Кто построил регистан на крим. Площадь Регистан – эталон восточной сказки и жемчужина Самарканда. Площадь Регистан в городе Самарканд: описание

Начало ансамблю площади Регистан, было положено при правлении Улугбека постройкой с западной стороны площади медресе, а с восточной - хонако. К XVII веку полуразрушенное хонако Улугбека было разобрано, и на его месте в 1619-1636 «годах построено медресе Шир-дар.

В это время Самаркандским вилайетом (областью) управлял Ялангтуш из узбекского рода Алчин, талантливый военачальник, прославившийся удачными походами и грабительскими набегами на соседние страны. Награбленные богатства, труд военнопленных и рабов Ялангтуш использовал при постройках ряда крупных и богато украшенных зданий, из которых два, медресе - Шир-дар и Тилля-Кари - воздвигнуты на площади Регистан.

Медресе Шир-дар построено мастером Абул-Джаббаром напротив медресе Улугбека, согласно бухарскому приему «кошмедресе» (двойное медресе). На Регистане этот прием усилен тем, что главный фасад Шир-дара, а отчасти и план, скопированы с медресе Улугбека.

Однако двести лет, которые отделяют постройку памятников, сказались на технике и художественных облицовках: Бели общие формы и (размеры медресе близки к медресе Улугбека, то в отделке чувствуется некоторая неуравновешенная пестрота, свойственная керамическим облицовкам Бухары XVII века (включение в красочную гамму ярко-желтых и зеленых тонов).

Характерно появление в большом тимпане портала парного изображения зверей: тигроподобный лев (шир), с косматой привой и раскрытой пастью, кидается на маленькую белую испуганную лань.

В мусульманских странах изображение живых существ было запрещено. Шир-дар не является единственным нарушением этого запрета. Но все известные изображения живых существ в архитектуре трактовались условно, как орнаментальные мотивы.

В XV веке в Герате процветала знаменитая школа миниатюристов, рисовавших не только сказочные изображения, но и портреты живых людей. По-видимому, появление в Шир-даре композиции из фигур льва, горной лани и солнца уже не было одиозным.

Медресе Шир-дар довольно хорошо сохранило свой первоначальный облик. В мечети (северо-западный угол) богато отделан сталактитовый купол и ниши. Интерьер расписан техникой «кундаль» по золотому фону.

При Ялангтуше с северной стороны площади Регистан построено медресе Тилля-Кари, начатое в 1646-1647 годах и завершенное в 1669-1660 годах.

Это здание по замыслу строителей должно было совмещать в себе пятничную мечеть я медресе, поэтому его общая композиция необычна. Западную сторону двора занимает мечеть, состоящая из большого портально-купольного здания с примыкающими с обеих сторон купольными галереями на восьмигранных столбах.

Три других стороны двора занимает медресе. Фасадная двухэтажная часть на южной стороне двора решена по типу бухарских медресе с хиджрами, выходящими на улицу, и с порталом, имеющим пятигранную нишу, перекрытую полукуполом. Верх портала переложен в начале XIX века. Облицовка главного фасада и дворовых аркад выполнена преимущественно из кирпичной мозаики.

Некоторые детали и тимпаны имеют неплохую майолику и резную мозаику. В мечети хорошо сохранился интерьер, пышно отделанный сталактитами, росписью с обилием золота и мрамором. Поэтому мечеть-медресе получила название Тилля-Кари, т. е. «покрытая золотом».

"Я - Регистан, я - сердце Самарканда".

Регистан - украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира, которая находится в центре старого Самарканда. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным: величие и красота Регистана вызывают у всех без исключения чувство восторга.

Бытует легенда , что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни , и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» - песок и «стан» - место) - место, покрытое песком. Помимо всего прочего, это было место, где собирался народ, ибо именно здесь оглашались все королевские указы, перед прочтением которых громко трубили в трубы. Но не стоит забывать, что изначально, в начале XV века, на площади еще не было ни одного из тех уникальных памятников средневекового восточного зодчества, которые сейчас окружают ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля .

Регистан - огромная площадь, замощенная обожженным кирпичом и булыжниками, на которой стоит ансамбль из трех величественных средневековых университетов, включенный в 2001 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . Центром этого ансамбля, считающегося одним из величайших сооружений исламского мира, является , слева от него построено , а справа - .

Строительство медресе шло в разное время. Первым было медресе Улугбека , возведенное в период с 1417 по 1420 гг. по распоряжению внука Тимура - правителя и астронома Улугбека . Двумя веками позже по распоряжению самаркандского правителя Баходура Ялангтуша были построены еще два монументальных здания: медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трех строений являет взору свой неповторимый декор - филигранные вырезанные в камне узоры, украшающие стены и порталы. Голубые купола медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи облицованы глазурованной плиткой, которая ярко сияет на солнце, с какой бы стороны оно не светило. Изящество драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовые купола и величественные минареты Шердора, золотые росписи стен Тилля-Кари - все это поражает, удивляет и притягивает.

Однако был период, когда Регистан погрузился в запустение. С конца XVII века и особенно в первой половине XVIII века город переживал кризис: столицу ханства перенесли в Бухару, и Великий шелковый путь перестал проходить через Самарканд. Медресе Регистана опустели. По свидетельству современников, был даже период, когда город почти полностью опустел, а в медресе жили дикие звери. К концу XVIII века Самарканд стал постепенно оживать, и вновь закипела жизнь на Регистане: здесь снова появились многочисленные мелкие лавки и строения, а маддахи (рассказчики), сопровождая повествование жестами, полными драматизма, громко славили подвиги святых и героизм прославленных воинов давно минувших дней. В 1875 году площадь была выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города.

Сегодняшний Регистан продолжает удивлять и впечатлять и навсегда остается в памяти и сердцах прикоснувшихся к нему. Два раза в год на площади Регистан проводится большой музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются творческие коллективы со всей Азии. Здесь, на Регистане, проходят и другие фестивали и праздники , а в будние дни на площади работают мастерские и лавочки , в которых туристы могут приобрести уникальные вещи, сделанные руками восточных мастеров.

было построено внуком Великого Тамерлана в 1417-1420 годах и стало самым прекрасным из всех его творений. Гордые громады древних стен и башен медресе Улугбека возвышаются над легендарной площадью Регистан . Как говорят самаркандцы, от тяжести медресе Улугбека в Самарканде "хребет земли приходит в содрогание".

Само здание медресе обращено к площади величественным порталом со стрельчатой аркой. Помимо традиционных цитат из Корана на портале написано следующее: "Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нем навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нем люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - "живут в нём учёные".

Главный фасад медресе, обращенный к площади Регистан , выделен величественным порталом. Орнамент из резной мозаики, майоликовой плитки, резного мрамора, облицовка здания украшена каллиграфическими письменами изумительной работы - художественное совершенство в наивысшей его степени.

По углам медресе - высокие купола и стройные минареты , над входной аркой - мозаичное панно с геометрическим орнаментом. В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты - для двух человек. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй - для отдыха. Освещались комнаты при помощи масляной лампы. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока . Здесь учился Абдурахман Джами - знаменитый поэт, учёный и философ.

Кто был архитектором этого потрясающего здания, не уступающего постройкам Амира Тимура в художественном отношении и значительно превосходящего их по своей прочности, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что Улугбек лично принимал участие в строительстве медресе.

При всей своей монументальности здание кажется легким и изящным. Рельефных деталей стен, которые указывали бы на их значительную толщину, или совсем нет, или же они сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент , сине-голубые изразцы на стенах также способствует ощущению легкости, а стройные цилиндрические минареты как бы вписали здание в вечно синее самаркандское небо. В декоре в основном использованы три характерных для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Присутствие других цветов в оформлении говорит об участии в строительстве и мастеров из других регионов.

Как гласит предание , помимо целой плеяды известных ученых (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи и других), читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии, богословию, о человеке и мировой душе, в медресе преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 ученых, но никто не смог понять эту научную речь, кроме самого Улугбека и его учителя Казы-заде Руми, которого современники называли "Платон своей эпохи".

К несчастью, Улугбек, великий ученый и просветитель, математик и астроном, не смог вовремя заметить опасность, исходившую от самого родного человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было брошено на пороге его скромного жилища в стенах медресе. Но справедливость восторжествовала: через пять с половиной месяцев сам Абдулатиф будет казнен, а на могиле его напишут “отцеубийца”.

("Обитель львов") назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде - барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано "Господь Всемогущ!".

Это медресе было возведено в Самарканде на площади Регистан в первой половине XVII века. Здание, архитектором которого был зодчий Абдул Джаббар, строилось почти 17 лет (1619-1636 гг.). Медресе Шердор повторяет медресе Улугбека, но с искаженными пропорциями. Скорее всего, именно несоизмеримо большие размеры купола послужили причиной того, что здания разрушилось уже через несколько десятков лет после постройки.

Все стены медресе покрыты цитатами из Корана . С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады: великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам медресе множество туристов. Множество вьющихся цветов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор, украшают мозаичное панно дворовых арок. При этом интерьер худжр-келий, в отличие от внешнего убранства, строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: комната для занятий, небольшая кладовая и отдельное место для сна.

В начале XX века в медресе начались большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования : отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала. Все работы велись с соблюдением древних традиций узбекских народных мастеров, согласно которым разборка и кладка свода производилась без кружал. Кладка была закончена в 1925 году. Позже были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе. В 1960-1962 годах были отреставрированы два минарета высотой 31 метр главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.

(«Отделанное золотом») начали строить в 1646 году на месте оставшегося еще со времен Улугбека караван-сарая Мирзои. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, это медресе должно было своим главным фасадом замкнуть ансамбль на площади Регистан с северной стороны, а в самом здании должна была разместиться мечеть , чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из медресе. Особенно впечатляет в медресе стенная живопись и богатая позолота внутренних стен главного помещения мечети.

Главный фасад состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами-лоджиями и угловыми башнями - гульдаста. Двор с четырьмя айванами по периметру окружен кельями в два этажа. Остальные стены и свод были сплошь покрыты росписью "кундаль " с обильной позолотой. Позолочен был михраб (молитвенная ниша в стене, обращенной к Мекке) и 11-ступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие позолоты в отделке и определило название медресе - Тилля-Кари. Дворовые и наружные фасады облицованы мозаикой и майоликой с различными узорами - геометрическими, растительными и эпиграфическими. Добротные деревянные двери украшены тонким орнаментом.

В начале XIX века сильное землетрясение разрушило в Тилля-Кари из без того накренившийся главный портал. Позже верхняя его часть была отстроена затем заново, но на ней уже не было изразцовой облицовки. Реставрационные работы в Тилля-Кари начались в 20-х годах прошлого века: узбекские мастера-керамисты укрепили оставшиеся старые изразцы и изготовили новые. В начале 30-х годов изразцами местного производства облицевали боковые части переднего фасада медресе. Реставрация Тилля-Кари продолжилась в 1950-1956 годах: тогда восстановили облицовку дворовых фасадов и большого барабана мечети, укрепили металлическими «связками» юго-западный угол медресе и южную галерею мечети. В 1958 году был реконструирован портал с наружной облицовкой восточной стены внутри двора.

Близлежащие сооружения.
Мавзолей Шейбанидов находится к востоку от медресе Тилля-Кари и представляет собой большое количество надгробий, самое старое из которых датируется XVI веком. Именно к тому времени, когда установилась власть династии Шейбанидов, а Бухара снова стала столицей одного из сильнейших государств Средней Азии. Основателем династии является Мухаммад Шейбани, внук Абул Хаира. В 1500 году Мухаммад Шейбани при поддержке Чагатайского ханства, ташкентских правителей, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. В 1503 году Шейбани выступил против своих благодетелей и захватил Ташкент, после, в 1506-м, пала Хива, а в 1507-м - Мерв (Туркмения), восточная Персия и западный Афганистан. В течение последующих лет кочевые узбеки под предводительством Мухаммада Шейбани прочно обосновались в оазисах Центральной Азии.

Торговый купол Чорсу - яркое подтверждение тому, что Регистан был центром торговли средневекового Самарканда - расположен с обратной стороны медресе Шердор. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке и перестроено в начале XVIII века. В 2005 году торговый купол отреставрировали, при этом, чтобы восстановить истинную высоту здания, был счищен трехметровый слой грунта. Сейчас в куполе Чорсу находится галерея изобразительного искусства , где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Фотографии:

Слово «Регистан» переводится с узбекского как «место, покрытое песком» – в древние времена на Среднем Востоке так называли любую центральную площадь города. В период правления Тамерлана именно здесь собирались солдаты, перед тем как отправиться в поход. Вероятно, на центральной площади также зачитывались указы правителя. Каждый день на Регистане кипела торговля, поскольку Самарканд был одним из важнейших городов с самого основания «Шелкового пути».

Мирзо Улугбек, приходившийся Тамерлану внуком, стал не только правителем, но и покровителем наук. Он сам имел блестящее образование, прикладывал все силы для развития культуры своей страны. По приказу Улугбека в начале XV века на площади начали возведение первого медресе, названного в честь мецената. С этого времени ведет свой отсчет глобальная застройка Регистана, принесшая Самарканду всемирную известность и место в списке достопримечательностей ЮНЕСКО.

Считается, что с древних времен до ХХ века здесь проводились публичные казни преступников. Говорят, площадь Регистан специально посыпали песком, чтобы он впитывал кровь жертв, без ущерба для красивой мостовой. Однако надежных исторических доказательств этому сегодня нет. Интересно, что в 1989 году в Советском Союзе была выпущена юбилейная пятирублевая монета, на которой был отчеканен вид на Регистан.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека – самое старое медресе, построенное на площади Регистан. Его возведение заняло всего три года: с 1417 по 1420. На территории школы были организованы мечеть и крупная обсерватория, что сделало город одним из важнейших научных центров Востока того времени. Ансамбль расположен на западной стороне обширной площади. Напротив медресе в последующие годы были возведены караван-сарай Улугбека, а также его ханака.

Высокий прямоугольный фасад и стрельчатая арка сооружения выполнены в лучших традициях средневековой архитектуры Среднего Востока. Золотистые расписные стены в ярком солнечном свете играют сложными мозаиками, основной геометрический орнамент сложен из цветных глазурованных кирпичей. Сам портал украшает филигранная вязь, узоры «ислими» и десятиконечные звезды. Все это является свидетельством научной направленности комплекса.

Из каждого угла прямоугольного ансамбля в небо устремляются минареты. До сегодняшнего дня сохранилась только половина их них, поскольку две башни были разрушены землетрясением примерно в XVIII веке. Голубые купола медресе поражают воображение своим чистым цветом и ярким сиянием независимо от времени дня. Благодаря богатой облицовке стен, ярким узорам в синих тонах, вся постройка не выглядит громоздкой. Резная и поливная керамика отличаются гармоничной цветовой палитрой. Поскольку отделка глазурью и орнаментами полностью покрывает стены, весь медресе ярко сияет в свете жаркого полуденного солнца, являясь настоящим украшением Регистана.

В закрытый квадратный двор выходят кельи учеников, а также двери учебных аудиторий. Здесь молодым людям преподавали астрономию, богословие, философию, математику и различные естественные науки. Одновременно в медресе могло учиться и проживать более сотни студентов. В школе работали и преподавали лучшие в стране ученые. Улугбек также читал студентам лекции, однако на сам он решил не занимать должность ректора. Считается, что именно здесь учился знаменитый восточный философ, поэт и ученый Абдурахман Джами.

Школа начала приходить в упадок после того, как в XVI веке новый правитель перенес столицу государства в Бухару. Некоторые источники того времени говорят: Самарканд опустел настолько, что в стенах разрушающихся медресе жили дикие животные. Многочисленные феодальные войны того времени превратили некогда сиятельный архитектурный комплекс практически в руины. Медресе Улугбека сохранился до наших дней только благодаря масштабной реставрации в начале XX века.

Медресе Шер-Дор

Медресе Шер-Дор также называют «львиной» школой, поскольку стены украшены соответствующим звериным орнаментом. Медресе располагается в восточной части Регистана, напротив первой постройки площади и во многом повторяет ее архитектуру. Такая копийность неслучайна – автор проекта намеренно использовал особый прием под названием «кош», характерный для восточной традиции. Строительство было начато в 1619 году на месте ранее возведенной ханаки. Бывшая резиденция Улугбека дала большую часть строительного материала для новой школы.

Архитектор собирался создать зеркальную копию первого медресе, но не принял во внимание, что за прошедшие десятилетия общий уровень Регистана поднялся. По этой причине строение кажется несколько приземистее, чем планировалось изначально. Заказчиком второй школы стал хан Бахадур. Изначально постройку назвали его именем, но оно почему-то не прижилось, уступив место народному Шер-Дор.

Современное прозвище медресе переводится как «украшение тиграми/львами». Его здание получило за великолепный орнамент, которым украшена центральная арка. Узор изображает двух хищников, устремившихся вслед за изящными ланями. На спинах каждого тигра покоится солнечный диск. Помпезность этого сооружения практически не уступает тому, что было построено Улугбеком. Стены архитектурного ансамбля покрыты глазированными мозаиками, росписями, цитатами из Корана, здесь вы увидите богатые орнаменты, обилие позолоты. Посередине над центральным входом красуется солнечная свастика.

Медресе возводился по новым технологиям, однако некоторое нарушение пропорций в будущем спровоцировало разрушение основного купола. Разработки архитекторов должны были упростить и ускорить строительство, но оно было закончено только 1636 году. Хотя по занимаемой площади эта школа не уступала постройке Улугбека, здесь могли жить и обучаться гораздо меньше студентов – всего около 40. По уровню знаний и престижности Шер-Дор все равно ценился меньше первого крупного медресе. К XX веку этот ансамбль на площади Регистан требовал не менее масштабных восстановительных работ.

Медресе Тилля-Кари

Название переводится как «Позолоченная школа». Постройка учебного заведения началась в середине XVII века на южной стороне Регистана. Инициатором и спонсором нового медресе стал все тот же хан Бахадур. Последний ансамбль возвели на месте караван-сарая Улугбека, использовав не только кирпичи старого здания, но и остатки его фундамента. Поскольку к началу строительства обе мечети Самарканда были разрушены, хан принял решение совместить медресе и место для городских богослужений.

Архитекторы работали над Тилля-Кари около 14 лет, закончив школу только после смерти правителя. По этой причине итоговая отделка менее богата, в декоре ощущается некоторая небрежность строителей. Кроме того, медресе получился менее крупным, поэтому удачно уравновешивает композицию из двух более роскошных зданий на площади Регистан.

Фасад постройки четко разделен на два этажа, здесь имеется два главных входа, оборудованных в глубокой стрельчатой арке. С левой стороны можно видеть крупный сияющий купол мечети голубого цвета. По бокам от фасада возвышаются изысканно отделанные минареты. Угловые части занимают гульдаста – восточные башенки с круглыми куполами. В гамме экстерьера преобладают золотые краски и роспись в стиле «кундаль», благодаря чему медресе и получил свое название.

Кроме традиционной вязи и геометрических орнаментов здесь можно увидеть множество растительных мотивов. Такой декор удачно разбавляет эффектные, но все же очень похожие здания двух других учебных заведений. В скором времени после завершения строительства землетрясение в городе разрушило главный купол Тилля-Кари. Этому элементу и многим другим частям школы пришлось ожидать восстановления вплоть до XX века.

Другие сооружения площади

Позади Тилля-Кари, с восточной стороны, находится мавзолей Шейбанидов. Этот архитектурный объект больше похож на скопление надгробий, нежели на организованную серию захоронений. Самое старое из них относится к XVI веку, в нем вероятно покоится основатель правящей династии Мухаммед Шейбани. Сегодня туристы могут свободно посетить это место в любое время дня.

Длительное время торговля являлась основным источником богатства Самарканда. Основным свидетельством былой купеческой славы является Торговый купол (Чорсу), который находится наа площади Регистан за медресе Шер-Дор. Это здание было возведено еще в XV веке, однако подвергалось капитальной реставрации в XVIII и ХХ веках. В 2005 году, в ходе чистки постройки, с купола был снят трехметровый слой грязи. Некогда здесь располагался рынок, однако сегодня в Чорсу оборудована галерея современного искусства. Посещение этой выставки обязательно следует включить в туристическую программу по Самарканду.

Современный Регистан

Сегодняшнему облику этой великолепной площади Узбекистан во многом обязан властям СССР, которые инициировали восстановление культурных памятников, однако даже после возведения медресе были закрыты для религиозного обучения и всех иных видов деятельности. Глобальная реконструкция Регистана завершилась незадолго до распада страны. Столь продолжительный срок восстановления связан с перебоями в финансировании, а также тем фактом, что ученым приходилось по крупицам собирать сведения о внешней и внутренней отделке зданий.

В период независимости Узбекистана площадь была окончательно приведена в современный облик и облагорожена. Сегодня Регистан является местом проведения всех масштабных праздников, концертов и фестивалей Самарканда. Главное событие, которое отмечается дважды в год – музыкальный фестиваль международного уровня Шарк Тароналари, поэтому, если вы хотите не только полюбоваться Регистаном, но и насладиться колоритным национальным шоу, стоит приурочить свою поездку к началу одного из крупных праздников. Обратите внимание, что площадь особенно красива в вечернее время, когда здесь включают архитектурную подсветку.

Туристам

Адрес: Регистанская ул. – Registon ko"chasi, Самарканд, Узбекистан.

Побывать на Регистане можно абсолютно бесплатно, однако отдельные экскурсии, вход в музей и другие дополнительные развлечения потребуют некоторых затрат. Цена и разнообразие таких мероприятий варьируются в зависимости от времени года.

Посетить площадь можно в любое время суток, но музеи и прочие заведения этого района имеют разный график работы.

Доехать до центральной площади Самарканда легко из любой части города. Большинство маршрутов общественного транспорта делают остановки рядом с Регистаном. Ориентироваться можно на блестящие купола медресе, которые хорошо видны практически отовсюду.

Площадь Регистан – самая известная центральная площадь города Самарканда. Площадь знаменита знаменитым архитектурным ансамблем XV-XVII веков, центральной частью которого являются медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. В 2001 году этот уникальный архитектурный ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Регистанами» когда-то называли главные площади в городах Среднего Востока.Во время правления Тамерлана, Регистан Самарканда была городской площадью и на протяжении многих лет площадь являлась местом сборов граждан города. Когда войска Тамерлана отправлялись в походы, то собирались перед сражениями на этой площади.

Все три медресе на площади были построены с XV по XVII век. Они расположены по периметру Регистана и расположены к нему типовыми восточными арками. Сами арки украшены панно из мозаики, сложенной из разных геометрических форм. Внутри медресе находятся мечети, залы для лекций и для занятий студентов.

Площадь Регистан

Площадь Регистан - величественный ансамбль, состоящий из 3 медресе и мечети, построенных в период с 15 по 17 века. Медресе Улугбека - самое старое здание на площади, построено по приказу Улугбека (внука Тимура) в 15 веке. Два других построены в первой половине 17 века по приказу правителя Самарканда - Ялангтуш - Бахадура.

Площадь Регистан в Самарканде является культурно-историческим центром и сердцем города с тысячелетней историей. Ее формирование началось на стыке 14-15-х веков и продолжается поныне. Достоянием мирового масштаба является ансамбль из трех изящных медресе Шердор, Улугбека и Тилля-Кари, представляющих собой непревзойденный шедевр персидской архитектуры. С 2001 года архитектурный комплекс находится под защитой ЮНЕСКО.

Описание

Городов с площадью Регистан в Средней Азии достаточно много, но именно самаркандская является самой большой и самой ценной с точки зрения культурного наследия. Расположена она в историческом центре Самарканда, одного из важнейших населенных пунктов Узбекистана.

Фото площади Регистан впечатляет, с одной стороны, красотой, с другой - величием расположенных здесь объектов. Бирюзовые купола возвышаются над покрытыми восточной вязью университетами-медресе, а огромные входные арки словно приглашают в неизведанный мир знаний. Видимо, не случайно Самарканд во времена Средневековья являлся ведущим мировым культурно-просветительским центом, где, помимо Корана, философии и теологии, изучали математику, астрономию, медицину, архитектуру и прочие прикладные науки.

Название

На арабском «рег» означает один из типов песчаных пустынь. Отсюда напрашивается вывод, что местность некогда была покрыта песком. Здесь и начинаются научные предположения о происхождении названия площади Регистан.

По одной из версий, раньше тут пролегал ирригационный канал. На его дне скопилось много песка, и когда в результате застройки города воду осушили, территория стала напоминать участок пустыни.

По другой версии, еще со времен завоевателя Тимура площадь служила местом публичных казней. Чтобы кровь не растекалась и не воняла в условиях жаркого климата, грунт засыпали слоем песка. Впрочем, подтвердить либо опровергнуть данные версии не представляется возможным. Известно только, что на момент смерти Тимура (1405 год) ни одного из ныне существующих сооружений еще не было построено.

Ранняя история

Площадь Регистан первоначально представляла собой типичный средневековый городской квартал, застроенный жилыми хижинами, лавками, мастерскими, торговыми рядами. Не было и намека на архитектурное планирование. К площади со всех сторон сходились 6 радиальных улиц Самарканда (Мараканды). На пересечении четырех из них (в частности, ведущих к Бухаре, Шахрисабзу и Ташкенту) женой Тимура, которую звали Туман-ага, в конце XIV века был построен небольшой торговый пассаж купольного типа Чор-су (Чорсу). В переводе с узбекского он так и звучит: «четыре угла».

Со временем властителем державы Тимуридов стал внук Тимура - Мирзо Улугбек. В отличие от воинственного дедушки (также известного под именем Тамерлан), он проявлял живой интерес к наукам и впоследствии стал выдающимся просветителем своего времени.

При Улугбеке начинает формироваться нынешний облик площади Регистан. В самом начале XV века здесь был построен первый крупный объект - тим (крытый рынок) Тильпак-Фурушан. Он стал привлекать торговцев со всего региона, для их постоя рядом был возведен караван-сарай Мирзои. Четыре года спустя Великий хан строит богато украшенную ханаку - обитель для дервишей (странствующих монахов).

Медресе Улугбека

Постепенно площадь Эль-Регистан из торговой стала превращаться в парадные ворота Самарканда. Началом преображения стало строительство медресе. Улугбек, увлекавшийся астрономией, повелел возвести на месте крытого рынка крупнейший на востоке духовно-просветительский центр, совмещенный с обсерваторией.

Даже в теперешнем состоянии медресе Улугбека впечатляет гармоничным сочетанием монументальности и изящества. Но на момент постройки в 1420 году оно было еще прекраснее. Четырехугольное в плане здание размерами 51x81 м венчали четыре купола бирюзовых оттенков. В каждом из углов возвышались трехъярусные минареты. Согласно восточной традиции зодчества в центре находился закрытый двор 30x30 м. Основная аудитория, она же мечеть, располагалась в задней части. Вопреки ожиданиям, там же был главный вход. Гигантская арка, обращенная к площади, выполняет декоративно-символические функции, олицетворяя силу знаний.

Горькие уроки истории

К сожалению, Медресе Улугбека не дошло до нас в первозданном виде. Виной тому и землетрясения, и человеческое безразличие, и военные конфликты. После 200 лет процветания, будучи крупнейшим и самым уважаемым средневековым университетом, учебное заведение стало постепенно приходить в упадок. Виной тому перенос столицы государства Мавераннахр из Самарканда в Бухару.

В XVI веке во время правления эмира Ялангтуша Бахадура медресе было отреставрировано. Однако в XVIII веке регион охватили междуусобицы и народные волнения. Власти распорядились снести второй этаж здания, дабы повстанцы не могли обстреливать сверху правительственные силы. Таким образом, исчезли чудесные купола цвета весеннего неба. Также пострадала отделка. Позже начали падать минареты вследствие природных катаклизмов и по причине воровства местными жителями кирпичей из основания кладки. После сильного землетрясения, произошедшего в 1897 году, сооружение превратилось в руины.

Возрождение

Сохранились старые фото площади Регистан в Самарканде начала XX века. На них видно, что медресе Улугбека находилось в плачевном состоянии. Уцелели арка и первый этаж основного корпуса, а также нижние (самые высокие) ярусы передних минаретов. Отделка фасадов была сильно повреждена.

К тому времени в регионе устанавливалась советская власть, уделявшая большое внимание просвещению. В 1918 году северо-восточный минарет начал быстро накреняться, угрожая упасть на многочисленные лавочки и торговые ряды, ютившиеся поблизости. Комиссия Туркомстариса по надзору за сохранением исторических памятников разработала план спасения уникального сооружения. К проекту подключился выдающийся инженер Владимир Шухов, который предложил оригинальный способ выравнивания минарета, который с успехом был осуществлен.

Позже архитектурный комплекс был поставлен на реставрацию, которая заняла 70 лет. Пик работ пришелся на 1950-1960 годы. В 1965-м выпрямили и укрепили юго-восточный минарет. В 90-е силами уже Узбекистана восстановлен второй этаж.

Медресе Шер-Дор

Не менее впечатляющим памятником архитектуры площади Регистан является медресе Шер-Дор. Его возвели на месте обветшавшей ханаки Улугбека по указанию Ялангтуша Бахадура в 1636 году. Строительство велось 17 лет под руководством зодчего Абдул Джаббара, за роспись и декор отвечал Мухаммед Аббас.

Конфигурацией здание походит на стоящее напротив медресе Улугбека. Фасад парадной арки украшают снежные барсы (символ древней Мараканды), несущие на спине солнце. Они и дали название университету: Шер-Дор - «обитель львов». Отличительной особенностью комплекса являлся непропорционально большой центральный купол. Под его весом сооружение через несколько десятков лет начало деформироваться.

Впрочем, медресе продолжает славные традиции персидских зодчих. Ажурная позолоченная вязь цитат из Корана переплетается с геометрическими спиралевидными узорами из глазурованного кирпича и утонченной мозаикой. Отделка стен сохранилась достаточно хорошо, но часть минаретов была разрушена.

Медресе Тилля-Кари

Относится к тому же историческому периоду, что и Шер-Дор. Оно занимает центральное место на площади Регистан. Построено в 1646-1660 годах на месте караван-сарая Мирзои. Благодаря особенностям отделки оно получило название Тилля-Кари - «украшенное золотом». Медресе также выполняло функции соборной мечети.

Здание значительно отличается архитектурным стилем:

  • передний фасад украшают два яруса худжр (келий), обращенных к площади арочными нишами;
  • вместо неустойчивых минаретов по углам возвышаются небольшие башенки с куполами, называемые «гульдаста»;
  • заднюю часть занимает мечеть с большим куполом.

Центральный портал также монументален, как и у соседних медресе. В отделке широко использована майолика и мозаика с характерным растительно-геометрическим орнаментом.

Из глубины веков

Как ни печально, но из-за гражданских войн, вторжения соседей и набегов кочевников Самарканд к середине XVIII века был практически заброшен. В отдельные годы в городе не оставалось жителей. По улицам бродили разве что охотники за сокровищами, дервиши да дикие звери. Медресе неумолимо разрушались, а площадь занесло 3-метровым слоем песка, что символично, учитывая ее название.

К 1770 годам власть стабилизировалась, и в Самарканд потянулись жители. Регистан, как в лучшие годы, оглашали крики торговцев, ремесленники представляли свое умение, а многочисленные покупатели приценивались к товарам. Царские власти в 1875 году провели «большой субботник». Сняли наносной грунт (достигавший толщины 3 метров), очистили нижние этажи зданий, замостили площадь и прилегающие улицы. С приходом в 1918 году Советской власти медресе были закрыты и превращены в музеи. Весь последующий период большие средства направлялись на реставрацию регистанского архитектурного ансамбля.

Сегодня он является главным символом древней Мараканды и Узбекистана в целом. Согласно отзывам туристов, комплекс сохранил дух старины. Находясь рядом с ним, человек чувствует свою сопричастность с великой историей. Несмотря на монументальность, здания не давят своими размерами. Они выглядят изящно, а воздушная вязь орнаментов словно устремляется в небо.