Построение модели самолета миг 29. Легендарные самолеты. Технические характеристики истребителя

6 октября 1977 года свой первый полет совершил опытный экземпляр самолета МиГ-29 . МиГ-29 - это советский/российский легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, разработанный специалистами ОКБ МиГ. Согласно информации официального сайта РСК «МиГ», всего было выпущено более 1600 истребителей данного типа, которые состоят на вооружении ВКС России и еще 25 стран мира . Самолет производится серийно с 1982 года, сегодня в нашей стране выпускаются усовершенствованные модификации данной боевой машины, которые по-прежнему пользуются спросом на мировом рынке вооружений.

Легкий истребитель МиГ-29 стал вторым боевым самолетом 4-го поколения, который был разработан конструкторами ОКБ имени А. И. Микояна, в то время как первым советским боевым самолетом 4-го поколения стал истребитель-перехватчик МиГ-31, работы над созданием которого начались еще в конце 1960-х годов. К работам над легким фронтовым истребителем МиГ-29 в ОКБ имени А. И. Микояна приступили в 1970 году. Новая машина должна была принять эстафету основного истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23. Помимо этого конструкторам ставилась задача превзойти по летно-техническим характеристикам новейшие на тот момент времени американские истребители F-15 и F-16.

Основными особенностями нового истребителя стали: применение интегральной аэродинамической компоновки, в такой компоновке фюзеляж самолета выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы; перспективной силовой установки, состоявшей из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33; новых управляемых средств поражения; современной системы управления вооружением.

В рамках работ по созданию истребителя МиГ-29 специально была организована межведомственная программа обеспечения надежности боевых систем и комплексов. В результате ее работы были достигнуты высокие показатели надежности, которые превосходили требования заказчиков и достигнутый к тому моменту мировой уровень. Также при создании нового легкого фронтового истребителя в ОКБ Микояна была создана специальная система стендов, в том числе - для полунатурного моделирования. Данное решение позволило значительно снизить сроки испытаний и повысить качество авиационной техники.

По информации официального сайта РСК «МиГ», разработка легкого фронтового истребителя МиГ-29 и его модификаций с 1972 по 1982 год велась под руководством заместителя генерального конструктора А. А. Чумаченко, в 1982 году главным конструктором самолета был назначен М. Р. Вальденберг, с 1993 года тему возглавлял В. В. Новиков. В настоящее время модернизация самолета МиГ-29 осуществляется под руководством главного конструктора А. Б. Слободского, а разработка новых модификаций истребителя - под руководством Н. Н. Бунтина и И. Г. Кристинова.

Постройка первого опытного экземпляра истребителя МиГ-29 (бортовой номер 901) завершилась в августе 1977 года. После проведения необходимых наземных испытаний, пробежек и рулежек к октябрю года самолет был готов к выполнению первого полета. В четверг, 6 октября, 1977 года шеф-пилот ММЗ имени А. И. Микояна А. В. Федотов впервые поднял самолет в небо. В летных испытаниях новой боевой машины также принимали участие летчики ОКБ: П. М. Остапенко, Б. А. Орлов, А. Г. Фастовец, В. Е. Меницкий, В. В. Рындин.

После завершения в 1982 году широкомасштабной программы летных испытаний новый самолет был запущен в серийное производство на МАПО (сегодня - Производственный комплекс №2 РСК «МиГ») и в 1987 году был официально принят на вооружение ВВС Советского Союза. С 1986 года истребители МиГ-29 широко поставляются на экспорт. Первые машины уже в 1986 году получила Индия, а в следующем году за ней последовали Югославия и Ирак, в дальнейшем география поставок истребителя только увеличивалась.

Дебют самолета на международной арене произошел в 1988 году. Самолет был представлен на авиасалоне Фарнборо в Великобритании, что само по себе было беспрецедентным решением. До этого советская боевая техника никогда не принимала участия в подобных авиасалонах. Появление истребителя МиГ-29 на авиасалоне Фарнборо стало настоящей сенсацией, а сам самолет стал главной звездой салона. Особенно зрителей и авиационных специалистов впечатлила фигура высшего пилотажа «Колокол». Данный элемент был включен в летную программу для того, чтобы предоставить потенциальным заказчикам как можно больше информации о новом самолете. В частности, наглядно демонстрировалось, что МиГ-29 сохраняет управляемость на траектории при нулевых и даже отрицательных скоростях полета, его ориентация в пространстве не влияет на устойчивость и управляемость машины, а силовая установка устойчиво и надежно работает во всем диапазоне скоростей.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет обладает интегральной компоновкой планера. Планер истребителя состоит из развитого по размаху и длине профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), который плавно сочленен через зону наплыва с крылом трапециевидной формы, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и вертикального двухкилевого оперения. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые были размещены в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса самолета. Основные воздухозаборники турбореактивных двигателей расположены под центропланом, дополнительные находятся на верхней поверхности наплывов крыла самолета. Шасси МиГ-29 трехопорное, убирающееся.

Примерно 40 % подъемной силы самолета в полете обеспечивает его корпус, 60 % - крыло. При углах атаки более 17 градусов в создании подъемной силы роль корпуса и наплывов крыла увеличивается. Особенностью планера легкого истребителя стало наличие в его конструкции крупногабаритных штамповок, а также прессованных панелей, их использование позволило снизить количество нагруженных стыков.

Основные конструкционные материалы планера самолета - это сплавы алюминия и высокопрочные стали. В ряде ответственных узлов и деталей истребителя (в хвостовой части корпуса, в лонжеронах крыла и т. п.) был применен титан. Доля композиционных материалов в общей массе конструкции истребителя МиГ-29 составляла порядка 7 процентов. Для облегчения осмотра и обслуживания, а также ремонта самолета в процессе эксплуатации к элементам конструкции и блокам оборудования был обеспечен удобный подход.

Высокая тяговооруженность, рациональная аэродинамическая компоновка, надежная автоматизированная система управления обеспечили легкому фронтовому истребителю МиГ-29 отличные маневренные характеристики, которые присущи самолету и сегодня. В конструкции истребителя нашлось место широкому применению композиционных материалов. В основном варианте вооружение самолета состояло из 30-мм автоматической пушки ГШ-301, двух управляемых ракет средней дальности Р-27 с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения на цель и четырех управляемых ракет высокоманевренного ближнего боя Р-73.

Впервые в мире на истребителе МиГ-29 была применена комплексная система управления вооружением на основе квантовой оптико-локационной станции КОЛС (комбинация обзорно-следящего теплопеленгатора с лазерным дальномером), импульсно-доплеровской РЛС Н019 и нашлемной системы целеуказания под обозначением «Щель-3УМ». Работой всех перечисленных систем, впервые в мире объединенных в единый комплекс, управляли бортовые электронно-вычислительные машины.

Несмотря на то, что с момента первого полета опытного образца истребителя МиГ-29 прошло уже 40 лет, боевая машина по-прежнему востребована на мировом рынке военной техники, это подтверждается имеющимися заказами на данный истребитель. Так в 2016 году Россия закрыла контракт по поставке ВМС Индии 29 . Данные самолеты, относящиеся к поколению «4+», предназначены для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, а также поражения наземных и надводных целей современным высокоточным оружием. Самолеты могут одинаково эффективно использоваться в любых погодных условиях и днем, и ночью.

Также в 2017 году Россия начала исполнение контракта по поставкам Египту истребителей МиГ-29М/М2. Всего эта североафриканская страна получит порядка 50 самолетов данного типа. Скорее всего, речь идет о поставке 46 истребителей МиГ-29М и 6-8 «спарок» МиГ-29М2 для боевой подготовки египетских летчиков. Впервые информация о данном контракте появилась в российских СМИ в мае 2015 года, тогда специалисты оценили стоимость контракта на поставку порядка 50 истребителей с вооружением примерно в два миллиарда долларов. Данный заказ стал самым большим на самолеты МиГ-29 за все постсоветское время.

МиГ-29М/М2 можно назвать последним на сегодняшний день развитием платформы легендарного истребителя МиГ-29. Основным отличием новой машины являются новое радиоэлектронное оборудование, усовершенствованные двигатели с управляемым вектором тяги, возросшая дальность полета. Данный вариант истребителя был разработан в России в 2000-е годы с применением решений, которые возникли в ходе работ по созданию палубного варианта истребителя МиГ-29К/КУБ (изделие 9-41/47).

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum – точка опоры) – советский, теперь российский многоцелевой истребитель, относящийся к 4-му поколению, был создан в ОКБ МиГ. Свой первый полет совершил 6 октября 1977 года. В 1971 году в ОКБ МиГ был представлен проект легкого истребителя, который получил обозначение МиГ-29Д. Основной задачей, которая возлагалась на новый самолет, было обеспечение противовоздушной обороны стратегически важных объектов, небольших территорий, а также групп войск. В том же 1971 году в КБ МиГ приступили к детальной разработке проекта нового истребителя.

При создании нового истребителя конструкторам пришлось столкнуться с рядом трудностей, в частности в то время существовал запрет на доступ к мировым «ноу-хау», что серьезно ограничивало возможности бортовой электроники истребителя, а также вело к увеличению общего веса самолета. При этом управляемость истребителя была ограничена использованием возможностей классической механической системы управления.

Некоторую ограниченность МиГ-29 его создатели смогли компенсировать за счет очень высоких аэродинамических характеристик и вооружения. Так, управляемые ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» и по сей день обладают рядом непревзойденных технических характеристик, в частности высокой маневренностью и высокой дальностью полета.


.

Кроме этого, истребитель МиГ-29 был оснащен локатором Н-019 «Топаз», который позволял машине обнаруживать воздушные цели как в воздухе в свободном пространстве, так и на фоне земли. Помимо этого истребитель получил катапультные кресла К-36, которые обеспечивали пилоту возможность покинуть машину на скоростях от 75 до 1500 км/ч (известны также случаи спасения летчиков и при больших скоростях, которые превышали 2000 км/ч). Летные испытания машины, которые состоялись 6 октября 1977 года, подтвердили очень удачную конструкцию фронтового истребителя.

В МиГ-29 конструкторам удалось разрубить «гордиев узел» очень высоких требований к летно-техническим характеристикам истребителя при ограниченных экономических и технологических возможностях. От иностранных (даже современных) аналогов МиГ-29 отличается выдающейся маневренностью в уникальном диапазоне высот и скоростей, а также эффективной системой вооружения для участия в высокоманевренном воздушном бою, простотой в обслуживании и мощностью конструкции каркаса.

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 является одним из лучших истребителей в своем классе. «Мечта любого летчика» – именно так об этом истребителе 4-го поколения отзывался летчик германских Люфтваффе. В 1988 году ГДР получила от СССР 24 истребителя МиГ-29, которые после объединения Германии оставались на вооружении 73-й эскадры. Эти самолеты прошли модернизацию и были сняты с вооружения лишь в 2003-2004 году. При этом машины не были списаны, их передали Польше. Хорошо отзывался об истребителе и канадский летчик Боб Уэйд, общий налет которого составляет более 6500 часов. Он стал одним из первых западных летчиков, кому удалось пилотировать данный самолет.

После полетов на МиГ-29 канадец заявил: «Я поражен управляемостью и маневренностью данного истребителя, особенно его способностью изменять свою ориентацию в полете. МиГ-29 – это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне недозволенно сравнивать эту машину с каким-то конкретными западными истребителями, но я могу совершенно точно сказать о том, что характеристики русского истребителя при воздушном показе вплоть до участка малых скоростей полетной области ни в чем не уступают, а, возможно, и превосходят то, что можно выполнить на западных истребителях ».

Истребитель МиГ-29 создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе в заданном районе боевых действий или на небольшом участке фронта . Основной его задачей была борьба с самолетами противника, прикрытие с воздуха тыловых объектов и скоплений войск, противодействие воздушной разведке противника в любое время суток, даже в сложных метеорологических условиях. Помимо поражения вражеских воздушных целей на малых и средних дистанциях, в том числе и на фоне земли, самолет мог использоваться для ударов по наземным и морским целям как подвижным, так и неподвижным.


Фронтовой истребитель МиГ-29СМТ .

По словам главного конструктора истребителя М.Р.Вальденберга, МиГ-29 был спроектирован с учетом ряда конструктивных решений, которые удалось отработать на МиГ-23, но в то же время создание нового истребителя представляло собой шаг такого же значения, как и разработка в свое время истребителя МиГ-15 после самолета МиГ-9, который был реактивным первенцем ОКБ МиГ.

Это был один из первых самолетов МиГ (наряду с перехватчиком МиГ-31), на котором появились двухконтурные турбореактивные двигатели (вместо одноконтурных, которые использовались на всех предыдущих самолетах компании), а также радиолокатор, обладающий способностью обнаружения целей на фоне подстилающей поверхности. Фронтовой истребитель МиГ-29 стал первой принципиально новой машиной, которая была создана под руководством генерального конструктора Р.А.Белякова (после кончины в 1970 году одного из создателей ОКБ МиГ – А.И.Микояна).

По многим параметрам МиГ-29 превосходил свои зарубежные аналоги – истребители «Мираж» 2000, F-16, F/A-18 . Отличная аэродинамика и высокая тяговооруженность давали истребителю хороший разгон и скороподъемность, малые радиусы выполнения виражей, большие угловые скорости разворота, а также возможность совершения длительных маневров с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести достаточно активный маневренный бой с использованием всеракурсных ракет, а также автоматической пушки, выполнять перехват разведывательных и ударных самолетов.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был оснащен 2-мя турбореактивными двигателями Туманского, которые использовали дожиг топлива и развивали на взлете тягу в 8300 кгс. Двигатель истребителя был бездымным и обладал впрыскиванием воды при посадке, как и все остальные двигатели данного конструктора. Уникальной особенностью истребителя было то, что он мог подниматься в воздух с полной боевой нагрузкой на одном включенном двигателе, с включением второго двигателя уже в воздухе . Такой режим позволял сэкономить драгоценное время в случае взлета по боевой тревоге.


.

Большие крылья МиГ-29 давали самолету массу преимуществ. Они обеспечивали истребителю высокую подъемную силу при сравнительно небольшой нагрузке на крыло. Результатом этого была его превосходная маневренность, а скорость разворота истребителя просто впечатляла специалистов. Крыло самолета было снабжено эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами, а также полностью открывающимися предкрылками. Угол атаки МиГ-29 был сравним с углом атаки основного палубного истребителя США F/A-18 «Hornet».

Кабина истребителя была удивительно просторной и накрывалась сверху большим фонарем, что обеспечивала пилоту больший обзор, в сравнении с западными истребителями. Приборная панель истребителя была практически идентична аналогичной на тяжелом истребителе Су-27, что облегчало летчикам возможность перехода с одной машины на другую.

Истребитель мог нести на своей подвеске самое разнообразное вооружение. Не только ракеты класса «воздух-воздух», но и ракеты «воздух-поверхность», а также различное бомбовое вооружение. МиГ-29 – это универсальный самолет, который может как завоевывать превосходство в воздухе, так и наносить бомбовые удары по наземным целям.

Современный вариант модернизации — МиГ-29М

В 2005 году РСК «МиГ» приступила к серийному производству многофункциональных истребителей нового унифицированного семейства, которые относились к поколению «4++». Все истребители данного семейства были унифицированы по своей конструкции, бортовым системам, силовой установке, радиоэлектронному оборудованию, а также комплексу вооружения. Унифицированное и модифицированное семейство истребителей будет еще достаточно долго пользоваться спросом на рынке вооружений. В состав данного семейства вошли :

– фронтовые истребители МиГ-29М (одноместный) и МиГ-29М2 (двухместный);
– корабельные истребители МиГ-29К (одноместный) и МиГ-29КУБ (двухместный);
– фронтовые истребители МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный).

Фронтовой истребитель МиГ-29М с отклоняемым вектором тяги .

Истребители МиГ-29М и МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++» обладающие увеличенной боевой нагрузкой, повышенной дальностью полета, а также расширенной номенклатурой бортового вооружения.

Основными технологическими и техническими новшествами, которые были внедрены на истребителях МиГ-29М/М2, стали :
– усовершенствованное крыло и фюзеляж;
– существенно уменьшенная заметность в радиолокационном диапазоне;
– цифровая комплексная электродистанционная система управления истребителем, имеющая четырехкратное резервирование;
– возросшая емкость топливной системы и наличие системы дозаправки самолета в воздухе;
– выросшая боевая нагрузка, размещаемая на 9 точках внешней подвески.

В настоящее время силовая установка истребителей включает в себя ТРДДФ РД-33МК, обладающие увеличенной тягой, а также оборудованные новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC) и бездымной камерой сгорания. Двигатели самолета имеют модульную конструкцию и отличаются увеличенным ресурсом и надежностью. По требованию заказчика на самолете могут быть установлены модифицированные двигатели РД-33МК, оснащенные всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Такие двигатели обеспечивают самолету решающее преимущество в современном маневренном воздушном бою.


БРЛС «Жук-МЭ» .

Самолеты МиГ-29М/М2 отличаются от своих предшественников повышенной надежностью узлов, систем и агрегатов и улучшенными эксплуатационными характеристиками. По сравнению с истребителями ранних серий, стоимость летного часа на новых машинах в 2,5 раза меньше .

Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителей МиГ-29М/М2 основано на принципе открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет при желании заказчика установить на истребитель новое вооружение и оборудование как российского, так и иностранного производства. На самолете была установлена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская БРЛС «Жук-МЭ», которая производится Корпорацией «Фазотрон-НИИР».

Бортовая РЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущих поколений, «Жук-МЭ» обладает увеличенной вдвое дальностью обнаружения целей, большим диапазоном углов обзора по азимуту, меньшим весом и более высокой надежностью. БРЛС «Жук-МЭ» в состоянии обеспечить одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и одновременную атаку ракетами 4 из них .

Самолеты МиГ-29М/М2 оснащаются системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет и многоканальной оптико-локационной станцией. Есть возможность установки на истребитель контейнеров с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой для подсветки расположенных на земле целей. В состав комплекса вооружений истребителя входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также неуправляемые ракеты, корректируемые и обычные авиабомбы, а также встроенная 30-мм автоматическая пушка.

Лётно-технические характеристики МиГ-29М :
Взлетная масса истребителя – 17.500 кг
Максимальная скорость:
— у земли – 1500 км/ч
— на большой высоте – 2 400 км/ч
Максимальное число М – 2,25
Практический потолок истребителя – 17500 м
Максимальная перегрузка – 9g
Дальность полета перегоночная:
— без ПТБ – 2000 км
— с 3 ПТБ – 3200 км
— с 3 ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 6000 км
Тип двигателей: РД-33МК
Тяга на взлёте, кгс 2х9000

Вооружение :
Число точек подвески – 9
Управляемые ракеты «воздух–воздух»:
— малой дальности 8 х Р-73Э
— средней дальности 6 х РВВ-АЕ
Управляемые ракеты «воздух–поверхность»:
— общего назначения 4 х Х-29Т(ТЕ)
— противокорабельные 4 х Х-31А, Х-35Э
— противорадиолокационные 4 х Х-31П
Корректируемые бомбы 4 х КАБ-500Кр
Встроенная 30-мм автоматическая пушка – ГШ-301 (150 снарядов).

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum ) - советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1970-х годов.

История МиГ-29

Первые работы по созданию истребителей 4-ого поколения начались в СССР и США в конце 1960-х. Имея на вооружении вполне эффективные истребители и СССР не торопился в создании замены для них, однако, полученная разведкой детализация американской программы F-X, детищем которой стал McDonnell Douglas , заставило руководство страны пересмотреть свои планы. МиГ-21 был быстрым, но уступал в дальности и вооружениях, а МиГ-23 летал дальше, но был не слишком маневренным. В итоге, в 1969 году был инициирован конкурс на создание ПФИ (перспективный фронтовой истребитель), в котором участвовали бюро Микояна и Гуревича, Сухого и Яковлева. Конкурс выиграло ОКБ МиГ.

Тем не менее, в ходе разработки стало ясно, что сделать абсолютно универсальный самолет слишком сложно и дорого. Было решено разделить программу ПФИ на две: ЛПФИ (легкий), которым занималось ОКБ МиГ, и ТПФИ(тяжелый) за который взялось ОКБ Сухого. Результатом ЛПФИ стал МиГ-29, а ТПФИ, соответственно, .

Первый полёт прототипа «Продукта 9» — МиГ-29А был совершён 6 октября 1977 года. Из-за задержек связанных с потерей двух прототипов в авариях серийное производство было развёрнуто только в 1982 году на базе московского завода «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29Б начали поступать на авиабазу Кубинка. Машина успешно прошла государственные приёмные испытания в 1984 году, после чего начались её поставки в подразделения фронтовой авиации.

После поставки первых машин стало ясно распределение задач между ТПФИ и ЛПФИ. Тяжёлый Су-27, обладая большим радиусом действия, имел необычную и опасную задачу глубокого воздушного поиска и уничтожения передовой авиационной техники НАТО, меньший МиГ-29 заменил МиГ-23 в фронтовой авиации.

В сентябре 1988 года самолет был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Публика высоко оценила новый самолет, хотя и отметила высокую дымность двигателей РД-33, хотя, едва ли это можно назвать боевым недостатком.

Конструкция МиГ-29

Самолёт выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. На крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками.

Двигатели ТРДДФ РД-33. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через верхние входы.

Модификации

  • МиГ-29 (9-12) -первая серийная модификация
  • МиГ-29 (9-12А) - экспортная модификация 9-12 для стран ОВД с ограниченными боевыми характеристиками.
  • МиГ-29Б (9-12Б) - экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны, не входящие в ОВД с ограниченными боевыми характеристиками.
  • МиГ-29UPG (9-20) - модернизация МиГ-29Б для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, а так же части бортового оборудования иностранного производства.
  • МиГ-29 (9-13) - фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.
  • МиГ-29С (9-13С) - дальнейшее развитие модификации 9−13, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77, у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей.
  • МиГ-29СД - многоцелевой истребитель добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
  • МиГ-29Н - модификация МиГ-29СД для ВВС Малайзии.
  • МиГ-29СМ - модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
  • МиГ-29СМТ (9-17, 9-18, 9-19) - одноместный, модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ. Разработан в 1999-2004.
  • МиГ-29К (9-31, 9-41) - палубный истребитель
  • МиГ-29КУБ (9-47) - палубный учебно-боевой истребитель.
  • МиГ-29КВП - опытный самолёт для отработки трамплинного взлёта и аэрофинишерной посадки.
  • МиГ-29УБ (9-51) - учебно-боевой истребитель, не имеет РЛС.
  • МиГ-29УБТ (9-52) - конструкция близка к МиГ-29СМТ, но всё же является модификацией учебно-боевого самолёта МиГ-29УБ.
  • МиГ-29М /МиГ-29М1 - одноместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М2 - двухместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М/ОВТ - опытный вариант с отклоняемым вектором тяги переделан из истребителя МиГ-29М бортовой номер 156 (9-15 6 -й лётный экземпляр)
  • — корабельная модификация. Поставляется в состав ВМФ России и ВМФ Индии
  • МиГ-33 (МиГ-29М) (9-15) - многоцелевой истребитель, по сравнению с ранними модификациями МиГ-29 в конструкцию и состав БРЭО внесены значительные изменения, расширена номенклатура вооружения и увеличены топливные баки.
  • (9-61) - глубокая модернизация МиГ-29М
  • МиГ-35Д (9-67) - двухместный вариант МиГ-35
  • МиГ-29AS - модернизация МиГ-29A для ВВС Словакии по программе МиГ-29СД без системы дозаправки и с изменённым БРЭО.
  • МиГ-29МУ1 — украинская модернизация. На 20% увеличена дальность обнаружения и уничтожения воздушных целей.

Видео МиГ-29: Демонстрационный полет на авиашоу ILA-2014

Эксплуатация МиГ-29

На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 единиц. В конце февраля 2012 года Министерство обороны России заключило с самолётостроительной корпорацией «МиГ» контракт на поставку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. По условиям соглашения, российское военное ведомство получит 20 МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ в 2012-2015 годах. Заключён контракт на поставку ВВС РФ 16 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ.

На вооружении зарубежных стран:

  • Алжир - 25 на 2010 год.
  • Азербайджан - 15 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ куплены на Украине.
  • Бангладеш - 6 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2013 год.
  • Белоруссия - 41 самолет, по состоянию на 2010 год. После распада СССР осталось около 100 самолётов. Часть из них продана Алжиру, Перу и Эритрее.
  • Болгария - 18 на 2010 год. Вьетнам
  • Вьетнам - в 2010 году получено 4 МиГ-29СМТ
  • Израиль - 3 самолета, принадлежащие неизвестной стране, проходили испытания в 1997 году.
  • Индия - 67 МиГ-29, по состоянию на 2013 год. Индия стала первой зарубежной страной, получившей экспортный вариант. С 1986 года поставлено, по различным оценкам, около 70-80 самолётов. Кроме этого, в 2004 году Индия заказала 16 палубных истребителей: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В 2008 году утверждён план о закупке ещё 29 истребителей.
  • Иран - 35 на 2010 год с 1990 года получено, по разным данным, 14 или 17 машин. Ещё какое-то число перелетело из Ирака во время войны 1991 года и поставлено на вооружение.
  • Йемен - 18 на 2010 год.
  • Казахстан - 40 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • КНДР - 35 МиГ-29, по состоянию на 2010.
  • Куба - в 1989-1990 годах получено небольшое количество (по разным данным, 12 или 16 самолётов).
  • Мьянма - 10 МиГ-29, по состоянию на 2010 год. Перу
  • Перу - 17 МиГ-29С/СМТ и 2 МиГ-29УБВ, по состоянию на август 2012 года. Польша
  • Польша - 32 МиГ-29, по состоянию на 2010 год. Сирия
  • Сирия - 19 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Сербия - 3 МиГ-29 и 1 МиГ-29УБ, по состоянию на 2013 год. После распада Югославии все самолёты достались ВВС Союзной Республики Югославия. Большинство было потеряно в войне 1999 года.
  • Словакия - 12 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Судан - 12 МиГ-29, по состоянию на 2010 годТуркмения.
  • Туркмения - 24 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Узбекистан - 30 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Украина - 160 МиГ-29, по состоянию на 2013 год. После распада СССР Украина получила около 240 самолётов.
  • Шри-Ланка - в 2008 году поставлено 4 МиГ-29СМ и 1 МиГ-29УБ.
  • Эритрея - 10 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.

Боевое применение

С момента ввода в строй МиГ-29 участвовал в множестве военных конфликтов. Среди них:

  • Война в Афганистане (1979-1989)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Конфликт в Приднестровье (1991-1992)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998-2000)
  • Операция НАТО против Югославии (1999)
  • Каргильская война (1999)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Конфликт в Дарфуре (2003-н.в.)
  • Гражданская война в Сирии (2011-н.в.)
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов

В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.

Стоит отметить, что бои проходили при абсолютном количественном превосходстве в воздухе самолетов НАТО не только по подобным машинам, но и с односторонним применением иных самолётов, например перехватчиков и самолетов ДРЛО, что подтверждается списочным составом ВВС стран участниц конфликта, а также заявленным числом используемых самолётов.

Истребитель МиГ-29 разбился под Читой, летчик катапультировался, сообщает пресс-служба ВВС РФ.

МиГ‑29 ‑ советский/российский истребитель четвертого поколения.

Массовое производство МиГ-29 началось в 1982 году, а первые истребители Военно-воздушные силы страны получили в августе 1983 года. В последующие годы конструкция МиГ‑29 претерпела некоторые изменения, направленные на улучшение летно‑технических характеристик самолета. В настоящее время РСК "МиГ" продолжает серийный выпуск усовершенствованных модификаций МиГ-29, в том числе, многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ модернизированных.

В 1988 году для оснащения авианесущих крейсеров был спроектирован и построен самолет МиГ‑29К со складывающимися для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. 1 ноября 1989 года впервые в отечественной авиации и ВМФ был выполнен взлет истребителя МиГ‑29К с палубы авианесущего крейсера, оборудованного взлетным трамплином.

Благодаря своей надежности, МиГ-29 пользуется большим спросом и за рубежом. Всего на вооружении ВВС России и еще 25 государств мира состоит свыше 1600 легких истребителей МиГ-29.

Летно‑технические характеристики:

Размеры: длина - 17,32 м; высота - 4,73 м; размах крыла - 11.36 м; площадь крыла - 38 кв.м

Экипаж: 1 или 2 чел.

Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2450 км/ч

Боевой радиус: 700 км

Дальность полета: 2230 км

Практический потолок: 18000 м

Скороподъемность: 19800 м/мин

Вооружение истребителя включает в себя одноствольную пушку ГШ‑301 (30 мм, боекомплект 150 патронов). Крыло имеет шесть (восемь на МиГ‑29К) точек подвески грузов. Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльных узлах МиГ‑29 могут быть установленны: шесть управляемых ракет (УР) ближнего боя Р‑60М или малой дальности Р‑73 с инфра‑красной системой наведения (ИК ГСН); четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р‑27РЭ с радиолокационной или Р‑27ТЭ с ИК системой наведения. Для действия по наземным целям самолет может нести бомбы, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм, 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ‑2. Возможно использование УР класса "воздух‑поверхность" Х‑25М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х‑29 (МиГ‑29К) с ТВ или лазерным наведением сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х‑31А (МиГ‑29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х‑35.

МиГ‑29 по многим параметрам превосходит свои зарубежные аналоги (F‑16, F/A‑18, "Мираж"2000). Благодаря отличной аэродинамике он способен на ускоренный разгон, обладает высокой скороподъемностью, малым радиусом виражей, отличается большими угловыми скоростями разворота и способен совершать длительные маневры с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов, в том числе низколетящих на фоне земли.

Уникальная особенность МиГ‑29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.

Боевое применение: истребители МиГ‑29 применялись во время войны в Персидском заливе (1991 год), конфликта в Приднестровье (1991‑1992 годы), операции НАТО против Югославии (1999 год). Во время Первой чеченской войны российские МиГ‑29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Появившись почти одновременно с Су-27, в 1980-е годы самолет МиГ-29 фото видео сначала стал одним из символов советской военной мощи, а чуть позже - одним из главных участников массового вывода советских войск из Венгрии, ЧССР и объединенной Германии. Из «гадкого утенка» в обличье «Изделия 9.12» самолет сумел, хотя и очень не быстрым и непрямым путем, дорасти до полноценного многоцелевого самолета поколения 4++. Уместно отметить МиГ-29 единственный отечественный истребитель продолжающий оставаться на вооружении Североатлантического Альянс а (НА́ТО ).

Сверхзвуковой истребитель МиГ-29 в воздухе. 1992 год

Миг 29 из «гадкого утенка» дорос до полноценного многоцелевого самолета поколения 4++

Если при создании МиГ-21, а затем и 23 в числе важных приоритетов была максимальная скорость, то проектирование истребителей нового поколения, начавшееся в СССР как ответ на , шло по совсем другому сценарию. Основными целями для проектировщиков стали высокая маневренность, значительно более совершенное оборудование и система управления вооружением. В рамках этой программы КБ П. О. Сухого создало самолет, позже известный как , а их коллеги из КБ А. И. Микояна - будущий -29.

Миг-29УБ ВВС России побывавший на кап- ремонте, дальнейшая модернизация, именное оборудование радиоэлектронной борьбы - РЭБ и блоки выброса пассивных помех, Липецк

Предполагалось, что машина Сухого, благодаря огромной дальности и большому числу ракет, станет основой авиации ПВО, а в ВВС будет выполнять роль истребителя сопровождения для бомбардировщиков Су-24, действуя на большом удалении от своих аэродромов. Однако ВВС для обеспечения господства в воздухе в районе линии фронта такой самолет был избыточен, и его решили дополнить меньшей, более легкой и дешевой машиной, разработку которой поручили КБ «МиГ».

Руководство созданием новой машины, обозначенной «Проект 9», осуществляли А. А. Чумаченко и Р. А. Беляков (генеральный конструктор). С 1982 года главным конструктором МиГ-29 стал М. Р. Вальденберг.

Основные данные истребителей 4 поколения

сравнительные данные с французским миражом

Фронтовой истребитель МиГ-29 28-ой гвардейский истребительный авиаполк

Для нового самолета была выбрана интегральная компоновка с развитыми наплывами в корневой части крыла, как и на Су-27. Однако вместо революционной ЭДСУ, примененной на , позволяющей сделать самолет статически неустойчивым и получить выигрыш в массе и размерах рулей, осталась традиционная система управления, хорошо отработанная на предыдущих моделях МиГ. Силовая установка проектировалась специально для этого самолета в КБ В. Я. Климова под руководством главного конструктора С.П. Изотова. Новый 2-контурный ТРД с форсажной камерой (ТРДДФ) РД-33 оказался легче, экономичнее и существенно мощнее своих предшественников того же класса. Первый полет прототипа «Проекта 9.12» состоялся б октября 1977 года под управлением А. В. Федотова. Испытания и доводка 14 предсерийных машин заняли почти шесть лет, и лишь в 1984 году самолет начал поступать на вооружение советских ВВС.

Характеристики истребителей поколения 4++

F-16C ВВС США и МиГ-29 ВВС Польши во время учений «Белый орел» 2005 год, Польша, Авиабаза Кжесины

С амолет МиГ-29 фото видео , в конце 1980-х годов, бесспорно, превосходил большинство массовых истребителей НАТО того времени. По числу стран, в которых МиГ-29 состоял на вооружении, он значительно обошел самолеты семейства Су-27. В отличие от Су-27, вскоре после поступления в советские ВВС МиГ-29 начал широко экспортироваться. Первые поставки за рубеж шли в страны ОВД (ГДР, Польша, ЧССР, Румыния, Болгария) и другим союзникам СССР (Индия, Югославия, Куба, Ирак, Сирия). В ходе кардинальных военных и политических перемен самолеты нередко оказывались в составе ВВС военных блоков, которые до того рассматривали МиГ-29 в качестве опасного противника. Машины, поставленные ГДР, на протяжении многих лет успешно служили в бок-о-бок с « » и « »; со временем оказались в НАТО польские, болгарские и словацкие машины. Одновременно шла распродажа избытков советских ВВС, доставшихся нескольким странам бывшего СССР, и немногочисленные поставки новых самолетов. К списку стран-обладателей присоединились Перу, Алжир, Иран, Венгрия, Малайзия, Йемен.

МиГ-29 показательные полеты индийских ВВС на МАКС 2011, Индия одна из немногих стран покупательниц способных оплачивать свои приобретения

Отступление..., на данный момент в эксплуатации в воздушных силах и на флоте России находится чуть более 300 самолетов, около трети способны подняться в воздух, остальные.... С начала 90-х пополнение самолетов не велось, не берется в счет модернизация единичных экземпляров, читай, ремонт старых образцов. Пополнение летного парка произошло после отказа от закупки Алжиром (на машинах были установлены б/у и контрафактные детали), модифицированных образцов с аббревиатурой СМТ, Российские ВВС получили около тридцати новых(!) машин(!) в 2008 году и..... стали самыми современными(!). Малайзия одна из немногих стран, способных платить, то же пока не проявляет энтузиазма в покупках, в эксплуатации у нее находилось 18 самолетов, срывы поставок запчастей привели к тому, что часть машин пришлось пустить на запчасти, теперь о закупках с их стороны никто и не заикается. С конца 90-ых, по большому счету серийное производство практически не ведется, напомню установленный производителем срок службы 20 лет и наработка 2500 часов. Так что не все так уж безоблачно, как может казаться на первый взгляд.

Очередь из сушек и мигов на ремонт в 121 авиационный ремонтный завод п.Кубинка 2014 г

Боевое применение самолет МиГ-29 фото видео , смотрим в отдельной статье, и хотя ниже на на фото лежит наш сбитый Миг, не забываем, что именно ему предстояло снять шапку-невидимку с американского самолета изготовленного с использованием технологии стелс, F-117.

Сбитый МиГ-29 ВВС Югославии

Выпуск истребителей был освоен на МАПО им. Дементьева - московском заводе, расположенном на Ходынке, недалеко от ОКБ. Однако в первоначальном виде истребитель не совсем устраивал заказчика - прежде всего из-за малой дальности полета, отчего первые МиГ-29 заслужили саркастическое прозвище «истребитель завоевания господства в воздухе над своим аэродромом». Кроме того, в процессе серийного производства менялись и улучшались и некоторые элементы конструкции - схема передней стойки шасси, замена некоторых композитных элементов конструкции металлическими, отказ от аэродинамических гребней под хвостовой частью.

МиГ-29 ВВС Венгрии фото

Важным направлением развития МиГ-29 стало оснащение его бортовым комплексом радиоэлектронного подавления «Гардения», который сумели довести до рабочего состояния лишь в начале 1980-х. Размещение этого оборудования требовало заметного объема, и единственным выходом стало появление накладного грота - обтекаемого отсека за кабиной пилота. Топливная система была перекомпонована, и емкость внутренних баков удалось несколько увеличить. Кроме того, для МиГ-29 был разработан подфюзеляжный конформный ПТБ, а под крылом стало возможным подвесить еще два ПТБ.

Все эти меры заметно снизили остроту проблемы с дальностью - теперь при дальних перелетах с тремя ПТБ самолет мог покрывать почти 3000 км. Такие самолеты получили наименование «Изделие 9.13» (хотя обозначение МиГ-29 осталось неизменным); их выпуск начался в 1986-м, и этот вариант стал самым массовым и составил основу фронтовой истребительной авиации к началу 1990-х годов. Он должен был стать массовым истребителем ВВС СССР и союзников по ОВД, что требовало массовой подготовки и переучивания летчиков. Параллельно с совершенствованием боевых, ОКБ создало 2-местную учебно-боевую модификацию МиГ-29УБ («Изделие 9.51»).

А 2 местная учебно боевая модификация МиГ-29УБ

Лишенная РЛС, «спарка» обладала ограниченными боевыми возможностями. Выпуск этих машин был передан авиазаводу в Горьком (ныне Нижний Новгород), почти все послевоенное время выпускавшем только «МиГи». Хотя неспециалисты зачастую не могут отличить МиГ-29 от Су-27, в реальности назначение и компоновка этих самолетов различные - одинаковы у них лишь число килей и двигателей.
ПОКОЛЕНИЯ 4+
Главным оружием МиГ-29 были ракеты «воздух - воздух», а основным назначением - борьба с авиацией противника.

МиГ-29 73-й истребительной эскадры люфтваффе выполняет пуск ракеты Р-27. Авиабаза Лааге, на 2003 год ВВС Германии располагали 13 самолетами, в 2004 году переданы польским воздушным силам

Хотя истребитель мог наносить удары по наземным целям, номенклатура вооружения была крайне скудной и включала лишь обычные авиабомбы и неуправляемые ракеты - высокоточное вооружение оставалось для МиГ-29 недоступным. Пока на вооружении ВВС имелись сотни прекрасных истребителей-бомбардировщиков Су-17 и МиГ-27, такая специализация не вызывала вопросов. Однако в начале 1990-х годов массированное сокращение состава ВВС завершилось полной ликвидацией этого класса самолетов, и решение задач ИБА легло частично на штурмовики Су-25, а частично - на фронтовые истребители.
Модификации самолет МиГ-29 фото видео
С этого момента основным направлением развития МиГ-29 становятся попытки придать ему многофункциональность - как путем модернизации выпущенных самолетов, находящихся в строю, так и разработкой новых модификаций. Последнее направление привело к появлению таких проектов, как СМ, СМТ и семейства МиГ-29М/-33/-35. В итоге он стал настоящим многоцелевым самолетом, обзавелся системой дозаправки в полете и его ЛТХ были заметно улучшены. Еще одним отдельным направлением стала разработка корабельной модификации МиГ-29К, изначально предназначавшейся для оснащения . Можно посмотреть на видео, новейшую версию самолета МиГ 29ОВТ снято с высоким разрешением, будет интересно.

  • МиГ-29М,/29МЭ,
  • МиГ-33 (изделие 9-1 5) Самолет «изделие 9-15» представля-ет собой второе поколение в семействе МиГ-29, от более ранних машин он отличается во многих отношениях. Радикально изменилась конструкция планера, которая стала главным образом сварной. Исключены верхние воздухозаборники на корневых наплывах крыла, количество подкрыльевых пилонов доведено до восьми. Масса подвесного вооружения составляет 4500 кг. Установлена аналоговая электро-дистанционная система управления и РЛС «Жук». Обновлен состав приборного оборудования. В СУВ интегрированы управляемое вооружение класса воздух - поверхность. Всего было построено шесть прототипов самолета «изделие 9-15», перый полет выполнил 25 апреля 1986 года летчик-испытатель В.Е. Меницкий.
  • Истребитель МиГ-29МЭ является экспортным вариантом самолета МиГ-29М, также известного как МиГ-33.
  • МиГ-29СМТ. Обвал финансирования оборонной про-мышленности в 1990-х годах похоронил надежду на запуск в серийное производство самолетов МиГ-29М. Как менее дорогая альтернатива "эМке" в ОКБ разработана модификация МиГ-29СМТ. Самолет предназначался для замены состоявших на вооружении российских ВВС истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и Су-17. Для ВВС РФ предполагалось модернизировать ранее построенные «9-13», программа была свернута. «9-18» и «9-19» разработаны для экспорта. Первые модификации СМТ были поставлены на экспорт в Йемен («9-18», 2002 год) и Алжир («9-19», 2007 год), но сделка с Алжиром обернулась скандалом (контрафактные комплектующие, и б/у запчасти использованные в новом самолете) - все самолеты были возвращены России и поступили на вооружение ВВС РФ.
  • МиГ-29УБТ (изделия 9-52, 9-53)
  • Двухместный учебно-тренировочный вариант МиГ-29СМТ.
  • МиГ-29КВП (изделие 9-1 8) вариант МиГ-29КВП был модернизирован прототип «изделия 9-12». Работы проводились в рамках программы создания истребителя корабельного бази-рования для авианосцев проекта 1 1345. Установлен тормозной гак, усилена конструкция планера и шасси. Результаты испытаний использованы при разработке истребителя корабельного базирования МиГ-29К.
  • МиГ-29К (изделие 9-41). Ренессанс корабельного мига связан с модернизацией в «нормальный» авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии. ВМС Индии заказали 1б МиГ-29К. Состав БРЭО полностью обновлен. Существуют планы закупки корабельной модификации для морской авиации России.Самым заметным внешним отличием МиГ-29К от - 29КВП является крыло большего размаха и большей площади со складывающимися консолями. БРЭО аналогично используемому на МиГ-29М. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе. Построено два прототипа истребителя МиГ-29К.
  • МиГ-29УВТ. Одноместный сверхманевренный истребитель с двумя ТРДДФ с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. В прототип в 2001 году доработан четвертый опытный МиГ-29М. МиГ-29УВТ оснащен двигателями с управляемым вектором тяги.
  • МиГ-29М2 (МиГ-35, изделия 9-61 и 9-67). Одноместный («9-61») и двухместный («9-67») - сверхманевренные многоцелевые истребители-бомбардировщики. МиГ-35 относится к поколению истребителей «4++».
  • МиГ-29КУБ (изделие 9-47). Двухместный вариант «изделия 9-41» с полноценными боевыми возможностями, заказан ВМС Индии.
  • В Белоруссии разработан усовершенствованный вариант МиГ-29БМ, собственные обозначения получали модернизированные самолеты ВВС третьих стран.

ВИДЫ ВООРУЖЕНИЯ

В состав оптико-электронного прицельно- навигационного комплекса ОЭПрНК-29 (помимо других систем) входит оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29. Она включает комбинированную оптико-лазерную станцию КОЛС и нашлемную систему целеуказания «Щель- ЗУМ». КОЛС позволяет производить поиск цели и пуск по ней ракет с ИК ГСН в режиме скрытности, при выключенной РЛС, что затрудняет противнику обнаружение цели и делает атаку внезапной.
ВВС многих стран мира имеют пилотажные демонстрационные команды, но большинство из них используют легкие учебно-боевые самолеты. Полноценные боевые самолеты летают в составе лишь нескольких таких команд, и среди них российские ВВС выделяются тем, что имеют одновременно две группы на боевых истребителях - широко известные «Витязи» используют Су-27, а «Стрижи» - МиГ-29. Авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) «Стрижи» была создана б мая 1991 года.

Первый вариант окраски самолетов Миг-29 пилотажной группы Стрижи

Стрижи из пилотажной группы МиГ-29 на стоянке

В ее состав вошли самолеты и пилоты Центра показа авиационной техники, базирующиеся на подмосковном аэродроме Кубинка. Кстати, именно туда попали первые серийные МиГ-29 в 1983 году. Задачей Центра была демонстрация советской авиатехники зарубежным покупателям, и летчики умели выжать из машин «все соки», показывая их сильные стороны, в том числе и пилотаж на малых высотах и скоростях, маневренные возможности.

Взлет Миг-29 пилотажная группа стрижи фото МАКС 2011

Первое выступление «Стрижей» состоялось в 1991 году в Швеции, а в последующие годы они принимали участие во многих авиасалонах и шоу. Первые 10 лет самолеты АГВП имели бело-синюю окраску, а в 2003 году ее сменила нынешняя бело-красно- голубая. В настоящее время в составе АГВП летают шесть самолетов «9.13» и «9.51». Несмотря на сложность и опасность работы, за время существования группы не произошло ни одной катастрофы. «Стрижи» были участниками большинства парадов Победы, проводившихся в последние годы. Уместно вспомнить, что в 1996-2002 годах ВВС Украины имели пилотажную группу «Украинские соколы», летавшую, как и «Стрижи», на МиГ-29.

МиГ-29М2 кабина пилота самолет истребитель фото видео

Для аварийного покидания самолета летчик имеет катапультное кресло К-36ДМ серии 2, предназначенное для спасения летчика на высотах от уровня земли до 25 км и в диапазоне скоростей от 0 до 3000 км/ч. Для спасения летчика на большой высоте кресло имеет автономную кислородную систему. Для выживания летчика при катапультировании в безлюдной местности кресло снабжено аварийным запасом (еды, питья и средств выживания) и радиостанцией.
На передней кромке крыла установлены трехсекционные отклоняемые носки, выпускающиеся автоматически при увеличении угла атаки до 8,7 или синхронно с выпуском закрылков. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 42°.

технические характеристики миг 29 и краткое описание конструкции

Перед килями расположены блоки выброса ложных целей БВП-30-26. Каждый содержит по 30 ложных тепловых целей ППИ-26 либо патронов с дипольными отражателями ППР-26.
На основной приемник воздушного давления (ПВД) с обеих сторон установлены профилированные гребни, выполняющие функции генераторов вихрей. Аналогичную роль выполняют корневые наплывы крыла. За счет образования вихрей, которые нормализуют обтекание крыла и управляющих поверхностей, удалось заметно оттянуть момент срыва потока, что значительно улучшило обтекание, а следовательно, и управляемость на малых скоростях и больших углах атаки.
МиГ-29, будучи фронтовым истребителем, должен был действовать с аэродромов в прифронтовой полосе. При продвижении войск истребители меняли место базирования, что предполагало в том числе использование в качестве ВПП малоподготовленных сооружений - участков дорог, частично поврежденных ВПП и рулежных дорожек.

гамма вооружений многоцелевого варианта истребителя Миг-29

При этом поверхность могла быть значительно засорена камнями, кусками бетонного или асфальтового покрытия, которые при попадании в воздухозаборник гарантированно вывели бы двигатель из строя. Для него создали надежную систему, предотвращающую попадание в воздухозаборник любых посторонних предметов. На земле входные отверстия воздухозаборников перекрываются специальными заслонками, а воздух попадает в двигатели через систему щелей с заслонками на верхней поверхности корневых наплывов.

Миг-29 деталировка самолета

  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГ-29 (9.13)
  • Тип: 2-двигательный фронтовой истребитель, экипаж, чел: 1
  • Двигатели: 2 х ТРДДФ Климов РЗЗ с тягой 50 кН без форсажа, и 81,3 кН на форсаже каждый
  • Размеры, м: длина: 17,32 размах крыла: 11,36 высота: 4,73
  • Вес, кг: пустого: 11 200 нормальный: 15 300 максимальный: 18 480
  • Технические характеристики:
  • максимальная скорость, км/ч: 2450 (на высоте)
  • потолок, км: 18
  • дальность полета, км: 1500 (боевая); 2900 (перегоночная)
  • Вооружение: до 6 ракет «воздух - воздух» малой (Р-60 и Р-73) и средней (Р-27) дальности или иная боевая нагрузка весом до 2180 кг на 6 узлах подвески под крылом, встроенная 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 снарядов)

Двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 (изд. 59) с форсажной камерой. Двигатель установлен под углом к вертикальной (сопла на 1,5° наружу) и горизонтальной (сопла на 4° выше) осям самолета. Двигатель двухвальный, имеет осевой двухкаскадный компрессор, состоящий из низконапорного 4-ступенчатого вентилятора и регулируемого 9-ступенчатого компрессора высокого давления, кольцевую камеру сгорания, двухступенчатую турбину, форсажную камеру и регулируемое сверхзвуковое реактивное сопло. Для использования на необорудованных площадках запуск двигателей может производиться от автономного бортового стартера-энергоузла ГТДЭ-117.
Горизонтальное оперение (стабилизатор) цельноповоротное, с силовым приводом от гидроцилиндров. Передняя часть каждой консоли стабилизатора и силовой набор, образующий кессон, выполнены из металла; панели обшивки и задняя кромка используют композиционные материалы. Левая и правая половины стабилизатора могут поворачиваться независимо друг отдруга при таком дифференциальном отклонении стабилизатор играет ту же роль, что и элероны.