Кодексы леонардо. Для всех и обо всем Кодексы леонардо да винчи

Тетрадь с записями, сделанными Леонардо да Винчи в Милане в 1506–1510 годах. Состоит из 72 страниц и содержит замечательные научные наблюдения и открытия. Название документ получил по фамилии семейства, которое купило тетрадь в 1717 году. В настоящее время принадлежит Биллу Гейтсу, основателю компании «Майкрософт», богатейшему человеку в мире.

Линия Розы

Старинное расположение нулевого (ныне – Гринвичского) меридиана. Эта воображаемая линия соединяет Северный и Южный полюсы, и от нее отсчитываются все долготы. Пересекает церковь Сен-Сюльпис в Париже.

Лувр

Этот музей находится в Париже, основан в 1793 году. Имеет 7 отделов. В музее хранятся произведения искусства от эпохи становления цивилизаций и до первой половины XIX века, среди них работы Рембрандта, Тициана, Рубенса и одна из самых знаменитых скульптур всех времен и народов – «Венера Милосская». Также здесь собрана обширная коллекция древнегреческих и древнеримских памятников, а египетским древностям отведен целый отдел.

«Malleus Maleficarum» («Молот ведьм»)

Книга конца Средних веков, призванная помочь инквизиторам выявлять и уничтожать всевозможных ведьм и колдунов. Написана Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером, двумя монахами-доминиканцами, которые буллой папы Римского Иннокентия VIII были наделены особыми полномочиями и направлены для расследования случаев колдовства на севере Германии. Это знаменитое руководство по охоте на ведьм датировано 1486 годом и выдержало более 30 переизданий в последующие два века. Хотя позднее выходили и другие схожие книги (как, например, «Compendium Maleficarum»), в большинстве своем они представляли лишь переделки «Молота».

Шпренгер и Крамер особо подчеркивают, что колдовство является чисто женским феноменом, тем самым способствуя укреплению древнего женоненавистничества и презрительного отношения церкви к женщинам. С точки зрения этого института дочери Евы являются вечным искушением. В одном месте о женщинах написано так: «Их облик как обжигающий ветер, голос как змеиный свист, она может приносить несчастья всем животным и людям». К этому примешивается страх перед женской сексуальностью. На страницах книги, посвященных женщинам, много говорится о страхе и подозрительном отношении, которые доминиканцы к ним питали, и приведенные слова соответствуют позиции церкви того времени.

Книга разделена на три части. Первая посвящена главным образом колдовству и сопряженным с ним опасностям. Во второй определены три вида ведьм (наводящие и исцеляющие болезни, только наводящие или только исцеляющие), и в соответствии с этой классификацией любая целительница могла быть обвинена в одержимости дьяволом. В этой части также описаны средства для защиты от подобного зла. И наконец, третья часть содержит своего рода руководство по проведению судебного процесса против ведьмы или колдуна, в ней также оправдывается применение пыток.

Мария Магдалина

Потомок колена Вениаминова, считается супругой Иисуса Христа и матерью Сары.

Меровинги

В Средние века первая династия франкских королей, считаются потомками Христа.

Митрас

Также известный как Митра. Божество древней Персии и Римской империи. На самом же деле это обожествленный человек. Родился он, как предполагается, в 386 году до нашей эры в азиатской стране Понт. Под именем Митраса (Митридата) I он стал правителем тех земель и вскоре создал свою империю. Царство его наследника, Митраса II, было завоевано армией Александра Македонского. Впоследствии было еще пять царей с именем Митрас. Седьмой стал известен как Митрас Великий. Возможно, что первый царь Митрас отправился в далекое путешествие, оставив вместо себя преемника, а по возвращении взял имя Митрас II, как будто сам был своим наследником. Во время войн, разорявших его народ, Митрас смог обрести равновесие между своим духом и Богом, и понемногу это внутреннее равновесие стало находить воплощение в реальности, как соответствие его доброй душе. Таким образом, о нем стали рождаться легенды, они разрастались до тех пор, пока Митра не превратился в главное божество персидского пантеона, воплощающее в себе свет мира, противника зла и мрака. Его считали сыном бога солнца, говорили, что он родился в пещере во время зимнего солнцестояния. Празднества в честь Митры – роскошные и продолжительные – устраивались в катакомбах в самый короткий день года. Ежедневно проводились ритуалы в его честь, с пением гимнов у алтаря на Пиретейской горе. Там, защищенный от ветра, горел Вечный Огонь. Мистерии в честь Митры распространились по всей Персии, Месопотамии и даже добрались до Рима и охватили Римскую империю. Все памятники, возведенные в его честь, имели семь алтарей, посвященные семи планетам, известным персам. Катакомбы, где ходили чествования Митры, были настоящим «планетарием», поскольку представляли все разнообразие космоса, планеты, их орбиты вокруг солнца, относительные их размеры и расстояния между ними. Наконец, с распространением христианства, в IV веке митраизм исчез, как и многие другие языческие культы. Многие приверженцы митраизма обратились в новую веру, а другие вступили в секту манихеев.

Пентакль

Также пентаграмма, пентальфа, пентакул и – наиболее оригинально – «ведьмина нога». Все это – употребляющиеся в эзотерике названия пятиконечной звезды. Символ представляет из себя геометрическое изображение числа 5 и означает неравный союз. Это космос в миниатюре, так как он соединяет в себе мужское и женское начала. Как упоминается в «Коде да Винчи», это дохристианский символ, имеющий отношение к культу природы.

Символ происходит из Египта, это знак Гора – бога-прародителя всего сущего, первичной материи человечества. Последователи древнегреческого математика Пифагора использовали звезду, чтобы узнавать друг друга при встрече. Первые христиане также использовали пентакль как свой символ, до того как им стал крест. Парацельс, врач и алхимик, считал пентакль самым сильным символом; впоследствии оккультисты превратили пифагорейский знак в магический. В ритуалах и обрядах пентакль может обозначать как силы добра, так и силы зла. Когда один луч направлен вверх, звезда приобретает форму человеческого тела (голова, раскинутые руки и ноги), и этот символ используется в белой магии или в теургии. Это изображение выражает активное равновесие, те свойства, которыми должен обладать человек, чтобы сделаться центром жизни, излучающим собственный свет. Человеческая фигура, вписанная в геометрическую (см. «Витрувианский человек»), является эстетическим каноном, символом красоты и божественной пропорции.

Но когда звезда перевернута, два луча, направленные вверх, символизируют рога дьявола, и это изображение используется в черной магии. У масонов пентаграмма, которую окрестили «Сияющей звездой», являлась эмблемой гения, подвигающего души на великие свершения. Считается, что именно благодаря масонам пятиконечная звезда входит в государственную символику США, России и некоторых стран Среднего Востока.

Последовательность Фибоначчи

Математическая прогрессия, в которой каждое число является суммой двух предыдущих. Создана математиком Леонардо Фибоначчи в XIII веке. Это своего рода метафора человеческой натуры, помогающая обрести глубокие знания о природе духовности.

Рукописи Наг-Хаммади

Собрание кодексов, найденных в 1945 году в Египте. Содержит гностические книги и так называемые апокрифические евангелия, которые во многом противоречат каноническому толкованию Библии.


Кодекс І:

Молитва апостола Павла

Апокриф Иакова

Евангелие Истины

Трактат о воскресении

Трехчастный трактат


Кодекс II:

Апокриф Иоанна

Евангелие от Фомы

Евангелие от Филиппа

Ипостась Архонтов

Симфония ереси Панариона Епифанского

Толкование о душе

Книга Фомы Атлета


Кодекс III:

Апокриф Иоанна

Евангелие от Египтян

Евгност Блаженный

Премудрость Иисуса Христа

Диалог Спасителя


Кодекс IV:

Апокриф Иоанна

Евангелие от Египтян


Кодекс V:

Евгност Блаженный

Апокалипсис Павла

(Первый) Апокалипсис от Иакова

(Второй) Апокалипсис от Иакова

Апокалипсис Адама


Кодекс VI:

Деяния Петра и двенадцати апостолов

Гром – совершенный ум

Подлинное учение

Понятие Нашей Великой Силы

Парафраз «Государства» Платона

Фрагмент из Асклепия

Рассуждения о восьмерке и девятке

Молитва благодарения


Кодекс VII:

Апокалипсис Петра

Поучения Силуана

Три стелы Сифа

Парафраз Сима

Второй трактат Великого Сифа


Кодекс VIII:

Зостриан

Послание Петра к Филиппу


Кодекс IX:

Мелхиседек

Свидетельство Истины


Кодекс X:


Кодекс XI:

Истолкование Знания

Валентинианское объяснение

Гипсифрона


Кодекс XII:

Изречения Секста

Основной фрагмент Евангелия Истины

Неидентифицированные фрагменты


Кодекс XIIL

Троевидная Протенойя

О происхождении мира

Роза

Роза – один из самых важных эзотерических символов, но также один из самых сложных, имеющий множество значений. Так, если белая роза символизирует чистоту, невинность и девственность, то красная означает страсть и плодородие. Этот цветок также символизирует время и вечность, жизнь и смерть, а еще и тайну. Сердце розы – неизвестность, а цветок целиком означает полноту жизни. Роза распускается весной, символизируя жизнь, воскрешение, возрождение, любовь и плодородие.

Если речь идет о смерти, роза означает боль и эфемерность существования. С другой стороны, розы, вино, чувственность и соблазн всегда составляли неразлучный квартет. Шипы связывают с болью, кровью и мучениями. Красная роза означала короля, солнце, золото и огонь, а белая – королеву, луну, серебро и воду. Красные и белые розы вместе означали смерть, но в смысле соединения индивидуального «Я» человека с «Нечто», возрождение и новую жизнь. Золотая роза всегда символизировала совершенство, а голубая – невозможное. В алхимии роза означает мудрость и как эзотерический символ используется различными орденами в качестве эмблемы, как в случае розенкрейцеров. В христианской традиции красная роза может символизировать Деву Марию или кровь, пролитую Иисусом на кресте. Как говорится в «Коде да Винчи», этот цветок также связан с пентаклем (пятилучевой звездой), поскольку оба символизируют женственность, а красная роза с пятью лепестками символизирует для Приората Сиона Святой Грааль.


Роза Розенкрейцеров

Розенкрейцеры

Во втором десятилетии XVII века в Германии стали появляться странные документы, из которых вскоре стало известно о существовании тайного братства, основанного в XV веке неким Христианом Розенкрейцем. Его последователи объединились в братство, или орден мистиков. Обнаруженный текст был озаглавлен «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» (в переводе – «христианский крест из роз»), а его автором был Иоганн Валентин Андреа, великий магистр Приората Сиона. И хотя произведение и являлось отчасти пародийным и высмеивало обманщиков, выдающих себя за алхимиков, его появление вызвало сенсацию во всей Европе. Влиятельные фигуры оккультного мира стали искать встречи с розенкрейцерами, чтобы присоединиться к ним, в то время как другие утверждали, что уже знакомы с этими таинственными мудрецами. С той эпохи легенда о розенкрейцерах будоражит умы посвященных Запада. В настоящее время существует немало обществ, которые называют себя розенкрейцерами или заявляют, что обладают тайным знанием Христиана Розенкрейца.

Свитки Мертвого моря

Собрание примерно 600 рукописей на древнееврейском и арамейском, найденное в 1947 году в пещерах на побережье Мертвого моря, в районе Хирбет-Кумран, в теперешней Иордании. Поэтому свитки также называют Кумранскими свитками. Они составляют часть апокрифических евангелий, то есть тех, которые не вошли в свод канонических библейских текстов.

Святой Грааль

Таинственный предмет, который предстает в различных видах и имеет множество значений: чаша, из которой пили Иисус и его ученики на тайной вечере, чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христову, и так далее. «Код да Винчи» придерживается мнения, что Грааль – это чаша, в которой содержится кровь Иисуса, но кровь в смысле – потомки. То есть это Мария Магдалина, так как именно она является матерью потомков Иисуса.

Секретные архивы Ватикана

Собрание книг, кодексов и документов, находящихся в библиотеках Святого престола, доступ к которым запрещен.

«Секретные досье»

Секретные архивы Приората Сиона, находятся в Национальной библиотеке в Париже. Содержат историю ордена, список великих магистров, вьщержки из дневников, писем и генеалогические таблицы, в том числе и генеалогии потомков Иисуса и Магдалины.

Sol Invictus

Культ божества, чье имя в буквальном переводе означает «Непобедимое Солнце». Этот ассирийский культ был навязан подданным римскими императорами за век до Константина Великого. Он включал в себя элементы культов Ваала и Астарты, но на самом деле был монотеистического характера, поскольку Солнце выступало в качестве главного бога. Он существовал параллельно культу Митры, также популярному в Риме.

Спекула Ватикана

Папская астрономическая обсерватория. Помимо прочего обладает обширнейшей библиотекой, в которой собрано более 25 тысяч томов, среди них – уникальные книги Ньютона, Коперника, Кеплера и Галилея.

«Тайна Шешача»

Шешач – название города Вавилона, записанное кодом этбаш. Загадкой оно являлось потому, что многие годы ученые не могли понять библейские упоминания города Шешача. Когда же к этому названию применили этбаш, то получилось слово «Вавилон» («Babel»).

Тамплиерский крест

Красный крест с расширяющимися концами. Использовался рыцарями ордена тамплиеров в качестве эмблемы, нашивался на белые орденские плащи.

Таро

Колода из 78 карт. 56 из них называются «Младшими арканами», которые подразделяются на четыре масти: мечи (пики), жезлы (трефы), кубки (черви), монеты (бубны). Жезлы (помимо фаллической символики) олицетворяют энергию и действие, а мечи (также фаллический символ) выражают силу мысли и идеи. Монеты и кубки, кроме связи с женским началом из-за своей формы (монеты круглые, а кубки ассоциируются с наполнением), также имеют символическое значение: кубки – эмоциональность и подсознательное, а монеты – земля. 22 оставшихся карты – «Старшие арканы», каждая из них представляет сцену духовного поиска, и, как утверждается в «Коде да Винчи», их можно прочитать как наглядный катехизис, пересказывающий историю пропавшей Невесты и притесняющей ее «злой» Церкви.


Старшие арканы:

Маг: первая карта, символизирует творчество, инициативу и действие. Связана с происхождением вещей.

Жрица (Папесса): карта, непосредственно связанная с женским началом, символизирует плодородие, равновесие и спокойствие, а также святилище, знание, закон и женщину.

Императрица: другой архетип женского начала. Знак духовности, ясности ума, плодовитости и обновления мира. Эта карта отражает влияние любимой женщины, супруги или подруги.

Император: первый мужской архетип, символизирует закон, силу, стабильность, законность, успех и власть.

Правосудие: означает равновесие, равенство, честность, справедливое воздаяние и заслуженное наказание.

Любовник(и): обозначает союз, оковы, равновесие и сочетание. Также символизирует желание любви и свободный выбор.

Колесница: говорит о триумфе, независимости, воле и четких желаниях.

Отшельник, мужской архетип, символизирует мудрость, добро, мораль, чувство долга, покой и размышление.

Колесо Фортуны: дух противостоит судьбе, неизбежные перемены в жизни и случайности в человеческой судьбе.

Сила: символизирует вечный дух, способный победить все препятствия и трудности, триумф разума над инстинктами, или человека над природой, и интеллигентность, которая превосходит грубую силу.

Повешенный: символизирует дух противоречия и жертвоприношение, самопожертвование, отречение от всего земного, альтруизм. Также это знак святилища, наказания и временных ограничений.

Смерть: не в буквальном смысле, эта карта говорит о глубоких изменениях, которые приведут к перерождению, разрушению и опустошению, после которых жизнь возродится. Это символ радикальных трансформаций, обещающих обновление. Карта прочно связана с эзотерикой и алхимией.

Башня: знак перемен и слабости, символизирует противостояние духа и разрушения, силы и жестокости, выражает утрату стабильности, внезапные и глобальные перемены, зыбкость положения, падение и конец.

Звезда: прежде всего это символ света, который ведет тех, кто потерял путь. Но также она символизирует скрытые способности и тайное покровительство. Это надежда, чувство защищенности, доверие инстинктам и духовный мир.

Луна: связана с интуицией, воображением, снами и сумасшествием, это карта, символизирующая разлад, страхи, препятствия, подсознательное и воспоминания.

Солнце: выражает соединение противоположностей, способность легко воспринимать вещи, освобождение от беспокойства, славу, духовность и озарение, также удовлетворение, реализацию возможностей и успех.

Суд: символизирует момент истины, справедливый суд, на котором каждый принимает на себя свои обязательства. Также выражает полет духа, состояние ясного сознания и радости.

Мир: речь идет о карте, на которой изображена богиня, держащая в руках два жезла, управляющих мировыми энергиями. Карта говорит о реализации возможностей, символизирует полную победу, полноту жизни, счастье и дух, оставивший позади материальный мир.

Глупец: в общих чертах символизирует путешествия, новые встречи, новый опыт, спонтанность, энтузиазм и приключения. Негативное значение карты – безумие, неразумность, экстравагантность и недостаток дисциплины.

Воздержание: выражает власть духовности и терпение, необходимое для претворения мечты в реальность. Карта символизирует исцеление, возрождение, трансформацию, покой и духовность.

Дьявол: символизирует «игру дьявола» (ситуации, в которых смешиваются реальность и сверхъестественное) и говорит о магии, тайне, ограничениях и красноречии.

Уолт Дисней и скрытое значение его фильмов

Согласно теории, отраженной в «Коде да Винчи», Уолт Дисней (знаменитый создатель Микки-Мауса) посвятил свою жизнь и значительную часть творчества объяснению истории Святого Грааля (как ее понимает Приорат Сиона) через скрытые послания и символы в мультфильмах. Большая часть символов относится к языческой мифологии, религии и тому, что мы можем назвать историей «плененной богини». Как в «Спящей Красавице», так и в «Золушке», и в «Белоснежке» речь идет о пленении женского божественного начала. Кроме того, историю Белоснежки – сказку о принцессе, которая умирает, откусив отравленное яблоко, – можно рассматривать как явную аллюзию грехопадения Евы. Аналогичным образом, рассказ о принцессе Авроре из «Спящей красавицы» может быть прочитан как история Грааля, предназначенная для детей.

Церковь Темпла

Находится в Лондоне между Темзой и Флит-стрит, построена в XII веке рыцарями-тамплиерами и освящена в 1185 году Ираклием, патриархом Иерусалимским. На церемонии, по слухам, присутствовал король Англии Генрих II. Кроме самой церкви, ансамбль включал в себя дома для рыцарей, места для отдыха и для военной подготовки. После 1307 года, когда орден тамплиеров был распущен, Эдуард II взял церковь под свое покровительство, и она перешла в собственность английской короны. Позже церковь передали госпитальерам.

Церковь имеет круглую форму, ее архитекторов вдохновила церковь Гроба Господня в Иерусалиме. Церковь Темпла была свидетелем многих славных событий английской истории. В настоящее время службы в ней проходят по воскресеньям.

Церковь Сен-Сюльпис

Парижская церковь, построенная Меровингами, в плане почти идентична Нотр-Даму Приорат Сиона утверждает, что она возведена на руинах древнего храма богини Исиды.

Часовня Рослин

Также известная как «церковь загадок», находится в Шотландии, в 10 километрах от Эдинбурга. Она украшена многочисленными христианскими, масонскими, египетскими, языческими и древнееврейскими символами. Вопреки всеобщему мнению, она построена не тамплиерами, а сэром Уильямом Сент-Клером в XV веке. На тот момент ордена тамплиеров не существовало уже более столетия.

Число «фи»

Число, равное примерно 1,618 и полученное из последовательности Фибоначчи, основа всех законов природы. Например, числу «фи» пропорциональны соотношения диаметров витков спиралей ракушки моллюска-аргонавта и число спиралей, образуемых семенами в шишке, и так далее. По этой причине древние верили, что это число определено Создателем, и первые ученые окрестили его «божественной пропорцией». Для многих людей искусства в числе «фи» заключалась высшая красота, им задавались идеальные пропорции – и так появлялись «идеальные» здания и произведения искусства, как, например, Парфенон или пирамида Хеопса.

Шехина

Женский эквивалент Бога. Согласно верованиям иудеев, обитала в Храме Соломона вместе со своей мужской «половиной». В гностицизме шехина – душа в изгнании. Она представляет собой двойную тайну, поскольку в Ветхом Завете предстает как сияющее облако над ковчегом Завета, находящимся в Святая Святых. Также в некоторых библейских словарях ее характеризуют как «имя Бога», божественный покров, который оберегает человечество от Его ужасного облика и являет собой Его сострадание. Каббалисты говорят о шехине как о женщине: это София, премудрость Господа, невеста под сенью Господа или камень изгнания. Шехина известна также и в исламе, особенно среди суфиев, под именем Сакина.

$ 30.800.000

Пожалуй, нет в цивилизованном мире такого человека, который бы ни разу не слышал о великом итальянском художнике и просветителе Леонардо да Винчи . Все то, к чему когда-либо прикасалась рука этого гениального человека, становилось легендой. Не остался незамеченным и «Лестерский кодекс» знаменитого художника, он же «Трактат о воде, земле и небесных телах». Ныне его называют самой дорогой книгой в мире.


На самом же деле «Лестерский кодекс» представляет собой небольшую тетрадь с записями об устройстве мира, которые Леонардо да Винчи производил в Милане в период с 1506 по 1510 год. Состоит этот кодекс из 18 пергаментных листов с полотняной отделкой, которые при сложении представляют собой 72 отдельных страницы.


Делая очередную запись гениальный ученый, художник и изобретатель обращался к последующим поколениям, отображая свои собственные взгляды о том, как на самом деле устроен окружающий мир, почему происходят те или иные природные явления и т.д. В целом же Леонардо представляет мир как единое живое создание, для которого воздух играет роль души, земля является его плотью, а вода – кровью.

Написана самая дорогая книга в мире тем самым уникальным зеркальным шрифтом, прочитать который можно лишь поднеся к страницам зеркало. Кроме того, в Лестерском кодексе имеются также небольшие эксклюзивные иллюстрации, сделанные самим автором. Производя свои очередные умозаключения, Леонардо базировался на собственных исследованиях воды, минералов, воздуха и небесных тел, которые он проводил на протяжении жизни.

Свое название «Лестерский кодекс» получил благодаря фамилии древнего английского рода, представители которого приобрели записи в 1717 году. Впоследствии книга попала в собственность к нефтяному магнату Арманду Хаммеру, а в 1994 году была продана на аукционе Christie’s основателю «Microsoft» Биллу Гейтсу . Ныне же «Трактат о воде, земле и небесных телах» можно созерцать на выставках в крупнейших музеях мира, куда его ежегодно предоставляет новый владелец.

Стоимость же самого издания составила 30,8 миллиона долларов, что дает право считать «Лестерский кодекс» самой дорогой и престижной книгой в мире.
«Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи — самая дорогая книга в мире

Все, что связано с именем великого итальянского художника Леонардо да Винчи, всегда вызывало в обществе огромный интерес. К примеру, одну из его тетрадей с записями - так называемый Лестерский кодекс - в 1994 году продали на аукционе Christie"s за 30,8 миллиона долларов. Тетрадь Леонардо приобрел основатель компании Microsoft Билл Гейтс.

Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.

Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.

Крамольная анатомия

Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.

Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, - стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой - мертвую).

Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.

Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.

Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, - даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.

Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, - но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.

«Трактат о воде, земле и небесных телах»

На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс - множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.

Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.

Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю - телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, - огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.

Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения - обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.

Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.

Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение
воды и следы эрозии на прибрежных камнях.

Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится - ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.

Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.

Судьба манускрипта

Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.

Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.

Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен
переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.

Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.

Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.

Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.

Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии - так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.

В Казани удалось побывать на выставке "Гений да Винчи". Эта передвижная выставка до 14 января 2013 года экспонируется в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ. Галерея, как и сам музей, находится на одном перекрестке с домом-музеем В. Аксенова и мини-отелем, где я жила.

Интерактивная научно-художественная инсталляция ранее не реализованных идей и замыслов великого Леонардо Да Винчи путешествует по пяти континентам. Выставка была представлена в более чем десяти странах мира, где ежемесячно её посещали до 60 тысяч человек. В России выставка экспонировалась в Москве и Санкт-Петербурге. Специалисты называют выставку, на создание которой было затрачено более десяти лет, самой полной и разносторонней из когда-либо существовавших передвижных экспозиций. По заключению признанных экспертов, выставка «Гений да Винчи» является культурным событием года в России.

Выставка состоит из 7 разделов: «Жизнь и время Леонардо да Винчи», «Сенсационные механические изобретения», «Секреты Моны Лизы», «Витрувианский человек», «Тайная вечеря», «Анатомические исследования» и «3D путешествие в мир да Винчи».
Сегодня я расскажу о самом начале экспозиции, где демонстируются копии знаменитых кодексов Леонардо да Винчи. К концу своей жизни Леонардо начинает приводить в порядок свои рукописи. После его смерти архив достался ученику и наследнику ученого Франческо Мельци. Однако позже все они были проданы или отданы в разыне руки. Многие утеряны.

До наших дней сохранилось около 6 тыс. страниц записей и рисунков Леонардо, собранных в записные книжки и кодексы. На выставке представлены наиболее значительные кодексы: кодекс Фостера, Мадридский кодекс, кодекс Лестера, Виндзорский кодекс, кодекс Арунделла, Атлантическй кодекс и кодекс Тривульцио.

Три кодекса Фостера представляют собой записные книжки Леонардо. Раньше они принадлежали англичанину Джону Фостеру и были завещаны им музею Виктории и Альберта в 1876 г. А приобрел тих Фостер у британского дипломата в 1860-е ггоды в Вене.
Фостер I состоит из двух небольших рукописей. В перовй рукописи содержатся исследования по геометрии. Кодекс составлен во Флоренции и датируется 1505 г. Втора рукопись датируется 1487-1490 гг. и содержит исследования по гидравлике.

Фостер II также содержит две маленькие рукописи, датируемые 1495 г. В певрой рукописи содержатся заметки о расположении и
позах людей за столом, котоые предположительно являются подготовкой Леонардо к работе над фреской "Тайная вечеря". Во второй рукописи представлены обширные в области механики и чертеж арбалета.

Фостер III обладает еще меньшим размером. Датируется 1493-96 гг. и содержит записи на разыне темы: геометрия, сила тяжести, гидравлика, анатомия головы человека, наброски костюмов и лошадей.

Рукописи Мадридского кодекса хранятся в Мадриде в Национальной библиотеке и были обнаружены только в 1966 г. Рукописи этого кодекса переплетены в красную марокканскую кожу. Кодекс разделен на два тома, в первом содержатся исследования Леонардо в области механики 1490-96 гг, второй том посвящен геометрии и датируется 1503-05 гг.

Кодекс Лестера был приобретен Биллом Гейтсом в 1995 г. Это 64 листа в кожаном переплете с заметками в области гидравлики и исследования приницпов движения воды, датируется 1504-06 гг.

Рукопись Виндзорского кодекса хранится в Королевской библиотеке Виндзорского замка. Включает в себя 600 рисунков различной тематики и размеров по анатомии человека, лошадей, а также географии. Есть в кодексе карикатуры и несколько карт. Рисунки созданы в промежутке от 1478 по 1518 гг.

Кодекс Арунделла хранится в Лондоне в Британской библиотеке. Это рукопись из 238 листов различного формата, в кожаном переплете. Тематика - геометрия и архитектура. Даты - от 1480 до 1518 гг.

Атлантический кодекс (кодекс Атлантикус) хранится в Милане в библиотек Амброзиана. Содержит большое количество рисунков, отражающих все аспекты интересов Леонардо - математику, геометрию, астрономию, ботанику, зоологию и военное дело. На сегодняшний день рукопись состоит из 12 томов в кожаном переплете, включающих 1119 страниц разного формата. Название "Атлантикус" связано с большим форматов листов, напоминающих атлас. Этот кодекс был собран приблизительно в конце 16 века скульптором Помпеи Леони, который нарушил существующую хронологию рукописей, попавших к нему в руки. Леони отделил все технические и научные рисунки
от натуралистических и анатомических, многие из которых сейчас являются частью королевской коллекции Виндзоров.

Кодекс Тривульцио хранится в Милане в библиотеке Тривульцио Кастелло Сфорцеско. Состоит из 55 листов (в оригинале было 62 л.). Помимо исследований в области архитектуры и религии в рукописи содержатся страницы, свидетельствующие о невероятных усилиях Леонардо по литературному самообразованию. Большинство страниц датируются периодом 1487-90 гг.

С помощью этого интерактивного экрана (см. ниже) можно пролистать страницы кодексов, познакомиться с чертежами тех аппаратов, макеты которых представлены в главной части экспозиции.

Гений Леонардо да Винчи отразился не только в живописи, но и в механике, анатомии. Им были зарисованы различные боевые машины, строение человека.

Кодексы Леонардо да Винчи.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия). Фрагмент

ПОТОП. Около 1515. Этюд. Бумага, черный мел. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Апокалиптическая серия «Потоп» из 10-ти листов, созданная Леонардо во Франции, воспроизводит конец мира в буквальном смысле — изображенное приближается к абстракции. Он и раньше интересовался геологией и палеонтологией и, обнаруживая на возвышенностях Италии раковины и другие останки морских животных, размышлял о Ноевом потопе. Леонардо так учил молодых художников писать бурю: «Море, мутное и бурное, должно быть полно крутящейся пены между вздымающимися валами, и ветер должен поднимать на разимый им воздух более тонкую пену, как густой, обволакивающий туман». Но сейчас он задумывался о будущем: «Ах, какие ужасные раскаты будут слышны в потемневшем воздухе! О сколько будет воплей и сколько причитаний!»

Человек Витрувия

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЕ. Ок. 1500. Бумага, карандаш.

Изобретатель . Послание потомкам

Неудивительно, что флорентиец Леонардо оставил нам чертежи изобретенных им машин шелкопрядения и шелкокручения, обработки сукна, ведь Флоренция его времени была мировым центром шерстяной и шелковой промышленности. Но совершенно необыкновенны его открытия, которые были вновь изобретены и воплощены лишь в XX веке. «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать», — писал Леонардо о фантастическом способе связи, не оставив нам зарисовок аппаратов по этому поводу. Но может быть, в скором будущем нам и они не понадобятся? Или — уже понадобились? Автомобиль и танк, субмарина и батискаф… И бионика, наука, развившаяся в веке XX. Все это имеет основой открытия Леонардо или было предсказано его изобретениями. Футуристический дар Леонардо не имеет себе равных в истории человечества.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Сегодня любителям творчества Леонардо доставляет удовольствие «переводить» недоконченные наброски итальянца, в том числе и военных машин, в реальные, действующие аппараты, тем самым подтверждая его конструкторский гений. В 2004 году в разместившейся в одном из королевских дворцов под Лиссабоном экспозиции, посвященной военной технике древности, в ряду других механизмов-убийц, начиная с глубокой древности, была представлена и эта воссозданная модель Леонардо. Как неоднозначна и противоречива была душа этого человека, конструировавшего военные машины и одновременно записывающего: «И ты, человек, рассматривающий в этом моем труде удивительные произведения природы, если ты решишь, что разрушить мой труд — дело преступное, подумай, что гораздо более преступно отнять жизнь у другого человека».

НАБРОСКИ ПОПЛАВКА С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ ТРУБКАМИ ДЛЯ ВОДОЛАЗА. Между 1508 и 1518. «Кодекс Арундела». Британский музей, Лондон.

Кодекс Арундела является довольно пестрым собранием рукописей, однако это не разрозненные страницы и фрагменты, а 283 сшитых вместе листов различного формата. Основная тема этой рукописи — математика.

Из-за того, что «кодексы» Леонардо были малодоступны для изучения, в веках сохранялась его слава лишь как живописца. XX век, по существу, заново открыл миру Леонардо — ученого, механика и инженера.

Совершенно очевидно, что в этом последнем качестве его использовали все без исключения правители, на службе которых он находился. Будучи придворным художником, Леонардо, не только выступал как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. Его архитектурные эскизы и сегодня сохраняют свое значение как планы постройки идеального города.

МОРТИРА. Около 1485. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

В перечне своих умений, предложенном Лодовико Моро, Леонардо упоминает: «7. Также, если потребуется, я могу сделать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы прекрасной и целесообразной формы, не похожие на обычные. 8. Где нельзя сделать бомбарды, я сконструирую катапульты, манганы, стрелометы и другие орудия удивительного действия и не похожие на обычные; вообще, в соответствии с каждым данным случаем могу сконструировать бесконечное множество разных приспособлений для нападения и защиты…»

ПАРАШЮТ. 1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Библиотека Амброзиана, Милан.

«Зонтик в 12 локтей» в конце 90-х годов XX века «реализован» по гениальным чертежам Леонардо да Винчи и даже опробован. Конструкторам пришлось добавить лишь противовес сверху, но, зная обычай Леонардо не до конца доводить свои зарисовки, чтобы ими не смогли воспользоваться посторонние, вполне допустимо, что он имел в виду при воплощении своего детища сделать и это необходимое дополнение.

Внимательное изучение рукописей Леонардо продемонстрировали весь диапазон областей, к которым он приложил свои знания и умения. В то время, когда войны и мятежи перемежались с карнавалами и пирами, не было ничего удивительного в том, что художнику и ученому поручалось оформление празднеств. Но Леонардо выделялся и среди своих собратьев-декораторов, а его «кунстштюки» сохранялись в памяти поколений как легенды. Так, например, Вазари свидетельствует, что для встречи в Милане Франциска I в 1515 году «попросили Леонардо сделать какую-нибудь диковинную вещь, он сделал льва, который мог пройти несколько шагов, а затем у него разверзалась грудь и оказывался весь он полон лилий».

ПРОЕКТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «ГЕЛИКОПТЕР». 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

До изобретения первых вертолетов в 1910-х годах с тех пор прошло 420 лет. Пожалуй, пока это единственный технический проект Леонардо, который не был осуществлен и опробован нашими пытливыми современниками. Но большинство нынешних ученых признают его приоритет в изобретении геликоптера и первого варианта пропеллера.

ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН. 1478-1480. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

«Механика есть рай математических наук — посредством ее достигают математического плода», — писал Леонардо. Квадратура круга, механизмы для дренажа земель, устройства плотин, различные механизмы (начиная от строительных и кончая отчитывающими часы), «очки для наблюдения большой Луны» — в решении этих и многих других научно-технических проблем Леонардо — и скрупулезный теоретик, и успешный практик.

ПРОЕКТ «ПТИЦЕЛЕТА» И РИСУНОК ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ В ЛЕЖАЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ. 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Дельтапланерист, уже в наше время паривший над Италией, был горд своей миссией. Не меньше гордились и конструкторы, соорудившие его аппарат по уточненным леонардовским чертежам (надо было добавить лишь «хвост»). «Большая птица начнет первый полет со спины исполинского Лебедя, наполняя изумлением Вселенную, а молвой — все писания. То будет вечная слава гнезду, где она родилась». Пророчество Леонардо, грезившего о полетах, сбылось.

ВНЕШНИЙ ВИД И ПЛАН ЦЕРКВИ В ВИДЕ РОТОНДЫ. 1487-1490. Рисунок. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

В Милане Леонардо стал другом самого яркого зодчего Возрождения Донато Браманте. Браманте, достраивая церковь Санта-Мария делле Грацие, синтезировал ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой. В Риме сложился его стиль, ставший основой всего европейского классицизма в архитектуре. Начало ему положил Тем-пьето, выстроенный Браманте в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монто-рио. Круглый в плане Темпьето смотрится, как воплощение этого эскиза Леонардо.

Анатом и биолог.

Анатомические занятия Леонардо начались еще под руководством Верроккьо. Однако в дальнейшем продолжая их со всем пылом анатома-профессионала, он вряд ли ориентировался лишь на потребности живописи. Художник и мыслитель, для которого самым важным была не внешность предмета, а его устройство как принцип жизни, не мог не сделать анатомию одним из своих главных пристрастий. Он пользовался в своих изысканиях консультациями лучших анатомов Европы, дружил с Маркантонио делла Торе, философом и естествоиспытателем, автором трудов по анатомии человека. Именно анатомии Леонардо посвятил, по его собственным словам, 120 книг.

Можно себе представить количество «трудодней», предшествовавших их написанию. Добавим, что сегодняшнему читателю, следует знать: в отсутствие надлежащего инструментария тонкие операции при препарировании трупов совершались Леонардо собственными ногтями.

МЫШЦЫ ШЕИ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Леонардо предполагал создать универсальный анатомический атлас, начиная с зачатия человека и до естественного умирания его организма. В другом варианте текста говорится о необходимости продемонстрировать сначала идеального человека, затем стариком с уменьшенной мышечной массой, и отдельно — с таблицами, показывающими различные отделы тела «вплоть до костей». Впрочем, были и другие варианты окончательной анатомической антологии.

СЕРДЦЕ И ЛЕГКОЕ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

По всей вероятности, упомянутые Леонардо анатомические «книги» могли быть посвящены каждая результатам исследования отдельного органа. Описанные современниками рукописи Леонардо по анатомии отличались от дошедших до нас виндзорских манускриптов. Приблизительно в 1513 году Леонардо начинает подробно изучать сердце и кровеносную систему человека, возвращаясь к тем опытам, которые он проводил ранее на животных (в основном на быках). Этот рисунок, изображающий сердце и кровеносные сосуды, был создан под влиянием подтвержденных в настоящее время теорий, разработанных в классических трудах римского врача Галена.

Окончание описания жизни и трудов Леонардо да Винчи в следующей статье…

  • Продаём купить ночник проектор звездного неба сувениры для вас.