Экскурсия храм пура бесаких. Главный храм Бали — Пура Бесаких. Территория Пура Бесаких на панорамах Google Maps

Сказочный Бали – религиозный остров. Святых мест и церквей здесь гораздо больше, чем жилых домов: почти в каждой деревеньке острова имеется как минимум три храма. Более того, в каждом местном жилище имеется свой домашний алтарь. В основном, он располагается во дворе дома, но если территория последнего мала, то тогда алтарь возводится на крыше жилого здания.

Одним из основных храмов на Бали является легендарный храм Пура Бесаких на северо-западной стороне вулкана Агунг – самой большой точки острова, высотой 3142 метра. Это возвышение находится в восточной части индонезийского острова и считается обителью могущественного Батара Махадевы – истинного воплощения верховного многорукого индуистского божества Шивы. Считается, что именно в этом месте земли размещается так называемая «Ось мира», которая по преданию древних является центром вращения вселенной. Помимо вулкана, на острове Бали имеется ещё три священные вершины – Абанг, Батур и Батукару.

Храм Пура Бесаких появился на острове более 1 тыс. лет назад. Первые упоминания об этом священном месте можно встретить в старых документах, датируемых 1284 годом. Но эти письменные отсылки касаются не постройки храма, а деятельности действующего объекта. Поэтому вопрос о том, когда именно был построен Пура Бесаких, до сих пор остаётся открытым.

Многие ученые говорят о том, что некоторые строения из камня на территории комплекса имеют возраст около 2 тыс. лет. Другие же, по их мнению, были возведены гораздо позже. У балийцев существуют свои версии происхождения храмового комплекса. По одной легенде созданием храма в 8 веке занимался некий монах-странник. По другой – это было инициативой раджи Кесари в 10 веке. Но никаких документальных подтверждений этим фактам сегодня нет.

С 11 века о комплексе Пура Бесаких не было никаких упоминаний ни в одной письменной летописи. И лишь в 15 веке, когда центральная часть острова стала политическим центром, записи о Пура Бесаких снова стали встречаться в различных документах. Например, в одной летописи имеется документальная заметка о том, что это святое место считается государственным храмом.

Одним из самых главных событий в истории храмового комплекса является извержение вулкана Агунг в 1917 году, повлекшее за собой полное его разрушение. Восстановлением храма после трагедии занимались жители всех регионов острова. Они буквально собирали его по крупицам.

Следующее похожее извержение произошло уже весной 1693 года. В это время года местные жители собирались отмечать праздник гармонии, проводимый один раз в столетие, – Эка Даса Рудра. Примечательно, что за некоторое время до этого, местными жителями было отмечено превышение обычного температурного режима почвы у подножья вулкана. Священнослужители стали говорить о том, что это явление – проявление гнева божьего, и праздничную церемонию следует отложить. Однако к их мнению никто не прислушался.

Вулканический кратер взорвался 18 марта 1963 года. Лавовые потоки спустились по склонам горы и сожгли почти всё, что встречалось на их пути. В результате выброса магмы погибло более 1,7 тыс. человек, немало балийцев потеряли крышу над головой. Удивительно, но лавовый поток не задел территорию храма, он прошёл буквально в считанных метрах от неё. Набожные балийцы посчитали это знаком свыше. И почитание храма после извержения вулкана в 1963 году увеличилось многократно. В нынешние дни вулкан проявлял активность всего лишь дважды: в 2017 и в 2018 годах. И, к счастью, это были неполноценные извержения лавы из кратера.

Сегодня Храм Пура Бесаких балийцы носит статус «матери всех храмов». По мнению местных жителей, это уникальное место защищает остров от природных катастроф и помогает общаться с божествами. Такое громкое название священный комплекс получил ещё и потому, что является самым старым и главным храмом на Бали, источником распространения индуизма в этих местах.


Как выглядит храм

Этот священный комплекс, растянувшийся на 3 тыс. метров, включает в себя три больших храма, каждый из которых ассоциируется с определённым индуистским божеством. Центральный вход в храм украшают массивные ворота, украшенные резьбой и статуями-защитниками. Неподалёку от него размещаются ресторан и многочисленные сувенирные лавочки, посреди которых бродяжничают хитрые островитяне, пытающиеся получить немного денег от доверчивых туристов за сопроводительные прогулки по территории храма. К предложениям таких гидов следует относиться крайне осторожно. В конце подобной импровизированной экскурсии конечная стоимость обычно значительно отличается от той, что была оговорена вначале.

В центре священного комплекса возвышается самая большая святыня – Агунг Панатаран, в которой поклоняются богу-разрушителю Шиве. Чуть восточнее располагается храм Дангин Кретег, посвящённый богу-создателю Брахме. А ближе к западу – храм Бату Мадег, являющийся обителью бога-хранителя Вишну. Устройство всего храмного комплекса позволяет многочисленным посетителям Пура Бесаких молиться, как каждому из указанных божеств отдельно, так и всем сразу. Интересен и тот факт, что каждое из строений сегодня финансируется из бюджета одного из островных округов. Таким образом, Бесаких объединяет всех балийцев.

С точки зрения архитектуры, наиболее интересным строением на территории комплекса считается Агунг Панатаран. Этот храм включает в себя три двора, символизирующих собою пограничную зону, отделяющую земную, обыденную жизнь от божественного начала. Каждый их них имеет форму правильного прямоугольника. Почти все здания на территории большого храма окрашены черный цвет. Это связано с тем, что строительным материалом в здешних краях когда-то служила остывшая вулканическая лава, превратившаяся со временем в камень.

Первый двор в главном храме служит своего рода некой прихожей, и чтобы попасть сюда, нужно преодолеть 52 ступени, украшенные статуями мифических существ. В праздничные дни каждое каменное изваяние «одевается» в саронг – разноцветный кусок ткани, опоясывающий нижнюю часть статуи. Вход в первый двор осуществляется через «расколотые ворота» Чанди Бентар, символизирующие раскол священной горы на две части. Это место служит подготовительной зоной для верующих: тут они готовятся к предстоящим религиозным церемониям.

Второй двор скрывается за не менее роскошными воротами, щедро украшенными каменными декорациями. За ними находятся:

  • трон для божеств, на котором восседает Шива;
  • помещение Санухан-Агунг, где, согласно легенде, боги собираются в праздничные дни и принимают многочисленные дары от посетителей, возложенные последними к алтарю;
  • крытый павильон Бале-Агунг, предназначенный для молитв или ожидания конца кремации во время индуистских похорон;
  • и домик священнослужителей Паведажан, закрытый для свободного посещения.

Третий двор в храме оформлен в виде террас, расположенных друг на другом. Здесь находятся традиционные храмовые постройки в виде башен. Все здешние пагоды обладают разной высотой и имеют неодинаковое количество этажей (всегда нечётное). Это связано с тем, что каждая башня во дворе ассоциируется с каким- то определённым божеством. И чем больше среди местных жителей острова почитается тот или иной бог, тем больше ярусов имеет башня, связанная с ним. Например, строение с одиннадцатью этажами служит пристанищем для верховного божества Шивы и богини плодородия Деви Шри, а башня с девятью предназначается для Вишну и Брахмы. Самая низкая башня имеет всего три яруса. Внутри третьего двора также построена церковь для кузнецов – Панде Веси и две постройки закрытого типа: здание, посвящённое богу Шиве, и небольшое строение, построенное в честь предков бывших раджей Клунгкунга, считавшихся на территории Бали священными.

Помимо крупных храмов, внутри комплекса Бесаких находится ещё 19 небольших религиозных строений, а также хозяйственные постройки и амбарные помещения. Каждое маленькое церковное строение также имеет своё предназначение. Храмы подразделяются на общинные, клановые или кастовые. И во многие из них доступ открыт только некоторым посетителям.

Во время праздничных церемоний обширная территория всего храмного комплекса украшается разноцветными цветами и отрезами пёстрых тканей. Основными цветами праздничного декора здесь являются: белый, красный, черный и желтый. Самое крупное торжество – Галунган, или день «победы добра над злом», проводимое на территории храма, празднуется около 10 суток. Завершается это продолжительное мероприятие церемонией Кунинган – встречей с духами предков за праздничным столом. В эти дни преображается не только храмный комплекс Пура Бесаких, но и весь остров Бали, словно Европа перед Рождеством.

Удачное отдалённое расположение и особое сакральное расположение Пура Бесаких делают это место чрезвычайно интересным для приезжих, желающих заняться медитацией. Располагает к единению с собой и внешним миром здесь не только умиротворённая атмосфера, окутывающая маленькие святыни и главные храмы комплекса, но и весьма необычный ландшафт: красивая растительность, произрастающая в этих местах, и потрясающие панорамы, открывающиеся с высоких смотровых площадок, расположенных на территории комплекса.

Как добраться до священного места

Пура Бесаких расположен в 63 км от Денпасара, и добраться до сюда можно, как на арендованном транспорте или такси, так и в составе экскурсионной группы. В первом случае, дорога из указанного населённого пункта займет 1,5 часа. Двигаться после выезда из города нужно будет на Восток, через небольшой городок Семанрапуру, до населённого пункта Бесаких. Во втором – туристическое бюро доставит экскурсионную группу до автомобильной стоянки, находящейся в 1 тыс. метров от цели. Остаток пути ей потребуется пройти самостоятельно.

Тем туристам, которые решат добираться до священного комплекса самостоятельно, на арендованном байке или на автомобиле, обязательно нужно будет захватить с собой навигатор, чтобы случайно не заплутать по дороге. Дорожные указатели на Бали конечно имеются, но на их точность не стоит рассчитывать. Не имея навигатора, здесь будет непросто узнать дорогу у местных жителей: многие из них не понимают даже английского языка, не говоря уже о русском.

Также при путешествии на автомобиле, нужно обязательно заправить полный бак. Езда по горной дороге требует гораздо больше горючего, чем путешествие по прямой дороге. И остаться с пустым баком на полпути где-то посреди лесов – не лучшая перспектива провести свободное время.

Из Денсапара до комплекса Бесаких можно добраться и на общественном автобусе, который отправляется с терминала Батубулан, расположенного в 8 км от административного центра Бали. Такая дорога будет, конечно, не очень приятной для приезжего туриста: медленное путешествие под испепеляющими солнечными лучами вряд ли кому-то оставит радужные воспоминания.

Ещё одним способом добраться до территории комплекса является автостоп. И этот метод выбирают многие приезжие туристы. Путешествие автостопом особенно понравится тем, кто любит свободные перемещения, новые знакомства и общение с местными жителями.


Храм Пура Бесаких открыт для посещения каждый день и принимает посетителей от восхода солнца до заката. Касса священного комплекса работает с 8 утра до 17 часов вечера. Туристам, которые хотят полноценно насладиться всеми местными красотами, лучше приезжать сюда в утреннее время. Днём в храме становится очень многолюдно, а ближе к вечеру Пура Бесаких, разместившийся на высоте более 1 тыс. метров над уровнем моря, часто накрывает мглой.

Стоимость посещения храма составляет 60 тыс. рупий, дети могут пройти на территорию Пура Бесаких бесплатно. Тем, кто не хочет тратиться на входной билет, можно попробовать пройти на территорию комплекса ранним утром. При незаконном проникновении важно не попасться случайно на глаза работнику кассы, поэтому выходить из храма стоит только с боковых выходов.

При покупке «проходки» в храм, обязательно нужно спрашивать входной билет у кассира, даже если продавец предложит пройти без него. Конечно, наличие билетов у туристов крайне редко проверяются на территории храма, лишний раз перестраховаться будет не лишним. Тем более, может получиться так, что «проверяющий» окажется вовсе и не работником храмного комплекса - местных жителей, желающих обвести вокруг пальца неопытного туриста и получить от него немного рупий здесь более, чем предостаточно.

Не стоит интересоваться услугами местных «гидов», которые навязывают свое сопровождение на площадке перед входов в святыню. Во-первых, они нагло лгут, утверждая, что пройти без сопровождения дальше первого двора не получится. А во-вторых, ответить на все вопросы и показать обширно всю территорию комплекса, в том числе и потаённые зоны, такие сопровождающие вряд ли смогут, и это было подтверждено многими приезжими туристами.

Чтобы избежать атаки со стороны местных жителей, заходить в храм Бесаких следует не с центральной стороны, а при помощи одной из боковых лестниц. Практически все продавцы «охотятся» на доверчивых приезжих у главного входа. Если желание воспользоваться услугами гида всё же имеется, то обязательно стоит торговаться с ними. Нормальной ценой для хорошего сопровождающего считается оплата от 5$ до 10$.

Не менее известная «разводка», часто применяемая местными жителями, – это уплата «donation», так называемого финансового пожертвования на развитие священного комплекса. Особо недоверчивым туристам на входе могут даже показать журнал с якобы сделанными другими посетителями взносами, в котором будут фигурировать круглые суммы. Не стоит верить этим фиктивным записям. В крайнем случае, можно заплатить 1-2$, не больше.

Обязательным условием для прохода на территорию храма является наличие саронга – прямоугольного куска ткани, наматываемого вокруг талии. Его можно привезти с собой, купить в сувенирных лавочках у входа в комплекс или взять напрокат там же. Ни в коем случае не стоит соглашаться на первую оглашённую цену, даже если торговцы будут травить байки о том, что «дешевле не найдете» и «дальше купить будет невозможно». Нужно торговаться.

Не стоит также, отовариваться в местных лавочках и сувенирных лавках. Все предложенные здесь товары можно купить значительно дешевле в других районах Бали. Если очень хочется потратиться на сувениры и картины, продающиеся у храма, то опять же нужно торговаться.

Что ещё можно посмотреть рядом с храмом

Главной достопримечательностью здешних мест, помимо самого храма, которые могут быть интересны приезжим, являются, конечно же, вулканы Агунг и Батур. Для приезжих туристов они особенно привлекательны, как объекты для восхождения.

Маршрут к вершине первого вулкана довольно непрост, особенно в дождливую погоду. На вершину второго подниматься гораздо легче. С обеих возвышенностей открывается изумительный вид на местные окрестности. Осуществлять восхождение на вулканы туристам рекомендуется только в сопровождении квалифицированного проводника, во избежание получения травм.

Не менее привлекательным объектом для туристов в окрестностях Пура Бесаких является река Телага Ваджа, берущая своё начало от подножия вулкана Агунг и протекающая в сторону города Семарапура. Она относится к категории больших водных потоков Бали и прекрасно подходит для рафтинга – спортивного сплава на 6-, 4- или 2-местных надувных судах. Телага Ваджа, являющаяся источником пресной воды для местных, считается среди балийцев священным источником.

Рядом с храмом Бесаких размещается также другой водоём – озеро Батур, которое образовалось на дне кратера одноименного вулкана в результате извержения более 20 тыс. лет назад. С ним у местных жителей ассоциируется некая легенда о воде, согласно которой Богиня озера, используя источники этого большого водоёма, расположенные под его днищем, поит целительной водой весь остров. На восточном берегу озера здесь размещается целый термальный комплекс, где приезжие туристы могут полноценно расслабиться в горячих ваннах и поплавать в бассейне.

Несмотря на навязчивых местных жителей и своеобразные погодные условия на местности, Пура Бесаких, как и другие храмы на Бали, является той местной достопримечательностью, которую обязательно стоит увидеть своими глазами. Он действительно поражает своим великолепием и красотой. С верхней площадки храмового комплекса Бесаких открываются восхитительные виды на сказочный Бали, и уйти отсюда без множества красочных фотографий просто невозможно! Кстати, фотографировать на территории храмового комплекса официально разрешено. А если же вдруг получится случайно попасть в это священное место во время праздничной церемонии, то можно будет лицезреть настоящую жизнь балийского народа, прикоснуться к его живой «нетуристической» культуре, а также взглянуть на всё изнутри, глазами местных жителей.

Величественно возвышающийся на западных склонах горы Агунг, который называют Храмом Матери, это Храм Пура Бесаких, или храм Матери Бесаких, он занимает большую территорию, а превосходные горные пейзажи, окружают этот прекрасный архитектурный храмовый комплекс.

Расположенный на высоте 900 метров, с видом на вершину горы Агунг, которую считали обителью богов, Храм Пура Бесаких построен в деревне Бесаких, в восточной части Бали. Название Бесаких происходит от слова «Basuki» («Басуки»), которое в свою очередь происходит от слова «Wasuki» / «Васуки», что означает «спасение» на классическом санскрите. Вместе с тем, в мифологии Самудрамантана, то же слово «Бесуки» связывают с Богом Драконом «Хара Басукиан», который обитал на г. Гунунг Агунг, главном вулкане о. Бали.

Этот грандиозный храмовый комплекс был почитаем как святое место с древних времен. Первое письменное упоминание о его существовании датировано 1007 годом н.э. Известно, что, начиная с 15-го века Бесаких считался центральным храмом индуизма на Бали.

Пура Пенатаран Агунг, или «Большой храм государства» является центральным храмом комплекса и основным местом поклонения на о. Бали, комплекс состоящий из двадцати двух храмов на шести восходящих террасах, расположенных на параллельных выступах.

Этот комплекс является отражением глубокой веры балийцев известной как Три Хита Кирана, а это означает, что жизнь человека на земле должна пребывать в равновесии и гармонии человека с Богом, человека с обществом и его собратьям, а также человека с его природной средой.

В полнолуние балийцы и паломники наполняют храм. Во время фестиваля Одалан, храм наиболее роскошно украшен. Одалан празднуется каждый 210-й день года.


Как добраться

Этот храм очень легко найти, так как большинство людей знают его как одно из . Есть несколько отправных точек, на ваш выбор:

Дорога сюда из Куты займет около 2-х часов. Просто езжайте на восток в сторону Санура, затем следуйте быстрым прибрежным маршрутом, который выведет вас на объездную Кусамба / Kusamba в Тохпати / Tohpati. Затем следуйте на север, пока не увидите дорожный знак Besakih, и через несколько километров от этой точки сверните на север. Если вы разместились в окрестностях Клункунга / Klungkung, то храм Бесаких находится примерно в 20 километрах к северу от центра города. Воспользуйтесь Бэмо - небольшие общественные автобусы, которые доставят вас к Бесаких от Клункунга. Бэмо чаще всего ходят в первой половине дня и рекомендуется сделать пересадку в Ренданге / Rendang, на полпути между Клункунгом и Бесаких.

Если вы едете с севера Денпасара на машине, нужно проехать около 25 километров, чтобы добраться до Besakih. Однако, если вы разместились в восточной части Бали, в Тирта Гангга, Кандидасе или Амед, вы можете добраться до Бесаких по короткой проселочной дороге от Карангасем. Таким образом вы доберетесь до перекрестка между Бесаких и Клункунг в Ренданг, затем нужно повернуть направо к Храму Бесаких. Во время вашей часовой поездки вы сможете насладиться восхитительным видом лесов, деревень и рисовых полей. Если вы готовы сделать короткую остановку в одной из деревень, вы увидите, как живут местные жители, и узнаете немного об их уникальных домах.

March 9th, 2011

Пура Бесаких - "мать всех храмов", главный храмовый комплекс Бали, расположенный на склоне вулкана Агунг.

Как добраться до Пура Бесаких из Нуса Дуа? Да, и вообще, как организовать экскурсию по достопримечательностям на Бали? Спросите у таксистов. Точнее у водил, которые дежурят на стоянках у отелей. У нашего отеля в Нуса-Дуа Inna Putri всегда стояло с десяток машин. Что характерно, у них там какая-то своя иерархия, поэтому несмотря на такую конкуренцию все переговоры ведет один главный таксист.

Чувак нам в Бесаких, - спросили мы у полного энтузиазма и радушия босса.
При слове Бесаких энтузиазм главного водилы явно поубавился. Он выдал фразу, которая стала для нас слоганом поездки:
- People are not friendly there. Do u know?
Дальше он долго расписывал нам ужасы этого путешествия: поборы на каждом посту, дорогие стоянки, а пресловутые "темпл гвардс" могут еще и покарябать машину или проколоть колеса, если наша компания придется им не по нраву.

Короче, мы с трудом сторговались на 45 уе туда-обратно, причем согласился ехать только самый скромный и чуханский на вид водила. Зато всю дорогу он молчал и не пытался развести нас на "бум-бум", наркоту и ужин в Джимбаране. От Нуса Дуа дорога до Пура Бесаких заняла примерно три часа. Расстояние было всего километров 80, но балийские пробки, ремонт на дорогах, горный серпантин, проливной дождь изрядно затянули поездку. Я думаю, при удачном стечении обстоятельст можно и за полтора-два часа доехать.

Наконец добрались до парковки в паре километров от храма. Мне показалось, что таксист несколько преувеличил алчность местного населения. С нас взяли всего 2 бакса за въезд. Впрочем, возможно нам повезло, никаких ценников нигде не было. И процесс оплаты выглядел примерно так:
- С вас 15000 рупий. А нет, нет, совсем забыл, давайте-ка еще 5 штук.
Тут возможно наш напряженный вид остановил дальнейшую эскалацию цены на этой скромной сумме.

Дальше за один доллар нам выдали обязательные саронги. Это такие юбки, без которых по мнению балийцев, мы своими шортами оскверним их святыню. Продавец саронгов сразу закинул удочку:
- Господа, вообще-то у нас тут сегодня церемония. Вход только для балийцев.
- Да, ничего мы как-нибудь бочком там, стороночкой побродим, - вежливо отказался я.
- Нее, если хотите дальше идти, берите нашего провожатого, без него никак!
- Спасибо друзья, мы сами разберемся.
Мой скверный английский сделал свое дело, на нас с другом махнули рукой, и мы пошли в гору к храму.

Надо сказать, что к поездке местным разводкам я подготовился. В LP Бесаких была посвящена целая врезка на страницу. Библия австралийских путешественников настоятельно рекомендовала перед поездкой потренировать несколько фраз. Что-то вроде "No, thanks. NO!!!" и все в таком роде. Особенно меня впечатлила полная безнадеги и отчаяния "Please, leave us ALONE!!!". Так что инфа таксиста о не слишком френдли туземцах для меня не была сюрпризом. Суть развода в том, что гид не представляется гидом и не называет цены, а выкатывает свой прайс уже на выходе. Тут в игру включаются остальные гиды и даже полицейские, организуется прессинг, после чего белая обезьяна охотно расстается с баблом. На трипэдвайзере (прочитал уже после поездки) можно легко найти забавные и душещипательные истории на эту тему.

Уже вечерело и кроме нас туристов практически не было. К моему удивлению туристическая инфраструктура в главном храме Бали была несколько недоразвитой. Перед штурмом высокогорного храма хотелось подкрепиться, но мы с трудом нашли работающую забегаловку на пару столиков. Кстати, обычная тема, отлично работающая в том же Стамбуле, что в заведении для местных можно покушать гораздо дешевле, вкуснее и аутентичнее на Бали не прокатывает. Местные питаются сухим рисом с кусочками такой-же пережаренно-сухой курицей.

На выходе из кафешки нас уже поджидала стайка девушек с корзинками цветов. Они не знали английский, а у меня были проблемы с индонезийским. Так что их настойчивые попытки напихать цветки мне за уши и в волосы, и кажется, содрать за это немного денег, не удались. Впрочем несмотря на языковой барьер, они еще некоторое время преследовали меня и на ходу пытались сунуть этот цветок прямо мне в ухо.

На входе в храм нас поджидал интеллигентный и позитивный балиец. Он попросил предъявить входные билеты. Удостоверившись, что мы не хотим проникнуть в комплекс зайцами, он радушно заявил:
- Друзья, добро пожаловать! Не волнуйтесь, я официальный служащий храма и моя обязанность помогать вам.
В подтверждение своих полномочий он ткнул себя пальцем в лоб. Вместо беджика на лбу у него красовались три рисовых зернышка. Почему-то эти зернышки нас совершенно удовлетворили и расслабили. Самое главное, он не сказал ключевое слово "гид", на которое у меня уже был выработан рефлекс, сродни рефлексу собаки академика Павлова на электрический провод.

Я тип угрюмый и не слишком общительный, а за границей все это усугубляется скверным английским. Так что я оставил нашего помощника с моим товарищем, а сам пошел снимать разные виды Бесаких. Мой спутник по навыкам коммуникации полная противоположность мне, в общем, когда я вернулся минут через десять они со служащим уже были лучшими друганами. Диман даже доверил в руки нашему новому другу свой айфон, чтобы сделать быдлофотки "на фоне" чего-то там. И тут до моего уха долетели обрывки рассказа о церемонии, и что нам повезло, теперь-то нас точно пустят в храм вместе со "служащим".

Вот хитрая сука! Тут мне стал понятен весь цирк с проверкой билетов, рисовыми зернышками и т.д.
- Слушай, да это же пресловутый "гид". Надо его посылать резко.
С нас как-будто спала пелена и морок, насланный балийскими демонами, которым наверняка поклоняются гиды в своем профессиональном храме.
- Ноу, сенкс, ноу! - выдал я первое заклинание из спасительного LP.
Для нашего гида этот спелл оказался слишком слабым. Путем повторения фразы раз десять сила ее не увеличилась. Гид упрямо плелся за нами и бубнил заученные слова про церемонию, и что нас сейчас развернут обратно.

Как ни странно, но спас нас другой гид. Видимо мы перешли невидимую границу, где начиналась уже его сфера влияния. Теперь он шел рядом с нами и рассказывал очередную историю, что неместным вход запрещен. Через сто метров его сменил третий гид. Вся эта эстафета начинала утомлять. И тут я решил, что пришло время использовать ядерное оружие:
- Лив ас элоун! - твердо и с достоинством произнес я гиду в лицо.
Волшебная фраза подействовала на все сто процентов. Гид мигом испарился. Магия LP сработала.

Итак, мы наконец прорвались ко входу к веренице храмов комплекса Пура Бесаких. Перед нами вздымалась высокая и широкая лестница. У подножия тусовалось несколько русских девушек. Мы на всякий случай уточнили, точно ли можно свободно гулять по комплексу. Они подтвердили, что спокойно везде шлялись без всяких гидов. Путь был свободен, вперед! Мы медленно поднимались по лестнице, по ходу делая фотки. Мой товарищ даже наснимал несколько панорам (самый бесполезный вид фоток на мой взгляд). Виды были действительно отличные.

Верх лестницы венчали традиционные ворота Чанди Бентар в виде расколотой, раздвоенной башни. Сразу за воротами сидела дружная и колоритная четверка балийцев. Я прошел мимо них и стал снимать дальше.
- Стоп! Дальше нельзя, - донеслось до меня.
Я внимательно рассмотрел четверку. Лучшее слово для их характеристики, пожалуй, будет гопота. В центре восседал босс. Он был внешне дохлый, но имел хитрую и наглую рожу. Несмотря на жару, он для солидности был одет в брутальную кожанную куртку. По бокам от него сидело два бычары, рожи у них были откормленные, тупые и недобрые, этакие тролли. Четвертый из компании преградил мне путь. Он был неплохо раскачен и дерзок на вид.

Stop! - еще раз повторил он.
- WHY? - звучало это несколько глупо, но умнее ничего в голову не пришло.
- We are Temple Guards! - это уже было вторая коронная фраза за день.
Тут подошел Диман. Он сразу включил свой дар убеждения и разводок. Весь этот дискурс был крайне похож на обычное российское "Вы с какого раёна?". Наш район стражам явно не нравился.
- Докажите, что вы "темпл гвардс", - требовал мой товарищ.
В ответ качок закатал и так короткий рукав футболки и продемонстрировал рельефную бицуху. Но опытного Димана таким было не пронять. Подобно Шварцу в "Красной жаре" он еще раз потребовал:
- Какие ваши доказательство?
Босс стал рыться в барсетке (да, все как надо, у него была даже барсетка) и по очереди предъявлять нам различные ксивы. К его несчастью они все были на английском. Про "темпл гвардс" там не было ни слова. Наконец он победно предъявил карточку на индонезийском.
- Пацаны, вообще-то мы можем вас проводить дальше. Это будет стоить 100000 рупий (~10 баксов).
Но мы пошли на принцип. Под конец цена упала в три раза, но мы решили не давать упырям ни копейки.

Вокруг больше не было ни души. Прорываться дальше смысла не было. Мы спустились, и я еще раз проверил инфу от LP. Ну да внутрь храмов заходить нельзя, но по комплексу гулять можно свободно. Но впереди была преграда в виде стражей. Перспектива валить три часа обратно, так ничего и не посмотрев, вообще не улыбала. И тут я случайно увидел неприметную дорожку в обход. Я еще раз сверился с путеводителем и понял, что мы пытались ломиться в главное святилище - Пура Пенатаран Агунг. А эта дорожка как раз ведет вглубь комплекса. Сразу возникло искушение вернуться к четырем гопникам - стражам и проникнуть внутрь главного храма. Но в итоге решили, что все-таки некошерно пользоваться балийской коррупцией и нарушать их обычаи. Да, и впереди была еще огромная территория для осмотра.

Признаться, все эти разборки со стражами и гидами нас совсем не огорчили. Наоборот, мы получили отличный заряд легкого адреналина. Такой вот местный колорит. Правда на трипэдвайзере буржуи со мной не согласны , там есть несколько просто фееричных отзывов, обязательно почитайте перед поездкой. Ладно хватит графомании, давайте покажу несколько картинок.

Меру. Я уже писал, . В Пура Бесаких попадаются меру с максимальным возможным количеством ярусов, т.е. 11-ти этажные.

На верху этого храма мы встретились с охранниками.

Корзина для перевозки куриц.

Кладбище кокосов. Интересно, что балийцы к этому ореху не испытывают никакого пиитета. Выпивается сок, все остальное выбрасывается. Когда мой товарищ стал выяснять, где можно найти зрелый кокос "чтобы погрызть" на него смотрели, как на чудака. Очередной остряк таксист заметил, что у них на Бали вообще-то не принято грызть камни.

Сарасвати и ее лапчатое средство передвижения.

По этой дорожке и можно было пройти мимо гидов и "темпл гвардс" в глубь комплекса.

Подготовка соломы для крыш.

На этом заканчиваю. На мой взгляд Пура Бесаких достойное место. Да, далековато от основных туристических загонов, да, местные слегка навязчивы. Но все равно здесь есть, что посмотреть. Даже абстрагируясь от храмов: горы, виды, природа вокруг - все очень захватывающе и прекрасно.

Самый главный храм на Бали — Пура Бесаких (Pura Besakih ), что в переводе с балийского означает Храм Матери . Англоговорящие балийцы нередко называют его Pura Besakih Mother. По размеру и размаху этот храм действительно является матерью всех храмов Бали и является важнейшей достопримечательностью острова наряду с , и , находящийся на .

Расположенный у подножия северо-западного склона священной горы Агунг (Gunung Agung), храмовый комплекс Пура Бесаких виден издалека при подъезде к нему.

У подножья Агунга можно поселиться в одном из отелей с видами на гору, тогда логистика до храма будет легче.

Немудрено ведь он располагается довольно высоко — на высоте 1 км над уровнем моря. Балийцы уверены, что боги живут в горах, по их верованиям есть четыре основных божественные вершины: Агунг, Абанг, и Батукару. Если вы застали Бесаких в ясный день, то вполне сможете увидеть Агунг за макушками храма.


Чтобы увидеть Агунг лучше посещать Бесаких с утра, так как после обеда из-за высокого расположения храм начинают затягивать тучи.

Все балийские храмы построены по одному принципу, Бесаких не стал исключением. Открытые прямоугольные дворы, являющиеся буферной зоной между людьми и богами, с расположенными внутри двориками: зона обитания богов.

Также на территории храма всегда расположены алтарь и жертвенник.

Основные ворота, а также иногда входы во внутренние дворики охраняют стражи.

На территории храма обычно располагаются огромные шатры: столбики, украшенные резьбой на них расположена соломенная крыша. В таких шатрах обычно собираются местные, иногда там играет оркестр с национальной музыкой.


Отличительной чертой всех балийских храмов непременно являются Меру – многоярусные пагоды, в которых обитают боги. Число ярусов обычно нечетное, по количеству ярусов можно определить где какой бог живет. Максимально число ярусов — одинадцать (жилье Деви Шри и Шивы). У других богов обычно меньше.

Пура Бесаких представляет собой огромный храмовый комплекс, состоящий из 22 храмов. Крупнейшими из них являются три храма: Penataran Agung (храм Шивы), Batu Madeg (храм Вишну) и Kiduling Kreteg (храм Брахмы).

С верхней террасы открываются красивые виды.

Помимо храмов на территории комплекса имеются различные хозяйственные постройки коих здесь чуть ли не больше, чем самих храмов.

Также необходимо отметить хорошую проработку мелких деталей, которая присуща балийской культуре не только в строительстве храмов, но и повсеместно встречающаяся также при постройке домов.

Террасы с древними статуями на территории Пура Бесаких.

Про гидов в Пура Бесаких.

Хотелось бы немного рассказать про гидов в храме. Если вы пойдете в храм в лоб по главной лестнице, то во двор попасть будет сложно, там дежурят гиды. Скорее всего они скажут вам, что в храме идет церемония или что неиндуистам в храм вход воспрещен и достаточно назойливо будут предлагать свою помощь. Конечно, гиды бывают разные: бывает попадаются откровенные мошенники, но встречаются и вполне хорошие и знающие гиды. Гидов можно обойти если подниматься по одной из двух боковых лестниц. Они немного меньше центральной, но зато гидов там нет.

Если же вы все-таки хотите воспользоваться услугами гида, то обычно называется цена намного больше, чем реальная. Торгуйтесь. Нормальная цена за услуги хорошего гида от 5 до 10 USD.

Также известная разводка в храме — это уплата «donation», т.е. пожертвование на развитие храма. Вам могут показать журнал со сделанными ранее пожертвованиями, в котором могут фигурировать круглые суммы и вас попросят дать не меньше. Это все очередной развод. Можете ни платить ничего, но все же лучше пожертвовать пару долларов.

Справка

  • Приезжать в храм лучше всего утром часов в 9:00 по двум причинам. Первая — посещение храма может занять целый день. Вторая храм расположен на высоте — вероятность осадков особенно во второй половине дня очень высока.
  • Добраться до храма можно несколькими способами: самостоятельно на байке или машине или в составе туристической группы. Храм расположен на северо-востоке от Денпасара у подножия горы Агунг. От Денпасара где-то 60-70 км. Подъехать прямо к храму не получится, парковка расположена примерно в 1 км от входа в храм, поэтому пройти это расстояние придется пешком.
  • Стоимость посещения храма составляет 20 тыс Rp.
  • При входе в храм необходимо надеть саронг — национальную юбку балийцев. Если у вас нет своего саронга, можно арендовать его за небольшую плату прямо около входа в храм.
  • Так как посещение храма может растянуться на световой день можно подумать о еде, которую можно взять с собой, так как ценники в кафешках и варунгах (название местных небольших закусочных) очень высокие.
  • Сувенирная продукция и картины, продающиеся около храма, имеют самую большой ценник на острове. Стоит задуматься нужно ли переплачивать или же можно купить то же самое в другом месте в несколько раз дешевле. Ну или пробовать торговаться и в несколько раз снижать цену — это же Азия.

Пура-Бесаких (Pura Besakih) - крупнейший религиозный комплекс на индонезийском острове Бали. На его территории расположены 22 храма, каждый из которых имеет свое предназначение. Архитектурный ансамбль растянулся на три километра: на спускающихся по склонам гор террасах можно увидеть скульптуры индуистских богов Шивы, Брахмы и Вишну, а также склепы, сигнальные башни и даже площадки для петушиных боев.

Строительство столь масштабного религиозного комплекса завершилось в XI веке. В 1917 году в результате сильнейшего извержения вулкана Агунг (Gunung Agung, 3142 м) Пура-Бесаких был частично разрушен. Пагоды были восстановлены лишь спустя полвека.

Пура-Бесаких уже на протяжении тысячи лет считается главной индуисткой святыней Бали. По местным верованиям, именно сюда приходят боги принимать жертвоприношения и обсуждать земные дела. На ежедневные религиозные церемонии в Пура-Бесаких стекаются сотни местных жителей. Большинство ритуалов происходят в храме Пенатаран-Агунг (Pura Penataran Agung), у входа в который установлена статуя женщины-птицы Гаруды.

Пагоды комплекса Пура-Бесаких // Сaminoel, Shutterstock


Парадный вход в Пура-Бесаких // Shutterstock


Пура-Бесаких - крупнейший храмовый комплекс на Бали // cesc_assawin, Shutterstock


Каменные улицы в Пура-Бесаких // CHEN WS, Shutterstock


Индонезийский лев в комплексе Пура-Бесаких // Сaminoel, Shutterstock


Храмовая резьба в Пура-Бесаких // e2dan, Shutterstock


Экспонаты в храмовом комплексе // Aleksandar Todorovic, Shutterstock


Храмовый комплекс Пура-Бесаких - одна из самых популярных туристических достопримечательностей острова Бали. Будьте внимательны: у входа на территорию вас атакуют местные гиды, настойчиво предлагающие свои услуги. Они будут утверждать, что пройти на территорию храма без их сопровождения нельзя, поскольку внутри проходят индуистские церемонии. Они же могут требовать с вас внести пожертвование на нужды Пура-Бесаких, уверяя, что без этого не пустят в храм. Доверять словам этих псевдоэкскурсоводов не стоит: посетить комплекс при наличии билета вы можете самостоятельно. В случае если вежливое игнорирование "разводил" не работает, почаще произносите слово "секьюрити". Упоминание об охране их отрезвит, и они от вас отстанут.

Чтобы миновать навязчивых гидов, зайдите на территорию Пура-Бесаких не через центральную лестницу, а через проходы, расположенные справа и слева от нее. Они предназначены для местных - и псевдоэкскурсоводов там почти нет.

Для посещения Пура-Бесаких необходим саронг. В сувенирных лавках у храма их можно взять напрокат или купить. Стоимость аренды - около 25 тысяч рупий (около 80 рублей). Приобрести саронг можно за 50 тысяч рупий (около 160 рублей).

Посещение Пура-Бесаких лучше всего планировать на раннее утро. К полудню в храмовый комплекс съезжаются туристические группы. А после обеда здесь велика вероятность тумана - пагоды расположены на высоте более 1000 метров над уровнем моря.

Церемонии в храмах Пура-Бесаких проходят несколько раз в день. Иностранцы могут наблюдать за ними и фотографировать, а вот заходить на территорию алтаря во время священных обрядов непозволительно.

Следует иметь в виду, что стоимость сувениров в лавках у входа в Пура-Бесаких значительно (примерно в три-пять раз) выше, чем в среднем на Бали.

Как добраться

Пура-Бесаких расположен в 63 километрах к северо-востоку от , на юго-западном склоне вулкана Агунг. Добраться до храмового комплекса можно на арендованном мопеде, такси или в составе туристической группы на автобусе. Парковка расположена в километре от центрального входа в Пура-Бесаких - это расстояние придется преодолеть пешком. Экскурсии в храм организуют все туристические агентства острова Бали. Билеты приобретаются при въезде на территорию религиозного комплекса.

Расположение

Храмовый комплекс Пура-Бесаких находится в округе Карангасем (Kabupaten Karanggasem) на востоке острова .