Мужской монастырь косьмы и дамиана в крыму. Космо-дамиановский мужской монастырь. Целебный источник Савлух-Су

Высоко в труднодоступных крымских горах, в самом сердце заповедных земель недалеко от Алушты, у целебного источника Савлух-Су, от любопытных глаз сокрыт православный Космо-Дамиановский мужской монастырь.

Для чего посещать это место

Добираться в эти места нелегко, здесь не увидеть традиционных церквей и больших храмов, однако, эти святые земли продолжают привлекать многочисленных паломников.

История обители удивительная и не простая. Неиссякающий святой источник бил здесь с самых древних времен. По преданию святые целители Косма и Дамиан, были сосланы из Рима в дальнюю Тавриду. Свои последние дни они провели именно здесь у целебных вод Савлух-Су.


В народе жила молва о волшебной силе источника и 14 июля окрестные жители стекались к этим местам, чтобы почтить святых чудотворцев. В середине XIX века готовилось строительство небольшого скита, но случилась Крымская война. К счастью, монастырь все же начали строить после ее завершения в 1857 году. Первым настоятелем был игумен Макарий. Обитель расширялась, возводились храмы, жилые и хозяйственные постройки. Но жизнь в этих диких местах была сложной. Вокруг были скалы и леса, свободные участки земли встречались редко. Все стало приходить в упадок после кончины настоятеля. В самом конце XIX века монахи были распущены и создан женский монастырь.

Его расцветом стало начало XX столетия. Сюда приезжал сам Николай II со своей семьей. Он верил, что целебные воды исцелят его сына. Из царской казны на нужды монастыря были выделены большие средства. Недалеко от обители также проложили шоссе, получившее название Романовское.

В советское время монастырь был закрыт, а братия постепенно изгнана. В Великую Отечественную войну все постройки обители были уничтожены. Сохранилась только Царская часовня 1913 года, в которой часто молился сам царь Николай.


Возрождение монастыря пришлось на 90-е годы прошлого века. Сейчас главное монастырское подворье расположено в Партените, а у источника живут немногочисленные монахи. Тут хранятся уникальные реликвии - икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей, икона Божьей Матери Иерусалимской.


Целебный источник продолжает привлекать многочисленных верующих. По традиции больше всего паломников стекается в эти места 14 июля на торжественные богослужения в честь святых Космы и Дамиана.

Полезная информация

Посещая монастырь, нужно уважать чувства верующих, следует позаботиться о скромной одежде, женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой.

Из источника разрешено набирать святую воду.

Купание в источнике и пикники запрещены.

Территория открыта круглый год, но попасть на нее можно только через Крымский природный заповедник и в часы, предусмотренные режимом его работы.

Стоимость лучше уточнять на месте.

Как добраться до Космо-Дамиановского монастыря

Дорога к монастырю не простая, но очень красивая.

Из Алушты нужно ехать на запад по трассе «P34», а из Ялты по этой же трассе, но в направлении северо-востока.

Адрес: Крым, г. Алушта, 20 км со стороны Алушты по горной трассе Алушта-Ялта.

Это было заповедное место для царских охот, для Императора Александра III здесь построили красивый охотничий домик . Он стоял посреди поляны в окружении гор, покрытых огромными буками, соснами и дубами, внизу шумела, образуя небольшой водопад, речка Альма, берущая свое начало у источника Савлух-Су («здоровая вода»). Его прохладная вкусная вода с древних времен считалась и способной излечивать разные заболевания. Сюда приходили больные и страждущие, чтобы омыться в воде и получить исцеление. Предание связывает это место со святыми бессребрениками братьями Косьмой и Дамианом.

Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножия Чатырдага, у источника, до сих пор носящего их имена. Возможно, в средние века христиане возвели у источника храм, но после выселения христиан в 1788 году все крымские церкви были брошены и многие бесследно исчезли. Однако на протяжении долгих лет люди разных национальностей и вероисповеданий приходили к целебному источнику, желая обрести здоровье. Ежегодно 1(14) июля здесь собирались христиане, священники освящали воду и служили молебны. Никаких строений в то время здесь не было. Только в 20-е годы XIX века на средства графини Софьи Потоцкой у источника построили сарай для богомольцев.

Архиепископ Иннокентий во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник святых Косьмы и Дамиана, отсюда он поднялся на вершину Чатырдага. Святитель напомнил православным жителям, что необходимо восстанавливать обители и памятники веры.

Разрешение на открытие киновии было получено в 1853 году. Будущему монастырю от земель, принадлежащих казенной даче, отмежевали 4 десятины. Но обустройство обители остановилось почти не начавшись: помешала Крымская война. Недалеко от монастыря, в горах, построили укрепления из букового леса и камня. Строительство монастыря началось после войны, в 1857 году. Первым настоятелем стал игумен Макарий , который управлял обителью 20 лет.

Обустроить монастырь оказалось делом действительно нелегким. Киновия находилась в глухом ущелье, крутые склоны гор и высокий густой лес окружали его со всех сторон. Чтобы проложить дороги по неровной местности и подготовить площадку для строительства, необходимо было провести большие земляные работы. Монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих плечах приносили строительные материалы: кирпич, стекло, инструменты, так как от трассы хорошей дороги к монастырю не существовало. Косьмо-Дамиановский монастырь не получал денежных средств от государства, поэтому строительство зданий велось на деньги от добровольных пожертвований богомольцев. В 1857 году построили первую деревянную, небольшую церковь во имя святых Косьмы и Дамиана по рисунку, сделанному архиепископом Иннокентием. Когда число братии возросло, на ее месте в 1870 году возвели новый большой храм с колокольней, который вмещал всех иноков монастыря и богомольцев. Однако зимой он не отапливался, поэтому в 1874 году начали строительство нового зимнего храма во имя Преображения Господня. Но его освящение состоялось только в 1878 году: все работы приостановили из-за болезни и смерти игумена Макария. Тяжелый труд и травма, полученная в Успенском скиту, ухудшили здоровье игумена. Он был доставлен в больницу при странноприимном доме Таранова-Белозерова в Симферополе, где и скончался 18 сентября 1878 года. Игумена Макария похоронили в притворе у западных дверей церкви Преображения Господня. Могилу окружили чугунной решеткой, а в 1880 году установили мраморную плиту. Благодаря неустанному труду игумена Макария создавался Косьмо-Дамиановский монастырь. При нем над источником выстроили каменную часовню с образами Христа Спасителя, Божией Матери и святых бессребреников Косьмы и Дамиана. В центре часовни находился святой источник, к которому приезжали больные люди, искавшие исцеления. Для омовения построили купальню - большой деревянный бассейн под железной крышей.

Постепенно на территории монастыря выросли три братских корпуса и один для настоятеля, две гостиницы для богомольцев, трапезная с кухней, баня и хозяйственные постройки.

В 1878 году севастопольский купец Григорий Петрович Порывай подарил монастырю 201 десятину пахотной земли в селе Григорьевке Перекопского уезда. Это было очень кстати, потому что земля вокруг киновии была мало пригодна для сельскохозяйственных работ, для того чтобы разбить огороды, монахам приходилось выравнивать участки земли и очищать их от леса. В Григорьевке построили два каменных дома и хозяйственные сооружения, вырыли артезианские колодцы. Там же находилась каменная церковь во имя Трех Святителей, приписанная к Косьмо-Дамиановской киновии.

Обитель гордилась особой святыней - иконой святых Косьмы и Дамиана с частицами их мощей. Сами мощи святых хранятся в Риме, а их частицы попали в Россию необыкновенным образом. Сын известного арабского священника-миссионера Спиридона Саруфа Георгий поступил в Meдико-хирургическую академию. Императрица Мария Александровна выделила средства на дорогу из Дамаска в Санкт-Петербург. Спиридон Саруф хранил у себя частицы мощей святых Косьмы и Дамиана, а перед отъездом сына благословил его и вручил драгоценную святыню. В России Георгий Саруф познакомился с семьей президента Академии, доктора П. А. Дубовицкого, которая заботилась о нем. Жена Дубовицкого, узнав об имеющейся у Саруфа святыне, просила уделить ей частицу. Через несколько лет М. А. Дубовицкая передала святые мощи настоятелю Инкерманского монастыря отцу Ефрему, а тот доставил их епископу Таврическому Алексию. 1 июля 1862 года епископ Алексий торжественно утвердил святые мощи в храмовую икону святых Косьмы и Дамиана. Икона находилась на особом месте в храме, возле клироса, перед ней горела неугасимая лампада.

Драгоценная святыня и целебный источник привлекали в обитель богомольцев, их пожертвования составляли часть доходов монастыря. Вообще жизнь в монастыре была трудной, не получая средств от государства, монахи зарабатывали сами упорным трудом. Киновия располагалась в теснине, окруженной горами, поэтому световой день был короче почти на четыре часа. Зима - особенно тяжелое время для монахов. Е. Марков так описывает жизнь Косьмо-Дамиановской киновии: «Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он».

Доходы монастырь получал от процентов банковских вкладов, платы за аренду земли, за проведенные обряды, от кошельковых и кружечных сборов и пожертвований, также монахи продавали изготовленные ими иконы, крестики, свечи. Стабильно получаемый доход позволял безбедно существовать небольшому числу монахов: в первые годы в монастыре жили 10 человек, постепенно их число увеличивалось, и в конце 80-х годов там проживало 50 насельников. Игумен Макарий принимал в монастырь всех желающих, но оставались в нем только самые трудолюбивые.

Косьмо-Дамиановскую киновию не однажды посещали члены императорской семьи. В 1873 году здесь побывал наследник русского престола Великий князь Александр Александрович. В октябре 1880 года он вновь приехал сюда с супругой Государыней Цесаревной Марией Федоровной. Посещение киновии царствующими особами увеличивало и число паломников.

К сожалению, после смерти игумена Макария настоятели в киновии стали меняться очень часто. Сначала монастырь возглавил иеромонах Парфений, с 31 мая 1879 года его сменил иеромонах Василий, затем на этом посту побывали иеромонахи Павел и Серапион. Частая смена руководства, отсутствие единых требований привели к тому, что монахи стали лениться в исполнении своих обязанностей, и хозяйство монастыря стало приходить в упадок. Бедность и грязь отпугивали паломников, да и численность братии резко сократилась. Время шло, но в киновии ничего не менялось. К сожалению, благочинным Духовной консистории не удалось навести порядок. Летом 1899 года обитель посетил епископ Николай. Он принял решение преобразовать мужской монастырь в женский. Епископ Николай утверждал и поддерживал женское подвижничество, он считал, что обитель должна сохранять дух любви Христовой и нести ее в мир, при обителях с его помощью создавались больницы, школы, приюты.

1 августа 1899 года в последний раз братия монастыря отслужила обедню, в этот же день освятили новый иконостас. Монахи разошлись по другим монастырям Крыма. Старые монахи, вместе с отцом Макарием создававшие монастырь, расставались с ним со слезами на глазах, ведь все здесь было сделано их руками, в течение долгих лет обитель была их домом.

Первой настоятельницей женского Косьмо-Дамиановского монастыря стала монахиня Троице-Параскевиевской обители Варсонофия. Вместе с ней пришли 25 сестер. Временно для служения были оставлены иеромонах Гурий и иеродиакон Досифей. Затем их сменили иеромонах Инкерманского монастыря Климент и иеродиакон Корсунского монастыря Антюний.

Трудолюбие и дисциплину, заведенные в образцовом Троице-Параскевиевском монастыре, сестры перенесли в новую обитель. Несмотря на бедность, хозяйство стало постепенно налаживаться. Сделали капитальный ремонт зданий, привели в порядок территорию монастыря, построили каменные подпорные стены, укрепившие террасу, на которой стояла церковь, новые кельи, просфорную, хлебопекарню, мастерские, прачечные и другие хозяйственные постройки. Чистота и порядок, наведенные в обители, снова привлекли богомольцев. В праздник святых Косьмы и Дамиана обычно пустынный монастырь преображался. В путеводителе Г. Москвича так описывается это событие: «За день-два во всех направлениях к монастырю тянутся верующие христиане. Всевозможные экипажи, фаэтоны, линейки, мажары, дроги и верховые - группами и в одиночку спешат в монастырь. Над открытыми экипажами, линейками, дрогами от палящего солнца и ливней устраиваются заграждения в виде пестрых балдахинов. Чем ближе к монастырю, тем оживление становится заметнее. Вся прилегающая местность - сама дорога, полянки, склоны гор, наконец, самый двор монастыря представляют собою своеобразную ярмарку. У самых ворот ряд столиков и ларей служит для продажи всевозможных товаров, как - платки, ножницы, гребешки и прочее „на памятьˮ о Косьмо-Дамиановском монастыре. Тут же готовится кушанье, продаются чай, буза, фрукты, прохладные напитки и прочее.

Всего больше народу устремляется к источнику, над которым устроена небольшая часовня с большим образом святых Косьмы и Дамиана».

В обители появилась икона Божией Матери «Иерусалимская» с надписью на обороте: «Святая Афонская Гора - Земной удел Царицы Небесныя. 1907 года мая 18 дня. Сия святая икона Пресвятыя Богородицы - со многой благодатной в ней святыней - подобие видом и размером благодати причастной Афонской именуемыя «IЕРУСАЛИМСКIЯ» писана и освящена на Афоне и посылается в безмездный дар от имени беднейших Русских Святогорских Пустынножителей Высокопреподобнейшей Матушке Игумений Варсонофии со всеми о Христе Сестрами для Косьмо-Дамиановского женского монастыря близ Алушты в Крыму, во благословение от Святыя Горы Афонския - Земного Удела Царицы Небесныя всем тамо нынешнем и будущим монашествующим труждающимся, призреваемым и живущим и по всей Тавриде Православной в благодатную всем им помощь от всяких бед, зол и напастей от всех врагов видимых и невидимых. Всепреблагословенная, Всепренепорочная, Всепречистая Приснодева Владычица Богородица да приимет обитель и в ней монашествующих под Свое высокое небесное Матернее покровительство и вкупе с Праведными Родителями Своими да будет Многомощною Ходатаицею о всех пред Сыном Своим и Богом». Эта икона сохранилась до наших дней и сейчас находится в обители.

Монахини много трудились: в мастерских они шили церковное облачение, одежду, плели кружева, ткали ковры. Рядом с киновией разбили фруктовый сад и огороды. Доходы обители возросли, так, например, в 1912 году они составили 16 657 рублей.

В 1907 году в Симферополе на улице Госпитальной открылось подворье монастыря с одноэтажной церковью во имя Благовещенения Божией Матери. Это событие доставило сестрам большую радость. Им часто приходилось по делам бывать в Симферополе, но негде было остановиться. Теперь же, когда осенью перевозили урожай из Григорьевки в монастырь, подводы останавливались на отдых на подворье.

В 1911 году произошло еще одно знаменательное событие: 25 октября обитель посетил Император Николай II. Он молился у источника и пил святую воду.

В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых отреставрировали часовню у источника. Тогда же создали «Заказник императорских охот», провели Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завезли редких животных. Тогда в горные леса Крыма впервые попали муфлоны. Десять животных прибыли с острова Корсика и три - из заповедника Аскания-Нова. Муфлоны хорошо акклиматизировались, они особенно полюбили места возле гор Черной и Большой Чучели.

В годы Первой мировой войны сестры оказывали материальную помощь фронту. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком.

После установления советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. Проблемы в Косьмо-Дамиановской киновии начались в 1922 году. Сначала закрыли подворье в Симферополе, а церковь во имя Благовещения Божией Матери передали в бесплатное пользование группе верующих, но уже в 1923 году ее тоже закрыли и устроили склад церковного имущества.

Затем подошла очередь и самого монастыря. В том же 1923 году его решили закрыть, мотивируя следующим: «Монастырь, находясь в местности равноудаленной от всех населенных пунктов с христианским населением, религиозные потребности которых никогда не обслуживал, а исключительно служил для надобностей монахинь и послушниц. Массовые посещения монастыря имели место только однажды в год - 12–14 июля, причем посещавшие руководствовались не столько религиозными потребностями, сколько традиционными, основанными на старой легенде о целительной силе источника во дворе монастыря, хотя случаев исцеления не наблюдалось со дня основания монастыря».

Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет «О Крымском государственном заповеднике», которому решили передать монастырь со всеми постройками. На территории бывшей обители создали колонию инвалидов имени Калинина, существовавшую до 1924 года. В 1924 году церкви обители закрыли и передали Крымскому заповеднику, колокола с них сняли.

Сестры основали трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни. В бывшей просфорной они устроили церковь. В июне 1924 года в обители с проверкой побывал работник НКСО Н. Вегнер, в своей докладной записке он сообщал: «Странное впечатление на меня произвел бывший монастырь, как будто и не было постановления о закрытии его и даже ликвидации… Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и как видно, и не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода и поляну засева огорода. Кроме того, хотя на одной из церквей и находится печать, но печать не установленного образца и ключи церковных дверей находятся у монашек. Но этого мало: монашки устроили новую церковь там. Для этого в бывшей просфорной они устроили престол, алтарь и т. д., происходят новые пострижения, рукоположения и т. п.».

Вновь созданный заповедник нуждался в рабочих руках, однако как ни выгодно оказалось соседство с трудолюбивыми монахинями, в 1928 году артель окончательно ликвидировали. Монахини покинули свою обитель и разбрелись кто куда. В том же году нависла угроза над часовней у источника. Алуштинский горисполком, которому она принадлежала, решил разобрать часовню на строительные материалы. Но на защиту памятника встали сотрудники заповедника, они обращались в разные инстанции, в том числе и к наркому просвещения А. В. Луначарскому, который прислал телеграмму: «Разборка бывшей часовни в госзаповеднике Алуштинским комза без разрешения Наркомпроса РСФСР недопустима. Просьба приостановить». Таким образом часовня была спасена.

В бывшем Косьмо-Дамиановском храме открыли музей природы, в Преображенской церкви - клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней со временем устроили инкубаторий для вывода мальков форели.

Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря и царский домик были разрушены. Уцелела лишь часовня над святым источником.

Возрождение

14 июля 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником. Началось возрождение обители.

Но восстановление монастыря проходило сложно. Троим монахам, прибывшим отстраивать его, пришлось первое время жить в палатках, хотя в заповеднике стояли пустые домики. Что же произошло? Несмотря на то, что закон о возвращении территории и построек монастыря его владельцу уже был принят, разгорелся спор. Некоторые работники заповедника, ученые, журналисты решили, что хозяйственная деятельность монастыря нанесет вред заповедному месту, нарушит экологическое равновесие. Владыка Лазарь говорил: «Пусть не боится никто, что монахи, которые поселяются здесь, могут что-то осквернить. Никогда! Монахи только освящают. И запомните: места хватит всем».

Но в этом деле столкнулись интересы деловых людей, которые зарабатывали деньги на святой воде. Ежедневно несколько машин с водой из целебного источника прибывали на фабрику, там ее газировали и разливали в бутылки. Отдыхающие могли купить на набережной воду под названием «Савлух-Су» (монастырская)».

Однако верующие и просто порядочные люди хотели, чтобы святая целебная вода доставалась прежде всего тем, кто больше всего в ней нуждался, чтобы, подкрепленная молитвой, она несла исцеление не только телу, но и душе. Верующие Алушты посылали телеграммы Президенту Украины, в Верховный Совет Украины, Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины с просьбой помочь монахам в их нелегком деле и защитить их от угроз. Благодаря этим людям, благодаря мужеству и стойкости насельников существует ныне Косьмо-Дамиановская киновия - один из духовных центров Крыма.

А еще в монастыре произошло настоящее чудо. Икона с мощами святых Косьмы и Дамиана, которая, казалось, погибла при ликвидации монастыря, нашлась. Она долгие годы хранилась у одной женщины, которая передала ее клирику кафедрального Свято-Троицкого собора отцу Алексию Сахненко. 14 июля 1996 года икона вновь оказалась в монастыре.

Высоко в горах Крыма, в лесной теснине, находится весьма примечательное место – Космо-Дамиановский мужской монастырь. Попасть сюда непросто – хотя бы потому, что обитель расположена на территории Крымского природного заповедника, да и нет здесь традиционных храмов или других крупных церковных сооружений. Но в один из летних дней небольшая лужайка перед комплексом наполняется сотнями людей и машин. Почему так происходит? Какова история этого святого места?

Где находится мужская обитель в Крыму?

Космо-Дамиановский монастырь в Крыму территориально относится к Алуштинскому городскому совету. Дорога к нему весьма непростая, но очень живописная. Озера Бам и Краснорайское, река Улу-Узень, перевал Кебит-Богаз – это и многое другое можно увидеть по пути следования.

Обитель на карте Крыма

Монастырь у источника: сложная история становления

«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному , с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.

Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.

В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся . И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.

Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря

Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь
побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.

На территории этой монастырской пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника,
сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.

Чем привлекает обитель туристов и верующих?

«Среди гор Таврических есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли, по свидетельству … предания, их молитвами…» -архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, 1 июля 1855 года.

В 20 километрах от г. Алушты, на высоте около 800 метров над уровнем моря, у подножия горы Чатыр-Даг, расположен действующий мужской монастырь святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Это удивительно красивое место окружено лесными склонами Бабугана, горой Черной и хребтом Конек. Мужская обитель была основана здесь в далеком XIX веке рядом с источником святых братьев Косьмы и Дамиана Римских.

Согласно преданию, этот святой источник появился в Крыму по молитвам самих святых бессребреников. Напомним, что жили святые братья Косьма и Дамиан в Риме в III веке н.э. во времена гонения на христиан. Их мать Феодотия воспитала сыновей в христианской вере, и, научившись врачебному делу, Косьма и Дамиан успешно исцеляли больных людей по их вере. Они знали слова Спасителя, адресованные ученикам: «Даром получили, даром давайте» и не брали никакой платы за свою помощь. За бескорыстное лечение братьев называли «безмездными врачами», а они обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». По молитвам святых братьев недугующие получали не только телесное, но духовное исцеление, многие обращались ко Христу. За свою добрую христианскую жизнь, за исповедание Иисуса Христа святые Косьма и Дамиан были сосланы римским императором Марком Аврелием Карином в Крым (тогда эти земли именовались Тавридой и были дальней римской колонией, местом ссылки христиан). В Крыму братья продолжили свое служение людям, исцеляли больных и проповедовали имя Господне. Из жития святых бессребреников мы знаем, что они приняли мученическую кончину за Христа в 284 году от рук своего бывшего учителя, который был исполнен зависти к своим ученикам. Обманным путем он заманил их в лес и убил. Так окончили свой земной путь святые бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан, но и ныне по их молитвам происходит множество чудес и исцелений.

Итак, во время своего пребывания в Крыму святые братья Косьма и Дамиан молитвенно испросили у Господа источник, который с тех пор не иссякает. Вода в нем очень приятна на вкус и необыкновенно прозрачна. В наше время Одесский НИИ курортологии провел исследования, которые показали, что в воде источника содержатся магний, калий, марганец, литий и серебро, которое редко встречается в природных источниках. Более 1700 лет на этот источник идут люди с верой и надеждой получить исцеление от своих недугов. Он почитается не только православными, но и представителями других конфессий: татарами, караимами, католиками. По-татарски святой источник Косьмы и Дамиана называется Савлух-Су, что переводится как «здоровая вода» или «вода здоровья».

Косьмо-Дамиановский монастырь

Этот святой источник с давних пор славится чудесными исцелениями. Существует предание о одном местном татарине, который увел в горы ненавистную ему жену, выколол ей глаза и оставил в горах одну. Бедная слепая женщина умирала от голода, и к ней явились два незнакомца, которые представились святыми Косьмой и Дамианом. Братья повелели женщине умыться в их источнике, и к ней вернулось зрение. Возвратившись в свое селение, женщина рассказала о произошедшем с ней. Другое предание рассказывает, как некий пастух, больной проказой, уснул возле святого источника, измученный своей болезнью. Во сне он увидел двух человек, которые сказали, что они – Косьма и Дамиан, святые повелели пастуху погрузиться в источник. Пробудившись ото сна, больной исполнил все сказанное ему и снова уснул. Святые бессребреники снова явились ему во сне и сказали: «Ты будешь совершенно здоров сегодня же, но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к нашему источнику для омовения тела. Советуй то же делать и страждущим братьям твоим».

Еще один случай исцеления произошел 1 июля 1908 года: в монастырь святых Косьмы и Дамиана из Гурзуфа приехал некий грек Кирилл, который рассказал, что он болел целый год и уже почти не вставал – доктора сочли его безнадежным. В конце июня ему приснились четыре дивных мужа и сказали: «Вставай, ты будешь здоров, только пойди в Космодамиановский монастырь, искупайся в его источнике». В следующую ночь сон повторился. Мужи снова обратились к больному: «Ты подумал – отчего не спросил, кто мы такие? Мы Косьма и Дамиан, а другие два – апостолы Петр и Павел. Сходи в монастырь и будешь здоров.». 1 июля грек Кирилл отслужил молебен святым бессребреникам в Космодамиановском монастыре, искупался в источнике, после чего стал совершенно здоров.
На святой источник Косьмы и Дамиана привозили больных разного вероисповедания со всего Крыма. На храмовый праздник 1 июля сюда стекалось огромное количество недужных людей, хотя рядом с источником не было никаких построек для паломников и проведения богослужения. Только в 20-х годах XIX века на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен деревянный флигель для паломников, а в 50-х годах того же столетия один симферопольский купец, получив исцеление от недуга, поставил у источника сруб с образами святых Косьмы и Дамиана. Монастырь появился здесь немного позже благодаря усердию и стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия.

Каменная часовня над святым источником Косьмы и Дамиана была возведена в 1891 году вместо первой деревянной. Новая часовня была очень красива и удобна для проведения богослужений. В центре часовни находился небольшой каменный резервуар, в который и был заключен источник – здесь брали воду для питья. Наполняя резервуар, вода стекала в большой деревянный бассейн, который служил купальней для паломников и находился в закрытом помещении. Купальня делилась на две половины: мужскую и женскую. Многие паломники купались в бассейне, несмотря на низкую температуру воды (+8 градусов), другие же омывались лишь частично. Вода в бассейне не была стоячей, лишняя стекала. Но при необходимости всю воду в бассейне можно было полностью поменять всего за 25 минут с помощью специального приспособления. На храмовый праздник 1 июля в монастыре обычно собиралось множество народа, большая часть которого приезжала из Симферополя. Выезжали обычно заранее целыми семьями, запасаясь продуктами и вещами. Останавливаясь неподалеку от монастыря, паломники переодевались в праздничные одежды и шли к источнику. У татар существовал такой обычай: после купания в святой воде они оставляли лоскутья своей одежды на стенах бассейна, считая, что вместе с ними здесь останутся и болезни. После праздничной службы открывались продуктовые лавочки, всюду разводили костры, в ручье ловили форель. По окончании молитвы паломники обедали, собирали свои вещи и отправлялись в обратный путь.

Монастырь свв. Косьмы и Дамиана

В течение 43 лет, с 1856 по 1899 годы, Космодамиановский монастырь был мужским, потом его преобразовали в женский. Но всегда это была довольно бедная обитель, существовавшая только на небольшие пожертвования верующих. В советские годы трагичная участь многих монастырей не миновала и Космодамиановскую обитель, она была ликвидирована, а ее территория – передана Крымскому заповеднику. В годы Великой Отечественной Войны подверглись уничтожению все строения бывшего монастыря святых Косьмы и Дамиана, кроме часовни над святым источником.

Спустя 70 лет после закрытия обители, в 1994 году здесь снова возобновилась монашеская жизнь, сейчас обитель является мужской. В монастырь вернулась древняя монастырская святыня – икона с частицами святых мощей Косьмы и Дамиана, сейчас она хранится в обители. В часовне регулярно проходят богослужения. В день памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана (14 июля) в обитель стекаются многочисленные паломники.

Конечно, это совершенно уникальное и благодатное место: здесь жили сами святые чудотворцы Косьма и Дамиан, здесь они исцеляли, здесь молились. И почти 2000 лет не иссякает этот святой источник – сколько народа принял он в свои святые воды за это время, сколько людей здесь исцелилось, сколько счастья здесь излилось!!! Наши предки с великой верой шли сюда и получали просимое, и какое огромное счастье, что сегодня и мы имеем возможность прикоснуться к этой удивительной святыне, помолиться святым безмездным врачам и попросить их заступничества и помощи в наших болезнях, как душевных, так и телесных.

Адрес: Крым, подножие горы Чатырдаг (в 20 км от города Алушта).

В Крыму, среди живописных скал и густого леса, возвышаясь над морем, расположилась скромная, но красивая обитель. Космо-Дамиановский монастырь в Крыму находится на территории природного заповедника, в котором приятно и спокойно прогуливаться, созерцая природу, которую мог создать только Бог . На территории обители имеется святой источник Савлух-Су, вода из которого считается целебной. Попасть в это место довольно непросто.

Космо-Дамиановский мужской монастырь

История становления общины

История данной обители не похожа на другие, путь становления сложен и очень интересен. Родник с исцеляющей водой в данном месте, рядом с хребтом Конек, существовал с древних времен.

Легенды до татарских времен гласили о том, что целебный источник, название которого в переводе означает «здоровая вода», имеет связь со святыми целителями Космой и Дамианом. День почитания тех Святых - 14 июля, в этот день во все времена к источнику стекались толпы верующих людей.

Середина XIX века - время застройки обители. По приказу архиепископа Иннокентия, возле известного источника, стали обустраивать место под монастырь. К сожалению, Крымская война помешала планам архиепископа. По завершении боев, застройка возобновилась.

О других крымских храмах и святых местах:

  • Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
  • Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки
  • Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь

Первым настоятелем стал игумен Макарий, который прослужил на своем посту много лет. Территория обители получилась небольшой, было построено два храма, хозяйственные здания, часовня, гостиный притвор.

Интересно! Настоятель и братия носили на своих плечах стройматериалы из самого Симферополя пешком. Все, что было на территории монастыря построено - было сделано ими самостоятельно, ни о каких работниках тогда и речи не шло. К тому же, братия потом построила дорогу в 8 км от обители.

Денег на строительство общины государство не выделяло, все было возведено на деньги, собранные у православных людей. Жить в таком месте было тяжело, земли было мало, всю местной занимали горы и лес.

Настоятель Макарий держал всю обитель в своих руках, крепился сам и подбадривал немногочисленную братию. Но после его смерти по болезни, община начала чахнуть, пока совсем не опустела. В 1900 году власти расселили мужскую братию. Мужская обитель просуществовала в этих местах ровно 43 года.

Целебный источник Косьмы и Дамиана

Дальнейшая судьба обители

После роспуска монахов местные власти начали обустраивать на этой территории женскую обитель. Туда высылались малолетние преступницы на перевоспитание к монахиням.

В начале XX века, несмотря на бедность, община начала расцветать вновь. Первой настоятельницей стала монахиня Варсонофия, приехавшая из Троице-Параскевиевского монастыря с 25 сестрами. На богослужение даже заезжал царь Николай со своей семьей , с больным сыном, которого привезли к водам источника. В 1911 году вокруг обители появилась заповедная зона для царской охоты.

В те времена стены скита хранили две святыни:

  • икону Божией Матери Иерусалимской - она была привезена с Афона с монахом, который там жил и был переселен в Крымскую обитель, писался образ специально для монастыря;
  • икону Святых Космы и Дамиана с частицами мощей.

Жестокие времена советской власти не обошли женскую обитель, спрятанную в лесу. Община была закрыта, монахинь выгнали на улицу, а Великая Отечественная война нанесла огромный урон территории. Фашисты стерли с земли все здания, которые были в обители, уцелела только часовня возле источника.

Восстанавливать монастырь начали в 1990-е годы. Восстановить обитель было очень сложно, так как земли давно были отданы Крымскому заповеднику, а местные бизнесмены не хотели делиться с монахами своей выгодой. В итоге, обитель удалось построить в поселке Партенит.

Современное состояние обители

Космо -Дамиановский монастырь в поселке Партенит до сих пор полностью не обустроен. На территории построено два храма:

  • в честь Иоанна Готского;

У обители есть второе подворье в селе Запрудное, храм в честь священномученика Порфирия на территории только строится.

Храм при монастыре Косьмы и Дамиана, Крым

Из общественной жизни в общине проводятся паломнические поездки. В программу входят: утреннее богослужение, совершение молебна, экскурсия по обители. Желающие могут окунуться в святой источник или набрать из него воды. По окончании дня паломники трапезничают, братия угощает гостей чаем из собранных Крымских трав.

Для сведения! Узнать подробнее о паломнических поездках можно на официальном сайте монастыря.

Вода от источника считается целебной для почек и печени, это свойство доказано учеными экспериментально. Наука также подтверждает, что вода имеет особую структуру и состав. Это место пропитано Божией благодатью и почувствовать ее можно только оказавшись там.

Святыни