Пятницкая церковь (Чернигов). Пятницкая церковь, чернигов Новый облик старинной церкви

Пятницкая церковь строилась посадскими людьми Чернигова на Пятницком торговом поле, которое раньше использовалось для продажи различных товаров. Проект постройки был разработан зодчим Петром Милонегом.

Постройка церкви осуществлялась еще в конце XII — начале XIII веков, поэтому Пятницкая церковь относится к древним сооружениям. Однако за весь период своего существования церковь в Чернигове много раз была разрушена и неоднократно сжигалась в период проведения военных действий на нападения врага на город, поэтому сооружения неоднократно изменялась.

После этого Пятницкую церковь неоднократно восстанавливали, но при этом перестраивали и существенно изменяли ее внешний облик. Поэтому на данный момент по стилистике архитектуры храм относится к стилю XVII — XVIII веков. Высокая баня, многочисленные лепные украшения и современные пропорции — именно это в полной мере характеризует экстерьер постройки.

В 1941 году в церковь попала фашистская бомба, и в результате этого здание было полностью разрушено. Однако по другой версии, церковь подверглась разрушениям в результате налета советской авиации.

После этого осталась целой только одна — единственная колокольня, но спустя 20 лет она была разобрана на стройматериалы, которые решено было использовать для восстановления здания церкви. Но несмотря на это, Пятницкая церковь долго оставалась разрушенной.

Позже восстановление первоначального облика Пятницкой церкви было поручено известному советскому и реставратору исторических памятников П. Д. Барановскому. После изучения всех существующих остатков разрушенной церкви были начаты реставрационные работы, которые продолжались длительное время.

Исследования свидетельствуют, что церковь не была похожа на все известные древнерусские культовые сооружения. Здание имеет небольшие размеры, всего 16 м x 11,5 метров в плане, с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами и высокой баней.

Композиция Пятницкой церкви чрезвычайно динамична: розовый цвет наружной отделки стен гармонично сочетается с белыми полями декоративных ниш и разноцветными орнаментами на порталах.

Внутри церковь напоминает башню, и это оказало влияние на уникальность оформления . Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветным напольным покрытием из керамической плитки зеленого, темно — вишневого и желтого цвета. Вся постройка сооружена на одном дыхании.

В данный момент Пятницкая церковь представляет собой здание небольшого размера, четырехстолпную одноглавую храмовую постройку. Пятницкой церкви имеет сходные черты с архитектурой Средневековья.

На сегодняшний день церковь является действующей — в ней проходят богослужения. Пятницкая церковь находится в ведении Украинского православного патриархата.

Пятницкая церковь Чернигова (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В тихом сквере им. Богдана Хмельницкого, неподалеку от детинца стоит небольшая кирпичная церковь необычной архитектуры, полной гармонии и внутренней силы. Ее возвели в 12 веке на медяки, собранные посадскими людьми, в честь великомученицы Параскевы Пятницы, заступницы женщин, семьи и детей.

Кроме семейных ценностей, святая покровительствует еще и коммерции, потому ее храм и поставили посреди городского торга, как тогда называли рынок. Жители Чернигова постоянно украшали и достраивали свою любимую Пятницкую церковь. К 16 веку она окончательно приобрела стиль украинского барокко, а в 1941 г. была практически полностью разрушена авиабомбой. После освобождения города решили восстанавливать подлинный облик церкви без поздних наслоений и переделок. Руководили проектом лучшие специалисты страны по древнерусской архитектуре. Храм собирали буквально по кирпичику, выбирая их из развалин.

Что посмотреть

Вытянутый к небу силуэт церкви напоминает башню. Размер ее основания всего 11 × 13 м. По сути дела, это крепость с толстыми стенами и удлиненными окнами-бойницами на большой высоте. Каменные стены плавно переходят в поддерживающие барабан арки, образующие второй ярус строения. Над ним с внешней стороны надстроен еще и третий ярус «кокошников», набегающих на свод, словно волны.

Внутреннее убранство церкви небогато, но очень душевно. Ее украшают только скромный иконостас и несколько икон на неоштукатуренных стенах. От первоначальной росписи сохранился небольшой фрагмент в оконном проеме неподалеку от входа. Внутри царит умиротворенная атмосфера домашнего храма. Недавно на стене проступил кирпичный крест, выложенный еще первыми строителями и заделанный при последующих переделках.

На задней стороне церкви в стену вмурован небольшой серый булыжник. Люди верят, что если до него дотянуться рукой и потереть, загадав нечто хорошее, то пожелание непременно сбудется. Камень блестит, словно отполированный.

Пятницкая церковь - действующий православный храм, где проходит ежедневное служение на украинском языке.

Практическая информация

Адрес: Чернигов, сквер им. Богдана Хмельницкого. Координаты: 51.4929029, 31.3011155.

Как проехать: троллейбусами №№ 1, 2; автобусами №№ 27, 38, 39, 44 до остановок «Улица Полуботка» или «Улица Шевченко».

10 ноября по новому стилю православными почитается великомученица Параскева Пятница. В годину тяжелых испытаний Русского Православия на территории Украины, когда раскольники-самосвяты, униаты, опираясь на боевиков-нацистов, захватывают во многих регионах храмы канонической УПЦ МП, избивают священников и прихожан, мы напомним об одной из величайших храмовых жемчужин Древней Руси, шедевре русской и мировой храмовой архитектуры — Пятницкой церкви в Чернигове.

В 70-ю годовщину освобождения УССР от немецко-фашистских захватчиков начнем воспоминания о судьбе этого собора с 1943 года, ибо возрождение его в новейшей жизни началось именно тогда - буквально в первые дни после того, как оккупантов выбили из Чернигова.

Чернигов, один из старейших городов Руси, некогда столица Северского княжества, где сохранилось значительное количество архитектурных памятников древности, был подвергнут немцами в дни Великой Отечественной войны жесточайшей бомбардировке, имевшей целью стереть город с лица земли. При этом погибли музеи, исторические и художественные ценности и архивы, жестоко пострадали от огня все архитектурные памятники, среди которых наиболее был поврежден собор Пятницкого монастыря.

Пятницкая церковь перед Великой Отечественной войной

Разрушенный храм Пятницы Параскевы

В акте Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР от 15-21 декабря 1943 г. были описаны следы жутких злодеяний и разрушений. В частности, было отмечено: «Пятницкая церковь конца XII - начала XIII века — один из самых редких и замечательных памятников древнерусского искусства великокняжеской эпохи, сожжен немецкими зажигательными снарядами в части кровель и внутри здания при бомбардировке 23 августа 1941 года, а затем разрушен фугасными бомбами 25 сентября 1943 года: обрушилась глава, большая часть сводов, два западных пилона и большая часть западной и южной стен».

Эволюция внешнего вида храма с XII в. Рис. А.А. Карнабеда

Как замечает архитектор-реставратор А. Л. Карнабед в статье «Возрождение черниговской “Пятницы”», в акте указывались также разрушения, причиненные и другим уникальным сооружениям Чернигова, в том числе Спасскому (нач. XI в.), Борисоглебскому и Успенскому (XII в.) соборам. Акт подписали эксперт Чрезвычайной комиссии П. Д. Барановский, украинский архитектор Ю. С. Асеев и старший научный сотрудник Черниговского исторического музея А. А. Попко.

П.Д. Барановский

Петр Дмитриевич Барановский (1892 - 1984) — москвич, уроженец смоленского села, подвижник архитектурной реставрации, в целом 70 лет отдавший восстановлению, спасению и реставрации памятников древнерусской архитектуры, — тогда стремительно примчался на помощь древнему Чернигову.

На счету Барановского спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры в 1936 г. рушимого Казанского собора на Красной площади (именно по ним храм был воссоздан в начале 1990-х).

Барановский прибыл в Чернигов 23 сентября 1943 г., через день после освобождения города. А три дня спустя на его глазах немецкий пикирующий бомбардировщик прицельно разбомбил древний Пятницкий собор. Рассказывают, что полутонный фугас расколол храм, и без того изрядно выгоревший изнутри. Ученый первым из специалистов оказался у руин. А затем - без малого двадцать лет (!) - Барановский реставрировал "Пятницу", возвращая ей первозданный вид. Между прочим, настояв на том, что восстанавливать следует не купол Растрелли, а изначальный, древнерусский.

Очевидец говорил: «Надо было видеть Петра Дмитриевича в момент исследования “Пятницы”: готовые вот-вот рухнуть остатки стен — и взбирающегося на них человека!»

П.Д. Барановский со студентами на реставрации Пятницкой церкви

Работы по восстановлению храма

Перечислим шедевры Киевской и Черниговской Руси, которые спасал Петр Барановский. По его же краткому перечню: «1943 г. Успенский Собор Киево-Печерской лавры XI в. Фиксация и проектные предложения по консервированию руин и реставрации; 1943, 1944 гг. Киевский Софийский собор 1037 г. (не имевший званий и титулов П. Барановский тогда был назначен председателем комиссии по реставрации от Академии архитектуры УССР); 1945 г. Исследование древней алтарной преграды Софийского собора и проект ее реставрации; 1943 г. Чернигов. Собор Борисоглебского монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и эскизный проект консервации; 1943 г. Чернигов. Собор Елецкого монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и проект консервации; 1943, 1945 1944 г. Киев. Храм Богородицы Пирогощей 1131 - 1136 гг. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г.; 1944 г. Киев. Храм Василия на Перуновом холме 1184 г. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г. (не существует)».

Его перу принадлежит исследование «Собор Пятницкого монастыря в Чернигове». Оно было опубликовано в 1948 г. в книге «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками», изданной под редакцией И. Э. Грабаря.

В нём П. Барановский отмечал: «Собор Черниговского монастыря, больше известный под названием Пятницкой церкви на Красной площади (иначе на Старом базаре, или же на Пятницком поле), принадлежит к числу тех памятников древнерусской архитектуры, которые вследствие позднейших крупных перестроек настолько изменили свой облик, что под новой внешностью почти невозможно разглядеть их подлинные черты, определяющие характерные особенности эпохи и стиля. Варварское разрушение Пятницкого храма немцами при их вторжении и бомбардировке Чернигова предварило постановку научно-исследовательской проблемы изучения этого памятника, навсегда лишив возможности видеть его в облике конца XVII в., а также возможности научно раскрыть и реставрировать его во всех подлинно сохранившихся частях более глубокой древности. … Сохранившиеся руины памятника, представлявшие как бы диагональный разрез его с северо-западного угла к юго-восточному, давали возможность детального аналитического исследования здания в отношении его конструкций, характера материалов и техники. Руины представляли собой сложнейший конгломерат кирпичных кладок различного времени и характера».

Прежде всего, исследовательское внимание и интерес реставратора привлекло то обстоятельство, что все основные конструктивные элементы здания до самого верха, включая и своды, и основание главы, были сложены, в опровержение всех вышеуказанных литературных утверждений прошлого, из одинакового материала — плинфов, характерных только для домонгольской эпохи. Ступенчатые своды, сохранившиеся после обвала с восточной и северной сторон, столь не свойственные русской архитектуре домонгольской эпохи (по сложившимся в нашей науке за 100 лет представлениям), были сложены из того же древнего кирпича.

Специалисты считают, что работа Барановского по исследованию и реставрации Пятницкой церкви в Чернигове открыла новую главу в истории русской архитектуры. Памятник этот, как доказал Петр Дмитриевич, - сверстник «Слова о полку Игореве», один из первых непревзойденных образцов собственно русского зодчества. Барановский был убежден, что памятник, восстановленный во всех частях, говоря словами древнего летописца, «на диво удобренных украшениях», будет в изобразительном искусстве нашего народа таким же глубоко национальным немеркнущим светочем, как и «Слово».

Собор Пятницкого монастыря, утверждал Барановский, должен отныне занять не только хронологически наиболее раннее место, но и высшее — в системе развития форм русского зодчества раннего периода XI-XIII вв.

Стоящий на вершине разрушенной татарами большой культуры Древней Руси храм представляет, по мнению исследователя-реставратора, ясно выраженную отправную точку, с которой началось развитие национального творчества Московской Руси.

Барановский утверждал: Пятницкий храм, являясь в настоящий момент для нас новым и совершенно оригинальным, по противоречию со сложившимся представлением о русской архитектуре, поражает явной связью с памятниками и Сербии, и Москвы XIV-XV вв., и с такими вершинами русского зодчества, как Вознесенский храм в Коломенском, и особенно с деревянными русскими храмами. В этой многообразной связи Пятницкий храм является первым великим произведением нового стиля, ярко выраженного творческого гения русского народа.

Действительно, возникновение такого памятника, как Пятницкий храм, является органически закономерным событием именно в Южной Руси, где естественно создавались взаимодействия различных культур на перекрестке путей: из северо-восточной Залесской Руси в Западную Европу через Галич и из северо-западной Новгородской Руси в Византию и на Кавказ через половцев. Чернигов в XII в. был не меньшим культурным центром, чем Киев.

Волновал Барановского и общеславянский контекст. Ученый утверждал: «Не без основания же летописец сказал на первых страницах “Повести временных лет”: “Там ведь Иллирик, до которого доходил апостол Павел; тут сперва были славяне... А славянский народ и русский - один”».

Барановский сделал предположение, что зодчим Пятницкого храма мог быть «приятель» Рюрика Ростиславича - «художник и мастер непростой» Милонег-Петр. Который, по словам летописца, постройкой Выдубицкой стены Михайловской церкви Выдубицкого монастыря, ставшей княжеской усыпальницей семьи князя Всеволода Ярославовича, совершил «дело, подобное чуду».

«Он же мог и в Овруче построить Васильевскую церковь в ранние годы деятельности Рюрика, — полагал Барановский, — и в Белгороде не дошедшую до нас необычайную по высоте и на удивление украшенную церковь Апостолов, и церковь Васильевскую в Киеве на дворе княжеском, а через 5-10 лет после Выдубицкой стены построить к концу жизни Рюрика и его княгини-монахини церковь в Черниговском Пятницком монастыре. ... Исходя из высоких достоинств памятника, раскрывшегося перед нашими глазами в процессе его исследования, мы могли бы обратить к нему те же слова, которыми летописец выразил свою похвалу белгородскому храму: “Высотою же и величеством и прочим вдивь удобрена, по Приточнику глаголящему: вся добра возлюбленная моя и порока несть в тебе”».

Пятницкая церковь до 1917 года (слева) и после восстановления (1962 г.)

По проекту Барановского церковь Пятницы Параскевы была отстроена заново к 1962 г. Рассказывали, что послевоенный главный архитектор Чернигова П. Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, специалисты-доброхоты, энтузиасты и патриоты этого не допустили. Барановский даже добился того, чтобы на одном из кирпичных заводов Чернигова началось производство плинфы по древнерусским образцам, и храм восстанавливался именно в тех формах, в которых был построен.

Увы, не удалось, как чаялось многим, сохранить храмовую колокольню, возведенную в начале XIX в. Антоном Карташевским и ставшую неотъемлемым элементом Пятницкой церкви, ее архитектурно-пространственного ансамбля.

А. Л. Карнабед подчеркивал: «В то время как не только Барановский, но и такие известные ученые, как М. К. Каргер, Г. Н. Логвин, Г. М. Штендер, Ю. А. Нельговский доказывали необходимость “сохранить колокольню как сооружение, которое дает представление о характере архитектуры комплекса до его реконструкции и содействует лучшим условиям эксплуатации и экспозиции основного памятника”, местные геростраты — начальник облотдела по делам архитектуры Гребницкий и главный архитектор города Сергиевский сделали свое дело: историческая среда была уничтожена. Нет колокольни, нет церковной ограды, нет кургана-памятника».

На баланс как «восстановленная в соответствии с проектом реставрации» Пятницкая церковь была принята 1 января 1963 г.

Но простояла закрытой до начала 1967 г., когда вместе с другими десятью памятниками архитектуры Чернигова XI—XIX вв. постановлением Совета Министров УССР была передана в Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник, бывший до 1979 г. филиалом киевского заповедника «Софийский музей».

В Чернигове заповедник начал работать с 1 августа 1967 г. Со следующего года здесь велась подготовка эскизов, а затем рабочего проекта музейной экспозиции «Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII - начала XIII в.».

Проект музейной экспозиции в Пятницкой церкви, для которой П. Барановским в 1968 г. было передано значительное количество находок 1943-1961 гг., был разработан им же с учетом формирования музея в три этапа. В числе находок - плинфы со знаками (метками и клеймами), фрагменты фресковых штукатурок, архитектурно-строительной и гончарной керамики, изделия из цветного и черного металла, фрагменты стекол древних оконниц.

В 1947-м Барановский в автобиографии отмечал свои черниговские заслуги с присущей ему скромностью: «Из творческих работ последних лет заслуживают быть отмеченными работы по исследованию, сохранению и реставрации Пятницкого собора в Чернигове (XII в.), произведенные осенью 1944 -1945 годов от главного управления охраны памятников и давшие новые, весьма важные данные для истории русского искусства».

Сегодня черниговский храм Пятицы Параскевы, к сожалению, занят украинскими «автокефалами». Помнят ли эти гордые и заблудшие сектанты, что спасению шедевра древнерусской церковной архитектуры обязаны русским людям, и прежде всего смоленскому москвичу подвижнику и радетелю Петру Дмитриевичу Барановскому?

Архивные фото из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников». М., «Отчий дом». 1996.

Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII - начало XIII в.)

Судьба этого памятника необычна. Стояла на торговой площади Чернигова небольшая Пятницкая церковь. (Параскева Пятница издавна считалась покровительницей торговли). Высокий купол, многочисленные лепные украшения, нарядные пропорции церкви - все эти черты, без сомнения, давали основание отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII-XVIII ст. Необычной была только ее центральная уступчатая композиция. Исследователи утверждали, что под барочным покровом скрыты формы древнерусского здания.

Во время Второй мировой войны после бомбежки в 1941 г. Пятницкая церковь сильно пострадала, во время восстановительных работ удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы сооружения, одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры.

Церковь совсем не была похожа на все известные нам древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена "Слова о полку Игореве".

Известно, что в это время, на историческую арену выходили древнерусские города, в них бурно развивались ремесленничество и торговля, были ремесленно-торговые корпорации, то есть происходил тот же социально-экономический процесс, который обусловил развитие в Европе готического архитектурного стиля.

Нарядная Пятницкая церковь стоит в центре древнего украинского города Чернигова. Трехнефное однокупольное здание имеет устремленную ввысь башнеобразную композицию. Церковь небольшая по размерам (16 X 11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высоким куполом, исключительно стройная по пропорциям, с невиданно изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм построек предыдущих времен композиция Пятницкой церкви является динамической. Ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, рядами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI ст., сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются короткими, но энергичными штрихами карнизов.

Важнейшей новой чертой этого сооружения является живописный характер декоративных приемов - сетчатых орнаментов из кирпича ("городков") и меандровых фризов, снова появившихся на фасадах вместо сухой романской аркатуры. Необыкновенно интересны рациональная кирпичная кладка "ящиками", четвертькружные арки и своды, перенесение основного вертикального распора со стен, на наружные столбы, что напоминает принципы готической конструктивной системы. Исследователем памятника П. Д. Барановским была выдвинута гипотеза о том, что строителем Пятницкой церкви мог быть кневский зодчий Петр Милонег. Эта мысль неоднократно повторялась в литературе. По одной из версий, здание строили местные черниговские мастера, хотя, вполне вероятно, что они находились под влиянием творчества прославленного киевского зодчего. По другой версии церковь возвела в начале XIII века смешанная киево-смоленская артель, которая работала в разных городах Древней Руси.

Розовый цвет стен сочетается с белыми полями декоративных ниш и разноцветными орнаментами на порталах. Внутри церковь напоминает башню.

В интерьере, отличающемся стройностью и динамичностью, господствует центральное подкупольное пространство. Внутренняя структура отражена в членениях фасадов, но в отдельных элементах наметились и отклонения, говорящие о зарождении декоративных тенденций. Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветной полом из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. В отличие от Киевской Софии, где композиционная тема развивается в целую симфонию, в Пятницкой церкви все построено на одной, так сказать, мелодии. Это - радостная песня о красоте, где инженерный гений строителя сочетался с поэзией народного творчества. Пятницкую церковь в Чернигове иногда называют "Словом о полку Игореве" в архитектуре. И действительно, достопримечательность древнерусской архитектурные является не только современницей гениальной поэмы, но и близкой к "Слова" по характеру своей поэтики, по совершенству формы, по народному духом и идейной направленности (

Насколько древние греки поклонялись богу Меркурию, возводя в его честь храмы, настолько же славяне, воздавая почести своей покровительнице торгового люда, святой Параскеве, строили в её честь церкви, называвшиеся Пятницами. Такое наименование они унаследовали от небольших часовен, строившихся когда-то по бескрайним российским дорогам. Пятницкая церковь в Чернигове, о которой пойдет речь в этой статье, является одной из них.

Церковь, построенная в Чернигове

Так уж повелось, что центром общественной жизни любого старинного русского города была его торговая площадь. Именно на ней происходили самые значительные события, а главное, велась торговля, являвшаяся основой его благополучия, а порой причиной упадка. И не удивительно, что именно на торговых площадях возводились когда-то храмы во имя святой, покровительствовавшей этому важному роду занятий.

Именно поэтому в Чернигове, основанном ещё в IX веке, и к середине XII получившем законченные городские очертания, посадские должностные лица озаботились постройкой церкви в честь святой угодницы Божьей, покровительство которой было столь необходимо местному купечеству. Пятницкая церковь в Чернигове, описание которой дошло до наших дней, и явилась плодом их благочестивых трудов.

Период духовного возрождения Украины

Пятницкая церковь в Чернигове была построена на просторной торговой площади, ещё до её появления именовавшейся Пятницким полем. Надо сразу заметить, что в жизни города она стала играть столь заметную роль, что вскоре стала главной святыней образовавшегося рядом с ней женского Черниговского монастыря, сгоревшего в огне пожара 1750 года. Однако документальные сведения о том, какой облик она имела в этот ранний период своего существования, практически отсутствуют, и её первое подробное описание относится к концу XVII века.

Этот период в жизни Украины ознаменовался бурным процессом её духовного и культурного возрождения, во главе которого стояла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей. Особенно ярко он проявился в Чернигове, в силу своего географического положения, являвшемся ближайшим городом к Московскому государству. Именно в нём зародилось и получило развитие новое архитектурное течение, известное сегодня как украинское барокко.

Новый облик старинной церкви

Из дошедших до наших дней документов известно, что к концу XVII века Пятницкая церковь в Чернигове, насчитывавшая уже почти пять столетий своей истории, весьма обветшала, и требовался её капитальный ремонт. Все хлопоты, а главное, издержки, связанные со столь непростым делом, взял на себя богатый меценат, получивший известность своей деятельностью, направленной на восстановление памятников черниговской старины - полковник Генерального обозного ведомства Василий Степанович Дунин-Барковский.

При его попечительстве полностью перестроенная Пятницкая церковь в Чернигове приобрела вид пышных и помпезных построек, выполненных в упомянутом выше стиле украинского барокко. Изысканностью своего фасада она привлекала всеобщее внимание, и уже в те годы стала одной из ярких достопримечательностей города. Однако проведённые работы полностью лишили её исторического облика, созданного когда-то древними мастерами.

Изменения, внесённые в архитектуру здания

Лишь в наши дни в результате проведённых научных исследований стало известно, что первоначально Пятницкая церковь в Чернигове (12 век) являла собой постройку в виде прямоугольника, размерами 12,4 х 11,4 м. Это было традиционное для той поры крестово-купольное здание. К нему с западной стороны примыкали три алтарных апсида - полукруглые пристройки, в которых помещались алтари. Внутри помещения четыре мощные колонны удерживали на себе купол и своды.

Во время работ, проводимых в XVII веке, к основному объёму здания были добавлены дополнительные пристройки, надстроена глава, что изменило общую его высоту. Стены церкви были украшены пышными зубчатыми фронтонами. Прежние окна расширили и добавили к ним новые. Был внесён также и целый ряд иных изменений.

Беды, пережитые церковью

В дальнейшем её вид неоднократно менялся. Пожары, частые гости старинных городов, не обходили стороной и церковь, возведенную на Пятницком поле. Каждый раз после очередного огненного бедствия здание приходилось ремонтировать, и оно приобретало при этом новые черты.

Таким образом, до XX века оно дошло, неоднократно изменив свой первоначальный облик. В годы Великой Отечественной войны Пятницкая церковь была почти полностью разрушена. Фото, приведённое в статье, даёт представление о масштабах её разрушения.

Восстановление изначального облика церкви

В 1943 году, сразу после освобождения Чернигова от немцев, начались работы по консервации церковных руин, что позволило избежать их окончательного разрушения. Именно в этот период были установлены некоторые первоначальные архитектурные особенности здания.

Благодаря этому, в ходе восстановительных работ группе архитекторов, возглавляемой профессором П.Д. Барановским, удалось с большой точностью воспроизвести постройку, возведённую на этом месте ещё в домонгольский период. Таким образом, нынешняя Пятницкая церковь в Чернигове, фото которой представлены в статье, по своему облику весьма близка к оригиналу.

Сегодняшний день древней святыни

В советские годы в помещении восстановленного из руин храма помещался музей знаменитого «Слова о полку Игореве», ровесником создания которого является его прежнее здание, возведённое в XII веке. После распада СССР храм был передан в ведение Русской православной церкви Киевского патриархата, и в наши дни является действующим.

Ежегодно 10 ноября по новому стилю православные отмечают память великомученицы Параскевы. В этот день Пятницкая церковь в Чернигове, где находится её чудотворная икона, заполняется сотнями молящихся. Расположенная в центре нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого, она хорошо знакома всем горожанам.

Известная, прежде всего, своим покровительством торговому люду, святая Параскева Пятница на протяжении многих веков ходатайствует перед Господом обо всех людях с верой и благоговением обращающихся к ней в молитвах, независимо от того, в чём состоят их просьбы.