Южная америка парагвай. Асунсьон — столица Парагвая. Население и религия в Парагвае

Российские туристы, пресытившись красотами Европы, все чаще отправляются за океан, в пока еще мало освоенные латиноамериканские страны. Одна из них - Парагвай. Столица государства - город Асунсьон, что по-нашему означает «успение» (имеется в виду Успение матери Иисуса Христа, Святой девы Марии). По московским меркам Асунсьон - город небольшой. В нем всего-то около полутора миллионов жителей. Атмосфера здесь такая, что, гуляя по многим районам данного населенного пункта, начинаешь ощущать, словно перенесся лет эдак на 50 назад. Давайте совершим виртуальную экскурсию по этому самобытному городу, осмотрим его достопримечательности, которые рекламируют, а также заглянем в такие места, о которых обычно молчат. Итак, пункт назначения - Парагвай.

Асунсьон - столица

Где находится главный город страны? Асунсьон расположен в западной части Парагвая, в том месте, где река Арагвай впадает в реку Парагвай. Да-да, именно так, страна носит название речки, которое в переводе означает «река рогатая». Наверное, древние индейцы дали ей такое имя благодаря многочисленным изгибам и отмелям, осложняющим судоходство. На берегах Парагвая заболоченные места сменяются тропическими лесами. Там растет уникальная йерба, из которой готовится одноименный чай, более известный как мате. Это, пожалуй, тоже одна из достопримечательностей страны, благодаря которой навсегда запомнится столица Парагвая - Асунсьон. Здесь вам приготовят йербу-мате при вас. Уверяем, такого напитка вы нигде больше не попробуете. К сведению, «мате» здесь означает не сорт чая, а просто «стакан напитка».

Где и что поесть

Столица Парагвая Асунсьон - город, который за свою долгую историю пережил много политических катаклизмов. Люди разных национальностей нашли здесь свою вторую родину. Это отразилось на парагвайской кухне. В Асунсьоне можно не только испить самого лучшего в мире чайку, но и отменно поесть. Выбор блюд огромный - от национальных локро и мацаморры, основой которых является маис, до вполне европейских свинины, говядины, курятины. Места, где можно перекусить, тоже самые разные - от дорогих ресторанов, например, La Preferida, до закусочных и так называемых буфетов. Здесь вы еду накладываете себе в тарелки сами, причем какую хотите и сколько хотите. На кассе вашу тарелку взвешивают и называют сумму. К утреннему чаю можем порекомендовать необыкновенно вкусные булочки чипас и мбайпи хе-е - экзотический и приятный на вкус десерт из кукурузы, патоки и молока. Перекусив, можно отправляться на экскурсию.

Президентский дворец

Осмотр начнем с Президентского дворца, или, как еще говорят, дворца Лопеса. Строили его для Франсиско Лопеса, президента Парагвая 60-70-х гг. 19 века. Пожить в нем Лопесу не довелось, так как началась война с соседними Аргентиной, Уругваем и Бразилией, сократившая численность страны на 2/3. Погиб и президент. Сейчас у власти новое демократическое правительство, которым гордится Парагвай. Столица Асунсьон (фото достопримечательностей представлено на странице) - город, где по-соседству мирно уживаются памятники архитектуры прошлых лет и конструкции в стиле модерн. Доказательством сему служит дворец, гордо красующийся на фоне современного небоскреба. Раньше сие здание нельзя было не то что фотографировать - запрещалось даже ходить мимо него. А сейчас - пожалуйста. Разрешено даже гулять по великолепным лужайкам и заходить внутрь. Об этом сообщают все туристические проспекты. Но они молчат о трущобах бедняков, расположенных от дворца буквально в двух шагах. Вот уж действительно город контрастов! Вечером, да и днем тоже, там весьма неприветливо. Даже полицейские в этот район наведываются только группами. Правда, в последние годы трущобы немного подвинули. На улице Республики (Av. Republica), кроме дворца, есть любопытные памятники и Palacio Legislativo - Национальный музей Парагвая.

Здание бывшего Парламента

Хотя столица Парагвая (Асунсьон) существует уже без малого пятьсот лет, древней старины тут немного. Большинство сохранившихся исторических зданий строились лет 100-200 назад. Например, El Cabildo, он же дом, где до 2003 года заседал парагвайский Парламент. Возвел его в 1844 году отец печально известного Франсиско Солано Лопеса, тоже жесткий диктатор Карлос Антонио Лопес. Само по себе это здание нельзя назвать архитектурным чудом, но смотрится оно аккуратно и красиво, особенно с ночной подсветкой. Сейчас здесь размещается культурный центр, проводятся всевозможные выставки. Перед зданием El Cabildo стоит памятник испанцу с непривычно длинным для нас именем Хуан де Салазар и Эспиноса. Это он, будучи конкистадором, в далеком 1537-м заложил здесь первый камень поселения, ставшего впоследствии Асунсьоном.

Здание Национального Конгресса

Несмотря на то что президент Лопес был жестким диктатором, столица Парагвая его не забывает. Перед зданием Национального Конгресса установлен памятник, изображающий всадника на лихом коне. Это и есть запечатленный в камне Лопес. Само здание Конгресса тоже вызывает интерес, хотя бы уже потому, что было сооружено в 16 веке. За свою долгую жизнь оно никогда не подвергалось фасадным изменениям, за что его внесли в список строений и памятников архитектуры культурного наследия ЮНЕСКО. От памятника Лопесу дорога спускается к реке, куда ходить туристам не положено ввиду очень плохой в тех местах криминогенной обстановки.

Площадь Независимости

Асунсьон, столица республики Парагвай, имеет странную особенность - по будням жизнь в ее центре кипит, как в котле, а по выходным полностью замирает. Становится тихо и пустынно, как на кладбище. И только в районе площади Независимости (Де Ла Конститусьон) всегда многолюдно. Вокруг имеется несколько красивых зданий, выстроенных в 17-19 веках. Здесь же тенистый сквер, где можно отдохнуть, кафе и несколько точек по продаже кока-колы, которую парагвайцы пьют не меньше, чем свой знаменитый чай. Тут же, на площади, продаются сотни сувениров, а в праздники проходят интересные мероприятия с национальными плясками и песнями. Например, такое, как на фото ниже. На улице всего +5 о С, а детвора пляшет босиком. Находится площадь в паре шагов от здания Конгресса.

Пантеон

Во многих войнах за свою историю участвовал Парагвай. Столица Асунсьон уважительно относится к павшим героям и чтит их память. Для них на площади Де-Ла-Хероес возвышается довольно интересное здание Пантеона. Его вход выполнен с элементами классической греческой архитектуры, а верхняя часть и купола чем-то напоминают подобные сооружения в Риме. В целом асунсьонский Пантеон выгодно выделяется на общем фоне городских построек. У входа стоят часовые. Внутри много колонн и симпатичных портиков, есть здесь и памятники известным парагвайским личностям. В центре Пантеона расположен зал с саркофагом тому самому Лопесу, погубившему полстраны. Благодарные же потомки соорудили ему и золоченый памятник. Он стоит в окружении табличек с именами героев, в разные годы погибших за Парагвай. Есть здесь и табличка, посвященная русским воинам-эмигрантам.

Дом Независимости

Эта достопримечательность, без посещения которой не обходится ни одна экскурсия по Асунсьону, интересна тем, что является самой старой постройкой в городе. Дом появился в 1772 году и являлся жилищем Антонио Саенсома и Петроны Кабальеро. При детях этой славной пары здание стало местом тайных сходок революционеров. В 1811 году здесь провозгласили независимость страны, в результате чего появилось новое, независимое от Испании и Аргентины государство Парагвай. Столица его, Асунсьон, переживала после этого еще много катаклизмов. Но это святое для португальцев здание сохранилось. Внешне в нем нет ничего особенного - обычный одноэтажный дом под черепичной крышей, похожий на сельский. Внутри находится музей, где можно посмотреть документы и предметы эпохи освободительной борьбы.

Музей железной дороги

Столица Парагвая Асунсьон живет без метро. Передвигаются здесь на автобусах, которые можно останавливать где угодно. Нужно всего лишь «проголосовать» рукой с выставленным вперед пальцем. То есть автобусные остановки в этом городе не актуальны. Есть в Асунсьоне и ж/д-сообщение между Аргентиной и Бразилией, но поезда здесь словно из позапрошлого века. В здании, бывшем некогда ж/д вокзалом, асунсьонцы открыли музей, посвященный этому виду транспорта. Заглянуть туда будет интересно и познавательно. В музее разрешено трогать руками абсолютно все экспонаты, листать документы. Также здесь можно зайти в вагон, в котором ездила элита страны, посмотреть, как были оборудованы купе для этих личностей.

Церкви

В Асунсьоне живут в основном католики. Но есть и православные. Церквей и храмов здесь хватает. Многие построены еще иезуитами, поэтому довольно интересны с точки зрения архитектуры. Для верующих туристов интерес, конечно, заключается не только во внешнем облике, но и во внутреннем содержании. Посмотреть в Асунсьоне можно церковь Воплощения - здание без какого-либо строгого архитектурного стиля, но красивое, или церковь Святой Троицы. Или же, к примеру, Кафедральный собор девы Марии, строившийся почти 200 лет разными архитекторами. Именно поэтому в его облике переплелись готика, барокко, неоклассический стиль и мавританский. Расположен он в центре города, рядом - все тот же спуск к реке, по которому туристам ходить не надо. Внутри собора очень красиво, особое внимание привлекает богатейший алтарь. Но попасть внутрь трудно, так как здание довольно часто на замке.

Зоопарк и ботанический сад

Местность, где находится столица, Парагвай в целом, да и вся Латинская Америка необыкновенно живописны. Здесь много экзотических растений и всяческих животных. Леса тут примечательны знаменитой йербой, из которой делают мате, пальмами, кебрачо (тонет в воде), палаборачо (или "пьяный чурбан"). Прямо на улицах города, в парках и скверах, можно видеть разномастных попугаев, длинноносых туканов, а на околицах, особенно близ реки, - застывших в ожидании добычи ибисов. В расположенных близ Асунсьона лесах живут капибары, броненосцы, кинкажи, муравьеды. Но туристические маршруты по лесам не проходят. Чтобы посмотреть на всю эту флору и фауну, нужно ехать в ботанический сад и зоопарк, расположенные рядом. Также на территории комплекса есть музей старинной утвари и зоомузей с довольно неоднозначными экспонатами. Добираться туда удобнее на такси. В ботаническом саду много тенистых аллей с фонтанами. В зоопарке есть несколько озер с водоплавающими. В центре одного из них расположен обезьяний остров.

Индейцы Мака

И этой живой достопримечательностью может похвастаться Парагвай. Столица, а точнее, ее центр находится от резервации настоящих индейцев мака всего в полутора часах езды на рейсовом автобусе (идет в Mariano Roca Alonso). Но добираться туда лучше на такси. Туристов здесь толпы, хотя особо интересного тут мало. Эти индейцы чем-то напоминают наших цыган (тех, что не работают). Большая их часть живет в строениях типа сарая или навеса. Мужчины целыми днями медитируют, сидя на улице и созерцая окружающую действительность. Надевать на голову перья и отплясывать индейские танцы они без дополнительной оплаты не будут. Женщины общины занимаются созданием национальных сувениров, которые продаются в местном музее-лавке. Ходить по резервации можно свободно, но лучше взять экскурсовода, услуги которого стоят 30 тысяч гуарани (примерно 6 долларов). Живут мака за счет социальной помощи правительства и за счет нас, любопытных туристов.

Пара слов напоследок

Асунсьон является столицей, скажем так, небогатой. Мы едем сюда за экзотикой, а попадаем в прошлый век. Многие дороги Асунсьона даже в центре имеют плачевный вид, улицы не удивляют чистотой, а здания, разрисованные доморощенными граффитистами, навевают тоску. Транспорт тут тоже не очень. Чего только стоят их поезда! А автобусы? Иногда кажется, что едешь в музейном экспонате. Достопримечательности Асунсьона искушенных туристов тоже вряд ли впечатлят. Многим они кажутся простенькими и наивными. И, тем не менее, этот город заслуживает внимания. Здесь есть несколько университетов, имеются отличные стадионы, много красивых скверов и площадей, десятки памятников, работают театры. Представления в них интересны даже тем, кто не знает ни испанского, ни гуарани (второй государственный язык). Также здесь очень хороший шопинг, для чего существуют замечательные торговые центры, например, Shoping del Sol, Mariscal Lopez. В них можно не только выгодно отовариться, но и вкусно поесть, посмотреть кино, покататься на коньках. А на рынке Асунсьона можно приобрести самые свежие и самые вкусные экзотические фрукты. Некоторые считают, что в Парагвае всегда жарко. Это не так. Зимой, которая начинается в мае и длится по сентябрь, столбик термометра может опуститься до нуля. А летом жара бывает редко. В основном температура воздуха держится в пределах +25-28 о С. В этот период здесь часты нашествия саранчи, москитов и другой мелкой нечисти. Если знать все эти нюансы, путешествие по Асунсьону не будет в тягость и наверняка оставит только приятные воспоминания.

В день Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1537 года Хуан Де Саласар основал на берегу реки Парагвай поселение, которое назвал в честь праздника и которму в будущем предстояло стать Асунсьоном - столицей Республики Парагвай . Опытный конкистадор выбрал хорошее место - река в окрестностях Асунсьона очень полноводна и служит воротами во внешний мир. В наши дни, после работ по углублению русла, порт Асунсьона может принимать и морские суда. Де Саласар привязался к здешним местам настолько, что даже после трёхлетней депортации в Испанию - губернатор Парагвая Кабес Де Ваки отправил его в Европу за интриги - вернулся в Асунсьон . Здесь он и умер в 1560 году.

До прихода испанцев низменность, местами переходящую в холмы, а местами в болото, занимали индейцы гуарани . Они принадлежали к разным племенам, общей чертой которых была воинственность. Собственно, из-за этого свойства характера индейцев совсем немногочисленным испанцам и удалось завоевать такие огромные территории. Разные племена не смогли объединиться даже при угрозе порабощения.

Столица Парагвая и орден иезуитов

Асунсьон со временем приобретал всё большее значение. Он выгодно располагался на дороге от атлантического побережья к Перу, а река Парагвай изрядно сокращала время на путь в богатый регион. Поэтому испанские колониальные власти уделяли городу значительное внимание, превратив его в крупный административный центр. Долгое время городом управляли иезуиты.

В отечественной историографии и публицистике этот монашеский орден принято описывать очень критически. Однако деятельность иезуитского ордена в Парагвае в целом и в Асунсьоне в частности заслуживает самой высокой оценки. Иезуитам страна обязана практически всем своим культурным, архитектурным и историческим наследием. Многие исторические достопримечательности парагвайской столицы были выстроены либо самими иезуитами, либо под их контролем. Служители Христа положили начало административной системе страны. Более того, именно иезуиты систематизировали многочисленные диалекты, на которых разговаривали местные индейцы, фактически заново создав гуарани - нынешний национальный язык Парагвая . Конечно же, как и во многих странах, некогда завоёванных испанцами, вторым официальным языком считается испанский.

Парагвайская война

Воинственность парагвайцев не раз играла с ними злую шутку. Через 53 года после обретения в 1811 году независимости, страна ввязалась в конфликт с коалицией, в которую входили Аргентина, Бразилия и Уругвай. Основными причинами конфликта были не урегулированные пограничные споры, тянущиеся ещё с времён испанского правления и желание Парагвая получить прямой доступ к океану, который он имел только черкез реки Парана и Парагвай. В войну Парагвай вступил имея сильную и хорошо подготовленную армию, превосходившую по численности армии своих противников. На начальном этапе парагвайцы владели инициативой и смогли захватить часть бразильской провинции Мату-Гросу, а также ряд аргентинских и бразильских портов и укреплений на реках Парана, Парагвай и Уругвай. 11 июня 1865 года произошла битва при Риачуэло, в которой парагвайский флот потерпел поражение от бразильской эскадры.

Эта битва решила исход войны. Утратив инициативу, в последующих сражениях парагвайская армия была разгромлена. 1 января 1869 года Асунсьон был занят бразильскими войсками. Президент Лопес ещё некоторое время возглавлял партизанские боевые действия, скрываясь в горах. 1 марта 1869 года он был настигнут отрядом, посланным на его поимку, и был убит при попытке переплыть реку Акидабан. Война, длившаяся с 1864 по 1870 годы, закончилась поражением Парагвая. Это была национальная катастрофа - страна потеряла две трети населения и почти 90% мужчин. Вдумываясь в эти цифры начинаешь понимать, что воинственность индейцев гуарани это не просто слова. Была уничтожена вся парагвайская промышленность и аннексировано около половины территории. Парагвайская война превратила страну в одну из самых отсталых в Латинской Америке. По настоящему в этой войне выиграла только Великобритания. Бразилия и Аргентина взяли в английских банках огромные займы на военные расходы. По некоторым долгам эти страны рассчитываются до сих пор.

В последующие годы п арагвайцам удалось восстановить исторический центр своей столицы в относительно первозданном виде. Были реконструированы или отстроены заново важнейшие достопримечательности Асунсьона. Несмотря на то, что Парагваю пришлось пережить ещё ряд войн, в дальнейшем столица сумела избежать разрушений.

Русский вклад в историю Асунсьона

Свой вклад в историю Асунсьона внесли русские люди. После революции и Гражданской войны в Парагвай прибыло довольно большое количество русских эмигрантов. Была построена крупная церковь (храм Покрова Пресвятой Богородицы) и основан Православный приход. Русские офицеры внесли большой вклад в развитие парагвайской армии. Генерал Иван Беляев служил генерал-инспектором артиллерии, а в годы успешной для Парагвая Чакской войны (1932 - 1935) был начальником Генерального штаба. Посмертно Беляев получил звание Почётного гражданина Парагвая. В память о русских офицерах, служивших в парагвайской армии, около храма Покрова Пресвятой Богородицы установлены мемориальные доски.

Асунсьон - очарование старого колониального города

Современный Асунсьон сохранил очарование старого колониального города. Во многом этому способствовала общая бедность страны, полностью так и не оправившейся от последствий войн. В центре города почти нет современной застройки, и пальмовые рощи перемежают кварталы средневековых зданий. Сердцем парагвайской столицы считается Площадь Конституции, самое "молодое" здание на которой было построено в начале 19-го века. Недалеко находится и главный католический храм Парагвая - кафедральный собор Девы Марии.

Как и большинство католических храмов Южной Америки, в то время, когда не проводятся службы, собор работает как музей. Его экспонаты рассказывают о проникновении христианства в Парагвай.

В центре Асунсьона находится и весьма обширный ботанический парк. На его территории нашлось место не только для экзотических цветов и деревьев, но и для большого зоопарка и Музея истории природы. На набережной реки расположен исторический парк Мансана Де Ла Ривьера. В нём сохранены поместья аристократов, построенные в средние века. В одной из девяти исторических построек размещён Городской музей Асунсьона. Также в Асунсьоне есть Этнографический музей, Музей искусств и Музей военного дела. Многие частные коллекционеры также открывают свои хранилища для посетителей. Предметом особого почитания жителей столицы Парагвая являются Пантеон и расположенная внутри него Могила неизвестного солдата.

Парагвайцы, чтящие память погибших предков, часто посещают этот мемориал.

Главным административным зданием Асунсьона, по южноамериканской традиции, является резиденция президента.

По уверениям местных жителей, в период диктатуры Альфредо Стрёсснера охрана резиденции открывала огонь на поражение даже в случае слишком долгого созерцания здания. Внимания любителей архитектуры также заслуживают здания Национального и Католического университетов.

Любопытной достопримечательностью Асунсьона стал железнодорожный вокзал. Здание интересно не своей архитектурой, а тем, что железной дороги в Парагвае уже нет. Вернее, её части сохранились, но железнодорожное сообщение отсутствует - оказалось нерентабельным. Но вокзал сохранился и стал огромным полигоном для любителей граффити. Международный аэропорт функционирует, но также находится не в лучшем состоянии.

Хотя Асунсьон-столица Парагвая , но особой ухоженностью, впрочем, как и вся страна, не блещет. Дороги оставляют желать лучшего. Улицы заполнены бесчисленными торговцами, нищими и бездомными. Отзывы о работе полиции самые неблагоприятные. Поэтому, несмотря на общее спокойствие и дружелюбие парагвайцев, лучше не забредать в бедные кварталы и не носить с собой крупных сумм денег.

В городе всего несколько пятизвёздочных гостиниц. Одна из них, "Гуарани Сплендор", считается одним из символов Асунсьона. Отелей попроще и хостелов много, и они недороги, однако особого комфорта не предоставляют. Общественный транспорт представлен в основном старенькими автобусами и такси. Оплата производится у водителя, причём бывалые путешественники предупреждают: нужно тщательно контролировать сдачу, так как водители склонны к обжуливанию клиентов. Так же следует быть внимательным, делая покупки в магазинах - обсчитать покупателя парагвайцы считают делом чести.

Парагвай расположен в тропических широтах, так что климат в Асунсьоне и окрестностях жаркий и влажный. Сочетание такого климата и заболоченной местности привело к обилию насекомых. Летом парагвайскую столицу одолевают полчища саранчи и москитов, поэтому средства от насекомых весьма актуальны.

Лучшим временем для посещения Асунсьона считается февраль. В этот - летний в Южном полушарии - месяц не так жарко, а достопримечательности города дополняет красочный карнавал, который длится целый месяц. Карнавал можно назвать смотром культурных достижений страны, поэтому за сравнительно небольшое время можно поближе узнать музыку, песни и танцы парагвайцев.

«Пустой угол Южной Америки», Парагвай на поверку оказывается наполненным массой достопримечательностей. Просторы саванн Чако и влажный тропический лес, колоритная столица Асунсьон и плотина Итайпу - все о Парагвае: карты, фото, туры и развлечения.

  • Горящие туры по всему миру

Консульский отдел: Westfalenhaus, Sgto. M-Benitez 1577 c/Stma.Trinidad PY-1728. Телефон: (+595) 21-29-30-00, 21-29-35-23 доб. 240. Телефон экстренной связи в случае чрезвычайной ситуации: +59-521-623-733.

Служба спасения - 911, полиция - 130, пожарная служба - 131, скорая помощь - 141.

Веб-сайт Национального секретариата по туризму: www.senatur.gov.py (на исп.)

Шоппинг и магазины

Магазины Парагвая работают с понедельника по пятницу примерно с 8:00 до 19:00, в субботу - до 13:00. Нужно учитывать, что с полудня до 15:00 в стране сиеста и все общественные учреждения, в том числе магазины, закрываются. Исключение составляют лишь крупные универмаги и супермаркеты.

В качестве сувениров из Парагвая можно привезти серебряные изделия с филигранью (луке) с полудрагоценными камнями и без, тончайшее кружево-паутину ньяндути, расписную керамику из необожженной глины (ита), изделия из кожи - от браслетов до футбольных мячей, поделки из местного дерева с очень прочной древесиной квебрачо (название переводится как «сломай топор»).

Поклонники спорта оценят богатый выбор фасонов и умопомрачительные расцветки футболок «ао пои». Отличным подарком из Парагвая станет калебаса для мате - обычная деревянная или элитная серебряная (не забудьте приобрести и бомбилью), а также размельченная трава мате для заваривания этого напитка.

Кухня и рестораны Парагвая

Единой национальной кухни в Парагвае нет: сказываются ярко выраженные климатические особенности разных регионов и колониальная история. В засушливом Гран-Чако, населенном индейцами и почти не испытавшем влияния испанских колонизаторов, отдают предпочтение традиционным зерновым и бобовым культурам (кукуруза, маниок, юка), из которых пекут всевозможные лепешки, делают кашу, рагу и густые супы. На скудном подножном корме выживает разве что птица, так что в блюдах чаще всего используют мясо курицы и индейки. На плодородном плато Параны выращивают множество овощей, а на заливных лугах пасется множество коров, поэтому местная кухня состоит из стейков, свежих салатов и молочных продуктов.

В парагвайской кухне почти не используют специи.

Заморить червячка можно, попробовав «миланеса» - ассорти из кусочков мяса, маленьких бутербродов и блинчиков с начинками - и латиноамериканские пирожки «эмпанадас». Парагвайцы отдают должное и паэлье, которую здесь готовят из риса, овощей и иногда мяса, а также овощному супу гаспачо. Сэндвич ломито с курицей или мясом и овощами в лепешке или лаваше обойдется примерно в 5000 PYG, шведский стол с неограниченным числом подходов будет стоить около 20 000 PYG, а пообедать отличным стейком можно за 15 000-20 000 PYG.

На десерт стоит попробовать мбайпи-хе, сладкую кашу из зерновых, или полакомиться сердцевиной пальмы. Любую трапезу принято заканчивать мате, который здесь подают теплым, в калебасе с полой трубочкой - бомбильей. Из алкогольных напитков наиболее популярно местное пиво, а любители «градуса» по достоинству оценят весьма неплохой ром и чачу, которую делают из сахарного тростника и меда.

Парагвай - это нужно почувствовать!

Развлечения и достопримечательности

Парагвай обычно посещают в рамках комбинированных туров по Южной Америке, однако в стране хватает достопримечательностей и для полноценного визита.

Столица

Путешествие по Парагваю обычно начинается со столицы - колоритного Асунсьона, который скоро отметит свое 500-летие. В облике города легко заметить типичные испанские черты: расходящиеся диагоналями от просторных площадей широкие улицы, большое количество парков и фонтанов.

Исторический центр Асунсьона - средоточие колониальных особняков с богатой лепниной и фигурными решетками, почти у каждого есть свой ухоженный садик. Главные достопримечательности города - Мансана-де-ла-Ривьера («яблоко побережья»), район между двумя изгибами реки Парагвай, и комплекс зданий 18-19 веков: Президентский дворец, дом культуры и муниципальная библиотека. Дом независимости (Каса-де-ла-Индепенденсиа) - не только самое старое здание столицы (конец 18 в), но и место дислокации Музея колониальной истории.

Непременно стоит полюбоваться старейшим городским отелем, в котором можно остановиться и сегодня, а заодно увидеть коллекцию мебели и живописи позапрошлого века. Памятник бурной истории страны - Национальный пантеон героев, около которого можно пронаблюдать смену караула. Самые-самые из асунсьонских церквей - великолепный кафедральный собор 17-19 веков, храм, входящий в комплекс пантеона и посвященный успению Девы Марии, и церковь на кладбище Реколета. Самые интересные музеи - Национальный музей искусств и Музей изобразительных искусств, Этнографический музей и Музей народных промыслов Парагвая. Роскошный ботанический сад - гордость Асунсьона: за ним закрепилось название «мини-Парагвай».

Окрестности столицы

В радиусе 100 км от Асунсьона расположено солидное число городков и деревень, входящих в активно рекламируемый национальным офисом по туризму Центральный маршрут. Первым делом стоит наведаться в центр музыкальной промышленности страны Луке - здесь делают всевозможные национальные струнные инструменты. Город Ягуарин знаменит францисканскими миссиями, Сан-Лоренсо - старинной церковью с изумительными интерьерами резного дерева (одними из самых богатых в Южной Америке), а деревушка Парагуаре - колониальными зданиями 18 столетия.

В Арегуа приезжают отдохнуть на берегах озера Ипаракай и купить керамику, в Итаугуа приобретают кружево «ньяндути», а в Пирибебуе любуются церковью Вирхен-ла-Мираклес и дегустируют лучшую чачу. Город Тринидад - самый большой центр миссионерства в Парагвае: здесь можно посетить иезуитские миссии и исторические церкви 18-19 веков.

Восточный Парагвай

Восточный Парагвай - это настоящие райские кущи: реки, плотины и водохранилища, водопады и буйная тропическая растительность. Ошеломляющее богатство южноамериканской природы наиболее полно представлено в национальных парках Ибике (реликтовый влажный тропический лес) и Серро-Коро (сухой тропический лес и саванна). Заповедник Фортин-Толедо известен своей экосистемой сухих лесов и саванн, населенных редчайшими видами животных. Рукотворные достопримечательности региона - самая большая дамба в мире Итайпу высотой 200 м и 65-километровая плотина Ясирета. Если же вы хотите узнать больше об истории этих мест, приезжайте на экскурсии в Сьюдад-дель-Эсте.

Западный Парагвай

Чако - край суровый и прекрасный. Во влажном Нижнем Чако (первые 350 км к западу от Асунсьона) путешественники посещают исторические поселения немцев-меннонитов, наблюдают за птицами и исследуют национальные парки. В засушливом Верхнем Чако стоит увидеть традиционные индейские поселения, Исторический парк национальной обороны и многочисленные заповедники, где охраняют крупных кошек.

Праздники и события

Парагвай нельзя было бы назвать южноамериканской страной, если бы здесь не было карнавала. Он проходит ежегодно в феврале, и хотя и не может заткнуть за пояс бразильский, весьма колоритный, веселый и яркий, с костюмированными представлениями и уличными шествиями. Карнавал проходит в городах и деревнях, везде со своими особенностями. Другое важное событие - День святого покровителя Парагвая (Диа-де-Сан-Блас), который отмечается в начале февраля вот уже пятое столетие.

Самые красочные праздники страны - 15 августа (День основания Асунсьона) и 8 декабря (праздник Непорочного зачатия). На День независимости 14-15 мая улицы городов украшают гирляндами и цветами, всюду развешивают национальные флаги. Как и везде в католическом мире, в Парагвае празднуют Рождество 25 декабря, а также пасхальную неделю. 1 января - всеми любимый «Ано-Нуэво», то есть Новый год.


Оценка (2015)
Плотность
7 003 000 чел. (104-е)
17,2 чел./км² ВВП
Итого (2014)
На душу населения
58.3 млрд долл. (100-й)
8329 долл. ИЧР (2013) ▲ 0,676 (высок. ) (111-е место) Валюта Парагвайский гуарани (PYG, код 600) Интернет-домен .py Телефонный код +595 Часовой пояс -4 Координаты : 23°16′00″ ю. ш. 58°12′00″ з. д.  /  23.26667° ю. ш. 58.20000° з. д.  / -23.26667; -58.20000 (G) (Я)

По оценке 2015, в Парагвае проживает 7,0 млн человек. Столица государства и самый большой город - Асунсьон . Официальные языки - испанский и гуарани , оба широко используются. Большинство населения составляют метисы .

  • - основание испанцами Асунсьона .
  • - - в составе испанского вице-королевства Перу .
  • - проникновение иезуитов.
  • - территория Парагвая получает автономию в рамках испанского вице-королевства Перу . Местную власть осуществляет орден иезуитов. Иезуиты создают из индейцев отряды самообороны против бразильских охотников за рабами . Индейцы прикрепляются к специальным поселениям - редукциям , во главе которых стоят священники -иезуиты . Помощники последних набирались из местных индейцев - они носили звание коррехидор (управляющий) и алькальд (староста).
  • - изгнание иезуитов из Парагвая испанскими властями по подозрению в мятеже.
  • - Парагвай включён в состав вице-королевства Рио-де-Ла-Плата .
  • - - Парагвайская кампания . Вторжение войск Соединённых провинций Южной Америки в Парагвай.
  • - провозглашение независимости Рио-де-Ла-Платы от Испании вызвало центробежные тенденции внутри самопровозглашённого государства, в результате Парагвай отделился как от Испании, так и от Аргентины - правопреемницы республики Рио-де-Ла-Плата. Пожизненным диктатором Парагвая стал Хосе Родригес де Франсия .
  • - - диктатура Карлоса Антонио Лопеса .
  • - равноправие индейцев с креолами .
  • - - диктатура Франсиско Солано Лопеса .
  • - - Парагвайская война с Бразилией, Аргентиной и Уругваем, ставшая для страны национальной катастрофой: Парагвай потерял почти половину территории, население уменьшилось на 60-70 %, в том числе мужское население по некоторым оценкам сократилось в 9 раз .
  • -основание партии «Колорадо», выражающей интересы крупных землевладельцев.
  • - - гражданская война .
  • - - Чакская война с Боливией. Парагвай победил, однако завоёванные земли стали разрабатывать корпорации США.
  • - переворот ветеранов Чакской войны.
  • - - диктатура генерала Мориниго.
  • - гражданская война .
  • - - диктатура генерала Альфредо Стресснера .

Политическая структура

Парагвай является республикой.

Исполнительная власть

Глава государства и правительства - президент, избираемый населением на один пятилетний срок. В его руках сосредоточена исполнительная власть. Президент, согласно конституции, является главнокомандующим вооружёнными силами, назначает кабинет министров и руководителей местной администрации.

В 2008 году на президентских выборах победил Фернандо Луго , глава Патриотического Альянса за Перемены, набравший 41 % голосов избирателей. 22 июня 2012 года Сенат Парагвая объявил импичмент Луго в связи с тем, что он применил военную силу для подавления восстаний безземельных крестьян . Его место занял вице-президент Федерико Франко . В 2013 году новым президентом был избран Орасио Картес .

Законодательная власть

Парламент - двухпалатный Конгресс, 45 сенаторов и 80 депутатов, избираемые населением на пятилетний срок. Сенаторы избираются по общенациональным партийным спискам, а члены Палаты депутатов - от департаментов и столичного округа.

Сенат утверждает назначение всех руководителей Верховного суда, вооружённых сил, полиции и центрального банка страны.

Парламент может выступать с законодательной инициативой и преодолевать президентское вето.

По результатам выборов апреля 2013 в палате депутатов представлены 5 партий:

  • Национальная Республиканская Ассоциация (Колорадо) ANR - 44 депутата (правая)
  • Аутентичная либерально-радикальная партия PLRA - 27 (центристская)
  • Национальный союз этических граждан UNACE - 2 (правая)
  • Широкий фронт - 1 (левая)
  • Партия национального единения - 2 (левоцентристская)
  • Вперёд, страна - 2 (левоцентристская)
  • Любимое Отечество PPQ - 1 (правоцентристская)
  • Прогрессивная демократическая партия - 0 (левоцентристская)

Краткие географические сведения

Республика Парагвай расположена в центральной части Южной Америки , не имеет выхода к морю. Парагвай граничит на северо-востоке и востоке с Бразилией , на юго-востоке, юге и юго-западе - с Аргентиной , на северо-западе и севере - с Боливией . Страна разделена на две неравных части рекой Парагвай . К западу от реки находится область Гран-Чако , пустынный край, который занимает около 60 % площади страны. На востоке, где сосредоточена основная часть населения, находятся плодородные равнинные земли и субтропические леса. Общая площадь страны 406 752 км².

Административное деление

1 Альто-Парагвай Фуэрте-Олимпо
2 Альто-Парана Сьюдад-дель-Эсте
3 Амамбай Педро-Хуан-Кабальеро
4 Столичный округ Асунсьон
5 Бокерон Филадельфия
6 Каагуасу Коронель-Овьедо
7 Каасапа Каасапа
8 Канендию Сальто-дель-Гуайра
9 Сентраль Арегуа
10 Консепсьон Консепсьон
11 Кордильера Каакупе
12 Гуайра Вильяррика
13 Итапуа Энкарнасьон
14 Мисьонес Сан-Хуан-Баутиста
15 Ньеэмбуку Пилар
16 Парагуари Парагуари
17 Пресиденте-Аес Посо-Колорадо
18 Сан-Педро Сан-Педро

Экономика

Парагвай - аграрная страна, один из крупнейших в мире производителей сои (6-е место в мире).

Сельское хозяйство (22 % ВВП, 31 % работающих) - хлопчатник, сахарный тростник, соя, кукуруза, пшеница, табак, кассава (тапиока), фрукты, овощи; мясо-молочное животноводство, свиньи, птица; лесозаготовки.

Промышленность (18 % ВВП, 17 % работающих) - производство сахара, цемента, текстиля, напитков, лесоматериалы; гидроэнергетика.

Сфера обслуживания - 60 % ВВП, 52 % работающих.

В конце 2012 года президент Парагвая Федерико Франко заявил, что в зоне полупустыни Чако обнаружено нефтяное месторождение. Это может говорить о завершении периода энергетической зависимости Парагвая от других стран.

Внешняя торговля

Основные экспортные товары (3,2 млрд долл. в 2009 г.) - соя, хлопок, мясо, растительное масло, электроэнергия, древесина, кожа.

Основные покупатели парагвайских товаров (в 2009 г.) - Бразилия 21 %, Уругвай 17 %, Чили 12 %, Аргентина 11 %, Россия 4 %.

Основные импортные товары (6,5 млрд долл. в 2009 г.) - автомобили, потребительские товары, табак, нефтепродукты, электрооборудование, тракторы, химические продукты.

Основные поставщики импорта (в 2009 г.) - Китай 30 %, Бразилия 23 %, Аргентина 16 %, США 5 %.

Население

Численность населения - 6,4 млн (оценка на июль 2010).

Годовой прирост - 1,3 % (фертильность - 2,16 рождения на женщину)

Средняя продолжительность жизни - 73 года у мужчин, 79 лет у женщин

Заражённость вирусом иммунодефицита - 0,6 % (оценка 2007 года)

Городское население - 60 % (в 2008)

Грамотность - 94 % (оценка 2003 года).

Этно-расовый состав (оценка) - метисы 95 %, другие 5 %. В официальной статистике Парагвая этническая или расовая принадлежность не учитывается.

Языки - испанский и гуарани, оба официальные. В отличие от других стран Латинской Америки , в Парагвае для межнационального общения широко используется язык коренного населения , гуарани . 37 % говорят преимущественно на гуарани, 50 % одинаково владеет испанским и гуарани, 7 % населения говорят преимущественно на испанском. Небольшая часть населения владеет португальским и немецким языками .

Религии - католики 89,6 %, протестанты 6,2 %, другие христиане 1,1 %, прочие и неопределившиеся 1,9 %, атеисты 1,1 % (по переписи 2002 года). Протестанты представлены верующими Ассамблей Бога , баптистами , лютеранами , меннонитами .

Культура

Один из крупных деятелей культуры Парагвая - Хосефина Пла (1903-1999), поэтесса, автор романов и рассказов, работавшая также в области художественной керамики.

Классический гитарист и композитор Агусти́н Пи́о Ба́рриос (Мангоре́) (1885-1944), первый крупный южноамериканский гитарист, получивший известность в Европе. Автор более трёхсот произведений для классической гитары.

Напишите отзыв о статье "Парагвай"

Примечания

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • История иезуитского государства Параквария на территории будущего Парагвая.

Отрывок, характеризующий Парагвай

– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.
Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.
Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.

ПАРАГВАЙ - го-су-дар-ст-во в центральной час-ти Южной Аме-ри-ки.

Гра-ни-чит на се-ве-ре и се-ве-ро-за-па-де с Бо-ли-ви-ей, на се-ве-ро-вос-то-ке и вос-то-ке с Бра-зи-ли-ей, на юго-вос-токе, юге и юго-за-па-де с Ар-ген-ти-ной . Площадь 406,75 тысяч км2. Население 6,67 миллионов человек. (2012). Сто-ли-ца - Асун-сь-он. Официальные язы-ки - ис-пан-ский и гуа-ра-ни. Де-неж-ная еди-ни-ца - гуа-ра-ни. Тра-ди-ци-он-но на тер-ри-то-рии Парагвая вы-де-ля-ют 2 при-род-но-эко-но-мических ре-гио-на - Вос-точ-ный (ле-во-бе-ре-жье реки Па-ра-гвай) и За-пад-ный (Ча-ко; пра-во-бе-ре-жье). Административно-территориальное де-ле-ние: 17 де-пар-та-мен-тов и сто-лич-ный ок-руг. Парагвай - член ООН (1945), МВФ (1945), МБРР (1945), ОАГ (1948), МЕРКОСУР (1991), ВТО (1995).

Ис-то-ри-че-ский очерк

Тер-ри-то-рия Па-ра-гвая до ис-пан-ско-го за-вое-ва-ния. Древ-ней-шие сле-ды че-ло-ве-че-ской дея-тель-но-сти на тер-ри-то-рии Парагвай да-ти-ру-ют-ся 2-й половиной 4-го тысячелетия до нашей эры (скаль-ный на-вес Ита-гуй-Гуа-су, департамент Амам-бай; сре-ди на-хо-док - ка-мен-ные ору-дия, ко-сти жи-вот-ных). Из-вест-ны пет-рог-ли-фы в «сти-ле от-пе-чат-ков» (про-ца-ра-пан-ные от-пе-чат-ки ко-неч-но-стей ко-шачь-их, птиц, оле-ней, че-ло-ве-че-ских ступ-ней, рас-тительные и гео-мет-рические мо-ти-вы), да-ти-ров-ка ко-то-рых по-ка не яс-на. Немецкий ар-хео-лог М. Шмидт в 1931 году на ос-но-ве на-хо-док в рай-оне озера Ипа-ка-раи пред-ло-жил вы-де-лить до-гуа-ра-ний-скую куль-ту-ру (по-ка-за-тель-ны вы-тя-ну-тые тру-по-по-ло-же-ния в грун-то-вых ямах, ке-ра-ми-ка с ли-ней-ным или ло-ма-ным ор-на-мен-том), да-ти-ро-ван-ную вре-ме-нем до 1-го тысячелетия нашей эры, од-на-ко пра-во-мер-ность её вы-де-ле-ния и многие ха-рак-те-ри-сти-ки ос-та-ют-ся пред-ме-том дис-кус-сий.

В восточной час-ти ре-гио-на около середины 1-го тысячелетия нашей эры из бас-сей-на Ама-зон-ки рас-про-стра-ня-ют-ся па-мят-ни-ки, от-но-ся-щие-ся к тра-ди-ции гуа-ра-ни. Для неё по-ка-за-тель-на леп-ная ке-ра-ми-ка (по-гре-баль-ные ур-ны, ок-руг-лобокие горш-ки, ка-ст-рю-ли, блю-да, ча-ши, жа-ров-ни), из-го-тов-лен-ная спи-раль-но-жгу-то-вым на-ле-пом. Ран-ние со-су-ды име-ют риф-лё-ную или вол-ни-стую по-верх-ность и про-ца-ра-пан-ный ор-на-мент (так называемый cera-mi-ca corrugada), позд-нее рас-про-стра-ня-ет-ся рас-пис-ная ке-ра-ми-ка (крас-ная рос-пись по бе-ло-му или жёл-то-му фо-ну или жёл-тая и чёр-ная рос-пись по крас-но-ко-рич-не-во-му фо-ну) с гео-мет-рическим ор-на-мен-том (вол-ни-стые и спи-раль-ные ли-нии, скре-щён-ные по-ло-сы, ме-андр, зиг-заг и другие).

Западная часть Парагвая (без-лес-ные ал-лю-ви-аль-ные рав-ни-ны, часть ре-гио-на Ча-ко) ар-хео-ло-ги-че-ски не ис-сле-до-ва-на. Пе-ред по-яв-ле-ни-ем ис-пан-цев её на-се-ля-ли то-ба, на-ро-ды, го-во-ря-щие на ма-так-ских язы-ках, и другие груп-пы ин-дей-цев, за-ни-мав-ших-ся в основном охо-той.

Па-ра-гвай в пе-ри-од ис-пан-ско-го ко-ло-ни-аль-но-го гос-под-ства. В 1520-х годах на тер-ри-то-рию Парагвая ста-ли про-ни-кать кон-ки-ста-до-ры (экс-пе-ди-ции А. Гар-сии, 1524 год; С. Ка-бо-та, 1526 год, и другие). В 1537 году на восточном бе-ре-гу реки Па-ра-гвай ос-но-ва-на кре-пость Нуэ-ст-ра-Сень-о-ра-де-ла-Асун-сь-он, пре-вра-тив-шая-ся в опор-ный пункт для даль-ней-шей ко-ло-ни-за-ции бас-сей-на реки Ла-Пла-та. Парагвай во-шёл в со-став ви-це-ко-ро-лев-ст-ва Пе-ру, в XVII веке вы-де-лен в са-мо-сто-ятельное ви-це-гу-бер-на-тор-ст-во. На-се-ле-ние Парагвая за-ни-ма-лось в основном зем-ле-де-ли-ем; на-ря-ду с круп-ны-ми по-ме-сть-я-ми испанской зна-ти, где ис-поль-зо-вал-ся труд за-ви-си-мых ин-дей-цев, су-ще-ст-во-ва-ли по-се-ле-ния ин-дей-цев, под-чи-нён-ные испанским ко-мен-дан-там, а так-же хо-зяй-ст-ва отдельных се-мей (у гуа-ра-ни) - ча-кра.

В начле XVII века в юго-восточных рай-онах Парагвая поя-ви-лись ие-зуи-ты, со-че-тав-шие ко-ло-ни-за-цию но-во-от-кры-тых зе-мель с ак-тив-ной мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью. В 1608 году бы-ли ос-но-ва-ны пер-вые ре-дук-ции - ре-зер-ва-ции ин-дей-цев, объ-е-ди-нён-ные позд-нее в осо-бое го-су-дар-ст-во, лишь но-ми-наль-но под-чи-няв-шее-ся испанской ко-ро-не.

В 1777 году Парагвай во-шёл в со-став соз-дан-но-го го-дом ра-нее ви-це-ко-ро-лев-ст-ва Рио-де-ла-Пла-та. В это вре-мя на-се-ле-ние Парагвая со-став-ля-ло около 250 тысяч человек. В ос-нов-ной сво-ей мас-се это бы-ли ин-дей-цы гуа-ра-ни и ме-ти-сы (ис-пан-цев на-счи-ты-ва-лось все-го несколько со-тен человек, кре-о-лов - несколько ты-сяч человек). По-лу-чи-ли раз-ви-тие ре-мёс-ла и тор-гов-ля (па-ра-гвай-цы вы-во-зи-ли то-ва-ры че-рез порт Бу-энос-Ай-рес); главными стать-я-ми экс-пор-та ста-ли та-бак и чай.

Па-ра-гвай в XIX веке.

В хо-де Вой-ны за не-за-ви-си-мость в Ла-тин-ской Аме-ри-ке 1810-1826 годов в ре-зуль-та-те воо-руженного вос-ста-ния 14-15.5.1811 года власть испанской ко-ро-ны в Парагвае бы-ла сверг-ну-та. Со-зван-ный в 1813 году Национальный кон-гресс про-воз-гла-сил Парагвай рес-пуб-ли-кой и пе-ре-дал управ-ле-ние пра-ви-тельственной хун-те во гла-ве с дву-мя кон-су-ла-ми. Один из них, Х.Г. Фран-сия, в 1814 году объ-яв-лен вер-хов-ным, в 1816 году - по-жиз-нен-ным дик-та-то-ром рес-пуб-ли-ки.

Пра-ви-тель-ст-во Фран-сии, на-хо-див-ше-го-ся у вла-сти до 1840 года, со-дей-ст-во-ва-ло раз-ви-тию национальной эко-но-ми-ки. Бы-ли кон-фи-ско-ва-ны зем-ли испанских ко-ло-ни-за-то-ров и ка-то-лические церк-ви. Часть этих зе-мель за умерен-ную пла-ту сда-ва-лась в бес-сроч-ную арен-ду, часть ста-ла ос-но-вой для круп-ных государственных ско-то-водч. хо-зяйств - «эс-тан-сий ро-ди-ны». Стре-мясь пре-дот-вра-тить вме-ша-тель-ст-во со-сед-них стран и ев-ропейских дер-жав во внутренние де-ла Парагвая, пра-ви-тель-ст-во Фран-сии про-во-ди-ло курс стро-гой са-мо-изо-ля-ции. Бы-ли ог-ра-ни-че-ны все внеш-ние сно-ше-ния, в том числе тор-го-вые, соз-да-ны пре-пят-ст-вия для про-ник-но-ве-ния иностранного ка-пи-та-ла.

В 1842 году в Парагвае от-ме-не-но раб-ст-во, в 1844 году при-ня-та кон-сти-ту-ция, ус-та-но-вив-шая пре-зи-дент-скую фор-му прав-ле-ния, в 1848 году дек-ла-ри-ро-ва-но юри-дическое рав-но-пра-вие ин-дей-цев. Пер-вый пре-зи-дент стра-ны К.А. Ло-пес про-дол-жил уси-лия Фран-сии, на-прав-лен-ные на обес-пе-че-ние не-за-ви-си-мо-го раз-ви-тия Парагвая, од-на-ко пол-но-стью от-ка-зал-ся от изо-ля-цио-ни-ст-ской по-ли-ти-ки. В 1843 и 1844 годах Ло-пес до-бил-ся при-зна-ния су-ве-ре-ни-те-та Парагвая со-от-вет-ст-вен-но Бо-ли-ви-ей и Бра-зи-ли-ей, в 1852 году ус-та-но-вил ди-пло-ма-тические от-но-ше-ния с Ар-гентинской кон-фе-де-ра-ци-ей, в 1853 году с Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей, Фран-ци-ей и США. Строи-лись же-лез-ные до-ро-ги (пер-вую - Асун-сь-он - Па-ра-гуа-ри, дли-ной 72 км, на-ча-ли про-кла-ды-вать в 1854 году), ме-тал-ло-об-ра-ба-ты-ваю-щие и ору-жей-ные пред-при-ятия, вер-фи, бы-ли вве-де-ны в экс-плуа-та-цию те-ле-граф-ные ли-нии, мо-дер-ни-зи-ро-ва-на ар-мия, от-кры-то несколько выс-ших школ. Зна-чи-тель-но уве-ли-чил-ся объ-ём внеш-ней тор-гов-ли, Парагвай экс-пор-ти-ро-вал та-бак, па-ра-гвай-ский чай (ма-те), ко-жи и дре-ве-си-ну. К середине XIX века Парагвай пре-вра-тил-ся в од-но из наи-бо-лее раз-ви-тых го-су-дарств Южно Аме-ри-ки, на-се-ле-ние стра-ны пре-вы-си-ло 1 миллион че-ло-век.

В прав-ле-ние Ф.С. Ло-пе-са, сме-нив-ше-го на по-сту пре-зи-ден-та сво-его от-ца, Парагвай ока-зал-ся втя-нут в вой-ну с со-сед-ни-ми стра-на-ми, не-до-воль-ны-ми не-за-ви-си-мой по-ли-ти-кой па-рагв. пра-ви-тель-ст-ва, ко-то-рое вы-сту-па-ло про-тив экс-пан-сио-ни-ст-ских пла-нов Бра-зи-лии и Ар-ген-ти-ны в от-но-ше-нии Уруг-вая. В середине но-ября 1864 года пра-ви-тель-ст-во Ло-пе-са ра-зо-рва-ло от-но-ше-ния с Бра-зи-ли-ей, в де-каб-ре то-го же го-да па-рагвайская ар-мия за-ня-ла южные рай-оны бразильской провинции Ма-ту-Гро-су. В мар-те 1865 года Парагвай объ-я-вил вой-ну Ар-ген-ти-не. В 1865 году пра-ви-тель-ст-ва Бра-зи-лии, Ар-ген-ти-ны и Уруг-вая, часть тер-ри-то-рии ко-то-ро-го бы-ла к то-му вре-ме-ни ок-ку-пи-ро-ва-на бразильскими вой-ска-ми, за-клю-чи-ли так называемый Трой-ст-вен-ный со-юз (со-юз-ни-ков под-дер-жи-ва-ли Ве-ли-ко-бри-та-ния, Фран-ция и США), ста-вив-ший сво-ей це-лью раз-дел ме-ж-ду его уча-ст-ни-ка-ми большая часть па-рагвайской тер-ри-то-рии. По ре-зуль-та-там Па-ра-гвай-ской вой-ны 1864-1870 годов Парагвай по-те-рял поч-ти по-ло-ви-ну сво-ей тер-ри-то-рии, от-торг-ну-той Бра-зи-ли-ей и Ар-ген-ти-ной, ос-тав-шая-ся её часть бы-ла до 1876 года ок-ку-пи-ро-ва-на бразильскими вой-ска-ми. В хо-де во-енных дей-ст-вий по-гиб-ло, по различным дан-ным, от 75 до 80% на-се-ле-ния. Но-вая кон-сти-ту-ция Парагвая, при-ня-тая в 1870 году, пре-дос-та-ви-ла ши-ро-кие пра-ва и при-ви-ле-гии ино-стран-цам и ос-во-бо-ди-ла их от уп-ла-ты на-ло-гов.

С конца 1870-х годов власть кон-тро-ли-ро-ва-ла груп-пи-ров-ка, воз-глав-ляе-мая генералом Б. Ка-баль-е-ро, ко-то-рый был вы-ра-зи-те-лем ин-те-ре-сов наи-бо-лее кон-сер-ва-тив-ной час-ти пра-вя-щей эли-ты, ори-ен-ти-ро-вав-шей-ся пре-имущественно на Бра-зи-лию. В 1887 году ли-де-ры оп-по-зи-ции соз-да-ли пар-тию Де-мо-кра-тический центр (с 1890-х годов Ли-бе-раль-ная пар-тия), объ-еди-нив-шую пред-ста-ви-те-лей ин-тел-ли-ген-ции, пред-при-ни-ма-те-лей, тор-гов-цев, за-жи-точ-ных кре-сть-ян и ре-мес-лен-ни-ков. В том же го-ду сто-рон-ни-ки Ка-баль-е-ро сфор-ми-ро-ва-ли Национально-рес-пуб-ли-кан-скую пар-тию (позд-нее ста-ла на-зы-вать-ся пар-ти-ей «Ко-ло-ра-до»). Её под-дер-жи-ва-ли ла-ти-фун-ди-сты, тор-гов-цы и пред-при-ни-ма-те-ли, свя-зан-ные с иностранным ка-пи-та-лом.

Па-ра-гвай с начала XX века.

К это-му пе-ре-оду Парагвай ос-та-вал-ся од-ним из са-мых ма-ло-на-се-лён-ных го-су-дар-ств Южной Аме-ри-ки (около 635 тысяч жителей). У стра-ны был ог-ром-ный внеш-ний долг. В 1901 году об-ра-ба-ты-ва-лось лишь 0,6% тер-ри-то-рии, экс-порт со-кра-тил-ся на 50%, ухуд-ши-лось фи-нан-со-вое по-ло-же-ние, обо-ст-ри-лись со-ци-аль-ные про-ти-во-ре-чия. В августе 1904 года вспых-ну-ло народное вос-ста-ние, в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го при пря-мой под-держ-ке Ар-ген-ти-ны к вла-сти при-шли ли-бе-ра-лы.