Дохиар, монастырь, святая гора, афон. Монастырь дохиар История основания Дохиара

Монастырь Дохиар (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Расположенный на береговой линии величественный монастырь Дохиар первой из обителей Святой горы предстает взору паломников и путешественников, прибывающих на полуостров из «материкового» Уранополиса. Дохиар занимает 10-е место в иерархии монастырей Афона, но по площади и числу строений является одним из самых крупных. Обитель была основана в 10 веке святым Евфимием Афонским, и ее главный храм освятили в честь архангела Михаила. Здесь же хранится одна из наиболее почитаемых икон Богоматери - чудотворная «Скоропослушница», писаная в первые годы жизни монастыря. Среди других реликвий частица Животворящего Креста, плащаница с кровью святого Димитрия Солунского и частицы мощей многочисленных святых.

До Дохиара легко добраться пешком от близлежащего Ксенофонта : путь лежит среди фруктовых садов и оливковых рощ и занимает около четверти часа.

Немного истории

Основание Дохиара датируется 2-й половиной 10 века. Тогда келарь Великой Лавры , ученик святого Афанасия, игумен Евфимий удалился из обители и на морском берегу недалеко от порта Дафни заложил небольшой монастырь в честь святителя Николая. Постоянные набеги пиратов вынудили братию переместиться выше по склону холма - там был основан главный храм обители в честь архангела Михаила. В 14 веке монастырь при щедрой помощи византийских и сербских правителей пережил расцвет, столетием позже пришел в упадок, однако вновь возродился в 16 веке. В 17 столетии Дохиар получил статус ставропигиального.

Из 12 церквей Дохиара наибольшее внимание паломников привлекает сооруженная в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», к которой обращаются с просьбами об исцелении от слепоты и хромоты.

Панорама монастыря Дохиар

Что посмотреть

Монастырь Дохиар - величественное и весьма живописное сооружение, подобно средневековому рыцарскому замку поднимающееся во всей своей суровой красе прямо от кромки моря и обрамленное густой зеленью склонов святой горы Афон. Разновысотные здания обители - крепостные стены, увенчанные деревянными ярусами келий, дозорная башня, храм и целых 12 церквей - создают впечатление упорядоченной, хорошо организованной структуры, словно каменным щитом защищающей главный собор монастыря, который легко узнать по насыщенно-красному цвету купола, увенчанного крестом.

Кафоликон Дохиара был построен в 10 веке и освящен в честь архангела Михаила и Всех сил бесплотных, однако нынешний храм ведет свою историю с 16 века. Его купол самый высокий среди прочих афонских соборов, внутри же стоит обратить внимание на тщательно выписанные фрески критской школы и богато украшенный иконостас, датируемый 1783 г.

Из 12 церквей Дохиара наибольшее внимание паломников привлекает сооруженная в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», которая находится справа от трапезной монастыря. К ней обращаются с просьбами об исцелении от слепоты и хромоты, а также прочих физических и психических заболеваний. В монастырском дворе обязательно стоит увидеть Священный колодец: по преданию, он возник здесь чудесным образом, по молитвам братии.

В числе православных реликвий Дохиара частица Животворящего Креста Господня, честные главы Дионисия Ареопагита и Константинопольского патриарха Митрофана, плащаница с кровью святого Димитрия Солунского и частицы мощей многочисленных святых, в том числе Иоанна Крестителя и Пантелеймона.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Святой монастырь Дохиар расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костамонит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю.

Обитель была основана в X веке учеником святого Афанасия Афонского святым Евфимием, бывшим келарем (греч. - дохиарис) Великой Лавры. Сначала св. Евфимий основал маленький монастырь во имя свт. Николая. В начале XI века, при новом игумене, под давлением пиратов монахи переселились на новое место, где сейчас и располагается монастырь. Здесь же монастырь получил новое название в честь своего основателя - Дохиар. Немного позже собор монастыря был освящен в честь Архангелов.

В XIV столетиинаступили трудные времена, но император Иоанн Палеолог V и сербский государь Стефан Душан оказывали монастырю разнообразную помощь. В следующем столетии обитель пережила период самого тяжёлого упадка. В ХVI веке с помощью игумена Александра, молдо-валахского господаря и его жены монастырь был возрожден после турецкого погрома. Во времена греческого восстания против Османской империи турки не только жестоко пытали монахов, но и разграбили все монастырские ценности.

Среди достопримечательностей монастыря - собор XVI века, возведённый на средства молдавского правителя Александра и его жены Роксандры, был расписан художником Цорзисом последователем Критской школы.

Дохиар насчитывает 15 храмов и келью Всех Святых в Карее. Самый известный храм - часовня «Горгоиписуса» стоит возле входа в собор. Здесь хранится одноимённая икона Пресвятой Богородицы, одна из самых любимых и почитаемых святогорских икон. История этой иконы такова: как-то в 1654 году эконом монастыря проходил мимо иконы с зажжённой свечкой, освещающей ему путь в темноте. Свечка ярко горела и дымила. Вдруг со стороны иконы раздался чей-то голос «Никогда больше не ходи здесь, коптя на Мой образ своим дымным факелом!» Инок не принял сие всерьёз, думая, что кто-то из братьев решил подшутить над ним.Через несколько дней он опять шёл мимо иконы с коптящей свечой. На этот раз гологоворивший ему голос был более суров: «О, монах, недостойный этого имени, доколе ты будешь столь дерзко и непочтительно коптить на Мой образ?» И в то же мгновение провинившийся ослеп. Опустившись на колени, он умолял Богородицу простить его, и Она ответила: «Твоя молитва услышана, и ты снова, как того желаешь, сможешь видеть. Передай и остальным инокам... пусть впредь припадают ко Мне в горе и печали, и Я с готовностью выслушаю их, а также и всех право верующих христиан, прибегающих ко Мне, ибо меня называют Скоропослушницей».

В монастыре также хранятся: частица Животворящего Креста Господня, мощей святого Иоанна Крестителя, святой Марии Магдалины, преподобного Давида Солунского , святого Харалампия, святителя Иоанна Златоуста.

Сегодня Дохиар насчитывает 30 монахов.

Монастырь Дохиар

Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий морские волны.

Дохиар – один из самых древних монастырей на Святой Горе, он упоминается еще в документах X века. Основал эту обитель преподобный Евфимий, дохиар (то есть заведующий продовольственной частью монастырского хозяйства – келарь) Лавры преподобного Афанасия.

Второй строитель монастыря – святой Неофит, племянник святого Евфимия. Он был сыном вельможи при дворе императора Никифора Фоки и служил первым советником императора Иоанна Цимисхия. Его отказ от почестей и славы этого мира был поистине достоин восхищения.

Первоначально монастырь располагался на месте нынешнего селения Дафни, но вскоре был разорен пиратами. Игумен с братией бежали в лес, захватив с собой святыни и монастырские рукописи.

Вернувшись через некоторое время, монахи обнаружили лишь руины. Так как монастырь было видно издалека и около него было легко высадиться, то он всегда оставался бы целью пиратских набегов, и братия решила перенести его на новое место. Для строительства был выбран труднодоступный участок земли (между современными Ксенофонтом и Дохиаром), где и построили небольшой монастырь в честь святителя Николая.

В 1083 году императором стал основатель династии Комнинов Алексий, обстановка в Византии стабилизировалась, страна обрела былую мощь, и монахи решили вернуть монастырь к морю. Дело в том, что на самом Афоне дорог тогда не существовало – пути сообщения были только морскими.

На месте, которое было выбрано и где сейчас находится современная обитель, тогда был небольшой заброшенный монастырь в честь Архистратига Михаила. Новый игумен, родом из Константинополя, был патрицием и занимал важную должность при дворе, на личное имущество и царские пожертвования он начал строительство монастыря: построил крепостные стены с бойницами, укрепленную башню, кельи для монахов, пекарню, трапезную – словом, всё необходимое. Он приобрел землю, скот, посадил виноградники, возделал поля и закрепил имущество и самостоятельность обители царскими указами. После этого он собрался возвести новый храм, достойный монастыря, и начал строительство на месте старой церкви.

Монастырское предание гласит, что на завершение его строительства не хватало средств. Но Божия Матерь открыла одному молодому послушнику место на монастырском метохе (подворье), где находился закопанный клад. Метох располагался на противоположном Афону полуострове Сифония. Посланные с мальчиком три монаха, соблазнившись, решили утопить его с камнем на шее и завладеть сокровищем. Но святые Архангелы Михаил и Гавриил спасли отрока и перенесли его в алтарь дохиарского храма. Преступление было раскрыто, сокровища пошли на завершение строительства монастыря, который из-за этого чуда был посвящен Небесным Силам Бесплотным. Молодой послушник потом принял постриг с именем Варнавы и в свое время стал игуменом его монастыря. Камень же, который был привязан к его шее, в удостоверение сего чуда до сих пор бережно хранится в монастыре.

Во время латинского нашествия Дохиар был захвачен и разорен. Пропали драгоценные сосуды, были похищены сокровища, изъяты важные рукописи. Кроме того, многие документы на имущество обители были уничтожены или повреждены.

Дохиару покровительствовал целый ряд византийских императоров и сербских игемонов. В трудные времена XIV столетия император Иоанн V Палеолог и сербский государь Стефан Душан оказывали монастырю разнообразную помощь. Благодаря их помощи обитель пережила краткий период расцвета. Она смогла выкупить ранее принадлежавшие ей участки и закрепить их за собой официальными документами.

В следующем столетии, когда Афон перешел под владычество турок, обитель пережила период упадка – пожалуй, самый значительный в его истории, каких монастырь никогда не переносил, даже после разрушительных пожаров.

Но в 1560 году священник из Адрианополя по имени Георгий исцелился здесь от серьезного недуга, погрузившись в источник святых

Архангелов, находящийся на территории монастыря, и в благодарность завещал монастырю свое имущество.

Также в XVI веке с помощью Александра, молдавского господаря, и его жены монастырь был возрожден после турецкого погрома.

XVII столетие знаменательно тем, что были восстановлены башни монастыря, и в 1660 году ему присвоен титул ставропигиального.

В 1777 году иеромонах Авксентий Кефаллинеос с горечью писал: «Братии монастыря, одолеваемой выплатой непосильных налогов, угрожало полное истребление от агарян, и мы выходили в мир собирать то, что Бог даст христианам… Монастырь погибал: монахи снимали прекрасные паникадила и со слезами на глазах отправляли их на переплавку». В этот непростой период монахи с помощью сбора пожертвований пытались сохранить жизнь в монастыре.

В конце XVIII века на арену выходит мощная фигура ризничего Кирилла Хьополитиса, оставившего важный след в истории обители. Он организовал канцелярию, начал строительство новых зданий, оздоровил финансовую ситуацию, украсил церковь (новый алтарь, иконы, серебряные сосуды, паникадила и мощевики), пригласил Никодима Святогорца, который навел порядок в архиве: собрал все древние рукописи в кодекс, к которому в 1792 году написал замечательный пролог, составил каталог рукописей, большинства книг (монастырский архив почти полностью сохранился доныне), священных сосудов и сокровищ.

Во времена греческого восстания против Османской империи в 1821 году турки, оккупировавшие Афон, не только жестоко пытали монахов, но и разграбили все монастырские сокровища. Лишь после отвода турецких войск началось восстановление обители.

В борьбе за возвращение македонских земель Греции обитель принимала самое активное участие: некоторые монахи лично участвовали в борьбе, подворья предоставляли убежище и защиту борцам за освобождение Македонии. Чтобы обеспечить нужды беженцев, потерявших свои дома в результате так называемой малоазийской катастрофы – геноцида греческого населения, проводившегося турками в Малой Азии – монастырь пожертвовал все свои подворья.

Страшное землетрясение в городе Иерисос (1932) и большое наводнение (1945) неблагоприятно отразились на состоянии зданий, однако у монастыря хватило сил и средств лишь на поверхностный ремонт.

К концу 70-х годов старцы, на плечах которых почти 75 лет держалась обитель, ушли из жизни. Дохиар бедствовал и почти обезлюдел.

Но сейчас монастырь, ставший общежительным с 1980 года, заселен новыми монахами.

Соборный храм обители во имя святых Архангелов Михаила и Гавриила был возведен в XVI веке. Храм Архистратигов, облицованный мрамором, выше всех афонских церквей. Средства на строительство были даны молдавским господарем Александром и его супругой Роксандрой. Собор расписан знаменитым художником Цорзисом, представителем Критской школы. Богато украшенный иконостас был написан в 1783 году. В переходе из храма в трапезную находятся изображения трех первых настоятелей.

Монастырская колокольня – постройка XVIII века. Помимо собора Дохиар имеет пятнадцать небольших храмов и часовен и келью Всех Святых в Карее.

В монастыре находится множество святынь: одна из них – колодец Архангелов. В 1299 году, когда императором был Андроник Палеолог, а игуменом обители – Матфей, Дохиар из-за продолжительной засухи переживал тяжелые времена. Монастырь расположен в засушливом и неплодородном месте, в нем всегда ощущалась нехватка воды. С самого основания обители монахи брали воду из небольшого источника, расположенного в трех километрах к северо-востоку от монастыря. Воду с помощью желоба собирали в резервуары и затем использовали для питья и других нужд. Вода в источнике была прохладной и вкусной, однако по дороге до монастыря она успевала нагреться, а бывало, что и портилась, из-за чего монахи часто болели. Игумен Матфей решил проложить глубоко в земле глиняные трубы, и с их помощью доставлять воду от источника к монастырю. Дело это было очень сложным и дорогим. Руководить работами назначили опытного в строительной деятельности монаха Феодула. Однако за день до начала работ в дело вмешались Архангелы и навсегда решили проблему питьевой воды. Во время сна Феодул вдруг увидел, как к нему в келью вошли Архангелы Михаил и Гавриил: «Зачем ты вводишь монахов в большие труды и расходы, ведь вода есть и в самом монастыре?», – сказали они и, взяв инока за руку, отвели его к северной стене собора. Ударили землю киркой, и внезапно оттуда истекла кристальной чистоты вода. Монаху даже дали ее попробовать. Утром Феодул рассказал о видении игумену, и они начали копать в месте, на которое указали Архангелы. После продолжительной, но нетрудной работы открылся источник.

Наиболее почитаемая икона Дохиара – чудотворный образ Божией Матери «Горгоэпикоос» (Скоропослушница). Согласно преданию, этот образ был написан во времена игуменства Неофита, в X веке. Первое известное чудо от этой иконы произошло в 1664 году.

Перед образом Богородицы, писанном на стене монастырской трапезы, был проход, по которому часто ходил келарь Нил с дымным факелом. Как-то раз, проходя мимо иконы, он услышал от нее голос, говорящий ему: «Никогда более не ходи здесь, коптя на Мой образ твоим дымным факелом». Нил решил, что кто-либо из братии решил подшутить над ним, и не внял этому указанию. Через несколько дней он снова прошел там с дымным факелом. И услышал еще более грозные слова: «Монах, недостойный этого звания! Долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ?!» И в это же мгновение он ослеп. Упав на колени перед иконой, он стал молить о прощении, и Божия Матерь ответила ему: «Твоя молитва услышана, и ты снова, как того желаешь, обретешь зрение. Передай же и остальным инокам: пусть впредь припадают ко Мне в горе и печали, и Я с готовностью выслушаю их, а также всех право верующих христиан, прибегающих ко Мне, ибо Меня называют Скоропослушницей».

После этого монахи загородили проход, чтобы по нему никто не ходил. И так как икона была обращена на восток, они построили напротив «Скоропослушницы» часовню, освященную в ее честь, украсив придел искусным позолоченным резным иконостасом и красивыми настенными росписями. Перед иконой повесили негасимые лампады. В дальнейшем, к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления. Летом 1996 года чудотворная икона «Скоропослушницы» приготовила неожиданное благословение как для насельников обители, так и для всех православных христиан: за иконой, на которой был позолоченный оклад, реставратор Антоний Глинос обнаружил настенную роспись 1563 года.

Также в монастыре Дохиар пребывают частицы мощей: Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, равноапостольной Марии Магдалины, священномучеников Харалампия и Дионисия Ареопагита, мучеников Мины, Кирика и Меркурия, святителя Иоанна Златоуста, преподобных Нила Мироточивого, Петра Афонского, святых Ахилия, Иоанна Милостивого, Иакова Персиянина, апостола Андрея, великомученика Пантелеймона, священномученика Василия, епископа Амасийского, преподобных Филофея, Дионисия Олимпийского, Мины Калликелада, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, новомученика Георгия, великомученицы Марины, мученицы Параскевы, преподобной Феодоры Солунской, преподобного Давида Солунского, архидьякона Евпла, святого Павла Фивейскаго, святого Феодора Начертанного, святого Космы бессребреника. Кроме того в монастыре имеются частица Древа Животворящего Креста Господня и часть камня, с которым брошен был в море послушник, чудесно спасенный Архангелами.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Иверский монастырь Иверский монастырь, иначе называемый Ивирон, занимает третье место в святогорской иерархии. Эта обитель расположена в полутора часах ходьбы от Карей. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море.Невдалеке от монастыря на морском берегу

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Дохиар (греч. Μονή Δοχειαρείου) — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, десятый в иерархии афонских монастырей. Основан в X веке.


Монастырь находится на юго-западном побережье полуострова Афон, между садов и рощ, к северу на расстоянии четверти часа ходьбы от Ксенофонта. В 1990 году в обители проживали 32 монаха; в 2011 году — около 50 иноков.

Название монастыря (Дохиар — келарев) происходит от того, что его основателем был игумен Евфимий, бывший также келарем лавры св. Афанасия. Главный храм в Дохиаре основан во имя Архангелов при императоре Никифоре Фоке, другом Св. Афанасия Евфимием и его родственником великим патрикием двора Николаем. Евфимий сперва построил церковь и при ней скит на месте пристани Дафни, а потом, удалившись к северу, на месте Дохиара соорудил храм Св. Николая. Патрикий Николай, давший средства на сооружение Дохиара, был пострижен в нём с именем Неофит, и после Евфимия стал игуменом. Посвящение монастыря архангелам последовало вследствие чудесного спасения небесными силами послушника с камнем на шее из моря; спасённый архангелами потом был пострижен с именем Варнавы и стал игуменом после Неофита. Он докончил строительство монастыря после нахождения клада.





В XIV веке монастырь развивался благодаря помощи императора Иоанна Палеолога и сербского короля Стефана Душана. В XVI веке монастырь был возрождён после турецкого погрома валахским господарем.

Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей.



Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοϋπηκόος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления.

Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным».





В монастыре хранятся: частица Животворящего Креста Господня, и глава свщм. Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского (I век), глава св. Митрофана патриарха Константинопольского (IV век), плат с кровью вмч. Димитрия Солунского, и глава новомуч. Георгия Ефесского, и рука мч. Марины, пмч. Параскевы, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свщм. Ермолая, свщм. Харалампия, св. Иоанна Русского, вмч. Никиты и другие.


Монастырь расположен у моря, на юго-западном низменном склоне Святой Горы. Это последняя по направлению к материку обитель на побережье, от которой до Карей четыре часа ходу.

Дохиар основан в X веке преподобным Евфимием. В миру был он византийским вельможей, современником и другом св. Афанасия, на Афоне же стал его постриженником в иночество и верным учеником. Живя с Афанасием довольно долго, еще до основания Великой Лавры, Евфимий наблюдал, как устроял преподобный священную киновию. За примерное братолюбие, кротость и скромность, за особенное рвение к ангелоподобной подвижнической жизни прп. Евфимий был назначен св. Афанасием дохиаром, на котором лежала забота о всем продовольствии и вещественных нуждах братства. Но душа святого дохиара горела желанием безмолвия.

По благословению св. Афанасия Евфимий, оставив Лавру, вместе с несколькими братиями основал монастырек в Дафни. Но сарацинские набеги заставили его уйти дальше на север. Промыслом Божиим подвижнику было указано для безмолвия место, где ныне стоит Дохиар. Здесь к Евфимию присоединился его племянник Николай, оставивший место советника императора Никифора Фоки. На деньги Николая, в иночестве Неофита, и стала сооружаться – с разрешения Прота Святой Горы – новая пространная обитель, которую Евфимий назвал Дохиаром в память своего лаврского послушания.

После его смерти игуменом Дохиара стал прп. Неофит. Строительство обители прекратилось из-за отсутствия средств. Но Царица Небесная, с материнской заботливостью пекущаяся о насельниках Своего земного жребия, благоволила доставить необходимые деньги. Одному юному послушнику Она указала, где зарыт клад. Место это находилось на противоположной Афону части полуострова Халкидии, на монастырском подворье. Посланные туда вместе с мальчиком три монаха, отыскав клад, решили завладеть им. Ради этого они привязали на шею свидетеля камень и бросили его в море. Когда несчастный стал тонуть, пред ним предстал Архистратиг Божий Михаил вместе с Ангелом Хранителем. Ангел с мольбой обратился к Михаилу-Архангелу: «Если угодно тебе, избавь от потопления этого отрока». И тотчас мальчик оказался в храме Дохиара. Преступные монахи были уличены в обмане. Им пришлось вернуть сокровища, ибо чудесным образом спасенный послушник в присутствии игумена и всей братии рассказал, как Небесные Силы избавили его от верной смерти.

В ознаменование чуда монастырь решили посвятить свв. Архангелам. Мальчик, выросши, принял в Дохиаре монашеский постриг с именем Варнавы и стал следующим после Неофита игуменом монастыря. Три неверных монаха были отлучены от Св. Причастия и посланы на пять лет в келлию Всех Святых оплакивать свой смертный грех. Впоследствии игумен Неофит снова принял их в монастырь. Келлия Всех Святых находится между Дохиарской обителью и пристанью обители Костамонит и принадлежит Дохиару.

Найденные сокровища расточили на довершение строительства и украшение монастыря, который процветал в течение двух веков, но в дальнейшем не избежал типичного для монастырей Святой Горы развития событий. Благосостояние обители сменялось периодами упадка, но никогда на протяжении своей многовековой истории Дохиар не оставался заброшенным. В XIV веке монастырю, испытавшему трудные годы, помогали выжить византийский император Иоанн V Палеолог (1341–1376) и сербский деспот Стефан Душан (1345–1355). Однако, несмотря на все их усилия, упадок монастыря продолжался. В XVI веке в монастырь пришел монах Георгий, страдавший тяжелой болезнью. Излечившись святой водой обители, он до конца жизни подвизался в Дохиаре, завещав ему все свое большое состояние. Значительный вклад в возрождение монастыря внесли валахские господари, в частности Александр и его супруга Роксандра.

В 1568 году они выкупили у турок ранее конфискованные ими угодья Дохиара и передали их истинному владельцу. Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года Дохиар потерял большую часть своей общины, были уничтожены почти все его реликвии. Не пострадала великая святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на внешней стене перед братской трапезой. Изображение этой иконы относится к X веку, ко времени игуменства упомянутого Неофита, вошедшего вместе с основателем Евфимием в сонм афонских святых. Краски древней иконы не потеряли своего колорита. Промысел Божий хранил ее в течение веков неповрежденной, чтобы в свое время могла источать чудеса и исцеления...

Перед этой чудотворной иконой были двери, которыми отцы входили в трапезу. Трапезарь же по своей должности не только днем, но и ночью хаживал мимо образа с зажженной лучиной. Однажды, в 1664 году, трапезарь по имени Нил, по обыкновению проходя мимо иконы с пылающим факелом, услышал от нее такие слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человеческого голоса в необычное время, ибо был в трапезе один, однако на слова внимания не обратил и по-прежнему ходил мимо иконы с зажженной лучиной в руках. Через некоторое время Нил снова услышал голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» После этих слов трапезарь ослеп. Тогда только припомнил он в первый раз слышанный голос, почувствовал всю тяжесть своего греха и признал себя достойным наказания за невнимательность к словам Пресвятой Девы. Так, распростершись ниц пред иконой, Нил оставался до утра.

Утром пришли монахи и, выслушав рассказ трапезаря, в благоговейном трепете пали перед образом Богоматери, затеплили перед Нею неугасимую лампаду. Нил решил оставаться здесь до тех пор, пока не вымолит себе прощения и не исцелится. День и ночь плакал он пред ликом Богородицы слезами искреннего раскаяния и наконец был извещен: «Нил, услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого неуслышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним. Отныне сия икона будет именоваться «Скоропослушница», потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Нил прозрел, слух же об этом чудесном событии быстро разнесся по Святой Горе, и монашествующие с тех пор часто стали ходить к «Скоропослушнице». Приходят и поныне в Дохиар для поклонения чудотворному образу и молитвы о помощи. Неугасимых лампад перед «Скоропослушницей» более двадцати, все они приложены христианами в память чудотворений...

Собор Дохиара, освященный во имя Архангелов Михаила и Гавриила, построен в XVI веке. Храм высокий, обширный, светлый. Фрески его – прекрасный образец критской школы живописи. У юго-западного угла собора есть колодец, называемый священным. Источник воды в нем был чудесно изведен из земли свв. Архангелами в царствование императора Андроника (1299) и с тех пор не иссякает.

Архитектурный ансамбль Дохиара сложился в основном к XVIII веку. Кроме главных построек в него входят девять параклисов и маленькая церковь Святителя Николая, возведенная первыми ктиторами монастыря. В обители хранятся частицы мощей многих святых, в том числе Марии Магдалины, Дионисия Ареопагита. В библиотеке много старинных книг. В братстве монастыря 40 монахов.