Сретенский женский монастырь. Монастыри в бурятии Туристическая компания "Байкал Горячинск Тур"

Ковалева Анастасия

На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой Православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом все то, что характеризовало саму душу русского народа. Подобно заблудившимся в ночи путникам, люди всех сословий и разного материального достатка, стремились посетить монастырь, в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. Только в монастыре можно было получить жизненно важный совет и наставление, разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу. На Российской земле расположено большое количество святых обителей, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть очень древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела все вехи жизни святой Руси, с момента ее основания, а есть и очень молодые обители, только родившиеся и начинающие свою духовную жизнь. К таким «молодым» монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурино, Прибайкальского района, республики Бурятия.

Святая обитель расположена в живописном месте, в шестидесяти четырех километрах от города Улан - Удэ, близ трассы Усть - Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско - Забайкальской епархии после возрождения Православия. Вначале, на территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурино. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение, на месте старой деревянной церкви, построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, через шестнадцать лет, в сентябре 1829 года была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через семь лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь, в честь святого великомученика и Победоносца Георгия. Новый храм получился очень красивым. На фоне суровой сибирской тайги, с ее вековыми деревьями, уходящими своими могучими вершинами в самое небо, белоснежный храм, с колокольней и изумрудными крышами, выглядел, как сказочный корабль, приплывший из удивительной страны. Выбор места для постройки новой церкви, также был не случаен: находящаяся в самом центре села, в долине, обрамляемой со всех сторон высокими горами, она просматривалась со всех точек слободы.

В советские богоборческие времена этот чудесный храм, как и большинство других, был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб. Без малого семьдесят лет, некогда великолепный храм, ветшал и постепенно разрушался. И вот 14 мая 1999 года, в жалком, разгромленном виде, без куполов, колоколов и крестов, церковь, наконец - то, была возвращена Русской Православной Церкви. Для реставрации храма требовались колоссальные денежные затраты. Встал вопрос о том, где же взять эти средства. Вот тут - то Господь и послал на помощь добрых людей - братьев Пруидзе; Георгия, Геннадия и Евгения. Именно их стараниями, всего через несколько месяцев, разрушенный храм, вновь обрел былое великолепие. 28 ноября 1999 года, состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинско - Забайкальской епархии, протоиереем Олегом Матвеевым. В один из своих визитов в Бурятское благочиние епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, увидев вновь отреставрированный храм, решил основать в Батурино женскую обитель. Открытие первого монастыря в Читинско - Забайкальской епархии состоялось 8 марта 2000 года, и совпало с праздником первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи. Как нам известно, из Священного Предания, все свое многострадальное земное житие, Иоанн Предтеча проповедовал покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Между тем, именно для покаяния, люди и выбирают подвиг монашеской жизни, оставляя мир.

Определением Священного Синода от 19 апреля 2000 года, монастырь был официально утвержден. На Забайкальской земле воссияла новая звезда, согревая в теплых лучах благодати многие и многие души. С первых дней своего основания монастырь находится под постоянным попечительством и заботой правящего архиерея Читинско - Забайкальской епархии, владыки Евстафия. Каждый визит архипастыря в обитель - это большая радость для насельниц монастыря и приехавших потрудиться во славу Божию паломников. Владыка внимательно наблюдает за продвижением строительных работ, производящихся в монастыре, оказывает материальную помощь, вовремя дает нужный совет. На сегодняшний день в обители труждаются тринадцать насельниц, во главе с настоятельницей. Каждый монастырь живет своей особой жизнью, по особому уставу, эта жизнь очень не похожа на жизнь обыкновенных людей в миру. Каждое утро в монастыре начинается с общего молитвенного правила, по завершению которого все расходятся на свои послушания. Слово «послушание» звучит интересно, непривычно для слуха невоцерковленного человека. А как раз в этом слове скрыт один из основных принципов монастырской жизни - «будь послушный», ничего не делай по своей воле. Под послушанием подразумевается какая - либо работа, которую поручает исполнять матушка настоятельница каждой сестре. Послушания в монастыре существуют самые различные. Кто-то трудится на ферме, ухаживая за коровами и домашними птицами, кто-то работает в трапезной, постоянно заботясь о том, что бы все обитатели монастыря были сыты, кто-то печет хлеб и просфоры, кто-то шьет монашескую одежду в швейной мастерской, кто-то поет на клиросе. Здесь невозможно перечислить все те послушания, которые существуют в каждом монастыре. Любой монастырь можно сравнить с маленьким государством, которое полностью обеспечивает себя само, и еще помогает другим. В Сретенском женском монастыре существует швейная мастерская, пекарня, сыроварня, огромный огород, большой скотный двор. И все это хозяйство процветает и приумножается в трудолюбивых руках сестер. Все монастырские послушания одинаково важны, ведь чтобы ни делала сестра, она, прежде всего несет послушание Самому Богу и служит людям, исполняя заповедь о любви к ближнему. Многие люди, впервые побывавшие в монастыре, искренне недоумевают, от чего монастырское молоко вкуснее, а монастырские помидоры слаще и душистее, чем те, которые продаются на базаре, а посетив трапезную и вовсе приходят в замешательство; почему обычная гречневая каша может быть такая вкусная? Здесь нет никакого секрета, а ответ на эту загадку очень прост. Ведь все, что не делается в монастыре - делается с молитвой.

По завершению утренних послушаний все сестры монастыря собираются в трапезной, где, прочитав молитвы перед вкушением пищи, все вместе садятся за стол. В монастырях издревле существует благочестивый обычай, во время общей трапезы читать вслух душеспасительную литературу. По завершению обеденной трапезы, в библиотеке монастыря читается Священное Писание, обсуждаются текущие монастырские дела, а затем вновь все расходятся на свои послушания. С момента основания Сретенского монастыря вошло в обычай, совершение ежедневного крестного хода вокруг стен обители с иконой Казанской Божьей Матери - Небесной Покровительницы и Заступницы Забайкальской земли. О том, как проистекает внутренняя, сокровенная жизнь насельниц монастыря, мы можем понять из слов матушки настоятельницы: - «В обители мы познаем себя. Общежительный монастырь для этого самое благоприятное место. Здесь мы неизбежно сталкиваемся характерами, притираясь, друг к другу, как камешки с острыми углами, постепенно делаясь гладкими и ровными. Научаемся «зрети своя прегрешения и неосуждати брата своего…», как говорится в великопостной молитве Ефрема Сирина. Так приобретается поистине бесценный духовный опыт. Не зря монастырь называют духовной академией».

Монастырь во имя Сретения Господня - единственный православный женский монастырь Бурятии, расположен в селе Батурино Прибайкальского района в 70 км от г.Улан-Удэ. Действует с 2000 года. Несколько монахинь каждый день совершают маленькое чудо - молятся, трудятся и шаг за шагом создают особый монастырский уклад жизни, чтобы все православные имели возможность прикоснуться к источнику веры, добра и любви.

С некоторых пор в монастырь из разных концов Света стали «приходить» мощи святых и великомучеников. О том, с чего все началось, и какое значение это имеет для всех православных Бурятии, нам рассказала настоятельница монастыря матушка Ника

Когда я в 2009-м году приехала служить в Бурятию, почти никаких святынь в монастыре не было, кроме частиц мощей Георгия Победоносца и Целителя Пантелиймона. Мы стали молиться перед иконой Преподобного Иннокентия Иркутского. Эта икона была написана в Иркутске и подарена нашему монастырю. Иннокентий Иркутский славен тем, что очень много сил приложил для распространения православной веры до самых удаленных уголков России. Он проповедовал на Алеутских островах, на Чукотке, в Эвенкии. Переводил Святое Писание на языки северных народов. Поэтому он является для нас, Сибирских служителей Бога, покровителем и большим помощником. Мы молились ему о помощи в окормлении паствы и о том, чтобы он помог и ниспослал нам святые мощи свои для защиты и покровительства нашего монастыря. И буквально через очень короткое время, будучи на службе в Иркутске, мне безо всяких преград просто сказали «идите, и обретите мощи Преподобного Иннокентия Иркутского для вашего монастыря». Это было как чудо.

Во время первого же нашего крестного хода с иконой с мощами мы освятили ею с горы окрестности монастыря. И прямо там, на горе, икона начала мироточить. Православные знают, что мироточат обычно старые, намоленные иконы. А это икона совсем новая...

С тех пор святые мощи стали прибывать к нам в монастырь ото всюду - со Святого Афона, из Греции, со Святой Земли, из Франции, из Финляндии, из монастырей Москвы, Санкт-Петербурга, из центральной части России. Мощи даруют нам разные благодетели - православные люди, священники, которые имеют возможность помогать нашему монастырю.

И теперь всякий страждущий православный человек может приехать к нам, поклониться и помолиться перед святыми мощами. Это достояние не только нашего монастыря, но и всех православных Бурятии.

Двери нашего монастыря открыты для всех людей, любой национальности и вероисповедания.

Пришла пора рассказать нашим читателям, какие же святые мощи обрел монастырь, а вместе с ним и все православные Бурятии.

Частица гроба и частица мощей и нетленного сердца Луки (Войно-Ясенецкого) или Святителя Крымского.

Многие его знают как Святого и как хирурга. До сих пор студенты медицинских ВУЗов учатся по его книгам. Он родился в конце 19 века, умер в 80-х годах прошлого века. Выбрав стезю хирурга, спас множество жизней, особенно в годы Великой Отечественной Войны. Тогда он брался за самых тяжелых раненых, которых уже никто не чаял вылечить. Оперировал их, поднимал на ноги. При этом был глубоко верующим человеком. И когда умерла жена, он принял монашеский постриг и впоследствии стал священником и Епископом.

Святителю молятся люди, нуждающиеся в исцелении, особенно те, кто идут на операции. Матушка Ника перед сложнейшей операцией сама молилась ему, просила помочь. Хирург, который ее оперировал 3,5 часа, был поражен: «Никакой усталости, словно мной кто-то руководил». В этом и заключается помощь Святителя Крымского. Мощи дарованы монастырю его сомолитвенниками с Афона.

Из Дивеевского монастыря дарованы частицы мощей Преподобного Серафима Саровского и жен Дивеевских. Сами мощи, как известно, находятся в монастыре Дивеево.

Преподобный Серафим помогает буквально всем. Еще при жизни он исцелял людей, наставлял на путь праведный, помогал избавиться от алкоголизма, от тяжелых зависимостей.

Жены Дивеевские - тоже чудотворицы и помогают во всех нуждах.

Мощи и икона Амвросия Оптинского. Их даровали в монастыре Александра Невского, город Городец Нижегородской области. Это были вторые мощи, которые пришли в Сретенский монастырь. Все знают этого старца.

Плохо на душе - надо помолиться Амвросию Оптинскому. У него при жизни была любимая поговорка «Жить, не тужить, никого не обижать и всем мое почтение». Удивительный был монах, большой оптимист, несмотря на тяжелое заболевание, страшные боли, все тяготы и трудности, выпавшие на его долю. Никогда не терял бодрости духа, доброты, помогая всем страждущим. Для верующих он - пример жизни.

Икона Всецарица - список с чудотворной иконы, хранящейся на Афоне.

Особо помогает страдающим онкологией. Многие и многие, искренне ей молящиеся, исцеляются Божией милостью.

Икона Иверской Божией Матери (Вратарница) . Ее подлинник также находится на Афоне. Она и привезена в Батурино с Афона. Во времена иконоборчества, во 2-м веке н.э., икону ударили копьем. Острие копья попало в щеку и из раны пошла кровь.

Таким образ и сохранился до наших дней. Молящиеся с верой перед этой иконой обязательно получают помощь в своих просьбах и нуждах.

Частица животворящего креста Господня. Постоянно хранится в алтаре. Выносится на особые крестопоклонные праздники. В крестопоклонную седьмицу Великого поста он всю неделю доступен для поклонения.

Но если в монастырь приезжают группы паломников и просят приложиться к святыне, им не отказывают. Эта святыня особенная, и очень многие получают облегчение и исцеление по вере, приложившись ко Кресту.

Частица доски с кровью царственных страстотерпцев из дома Ипатьевых. Доски, на которых стояла царская семья на расстреле, пропитались их кровью. Частица их находится в мощевике иконы царственных страстотерпцев.


Царская семья была образцом хранения семейных ценностей, соблюдения семейных традиций. До сих пор их можно считать эталоном любви, дружбы и верности, примером для подражания бережного отношения друг к другу, заботы о близких. Им молятся семейные пары. Молятся и все, кто ратует за то, чтобы Россия была крепкой страной и великой державой.

Икона Пресвятой Богородицы Вифлиемская. Она изготовлена в Иерусалиме и привезена одним из благодетелей монастыря.

Освящена в Вифлееме, в том самом месте, где Господь лежал в ясельках. Единственная икона, на которой Богородица улыбается.

Частица мощей ученицы Господа Иисуса Христа Марии Магдалины . Фото 095930 После воскресения Христа на его учеников начались страшные гонения, в том числе и на Марию Магдалину. И ученики вынуждены были отправить ее на земли нынешней Франции, где она и умерла. Большая часть мощей хранится в католических храмах и монастырях Франции.

Молящиеся Марии Магдалине просят помочь им укрепиться в вере, следовать учению Господа, жить по Евангелию.

Мощи Варлаама Чикойского, нашего Сибирского Святого .В миру Василий Надежин, родился в крестьянской семье Нижегородской губернии (1774 - 1846г.г.). Известен как основатель Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря в Урлукских лесах. В 1828г. принял монашеский постриг с именем Варлаам и уже в 1839-м году был возведен в сан игумена монастыря. Он вел большую миссионерскую работу среди местного населения, после чего многие сотни иноверцев обратились в веру Христову. По кончине был погребен с южной стороны алтаря Иоанно Предтеченского храма, основанного им монастыря.

После смерти ему стали приписывать чудотворения, он был прославлен как местночтимый святой, а в 1984 году был прославлен для общецерковного почитания. Его могилу нашли бурятские историки А.Тиваненко и А.Жалсараев. По благословению патриарха Алексия II, 21 августа 2002 года его мощи были обретены и помещены в Казанском кафедральном соборе города Читы.

Ему молятся как любому святому о любых нуждах.

Частица мощей Великомученика Дмитрия Солунского , храброго воина, защитника. Большая часть его мощей хранится в Греции, г. Солунь. Славился своей храбростью и страстным служением Отчизне и Богу.

Ему молятся парни, которые уходят на службу, их матери, девушки, которые их ждут. Просят решительности, мужества.

Частица мощей Спиридона Тримифутского. Его нетленные мощи уже более 1700 лет хранятся на острове Корфу, Греция. К нему устремляется множество паломников. Святой Спиридон Тримифутский - большой помощник в жилищных проблемах, в судебных тяжбах, в предпринимательских делах.

Сестры Батуринского монастыря особенно молились ему во время строительства нового келейного корпуса. И, несмотря на значительные траты, корпус был построен очень быстро.

Частицы мощей Иосифа Обручника и Симеона Богоприимца и самая главная икона Батуринского женского монастыря - икона Сретенья Господня, на которой изображается встреча Нового и Ветхого завета.

Иосиф Обручник - это символ чистоты жизни, это праведность перед Господом. Ему была доверена Богородица, чтобы он хранил ее девство. Поэтому родители молятся ему за своих дочерей. Да и любой человек может молиться ему за чистоту своей души.

Симеон Богоприимец - высокообразованнейший праведник. По преданию он прожил более 300 лет, ожидая пришествия Господа. Говорят, что Господь особо слышит его молитвы. Люди, желающие укрепиться в вере, обращаются именно к нему.

Ниточки от пояса Богородицы. Величайшая Святыня для всех православных. Столько чудес происходит при обращении, при молитве, обращенной к Богородице.

Обреченные на бесплодие рождают детей, рассорившиеся пары воссоединяются и живут счастливо, больные детки выздоравливают. Весь пояс хранится на Афоне.

Частицы мощей новомучениц из села Суворово Нижегородской области. Четверых праведных девиц расстреляли на заре советской эпохи за то, что они жили праведной жизнью, не отказались от Бога, от своей веры.

Очень много примеров, когда по молитвам к ним происходили чудеса. Они помогают супругам, исцеляют больных.

Мощи Целителя Пантелеймона, православного врача (305 год н.э.) , который исцелял безнадежных больных. Его замучили за веру в Бога. Казнили отсечением головы. Вместо крови в момент казни полилось молоко. Это был знак Господень, что человек этот - святой. Глава Пантелеймона хранится в Пантелеймоновом монастыре на Афоне. Частицы мощей святого находятся во многих городах России.

В Православной церкви почитается как покровитель воинов и как целитель. Помогает людям исцеляться от тяжелых недугов.

Список с Владимирской иконы Божией матери. Чудотворная икона, которая защищала всю Русь. В глазах Богородицы сосредоточена вся печаль этого мира. Она молится за всех нас, защищает. И ее молитва помогает и дарует надежду.

Перед ней молятся за Россию, за Бурятию, за монастырь, за свой дом, за свою семью.

Мощи Священномученика Харлаампия. При жизни он был священником и дожил до преклонного возраста. Как все священномученики, пострадал за Христовую веру. Перед его казнью пролился на него Свет, и все присутствующие услышали Голос, обращающийся к нему: «Скажи, что ты хочешь, друже мой». И Харлампий ответил, что готов исполнить волю Господа до конца и готов умереть за него. Попросил лишь одного, чтобы Господь даровал силу молящимся ему получать помощь в своем труде на земле - чтобы не было болезней у растений, чтобы хвори и эпидемии не нападали на домашних животных, чтобы урожай всегда родился, и не было у людей голода от неурожая и падежа. Господь услышал его просьбу и Священномученик Харлампий стал покровителем всех молящихся ему земледельцев и скотоводов. «Это любимый святой нашего монастыря в Чувашии, где я служила до прибытия в Бурятию.

Там в честь этого святого освящен храм», - делится воспоминаниями матушка Ника. «Местность у нас болотистая. Даже картошку хранить было тяжело. Молились ему, и как чудо, весь урожай сохранялся в невредимости. Да и других чудес много видела».

Мощи Великомученицы Варвары .У нее удивительное житие. Святая жила в III веке в городе Илиополе Финикийском, современная Сирия. Отличалась особенной красотой и чтоб скрыть ее от посторонних глаз, отец запер дочь в башне. В период заточения, Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя. Когда же отец в целях ее замужества дозволил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Когда отец-язычник узнал о религии дочери, Варвару подвергли жестоким пыткам, а затем обезглавили.

Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, обладает особой благодатью хранить православных людей от смерти без покаяния и без причастия. Очевидцы рассказывают, что часто после тяжелых боев видели, как какая-то девица в длинном одеянии ходила по полю брани и приносила причастие умирающим солдатам.

Мощи Георгия Победоносца. Георгий Победоносец - защитник, покровитель воинов. Покровитель Москвы. Особо надо молиться ему юношам, их отцам и матерям, защитникам Отечества.

Сестры монастыря молятся ему о защите жителей Бурятии и своей обители.

Мощи Алексея Южинского. Привезены из Покровского женского монастыря французского города Бюсси-ан-От, Бургундия, основанного русскими иммигрантами в 1946-м году. Икона, переданная впоследствии в Батуринский женский монастырь, написана там, там же ее и передали Настоятельнице.

Святой Алексей Южинский родился 1 июля 1867 года в семье священника Иоанна Медведкова. В 1896 году был рукоположен в сан священника. После революции был арестован большевиками и приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой. После долгих лет лагерей он эмигрировал в Эстонию, затем переехал во Францию, где служил в православных храмах до своей кончины. Погребен на кладбище в г. Южин. Через какое-то время французские власти начали работы в тех местах и наткнулись на старое кладбище. Мощи монаха Алексея Южинского оказались нетленными. Тогда власти обратились в единственный в тех местах православный Покровский монастырь, куда его и передали. Немного погодя случилась удивительная история. В монастырь позвонила немолодая француженка и осторожно поинтересовалась, нет ли в монастыре мощей монаха Алексея. Ей ответили, что есть. Она была очень обрадована и удивлена. Дело в том, что она тяжело болела. И ей во сне явился монах Алексей, который сказал ей, где находятся его мощи, и что она сможет выздороветь, если помолится им. Так и случилось. После чего эта почтенная дама приняла православие и много помогала монастырю.

Кроме всех перечисленных мощей в монастыре имеется множество других святынь, о которых можно подробнее узнать на сайте монастыря baturino.ru

Сретенский женский монастырь основан весной 2000-го года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). До этого в селе Батурино действовал обычный приходской храм Сретения Господня. Церковь построена в 1836 году на пожертвования прихожан и «доброхотных пожалователей», имеет два придела: нижний Сретенский - зимний и верхний - летний - освящен в честь св. вмч. Георгия Победоносца. В 1936 году храм был закрыт и вернулся Церкви лишь в конце 1990-х годов. Полуразрушенную церковь восстановила семья Пруидзе. Они же возвели рядом несколько построек (ныне просфорня, трапезная и келейные дома монастыря).

Сейчас в обители 15 насельниц: среди них монахини, инокини и послушницы. Богослужения в монастыре пока совершаются три-четыре раза в неделю. В обители есть несколько почитаемых святынь: частица Честного Животворящего креста Господня, частицы мощей: св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмч Пантелеимона, преп. Варлаама Чикойского (основатель Иоанно-Предтеченского монастыря в Чикойских горах на границе c Монголией). На одной из сопок, окружающих обитель установлен большой поклонный крест. И сестры, и паломники часто поднимаются на сопку Крестным ходом.
Обитель расположена в долине реки Итанца среди живописных сопок в 100 км от Байкала. Постепенно набирает обороты миссионерская деятельность монастыря; есть библиотека, сестры сотрудничают с православными и светскими СМИ. В обители проходят рождественские елки, экскурсии для школьников из близлежащих сел.

Постоянно идет строительство, возделывается огород, картофельные поля, есть небольшое хозяйство (коровник, курятник). Паломники из Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области приезжают сюда помолиться, потрудиться на монастырских послушаниях. По Престольным праздникам: Сретение Господне (15 февраля) и День памяти св. вмч. Георгия Победоносца (6 мая) сестры принимают до 500 богомольцев. (К сожалению, в монастырских гостиницах пока может разместиться всего около 30 человек)

Добраться до монастыря несложно. От города Улан-Удэ (с автовокзала) маршруткой или автобусом по баргузинскому тракту до села Батурино. (70 км)

Православный монастырь во имя Сретения Господня – первый и единственный женский монастырь в Бурятии, расположенный в селе Батурино в 100 км от Байкала. Уникальный и неповторимый он радушно принимает всех гостей независимо от национальности и вероисповедания.

Буквально в 100 километрах от священного озера Байкал среди густых лесов Сибири расположился белоснежный храм Сретения Господня. Уникален он тем, что в нем хранятся частицы мощей более 70 святых. Святые мощи монастыря помогают людям. Существует множество фактов исцеления людей, потерявших всякую надежду.

Монастырь расположился в живописнейшем месте в 70 километрах от столицы солнечной Бурятии, на пути к священному морю, дедушке Байкалу. Этот монастырь уникален удивительной коллекцией святых мощей со всего мира! Коллекция насчитывает более 70 экземпляров. Люди из разных уголков Земли приезжают сюда, чтобы попросить у святых и великомучеников здоровье, любви, детей, счастья и благополучия, а также помощи в решении любых жизненных трудностей.

Сочетание великолепного природного ландшафта и необыкновенной архитектуры белокаменного монастыря создают поистине неповторимую атмосферу, а гостеприимство служительниц монастыря окутает теплом вашу душу. Здесь рады каждому, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Вы можете сами почувствовать доброту и искренность, исходящую от них. Сестры проводят экскурсии по монастырю для всех желающих…

1. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ мужской общежительный, 3 класса.
В 1681 г., по повелению царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха ИОАКИМА (САВЕЛОВА), церковный собор решил «В дальние города, на Лену, в Дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законам». В результате, 22 февраля того же года, послана была из Москвы в Тобольск полная миссия, под начальством игумена Темникова Сретенского монастыря ФЕОДОСИЯ, состоявшая из 12 человек братии, в числе коих были черный поп МАКАРИЙ, черный диакон МИСАИЛ, старцы: ИОНА, ТИХОН, ФЕОДОСИЙ, ФИЛАРЕТ и другие. Митрополиту Сибирскому и Тобольскому ПАВЛУ велено было отправить их с должными наставлениями в дальние Сибирские Дауры, и «где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...». Игумен с братией получили деньги, церковную утварь и соответствующие инструкции о миссионерской деятельности. Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству крае. 11 мая 1681 г. на левом берегу реки Селенги, между параллельно идущими лесистыми хребтами гор, на довольно ровном и возвышенном месте, на берегу мельничной речки Пьяной (названной так за ее извилистое течение), миссионеры нашли старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 г. Здесь и решили обосноваться они. На царское жалованье, вывезенное из Москвы и дополненное в Енисейске из сибирских доходов, они заново обустроили Селенгинский монастырь с главным храмом во имя Троицы. В том же, 1681 году была построена первая церковь - Троицкая, положившая начало монастырю. В описании 1732 г. об этой церкви говорилось, что она «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной». Упоминание о трапезе с северной стороны, очевидно, свидетельствует о пристройке к зданию. Храм этот, по своему времени, был очень замечателен по богатству вкладов, сделанных для него царем Феодором Алексеевичем и тобольским воеводой и стольником Федором Головиным, который был в нем в августе 1687 г. во время проезда российского посольства Головина в Старо-Селенгинск. (Головин Федор Алексеевич, 1650 - 1706, граф, ближайший соратник Петра I, генерал-адмирал с 1699 г. и генерал-фельдмаршал с 1700 г. Подписал Нерчинский договор 1689 г., участник Великого посольства 1697-98, с 1699 г. главный руководитель русской внешней политики. Первый кавалер ордена Андрея Первозванного). Так одна из риз, шитых золотом, парчой и серебром была подарена основателю монастыря ФЕОДОСИЮ супругой царя Феодора Алексеевича, царицей Марфой, при отправлении ФЕОДОСИЯ в Сибирь. «Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы ХVII - ХVIII вв. Например, на особой подставке лежало Евангелие праздничное на александрийской бумаге. Обложки и защипы были из кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой книги с парчой и цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания составлял 537 граммов».

СВЯТЫНИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТРОИЦКОЙ ОБИТЕЛИ.
«1) Святый чудотворный образ Св. Николая Мир Ликийских (Можайский), явленный чудесно на острове озера Котокель во 2-й половине ХVIII в. Этот образ особенно чтут местные и окрестные жители и по Баргузинскому тракту и всему округу, где доселе живо сохраняются предания о явлении образа, - по чему усердно приглашают этот образ в селения и на поля для совершения пред ним молебного пения, при этом нередко бывали проявления благодати Божией и помощи молитвами и ходатайством Угодника Божия 2) Образ Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона, точный список с Чудотворнаго его образа на св. Афонской горе, откуда и прислан по просьбе бывшаго настоятеля сей обители - афонскаго постриженника Архимандрита Михаила в 1883 г. 3) Св. Животворящий Крест, сребропозлащенный, напрестольный эмалированный, высоко-художественной работы, дар обители от Благовернаго Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, Ныне благополучно Царствующий Государь Император Николай II в память посещения Его Высочеством Первенцем Белаго Царя Свято-Троицкой обители 21 Июня 1891 г. 4) Св.Животворящий Крест сребропозлащенный, старинный, со многими частицами Животворящаго древа и мощей святых, дар обители Благочестивейшаго Государя Феодора Алексеевича, со Св. Евангелием и сосудами и проч. вещами. 5) Еще два свв. креста (напрестольных) старинных серебрянных, с частицами св. мощей (ветхие), два сосуда и два Евангелия того-же времени, Дарохранительница серебрянная, весом 6 фунтов, одна митра, замечательная старинною простотою, - по всей вероятности, о.Архимандрита Мисаила. Из риз того перваго времени замечательна одна по вкладу, якобы самой Царицы Марфы Матвеевны, супруги Царя Федора Алексеевича; была Ею вручена Игумену Феодосию, при отправлении его в Сибирь. Еще можно упомянуть о священнических ризах данных тогда Игумену Феодосию, с прочею утварью» (Токмаков, 1895, с.13-15)
2. СЕЛЕНГИНСКИЙ СПАССКИЙ мужской монастырь.
В 1820 г. пустынник ВАРЛААМ (в миру Василий Федотов Надеждин) недалеко от монгольской границы и реки Чикоя (ныне территория Читинской области) основал скит, ставший в 1835 г. Чикойским Иоанно-Предтеченским мужским монастырем. В 1915 г. монастырь был преобразован вновь во скит, а монахи переведены к Селенгинскому Спасскому мужскому монастырю.
«Cтаро-Селенгинский Спасский собор до 12 августа 1915 года был приписан к Новоселенгинскому собору. С 12 августа этот собор отошел в ведение вновь открытого при нем монастыря, а прихожане в числе не более 30 бедных дворов, остались в приходе Новоселенгинского собора» («ЗЕВ», 1916, № 1, с. 24).
3. НИЛОВСКАЯ мужская ПУСТЫНЬ преподобного НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО (СТОЛБЕНСКОГО), заштатный (Тункинский район).
Основан в 1845 г. НИЛОМ (ИСАКОВИЧЕМ) - архиепископом Иркутским и Нерчинским В 1846 г. в одном из существовавших домов освящена церковь во имя преподобного Нила Столобенского, а в 1850 г. освящена отдельная церковь. В 1851 г. Пустынь эта Высочайше утверждена. До 1917 года была приписана к Иркутскому Архиерейскому дому.
«Нилова пустынь... находится в отдаленной части тункинскаго ведомства, - там, откуда начинаются казачьи пограничные караулы, по китайской границе. Эти караулы, в числе четырех, находятся от пустыни в разстоянии 9, 45, 120 и 230 верст. По протяжению этих караулов и далее расположены семь инородческих улусов, из которых последний отстоит от пустыни в 300 верстах. Во всех этих улусах считается до 670 д. обоего пола инородцев тункинскаго ведомства, а по караулам до 70 д. казачьего сословия (Эти караулы в настоящее время сняты.). Сама Нилова пустынь... устроена в необитаемом ущелье Саянских гор, при перпендикулярном слиянии двух рек - Ихэ-угуна и Холхондоя, из которых последний в обыкновенное время, неболее как горный ручей; Ихэ-угун же, хотя река незначительная, но по значительной покатости русла, необыкновенно быстрая... Конечный путь, при въезде в пустынь, пролегает, версты на две, по узкому ущелью, омываемому Ихэ-угуном и заросшему, по берегам его, лесом, посреди громадных отвесных гор, покрытых строевым хвойным лесом... Путник не замечает, и заметить трудно, как пред глазами его неожиданно открывается площадь треугольника, почти до самаго въезда в него, закрываемая с трех сторон превысокими горами, и на площади, разделяемой тем же Ихэ-угуном, но обрамленным здесь высокими обрубами, по ту и другую сторону его, Нилова пустынь, с ея строениями. Все строения - с одной стороны красивая, отделанная под кирпич, церковь, и жилыя помещения, с другой: службы и дом с ванною горячих минеральных вод, по тесноте продолговатаго треугольника, шириною вместе с Ихэ-угуном, не более 15 сажень, прижались близко к самой подошве громадных гор, и соединяются между собою высоким и красивым мостом, перекинутым чрез пенящуюся шумную реку, посредством двух свинок... Нилова пустынь, на месте которой прежде находилось лечебное заведение, для пользования супруги Генерал-губернатора Руперта минеральными водами, устроена с разнообразными видами и значением. В значении отшельнического жительства, Нилова пустынь есть прекрасное место жительства для иноков труженников. Тут есть строевой лес в огромном количестве, есть хорошие покосы. Можно иметь в достаточном количестве пахотную землю... тут не далеко может быть добываема рыба... это самое лучшее место исправления епитимийцев... К Ниловой пустыни было привлекаемо и значение экономическое, в роде фермы, с влиятельным образованием на окружающих инородцев. В видах экономии Нилова пустынь наделена 785-ю десятинами земли, которой самая значительная часть в горах, покрытых строевым лесом... В значении лечебницы, находящиеся в треугольнике Ниловой пустыни, минеральныя горячия воды, свыше 300 теплоты, имеют достоинство безспорное: потому что исцеления от ревматизма и от накожных сыпей бывали замечательныя... Оттого посетителями Ниловой лечебницы бывали, в продолжение лета, по три, по четыре и по два человека...» («ИЕВ’, 1869, № 37, с. 306-310).
4. ПОСОЛЬСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский общежительный, 2 класса.
После основания Селенгинского Троицкого монастыря (см. № 1) игумен ФЕОДОСИЙ, на Байкале в отведенных монастырю землях построил заимку и Пустынь для обитания монахов на Посольском мысу, на том месте, где был убит бурятами московский посол Ерофей Заболоцкий с сыном и спутниками в 1651 году. (Впоследствии над могилами была поставлена каменная часовня). «А во 159 году октябрь в 7 день сын боярский Ярофей Заблоцкой с сыном своим Кирилом, да подъячей Василей Чаплин, да казаки Васька Безносков, Тренька Соснин, Офонька Сергеев, Якунька Скороходов, да промышленой человек Сергушка Михайлов, всего 8 человек, вышед из дощаника, и отошли сажень со сто, росклали огонь, и у огня грелись. А толмач Панфилко Семенов и мугальский посол Седик да промышленых людей 12 человек от Ярофея с товарыщи остались у государевы казны в судне. И того ж дни наехали на Ярофея с товарыщи брацкие люди, а Тарукая-табуна ясачные люди, безвестно человек со сто, и Ярофея Заблоцкого, и сына ево Кирила, и подъячего Василья Чаплина, и казаков Ваську Безноскова с товарыщи, и промышленого человека побили досмерти и ограбили, и ружье, что с ними было, поимали, и к Панфилку с товарыщи к судну приступали, и из луков на дощаник по них стреляли. И толмач Панфилко от тех воров в дощанике отсиделись, и государево жалованье, что с ними послано к Цысану-кану и к зятю ево Турукаю-табуну, уберегли» (Материалы, 1974, с.347-348).
5. МЫСОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ женская община.
Подворье Посольского монастыря. «По указу Св. Синода от 1 июня 1911 г. учредили в г. Мысовске женскую общину, с наименованием «Успенская Мысовская женская община» и назначением настоятельницей сей общины монахиню Успенского монастыря Пензенской епархии, Викторину» («ЗЕВ», 1911, №№ 15-16, с.425).
«Имеет одно молитвенное здание, деревянное, одноэтажное. Во дворе имеется 4 деревянных здания. По сведениям в монастыре проживают монахини, число которых неизвестно, коими руководит игуменья Викторина. 7 августа 1928 г.»(НАРБ, ф.Р-248, оп.3, д.121, л.14; д.50, л.14).
После закрытия в 1930-х гг. использовали под клуб (НАРБ, ф.Р-248, д.207, л.29).

6. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ женская община.
В 1904 г. на средства бывшего казака, а затем золотопромышленника Титова Михаила Григорьевича за р. Удой начата постройка приписного к Верхнеудинской Спасской храма. Освящена 26 сентября 1906 г. «На освящение был приглашен Преосвященнейший Епископ Мефодий. Св. антиминс для новаго храма был привезен; св. же мощей под престол не было привезено. Тогда у Владыки было испрошено разрешение взять св. мощи из антиминса стараго Михаило-архангельскаго придела Вознесенскаго храма. Преосвященный понятно, дал на это свое благословение. Таким образом, из стараго антиминса св. мощи были переложены под престол новаго храма, а самый антиминс и по сие время с честью хранится в ризнице новаго храма» («ЗЕВ», 1907, № 22, с.489).
Общая площадь участка земли составляла 1662,5 квадратных метра. Само здание церкви было деревянное, одноэтажное, обшитое снаружи тесом, на каменном фундаменте, крыша железная, имело три выходных крыльца, 26 окон с железными решетками, внутри стены оштукатурены. Одна внутренняя лестница и хор. Печей голландских две шт. и одна утромаровская печь. Площадь церкви 284,9 кв.м. При церкви имелись три дома, амбар, колодец и небольшая мастерская по изготовлению восковых свеч.