всеми операциями – ремонтом, эксплуатацией, таможенными вопросами − занимается авиаотряд первых лиц государства.

В таможенной декларации значится – самолет Falcon 7X произведен в 2008 году. Годом позднее фотографы заметили, что тогда еще вице-премьер Игорь Сечин прилетел в Амурскую область на Bombardier Global Express XRS. Позже выяснилось: в авиапарке «Роснефти» есть четыре бизнес-джета − два Falcon стоимостью 50 млн долларов и два Bombardier по 32 млн долларов каждый.

В 2010 году президент России Дмитрий Медведев путешествовал на этом самолете в Армению. В 2014 году этот борт заметили в составе делегации Владимира Путина во Францию. Игорь Сечин был вице-премьером и имел право пользоваться услугами специального летного отряда «Россия» до мая 2012 года. Выходит, что руководство страны летает на самолетах «Роснефти», а глава государственной компании не потерял своих «летных» правительственных привилегий.

Сам Игорь Сечин коснулся вопроса корпоративного авиатранспорта лишь однажды, когда рассказывал о своей тяжелой работе. «Я лично в прошлом году провел 650 часов в самолете. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете – пожалуйста», − сказал он.

Вы никогда не слышали про рекламное агентство «А-Медиа» с улицы Северной из Одинцова? Очень зря, ведь это история ошеломительного бизнес-успеха, превращения бездействующей фирмы из спального района в, без преувеличения, предприятие почти стратегической важности для России. За считанные месяцы никому не известное рекламное агентство вдруг стало участвовать в сложном промышленном проекте по производству деталей к российскому авиалайнеру МС-21 («Магистральный самолет XXI века»). «Новая газета» рассказывает историю выгодного «союза бывших» - бывшего майора полиции Москвы, принимавшего участие в одном из самых скандальных уголовных дел России; и примкнувшей к нему бывшей жене Игоря Сечина, - которые за очень короткое время превратили фирму без выручки в компанию, получающую миллиарды рублей от госпредприятий.

Петр Саруханов / «Новая газета».

«Самолет будущего»

Среднемагистральный самолет МС-21 — наиболее амбициозный гражданский авиапроект со времен СССР. По оценкам российских властей, лайнер должен составить конкуренцию зарубежным Boeing и Airbus на рынке пассажирских перевозок.

Первый полет МС-21 был запланирован еще на 2014 год, а серийное производство должно было начаться в 2016-м. Красивые ролики на YouTube появились вовремя, однако с остальным не ладилось. Первый полет состоялся лишь в мае прошлого года, а начало полноценного производства недавно было в очередной раз перенесено: по словам бывшего вице-премьера Дмитрия Рогозина, оно должно начаться в 2019-м.

МС-21 должен стать эталоном экономичности, экологичности и технологичности, продемонстрировать возможности российской промышленности и ее способность создать коммерчески успешный самолет. Недаром в официальных презентациях МС-21 называли не иначе как «самолетом будущего».

Уникальность МС-21 состоит в широком применении композиционных материалов. Один из ключевых поставщиков композитных агрегатов для «самолета будущего» — ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в корпорацию Ростех). Обнинское предприятие, в частности, должно обеспечить поставку крупногабаритных углепластиковых деталей кессонов киля и стабилизатора для МС-21.

Чтобы наладить производство этих деталей, ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина решила реконструировать свои производственные комплексы. Для этого были заключены договоры с несколькими подрядчиками.

Однако в конце 2016 года контракты на реконструкцию были неожиданно разорваны с предыдущими исполнителями работ и отданы фирме, о которой никто до этого не слышал.

Из грязи — в князи

Улица Северная — ничем не примечательный адрес в спальном районе подмосковного Одинцова. Небольшой флигель, на его фасаде написано «юридическая контора». Именно здесь в октябре 2007 года появилось рекламное агентство «А-Медиа». Все эти годы о нем вряд ли кто-то слышал.

На начало 2016-го «активы» (если их можно так назвать) фирмы составляли 10 тыс. рублей.

Но в мае того же года «А-Медиа» вдруг резко сменило свой вид деятельности, а с ним и название.

Теперь компания стала называться «Станкофлотом» и начала специализироваться на производстве и оптовой торговле металлообрабатывающими станками.

А в декабре того же 2016 года «Станкофлот» и стал той самой фирмой, которой «Технология» им. А.Г. Ромашина отдала государственные контракты. Недавнему рекламному агентству поручили комплекс работ по «техническому перевооружению (реконструкции) научно-исследовательских и производственных комплексов по разработке технологий для производства изделий из композиционных, керамических, стеклокерамических и органосиликатных материалов». Иными словами — реконструкцию комплекса для производства тех самых уникальных агрегатов к «самолету будущего» МС-21.

С тех пор «Станкофлот» менее чем за год получил госконтракты почти на 1,5 млрд рублей на связанные с МС-21 проекты. И все — от «Технологии» им. А.Г. Ромашина. И все — без конкурса. Причина такого решения была сформулирована в аукционной документации просто: «У заказчика отсутствует время на проведение конкурентного способа закупки».

А кроме того, перед тем как без конкурса отдать контракты «Станкофлоту», обнинское предприятие разорвало соглашения с предыдущими подрядчиками по причине «ненадлежащего исполнения» работ.

Откуда у «Станкофлота» в считанные месяцы взялись ресурсы и производственная база для «реконструкции комплексов» по производству деталей к «самолету будущего»; как эта фирма в целом могла проводить работы на режимном предприятии в Обнинске, если необходимую для этого лицензию ФСБ она получила только спустя два месяца после первых подрядов?

ОНПП «Технология» на наш запрос не ответило.

Фото: РИА Новости

Из «оперов» — в станкостроители

Перед самым подписанием контрактов с «Технологией» им. А.Г. Ромашина у «Станкофлота» появился новый директор. Им стал Александр Андреев. Вскоре он приобрел и 49% в компании.

Андреев не видит в ошеломительном успехе бывшего рекламного агентства ничего удивительного. «Я собрал самый высококлассный менеджмент, который есть сегодня на рынке, — говорит Андреев «Новой газете». — Я в свое время закончил MBA — управление проектами. У меня первое образование профильное — Академия госслужбы, а второе — MBA. Поэтому мне позволяет весь мой опыт собрать лучшую команду в стране. И все, что мы сделали сегодня для ОНПП «Технология», до нас никто не мог с 2007 года сделать. Вы бы лучше задались вопросом, кто до этого не выполнял работы: забирал деньги, и ничего сделано не было — и ни одного уголовного дела нет. Если бы я по-прежнему работал в той системе, в которой я раньше работал, мне бы вот это было интересно».

Под «той системой» нынешний директор «Станкофлота» имеет в виду правоохранительные органы. Андреев — бывший полицейский, оперуполномоченный Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД Москвы. И как бы это ни звучало удивительно, Андреев в своем полицейском прошлом имел непосредственное отношение к авиационной сфере. Он занимался оперативным сопровождением одного из самых громких уголовных дел в истории России — о хищениях в государственной Финансовой лизинговой компании (ФЛК). Причем бывший опер-уполномоченный настолько успешно «сопровождал» это дело, что вскоре активы госкомпании перешли под его управление.

ФЛК приобретала самолеты у авиастроительных предприятий и отдавала их в лизинг (то есть в аренду с последующим приобретением в собственность) компаниям, которые занимаются воздушными перевозками. Но несмотря на постоянные финансовые вливания со стороны государства, к 2009 году ФЛК оказалась, по сути, банкротом. Причиной этого плачевного состояния, как выяснилось в ходе следствия, были действия топ-менеджеров ФЛК, которые выводили средства из компании по сомнительным или фиктивным контрактам.

Так было и с покупкой верфей Wadan Yards в Германии и Украине. ФЛК выдала 3 млрд рублей в виде займов на приобретение судостроительных заводов. Деньги в компанию так и не вернулись, а собственниками Wadan Yards в итоге оказались бывшие топ-менеджеры ФЛК, и в их числе Андрей Бурлаков, а также сын Игоря Юсуфова, тогдашнего специального представителя президента Дмитрия Медведева по международному энергетическому сотрудничеству.

Следственный департамент МВД возбудил уголовное дело по факту хищений в ФЛК. А в 2011 году двое обвиняемых из этого дела — заместитель генерального директора ФЛК Андрей Бурлаков и его гражданская супруга Анна Эткина — были расстреляны в московском ресторане «Хуторок». Бурлаков от полученных ранений погиб, а Эткина выжила и уехала в Израиль (в России ее позже заочно приговорили к восьми годам лишения свободы).

Александр Андреев допрашивал в рамках уголовного дела спецпредставителя президента России Игоря Юсуфова, а кроме того, активно «работал» с обвиняемой Анной Эткиной. Она в своих многократных жалобах писала, что после того, как ей избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде, ее, по сути, заперли в собственной квартире под присмотром сотрудников ЧОПа. «Сотрудники ЧОПа фактически лишили меня свободы, даже на улицу я выходила под их охраной, и каждый мой выход предварительно согласовывался с Андреевым А.Н. Мне запрещалось подходить к окнам, разговаривать по телефону, отвечать на звонки домофона и вообще подходить к входной двери», — писала Эткина.

Кроме того, в обращении в департамент собственной безопасности МВД Эткина сообщала, что Андреев якобы помогал следователю заполучить «единственно правильные показания»: «Следователь Поликурова Н.Ю. сказала мне, что если в ходе дачи показаний я буду уходить от заранее установленного текста, она будет подавать сигнал — показывать скрещенные руки. По этому сигналу видеосъемка будет останавливаться, а я должна буду замолчать, потом продолжить давать показания после их корректировки. Оперуполномоченный Андреев А.Н. подтвердил свою готовность именно таким образом вести съемку моего допроса».

Впрочем, жалобы Эткиной ни к каким последствиям для Александра Андреева не привели; по ее заявлениям было отказано в возбуждении уголовного дела.

А полицейский Андреев за время следствия, видимо, настолько хорошо изучил ФЛК, что ушел со службы в бизнес и стал управлять компанией, получившей активы ФЛК.

«Пригласили, потому что, когда я уволился, я же знал все эти вопросы: что, сколько было украдено в компании и каким образом это было сделано. Те, кто был причастен к хищениям, они разбежались, остались кризисные менеджеры. Они и пригласили. Кто конкретно, я уж не помню, это давно было», — объясняет Андреев.

Справка «Новой»

Связанные лица

Одновременно с переименованием «А-Медиа» в «Станкофлот» и сменой сферы деятельности компании ее директором, а затем и учредителем на несколько месяцев становится давний знакомый Андреева, Сергей Ленченко (он же работал и в «Независимых технологиях»). Примечателен Ленченко тем, что среди его друзей в соцсетях можно обнаружить как минимум двух работников государственного предприятия «Технология» им А.Г. Ромашина: начальника проектно-сметного отдела Дениса Егорова и сотрудника по имени Андрей Корж — он, судя по метаданным файлов, редактировал часть закупочной документации по доставшимся «Станкофлоту» контрактам.

Под одной вывеской

После того как государственное лизинговое предприятие было признано банкротом, на его основе создали компанию «Независимые технологии» («НТ»). «НТ» получила в собственность бывшее имущество ФЛК в рамках процедуры замещения активов. (Это когда активы банкрота передают вновь созданной компании, чтобы затем продать ее акции и рассчитаться с кредиторами.) Именно «НТ» и возглавил Александр Андреев после того, как ушел из правоохранительных органов. То есть, по сути, он стал управлять имуществом компании, деятельность которой расследовал, пока работал в полиции.

Андреев работал директором «НТ» три года — с 2014-го по 2017-й. И одновременно с этим возглавил компанию «Станкофлот». Мало того, именно наследнику ФЛК «Станкофлот», похоже, обязан и именем, и кадрами, и связями.

Например, когда у «Станкофлота» только появился сайт, на нем стояла переадресация на веб-страницу «НТ», а адрес и даже банковские реквизиты компании совпадали с аналогичными реквизитами «НТ». В первых госконтрактах «Станкофлота» для проекта «самолета будущего» МС-21, которые подписывал Андреев, указывался телефон «НТ».

Некоторые участники рынка и вовсе не видят между двумя компаниями никакой разницы.

На выставке «Металлообработка-2016» у компаний был один стенд — на нем они представляли станки немецких компаний Wemas и Heller, которые планировали продавать в России. Мы связались с представителями обоих производителей.

«Независимые технологии» — это компания, которая потом преобразовалась в «Станкофлот». Это в общем-то одна и та же компания. Мы сотрудничали с ними примерно в течение полугода в 2016 году. Они представляли нас на территории России — закупили у нас два станка, которые и показывали на выставке «Металлообработка-2016». Контракты мы подписывали с «Независимыми технологиями», а перед выставкой они как-то реорганизовались в «Станкофлот». Больше мы с ними никаких проектов не реализовывали. Тогда мы по коммерческим вопросам общались с генеральным директором «НТ» — и потом, насколько я понимаю, и «Станкофлота» — господином Александром Андреевым», — сообщила «Новой газете» Ирина Мюллер, ассистент генерального директора компании Wemas.

Ее слова подтверждают и в компании Heller. «Независимые Технологии» и «Станкофлот» — это та же самая компания, одна группа, одни и те же люди. Когда мы начинали с ними сотрудничать, это были «НТ», а потом перешли на «Станкофлот», — сообщили «Новой» в Heller.

Сам Андреев поясняет это так: «Слушайте, ну у них и законы другие, и гомосексуализм разрешен, и однополые браки. Поэтому у них много чего по-другому. Есть юридические документы, они обо всем говорят, а о чем говорят в Германии или Франции, я комментировать не могу. Мои партнеры, с которыми у меня сейчас есть договорные отношения, так не могут сказать. «Станкофлот» — это мой бренд, который я разрабатывал, когда еще был в «НТ». И выкупал его потом. Все права переданы, мы все выплатили, но, может быть, у немецких партнеров остались воспоминания».

На том, что между компаниями нет ничего общего, настаивает и глава юридического отдела «Станкофлота» Михаил Дементьев. «С юридической точки зрения это разные компании — посмотрите ЕГРЮЛ. У нас даже сферы деятельности разные — «НТ» занимается авиацией, а нам авиация сегодня совершенно не интересна. «Станкофлот» — развивающаяся компания, естественно, мы рассматривали разные виды деятельности. Для того чтобы просто выжить на рынке, мы выходили на конкурсы, в том числе с «НТ». Потом нас брали на субподряд очень часто, потому что у нас есть хорошая технологическая база, но нет соответствующего опыта пока. Потом мы просто поменяли сферу и ушли вообще из авиации. Сейчас мы развиваемся в станкостроении», — говорит Дементьев.

Высшая лига

Марина Сечина. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Сразу после того, как рекламное агентство «А-Медиа» из Одинцова превратилось в промышленное предприятие «Станкофлот», на короткое время владельцем компании стал Максим Кретов, член президентского совета Федерации конного спорта России. Но затем, в апреле 2017-го, он уступил свое место президенту той же федерации Марине Сечиной, бывшей жене главы «Роснефти» Игоря Сечина. На сегодняшний день Сечиной, согласно ЕГРЮЛ, принадлежит 51% «Станкофлота», а Андрееву — 49%.

Более того, некоторое время Сечиной принадлежали доли и в предыдущих подрядчиках, выполнявших работы в рамках проекта МС-21. Но затем эти подрядчики оказались в предбанкротном состоянии, их государственные контракты перешли «Станкофлоту», и в этом же направлении двинулась Сечина, став партнером Андреева.

Сама Сечина на наши вопросы не ответила, а Андреев об обстоятельствах появления в компании такого известного партнера говорит лаконично: «Мы с ней встретились. Говорю: «Давайте создадим компанию, которая будет реально осуществлять все работы внутри, все своими силами». И сегодня все реально осуществляется. Вы если посмотрите последний конкурс, который мы выиграли — вы меня о нем не спросили, — ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация . — Д.В. ), «Кузнецов», Самара, 164 миллиона: все строим своими силами».

Александр Андреев, видимо, имел в виду контракт в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение ракетных двигателей 14Д21/14Д22».

«Круто, что тут можно сказать! — воскликнул на первой презентации МС-21 Дмитрий Медведев.

— Новые проекты в авиастроении по понятным причинам дело совсем недешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется «высшая лига». И мы ни в коем случае не должны из этой «высшей лиги» исчезнуть».

С главой правительства спорить трудно: играть в высшей лиге действительно почетно. Вот только выбор игроков порой вызывает вопросы.