Военно морские силы ирана. Вмс ирана и морские силы ксир. Сторожевые катера Ирана

Обстановка в районе Персидского и Ормузского проливов медленно, но верно накаляется. Угрозы, не раз высказанные различными политиками и военными Исламской республики Иран (ИРИ) о перекрытии Ормузского пролива в ответ на эмбарго поставок иранской нефти в страны ЕЭС и прекращение таким образом транспортировки нефти других стран-поставщиков на Запад заставили США и их союзников предпринять реальные действия. ВМС США усиливает свою группировку в водах омывающих Иран морях . При этом обе стороны провоцируют друг друга, и есть реальная возможность, что конфликт может стать "горячим". ВМС США готовятся к оказанию противодействия планам Ирана перекрыть поставки нефти. Ставки в игре очень высоки, так как даже непродолжительный сбой в поставках нефтяных ресурсов приведет к катастрофе на глобальном рынке и поднимет вопрос о компетентности США в роли "мирового полицейского".

Боевые возможности ВМС США широко известны. Понятно, что в долгосрочной перспективе в случае разгорания полноценной войны против западной коалиции у Ирана шансов будет немного, но при определенных условиях иранские военно-морские силы вполне могут серьезно парализовать поставки нефти, во всяком случае, на первоначальном этапе.

Важность Ормузского пролива для мировой экономики сложно переоценить – по данным Отдела морской статистики Lloyd’s, в 2006 году через Ормузский пролив проходило до 33% мирового экспорта нефти. Если учитывать все виды нефтепродуктов, то на долю пролива приходится около 40% глобального морского экспорта этого минерального сырья.

Ормузский пролив

Ормузский пролив – узкий, имеющий стратегически важное значение как в военном, так и в экономическом отношении пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе, естественным образом являясь важнейшей транспортной артерией. Северное побережье пролива принадлежит Ирану, а южное - Объединенным Арабским Эмиратам и султанату Оман.

Пролив имеет длину 195 километров, ширина самого узкого места пролива – около 54 километров. Максимальная глубина – 230 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разделенные друг от друга 5-ти километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путем, позволяющим экспортировать арабские газ и нефть в третьи страны, в частности в США.


Какие силы сможет противопоставить военный флот Ирана и Корпуса стражей иранской революции (КСИР)? Каковы их возможности?

Основные задачи, стоящие перед ВМС Ирана, которые декларируются руководством страны:

  • ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акваториях Персидского и Оманского заливов;
  • осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, в том числе важных административно-политических центров на юге страны, экономических районов, нефтепромыслов, военно-морских баз, портов и островов;
  • обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника на Каспии, в Персидском и Оманском заливах;
  • перманентный контроль за Ормузским проливом (выделено ред.);
  • оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях, проведение морских десантных операций, борьба с морскими десантами противниками, ведение непрерывной разведки на море.
Организационно ВМС ИРИ состоят из штаба флота, четырех командований, четырех военно-морских районов (BMP) и включают в себя надводные и подводные силы, авиацию флота, морскую пехоту, береговые части противокорабельных ракет, морскую охрану, береговые службы и органы тыла. Помимо собственно ВМС, подчиняющихся министерству обороны страны, защиту Ирана с моря осуществляют части Корпуса стражей исламской революции.

В последние годы руководство Ирана обращает особое внимание на повышение морской составляющей своих Вооруженных сил. Строятся новые надводные корабли, малые подводные лодки , испытываются ракеты разных типов и дальности, иранские корабли выполнили ряд дальних походов, регулярно проводятся учения оперативно-тактического уровня .

Силы флота Ирана в районе Персидского залива и Оманского пролива базируются на несколько ВМБ на побережье (главная - Бендер-Аббас, где находится штаб ВМС) и на островах, ведется строительство еще нескольких пунктов базирования.


Эсминец типа Moudge ВМС Ирана

В этом же районе сосредоточены основные силы корабельно-катерного состава флота. Основа подводных сил – три дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ российской постройки 90-х годов прошлого века. Данные лодки считаются малошумными и по возможностям своего вооружения представляют серьезную угрозу. Они могут эффективно действовать как против боевых кораблей, так и использоваться для нанесения ударов по танкерам.

В дополнение к ДЭПЛ проекта 877ЭКМ имеется некоторое количество (возможно, несколько десятков) сверхмалых ПЛ, в том числе и в составе КСИР - для действий частей специального назначения.

Надводный флот представлен несколькими крупными кораблями как собственной постройки, так и доставшихся от шахского режима. Стоит упомянуть два эсминца (фактически – фрегата) типа Jamaran, около 10 фрегатов и корветов. Главная надводная ударная сила как флота, так и КСИР – многочисленные (количественная оценка: от 50 до 70 единиц) быстроходные ракетные катера различного водоизмещения. Все корабли вооружены противокорабельными ракетами нескольких типов как собственного производства, так и закупленными за рубежом, в случае массированного применения способны нанести ощутимый ущерб силам США и НАТО и, несомненно, сорвать танкерные перевозки.

Десантный флот представлен существенным количеством кораблей и катеров. Около 15 из них – относительно крупные (водоизмещением от 1400 до 2500 тонн), способные осуществлять высадку тактических десантов с легкой техникой. Значительная часть десантных сил – катера, в том числе на воздушной подушке. Для прямых действий против ВМС США иранские ДКА малопригодны, но очень пригодятся для постановки минных заграждений.

В дополнение к ПКР морского базирования флот и КСИР располагают десятками береговых мобильных комплексов ПКР с ударным потенциалом в залпе до 200-250 ракет (по разным данным, до полусотни пусковых установок, организационно сведенных в 4 бригады), представляющих весомую потенциальную угрозу кораблям ВМС США, их союзников и в целом судоходству в регионе.

Еще один и, возможно, единственный действенный способ полностью перекрыть движение в Ормузском проливе – постановка минных заграждений. У иранского флота накоплены большие запасы минного оружия (хоть и устаревшего), а к постановке мин приспособлены почти все корабли флота. Причем осуществить постановку можно в очень сжатые сроки, а буквально первый или второй подрыв супертанкеров может парализовать все судоходство. К тому же минные заграждения серьезно затруднят действия корабельных группировок американского флота.

В целом качество техники иранских ВМС значительно отстает от уровня потенциального противника, слабым местом флота является практически полное отсутствие опыта ведения современных боевых действий на море, противолодочных возможностей, проблемы с авиационным прикрытием.

Военно-политические цели Исламской Республики Иран на море нигде официально не объявлены. Поэтому любой анализ концепции развития иранских ВМС носит весьма условный характер. Большинство экспертов считают, что в основе устремлений руководства ИРИ в этой сфере лежит идея обеспечения абсолютной независимости как во внутренней, так и во внешней политике.

Политический фон

Основу декларируемой независимости, по мнению иранских руководителей, обеспечит ракетно-ядерное оружие. Поэтому в направлении обладания ЯО и средствами его доставки – ракетами дальнего действия – сосредоточиваются основные усилия. Эксперты считают, что развитие традиционных видов военной техники в Иране носит второстепенный характер. Также у большинства специалистов вызывает сомнение реальность усилий по уничтожению Государства Израиль ракетно-ядерным оружием, хотя политических заявлений об этом из Тегерана звучит много.

Над проблемой создания ЯО в Иране работают Тегеранский центр ядерных исследований, Центр ядерной технологии в Исфахане, Ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже, отделение ядерных исследований в городе Йезде (рядом находится месторождение урана, запасы которого оцениваются в 3000–4000 тонн по эквиваленту окиси урана, содержание U-235 – 0,08–1,00 процента) и объект Моаллем Калайе.

Достаточно трудно оценить возможные сроки получения ИРИ ядерного оружия, но большинство экспертов полагают, что это произойдет в ближайшие годы. Бывший глава Минатома России Евгений Адамов в свое время отмечал, что Иран может создать ядерное оружие. «У них достаточно квалифицированные люди. Специалисты в ядерной области обучались на Западе еще в шахские времена», – подчеркивал он.

Концепция развития ВМС

По имеющимся данным, основные усилия в развитии иранского флота направлены на развертывание боеспособной морской группировки в Индийском океане. В Каспийском море ВМС Ирана представлены только патрульными катерами (ПКА), действующими в интересах пограничной охраны и Министерства внутренних дел. Вместе с тем само развитие ВМС носит второстепенный характер по сравнению с сухопутными войсками и ВВС и этому виду вооруженных сил страны пока ставятся весьма ограниченные задачи.

В число этих задач входят ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акватории Персидского и Оманского заливов, осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, включая важные административно-политические центры на юге страны, экономические районы, нефтепромыслы, военно-морские базы, порты и острова, обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника в Персидском и Оманском заливах, контроль за Ормузским проливом, оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях, проведение морских десантных операций, борьба с морскими десантами противника, ведение непрерывной разведки на море.

Учитывая опыт войны с Ираком и периодические боевые столкновения с ВМС НАТО, иранское военно-морское командование пока отдает предпочтение развитию неатомных подводных лодок (НАПЛ), сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и боевых катеров (БКА) небольшого водоизмещения. То есть тем боевым силам, которые смогут сохранить боеспособность в обстановке тотального господства в воздухе вероятного противника, в качестве которого рассматриваются в первую очередь США.

Надо отметить, что с соседями, кроме России, у Ирана тоже сложные отношения. Некоторое время у ИРИ были претензии к Азербайджану, но в последние годы они больше не высказываются: очевидно, в Тегеране учитывают тесные многосторонние связи Москвы и Баку.

Боевой состав

Оценка численности ВМС Ирана к 2015–2020 годам, приведенная в таблице, достаточно осторожна и показывает сохранение тенденции по развитию пока только малых и сверхмалых боевых средств (СМПЛ и БКА).

Динамика изменения боевого состава ВМС Ирана

Подкласс кораблей Численность на 1998 год Численность на 2012 год Прогнозируемая численность к 2020 году
НАПЛ 3 3 3
СМПЛ - 15 >20
ЭМ 2 нет данных нет данных
КРВ 5 6 4-5
РКА 11 48 23
ПКА 139 >150 130
МТК 5 нет данных нет данных
ДК 9 9 12-15
ДКА 8 12 22
НАПЛ – неатомная подводная лодка
СМПЛ – сверхмалая подводная лодка
ЭМ – эсминец
КРВ – корвет
РКА – ракетный катер
ПКА – патрульный катер
МТК – минно-тральный корабль
ДК – десантный корабль
ДКА – десантный катер

Подводные силы

НАПЛ. В настоящее время в боевом составе ВМС имеется три НАПЛ проекта 877ЭКМ российской постройки. Они предназначены для решения боевых задач в основном в Индийском океане, хотя в мирное время активно демонстрируют свои боевые возможности и в Персидском заливе. По некоторым данным, эти лодки в ближайшее время могут быть модернизированы для применения крылатых ракет (КР) комплекса Club-S. В начале 2000-х годов активность НАПЛ проекта 877ЭКМ была снижена из-за проблем с аккумуляторными батареями (требуют замены) и необходимости проведения ремонта оборудования. К 2011 году эти проблемы были преодолены и лодки начали совершать дальние походы, в том числе и в Красное море.

Однако сегодня основой подводных сил Ирана становятся СМПЛ, предназначенные в основном для действия в Персидском и Оманском заливах. По состоянию на конец 2011 года, по словам контр-адмирала Голама Реза Хадем-Бигама, в боевом составе имелось 15 СМПЛ двух проектов: 14 типа Ghadir (работы ведутся с 2004-го, еще три-четыре таких СМПЛ находятся в разной стадии строительства) и одна типа Nahang. СМПЛ типа Ghadir были созданы с технической помощью КНДР (развитие лодок типа Yugo). Общая программа строительства иранских СМПЛ может достигать 30 единиц.

Руководство ВМС Ирана особо подчеркивает, что страна смогла освоить строительство СМПЛ из национальных комплектующих. Однако большинство экспертов относятся к этому скептически, полагая, что если это и удалось, то технический уровень комплектующих соответствует мировым аналогам 70–80-х годов прошлого века.

На вооружение всех иранских ПЛ, вероятно, поступит реактивная торпеда типа «Шквал» (ВМС ИРИ 4 апреля 2009-го успешно провели ее испытания). По словам представителя иранского командования, это самая быстрая торпеда в мире. Некоторые специалисты утверждают, что несколько образцов торпеды «Шквал» было приобретено Китаем в СНГ через Киргизию и затем поставлено в Иран.

Амфибийные силы

В составе ВМС имеется девять танкодесантных кораблей (семь средних – СТДК и два малых – МТДК), 12 десантных катеров, из них шесть – на воздушной подушке. Существуют перспективные планы строительства еще трех СТДК.

Многоцелевые силы

КРВ. В боевом составе ВМС числится три КРВ типа Alvand (Vosper Mk 5). Они были заказаны в Великобритании еще в 1966 году и прошли две модернизации – в 1977 и 1988 годах. В 1997-м на кораблях пусковые установки противокорабельных ракет (ПУ ПКР) Sea Killer были заменены на ПУ ПКР C-802 китайского производства. Иран самостоятельно построил один КРВ этого типа Jamaran по имеющейся технической документации, в которую были внесены некоторые изменения. В частности, применена дизельная установка (ДУ) вместо дизель-газотурбинной установки (ДГТУ), а в корме размещена взлетно-посадочная площадка (ВПП) для вертолета. Ведется строительство и второго КРВ этого типа со сроком сдачи в 2013 году.

Кроме этого, в составе ВМС числится два корвета американской постройки, переданные США шахскому режиму по программе помощи в 1964 году. Несмотря на большой срок службы, все КРВ активно используются и находятся в хорошем техническом состоянии.

Патрульные силы

РКА. В боевом составе ВМС по состоянию на начало 2012 года находится 23 сравнительно крупных РКА водоизмещением 200–275 тонн. Десять катеров типа Houdong с ПКР С-802 построены в Китае, десять типа Combattante II в основном с ПКР С-802 – во Франции и еще три катера этого типа – в Иране. Кроме того, имеется 35 РКА небольшого водоизмещения 10–14 тонн с ПКР или НУР небольшой дальности стрельбы, построенных с помощью Китая, КНДР или самостоятельно.

ПКА. На начало 2012 года в наличие большое количество БКА (более 150) в основном патрульного назначения водоизмещением от 1,5 до 170 тонн. При этом три катера типа Kajami являются так называемыми полупогруженными, то есть могут двигаться на небольшой глубине, используя устройство типа РДП (работа двигателя под водой). Подобные проекты разработаны в Советском Союзе в 60-х годах, но не были реализованы.

Иран в определенной степени повторяет путь развития советского ВМФ начала 60-х годов, когда СССР пытался создать «огромный и непобедимый москитный флот». Справедливости ради надо отметить, что во время войны в Персидском заливе даже мощная палубная авиация ВМС США не могла эффективно бороться со сверхмалыми БКА ВМС Ирана. Стрельба по ним ПКР оказалась невозможной, а применение пушек, обычных бомб и НАР было также затруднительно из-за малых размеров и высокой маневренности катеров.

Минно-тральные силы

В настоящее время в боевом составе ВМС Ирана нет тральщиков (ТЩ), однако имеется шесть вертолетов-тральщиков (ВТЩ) типа RH-53D. Отсутствие кораблей этого класса и даже планов их строительства указывает на то, что командование ВМС Ирана во время войны планирует использовать в основном катера и СМПЛ, для которых мины представляют меньшую угрозу, чем для крупных кораблей.

Кораблестроительные программы

Иран ныне нацелен на строительство СМПЛ, достройку одного КРВ и строительство катеров (РКА, ПКА и ДКА).

Министр обороны ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар на церемонии закладки новой сверхмалой подлодки в 2008 году заявил: «Исламская Республика становится самодостаточной в производстве всех видов военных судов». Он также особо отметил факт оснащения данной СМПЛ новой подводной ракетой. По его словам, разработка новых вооружений типа надводных и подводных ракет повысит обороноспособность флота в территориальных водах Ирана и предотвратит нападение на страну.

Большинство экспертов отмечают, что программа военного кораблестроения ИРИ в основных чертах копирует аналогичную программу военного кораблестроения Северной Кореи. Однако в технологическом аспекте Иран отстает от КНДР на 10–20 лет, так как его национальная кораблестроительная промышленность находится в зачаточном состоянии.

Оценка военно-промышленной базы

Создание ракетного и даже ядерного оружия не сможет обеспечить Ирану технологический прорыв в области военного кораблестроения. И причин здесь несколько.

Например, при всей сложности создания ракеты и ЯО их производство, по мнению большинства экспертов, в настоящее время может базироваться только на ограниченном количестве специализированных предприятий. То есть при небольшой серийности возможно их создание на опытном производстве. Создание же кораблей, морского оружия и авиационной техники проходит на большом количестве производств, а это требует высокого технологического уровня развития всей страны.

Принципиально новым моментом в реформировании военно-промышленного комплекса Ирана стала ориентация на приоритетное развитие лицензионного производства технологически сложных образцов вооружений.

В настоящее время судостроительная отрасль представлена предприятиями промышленной группы Shahid Dgalai. В ее составе имеется три судостроительных завода (ССЗ), расположенных в городах Бендер-Аббасе, Бушере и Энзели, которые имеют опыт строительства, в том числе сборки по иностранным лицензиям и с помощью других стран десантных кораблей, патрульных и десантных катеров (водоизмещением до 90 тонн), а также судов вспомогательного назначения. В Бушере с помощью китайских специалистов в конце 90-х годов начаты работы по лицензионному строительству двух ракетных катеров типа Hudong, точнее – их сборки из блоков, поставляемых из Китая. На верфи в Бендер-Аббасе с помощью специалистов из КНДР налажено строительство СМПЛ.

Однако при всех этих успехах остается главная трудность – общее технологическое отставание Ирана. Хотя нефть в стране и добывается уже больше ста лет, иранцы до сих пор не в состоянии вести буровые работы без помощи иностранных фирм. Без иностранной помощи ИРИ не может построить и нефтеперерабатывающие заводы, из-за чего вынуждена импортировать треть потребляемого страной бензина. И это в стране – экспортере нефти, претендующей на региональное лидерство.

Вот поэтому большинство экспертов считают, что Иран пока не имеет научно-технологической базы для самостоятельного создания современной военной техники и начинать ему надо с подготовки своих собственных научных и технических кадров. В связи с этим вполне вероятно, что в ближайшие годы будет отмечаться значительный приток специалистов и преподавателей в ИРИ. Эксперты также опасаются, что немалая часть прибывающих будет ввезена в страну нелегально.

В случае возникновения боевых действий не исключено, что иранской кораблестроительной промышленности Соединенными Штатами и Израилем может быть нанесен невосполнимый ущерб, последствия которого вряд ли могут быть компенсированы в ближайшей перспективе.

Военно-политические цели Исламской Республики Иран на море нигде официально не объявлены. Поэтому любой анализ концепции развития иранских ВМС носит весьма условный характер. Большинство экспертов считают, что в основе устремлений руководства ИРИ в этой сфере лежит идея обеспечения абсолютной независимости, как во внутренней, так и во внешней политике.

Политический фон

Основу декларируемой независимости, по мнению иранских руководителей, обеспечит ракетно-ядерное оружие. Поэтому в направлении обладания ЯО и средствами его доставки – ракетами дальнего действия – сосредоточиваются основные усилия. Эксперты считают, что развитие традиционных видов военной техники в Иране носит второстепенный характер. Также у большинства специалистов вызывает сомнение реальность усилий по уничтожению Государства Израиль ракетно-ядерным оружием, хотя политических заявлений об этом из Тегерана звучит много.

Над проблемой создания ЯО в Иране работают Тегеранский центр ядерных исследований, Центр ядерной технологии в Исфахане, Ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже, отделение ядерных исследований в городе Йезде (рядом находится месторождение урана, запасы которого оцениваются в 3000–4000 тонн по эквиваленту окиси урана, содержание U-235 – 0,08–1,00 процента) и объект Моаллем Калайе.

Достаточно трудно оценить возможные сроки получения Ираном ядерного оружия, но большинство экспертов полагают, что это произойдет в ближайшие годы. Бывший глава Минатома России Евгений Адамов в свое время отмечал, что Иран может создать ядерное оружие. «У них достаточно квалифицированные люди. Специалисты в ядерной области обучались на Западе еще в шахские времена », – подчеркивал он.

Концепция развития ВМС

По имеющимся данным, основные усилия в развитии иранского флота направлены на развертывание боеспособной морской группировки в Индийском океане. В Каспийском море ВМС Ирана представлены только патрульными катерами (ПКА), действующими в интересах пограничной охраны и Министерства внутренних дел. Вместе с тем само развитие ВМС носит второстепенный характер по сравнению с сухопутными войсками и ВВС и этому виду вооруженных сил страны пока ставятся весьма ограниченные задачи.

В число этих задач входят ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акватории Персидского и Оманского заливов, осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, включая важные административно-политические центры на юге страны, экономические районы, нефтепромыслы, военно-морские базы, порты и острова, обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника в Персидском и Оманском заливах, контроль за Ормузским проливом, оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях, проведение морских десантных операций, борьба с морскими десантами противника, ведение непрерывной разведки на море.

Учитывая опыт войны с Ираком и периодические боевые столкновения с ВМС НАТО, иранское военно-морское командование пока отдает предпочтение развитию неатомных подводных лодок (НАПЛ), сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и боевых катеров (БКА) небольшого водоизмещения. То есть тем боевым силам, которые смогут сохранить боеспособность в обстановке тотального господства в воздухе вероятного противника, в качестве которого рассматриваются в первую очередь США.

Надо отметить, что с соседями, кроме России, у Ирана тоже сложные отношения. Некоторое время у Ирана были претензии к Азербайджану, но в последние годы они больше не высказываются: очевидно, в Тегеране учитывают тесные многосторонние связи Москвы и Баку.

Боевой состав

Оценка численности ВМС Ирана к 2015–2020 годам, приведенная в таблице, достаточно осторожна и показывает сохранение тенденции по развитию пока только малых и сверхмалых боевых средств (СМПЛ и БКА).

Подводные силы

НАПЛ . В настоящее время в боевом составе ВМС имеется три НАПЛ проекта 877ЭКМ российской постройки. Они предназначены для решения боевых задач в основном в Индийском океане, хотя в мирное время активно демонстрируют свои боевые возможности и в Персидском заливе. По некоторым данным, эти лодки в ближайшее время могут быть модернизированы для применения крылатых ракет (КР) . В начале 2000-х годов активность НАПЛ проекта 877ЭКМ была снижена из-за проблем с аккумуляторными батареями (требуют замены) и необходимости проведения ремонта оборудования. К 2011 году эти проблемы были преодолены и лодки начали совершать дальние походы, в том числе и в Красное море.

Однако сегодня основой подводных сил Ирана становятся СМПЛ, предназначенные в основном для действия в Персидском и Оманском заливах. По состоянию на конец 2011 года, по словам контр-адмирала Голама Реза Хадем-Бигама, в боевом составе имелось 15 СМПЛ двух проектов: 14 типа Ghadir (работы ведутся с 2004-го, еще три-четыре таких СМПЛ находятся в разной стадии строительства) и одна типа Nahang. СМПЛ типа Ghadir были созданы с технической помощью КНДР (развитие лодок типа Yugo). Общая программа строительства иранских СМПЛ может достигать 30 единиц.

Руководство ВМС Ирана особо подчеркивает, что страна смогла освоить строительство СМПЛ из национальных комплектующих. Однако большинство экспертов относятся к этому скептически, полагая, что если это и удалось, то технический уровень комплектующих соответствует мировым аналогам 70–80-х годов прошлого века.

На вооружение всех иранских ПЛ, вероятно, поступит реактивная торпеда типа «Шквал» (ВМС Ирана 4 апреля 2009-го успешно провели ее испытания). По словам представителя иранского командования, это самая быстрая торпеда в мире. Некоторые специалисты утверждают, что несколько образцов было приобретено Китаем в СНГ через Киргизию и затем поставлено в Иран.

Амфибийные силы

В составе ВМС имеется 9 танкодесантных кораблей (7 средних – СТДК и 2 малых – МТДК), 12 десантных катеров, из них шесть – на воздушной подушке. Существуют перспективные планы строительства еще трех СТДК.

Многоцелевые силы

КРВ . В боевом составе ВМС числится три КРВ типа Alvand (Vosper Mk 5). Они были заказаны в Великобритании еще в 1966 году и прошли две модернизации – в 1977 и 1988 годах. В 1997-м на кораблях пусковые установки противокорабельных ракет (ПУ ПКР) Sea Killer были заменены на ПУ ПКР C-802 китайского производства.

Иран самостоятельно построил один КРВ этого типа Jamaran по имеющейся технической документации, в которую были внесены некоторые изменения. В частности, применена дизельная установка (ДУ) вместо дизель-газотурбинной установки (ДГТУ), а в корме размещена взлетно-посадочная площадка (ВПП) для вертолета. Ведется строительство и второго КРВ этого типа со сроком сдачи в 2013 году.

Кроме этого, в составе ВМС числится два корвета американской постройки, переданные США шахскому режиму по программе помощи в 1964 году. Несмотря на большой срок службы, все КРВ активно используются и находятся в хорошем техническом состоянии.

Патрульные силы

РКА . В боевом составе ВМС по состоянию на начало 2012 года находится 23 сравнительно крупных РКА водоизмещением 200–275 тонн. Десять катеров типа Houdong с ПКР С-802 построены в Китае, десять типа Combattante II в основном с ПКР С-802 – во Франции и еще три катера этого типа – в Иране. Кроме того, имеется 35 РКА небольшого водоизмещения 10–14 тонн с ПКР или НУР небольшой дальности стрельбы, построенных с помощью Китая, КНДР или самостоятельно.

ПКА. На начало 2012 года в наличие большое количество БКА (более 150) в основном патрульного назначения водоизмещением от 1,5 до 170 тонн. При этом три катера типа Kajami являются так называемыми полупогруженными, то есть могут двигаться на небольшой глубине, используя устройство типа РДП (работа двигателя под водой). Подобные проекты разработаны в Советском Союзе в 60-х годах, но не были реализованы.

Иран в определенной степени повторяет путь развития советского ВМФ начала 60-х годов, когда СССР пытался создать «огромный и непобедимый москитный флот». Справедливости ради надо отметить, что во время войны в Персидском заливе даже мощная палубная авиация ВМС США не могла эффективно бороться со сверхмалыми БКА ВМС Ирана. Стрельба по ним ПКР оказалась невозможной, а применение пушек, обычных бомб и НАР было также затруднительно из-за малых размеров и высокой маневренности катеров.

Минно-тральные силы

В настоящее время в боевом составе ВМС Ирана нет тральщиков (ТЩ), однако имеется шесть вертолетов-тральщиков (ВТЩ) типа RH-53D. Отсутствие кораблей этого класса и даже планов их строительства указывает на то, что командование ВМС Ирана во время войны планирует использовать в основном катера и СМПЛ, для которых мины представляют меньшую угрозу, чем для крупных кораблей.

Кораблестроительные программы

Иран нынче нацелен на строительство СМПЛ, достройку одного КРВ и строительство катеров (РКА, ПКА и ДКА). Министр обороны ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар на церемонии закладки новой сверхмалой подлодки в 2008 году заявил: «Исламская Республика становится самодостаточной в производстве всех видов военных судов». Он также особо отметил факт оснащения данной СМПЛ новой подводной ракетой. По его словам, разработка новых вооружений типа надводных и подводных ракет повысит обороноспособность флота в территориальных водах Ирана и предотвратит нападение на страну.

Большинство экспертов отмечают, что программа военного кораблестроения ИРИ в основных чертах копирует аналогичную программу военного кораблестроения Северной Кореи. Однако в технологическом аспекте Иран отстает от КНДР на 10–20 лет, так как его национальная кораблестроительная промышленность находится в зачаточном состоянии.

Оценка военно-промышленной базы

Создание ракетного и даже ядерного оружия не сможет обеспечить Ирану технологический прорыв в области военного кораблестроения. И причин здесь несколько. Например, при всей сложности создания ракеты и ЯО их производство, по мнению большинства экспертов, в настоящее время может базироваться только на ограниченном количестве специализированных предприятий.

То есть при небольшой серийности возможно их создание на опытном производстве. Создание же кораблей, морского оружия и авиационной техники проходит на большом количестве производств, а это требует высокого технологического уровня развития всей страны.

Принципиально новым моментом в реформировании военно-промышленного комплекса Ирана стала ориентация на приоритетное развитие лицензионного производства технологически сложных образцов вооружений.

В настоящее время судостроительная отрасль представлена предприятиями промышленной группы Shahid Dgalai. В ее составе имеется три судостроительных завода (ССЗ), расположенных в городах Бендер-Аббасе, Бушере и Энзели, которые имеют опыт строительства, в том числе сборки по иностранным лицензиям и с помощью других стран десантных кораблей, патрульных и десантных катеров (водоизмещением до 90 тонн), а также судов вспомогательного назначения.

В Бушере с помощью китайских специалистов в конце 90-х годов начаты работы по лицензионному строительству двух ракетных катеров типа Hudong, точнее – их сборки из блоков, поставляемых из Китая. На верфи в Бендер-Аббасе с помощью специалистов из КНДР налажено строительство СМПЛ.

Однако при всех этих успехах остается главная трудность – общее технологическое отставание Ирана . Хотя нефть в стране и добывается уже больше ста лет, иранцы до сих пор не в состоянии вести буровые работы без помощи иностранных фирм. Без иностранной помощи Иран не может построить и нефтеперерабатывающие заводы, из-за чего вынужден импортировать треть потребляемого страной бензина. И это в стране – экспортере нефти, претендующей на региональное лидерство.

Вот поэтому большинство экспертов считают, что Иран пока не имеет научно-технологической базы для самостоятельного создания современной военной техники и начинать ему надо с подготовки своих собственных научных и технических кадров . В связи с этим вполне вероятно, что в ближайшие годы будет отмечаться значительный приток специалистов и преподавателей в Иран. Эксперты также опасаются, что немалая часть прибывающих будет ввезена в страну нелегально.

В случае возникновения боевых действий не исключено, что иранской кораблестроительной промышленности Соединенными Штатами и Израилем может быть нанесен невосполнимый ущерб, последствия которого вряд ли могут быть компенсированы в ближайшей перспективе.

/Владислав Никольский – д.т.н., профессор, Николай Новичков – к.т.н, vpk-news.ru /

plutong > Кое что из былого (информация к размышлению):
plutong > Millennium Challenge 2002
plutong > Несмотря на вымышленные названия обеих сторон, было понятно, что сценарий игр представлял собой завуалированные учения по вторжению в Иран...
plutong > Одно из описание сценария
plutong > http://alternathistory.org.ua/...
plutong > Ну, и из современных комментариев по этому учению:
plutong > ...в условиях реальной войны с Ираном в Персидском заливе без применения ядерного оружия США потерпели бы поражение...
plutong > ...если дело дойдет до войны в Персидском заливе, или даже в Оманском заливе, внушительной военно-морской мощи США будут противостоять и препятствовать как военный потенциал Ирана, так и географические факторы. Не имея возможности действовать в открытых водах, как в Индийском или Тихом океане, Соединенные Штаты будут обладать гораздо меньшим запасом времени для ответных действий, и что еще важнее, они не смогут воевать, находясь на безопасном (с военной точки зрения) удалении. Таким образом, весь арсенал оборонительных военно-морских систем США, предназначенных для боя в открытых водах с безопасного расстояния, в Персидском заливе будет неприменим.
plutong > __404__ | sh404SEF custom content

АУГ не обязательно заплывать в залив они в начале могут ВМС Ирана и юго-восточную часть Ирана разбомбить с безопасного расстояния (Аравийское море) для АУГ. А западной частью займутся Израиль и Воздушные части США дислоцированные в Ираке, плюс сюда Турцию и различные арабские страны дружественные с США (которым угрожает Иран топить танкеры в Ормузском заливе).

Взял 1000 км, максимальную дальность авиации АУГ.

А раз США решили запустить АУГ в залив - значит принято решение о дипломатическом разрешении вопроса.

Так что в любом случаи основная угроза для АУГ исходит от наших ДЭПЛ "Палтус".

Кстате на симуляторе пробывал на Палтусе подходить к АУГ(конечно при благоприятных условиях типа на их курсе оказался, так как АУГ имеет скорость 17 узлов то Палтус просто не успевал за ними и приходилось ставить максимальный ход при котором демаскируешь себя для буйков разбросанных вертолетами охранения). В общем удавалось подходить к ним на расстояние 3-5 миль, дальше охранение эсминцев обнаруживало меня и легко топило. АУГ торпедировать практический нереально. Только в 10% атак удавалось нанести небольшие повреждения АУГ или охранению, конечно же подлодку после этого топили в 100% случаях.
На этом же симуляторе очень плохо показывают себя ПКР имеющие скорость 0,7-0,8М. Эсминцы ОрликБерк и Тикондерога, являющие охранением авианосца, легко сбивают эти ракеты.

Военно-морским силам США необходимо разработать два варианта тактики борьбы с иранскими ВМС. Причина этому в значительной степени заключается в том, что Иран обладает двумя флотами, значительно отличающимися друг от друга. "Классические" ВМС сосуществуют с менее современными, но более фанатичными силами, представляющими собой "филиал" КСИР (Корпуса стражей исламской революции - личную армию священнослужителей, удерживающих высшую власть в Иране). Два этих флота очень по-разному оснащаются, обучаются и управляются.

В последние тридцать лет иранские ВМС в основном состояли их кораблей и судов иностранной постройки и лишь недавно стали способны самостоятельно строить корабли. Эти корабли недоработаны, но они плавают, и их вооружение, как правило, функционирует. Надводные корабли малы (1400-тонные корветы и 2200-тонные фрегаты), а миниатюрные подводные лодки очень разнообразны. Существует лишь несколько образцов каждого вида, и их строительство идет медленно, таким образом, по-видимому, ошибки, допущенные в предыдущих кораблях, могут быть обнаружены и исправлены. В настоящее время единственными крупными надводными кораблями в распоряжении Ирана являются три новых корвета и фрегата, три старых фрегата английской постройки (1540 тонн каждый) и два корвета американской постройки (1100 тонн каждый). Имеются также около пятидесяти малых патрульных катеров, десять из которых вооруженны китайскими противокорабельными ракетами. Кроме того, имеется еще несколько десятков тральщиков, десантных кораблей и судов обеспечения. Наиболее мощной силой флота являются три российские подводные лодки класса Kilo. Имеются около пятидесяти мини-подводных лодок, большинство из них иранской постройки. Флот располагает несколькими тысячами морских пехотинцев и около 20 самолетами и вертолетами.

В состав "ВМС КСИР" входит примерно столько же человек, сколько и в ВМС (23 000, в том числе морская пехота и морская авиация) и около 40 больших ракетно-торпедных катеров (водоизмещением 100-200 тонн каждый), а также почти тысяча небольших судов, многие из которых представляют собой просто катера с двумя подвесными моторами и пулеметными креплениями. Экипажи этих судов составляют порядка десятка вооруженных автоматами, пулеметами и РПГ "гвардейцев революции". Некоторые лодки оборудованы как камикадзе и несут только экипаж из двух или трех смертников, плюс полтонны или чуть больше взрывчатых веществ. На некоторых из этих лодок были замечены противотанковые ракетные комплексы. Гвардейский Флот также обладает несколькими вертолетами и несколькими тысячами морских пехотинцев.

Информация, полученная от беженцев и радиоперехвата, показывает, что военно-морские силы стражей исламской революции, в основном, годятся для запугивания (их катера часто приближаются к иностранным кораблям и коммерческим судам) и атак смертников. Это беспокоит западных флотоводцев, поскольку фанатики могут быть непредсказуемыми и подверженными экстремальной храбрости. Речь идет не просто о лодках со смертниками, но и морских минах и боевых пловцах (аквалангистах, управляющих небольшими минами, крепящимися к кораблям и проделывающим пробоину в корпусе). С другой стороны, шансы на победу фанатиков в решающей морской схватке очень низки, но эти маньяки очень решительны, и им иногда может повезти.

Командование иранских ВМС состоит из офицеров с более традиционным мировоззрением. Западные командиры кораблей, как правило, имеют хорошие профессиональные отношения со своими иранскими коллегами, даже когда иранские ВМС получают приказы "портить жизнь" западным кораблям. Когда иранский командир "получит приказ", то он выполнит его, каким бы странными этот приказ ни был, но он будет апологетическим (чувствующим свою вину) перед своими зарубежными коллегами.

ВМС Ирана имеет меньше возможностей, чем стражи исламской революции просто потому, что имеет меньше кораблей, а имеющиеся корабли обладают большими размерами (их легче обнаружить и потопить). В последнее десятилетие ВМС в основном действуют в Индийском океане и Каспийском море, а на стражей исламской революции была возложена ответственность за Персидский залив и защиту всех иранских нефтяных объектов вдоль побережья. На самом деле стражи исламской революции представляют большую угрозу арабским нефтяным месторождениям и танкерам, потому как арабы и их западные союзники имеют превосходство в воздухе и, таким образом, способны уничтожить иранские нефтяные месторождения и танкеры.

Иранцы надеются создать на море настолько значительную угрозу, насколько это возможно, даже если эта угроза (в форме катеров-камикадзе и ракетных катеров, прикрытых береговыми противокорабельными ракетами) является кратковременной. В длительной войне любые иранские военно-морские силы быстро потерпят поражение.