Православная одесса. Женский православный монастырь в одессе Свято-Успенский мужской монастырь

Имея такую крепкую духовную поддержку и святительское благословение, обитель старается возродить все те славные традиции прошлого, которыми она снискала себе доброе имя у Бога и людей. Много сил монастырь отдает работе с детьми, помогая детским дошкольным и школьным учреждениям, детскими домами, городским детским лечебным и воспитательными заведениям и т.д. При обители действует воскресная школа для прихожан – детей и взрослых; была создана и воскресная школа при женской исправительно-трудовой колонии. На праздники матушки посещают с проповедями и беседами лечебные заведения, где страждущим людям они несут слово надежды, стара­ются облегчить их боль, сделать мир для них светлее.

Монастырь под руководством и при активнейшем участии игумении Серафимы стал центром книгоиздания. Под её стремится к налаживанию собственного книгопечатного дела. В канун Рождества Христова 1995 г. в Золотом зале Одесского Государственного литературного музея состоялась презентация первого издания Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря – книги «Одесский Спасо-Преображенский собор: жизнь, гибель, воскресение». Эта книга открыла собой серию «200 лет православия в Одессе». Второй ступенью этой серии стала книга «Касперовский чудотворный образ Богоматери», куда вошли доре­волюционные издания об Одесской святыне, иконе Покровительницы всего южного края, Спасительницы Одессы от бед и несчастий, Игумении нашей христианской общины.

Третья книга серии называется «Канонизация Одесских святых». В ней помещены жизнеописания первых в истории епархии канонизированных местночтимых угодников Божиих – архимандрита Гавриила и схиигумена Кукши, с акафистами и молитвословиями в их честь. Торжества канонизации, впервые проводившиеся в Одессе, были ознаменованы прибытием на них Блаженейшего Предстоятеля Украинской Православной Церкви мит­рополита Киевского и всея Украины Владимира. Владыка Владимир почтил своим высоким присут­ствием и нашу скромную обитель, совершив здесь с сонмом иерархов всенощное бдение и благословив сестер на их подвиг богоугождения и молитвы.

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы вышла книга «Царственная инокиня», повествующая о судьбе и деяниях «матушки Великой княгини» - инокини Анастасии, в миру ее высочества великой княгини Александры Петровны, принцессы Ольденбургской, супруги брата императора Александра II. Инокиня Анастасия - единственная представи­тельница царской династии Романовых, посвятившая себя монашеству в строго православ­ном, святоотеческом его воплощении. Изданная в 1986 году книга «Молитвенные лампады. История Одесских монастырей» содержит подробное повествование о Свято-Успенском и Свято-Архангело-Михайловском монастырях продолжает серию «200 лет православия в Одессе». Всего издано более 15-ти книг.

В год 200-летнего юбилея города Историко-краеведческий музей Одессы предоставил залы для монастырской экспозиции, которая посвящена была истории богоспасаемой Одессы.

Правды ради нужно признаться, что на пути монастыря стоит много преград. Искушения бывают очень велики. Если бы не советы и молитвы владыки митрополита, мудрых старцев из мужского монастыря, приходилось бы еще труднее. Посему владыка благословил быть духовником обите­ли, опытному и искусному в борьбе с врагом, отцу Ионе из мужского Свято-Успенского монастыря. Узкими тропами самоотречения, смирения, обуздания собственной воли, не­престанного молитвенного делания вел старец Иона детей своих духовных ко спасению. Строгость и истовость в исполнении монашеских обетов сочетались в нем с необыкно­венной кротостью и любовью. Кроме о.Ионы, духовную помощь матушкам оказывали богомудрые старцы Алексий, Евфимий, Арсений и другие, многие из которых своих духовных чад определяют на послушание в Михайловскую обитель. Большим почтением сестер пользуется настоятель монастырского храма, насельник Свято-Успенского мужского монастыря, преподаватель семинарии архимандрит Филипп, помогающий сестрам не только советами, но и личным примером монашеской скромности, собранности, молитвенной сосредоточенности и послушания.

В с. Бараново Ивановского района при храме Рождества Пресвятой Богородицы от­крылся скит монастыря. Раньше церковь была полуразрушенной. В ней когда-то раз­мещался киноклуб. Притвор был переоборудован под киноустановку, в алтаре висел эк­ран. После того, как монахини совместно с жителями села и при поддержке местных властных структур начали ремонтировать храм, его посетил архипастырь. Могучей волной лилось под свежеоштукатуренными сводами воссозданного дома Богоматери пение молитв Пречистой Деве. Все собравшиеся - и священники, и иподиаконы, и сам владыка не могли сдержать охватившего их волнения. И восстала из пепла еще одна православная святыня! Ныне скит преобразован в монастырь

15 мая 2004 г., в день перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение Борисо-Глебской часовни в Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре. Часовня построена ради молитвенной памяти о убиенном рабе Божием Борисе (Вихрове) на средства матери его и других одесситов. Они же пришли на Божественную Литургию, посвящённую открытию часовни и памяти об убиенном. Борис Вихров убит киллером, когда был председателем Одесского Арбитражного суда; убит был и водитель его Игорь. В этот по-весеннему теплый и солнечный день Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил Божественную литургию и освящение часовни.

В Богослужении и освящении приняли участие заместитель губернатора Одесской области А. Киссе и председатель Одесского областного арбитражного суда В. Балух. Правящий архиерей вручил строителям и благоукрасителям часовни благословенные Грамоты, а мать Бориса Вихрова, в память о своем сыне, раздавала духовную литературу.

Часовню украшают прекрасные росписи, а также больших размеров иконы святых, выполненные в древне-русском стиле. На аналое постоянно пребывает икона святых братьев, благоверных князей Бориса и Глеба. Позже, снаружи саовни в нишах были установлены и освящены икона святых Бориса, Глеба и Игоря.

Уникальным, безпримерным для Украины стал музей “Христианская Одесса” в одесском Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре. Замечательное событие открытия этого краеведческого музея в Одессе не случайно совпало с юбилеем с празднования 210- летия нашего города.

Центром православной культуры и благочестия стала славная женская обитель под руководством игумении монастыря матушки Серафимы, создавшей этот музей. Множество одесситов пришло на праздник открытия музея “Христианская Одесса”, разместившегося в специально для него построенном трехэтажном здании под голубым куполом и золотым крестом. Торжество возглавили Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, освятившие накупольный крест для музея. Присутствовало городское духовенство, гости из Молдовы и Израиля.

Храм в честь Собора преподобных Киево-Печерских отцев в Свято-Архангело-Михайловском женском монастырерасположен в здании Дома милосердия. Понуждаемые долгом христианской любви, монахини приступили к делу строительст­ва Дома Милосердия для больных и престарелых прихожан. Закладку монастырской богадельни совершил митрополит Агафангел 8(21) ноября 1995 г., в день престольного праздника обители.

В 2000 г. на втором этаже Дома милосердия разместилось регентское отделение при Одесской духовной семинарии с храмом. В 2007 г. Владыка Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский освятил престол в храме в имя Собора Киево-Печерских преподобных отцев в Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре. Восхищают росписи этого небольшого храма, как и стиль самого здания, выполненные в стиле старинном, каноничном. Богослужение в этом храме наполнены особым благолепием.

В последние годы монастырь очень приукрасился. На стенах в нутрии храма появились образа множества святых, обновляется иконостас. На здании храма, на колокольне, трапезной засверкали золотом главки с крестами, на стенах появились мозаичные образа святых. Напротив него устроена часовня чудотворного образа Богородицы «Неупиваемая чаша». Набрали силу фруктовые деревья, превратившись в сад; красивейшие цветы также украшают территорию. Появились краисвые резные беседки для страждущих напротив Дома милосердия и для насельниц монастыря.

Введен в строй новый 4-этажный корпус с церковной лавкой на первом этаже и множеством мозаичных икон на фасаде. Здесь же функционируют отделения Одесской Духовной Семинарии – регентское, иконописное, золотошвейное.Традиции женского епархиального училища продолжает Отделение Церковного художественного шитья Одесской Духовной Семинарии, открытое по благословению Владыки Агафангела в 2002/2003 учебном году трудами настоятельницы монастыря – игуменьи Серафимы. Здесь создавались многие облачения для высших иерархов Церкви – в том числе саккосы для святейшего Патриарха Кирилла, Блаженнейшего митрополита Владимира, Высокопреосвященнейшего владыки Агафангела. Теперь занятия этого отделения проходят в новом здании монастыря.

Ни средств, ни стройматериалов не было у нуждающегося в самом необходимом монастыря. Была надежда только на чудо Божие. Она уже не раз оправдывала веру сестер в милосердие Господне. Ведь при самом зарождении обители она была навечно запечатлена в указе Священного Синода, указывавшем источ­ник средств в «крепком уповании на Высочайшую милость» и покровительстве Архистра­тига Небесных сил Михаила. Главное – чтобы благословение Божие, благодать Пресвятой Богородицы и заступ­ничество Небесных ангельских сил всегда пребывало с обителью святого Архистратига Божия Михаила.

Узнать ещё об одной истории становления и развития православия в Украине, можно посетив

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь. В 1835 году граф Михаил Воронцов на окраине города, недалеко от моря построил церковь в честь Архангела Михаила - своего небесного покровителя. Через пять лет Священный Синод учредил при этом храме женский монастырь.

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь тогда стал настоящим духовно-культурным центром Одессы. Здесь функционировала больница и трапезная для малоимущих, создано Епархиальное училище для девочек-сирот. К сожалению, в годы «революционной бури» монастырская обитель была признана «контрреволюционной» и была закрыта. В 1931 году Архангело-Михайловский собор с колокольней взорвали. Хотя в грозные 40-е годы и пытались возродить в оставшихся строениях монастырскую жизнь, но в 1961 году снова было все закрыто.

Лишь в 1992 году началось настоящее возрождение обители: проводились восстановительно-строительные работы, вновь открылись мастерские по созданию и пошиву облачений, вышивке бисером и золотом, реставрации икон. На территории монастыря работают трапезная для питания неимущих и Дом милосердия, приютивших людей без определенного места жительства. Митрополит Агафангел передал в дар чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери и церковную утварь для совершения обрядов.

В настоящее время - открыт музей «Христианская Одесса», где собраны уникальные коллекции, рассказывающие о становлении православной религии в городе.

Свято-Успенский мужской монастырь

Этот будущий центр духовной культуры возник в результате трагического происшествия. Однажды во время увеселительной прогулки молдавский помещик Александр Теутул с друзьями развел костер. Греческое судно, плывшее в Одессу, приняв костер за свет маяка, сбилось с обозначенного курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, как человек верующий и сильно переживавший происшедшее, решил подарить свое имение Русской Православной Церкви.

Так, в 1814 году на подаренной территории появляется деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и архиерейское подворье. А в в 1827 году было завершено устройство маяка. Впоследствии, строения несколько раз перестраивались и в 1825 году состоялось освящение каменного храма. Кроме этого, появились трапезная, гостиница для приезжих, огороды и виноградники.

В революционные годы имущество монастыря будет конфисковано, а сам храм - взорван. Большинство священников и монахов были отправлены в ссылки. Настоящее возрождение началось лишь в 1944 году, когда монастырская обитель начинает постепенно благоустраиваться. В 1946 году этот монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и даже была создана его летняя резиденция. Поэтому монастырь стали называть ещё Патриаршим.

Сейчас Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь - центр духовной жизни Одессы и место паломничества.

На фото портрет игуменьи Серафимы.Одесский Свято- Михайловский женский монастырь.

Https://azbyka.ru/palomnik/--()

Видео в яндексе о монастыре

В Украине очень много православных монастырей Московского Патриархата.
В Них помнят о России, молятся за мир. И живут не очень богато. Кризис коснулся всех. Но жизнь продолжается и достраивается Новый Храм, работает иконописная
школа. Регентское отделение. Надо бы помогать православным России, тем, кто молится за мир, нашим сестрам и братьям в Украине.

В Абхазии тоже есть два женских православных монастыря. Троицкий женский монастырь недавно посетили мои друзья.

Служба проводится на церковно славянском языке.

МАТУШКЕ СЕРАФИМЕ

Инокиня Надежда,
Ты указала нам путь.
В том океане безбрежном
Много дорог, редких судеб.

В тех девяностых, в начале
Твой вдохновенный рассказ
Многих заставил задуматься,
Пробил паломников час…

Как вдохновенно стояла
В свете прожекторов,
Про Кампостелло сказала.
Слышен Апостолов зов.

И красотой неизменно
Ты вызывала вопрос:
Как ты могла
Все мирское
В жизни пустить под откос?

Разные направленья
Выбрал народ православный,
К Иерусалиму стремленья,
В Бари поход многославный.

И Гроб Господень впервые
Вместе с тобой увидав,
После десятилетий
Труд твой душою приняв,

Помним тебя,
Поминаем
Здравия и процветанья…
Пусть не покинет обитель
Лучшее воспоминанье.

Твой монастырь
Весь цветущий,
Свет просвещенья, по миру
В книгах к народу идущий,
Образ твой по свету чтимый,

Имя твое при крещении
Всем обещает надежду.
В Страсбурге в уединенье
Чуть приоткрытые вежды,

Лики тех Дев в темной бронзе,
Мощи Святых почивают
И распростертые руки
Матери всех обнимают…

Храм Преподобного Трифона,
Скромный, кладбище, надгоробия.
И те деревья Одесские,
Что чуть покрыты корою…

Мать не спасет их от смерти,
Душу свою сохранив,
С Верой, Надеждой, Любовью
Тихо в Аббатстве почив.

Мы добрались и припали
Тихо к мощам и взахлеб
Все о себе рассказали
Тем, кто в беде нам помог.

Кампослелло – место паломничества в Испании
Там находятся мощи Якова Заведеева-Апостола

ИГУМЕНЬЕ СЕРАФИМЕ

Как ни рядятся девы в наряды,
Не сравнится ничто с красотой
Роз, нарциссов, махровых тюльпанов,
Что блистают в Одессе весной.

Так и души тех дев, что сокрыты
Под невзрачностью темных одежд,
Озарят любовью и греют и бомжей,
И ученых, невежд.

И игуменья молодая,
Что такую красу создала,
Дивным взглядом случайно подарит,
Благодатью тебя облила.

Среди ирисов-аквамаринов,
Под сакурой, с тенью густой
Всех приветит, пройдет горделиво
И исчезнет за дверью простой.

С тем оазисом трудно расстаться,
И напиться нельзя до конца,
Уезжая – опять возвращаться,
Оставляя свои здесь сердца.

МАТУСЯ

Эта встреча – нежданная радость,
Будто встретил любимый цветок,
Весь в расцвете: улыбка, сиянье
Ясных глаз и волос завиток.

Недоступна в миру и доступна,
Ты любому, кто связан с тобой.
Неужели быть рядом достойна
Я помощницей слабой с тобой?

Помолись за нас грешных, Матуся!
И сердца наши бьются сильней,
И так много захочется сделать.
Ты на сердце пролила елей!

Жить же рядом и благо и мерка,
Чтобы увидеть твой труд до конца,
Ведь паломник к тебе для примера
Приведет и родного отца.

Всех расспросишь, приветишь, утешишь!
И помолишься тихо за нас.
И Архангелов глас мы услышим
В наш вечерний, молитвенный час.

Благодарны тебе мы, Матуся!
Ты Надежда, Любовь и восход!
В монастырь в православной Одессе
Мы приедем на будущий год.

ИНОКИНЕ АНАТОЛИИ

Свято-Михайловский женский монастырь

Приходят иногда сюда миряне,
И надо выслушать, приветить, угостить.
Сегодня ж воскресенье.
Надо маме хоть несколько мгновений уделить.

Она приехала из Крыма ненадолго
Взглянуть на дочку, приласкать, обнять.
Оставим их вдвоем,
Что нам без толку
Мешать их разговору –
Дочь и мать!

Вот Анатолия,
И хороша без меры.

Поет и вышивает.
Все при ней.
Глаза искрятся радостью и верой.
Ты – лучшая из дочерей!

НИКОНОВСКИЙ КОРПУС

Через дверь свет лампадки багряный,
Тишина, в кельях полный покой,

У Почаевской скромно Татьяна
Раздувает вечерний огонь.

На ночь масло залито.
И девы,
Те, что вовремя масло зажгли

Могут спать
И во сне видеть – небо.

Ну а кто не зажег,
Те – ушли…

НАСЕЛЬНИЦАМ СВЯТО-МИХАЙЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В разгаре лето, вечер, монастырь,
И солнце уходящий луч бросает.

За Домом Милосердия кресты
В последних отблесках, как в инее, сияют.

И месяц молодой уже повис,
При свете он часовне поклонился.

Борис и Глеб,
Здесь чтят и помнят Вас.

Благоуханной жертве
Господу склонимся.

Роскошен сад, ухожен, весь в цветах.
Чудесно все здесь, словно в райских кущах,

И инокинь виденья, темных птах
Мелькают силуэты, медленно идущих.

Вот Никоновский корпус впереди,
Как сказочный дворец белеет на закате.
И лестница гранитная ведет
К Почаевской, что вся сияет в злате.

Закончен день, он полон
Молитв, и послушаний, и скорбей.
Архангел Михаил –
О Вас он помнит,
Заря подарит всем.
Страницы новых дней!

Я жила в Никоновском корпусе, он прекрасно отреставрирован. Гранитная лестница вычурно изгибается. Вокруг белые колонны. И вверху образ Почаевской Божьей Матери. Она в красных одеждах, с Младенцем на руках. Рядом постоянно свежие цветы. Горит лампадка. В столовой – прекрасное пианино. И ковер над ним с образом Архангела Михаила. Девушки с регентского отделения разучивают там новые песнопения. Часто просыпаешься или засыпаешь и слышишь их волшебные голоса.

ИНОКИНЕ ЕКАТЕРИНЕ, ИКОНОПИСЦУ

Твой светлый взгляд
Меня привлек,
Ты в темном окормлении,
Как в короне.

И взмах ресниц
О многом говорит,
Разлет бровей:
– Ей быть на троне!

Царь Иоанн тебя бы предпочел
Из многих дев
И мог назвать царицей.

Но выбрала иной ты в жизни путь:
Художницею быть,
Христовой птицей.

Учиться бы тебе,
Екатериной стать.
И знания украсили б твой путь.

И в череде годов
Любимый Сергий
Поможет различать
В иконах Божью суть.

Улыбкой ласковой
Всем душу согреваешь.
В монастыре –
Хрустальная вода!

Еще ты девочка,
Но поступь молодая
По хрупкому ледку
Уже тверда.

СХОДСТВО

Инокине Ксении, иконописцу.

«Графиня Ксения», « Балкон»,
И взгляд, пронзивший чрез столетья.

Платочек светлый и поклон
Пред выходом в моей передней.

И эта встреча, что подчас
На долгие года сближает.

И дар художника во всем,
Как ореолом, окружает.

А эти грустные глаза
И челка модная в Париже.

Они другой принадлежат,
Но инокиня ближе, ближе.
Вот завиток и белый флер,
Прекрасный веер, в позе томной

Брюнетка взглядом удивленным
Оглядывает свой балкон.

Как была в музее я,
Не думала и не гадала,

Что там художница одна
Все взоры мыслью приковала.

И если Берта Моризо,
Как маха Гойи, совершенна,

То Ксения, молясь в слезах,
На лики смотрит отрешенно.

И Ваше сходство у Мане
В задумчивости темных глаз,

В изгибе белых лебедей
И в незаконченности фраз.

Берта Моризо – художница, будущая жена брата Э. Мане, позировавшая ему при написании картины, их сходство с Ксенией – поразительно. Обе художницы! Музей Д.Орсе в Париже

СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ

Тюльпаны полураскрыты,
И яблони розовеют,
И в темных подрясниках девы
Ансамблем «Березка» темнеют.

В наряде воздушном деревья,
Каштан весь пушистый от цвета.
Краса, благодать здесь в апреле.
А что же увидишь тут летом?

Сейчас же преддверие Пасхи,
И праздничное настроение.
Кустарник с сиреневой веткой,
Нам к осени зреет варенье.

Повсюду посадки, все чисто.
Дубы с молодою листвою.
И небо, огромное небо
Под куполом, все голубое.

Кресты золотые искрятся,
Нестройно щебечут зверушки:
Ведь наш монастырь посетили
С московским приветом игрушки.

Корова, на хвостике бантик,
Твердит про свое молоко.
А там земляничка воркует:
«Как я Вас люблю!». Всем легко.

В глазах у насельниц – улыбка,
Как утро, преддверие счастья.
Игуменья ловко и быстро,
Для каждого слово участья.

Поклонимся ей за заботу,
За рая кусочек земной.
Такую обитель паломник,
На Родине вспомнит с тоской.

ПЕЧЕРСКИЕ ПЕЩЕРЫ

Свеча в руке,
В душе – соборность.
К святыням мы идем с тобой.
Пещеры, светлые на ощупь,
И темные – в душе больной.

Мы тело бренное пред ними
Несем уныло в глубь Земли,
И лики, вечные, немые
Считают горестные дни.

Пред ними трепетно горима,
Душа твоя вся на виду.
Комок у горла, слезы душат,
Еще шажок, еще пройду.

Дойду ль до этой древней церкви?
Увижу ль Золотой Алтарь?
Здесь иноки молились.
Верно, бывал здесь рядом
Князь и царь.

И это ложе, Феодосий,
Оно свалило под откос
Мою пылающую совесть,
Утех земных большой запрос.

Не успеваешь за толпою
К мощам молитвенно припасть.
Понять ничтожество мирское
И в покаянии упасть.

Остановиться на мгновенье
Средь суеты мирских забот
И получить отдохновенье,
И жизни правильный исход.

Мы выйдем скоро из-под спуда.
Поднимемся на Божий свет,
Увидим, как цветет в иконе
Засохшей веточки букет.

И Чудо нам послала Анотоний,
Поклон из тех далеких лет.
Его увидели мы церковь!
Он снял наложенный запрет!

В ноябре 2006 года я после двадцатилетнего перерыва, наконец-то, с Божьей помощью, попала в Киевско-Печерскую Лавру. Матушка Серафима посвятила мне целый день, и мы были в Пещерах вместе. Ее все узнавали. Просили благословения. Но к Пещерам Преподобного Антония нас не пустили. Матушка Серафима не стала просить. А просто повернулась и пошла…
Вдруг инок окликнул нас и другими путями привел к преподобному Антонию. Матушка позже сказала: “Что это – Чудо! Никто не может нарушить приказ Блаженнейшего Владимира, настоятеля Лавры”.
Видимо, велико было наше желание побывать там. И по молитвам матушки нам сподобилось приложиться к мощам Святого Антония.

НОВЫЕ ДРУЗЬЯ

С Почаевской иконой
Всем Вам легче
По лестнице –
Как по судьбе,

В трудах,
Молитвах,
Будьте вместе.

Архангел Михаил
Поможет Вам в борьбе!

Юные девы, как прежде,
В кельях поют монастырских.
Новое поколение,
Голос звучит херувимский.

Птичек напоминают
Милым своим щебетаньем.
Песнь задушевная льется,
Господу напоминанье.

– Верую, верую, –
Где-то рядом со мною поют.
Боже, спасибо,
Что создал
Этот духовный приют.

Судьбы свои Вы связали
С монастырем Михаила.

Тот, что в Одессе
Все знают.
В том,
Где в игуменье
Сила
И дух пребывают!

Все здесь изысканно, ново.
Девичье поколение,
Лестница в небо готова!

В сад раздаются аккорды,
И запах роз воцарился.
Милые Божьи невесты,
Кто-то о Вас помолился.

Здесь чистота и порядок,
Дружно живет вся семья.
И кто увидит Вас рядом,
Скажет: "Сияет Земля!"

ВЫШИВАЛЬЩИЦА

Матушке Анатолии

Лампадка, лунный свет,
«раскол» и «гладь»
И звук распевов редких с Валаама.
«Крюки», не ноты здесь поют для Вас.
Иголка движется к заутренней упрямо.

Вышивальщица в тиши.
День прошел, он многотруден.
Сколько дел ты совершил.
Монастырь почти безлюден.

Тишина. Окно открыто.
Образ Девы на холсте.
Инокиня ловко водит
Золотую нить в руке.

Полуночье, безвременье
И молитва на устах…
И к утру горит творенье,
Ореол весь в жемчугах.

Скань с финифтью уступают
Этой вышивке Святой.
Нимб из золота сияет
Неземною красотой.

Забываешь все тревоги
Только б глаз не отрывать
Анатолии с поклоном
В Храм икону передать…

В монастыре я познакомилась с замечательной молодой девушкой – инокиней Анатолией, в крещении Татьяной. Мы подружились…и вместе собираемся в паломничество и в Крым, в Топлевский женский монастырь, который находится в горах, и под Питер. Где она жила раньше… Она превосходная хозяйка. Очень музыкальна. Имеет прекрасный голос. Регентует и чудесно вышивает. Матушка Серафима благословила вышить две иконы Святителя Макария Невского.
Одну в подарок о. Георгию Крейдуну в Барнаул. Во вновь отстроенный Храм, к его освящению, который он с Божьей помощью достраивает. Храм освящен в честь Иоанна Богослова.
И вторую икону в Троице-Сергиеву лавру, где находятся мощи Святителя Макария Невского, последнего митрополита Московского, епископа – Алтайского, канонизированного в 2000 году.

Одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь имеет славную 160-летнюю историю. Его создавали знаменитые деятели Одессы: князь М. Воронцов и его супруга Е. Воронцова, друг Пушкина графиня Р. Эдлинг, меценат и литератор А. Струдза и др. В 1835 г. генерал-губернатор граф Михаил Воронцов построил на пустыре у моря, на окраине города, церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила. В 1840 г. Священный Синод постановил при этом храме учредить женский общежительный монастырь. Место сие действительно оказалось великим, ибо здесь творилось столько добрых начинаний, столько пользы несло оно городу и людям, что благой след его оказался чрезвычайно глубоким. В обители велась большая благотворительная работа: функционировали трапезная для бедных, больница, училище для девочек-сирот. Неусыпным трудом настоятельниц обитель процветала. Такие игуменьи, как Тавифа, Сусанна, Миропия, Архелая и Рафаила, вели строительство духовного дома святой семьи монашествующих.

В 1923 году обитель была закрыта "как контрреволюционная" за поддержку патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу. В 1931 году были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня.
Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь

Но вера не погибла в сердцах людей. Она лишь спряталась, ушла в тайники души. При оккупации Одессы в 1941 г., когда рухнули препоны, это проявилось с особенной силой. В городе открылись все храмы. 27 апреля 1942 г. был составлен акт передачи помещений монастыря сестрам обители. 3 сентября 1944 г. настоятельницу монахиню Анатолию возвели в игуменский сан. В обители тогда проживало более 70 сестер. Сестры трудились, не покладая рук, в монастырской больнице, мельнице, огороде, на скотном дворе, за выпечкой просфор, в мастерских, в церкви. Монахини имели счастье общаться со святым подвижником старцем Иоанном (в миру Иваном Петровичем Жуковским), юродивым Христа ради, проживавшем в послевоенные годы в стенах обители.

В 1961 г. советскими и партийными органами монастырь был закрыт, а его территория передана городской туберкулезной больнице. Возрождение обители началось в 1992 г. Монастырь в то время представлял собой жалкое и убогое зрелище: Певческий корпус лежал в руинах, корпуса были полуразрушены, сквозь зияющие дыры в прогнившей крыше росли деревья и трава. Всюду были видны следы многолетнего запустения. Обитель поднялась из руин попечением архипастыря Одессы Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела. Он пожертвовал монастырю чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери. Зная, как важно возродить литургическую жизнь, владыка пожертвовал также евхаристический набор во упокоение своих родителей инокини Макарии и воина Михаила, позолоченное облачение на святой Престол, различную утварь, несколько автомашин, строительные материалы и т.д.

Имея такую крепкую духовную поддержку, обитель старается возродить те славные традиции прошлого, которыми она снискала себе доброе имя у Бога и людей. Открыты мастерские по пошиву облачений, изготовлению утвари, реставрации икон, вышивке золотом и бисером. При обители действует благотворительная трапезная для питания бедных и неимущих, которых принимают около 500 человек в день, с любовью оказывая посильную помощь. На территории монастыря действует Дом Милосердия, в котором нашли приют 80 обездоленных. Много сил монастырь отдает работе с детьми, помогая детским дошкольным и школьным учреждениям, городской школе-интернат для детей- инвалидов и т.д. При обители открыты школы духовного просвещения: для инвалидов, при детском санатории, при женской тюрьме, воскресная школа для прихожан. Кроме воскресных школ, просветительская деятельность ведется через библиотеку, насчитывающую большое количество, как дореволюционных изданий, так и книг, изданных в современный период.

В выставочном зале Дома Милосердия регулярно проводятся выставки, другие культурные мероприятия. При монастыре действую Регентское и Золотошвейное отделения Одесской духовной семинарии, где обучаются студентки со всех концов Украины. Монастырь имеет два скита: Свято-Рождество-Богородичный в с. Бараново и Свято-Вознесенский в г. Одессе.

Одесский Михаило-Архангельский женский монастырь Женский монастырь во имя Архангела Михаила в г. Одесса (Одесская епархия)

В г. генерал-губернатор граф Михаил Воронцов построил на пустыре у моря, на окраине города, церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила . В г. Святейший Синод постановил при этом храме учредить женский общежительный монастырь. В обители велась большая благотворительная работа: функционировали трапезная для бедных, больница, училище для девочек-сирот. Неусыпным трудом настоятельниц обитель процветала.

В году обитель была закрыта "как контрреволюционная" за поддержку патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу . В году были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня.

При оккупации Одессы в г. в городе открылись все храмы. 27 апреля г. был составлен акт передачи помещений монастыря сестрам обители. 3 сентября г. настоятельницу монахиню Анатолию возвели в игуменский сан. В обители тогда проживало более 70 сестер. Сестры трудились, не покладая рук, в монастырской больнице, мельнице, огороде, на скотном дворе, за выпечкой просфор, в мастерских, в церкви.

В послевоенные годы в стенах обители жил блаженный Иоанн (Иван Петрович Жуковский) , юродивый Христа ради.

В г. советскими и партийными органами монастырь был закрыт, а его территория передана городской туберкулезной больнице.

Возрождение обители началось в г. Монастырь в то время представлял собой жалкое и убогое зрелище: певческий корпус лежал в руинах, корпуса были полуразрушены, сквозь зияющие дыры в прогнившей крыше росли деревья и трава. Всюду были видны следы многолетнего запустения.

С тех пор монастырь активно восстанавливается. Открыты мастерские по пошиву облачений, изготовлению утвари, реставрации икон, вышивке золотом и бисером. При обители действует благотворительная трапезная для питания бедных и неимущих, которых принимают около 500 человек в день, с любовью оказывая посильную помощь. На территории монастыря действует Дом Милосердия, в котором нашли приют 80 обездоленных.

Много сил монастырь отдает работе с детьми, помогая детским дошкольным и школьным учреждениям, городской школе-интернат для детей-инвалидов и т.д. При обители открыты школы духовного просвещения: для инвалидов, при детском санатории, при женской тюрьме, воскресная школа для прихожан. Кроме воскресных школ, просветительская деятельность ведется через библиотеку, насчитывающую большое количество, как дореволюционных изданий, так и книг, изданных в современный период. В выставочном зале Дома Милосердия регулярно проводятся выставки, другие культурные мероприятия. При монастыре действую Регентское и Золотошвейное отделения Одесской духовной семинарии, где обучаются студентки со всех концов Украины.

В городе Одесса уже более 150 лет функционирует женский монастырь. В прошлом столетии учреждение неоднократно закрывали по ряду причин. В 1992 году Михайловский монастырь открыл официально двери всем нуждающимся в крове и добром слове. Настоятельница храма – игумения Серафима (Шевчик).

Условия

На территории функционирует отделение «Милосердия», размещает около 80 человек. Монахини ухаживают за лежачими, помогают им ежедневно справляться с бытовыми проблемами.

Сопровождают на прогулках людей с ограниченными возможностями, кормят, оказывают помощь при проведении гигиенических процедур, всегда выслушают и поддержат своих постояльцев.

Питание

Не только проживающие в доме «Милосердия» могут получать качественное , но и все неимущие и бедные. Общественная трапеза накрывает столы горячими блюдами, ежедневно ее посещают около 50 человек.

Досуг

На территории открыты различные мастерские. Постояльцы принимают активное участие в пошиве церковных облачений, изготавливают различную утварь для церковных обрядов, занимаются реставрацией икон.

Каждый желающий может посетить духовные школы, которые открыты при монастыре. В собраны множество книг, в том числе произведения дореволюционного времени. Территория монастыря полностью обустроена пешеходными дорожками, скамейками, где можно посидеть и подышать свежим воздухом.