Интересные аномалии в белоруссии. Аномальные зоны беларуси, в каких местах нужно быть осторожным Аномальные и загадочные места в белоруссии

Изменить размер текста: A A

Каждый белорус с ходу назовет десяток белорусских достопримечательностей. Есть места и менее попсовые. А есть совсем заповедные, известные только тем, кто давно, плотно и глубоко изучает белорусскую этнографию и историю. Один из таких людей - белорусский культуролог и историк Глеб Лободенко , который провел экскурсию по заповедным и удивительным местам северной части Беларуси - а именно по Глубокскому, Лепельскому, Ушачскому, Докшицкому и Полоцкому районам.


1. Церковь с подвальными склепами

Начать можно с города Глубокое - это райцентр в Витебской области. Тут есть сразу несколько интересных достопримечательностей. Главная из них - кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он находится в историческом центре города на площади 17 сентября. Это крупнейший в Беларуси православный храм - вмещает до 3 тысяч верующих.

Собор был построен в 1654 году и изначально был костелом католического мужского монастыря, принадлежавшему ордену кармелитов. В 1735 году здание перестроили - изменился главный фасад и интерьер. Огромный, величественный храм в стиле виленского барокко - его красотой восхищался даже Наполеон, останавливавшийся в Глубоком во время военных действий 1812 года. В 1864 году после восстания Калиновского монастырь был закрыт, здания храма и монастыря были переданы православному благочинию. Костел был частично перестроен и в 1878 году переосвящен в православный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В начале ХХ века тут соорудили центральный пятый купол в византийском стиле, придавший храму традиционно православный вид. Купол сгорел во время Великой Отечественной войны. До наших дней сохранились резные ворота с позолотой XVII века. Пока Глубокое находилось в составе Польши , в здании бывшего монастыря размещалось Глубокское староство, а во время Великой Отечественной войны располагался штаб Русской освободительной армии полковника Гиль-Родионова - до ее перехода на сторону партизан. После войны тут устроили маслосырзавод. Однако церковь продолжала действовать, хотя неоднократно была под угрозой закрытия. Сегодня главной святыней храма является икона Божией Матери «Достойно есть», перенесенная в Глубокое в 1911 году со святой горы Афон .

Обязательно посетите подвалы, вход в которые спрятан под полом у входа в церковь, - советует Глеб Лободенко. - Там есть очень много старинных захоронений, а истории от местных настоятелей можно слушать часами.

2. Могила Мюнхайзена

Совсем рядом на местном городском кладбище находится могила Мюнхайзена. Конечно, не того самого Карла Фридриха Иеронима. В глубокской земле покоится некий Фердинанд фон Мюнхгаузен вместе с супругой своей Вильгельминой. Приходятся ли они родственниками тому самому Мюнхгаузену и какая судьба занесла их в Беларусь, неизвестно. Тем не менее многие туристы верят, что Мюнхгаузен - тот самый. Поэтому в Глубоком может появиться весьма неожиданный для Беларуси музей - музей барона Мюнхгаузена, который вытаскивал себя за волосы из болота и летал на пушечном ядре.

3. Белорусская Пизанская башня

В деревне Порплище Докшицкого района есть деревянная церковь Преображения Господня. Это один из древнейших деревянных храмов, сохранившийся до наших дней, построен в 1627 году. Изначально он был униатским, но в XIX веке он был передан православным и частично перестроен: к главному фасаду церкви была пристроена трехъярусная башня-колокольня с притвором в нижнем ярусе.

В 2009 году церковь сверху покрыли пластиковым сайдингом, а позже начали «заковывать в пластик» и интерьер уникального храма. Местные краеведы забили тревогу. В результате в современном иконостасе сохранились фрагменты резного деревянного алтаря XVII века. У церкви наклонная башня, поэтому многие называют ее белорусской Пизанской башней.

4. Самое недоступное озеро в Беларуси

Озер о Гиньково - третье по глубине в стране: 44 метра! Для сравнения: максимальная глубина Нарочи - 24 метра. По форме озеро похоже на серп. Гиньково почти неизвестно и совсем мало изучено. По мнению белорусских дайверов, это самое дикое и самое недоступное среди белорусских озер. Оно интересно и как памятник природы. В северной части озера, в обрыве крутого склона, обнаружены гроты с полукруглыми каменными сводами и отверстиями.


По сути, пологий берег у озера всего один - со стороны деревни Сахновичи. Тут есть полянка для отдыха с кострищем и беседками. Летом тут не протолкнуться - местные загорают и купаются. Но со всех других сторон водоем окружают высокие, крутые, поросшие лесом и иссеченные оврагами склоны. Для того чтобы понять всю красоту Гиньково, стоит посмотреть на него с высокого берега - вид просто завораживает. Многие путешественники уверены, что Гиньково - это наш белорусский Байкал . Оно узкое, длинное, глубокое и лежит в такой необычной ложбине. Для нашей местности - совсем не характерный пейзаж.

5. Единственная белорусская пещера

Именно возле этого озера, со стороны деревни Сахновичи, находится единственная найденная в Беларуси пещера.

Людям с клаустрофобией и тем, кто не следит за фигурой, лезть туда не советуем. А остальным при соблюдении техники безопасности можно попробовать, - советует экскурсовод.

Длина пещеры приблизительно 10 метров, она состоит из одной большой галереи с довольно большим песчаным конгломератом, свисающим со свода, и несколькими гротами по сторонам. В ней можно спокойно сесть и оглядеться. Ощущения невероятные!


По легенде, в этой пещере прячется настоящий дракон - по-белорусски цмок. Но легенда эта современная. Есть и еще одна - о золоте сестер. Говорят, в этих местах когда-то жили две сестры - Феофания и Элеонора. Их мужья, служившие при дворе короля в Варшаве , делали своим женам шикарные подарки - золотые украшения, перстни, цепочки, посуду и всякие драгоценности. Во время очередного раздела Речи Посполитой супругов обеих сестер арестовали и вывезли в Россию . Испугавшись репрессий, сестры спрятали семейные ценности в пещере, которая находилась на крутом берегу озера. Но перед этим обратились за помощью к местному колдуну, который наложил на все сокровища таинственное заклинание. Позже сестры умерли, а их украшений с тех пор никто так и не видел. Говорят, ценности все еще находятся где-то рядом с озером Гиньково. Только для того, чтобы их увидеть, надо произнести слова из того самого заклинания.

6. Костел Святой Вероники 1728 года с тайными подземными ходами

Комплекс бернардинцев появился в деревне Селище Ушачского района в 1674 году. А в 1728 году на пожертвования полоцкого ротмистра Яна Рагозы бернардинцы начали строить огромный по тем меркам каменный монастырь и костел Святой Вероники, строительство которых продолжалось до начала XIX века.

По архитектуре костел напоминает Полоцкий костел иезуитов. После восстания 1830 года монастырь закрыли, а костел приспособили под православную церковь. В 1867 году в соседней деревне Кублищено закрыли костел, а все его внутреннее убранство было перенесено в костел Святой Вероники. Кровля и верх башен были разрушены в Великую Отечественную войну.

Местная детвора рассказала про костел много забавных небылиц. Например, что из подвала костела на Ушачское кладбище ведет подземный ход. Начало подземных тоннелей в костеле действительно есть, но все они заканчиваются через пару метров. Один местный мальчик рассказал, что в годы войны костел использовался как приют для детей и что там служила его бабушка. С его слов в алтаре была печка, а под подвалом - подземная речка.

Подземная речка - вряд ли, а вот тайные подземные ходы в те годы строили постоянно, - делится своими соображениями Глеб Лободенко. - Не знаю как до кладбища в Ушачах, но наличию поземного хода до ближайшего леса я совсем не удивлюсь. Другое дело, что никому попросту не интересно это проверять.

7. Единственный в стране памятник Цмоку

В самом центре Лепеля , прямо на берегу Лепельского водохранилища, раскинулся красивый парк. В 2013 году тут открыли единственный в Беларуси памятник Цмоку .

Цмок в белорусской мифологии - повелитель всех вод, как земных, так и небесных. Наибольшую популярность цмоки получили благодаря роману Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні». В своем произведении классик убедительно рассказывает о том, что последний белорусский цмок живет в одном из лепельских озер. Автором скульптуры стал Лев Аганов , создатель еще одной знаменитой работы в Лепеле - монумента Льва Сапеги. Цмок получился абсолютно не грозным снаружи и, судя по глазам, очень добрым внутри - такой небольшой бронзовый дракончик.


В этом году популярности лепельскому Цмоку, а заодно и своей организации, решили добавить в «Лепельрайгазе ». Возле проходной своего предприятия работники установили собственного Цмока - но более сердитого, украшенного языками синего пламени.

8. Белорусский Стоунхендж и гигантские каменные кресты

Возле деревни Бикульничи Полоцкого района, на берегу озера Яново, есть удивительное место. По-научному его называют древней пригоризонтной обсерваторией. По сути это белорусский Стоунхендж .

Местные старожилы рассказывают, что когда-то в одном месте лежали огромные валуны, - говорит Глеб Лободенко. - Но со временем эти таинственные глыбы оказались рассредоточены по всему полю, но не просто так, а в определенном порядке.

Исследование даже профинансировал ПРОООН . Оказалось, что все валуны ориентированы по сторонам света, на них есть различные насечки. Что именно это все обозначает и кто это создал, еще предстоит выяснить ученым.

Еще одно загадочное место есть возле деревни Бабцы Докшицкого района. Тут находятся 26 старинных каменных крестов. Некоторые маленькие - буквально 30 сантиметров в высоту, другие - выше человеческого роста!

До сих пор неизвестно, в какое время их создали, - говорит Лободенко. - Непонятно даже, являются ли они могильными, или же их вытачивали для других целей.

БУДЬ В КУРСЕ!

Где перекусить и отдохнуть?

Если нигде сильно не задерживаться, все места можно посмотреть за один день. Если не успеваете – ничего страшного, можно остаться и с ночевкой. Бюджетный вариант – снять номер в государственной гостинице в Ушачах, двухместный номер стоит 300-430 тысяч рублей (санузел в номере, душ на этаже). Телефон +375-2158-27-27-1.

Вариант колоритный – поселиться в усадьбе «Хата Дудара», которая находится в деревне Полсвиж под Лепелем. Хозяин усадьбы Василий Шкиндер играет на дюжине музыкальных инструментов, владеет коллекцией предметов быта и устраивает фольклорные праздники. Уточнить подробности и стоимость можно по телефону +375-29-719-23-92.

Самый комфортный вариант предлагает пансионат «Лодэ », который находится на Лепельском озере. Тут есть и домики эконом-класса, и комфортабельные коттеджи и шале. Диапазон цен - от 720 тысяч до 1,25 миллиона за номер (с трехразовым питанием). К услугам гостей также разнообразная инфраструктура. Телефон +375-29-384-00-03.

Кафе «101 километр» (не доезжая двух километров до Бегомля )

Кафе на автостанции в Бегомле – быстро и дешево

Кафе «Семь ветров» на въезде в Лепель (154-рый километр, с левой стороны)

Кафе в пансионате «Лодэ» на Лепельском озере

Пощекочем нервишки! Чтобы встретиться с паранормальным вовсе не обязательно покидать пределы страны: и охотнику на ведьм, и кладоискателю, и уфологу в Беларуси есть чем заняться, когда у каждого уважающего себя замка - свое привидение. Вместе с гидом по Беларуси VETLIVA разворачиваем на знакомых просторах мистический маршрут, до отвалу нагружаем тебя родными аномалиями и считаем мурашек.

1. Ищем клад

Испытывать удачу, околачиваясь с лопатой наперевес у стен Несвижа и Мира, - предприятие неоригинальное. Об их кладах не слышал разве что ленивый. Зато в руки охотника за сокровищами попадает непаханое (и некопаное!) поле других беларусских драгоценностей, отправиться за которыми будет не скучно.

д. Жупраны (Ошмянский р-н)

Мифические клады томятся и ждут обнаружения достаточно давно, чтобы каждый тайник успел обрасти легендой. Отмечай на карте деревушку Жупраны: кроме красот костела Святых Петра и Павла, там получишь шанс найти сокровища Наполеона. Местные верят, что Бонапарт, бросив в Сморгони «Великую армию», решил бежать в Париж налегке и московские богатства припрятал где-то около деревни по пути своего отступления.

Координаты: 54°28.249" N, 26°05.397" E

Как доехать: трассы Р106 или Е28/М7 и M6

Стоячее озеро (западнее г. Крупки)

Правда, своя версия судьбы наполеоновского клада живет вблизи Крупок, ангажируя тебя на подводное приключение. Воду Стоячего озера там считают целебной как раз потому, что чистят ее Наполеоновы скарбы. Что бы ни было на дне, содержание серебра в воде в несколько раз превышает естественную норму.

Координаты: 52°46.667′ N, 29°68.333′ E

Как доехать: трасса E30/M1

Глубокская пещера

Выдержкой побольше хвастает клад времен разделов Речи Посполитой. Его апартаментами стала единственная в Беларуси пещера (Глубокский район, около д. Сахновичи), своды которой добавили легенде интриги, чуть обвалившись в середине прошлого столетия. По преданию, супруги двух придворных шляхтичей припрятали там добро до лучших времен. Лучшие времена для них не наступили, зато появилась возможность у тебя.

Координаты: 55°18.37′ N. 28°08.26′ E

Как доехать: трассы М3 и Р3

P.S. «Карта сокровищ» складывается, если прошерстить народные поверья. Плодотворным окажется залезть и в Слободский колодец, и в Пинское болото. Шастающие туда-сюда иноземные армии - не один Наполеон - тоже не скупились на инвестиции: под грудами камней между Новой и Старой Ходоровкой ищи 12 бочек татарского золота, а в деревне Таракань (Кобринский район) - привет от шведов. В Слуцке можешь обогатиться за счет попадьи, которая заначила драгоценную церковную утварь в каком-то дворе, а в Рогачеве - нырнуть в Днепр за сокровищами затонувшего корабля. А если по пути в Варшаву ты оказался(-ась) без гроша, всегда можно поискать сундуки с золотом и серебром под Советской площадью в Гродно. С поисками может помочь экскурсия от Vetliva .

2. Пробуем замковый спиритизм

В комплекте с любым беларусским замком идет легенда о его бесчисленных подземных ходах, опционально - кладах и местном привидении. Последние часто так же безобидны, как Каспер, но некоторые (привет, Доминик Радзивилл из Мирского!), по поверьям, при встрече провоцировали у впечатлительных разрыв сердца. Лавры самого поэтического и самого известного беларусского привидения бесповоротно отданы Черной Панне Несвижа, но соседи по цеху у Барбары ничуть не менее любопытные.

Гольшаны

Среди романтических развалин самыми аномальными считаются Гольшаны. Там расхаживают некогда замурованные в стены Белая дама - принесенная в жертву жена каменщика-строителя, и Черный Монах - возлюбленный Ганны-Гордиславы Гольшанской, надевавший для тайных встреч монашеское платье. К историям о привидениях добавляется пара местных приквелов. Одна из легенд рассказывает, что на месте Гольшан стоял город и дворец, где дочь богачей (обычно ее называют Марылей) полюбила деревенского юношу. Мать девушки не обрадовалась и, пожелав им провалиться вместе с городом, отправила влюбленных под землю вместе с древним муниципалитетом. В XIХ веке здесь же записали легенду о попавшем под землю костеле на городище. В метровую щель, что осталась после него, кидают монеты, чтобы в качестве доказательства услышать звон.

Координаты: 54°25.14′ N, 26°02.03′ E

Как доехать: трассы M6 и Е28/М7

Крево

Другая паранормальная тусовка разворачивается в бывшей резиденции Сапегов, в Крево. Вокруг местечка предусмотрительно стоят четыре валуна-оберега, чтобы не пускать внутрь нечистую силу. Тем не менее, острому уху здесь обещана полноценная мистическая симфония: и лязг цепей, и молот по наковальне, и топот, и чихания, и отзвуки пения прачки. Среди руин тебя ждет призрачный сейшн: в замке блуждает дух девушки, которую сбросили с Кревской башни за помощь сбежавшему в ее одеждах Витовту. Тут же бродят привидения-мужчины: те, кто убил князя Кейстута по приказу Ягайло. И еще одна девичья тень с неоднозначной репутацией: красавица-княжна полюбилась двум господам, этим подбила их к дуэли и отказала победителю в сватовстве. Строптивицу - то ли за упрямство, то ли за гордыню, то ли просто за отказ - замуровали в стене замка вместе с любимой собачкой. Теперь она ходит по стенам и от вредности сбрасывает вниз камни, а питомец послушно семенит следом. На экскурсию за мистикой сразу в Гольшаны и в Крево отправляйся вместе с Vetliva .

Координаты: 54°30.92′ N, 26°28.22′ E

Как доехать: трассы M6 и Е28/М7

Любча

В Любче можно даже отхватить призрачный подзатыльник. Магнат Ян Кишка, открывший в XVI веке в городке молельный дом, типографию и школу и выхлопотавший ему Магдебургское право и собственный герб, по-прежнему радеет за свои владения. Волонтеры, которые восстанавливали каменный замок, получили мистического прораба: призрак и к работам придирался, и тумака отвешивал, если его поминали недобрым словом. С опекунами Любче повезло несказанно, потому что кроме патрона-магната ее оберегает змей. Цмок, по легенде, погиб, когда защищал осажденный город, а теперь витает поблизости, продолжая потусторонний контроль.

Координаты: 53°752.75′ N, 26°05.50′ E

Как доехать: трассы E30/M1; E30/M1 и Р11; M6

3. Ловим призрака в усадьбе

Святский дворец, д. Святск (Гродненский район)

Версаль славянского розлива затесался в мистическую карту из-за своей несчастливой судьбы. Пустует он с 2005 года, когда его стены покинули последние постояльцы - больные туберкулезом. До этого, при Польской Республике, в конфискованном Святском дворце лечили наркозависимых, а еще раньше первый владелец проиграл усадьбу товарищу в биллиард.
Родовое имение Воловичей ускользает от своих хозяев не без причины. По легенде, дочь владельца полюбила конюха, что не на шутку разозлило богатого папеньку. Юношу утопили в пруду, а беременную девушку живьем замуровали в колонне на втором этаже усадьбы. С тех пор дела во дворце пошли неладно, но для сегодняшнего путешественника это лишний повод заехать в Святск. Бонус: красивый архитектурно-ландшафтный комплекс.

4. Лезем к русалкам

озеро Литовка (Новогрудский район)

Особо русалочьим местом отметим в маршруте Литовку, озеро возле Новогрудка. Местные говорят, что некогда у здешних девушек бытовала мода: топиться, если отдают замуж за старика, пусть и богатого. Эти утопленницы становились русалками и студили в жилах тутэйших кровь. Дополнительный пиар создал Адам Мицкевич: в поэме «Гражина», воспевая героический поступок жены Литавора, он связывает название озера с литовской княжной - еще одна причина приехать.

Координаты: 53°38.07.86′ N, 25°48.40.71′ E

Как доехать: трассы E30/M1; M6

озеро Святое (Городокский район)

Доверчивого путника попытаются утопить русалки Святого озера (о. Хотомле) глубоко в Городокском лесу. Узнать нечистую силу, которую мало что роднит с Русалочкой Андерсена, можно по пронзительным иссиня-голубым глазам, которые совсем не движутся, но манят исступленного(-ую) тебя не то в озеро, не то в ближайшее болото. Азы самообороны: начертить круг, либо, если охота русалку «одомашнить», сказать ей «Чур моя!». Мистическая активность около Святого озера имеет свою историю: по местной легенде, дьявол утопил в этом озере церковь, поэтому место стало проклятым, а через дно водоема будто можно попасть в ад.

Координаты: 54°104156′ N, 29°516873′ E

Как доехать: трасса M4, дорога Н10001

5. Охотимся с королем Стахом

Коссовский дворец

Отличием от других мистических дворцов и замков Беларуси Коссово обязано Короткевичу и его «Дикой охоте». Даже классические привидения становятся интереснее в туманной дымке Стаховой свиты.

В стенах Коссовского дворца живет самый деликатный женский фантом, Черная Дама. Образцом пристойности и вкуса она слывет, во-первых, из референции к Ядвиге Пусловской: при графине и ее супруге, Вандолине Пусловском, дворец процветал особенно. Во-вторых, потому что Дама не прочь припугнуть всякого, кто в ее владениях ведет себя не комильфо.

Некогда в усадьбе держали сторожевого льва, наблюдателя за господскими богатствами, которого выпускали по ночам патрулировать коридоры. Этот охранник обеспечил дворец еще одним призраком - духом молодой служанки. Гостивший у Пусловских магнат тщетно добивался симпатий, но после очередного отказа выгнал пассию на растерзание в коридор. Привидение вышло не из простых: поначалу девушка появлялась перед подобными состоятельными гостями, а затем начала подшучивать и над остальными, без разбору.

Но гвоздь Коссовской программы - охота короля Стаха. События легенды, которую Короткевич взял за основу произведения, происходили в окрестностях дворца, потому за лязгом мечей, топотом копыт и неуемным «Выходи, Роман!» тебе прямой путь сюда. Планы на Коссово: побродить по мрачным лесам в поисках болотной рыси и ночных всадников и нащупать следы фантастической беларусской вендетты. А если приехать в составе экскурсии от Vetliva ,то можно еще пройтись по следам Тадеуша Костюшко.

Координаты: 52°765529" N, 25°121668" E

Как доехать: трассы E30/M1

6. Слушаем невидимый хор

Бернардинский монастырь, Брест

Ансамбль из монастырей бернардинцев, приверженцев католического монашеского ордена, с XVII века был сердцем Бреста Литовского. Сегодня это развалины с аномальным статусом: уфологи исследовали параллельное измерение в подвалах строений, а наблюдения оформились в отчет .

Прийти на фантомный концерт можно без приглашения, но выступление никто не гарантирует: отчего-то чаще монашеский хор слышится девушкам (как им же и предстает призрак монахини). Отнести мистические голоса на счет реального человеческого пения маловероятно, потому что ближайшие службы проходят далеко, и в православных храмах.

Координаты: 52°100512" N, 23°680022" E

Как доехать: трассы E30/M1; M10

7. Общаемся с внеземными цивилизациями

По части внеземного можно быть не только любителем, но и специалистом: вопросами НЛО, к примеру, профессионально заняты общества «Космопоиск» и «Уфоком» . Они не только находят и исследуют аномальные зоны Беларуси, но берут на себя все прилагающиеся тонкости: даже дифференцируют НЛО по форме. Кроме «тарелки», оказывается, бывают и светящиеся шары, и треугольники, и овалы.

Лучеса (место возможных посадок НЛО) / Папшичи / Тишково / Урицкая зона / Омневическая зона / Вилейка (места появлений НЛО)

В погоне за инопланетными знакомствами отмечай на карте деревню Новая Альба (Могилевская область), над которой местные жители периодически замечают НЛО, в окрестностях которой люди чувствуют слабость и, заблудившись на хорошо знакомых пространствах, попадают в своего рода «бермудский треугольник». В лесу Новой Альбы, который называют «блудным местом», бережно хранят три ямы с отполированными краями, которые появились будто от зависания Неопознанного объекта.

В топе по числу контактов с НЛО держится деревня Тишково (Витебская область), которую инопланетные гости облюбовали, будто заядлые дачники. Зависающие и светящиеся точки над Тишково видят регулярно, и эта завидная частота притягивает немало любительских экспедиций . Если заскучаешь в ожидании «тарелки» - можно поискать призрак девочки в «бычатнике» или вызвать на бой тени мстительных солдат.

8. Изучаем беларусский Стоунхендж

озеро Яново, Полоцкий район

На мысе озера Янова твоего внимания ждет каменная прямоугольная конструкция, которую датируют началом нашей эры. Сооружение построено так, что верхнее основание повернуто на северо-запад, а нижнее - на юго-запад. Одни считают, что это древняя обсерватория вроде Стоунхенджа, другие - что языческое святилище, а третьи настаивают на внеземном вмешательстве. Сходятся, правда, в одном: место какое-то «чертовское». Последний тезис местные спешат подтвердить рассказами: например, что черт крутится у камней, зарясь на проходящую мимо корову, а только занесешь над ним кол - исчезает.

Мистическое место приметил археолог Эдвард Зайковский: ученый считает, что на этом мысе язычники молились и совершали культы. Недалеко от «стоунхенджа» нашлись следы кострищ, рисунки не поддающихся дешифровке мифологических персонажей и пара ям, которые многобожные предки использовали не в хозяйственных целях. Так или иначе, это достаточно живописное место, чтобы погреться на камнях и погонять Полоцких чертей, а заодно - попытаться разгадать предназначение каменного истукана.

Координаты: 55°26655" N, 28°77723" E

Как доехать: трассы E30/M1; Р23 и M10

9. Наблюдаем за водяным

Красное болото, Мозырь

Водяной - существо менее чарующее, чем русалки, но вовсе не уступает дамам в колоритности. Фоторобот типичного беларусского водяного получился бы таким: длиннорукий мужчина при заметном брюшке с копной спутанных волос-водорослей. Но торопиться с выводами не рекомендуем: водяные, по легендам, легко меняют свой облик.

Красное болото на Мозырщине притягивает национальных-фольклорных нечистиков, как мотыльков огонь. А местные, кажется, смирились с фантастическим сожительством. Завсегдатай здесь - водяной. И хотя его замечали нередко (об этом свидетельствуют архивы народного творчества), об очередной встрече в 2001 году написала местная газета. У родника недалеко от болота мужчина заметил сидящую на камне девочку и, едва собрался окликнуть, она подняла на него мутно-голубые глаза и протянула в руке горсть красных ягод. За соседним деревом зашуршал с канистрой товарищ героя, от девочки-водяного простыл след, а на пригорке остались рассыпанные ягоды и запах перегноя. Если удержишься от соблазнительного угощения, добавляй Мозырское болото в мистический виш-лист.

10. Приманиваем вурдалаков-вампиров

В беларусских реалиях вампиры и вурдалаки - это свежеиспеченные покойники (почившие год или несколько лет назад), которым не лежится в могилах. Утомленные отсутствием общения, по ночам усопшие встают и отправляются пить кровь живых родственников, чтоб и те не заскучали. Не каждый мертвец оборачивается в вурдалака: важно отметиться и при жизни - заиметь репутацию ведьмака(-ы).

д. Путчино (Минский район)

Проверить поверье о вурдалаке поезжай в деревню Путчино. Там в ходу история из прошлого века, которую округа знает из уст девочки-очевидицы. Когда дети играли у дома, в котором год назад умер мужчина, нездорового вида покойный вдруг появился на дороге и направился к некогда своему жилищу. Пока орава ребят криками оповещала мать, что явился «тятя», мертвец схватил одну из дочерей и собирался было восвояси. Спугнула мертвого супруга мать: вурдалак исчез, а плачущая девочка упала на землю.

Координаты: 53°47.092" N, 27°05.253" E

Как доехать: трасса Р65

д. Паре (Пинский район)

Беларусский вампиризм с историей найдешь в деревне Паре (около 100 км от Пинска), которую - на всякий случай - окружает неширокий густой осинник. Это место в глубине Полесья - единственное, где сохранились языческие нарубы. Такой способ захоронения можно описать как «наверняка»: чтоб мертвец не поднялся, местные кладут на могилу внушительную дубовую колоду (собственно, наруб). Но процедура не без нюансов, потому что сделать это можно только после Пасхи, а прежде усопшего «сторожит» валун или, если посовременнее, цементная заливка.

Координаты: 51°897552" N, 26°134082" E

Как доехать: трассы Р6 и E30/M1; M10, Р23 и Р23; Р105

P.S. У полешуков, привыкших к соседству с вурдалаками, известен еще один ритуал: защита дубовым крестом высотой в 5-6 метров. Ночью, пока мужчины направляются в лес за срубами, женская половина тчет для него украшения, разноцветные ленты. Они служат защитой, чтоб из похороненных с кладбища уже не возвращался никто.

Даже если в твоем паранормальном трипе местные вампиры окажутся слишком стеснительными, чтоб встретиться, в Паре без труда получишь аномальную дозу Полесских поверий и колорита. А если повезет - и осиновым колом нафехтуешься вдоволь.

Как уже неоднократно было замечено, для поиска интересных и загадочных мест не обязательно ехать за тридевять земель. Очень часто удивительное оказывается рядом, стоит только обратить свое внимание или спросить у местных жителей.

Из писем, пришедших на адрес нашей организации, мы узнали о многих интересных местах. Естественно, что исследовать их все нет ни сил, ни возможностей, а зачастую нет в этом и необходимости. Чтобы не «попасть впросак» и не снаряжать экспедицию «туда, не знаю куда, искать то, не знаю что», мы устраиваем некоторое подобие разведки или проверку - стоит ли ехать на то или иное место и что там можно (и нужно) исследовать.

Минувшим летом такая «разведочная» экспедиция была направлена на Полесье, где еще с древних времен сохранилось большое количество легенд, преданий, верований во всевозможные чудеса, а уникальные природные ландшафты с множеством непроходимых болот, густыми лесами и живописными реками до сих пор создают обильную почву для появления различных рассказов о «нечистой силе» и «нехороших местах».

ГОРОДИЩЕ


Недалеко от Житкович, рядом с древним Туровом, есть небольшая деревенька Озераны. Историкам она известна расположенным недалеко (по трассе примерно 3 км в сторону дер. Бечи) городищем. Самая большая, и, можно сказать, единственная загадка этого городища заключается в том, что никто не может сказать, что это такое, для чего и когда оно было построено.

Городище - равносторонний треугольник со средней линией, вершиной обращенный на юг. Это довольно большое сооружение: высота валов 2,5 - 3 м, площадь 9,5 га (для сравнения: Пинск XVII века, довольно крупный город, занимал площадь в 7 га).

Несколько археологических экспедиций, предпринятых Академией наук БССР в середине XX века, не обнаружили абсолютно никаких материальных свидетельств пребывания в этом месте древних людей. Ни остатков кострищ, ни осколков глиняных изделий, ни оружия, ни украшений. Хотя, даже по современным меркам, размеры внушают уважение к строителям, и, имея современную технику, понадобился бы не один день и не неделя, чтобы соорудить подобное. Единственный, найденный местным жителем недалеко от этого места (не на территории городища) наконечник стрелы, датированный учеными примерно X веком нашей эры, сейчас находится в краеведческом музее в Турове.

Историки установили памятный знак о том, что городище охраняется государством, и уехали, а для исследователей непознанного - работы «непочатый край». Не один раз довелось нам услышать от местных жителей о том, что «нехорошее» это место. Рассказывают вполне «стандартный» набор историй, характерных для подобного рода мест. Подвыпивший тракторист всю ночь блуждал, в буквальном смысле слова, «в трех соснах» («Куда ни пойду, всюду стена, перелезть не могу и не обойду, только к утру понял, где нахожусь, и вышел на дорогу к деревне»). Охотник, ночью возвращавшийся домой из неподалеку расположенного леса, принял памятный знак о том, что «Городище является историческим памятником», за призрак, начал с перепугу палить в него из ружья (следы от пуль хорошо видны на чугунной плите). «Вроде и не пьяный был и знал, что плита эта там стоит, а вот кажется, будто летает что-то белое, большущее и то приблизится, то подальше отлетит; не долго думая, стрельнул раз, другой. Сверкнул огонь, и во время вспышки я понял, что к чему».

Многие видели тусклые парные огоньки, по описаниям очень похожие на так называемые «кошачьи ушки», явление довольно известное и неоднократно описанное уфологами. Расхождения в рассказах касаются только цвета огоньков: кто-то говорит, что они синеватые, некоторые видели зеленоватое свечение. По преданиям, между «ушками» спрятан клад, но в Озеранах о кладе ничего не знают, и никто еще не отважился пойти и заметить, на каком конкретно месте находятся огоньки. Большинство свидетелей видели их с дороги, от которой до городища по полю около 300 метров.

КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ


Следующим, что интересовало нас в этой поездке, были каменные кресты. По некоторым сведениям, один из этих крестов находился в близлежащей деревне Погост (и название соответствующее) на кладбище. Переправившись вброд через небольшую речку Ствига, мы отправились на поиски. Самостоятельно ничего не нашли и решили расспросить местных жителей. Они-то нам и рассказали, что каменный крест, высотой больше человеческого роста, и в самом деле стоял на кладбище, но еще со времен войны он был расколот пополам. Несколько лет назад его увезли в Минск, но есть еще два таких креста в Турове, в церкви Всех святых.

Добравшись до Турова, отправились в эту церковь, где на самом видном месте и стоят два огромных (каждый примерно по 3 метра высотой) каменных креста. Как рассказал нам священник, эти кресты приплыли по Припяти из Киева - как знак, что здесь нужно основать город. «Господь подал знак, совершив чудо: каменные кресты плыли по реке против течения, а дойдя до этого места, были выброшены на берег. Значило это, что построенный здесь город будет велик, богат и славен».

«Еще один каменный крест находится на кладбище, - продолжал рассказ священник, - по преданию, он установлен на могиле Кирилла Туровского, и он чудодейственный. К нему приезжают даже издалека, он помогает излечиться от разных болезней».

Мы нашли этот крест. По размерам он значительно меньше тех, что в церкви. На кладбище перед ним расстелен вышитый платок, чтобы каждый желающий мог преклонить колени, помолиться и получить исцеление. Не имея при себе никаких приборов, пришлось довериться собственным ощущениям и просто погладить камень. Даже голыми руками чувствовалось идущее от креста тепло (дело было утром, и камень еще не мог нагреться). Еще один интересный эффект обнаружился чуть позже: после прикосновения к камню мои часы отстали ровно на один час, хотя раньше за ними подобного никогда не замечалось. Часы моего друга, который крест не трогал, шли точно.


После кладбища осматривали древний город, от былого величия которого практически ничего не осталось, городище, на котором раньше располагался княжеский замок, и музей, где хранятся два больших каменных саркофага, найденных при раскопках на городище. Посмотрели и наконечник стрелы из Озеран.

Полные впечатлений устраивались на ночлег на берегу Припяти, продумывая, как лучше добраться к следующему интересному месту.

НАРУБЫ


Путь был неблизкий. Больше 100 км от Турова, до небольшой деревни Паре Пинского района. Но именно там находилось самое интересное.

Автостопом добрались до Давид-Городка и решили переночевать. На следующий день на автобусе до деревни Федоры, а там только пешком. Более 30 км по палящей жаре и с рюкзаком за плечами. И хоть бы кто подвез! За всю дорогу не встретился и не обогнал нас ни один автомобиль.

По пути, в деревне Остров, местные жители, узнав, куда мы идем, пытались отговорить нас, предлагали остаться в их деревне, но причин не объясняли.

При подходе к деревне еще одна особенность поразила наше воображение. Вся деревня обсажена довольно густым, хоть и не очень широким леском, состоящим сплошь из осин. Не удивительно, если то, что мы слышали об этом месте - правда. Но все равно впечатляет. Дело в том, что говорят, будто в этой деревне довольно часто наблюдалось явление вампиризма, и местные жители даже придумали весьма действенные способы защиты от вампиров.

Как и во всей этой поездке, первым делом отправились на кладбище, там мы и увидели то, что искали. Так называемые нарубы - большие дубовые колоды, которыми накрывают могилы, чтобы покойник не встал. По рассказам местных жителей, колода эта ложится на могилу не сразу после похорон, а после первого праздника Пасхи. До Пасхи могила должна быть «запечатана» большим камнем. Некоторые могилы на самом деле были накрыты валунами, прямо в которые вделан крест. Многие современные могилы колодами не накрывают, а полностью заливают цементом, но открытыми все равно не оставляют.



Решили прийти ночью и сделать несколько фотоснимков. На пленке могло проявиться то, что невооруженным глазом не увидишь. Устроились на ночлег, а потом разразилась такая гроза, что ни о каком походе на кладбище не могло быть и речи. Думали только о том, как бы палатка не протекла, и ветром ее не сорвало. Или совпадение, или высшие силы вмешались в ход нашей экспедиции и не пожелали в этот раз раскрыть тайну нарубов.

Еще один интересный обряд этой деревни - Обрик. Ночью, мужчины шли в лес, рубили дубовый крест высотой 5-6 метров, на себе несли его в деревню и устанавливали на перекрестке. Женщины же тем временем ткали разноцветные ленты" и при установке украшали ими крест. Кресты эти должны были защитить деревню от всяческих напастей. Что это за напасти, и какие случаи послужили толчком к развитию подобных погребальных обрядов, за краткое время пребывания в Паре выяснить нам не удалось. Жители деревни не очень жалуют незнакомых и стараются отделаться односложными ответами. Да и между собой, похоже, живут не очень дружно: дома расположены довольно далеко друг от друга, улиц как таковых практически нет.

На обратном пути прошли через кладбища соседних деревень, ни на одном из них нарубов нет. И вообще, как сообщили мне на кафедре фольклора Гомельского университета, подобных обрядов в Белоруссии не зафиксировано.

Это далеко не полный список загадочных мест Полесья. Практически в каждой деревне есть свои легенды и «нехорошие» места. Они еще ждут своих исследователей, которых (по моему мнению) с каждым годом должно становиться все больше и больше.

Не думайте, что только то интересно, что очень далеко. Изучайте окрестности своих городов и деревень. Поверьте, это гораздо интереснее, потому что свое всегда лучше чужого.

Часто начинающие уфологи спрашивают: «Какие нужны приборы для исследования непознанного?» Ответ: «Самые главные и лучшие ваши приборы - это пытливый ум и «длинный» язык». Именно они позволят приобрести первоначальный опыт, самый ценный и необходимый, а потом уже, с этим минимальным запасом знаний, можно приступать к исследованиям с помощью приборов и другой сложной техники. Старайтесь, и кто знает, какие открытия ждут вас (и нас) в недалеком будущем, ведь истина где-то рядом

«Мы верим фактам, а факты свидетельствуют, что люди продолжают что-то видеть», — говорил Илья Бутов, координатор сообщества «Уфоком» во время своего доклада на конференции «Таинственная Беларусь». Он рассказывал о результатах работы общества за 2014 год, среди экспедиций «Уфокома» были и поиски на Гомельщине огромной змеи «с головой как у хорошего ребенка», как говорят местные.

Неизвестный науке вид, основные показания о котором поступали в 40-70-х годах прошлого века, найти не удалось. Но свидетельства о нем продолжают поступать — нужно проверить, вдруг и правда очередной Цмок окажется неописанным редким видом.

Сообщество Уфоком возникло в 2001 году, когда отдельные любители исследований паранормального объединили силы в поисках НЛО. «Уфологический комитет» (от UFO — английская аббревиатура НЛО) в скором времени расширил тематику и стал интересоваться всем, на что наука не обращает внимания: от привидений до сакральной географии или поиска метеоритов.

Зáмки в небе над Могилевщиной, огненные шары в Ивацевичском районе и в Брянской области России или блуждания по лесу, когда человек, например, выходит из леса голым и не помнит, где потерялся на несколько дней, — все эти явления белорусские анамалисты исследовали в прошлом году. А на конференции в воскресенье об НЛО почти не упоминали.

На сайте ufo-com.net есть система экстренного реагирования. Если человек видит нечто экстраординарное, он может сообщить об этом «Уфокому». Члены сообщества тут же получат SMS с сообщением — ближайший к явлению постарается поскорее отреагировать на сообщение. Правда, многие сообщения фильтруются еще до выездов, во многих НЛО еще по описанию можно распознать китайские фонарики или другие техногенные объекты.

Белорусские исследователи паранормальных явлений не верят в марсиан или бесов. Точнее, не поверят, пока не получат научных подтверждений. Буквально на днях «Уфокому» пришло сообщение про огромный шар, который светился, а внутри которого что-то двигалось, в Брестской области.

Исследователи поедут на место происшествия, чтобы подробно опросить очевидцев. Если явление будет похожим на аномальное, они проведут анализ почвы, электромагнитного поля, радиации… Если придет сообщение о привидении, придется изучить и историю места, древние легенды и уже после включать свои приборы.

Ходячие мертвецы и паранормальные сны

На конференции проект очередной экспедиции предложил Виктор Гайдучик, историк и координатор Брестского представительства «Уфокома». Его заинтересовали общие для Европы истории о ходячих мертвецах, исследование таких белорусских историй он предлагает начать с Полесья. Европейцев уже не удивишь рядом так называемых девиантных захоронений, когда умершему отсекают голову или вбивают в сердце осиновый кол, делают все, чтобы волшебник не выбрался из могилы, либо эксгумируют тело, чтобы проверить, на своем ли оно месте. Такие случаи фиксируют в Беларуси не только народные предания, но и юридические документы, в том числе недавнего XIX века.

Другие исследования ведет параллельно с основной работой физик Дмитрий. Уже 20 лет он изучает управление снами и внетелесные переживания. Основная проблема его деятельности — верификация, проверка подлинности увиденного в паранормальных снах. Один из его интересов — сонный паралич, когда человек не может двигаться и «ловит глюки». Задача в том, чтобы осознанно вызывать эту фазу и исследовать, что мозг может показать своему хозяину.

Его интересует и феномен синхронных сновидений: например, Дмитрий с едва знакомой девушкой из другого города видели сон, где они учились метать ножи, а затем могли в деталях описать друг другу свои споры о том, как правильно метать нож — и описания совпадали. Что это — неисследованный способ коммуникации, или трансляция в сон действительности, или просто совпадение, надо подробно проверять.

«Железо» вместо экстрасенсов

«Абсолютно любые явления могут быть объяснены методами традиционной науки», — говорит Илья Бутов. Например, многие сообщения о привидениях можно объяснить высоким уровнем в окрестностях инфразвука, который особым образом влияет на мозг.

Со случаями, которые полностью выпадали бы из современной картины мира, «Уфоком» еще не встречался.

Автономная система видеонаблюдения, наблюдение электромагнитных волн, спаренные секундомеры для поисков аномалий во времени, точные датчики изменения температуры, целый комплекс других детекторов, анализаторов — все это не «собрано на коленке», члены «Уфокома» при возможности приобретают лабораторное оборудование, данные которого не стыдно представить в научных работах.

Во время доклада Галины Романенко об исследованиях радиоактивного газа радона в жилых зданиях члены «Уфокома» прежде всего поинтересовались, какое оборудование применялось. Самостоятельно собранное? Если удастся подтвердить правдивость результатов, правильность калибровки, то сотрудничество с исследователями радона «Уфоком» заинтересует. Настороженность ощущалась и когда Романенко рассказала, что в поиске геопатогенных зон исследователи радона пользуются помощью экстрасенсов.

«У нас экстрасенсов в группе нет», — рассказывает Илья Бутов. К нам неоднократно пытались записаться экстрасенсы. Мы можем принять к себе экстрасенса, когда он пройдет банальный тест Зенера, угадывание закрытых карт. Если наберет определенный процент угаданных карт, что ж, я поверю в него. Да, к сожалению, никто даже близко не может пройти этот тест».

Белорусский Стоунхендж и следы Богородицы

Как ни удивительно, половина выступлений на конференции «Уфокома» касалась этнографии, сакральной географии, фольклористики. Без фольклорных сведений трудно собрать полную картину паранормального явления. Много раз на конференции звучало название книги «Маўклівыя сведкі мінуўшчыны» Э.А. Левкова, рассказывающей множество мистических историй белорусской земли.

И не только этнографы подсказывают анамалистам, где говорят про «белорусское Лохнесское чудовище», объясняет Илья. Зачастую там, где аномалисты проводят исследования, находятся ранее неизвестные курганы.

Каким-то образом старые предания и современные наблюдения паранормального географически привязаны к сакральным для предков местам, археологическим памятникам. Если история не возникла на пустом месте, если она не «городская легенда», фольклор может подсказать исследователям, где следует искать таинственное.

Эдвард Зайковский и крест из Вилейского района, что сейчас хранится в Музее валунов


Археолог Эдвард Зайковский исследует сакральные камни Беларуси и считает, что в Беларуси есть место не менее таинственное, чем знаменитый Стоунхендж. Недалеко от Полоцка из валунов выложена фигура в форме буквы П, назначение которой до сих пор не определено. Вероятно, комплекс связан с астрономическими явлениями и обрядами.

Название озера возле валунов наводит на мысль о празднике Ивана, да азимут не совпадает с восходом солнца на Купалье. В церковном календаре нашелся праздник другого Ивана (а церковные праздники нередко совпадают с языческими обрядами) в конце апреля — как раз на это время расположение «Стоунхендж» имеет астрономический смысл. «Уфоком» предложил Зайковскому очередную совместную экспедицию как раз в это время.

Есть в Беларуси уникальный специалист по ямочным камням — Александр Зайцев. Он представил свое исследование древних валунов, на которых наши предки выбивали лунки. Таких камней много в Южной и Средней Европе, немало их в Беларуси, большинство на Витебщине.

Их назначение забылось еще в Х веке. Да и неудивительно: по границам Белорусской гряды можно проследить и четкую границу, за которой такие камни больше не находили, и она никак не связана с количеством валунов на квадратный километр. Возможно, они связаны с подсечным земледелием, соответственно и с расселением определенных этносов.

Людмила Дучиц, соавтор книги «Сакральная геаграфія Беларусі», немало рассказала об обстоятельствах появления чудотворных икон и сакральных камней. Даже сегодня по Беларуси многие поклоняются камням, связывают следы на них с Богородицей или Христом, несут камням пожертвования, верят в них лечебные способности. Вокруг сакральных камней велось немало споров между церковью и народом.

Например, еще в 1868 году газета «Минские губернские ведомости» сообщала о приказе разрушить «языческий камень», да камень местные собрали по частям, продолжили ему поклоняться и сегодня водят на сакральное место крестный ход.

Огни болотных сокровищ и белорусская Несси

Про болотные огни рассказала Ирина Климкович. Часто загадочные огни связывают с заклятыми сокровищами, потерянными Наполеоном или Екатериной II, а то и во времена Второй мировой войны. Нередко огни связывают с сакральными камнями. Некоторые камни «охраняют» свои сокровища, как в истории про камень, из которого даже высовывается рука с саблей.

Некоторые наоборот «манят», как в историях с Пружанщины про таинственную личность со щеткой в руке, которая манит к себе, «сам клад в руки просится». Известно даже, что красные огни видят точно там, где зарыто золота, а белые или синие — где серебро.

Краеведа и автора книги «Скарбы сівых валуноў» Алеся Гарбуля наиболее интересует его малая родина — Лыптуны, что в Витебской области. Знаменитое «Лохнесское чудовище» на озере Болдук, что в паре километров от Лыптунов, пока не отловили, хотя о нем много рассказывают. Да не одной Несси интересна его малая родина — он исследует языческие капища, нашел более сотни объектов древней культуры.

Краевед утверждает: многие необъяснимые случаи человеческой психики, галлюцинации, потери пространственной ориентации, выход из строя фото- и видеооборудования — все это может «навести» на капище или другие сакральные места.

Присоединиться к «Уфокому» может практически любой, хоть школьник, утверждает Илья Бутов. Достаточно заполнить анкету на сайте «Уфокома» и не сбежать от работы в первую же неделю. Молодых будут нагружать простой работой (а в экспедицию не возьмут моложе 18 лет), но если человек будет достаточно инициативным и не чрезмерно направленным на поиск паранормального (а бывают и те, кто по дороге с работы может хоть пять «инопланетных артефактов» найти), если будет придерживаться научного подхода, сможет раскрыть свою тайну.

Александр Арсенов, "Наша Ніва"

В Беларуси есть свои "охотники за привидениями". Группа отчаянных романтиков из сообщества энтузиастов "Уфоком" на протяжении более 10 лет стоит на страже "космической безопасности страны".

Они мгновенно реагируют на звонки очевидцев, сообщающих об НЛО или других необъяснимых вещах, и всегда стараются найти им научное объяснение. Мы предлагаем познакомиться с белорусскими уфологами поближе и провести с ними один день – во время последней экспедиции в Витебскую область.

Один из активных участников крупнейшего в Беларуси сообщества "Уфоком" Евгений Шапошников сходу заявляет: чудес и сенсаций, связанных с аномальными явлениями, в Беларуси он пока не встречал. На узкой лесной тропинке с уфологами боятся встречаться и инопланетяне, и чупакабры, и шумные полтергейсты. Но свидетельств загадочных явлений от очевидцев поступает немало. Один из самых ярких примеров связан с разоблачением той же чупакабры.

Мы шли по следам до самых нор, брали на анализ кусочки шерсти, изучали стиль и географию нападений. В одном случае чупакаброй оказывались хорьки, а в другом и вовсе обычные собаки. И все равно одна женщина нам рассказывала: глаза у нее такие красные, шерсть рыжая, это 100 процентов чупакабра! Мы говорим: нет, это собака вашего соседа! Она отказывается это принимать. Людям хочется верить в чудеса.

Огромные спиралевидные круги на снегу, вызвавшие панику у учителя географии из одного села в Брестской области, оказались предметом творчества местных школьников, а вовсе не инопланетян, расчищающих площадку для будущего космодрома. А загадочные светящиеся шары в небе, которые в последние годы люди массово принимают за групповые полеты НЛО, являются не чем иным, как обыкновенными китайскими фонариками.

Недавно мы выезжали на один случай. Люди говорят, что над полем спускалась тень человека, и это длилось около часа. Вся деревня это видела. Наши ребята-физики выяснили, что видение – всего лишь результат оптического явления.

В поисках метеоритов и их фрагментов. Уфологи сотрудничают с Институтом геохимии и геофизики НАН, проводят поисковые работы официально и сдают все найденные образцы.

Уфологам далеко не всегда удается дать логичное объяснение загадочным вещам и явлениям. Как и доказать их паранормальную природу. Чаще всего участников сообщества вызывают на место слишком поздно: когда камеры видеонаблюдения уже отказываются фиксировать чудеса, а специальные приборы, например датчики СВЧ-излучений, противоречат рассказам очевидцев. Но несмотря на присущий ребятам скептицизм, они остаются верны своим романтическим идеям.

Интересно найти ту одну-единственную тарелку, которая реально садилась на землю и оставила какие-то следы. А вдруг мы найдем какой-нибудь артефакт, который изменит историю нашей планеты? Или найдем алмазный метеорит – и Беларусь станет самой богатой страной в мире! Или какую-нибудь технологию прорывную инопланетную! Всегда в любой стране должна быть группа таких людей-романтиков, которые ищут что-то необъяснимое.

На всю страну таких энтузиастов – несколько десятков человек. Интерес к исследованию аномальных явлений объединяет людей самых разных профессий, некоторые из них могут быть весьма полезны в общем деле. Так, среди участников сообщества "Уфоком" есть кандидаты исторических и биологических наук, судмедэксперты, радиоинженеры. А вообще в уфологию может прийти каждый, кому это интересно. Евгений Шапошников, к примеру, в другой – реальной жизни – занимается рекламой. К сообществу он примкнул после того, как не смог найти разумное объяснение рассказу своих друзей.

Мои друзья-милиционеры охраняли детский пионерский лагерь. Однажды ночью они увидели две подростковые фигуры, которые открыли дверь клуба, где к тому моменту закончилась дискотека. Подошли к двери, а она была закрыта, висел замок! Зашли внутрь, но в клубе никого не было. Я знаю этих людей много лет, они бы не стали врать, у них приличные должности. Подобные случаи происходили и в других регионах Беларуси, и их нельзя объяснить никакими оптическими явлениями.

Или, например, треугольные НЛО – они очень редки. Какие-нибудь диски-шары все видят, а треугольники очень редко, и они появляются именно по определенным линиям. Сложно объяснить, как появляется именно равносторонний треугольник.

В поисках "каменных кругов". В лесах, по словам очевидцев, должен был скрываться целый город с каменными дорогами. Находка оказалась не кругом, а квадратом. Уфологи рассмотрели версии о разрушенной панской усадьбе, очень старом кладбище, загоне для лошадей.

Пристальное внимание уфологи уделяют свидетельствам от двух и более очевидцев. Люди, которые в одиночку "встречались с инопланетянами", редко вызывают доверие. Недавно, рассказывает Евгений Шапошников, в сообщество позвонил мужчина с "имплантом в ноге", который ему внедрили якобы инопланетные существа. Рентгеном действительно просвечивается некий инородный предмет, но оперировать себя жертва пришельцев не дает. Мужчина верит, что, лишившись источника информации, незамедлительно умрет. Такие изначально не совсем правдоподобные истории скорее исключение, чем правило, заключает уфолог.

Чаще всего люди, которые рассказывают о паранормальных явлениях, ведут себя совершенно адекватно. Нет никаких пьяниц, наркоманов, как всем сразу приходит в голову. Очень много милиционеров, которые по долгу службы много где бывают и рассказывают об увиденном только нам. Если напишут рапорт, их все засмеют. Много свидетельств от бывших военных: они постоянно смотрят на небо, потому что любая звезда кажется им спутником или бомбой. Потому и наблюдают что-то интересное они чаще других.

Евгений Шапошников уверен, что в жизни каждого человека был хотя бы один случай, связанный с чем-то паранормальным. Но есть на карте Беларуси по-настоящему "аномальные места", где люди сталкиваются с необъяснимыми для них явлениями чаще других. С подозрительной регулярностью уфологов вызывают в Барановичский район (там много военных баз и крупный аэродром, объясняет популярность этого места собеседник).

Много неизвестных животных видят люди на Полесье (возможно, это связано с радиационным заповедником). И крайне аномальной называет уфолог всю Витебскую область. Там постоянно происходит что-нибудь необычное. Последняя поездка туда была связана с "поиском портала в иные измерения".

Евгений Шапошников предлагает отправиться в экспедицию вместе с ним и его командой. TUT.BY публикует рассказ из первых уст.

Мы с вами отправляемся в Витебскую область искать порталы в другие измерения. Тема с перемещениями в параллельные Вселенные не нова, можно вспомнить и легендарный Китеж-Град, который растворился прямо на глазах монгольского войска, и народы Алтая, уходившие в Шамбалу.

Существует множество легенд и про белорусские блудные места. Такими местами обычно называют леса, в которых люди блуждают много часов или дней и не могут найти дорогу обратно. А потом, когда дорогу находят, оказывается, что бродили они всего минут 20. Или наоборот, вроде только лесок перешел, а друзья тебя вторые сутки ищут, еще и в пяти километрах отсюда.

Рассказали нам об одной такой старой дороге в Шумилинском районе. Говорят, человек проходит дорогу здесь за полчаса, выходит из леса на большак, а минуют уже целые сутки. А некоторые и вовсе пропадают по пути, теряясь в пространственно-временных аномалиях. Рядом расположена довольно крупная лука Западной Двины. А там, где лука, – жди чудес, это еще с древних времен говорили.

Так как историй про эту дорогу было сразу две и взяты они были из разных источников, мы всенепременно решили посетить эти загадочные места. А на ум сразу пришел любимый палиндром (слово или словосочетание, которое одинаково читается в обоих направлениях) всех уфологов: "Мала тропка, но она – к порталам". Давайте проверим, может, палиндром придумали не на пустом месте.

Приезжаем в Шумилинский район в окрестности деревни "Р". Разбиваем скромный лагерь на берегу озера и отправляемся опрашивать местное население.

Как ни печально, но основную часть работы уфолога занимает общение с очевидцами. В редких случаях нам перепадает загадочный артефакт, который можно поизучать в лаборатории. А уж про то, чтобы полазить по заброшенной летающей тарелке или пожать щупальце брату по разуму можно только мечтать.

Пока прошли по самой деревушке "Р", нашли много интересных вещей. Правда, ничего аномального в этих вещах не оказалось. Мужчина в скафандре оказался обычным пасечником, а дикий рев посреди одного двора издавал не космический корабль, а заехавший туда комбайн.

Но вот на окраине нам повстречался старик, который рассказал немного про старую дорогу. Говорит, она заросла давно, уже лет 30 никто по ней не ходит и машины не ездят. Была раньше деревня "Т", из которой люди и ходили по этой дороге на большак. А потом деревню "Т" снесли подчистую, и дорога стала никому не нужна. Про аномалии старик ничего не слышал, но что заплутать там можно, это, говорит, запросто. И чуть позже мы поняли почему.

Сопоставляем данные с GPS со старой довоенной картой и отправляемся на поиски нужного поворота с большака. Большаком эту дорогу назвать уже сложно, только тропинка и осталась небольшая. А вскоре и она растворилась в непроходимой гуще полевых трав. Тут бы мачете пригодился, да мы даже ножики с собой не берем. А вдруг контакт с пришельцами, а у нас холодное оружие? Некрасиво получится.

Продираемся через заливные луга несколько километров и выбираемся на край болота. Карта показывает, что пора поворачивать, а кроме болота ничего справа нет. Находим заваленные деревья и переходим болото по ним. И тут же первое открытие. Находим в грязи след непонятный, с четким отпечатком пальцев. То ли человек босиком ходил, то ли медведь. Ни того, ни другого тут быть, в принципе, не должно.

А затем попадаем в лес с огромными елями. Среди них выделяется одна просто царевна-елка. Вдвоем ее только и обхватишь. Вершины вообще не видно, теряется она в ветках. Обнимаемся по очереди с елкой, желаем ей долгих лет жизни и идем дальше.

И вскоре мы попадаем в настоящий мир Толкина. Тут просто настоящая деревня хоббитов. Все в холмиках и норках. Оказывается, нашли мы лисье городище. Лисьих нор тут десятка два. И повсюду свежие следы.

И вот, наконец, перед нами остатки той самой дороги. Проходим по ней метров двести, и упирается она в болото.

А пока мы ходили по лесам, уже смеркаться начало и дождик пошел. Решили мы возвращаться в лагерь. И чтобы время сократить, пойти решили напрямую. И тут мы отхватили свою долю "блуда". Оказалось, что кругом сплошное болото. Куда ни пойдем, везде в него упираемся. Болото живописное, конечно, но после получаса плутаний нам уже не до его красоты.

Спустя час мы кое-как выбрались на окраину какой-то деревни. А тут целые клочья земли вывернуты вместе с деревьями. Да еще и аист бедный в проводах запутавшийся. Жуть какая-то.

А потом отыскали местного жителя и уже собрались задавать ему классический киношный вопрос: "Мужик, какой сейчас год?". Но сдержались. Мы же уфологи, там, где мы, чудес нет. И деревня, и время оказались нашими родными, и вскоре мы добрались до лагеря.

А там нас опять ждал этот кот на тележке, но это уже совсем другая история …