Новый замок неаполь. Неаполь туристический. От Кастель Нуово до галереи Умберто. Триумфальная арка замка Кастель Нуово – выдающийся пример искусства эпохи Возрождения

Кастель-Нуово – замок в Неаполе, который был построен по задумке Карла Анжуйского. Замок должен был стать его резиденцией в Неаполитанском королевстве.

Строительство началось в 1279 году и длилось три года. Работами руководил французский архитектор Пьер де Шоль. Замок сразу же стал политическим центром Неаполитанского королевства. Во время правления короля Роберта Мудрого замок был расширен и укреплен. Он стал также центром искусства. 1347 год – трагическая страница в истории крепости. Венгерский король Лайош I разгромил и сжег замок. В замке начались восстановительные работы по приказу королевы Джованны I, однако современный вид замок принял при короле Альфонсе V, который захватил власть в Неаполитанском королевстве. При нем вход в замок стала украшать триумфальная арка работы скульптора Франческо Луарана.

В 1823 году замок пережил последнюю реконструкцию, которая превратила его в артиллерийский арсенал. В начале XX века замок признали историческим памятником, что послужило началу восстановительных работ, которые должны были привести его в первоначальный вид.

Интересно отметить, что в Зале Баронов до 2006 года заседал городской совет Неаполя. В настоящее время крепость является музеем.

Новый замок

Новый замок, или Кастель Нуово, построенный в 1266 году Карлом Анжуйским, является одним из символов Неаполя. Этот замок был построен на побережье в связи с переносом королевской резиденции из Палермо и стал своеобразным символом города для прибывающих с моря в Неаполь гостей. Возведение замка началось в 1279 году под контролем французских военных инженеров и длилось в течение трех лет. Вплоть до 1799 года замок был резиденцией короля.

В плане замок являет собой трапецию неправильной формы. Главный фасад образован тремя башнями, за двумя из которых расположена Триумфальная арка - прекрасный пример архитектуры эпохи Возрождения. Арка была построена в честь воцарения в Неаполе короля Альфонса I и имеет несколько уровней. На нижнем ярусе размещены коринфские колонны и изображающий короля со свитой барельеф. На фризе второго яруса изображен триумфальный вход Альфонса в Неаполь. На третьем ярусе в четырех нишах помещены статуи, символизирующие Умеренность, Силу, Справедливость и Милосердие. На фронтоне - статуя Архангела Михаила, покровителя христианских правителей-воинов.

За Триумфальной аркой расположен просторный внутренний двор, ведущий в Зал баронов, где проводятся заседания городского совета. Зал баронов "прославился" тем, что Фердинанд I Арагонский в 1486 году жестоко расправился в нем с восставшими баронами.

На протяжении столетий Новый замок был резиденцией Анжуйского и Арагонского дворов, пережил за это время несколько перестроек. В ходе реставрации в начале XX века замку был возвращен первоначальный облик.

Символ Неаполя-замок Нуово

Кастель-Нуово (Castel Nuovo; собств. «новый замок»), также Маскио Анджоино (Maschio Angioino), — замок, возведённый королём Карлом Анжуйским на взморье в Неаполе в связи с переносом столицы его владений из Палермо. Строительство началось под присмотром французских военных инженеров в 1279 году и продолжалось три года.

В работы были вложены немалые средства, но самому королю разместиться в резиденции со всеми удобствами помешала Сицилийская вечерня (национально-освободительное восстание сицилийцев против Анжуйской династии). Первым монархом, который поселился в Кастель-Нуово вместе со своим двором, стал преемник и сын Карла I — Карл II. Кстати, въехали они в еще недостроенный замок в 1282 г., а все работы были завершены двумя годами позднее.

Жизнь в Кастель-Нуово была насыщенной, причем как политическая, так и духовная. Во время правления Карла II в замке проводились совещания и собрания; здесь Папа Римский Целестин V отрекся от тиары, а на его место конклав избрал Бонифация VIII. Согласитесь, не в каждом дворце хоть единожды происходили такие события.

При нём и его преемниках Кастель-Нуово оставался средоточием политической жизни Южной Италии. Здесь отрёкся от тиары Целестин V и был избран его преемник Бонифаций VIII.


Триумфальная арка Альфонса V

Правивший после Карла II Роберт Анжуйский по прозвищу Мудрый занялся дальнейшим обустройством замка. Он укрепил старые помещения и построил новые, расширил территорию дворца и украсил его. С восхождением на трон Роберта Мудрого Кастель-Нуово стал культурным центром Италии.

Король был знаменит тем, что покровительствовал наукам, искусству и поэзии. Известные литераторы того времени — Петрарка и Джованни Боккаччо — высоко ценили Роберта Анжуйского, считая его самым высокообразованным монархом. Роберт, в свою очередь, как знаток и ценитель литературы, сблизился с Петраркой, произведения которого вызывали у него искреннее восхищение.

После различных улучшений, произведённых при короле Роберте, замок был разорён войсками Людовика Венгерского. Королева Джованна отстроила укрепления и выдержала в замке осаду венгерской армии.

После ещё нескольких осад король Альфонс V велел укрепить замок на случай пушечного обстрела. При нём же над воротами появилась триумфальная арка с изображением его вступления в город — первое произведение ренессансной архитектуры в Южной Италии.

Через несколько десятков лет для замка наступили трудные времена: в 1347 г. он был разграблен и сожжен армией короля Людовика Венгерского. Восстанавливала Кастель-Нуово внучка Роберта Анжуйского — Джованна I, королева Неаполя, но еще долгие сто лет замок неоднократно подвергался осадам и нападениям, пока не был окончательно разрушен в череде войн за престол, которые вели так называемые «истинные анжуйцы» и «анжуйцы-арагонцы».

Новая эпоха для Кастель-Нуово наступила, когда на смену Анжуйской династии пришла Арагонская в лице Альфонсо д’Арагона. Взошедший в 1442 г. на престол Неаполя, он для начала, памятуя о многочисленных нападениях, укрепил замок на случай пушечных обстрелов.

А в 1443 г. по его распоряжению начались масштабные работы по восстановлению замка, которыми руководил Гильермо Сагрера. Именно тогда Кастель-Нуово принял тот облик, который сохранился до наших дней.

В 1494 году Кастель-Нуово вновь осаждали неприятельские армии (на этот раз французские). После перехода неаполитанской короны к испанским Габсбургам те бывали в Неаполе только наездами и, как правило, останавливались в этом замке.

1 октября 1805 года замком овладела русская эскадра под предводительством Дмитрия Сенявина. Городской совет Неаполя продолжал заседать в средневековом Зале баронов (где был изобличён заговор баронов) до 2006 года.

Замок представляет собой в плане трапецию, восточная сторона которой немного неровная.

Как мы можем видеть, по углам замка располагаются мощные круглые башни, вершины которых представляют собой платформы с зубцами и машикули (навесные бойницы, располагающиеся в верхних частях стен и башен средневековых укреплений).

Раньше вокруг крепости были расположены внешние укрепления, однако до наших дней они не сохранились. С трех сторон Кастель-Нуово окружен рвом, а с восточной стороны к замку когда-то подступало море. Каждая башня Кастель-Нуово стоит на основании в форме конуса. Три основания из пяти имеют усиления в виде ребер. Любопытно, что эти ребра разнообразной формы.

К примеру, у Золотой башни основание выглядит практически граненым, так как ребра имеют форму треугольников с тупыми углами. Треугольные ребра башни Св. Георга слегка наклонены и немного вогнуты, а небольшие ребра башни Беверелло идут по образующей конуса.

Полная высота башен ок.55 м. С трех сторон замок окружает ров, с востока к стенам замка некогда подступало море. Вокруг замка были расположены недошедшие до наших дней внешние укрепления.

По периметру замка на уровне контрэскарпа рва с западной и на высоте ок.20 м со стороны моря идет узкая платформа-цвингер. По парапету платформы расположены прямоугольные зубцы, в каждом втором зубце имеется крестообразная бойница. Эти зубцы с внутренней стороны П-образные. Основания башен имеют форму конуса. Три из них усилены ребрами.

Ко входу в замок, расположенному с восточной стороны, можно попасть по мосту, который ведет через ров. Мраморный портал Триумфальной арки, возведенной в 1453 г. в честь юбилея вступления Альфонсо на престол, оформлен весьма изящно, но по сравнению с рядом стоящими мощными башнями выглядит несколько неуместно.

Королевские покои Арагонской династии находились в северном крыле замка, а в южном жили придворные. Был у замка и свой комендант, жилье которого располагалось в узком западном крыле. Старейшей частью крепости считается Большая лоджия, где находились покои Роберта Анжуйского и маленькая капелла Св. Мартина. В центре восточной стороны размещена капелла Св. Варвары; между нею и северным крылом располагается большая башня с Залом баронов. Некогда он был тронным и главным пиршественным залом КастельНуово.

Вход в замок расположен с восточной стороны. Через ров к нему ведет мост. Украшенный статуями и барельефами мраморный портал триумфальной арки выглядит чужеродным рядом с защищающими его с двух сторон башнями.

Арка возведена в честь воцарения в Неаполе Альфонса I и состоит из нескольких ярусов. Нижний ярус украшен коринфскими колоннами и барельефом "Альфонс со свитой"; второй - фризом "Триумфальный вход Альфонса в Неаполь".

Третий также снабжен аркой с ионическими колоннами, а четвертый имеет четыре ниши с аллегорическими статуями: Умеренность, Сила, Справедливость и Милосердие. Венчает композицию полуциркульный фронтон с аллегориями двух рек и, над ним, статуя Архангела Михаила, покровителя христианских государей - воинов. Над этой аркой трудился ряд замечательных мастеров: Франческо Лаурана, Доменико Гаджини, Исайя де Пиза и Пьетро ди Мартино.

По периметру двора вдоль всех стен находятся здания. В узком западном крыле находилось жилье коменданта замка. В северном крыле располагались покои королей Арагонской династии и их ближайшего окружения. В южном крыле жили придворные рангом ниже, вдоль него с внешней стороны идет галерея с колоннами.

В центре восточной стороны расположена капелла св.Варвары. Южнее нее находится т.н. Большая лоджия, в которой находились покои короля Роберта Анжуйского и маленькая капелла св.Мартина. Это старейшая часть замка.

Зал баронов

Зал баронов имеет печальную славу: в 1486 г. король Фердинанд I, внебрачный сын Альфонсо Арагонского, ставший королем по завещанию отца, арестовал в этом зале баронов, заманив их на пир. Причиной заключения под стражу и последующей казни стал заговор, узнав о котором король решил наказать мятежников. Долгие годы спокойной жизни Кастель-Нуово были прерваны в 1494 г. нападением французской армии. Король Франции Карл VIII разграбил не только замок, но и весь Неаполь.

Позднее, после франко-испанской войны, Южной Италией завладела Испания, что положило начало долгому периоду ее владычества. Трон Неаполя впоследствии неоднократно переходил от одного претендента к другому. Замок не раз захватывали, в том числе и восставшие горожане. Однажды отметились и русские: в 1805 г. КастельНуово был захвачен эскадрой под командованием адмирала Дмитрия Сенявина. Это произошло во время войны Второй коалиции с Францией (Наполеоновские войны).

Между капеллой св. Варвары и северным крылом расположена большая башня, в которой находится Зал баронов, некогда тронный зал и главный пиршественный зал замка. Это квадратное в плане помещение со стороной 26 м. Высота его стрельчатого купола 28 м. К входу в зал и Северное крыло ведет большая каменная лестница.

Анжуйский в плане строительства уделял внимание не только замку. По распоряжению Роберта и его супруги Сансии Майоркской была построена церковь Санта Кьяра, задуманная как усыпальница королей Анжуйской династии.

Церковь возводил архитектор Гальярдо Примарио, а над росписями работал Джотто, которому позднее Роберт пожаловал титул придворного художника. Фрески работы Джотто находились не только в Санта Кьяре, но и в личной капелле короля — капелле Св. Варвары.

В одном из залов замка также были размещены фрески Джотто — серия «Девять героев». Они, к сожалению, не сохранились, но их красота настолько впечатлила Петрарку, что он упомянул о них в сонетах.

Латинская капелла

Церковь из души в чистилище

Начиная с 1990 г. в Кастель-Нуово находится Городской музей, куда вот уже 20 лет съезжаются туристы, чтобы восхититься редкими вещами и предметами культуры и быта. Осмотр замка обычно начинают с посещения Палатинской капеллы, строительство которой датируется XIV в. Она также известна как капелла Св. Варвары. Здесь можно увидеть уникальные скульптуры неаполитанского Возрождения и прекрасную живопись второй половины XIV — начала XVI в.

Привлекает внимание находящаяся в аванзале музея великолепная дверь, выполненная из бронзы и украшенная декоративными элементами. Что особо удивительно, так это пушечное ядро, застрявшее в ней. Своеобразной экспозицией можно назвать человеческие останки, найденные при раскопках в подвалах замка. Скелеты и кости видны благодаря прозрачному полу. Вместе с останками были обнаружены личные вещи погребенных — кольца, серьги, пара бронзовых шпор.

Новый замок - один из символов Неаполя, находится на площади муниципалитета, и до 2006 года в нем размещался городской совет Неаполя.

  • Горящие туры в Италию

Кастель-Нуово или «Новый замок» построили в Неаполе в 13 веке по приказу Карла Анжуйского. В городе уже был один замок, Кастель-дель-Ово , поэтому вопрос с названием решили просто. Соорудили его за 3 года, Карл официально перенес столицу из Палермо в Неаполь и планировал обустроить тут королевскую резиденцию. Но местные жители устроили восстание против французской власти, так что в замке смог поселиться только его сын, Карл II.

Нуово пережил не одно нападение чужестранцев и местных жителей и землетрясение, несмотря на что хорошо сохранился. В разные века его достраивали и перестраивали - укрепляли при угрозе врага, расширяли площади для удобства местных властей. До 2006 г. в здании заседал Городской совет, сейчас в замке открыт Муниципальный музей.

Что посмотреть

Крепость на берегу моря привлекает внимание необычным сочетанием ажурных белых ворот в ренессансном стиле и тяжеловесных башен, единственным украшением которых служат крохотные бойницы и «зубчатый» верхний край. Башен всего 5: по бокам от арки и в каждом углу крепости, основание которой выполнено в форме трапеции. Восточная стена раньше омывалась морем, остальные окружены рвом.

Высота замка больше 50 м, с его стен открывается красивый вид на расположенный рядом порт.

Внутри посетителям показывают бывшие королевские покои, Палатинскую капеллу, Зал Баронов и небольшую часовню со статуей Мадонны Пилар. Капелла, которую еще называют церковью Св. Варвары или Сан-Себастьяно, примечательна старинными фресками работы Джотто. В музее собрана большая коллекция предметов средневекового искусства, в том числе серебра и оружия. Значительная часть экспозиции рассказывает об истории Неаполя.

Кастель Нуово (Новый замок) - очень мощная по виду крепость с огромными круглыми башнями, устроенная в Неаполе французами и украшенная уже при испанцах неуместно изящным фасадом. Его второе название - Maschio Angioino, что означает Анжуйский Донжон.

Кастель Нуово был построен королём Карлом Анжуйским на взморье в Неаполе в связи с переносом столицы его владений из Палермо. Строительство началось под присмотром французских военных инженеров в 1279 году и продолжалось три года. В 1282 еще недостроенный замок становится резиденцией королей Анжуйской династии. В 1284 году строительство замка было завершено.


Сицилийская вечерня так и не позволила основателю вселиться в замок. Первым монархом, который разместился в Кастель-Нуово со всем своим двором, был его сын Карл II. При нём и его преемниках Кастель-Нуово оставался средоточием политической жизни Южной Италии. Здесь отрёкся от тиары Целестин V и был избран его преемником Бонифаций VIII.


В 1309 году при короле Роберте замок был расширен и усилен. Однако вскорости, в 1347 году, замок разграблен и сожжен армией короля Венгрии Людовика. В последующие годы замок восстанавливается королевой Джованной I. Королева отстроила укрепления и выдержала в замке осаду венгерской армии. В следующие сто лет замок неоднократно подвергается осадам.

В 1442 году королем Неаполя становится король Арагона Альфонс V. 26 февраля 1443 года Альфонс V вступает в город. После ещё нескольких осад король Альфонс V велел укрепить замок на случай пушечного обстрела.


В 1443 году начинаются работы по восстановлению и большой реконструкции замка. Руководил работами Гильермо Сагрера. Замок постепенно принимает современный вид. В 1453 году в честь юбилея вступления Альфонса на престол начинаются работы по превращению входа в замок в триумфальную арку с изображением его вступления в город - первое произведение ренессансной архитектуры в Южной Италии.


В 1454 году после смерти Гильермо Сагрера руководство рабртами переходит к его сыну и зятю. В 1456 замок выдержал землетрясение, разрушившее город. В 1486 году в так называемом Зале баронов король Фердинанд I арестовал мятежных баронов. Король, зная о существующем заговоре, пригласил баронов на пир, во время которого был отдан приказ страже закрыть двери. Бароны были схвачены и казнены. В 1494 году Кастель-Нуово вновь осаждали неприятельские армии (на этот раз французские).

В 1494 город и замок были разграблены королем Франции Карлом VIII.


В XVI веке замок из королевской резиденции превращается в резиденцию наместников, однако в нем останавливаются короли, посещая город. После перехода неаполитанской короны к испанским Габсбургам те бывали в Неаполе только наездами и, как правило, останавливались в этом замке. Городской совет Неаполя продолжал заседать в средневековом Зале баронов до 2006 года. Была в истории Кастель Нуово и русская страница: 1 октября 1805 года замком овладела русская эскадра под водительством Дмитрия Сенявина. В 1823 происходит последняя реконструкция замка. До 1837 в замке находился артиллерийский арсенал. Во второй половине XIX века сносят бастионы вокруг замка


Замок представляет собой в плане трапецию, восточная сторона которой немного неровная. По углам замка расположены мощные круглые башни, еще одна башня находится рядом с воротами. На вершине башен имеются платформы с зубцами и машикули. Полная высота башен ок.55 м. С трех сторон замок окружает ров, с востока к стенам замка некогда подступало море. Вокруг замка были расположены недошедшие до наших дней внешние укрепления.


По периметру замка на уровне контрэскарпа рва с западной и на высоте ок.20 м со стороны моря идет узкая платформа-цвингер. По парапету платформы расположены прямоугольные зубцы, в каждом втором зубце имеется крестообразная бойница. Эти зубцы с внутренней стороны П-образные. Основания башен имеют форму конуса. Три из них усилены ребрами. Интересно, что эти ребра имеют разную форму. У Золотой башни они имеют форму тупоугольных треугольников, так что основание почти граненное, у Башни Беверелло это небольшие треугольники, идущие по образующей конуса, а у башни Св.Георга треугольные ребра немного вогнуты и слегка наклонены. У двух других башен основания не имеют ребер.

Вход в замок расположен с восточной стороны. Через ров к нему ведет мост.

Украшенный статуями и барельефами мраморный портал триумфальной арки выглядит чужеродным рядом с защищающими его с двух сторон башнями.


По периметру двора вдоль всех стен находятся здания. В узком западном крыле находилось жилье коменданта Нового замка . В северном крыле располагались покои королей Арагонской династии и их ближайшего окружения. В южном крыле жили придворные рангом ниже, вдоль него с внешней стороны идет галерея с колоннами.

В центре восточной стороны расположена капелла св.Варвары. Южнее нее находится т.н. Большая лоджия, в которой находились покои короля Роберта Анжуйского и маленькая капелла св.Мартина. Это старейшая часть замка. Между капеллой св. Варвары и северным крылом расположена большая башня, в которой находится Зал баронов, некогда тронный зал и главный пиршественный зал замка. Это квадратное в плане помещение со стороной 26 м. Высота его стрельчатого купола 28 м. К входу в зал и Северное крыло ведет большая каменная лестница.


Кастель-Нуово, что в переводе звучит, как новый замок – дворец, построенный по желанию Карла Анжуйского в Неаполе, на тот момент столицы земель, находящихся в его власти. К сожалению, он так и не смог поселиться в замке, поскольку погиб после вспыхнувшего восстания 29 марта 1282-го. С началом 20-го столетия к неаполитанцам пришло понимание важности дворца, как памятника архитектуры, тогда здание и очистили от всего лишнего, возвращая ему первозданный вид. К исторически значимым событиям, произошедшим здесь, нужно отнести отречение от тиары Целестина Пятого и избрание Бонифация Восьмого в качестве приемника.

История возникновения.

Строительство дворца Кастель-Нуово в Неаполе было начато в 1279-м. Над проектом здания поработал Пьерре де Кауле. Согласно его задумке, дворец был неприступен, как крепость, но и вместе с тем выглядел, как роскошная королевская резиденция. Он стал называться Новым Замком, дабы не возникли ассоциации с предыдущей резиденцией Кастель дель Ово. Первым, поселившимся здесь монархом, стал Роберт Анжуйский. Стены дворца видели многих членов культурного сообщества, таких как Петрарка. Это место стало своеобразным культурным центром. Во время правления Альфонсо I здание было укреплено и более соответствовало крепости. После арагонцев оно побывало в руках французов, затем испанцев и австрийцев. В период с 1503-го по 1734-й дворец Кастель-Нуово продолжал меняться согласно потребности воюющих испанцев. Когда власть перешла к Карлу III к Кастель-Нуово добавились складские и жилые пристройки. Стоит отметить, что в 1805 году дворец попал в руки русской эскадры во главе с Дмитрием Сенявином.

Архитектура .

Взглянув на план замка Кастель-Нуово можно увидеть трапецию, которую образует стена со встроенными в неё пятью цилиндрическими башнями. Архитектурный стиль здания соответствует каталонской готике. Арочная галерея и каменная лестница прямое тому подтверждение. Пройдя по ступеням последней, вы сможете оказаться в Зале Баронов (именно здесь, в своё время, раскрылся сговор баронов). Этот зал выступал в качестве тронного и был местом для частых пиров. Оказавшись в небольшой часовне, стоит взглянуть на почитаемую арагонцами статую Мадонны Пилар. Триумфальная арка, символизирующая вступление Альфонсо на земли Неаполя также достойна внимания. Её украсили статуи и барельефы. Со всех сторон замок окружен зданиями. Западная сторона дворца Кастель-Нуово служила жилищем коменданта. В северной же стороне находились комнаты королей Арагонских и приближенных к ним особ. Южное крыло было местом размещения для других придворных. В здании можно увидеть капеллу святой Варвары и святого Мартина. Они расположены в самой старой части замка.

Окрестности .

К ближайшим достопримечательностям следует отнести театр Сан Карло, действующий с 1737 года. Этот оперный театр сменил собой пришедший в негодность Сан Бартоломео. Невдалеке от него расположился Королевский дворец и Замок дель Ово.

Туристу на заметку.

Замок Кастель-Нуово в Неаполе является одним из популярнейших объектов средневековья в глазах туристов. Это своеобразный символ города, узнаваемый многими. В наши дни его стены стали приютом для музея, исторического сообщества с названием «Неаполитанское общество национальной истории" и неаполитанского отделения "Института истории итальянского Рисорджименто". В эти неприступные стены можно попасть, пройдя раскинутым через ров мостом. До 2006 года здесь проходили заседания муниципального совета Неаполя.