Мой опыт десятидневной випассана-медитации. Мой опыт випассаны. Медитационный центр на Яве

Мария Николаева продолжает рассказывать о духовном туризме на Бали. Фото: пока Lim Choon Huat (предоставлены Марией), а позже я покажу вам собственные фото и видео единственного буддистского монастыря на Бали (близ северного города Сингараджа, в горы от местечка Банжар — ) специально:

:"После погружения в балийский индуизм почти на целый год я была рада вернуться в родную стихию чистой духовной практики.

Я расскажу о двух ритритах (непрерывной практике медитации в полной изоляции от внешнего мира) в буддийском монастыре Брахма Арама вихара с приезжими мастерами ,

ибо тхеравада («учение старейшин» — ранний буддизм) стоит особняком, в монастыре нет общины, и ритриты бывают редко.

Випассана (основная практика, данная самим Буддой с целью просветления) на Бали всегда проводится с приезжими мастерами, поскольку своих здесь не осталось.

Даже так называемый культ Шива-Будды (где Будда почитается как бог по-махаянски) начал разлагаться в силу современного требования принять одну религию, отчего балийцы тоже вынуждены выбирать между индуизмом и буддизмом. На это мне посетовал ни больше, ни меньше чем индуистский священник, сидевший с нами випассану (его супруга, храмовый медиум, была моей соседкой по комнате). Во время ритрита говорить запрещено, но мы успели пообщаться еще до его начала. Сам мангку (священник) был обескуражен ритуальной ограниченностью индуизма, и хотя не мог отказаться от своей роли общинного лидера (около 100 человек в Сингарадже), он начал искать более серьезных возможностей для развития.

В самом индуизме медитация ассоциируется с черной магией (по его словам), более того недавно индуисты начали убирать из храмов статуи Будды и ступы – он упомянул пару таких случаев и заключил: «Раньше энергия Шивы была покрыта мудростью Будды. Теперь все хотят только силы и власти…»
Випассана давалась обоими мастерами (один из Сингапура, другой из Малайзии) в стиле Махаси Саядо, ибо оба они обучались в Мьянме. Эта страна пользуется репутацией самой высокой культуры медитации, несмотря на ее изолированность или же благодаря ей.

Буддизм тхеравады пришел в Индокитай по морю со Шри-Ланки, поэтому современная Индонезия органически находилась тогда на этом пути. Сейчас, похоже, работает обратная связь: Мьянма дает реальных мастеров випассаны, двое вышеназванных проводят ритриты у себя в Малайзии и Сингапуре, откуда возят группы на Бали, тогда как балийские организаторы с вожделением посматривают в сторону Шри-Ланки (мы с ними об этом беседовали). В ритритах почти не участвовали западные «туристы» (всего пара человек), а сидели приехавшие с мастером ученики и индонезийцы, включая балийцев. Именно последние оказались в очень странном для самих себя положении, хотя и вели себя смиренно.

Медитация есть процесс сугубо личный, поэтому несмотря на наличие 30-40 человек на территории монастыря ни о какой групповой практике и речи нет. Хотя есть довольно жесткое расписание (с 4 утра до 10 вечера — всего 14 часов медитации), каждый работает самостоятельно. Время чередования техник при ходьбе и сидении выбирается каждым, сам уровень техники сосредоточения тоже зависит от продвинутости практикующего.

Снаружи кажется – все просто: то сидят, то ходят, тогда как на самом деле все заняты совсем разными внутренними процессами.

Вот почему никто не только не разговаривает, но и ни на кого не смотрит, ни с кем не сонастраивается, не пытается сравнивать свою практику по времени или позе с другими. Каждый погружен в себя, и он видится только с мастером раз в два дня для беседы.

Мастер в тхераваде – это далеко не гуру, он просто объясняет техники, может советовать, но ни на чем не настаивает – даже на практике! В тхераваде просветление зависит от самого человека, и мастера это мало волнует. То есть, он добросовестно делает свою работу, но ничего не требует от практикующего.

Как бы то ни было, на интервью приходят по трое, и мне довелось услышать немало диалогов с балийцами, которые мало понимали поначалу, чем они вообще заняты. Во-первых, в ритрите запрещены церемонии (кроме простирания перед Буддой) и занятия йогой. Во-вторых, напрочь отсутствует само понятие энергии, на котором для балийцев строится почти всякое объяснение происходящих процеcсов. А в буддизме достаточно связи «ум – тело», и энергия как посредник не требуется. Просто буддисты ничего не копят, а очищаются до пустоты (для индуиста важно иметь «огромную энергию»), им не интересно ни на кого влиять (индуисты зациклены либо на целительстве либо на черной магии), они не уповают на милость божию (индуист весь под богом). В-третьих, буддист равнодушен к счастью, и для него важно лишь констатировать, что он счастлив или несчастлив (индуист молится богам, чтобы жить счастливо). Все эти базовые различия приводили к довольно курьезным диалогам балийцев с мастером випассаны.

Как мне известно, иногда ритриты в монастыре проводят не по випассане, а по иным медитационным техникам. Так, иногда приезжает профессор из Джакарты, который был ранее мусульманином, но просидев два года випассану в Таиланде, даже сменил религию. Впрочем, он составил свою систему, которая все равно больше тянет на исламскую, нежели на буддийскую (уже хотя бы просто по признанию души, которой в буддизме нет). Также иногда дает ритриты балийский учитель, три года проживший в Дхарамсале подле Далай Ламы, поэтому у него тоже скорее ваджраянская система медитации на образе. В общем, строго тхеравадским этот монастырь тоже не назовешь, видимо в силу отсутствия общины, которая поддерживала бы определенный уклад жизни, как это обычно бывает.

Всего за два десятка лет своей духовной практики я провела уже не менее года в разных ритритах, проходя их в монастырях или медитационных центрах Индии, Непала, Шри-Ланки, Таиланда, Вьетнама, а также делая селф-ритриты (практика в полном затворе без выхода из комнаты) в Лаосе и Индонезии (Суматра) и просто медитируя в храмах Китая (включая Тибет), Малайзии, Камбоджи. На этом фоне балийский монастырь оставил очень позитивное впечатление, особенно по контрасту с предварявшей ритрит индуистской практикой церемоний и ритуальных очищений.

Дело в том, что индуистские очищения (малукаты) строятся по принципу «грешить и каяться», известному всем русским христианам. Это внешнее омовение, которое на время смывает с человека энергетическую грязь, и он чувствует облегчение, но возвращается к прежней жизни, а в худшем случае может возникнуть даже известный в оккультизме «эффект чистой горницы», когда изгнанный бес по возвращении находит свою горницу чисто убранной и на радостях приводит с собой семеро худших бесов. Вот почему в каждой балийской деревне имеется целитель, который почти ежедневно проводит малукаты (очищения) для нуждающихся.
На своем опыте я отследила значительную разбалансировку энергетики (а соответственно и психики) после того, как стала проводить малукаты регулярно, хотя они мне исходно вобще не требовались (по диагностике самих же целителей), просто для исследований. Постепенно раскачка между внешними воздействиями очищения и загрязнения дает о себе знать, лишая равновесия и вызывая наркотическую тягу к регулярному «очищению». Випассана же строится на очень кропотливой внутренней работе, описывать которую здесь не место. Однако ее результат всегда оказывается очень стабильным, ибо человек сам его достиг и умеет его поддерживать.

Поскольку ритриты в монастыре бывают раз в полгода, я преподаю випассану в Убуде индивидуально, и после моих последних статей в «Убуд Коммьюнити» интерес к ней вырос. Випассана также входит в мои программы для русских на Бали, равно как по традиции и технике возможны скайп-консультации.

  • А что это ты делаешь? - спрашиваю я у своего друга.
  • Медитирую, - отвечает друг - Это помогает мне упорядочивать мысли и лучше работать.
  • Прикольно! А где этому можно научиться?
  • Ну там разные техники, есть, например, такие курсы - «Випассана». Курс длится 10 дней, в течение которых нельзя пользоваться никакими электронными устройствами, читать, писать и разговаривать с другими людьми. Они там ещё немного рассуждают на тему религии, но всю эту часть можно пропустить.
  • Эээ...

10 дней не разговаривать - это как? Но потом я ещё раз подумал, и мне показалось, что может получиться достойное приключение. До этого с медитацией я никак не сталкивался. А это может быть интересно. И, кажется, безопасно. Так почему бы и нет? Через месяц я записался на курс. Через два я его прошел. Вчера вернулся домой. Дальше рассказываю свои впечатления.

День 0

Я выбрал медитационный центр на Бали, чтобы не ездить далеко. Приехал, зарегистрировался, познакомился с некоторыми участниками. Всего курс проходили 15 мужчин и 25 женщин. Половина здесь уже во второй или третий раз - хороший знак.

Познакомился со своим расписанием на ближайшие 10 дней:

4:00 Подъем
4:30-6:30 Медитация
6:30-8:00 Завтрак
8:00-9:00 Медитация
9:00-11:00 Медитация
11:00-12:00 Обед
12:00-13:00 Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 Медитация
14:30-15:30 Медитация
15:30-17:00 Медитация
17:00-18:00 Чай
18:00-19:00 Медитация
19:00-20:15 Лекция
20:15-21:00 Медитация
21:00-21:30 Время для вопросов в зале
21:30 Отход ко сну

Получается по 10 часов медитации в день. Если не медитация - то еда, отдых и сон. Мило:-)

Сориентировался на местности, забил себе койку в общем зале. Успел немного пообщаться с другими участниками и поужинать. Дальше начал действовать запрет на любое общение и полное разделение полов. Первая медитация и отход ко сну.

День 1

Сегодня учимся наблюдать за дыханием и не отвлекаться. Специально делать вдохи и выдохи нельзя. Считать вдохи-выдохи нельзя. Повторять про себя какое-нибудь слово нельзя. Представлять образы людей или богов нельзя. Ничего нельзя, только наблюдать собственное дыхание. «Расслабь тело. Успокой ум. Сконцентрируйся на дыхании. Не отвелкайся. Не отвлекайся!»

Не отвлекаться не получается. Мозг всё время что-нибудь вспоминает и прокручивает заново. Или моделирует разговоры. Или строит планы и рисует сценарии будущего. Вдруг воспоминаю, что надо бы следить за дыханием. Делаю три вдоха-выхода - и ум снова куда-нибудь убегает. Черт! Ругаться на себя тоже нельзя.

Вечером крутят аудиолекции в записи и переводе. На лекции нам рассказали, что с умом так постоянно происходит. Мозг всё время переживает о прошлом или будущем, игнорируя настоящее. Прошлое переживается много раз, накручивается всё более сильные эмоции, хотя событие уже произошло и переживать, в общем-то, глупо. Будущее манит своими перспективами, мозг представляет себе что-нибудь, что сейчас получить невозможно, и от этого тоже очень переживает. Получается сплошное напряжение и расстройство. Теория вполне понятна, только что с этим делать на практике?.

День 2

Продолжаем наблюдать за дыханием, а теперь ещё и за ощущениями на коже в районе носа.

Сидеть полтора часа на одном месте очень тяжело! Хорошо хоть можно иногда менять позу. Но как ни крутись, болит либо спина, либо ноги, либо и то, и другое одновременно.

День 3

На третий день научился успокаивать ум. Научился не отвлекаться в течение хотя бы минуты и не уходить в свои мысли слишком надолго. Всякие волнения и тревоги стали отпускать. Сижу, наблюдаю дыхание, в голове тишина...

Вид на горы вскоре после рассвета.

Свежий мозг - это так здорово! Со свежим мозгом думается очень хорошо. После сеансов медитации не могу удержаться - начинаю наматывать круги по двору и думать, что сделать с этим проектом, что сделать с тем вопросом. По идее, думать об таких вещая сейчас нельзя, но не могу себя остановить. Очень уж хорошо идет.

Научился более менее нормально высиживать медитации. Спросил у учителя, как правильно сидеть. Говорит, любым удобным тебе способом. Главное, чтобы спина была прямая. И улыбается. Ну ок. По крайней мере, теперь я знаю, что искать удобное положение надо с прямой спиной.

Несмотря на 100% вегетарианское меню, кормят очень вкусно. Суп из овощей, котлеты из овощей, фрукты и чай. Попытки сделать мясо из овощей вегетарианцам никак не даются, поэтому довольствуюсь супом, фруктами и чаем.

Душ с горячей водой из тазиков. Стирать свои вещи надо самому в том же тазике. Реально пионер-лагерь:-)

Завтра мы переходим на следующую стадию. Будем учиться «наблюдать, но не реагировать». По теории, в ответ на какое-то являние, мозг вырабатывает ощущение «нравится» / «не нравится» и формирует свою реакцию: «стремление» или «отвращение». Пятый айфон? Нравится! Эта реакция определяется на довольно глубоком уровне, рациональному уму остается только как-то объяснить самому себе свои же собственные устремления. Всем рекламщикам этот эффект должен быть известен:-) Вася тупит на планерке по проекту? Не нравится! Буду отвечать на вопросы Васи коротко и сухо, пусть сам со всем разбирается. Всем, кто работал в офисах, этот эффект тоже должен быть известен. Признаться себе в любви к условным айфонам готовы многие, признать собственное неконструктивное поведение - уже нет.

Вопрос в том, что со всем этим делать. Избавиться от ощущений невозможно - они просто возникают. Но можно на них не реагировать. Не создавать ни стремление, ни отвращение. Просто наблюдать эти ощущения. Это могут быть ощущения всех 5 органов чувств и мысли. Теперь практика: тренироваться будем на физических ощущениях своего тела.

День 4

С четвертого дня мы не просто следим за дыханием, а начинаем наблюдать ощущения на каждом маленьком участке кожи, на каждой части тела, с макушки до пяток - этот процесс и называется «Випассаной». Это не так просто, как кажется. Попробуйте сказать, что именно сейчас ощущает маленький пятачок кожи под правой лопаткой. А он ощущает. И ещё надо сохранять концентрацию максимально долго, «сканируя» своё тело. Беспокойный ум снова куда-то убегает.

Менять позу больше нельзя. Открывать глаза нельзя. Двигаться нельзя. Максимум - плавно выпрямить позвоночник. Видимо, чтобы болела не только спина, но и ноги. Первые тридцать минут ещё нормально. Следующие десять можно терпеть. Ещё десять просто мучительны. Последние десять - настоящая пытка и ад! Почему-то вспомнилось испытание «Гом Джаббар» из «Дюны».

Вечером аудиозапись рассказала, что сидеть полтора часа, не меняя позы - это специально так придумано, чтобы медитирующий испытывал боль. Боль обязательно должна быть. Это часть техники. Да уж. Я искал себе приключений - я их нашел!

Ночью холодно. Центр находится в горах в Кинтамани на севере острова. Горы могут хоть десять раз находиться в тропиках, но это горы, а в горах ночью холодно. Место всё меньше напоминает санаторий.

День 5

Начал понимать, зачем нужна боль. Без боли нечего было бы «наблюдать, но не реагировать». Одновременно со «сканированием» болезненных участков вспоминаются какие-то эмоциональные эпизоды из жизни. Чем больше переживаний вызывает эпизод, тем сильнее боль (или наоборот). Если научиться наблюдать, но не реагировать на боль, она постепенно проходит, а одновременно с ней проходит болезненность воспоминаний о соответствующем эпизоде. За эти дни я успел пережить много таких эпизодов. Некоторые по много раз. Такой «сама себе психиатр», причем весьма жесткий.

День 6 и 7

После очередной медитации выхожу во двор и понимаю, что мир вокруг радикально изменился! Всё пышет жизнью, все цвета такие яркие, облака пушистые, звуки отовсюду разные. Какие мучения? Какое прошлое? Какое будущее? У меня такое настоящее! Стал ходить по саду и офигевать от этого мира. Ощущения прямо как в детстве, лет в 5-7, когда всё интересно, всё надо попробовать, всё надо исследовать. Кайф:-)

На обед ананасы. Боже, какой у них вкус! Взрыв вкуса!

Вечерний голос из ноутбука рассказывал новые поучительные истории про непостоянство всего. «Всё проходит, и это пройдет». Боль пройдет, не надо её бояться. Приятные ощущения пройдут, не надо за них цепляться. Наблюдайте, но не реагируйте.

Единственная проблема - я стал очень остро чувствовать пыль в воздухе. Это вырубило возможность нормально практиковаться на два дня, пока уровень ощущений не пришел в относительную норму. Ну и ещё общий зал пропылесосили.

День 8

Вроде отпустило, продолжаем тренировки.

На обед суп из вареных огурцов:-) Вегетарианцы вынуждены быть очень изобретательными!

День 9

Судя по вечерним лекциям, некоторые из студентов курса уже домедитировались до того, что чувствуют своё тело как поток вибраций, растворяющийся во вселенной. У меня пока растворяются только руки и ноги, если их хорошенько отсидеть. Но наблюдать ощущения я уже научился, дальше нужно просто тренироваться.

День 10

Разрешили общаться друг с другом. Все вокруг реально радостные и позитивные. И очень разные. Возраст от 27 до 58 лет, из разных стран: Америка, Мексика, Австралия, Гонк Конг, Россия, Индонезия. Все с самыми разными историями. Наконец-то с удовольствием начал общаться с иностранцами. Кто-то здесь живет, кто-то находится в кругосветном путешествии. Один парень незадолго до Випассаны объехал Тайвань по периметру на велосипеде, а завтра у него самолет в Китай и 10-дневное одиночное путешествие по Гималаям. Кто-то рассказывал про другие техники медитации, как у них там энергия по внутренним стенкам тела в аккумулятор в животе стекала. Должно быть, тоже интересный опыт...

Параллельно с нами курс проходило порядка 25 женщин, но мы с ними практически не пересекались. Что удивило, больше половины - из России, некоторые из Америки, Испании, Эстонии и всего несколько из Индонезии. Все очень открытые и милые. Только обратил внимание, что большинство занимается непонятно чем и противопоставляют себя «матрице».

За всеми этими разговорами мозг радостно включился на полную катушку. Оставшиеся несколько медитаций начинаются с 30 минут попыток успокоить ум. Почти получается. Это навык мне ещё пригодится в нормальной жизни.

День 11

Все обменялись телефонами, фейсбуками, обещаниями писать друг другу и разъехались кто куда очень довольные всем мероприятием.

Заметки

Оценил высокий уровень организации всех процессов. Постоянных центров уже больше 140 по всему миру. И везде абсолютно одинаковая программа. Из тех, кто занимается этим более-менее профессионально - 1 помощник учителя и 1 менеджер, все остальные - временные добровольцы. И вся система работает как часы! Система онлайн-бронирования, шаблоны писем и четкие инструкции, информационные таблички для всех ситуаций, заранее проработанные ответы на все вопросы, собранные в аудиолекции, переводы на все языки.

Работает всё это на благотворительные взносы от тех, кто прошел курс. «Другие люди заплатили за то, чтобы ты мог пройти этот курс, так что теперь заплати ты, чтобы будущие студенты могли пройти курс». Всё очень мило, но в конце курса у некоторых студентов состояние, близкое к эйфрии. Заранее зная подвох такой системы, ещё до прохождения курса установил себе чёткую вилку, как в казино.

Порадовала минимальная связь преподаваемой техники медитации с религией. В течение всего курса много раз уточняли, что эта техника нужна только для развития личных качеств и концентрации ума, и что это не противоречит ни одной из религий. Хотя и про буддизм успели многое рассказать.

Вот официальный сайт для интересующихся: http://www.ru.dhamma.org/index.php?L=19 - в России тоже есть такие центры, но дальше действуйте на свой страх и риск.

Резюме

На этот раз Азия меня по-настоящему удивила! До этого «духовность» Востока для меня была неконкретной абстракцией. Теперь я её испытал на собственной шкуре. Что-то в этом есть.

Научился меньше витать в облаках. Это должно повысить производительность труда. Ощущение бодрости ума и моря энергии уже появилось. А если снова станет засасывать, можно напомнить себе: «Не думай о прошлом. Не думай о будущем. Сконцентрируйся на том, что ты ощущаешь здесь и сейчас».

Disclaimer: разбор полетов и работа над ошибками, а также планирование, моделирование сценариев, просчет рисков - это важно и полезно, но всем этим надо заниматься в соответствующее время и в полную силу.

Научился меньше переживать о том, о чем переживать не нужно. «Наблюдай, но не реагируй. Всё проходит. И это пройдет». И реально проходит:-) Чувствую себя просто прекрасно! По идее, и для других людей это должно сделать коммуникации со мной проще и приятней.

Disclaimer: «Не реагируй» означает лишь «не реагируй эмоционально». Отбрось эмоции, взвесь всё и только тогда действуй. Или не действуй, если, отбросив эмоции, окажется, что ничего особенного не произошло. Так часто бывает:-)

Попробую завести привычку медитировать утром и вечером. Мне очень понравилось внутреннее спокойствие и свежий ум. А ещё понравилось высыпаться за 5-6 часов и чувствовать себя таким бодрым и жизнерадостным.

Говорят, отпуск должен быть переключением на какой-то другой вид деятельности, окружение, эмоции. Если так, то это было максимальное переключение! А теперь снова на любимую работу - в голове куча идей, в почте 811 писем:-) К счастью, большинство из них - это подписка на рассылки по проектам и уведомления от разных сервисов и роботов мониторинга.

Update:
- В течение года медитировал нерегулярно. Регулярность . И не только регулярность.
- Два года спустя снова поехал на Випассану и написал большой пост о том, .

С 20 мая по 3 июня 2015 я участвовал в интенсивной медитации Випассана (Vipassana). 14 дней я почти все время молчал, вставал в 4 утра, ел только до полудня и медитировал ежедневно по 12+ часов. Ретрит проходил в буддистском храме Брахмавихара Арама (Brahmavihara Arama – TripAdvisor , 4sq) на севере острова Бали. Хочу записать свой опыт, чтобы упорядочить впечатления и помочь тем, кто подумывает о своей первой Випассане.

Что такое Випассана? Практика.

Випассана – это тренировка ума, которая позволяет лучше фокусироваться и глубже понимать суть явлений. Концентрация ума достигается с помощь медитации. По методике Випассана-Бавана, которую преподавал наш Учитель, чередуются сидячая и ходячая медитация. Что по отзывам участников значительно легче, чем распространенная методика Гоенки, по которой медитируют только сидя. Во время медитации необходимо концентрировать внимание на одном объекте в каждый момент времени. Базовый объект – движение. При сидячей медитации – движение диафрагмы вверх и вниз, при ходьбе – движение ног. Необходимо все время отмечать про себя словами, что за объект в поле внимания: поднимаюсь, опускаюсь (о диафрагме); левая, правая (ноги). Если появляется боль или хочется почесаться, то необходимо перенести внимание на новое наиболее сильное ощущение и отмечать про себя: болит, чешется, желание двигаться и т.д. И при этом стараться не реагировать, сколько хватает сил. Если перетерпеть, то боль в затекающей ноге проходит, и ухо перестает чесаться само по себе. Так развивается терпение и ломается привычка мгновенно реагировать на свои желания.

Очень быстро во время медитации в голове появляются мысли о прошлом, будущем, воображаемые ситуации и диалоги, грезы и мечтания. Как можно скорее их нужно заметить и сказать про себя: думаю. При этом не углубляться в содержание мыслей, иначе они увлекут за собой и осознание будет утеряно.

Особо красивый вид открывался на восходе и на закате. Но фотографировать во время Випассаны нельзя.

Для меня было облегчением узнать, что не только я подвержен страшному недугу расфокусировки внимания, когда мысли уносят прочь от дела, которым я занимаюсь. Таково свойство человеческого ума – все время думать о чем-то, перескакивая с ветки на ветку свободных ассоциаций, как мартышка. Невозможно не думать ни о чем. Некоторые люди включают телевизор, музыку, ФБ-ленту или любой любой эфир, чтобы дать своему уму почву, по которой он будет нестись вскачь от одного объекта к другому. Я же могу сидеть на природе, наверное, часами, предаваясь мыслям и грезам, блуждая по внутреннему миру. Фишка в том, чтобы направлять свой ум и удерживать на текущем моменте, конкретных объектах и практических задачах, не давая ему унестись прочь, ухватившись за случайную мысль.

Суровые правила Випассаны

Ничто не должно отвлекать от медитации, поэтому во время Випассаны действуют суровые правила. Ищущие просветления обязаны выполнять первые 5 правил всегда, остальные действуют во время интенсива:

  1. Не убивать живых существ. (Это подразумевает вегетарианскую диету).
  2. Не брать то, что не было дано.
  3. Воздерживаться от аморальных поступков. (Во время Випассаны сексуальные контакты исключены, а в остальное время подразумеваются отношения с единственным партнером.).
  4. Не произносить лживые слова.
  5. Не употреблять пищу и напитки, затуманивающие разум.
  6. Не есть после полудня.
  7. Воздерживаться от любых развлечений типа танцев, пения, музыки, а также не пользоваться косметикой и украшениями.
  8. Не пользоваться кроватью.
  9. Излучать любовь и доброту по отношению ко всем живым существам.

А также действует правило благородной тишины – участники могут говорить только с Учителем о практике медитации и с организаторами, «Дхамма-работниками», о своих бытовых потребностях. Любые жесты, взгляды, записки и прочие способы коммуникации запрещены как между участниками, так и с внешним миром. Нельзя выходить за территорию комплекса и т.д. Участники добровольно соглашаются слушаться наставлений Учителя и требований организаторов.

Мое любимое место для ходячей медитации. Только туристы в дневное время немного отвлекали.

Было интересно наблюдать за тем, как группа людей соблюдает и нарушает правила. Читинга было много. Несколько коллег-мужчин после завтрака в 6 утра возвращались в комнату, чтобы поспать еще часок, а кто-то выбрасывал косточки от фиников. Многие прятали по карманам во время обеда пакетики с растворимыми кофейными напитками, чтобы побаловать себя в 17.00, когда в столовой подавали простой чай с сахаром; данная привычка распространялась постепенно, как болезнь. Ближе к окончанию ретрита люди всё чаще перешептывались. Странно, когда правила нарушает человек, приехавший на четвертую Випассану – ведь уже хорошо знаешь, чего ожидать. Среди 10 мужчин только я, немецкоязычный швейцарец и двое индонезийцев полностью придерживались правил.

Вначале я испытывал раздражение от читинга и негативно думал о нарушителях. Но быстро понял, что это мой собственный пунктик. Я не позволяю себе нарушать правила, поэтому подмечаю это у других, мысленно беру на себя роль арбитра, следящего за соблюдением правил. После осознания я мог спокойно смотреть на нарушения, не реагируя эмоционально и не вешая ярлыки на людей. И у меня появился выбор: следовать правилам или нарушать. И я осознанно выбираю соблюдение правил, потому что считаю их полезными, а не из страха перед внешним авторитетом или по привычке послушания.

Распорядок дня

Распорядок дня на Випассане не менее суров, чем правила. Подъем в 3:45 под удары гонга. Час ходячей медитации в саду и час коллективной сидячей медитации. В 6 утра завтрак, женщины и мужчины сидят раздельно. До 11 каждый по своему усмотрению чередует ходячую и сидячую медитацию. В 11 обед – второй и последний прием пищи за день. Кухня вегетарианская, но с рыбой и яйцами. Раз в три дня подавали мясное блюдо, что нетрадиционно для Випассаны. После обеда целый день медитации. Через день в 16:00 проходили лекции Учителя, которые длились примерно по 1:20. Около 17:00 можно попить чай в столовой. Вечером все медитировали в саду и основной ступе. В 21:00 пели гимны хором в саду и отправлялись спать. Единственной развлечение за день – прием душа или ручная стирка одежды.

В дни, когда не было лекции, Учитель проводил встречи с учениками. Мы приходили по трое. На встречах мы рассказывали о своем прогрессе и задавали вопросы. Учитель давал каждому рекомендации о практике медитации. Только люди, которые несколько дней подряд исключительно медитируют, могут 20 минут рассуждать о том, что шаг состоит из трех движений: поднимаю, толкаю и опускаю ногу. А в дальнейшем можно различить даже пять движений, что способствует концентрации: поднимаю, толкаю, опускаю, касаюсь и давлю. А перед шагом еще можно успеть уловить «намерение» двигаться.

Учитель весь день общался с каждым из 45 учеников по очереди. Как я узнал потом от других участников, это круто, что Саядав посвящал столько времени встречам и лично читал лекции. Часто на ретритах показывают записи лекций, а встречи проводят не регулярно. Мне было полезно слушать не только то, что Учитель рекомендовал мне, но и моим коллегам в тройке.

На одной из встреч швейцарец, которого я про себя называл «Дедуля», поведал Учителю, что его беспокоит читинг. Учитель сказал, что есть выбор: либо нарушить благородное молчание и сделать замечание, либо продолжать исполнять предписания и своим примером, возможно, вдохновить других. После этой беседы швейцарец принял на себя больше ответственности за происходящее вокруг – взял щетку и вымыл в туалете умывальники, забрызганные зубной пастой. Внутри мужских апартаментов не убирали и поддерживать чистоту было как бы ничейной обязанностью. Меня тронул этот момент, и я проникся большей симпатией к моему коллеге из северной Швейцарии.

Суровые правила и распорядок дня развивают терпение и силу воли. Они отшлифованы двумя тысячелетиями практики Випассаны и направлены на то, чтобы максимально заточить концентрацию и осознание за время короткого ретрита. Выдержав 13,5 дней, я чувствовал радость и ощущал, что таки совершил нечто и прошел испытание. Зачем омрачать чувство победы жульничеством? Если вы не готовы следовать правилам Випассаны на 100%, то не стоит отправляться на ретрит.

Мои открытия

Первые три дня во время сидячей медитации у меня очень быстро поднимались эмоции: раздражение, нетерпение и даже злость. Хотелось закончить как можно быстрее. Я разговаривал с своими эмоциями, и всплывали ситуации из глубоко детства. Я не знаю, воспоминания это были или фантазии. Но применяя свои знания процессуальной психологии я пытался договориться или с собой маленьким, или с родителями о том, почему стоит продолжать. С каждым разом удавалось сидеть все дольше и дольше. В дальнейшем сильные эмоции не возникали, я прерывался либо от боли в затекающих ногах, либо от нетерпения и желания двигаться.

Одно из самых ценных приобретений на Випассане – осознание своих желаний. Любое возникающее желание можно спокойно оставить неудовлетворенным. Оно быстро пройдет, если его осознать и не прокручивать в голове мысль «хочу-хочу-хочу» – будь то тяга к вкусной, но вредной пище, покупка прикольной вещи или гаджета, или влечение к красивой женщине. Нереализованные желания больше не прожигают в душе дыру разочарования и сожалений. Наоборот – я понимаю, что укрепил сове осознание и силу воли.

Еще важно не привязываться к своим планам. Давно к этому шел и чувствовал, но теперь получил подтверждение от последователей древней практики. Если не удалось что-то реализовать, то прислушиваюсь к себе – есть у меня сожаления и негативные эмоции. Если да, то я сильно привязался к ожидаемому результату. Здоровое отношение: «не вышло, попробую теперь вот так». Или пора прекратить попытки.

Мое любимое место для ходячей мелитации. Когда спускался в последний раз, то нижняя хлипкая ступенька сломалась. Интуиция подсказал, что скорее всего так и будет, поэтому ступал осторожно и приземлился очень удачно.

Не смотря на ожидания, моя концентрация увеличилась не сильно. Я все так же отвлекаюсь в повседневной жизни от основного дела и могу провалиться в грезы о будущем. Но я теперь значительно быстрее осознаю, что начинаю барахтаться в потоке мыслей. Развитие концентрации и осознанности – долгий путь. После Випассаны рекомендовали медитировать по часу в день и раз в год выбираться на ретрит на 10 или большей дней.

Я меньше беспокоюсь о происходящем вокруг и больше доверяю миру. В первую ночь я проснулся раньше гонга от волнения о первом дне. Лежал и думал, а когда же гонг, неужели организаторы проспали? Вскоре прозвучали удары гонга – не о чем было тревожиться. На третий день вечером долго никто не приходил, чтобы дирижировать чтением вечерних гимнов. Главный организатор уехала по делам, и вероятно, остальные забыли, что надо прийти в 21:00 в сад, чтобы начать хоровое пение и отпустить измученных участников спать. Я подумал, что надо взять на себя лидерскую роль, и если никто не придет до 21:00, начать чтение с первых строк без вступительного слова «Давайте споем гимн», которое я не имел права произнести – остальные подхватят пение. Я зашел в ступу рядом с садом, где висели часы, и стал ждать 21:00. Я задумался, добрые ли у меня мотивы? И понял, что нет: я хочу проявить себя из-за тщеславия и ради одобрительных взглядов и похвалы. Я понял, что не стоит с такой мотивацией делать задуманное. Но я могу быть скромным лидером, запасным вариантом на случай, если никто из организаторов не придет. А если никто не поддержит меня, то я готов читать гимн целиком в одиночку. В 21:01 я вышел из ступы и пошел в сад, готовый начать чтение. Группа была уже на середине гимна. Ассистент учителя пришел раньше и начал пение, а я не расслышал, сидя в храме. Выбрав путь запасного варианта, я совсем не расстроился, а только улыбнулся своим мыслям. Возможно, не четко и не строго по расписанию, но все продумано и спланировано. После этого я перестал беспокоиться и думать, будто где-то нужно мое участие или контроль.

Случай проявить скромное лидерство в стиле глубинной демократии представился на 5-й день. Вечером все сидели или ходили медитировали в саду и ждали, когда же начнем читать гимны. Напряжение и волнение нарастало. Я сходил в ступу и посмотрел на часы: 21:15. Вот он мой выход. Прислушался к себе: не ради эго хочу выпячивать себя, а скромно беру на себя роль, которая оказалась без исполнителя, но у меня хватает осознания почувствовать ее и я понимаю ее важность – мы все хотим побыстрее отправиться спать. Тем более, что мысленно я отрепетировал сей эпизод и пережил эмоции еще два дня назад. Немного волнуясь, я вышел и уселся в первом ряду медитирующих с брошюрой в руках. Прокашлялся и начал громко читать на английском молитву прощения. Ни один голос не присоединился. Сделал паузу, но никто не подхватил инициативу, и я прочитал перевод на индонезийском языке, в котором также используется латиница – прочесть можно, хоть и с ужасным акцентом. Кто-то тихо пробормотал конец фразы рядом со мной. Вокруг зашелестели страницы книжечек. Я заметил одобрительную улыбку индонезийской женщины. Когда начал читать вторую половину молитвы по-английски, то с первых слов все иностранцы читали хором, индонезийцы прочли следом на своем языке. А дальше мы чудесно спели гимны на пали. Я чувствовал удовлетворение и понимал, что даже если никто из коллег не похлопает меня по плечу после Випассаны, то я сделал хорошее дело.

Дорожка с 14 камнями, куда я приходил каждый день и отсчитывал, сколько дней ретрита прошло.

Последний день и тесный мир

В последний день у всех было радостное настроение. Конец близко. Накануне нас попросили написать по одному последнему вопросу Учителю, и только после завтрака в последний день я понял, что мы сами себе подписали приговор – два часа и сорок минут Учитель отвечал на вопросы. Наконец настало время прервать молчание и сделать коллективное фото на прощание.

Во время обеда я разговорился с коллегой из северной Швейцарии, которого уважал за непреклонное исполнение правил. Оказалось, что в 90-е годы он был учеником и консультировался у своего земляка Макса Шупбаха , основателя , и моего Учителя по психологии, который сейчас живет в США и приезжает в Украину по 3-4 раза в год проводить семинары. В октябре в Барселоне смогу передать Максу привет. Я люблю этот одновременно крохотный и огромный мир!

С огромной радостью я уезжал домой, на свободу, после 13,5 дней медитации, молчания, жесткой диеты и подъемов в 4 утра.

Мы счастливы, что все закончилось. Я сижу в первом ряду, через одного человека справа от Учителя. Фото: Lily Fistanio.

Нужна ли вам Випассана?

Не стоит надеяться, будто Випассана или любая другая единоразовая практика в корне изменит вашу жизнь. Личностное развитие происходит в основном эволюционно, а не благодаря точеным сверх усилиям. И наше развитие не останавливается. Только Будда додумал размышления до конца и разрешил все внутренние противоречия, достигнув таким образом Просветления. Випассана многому меня научила и помогла лучше понять себя, развила мое терпение и силу воли. Я стал лучше осознавать свои желания и внутренние процессы. И я уверен, что последствия еще будут разворачиваться и проявляться со временем. Я очень рад, что прошел через этот опыт.

Стоит ли вам отправляться на Випассану? Возможно, да, если вы ищите ответы, рефлексируете и размышляете о себе, своем пути и смысле жизни, любите вдумчиво разбираться во внутренних установках и убеждениях. А также если вы готовы на 100% выполнять суровые правила, не жульничая, и следовать инструкциям, которые на первый взгляд могут не сулить озарений. Точно не стоит участвовать, если вы думаете, что Випассана – это тренд, и можно будет рассказать друзьям, какой вы молодец.

Если вы когда-то были на Випассане, то мне было бы очень интересно услышать о ваших впечатлениях, как на вас повлияла Випассана, изменились ли вы после ретрита, тянет ли повторить опыт. Поделитесь в комментариях плз.

  • Храм Брахмавихара Арама (Brahmavihara-Arama) – сайт , TripAdvisor , 4sq .
  • Где и когда можно пройти Випассану – Dhamma.org .
  • Книга Уильяма Харта «Искусство Жизни» о Випассане по методике Гоенки – Amazon . Очень рекомендую прочесть перед первой Випассаной .