Костел пресвятой троицы. Костел святой троицы на троицкой улице. Основные архитектурные особенности

пр-т. Независимости, 44 а

Золотогорский костел известен под несколькими названиями: Пресвятой Троицы и святого Роха.

Титул Пресвятой Троицы был перенесен в кладбищенскую часовню на Золотой Горцы, когда в 1842 г. она получила статус приходского костела. Ныне существующий храм был освящен 1 ноября 1864 г. под двойным титулом — Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха, однако за ним был сохранен и титул Пресвятой Троицы.

Одно из них — костел св. Роха. Рох родился в Монпелье, Франция, в 1295 году. Он стал монахом и отдал всю жизнь и силы уходу за больными, в том числе и инфекционными. Самоотверженного монаха вскоре после смерти (16 августа 1327 г.) объявили святым. В католицизме Рох считается защитником людей и животных от заразных болезней, покровителем хирургов.

В XVIII в. на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на фольварк Долгий Брод, возникло католическое кладбище. Позже оно было значительно расширено в восточном направлении после двух эпидемий холеры, которая свирепствовала в Минске в 1848 и 1853 гг. Умерло тогда несколько тысяч человек. Территория кладбища в это время размещалась между улицами Захарьевской, Долгобродской, Слепянской, Золотогорской (Краснозвездной) и Могильным переулком (улица Радистов).

"НГАБ. 1861 г. План "Старых" і "Халерычных" могілак на Залатой Горцы. На той час яны знаходзіліся яшчэ па-за мяжой горада Мінска". Опубликовано В ФБ Денисом Лисейчиковым

Здесь стояла традиционная деревянная каплица.


Каплица на Золотой Горке. Опубликовано на ФБ Владимиром Садовским

Во время большого пожара 14 августа 1809 года, которым была уничтожена почти вся застройка в районе Троицкой горы, сгорел и приходский костел, находившийся в районе нынешней 2-й клинической больницы и оперного театра. Позже, в 1832 году, когда были упразднены некоторые римско-католические монастыри, в том числе и доминиканский, его костел был использован как приходский. С упразднением доминиканского костела богослужение перенесли в Золотогорскую деревянную часовню.

К середине XIX века деревянная каплица обветшала. К 1842 году часовню переделали в костел, имевший следующие размеры: «длиной 6 сажен 1 аршин, высотой 3 сажени 3 аршина 12 вершков» (сажень — 213 см, аршин — 71 см, вершок — 4,4 см).

В 1849 г. возникла необходимость ремонта этого костела. Позже, как выяснилось, эта мера не могла спасти старое здание. И костел решили перестроить.

После того, как российские власти опять разрешили возводить костелы, приступили к сбору средств. Основными жертвователями стали супруги Леоновичи (14 тысяч рублей серебром), полковник Игнат Ляскович (5000 рублей серебром) и Антонина Каминская (3334 рублей серебром). Костел был сооружен по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого.

Строительство костела было начато в 1861 г. и закончено в 1864 г. В 1896 г. возле костела построили кирпичную «браму» (видна на снимке, до наших дней не сохранились) с двумя железными калитками и центральной полукруглой аркой, закрытой узорчатыми железными дверями. Брама и костел построены в неоготическом стиле.

В 1908 г. по описаниям костел представлял собой каменное здание с 12 окнами и железной крышей, имел в длину 12,5 саженей, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей.

В двухэтажной башне помещались колокола «Леонард», «Стефан», «Бронислава». Главный колокол весил 53 пуда.

Современники высоко оценивали художественные достоинства интерьера костела. Об убранстве несколько раз писал Владислав Сырокомля. Особый интерес представляли алтари и шесть гипсовых фигур. Справа стояли святые Рох, Михаил и Габриель, слева — Иисус Христос, Дева Мария и святой Иосиф.

Алтарь Алтарь
«Внутри часовни на Золотой Горке в губернском Минске». Литография Э. Гораздовского (1843-1901 гг.)
http://pan-demetrius.livejournal.com Проект нового костела на Златогорском кладбище. Арх. Ю. Дзеконский. 1906

При Златогорском костёле религиозные праздники всегда отмечали с особой торжественностью, прежде всего Пасху. Даже стреляли из пушек. Для этого еврейский кагал должен был доставить на этот праздник «камень лою» и 50 рублей деньгами.

Рядом с костелом стояли могильные кресты красивейшего древнего кладбища с фамильными гробницами.


Фото 1901 г.- .

Но при строительстве Дворца искусства вся эта красота священного места была уничтожена.

Судя по всему, именно в Золотогорском костеле впервые в Минске в дополнительное богослужение был введен русский (вместо польского) язык. Это произошло в феврале 1871 года. В октябре того же года при костеле организовали школу органистов (обучение началось в феврале 1872 года), в которой готовились музыканты для богослужения на русском языке. Нововведения связаны с ксендзом Сенчиковским, личность которого весьма неоднозначно воспринималась католиками. Свою жизнь он, не по своей воле, окончил в Омске. Католические священнослужители отказались хоронить ксендза, и этим пришлось заняться православным.

В Гервяты

Сегодня у меня случился легкий приступ ностальгии, разглядываю белорусские фотографии и вспоминаю наши «вандроўкі» по замечательным уголкам родного края.
Пожалуй, самым сильным архитектурным потрясением для меня стал костел Святой Троицы в Гервятах, деревне, расположенной недалеко от границы с Литвой, в Островецком районе.
Шпиль костела был виден издалека. Ведь высота храма достигает 61 метра.
Это, наверное, самый роскошный образец неоготики в Беларуси.

Сказать, что я не могла себе даже вообразить, что в таком медвежьем углу может скрываться такая жемчужина, значит не сказать ничего. Ошеломленность и восторг - вот что я испытала, глядя на это чудо. И именно по причине неожиданности. Понятно, что в Европе есть более впечатляющие образцы готики. Но здесь, в белорусской деревеньке встретить такую красоту - просто невероятно!


Троицкий костел возводился в 1899-1903 годах на месте существовавшего ранее деревянного, 1526г. постройки, на деньги князя Ольшевского. Руководил работами архитектор Ольшеловский.
Что любопытно, указ о веротерпимости, позволявший вновь строить католические храмы, вышел только в 1905 году. Остается только догадываться, каким образом удалось Ольшеловскому реализовать такой грандиозный проект. Скорее всего, была использована тогдашняя уловка католических общин - подавалось прошение на ремонт существующей церкви, а фактически затевалось строительство нового костела на месте прежнего.
Видимо, и выбор ахитектурного стиля неслучаен. Готика, как воплощение самого возвышенного времени в истории католицизма. Какой еще стиль может полнее символизировать величие церкви в духовной жизни католиков.

Современный вид костела, прекрасный сад вокруг него со статуями 12 апостолов - это заслуга ксендза Леонида Нистюка. Замечательный человек! Его деятельная энергия просто поражает.
Нам повезло поговорить с ним. С удовольствием рассказал он про реставрационные работы, про уход за садом, про воскресные службы, которые ведет на белорусском, польском и литовском (таков этнический состав небольшой деревни).

До 2005 года не было ни площади перед церковью, ни сада, ни скульптур. А на месте колонны архангела Михаила стоял магазин. Но что называется: не было бы счастья, да несчастье помогло. Магазин сгорел, и было решено расчистить место под площадь и открыть вид на костел. Так появился и прекрасный сад.
В Троицком костеле дважды в год проводятся благотворительные концерты органной музыки. Каждый раз - новый репертуар. Говорят, в Гервятах прекрасный органист и вокалисты, и билеты раскупаются довольно быстро.

Дивное место. Искренне надеюсь, что созидательной энергией ксендза Нистюка заражены и жители Гервят. Во всяком случае, впечатление у меня от посещения этого места сложилось такое.

Существующее здание построено в XIX веке вместо деревянного.

История

Новый деревянный костёл Святой Троицы был возведён в начале XVIII века. Храм стоял на каменном фундаменте, а главный фасад украшали дае небольшие башни с золочеными железными крестами. В центре главного алтаря находилась икона Святой Троицы, возле которой стояли золочёные скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Кроме этого, интерьер храма украшали ещё четыре деревянных алтаря, два из них стояли в часовнях. На хорах находился орган, а рядом с костёлом была построена колокольня. Также возле костёла располагались приходская школа, богадельня, кухня, баня, хлев, гумно. Имелся сад и огород. Во время сильного пожара в августе 1809 года большая часть деревянных построек на Троицкой Горе была уничтожена. Сгорело и здание костёла Святой Троицы.

После пожара был разработан проект перепланировки Троицкой Горы, согласно которому в 1814 году минский ксёндз Хоревич получил от городских властей разрешение на строительство нового костёла. Проект каменного костёла Святой Троицы, главный фасад которого выходил выходил на улицу Троицкую, принадлежал архитектору Чеховскому и был утверждён царскими властями 30 июня 1814 года. Но на строительство святыни не хватило средств, и богослужения проводились в небольшой деревянной часовне на Золотой Горке. Здешняя местность отличалась особой живописностью. В XIX веке это было одно из любимых мест отдыха минчан - на солнечных полянах поспевала крупная и сладкая земляника, а у почтовой дороги, которая вела из Минска в Борисов, находился небольшой лес.

По поводу возникновения названия местности - Золотая Горка - существуют разные предания. Согласно одному из них, своим именем место обязано богатым купцам, которые остановились здесь на отдых. Другое предание связано с эпидемией заразной болезни, унёсшей жизни многих горожан. Умерших было столько, что их с трудом успевали хоронить. Именно здесь, на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на Долгий брод, возникло католическое кладбище. Однажды, после поминальной службы в часовне, как гласило предание, врач-прихожанин предложил собрать деньги на строительство костёла в честь святого Роха. Среди свежих могил кладбища доктор расстелил плащ, куда люди стали ссыпать монеты и украшения. Постепенно из пожертвований и выросла целая золотая горка.

Что касается личности святого Роха, то о нём известно следующее. Будущий святой родился во Франции в 1295 году. Став монахом, он большую часть жизни посвятил заботе о людях, заражённых трудноизлечимыми болезнями. После смерти Роха был канонизирован и считался защитником от чумы и других заразных болезней. Сохранилось описание одежды монашеского ордена рохитов: чёрная шапка; серого цвета одежда, позже заменённая на белую, которую монахи подпоясывали чёрным кожаным поясом; чёрный плащ, на левой стороне которого был вышит череп, что напоминало братьям про смерть и обязанность захоронения умерших. Некоторые исследователи предполагают, что рохиты в Минске размещались в предместье Золотая Горка, так как здесь находилась часовня Святого Роха.

В XIX веке приход Святой Троицы процветал. При нём были организованны приходская школа, приют для бедных, работала школа органистов, которая пользовалась широкой известностью. В программу обучения музыкантов входили специальные предметы, а расписание занятий отличалось строгой организацией и насыщенной программой. Уроки длились по 5-6 часов ежедневно. Система преподавания обеспечивала приобретение хороших навыков - выпускники школы становились высококвалифицированными органистами.

В 1842 году Золотогородскую деревянную часовню переделали в костёл. Однако вскоре возникла необходимость ремонта строения как внутри, так и снаружи. Но оказалось, что и эта мера не смогла спасти старое здание. Костёл было решено перестроить, для чего прихожане согласились собрать необходимые средства. Времена для некоторых категорий верующих тогда были довольно сложными: ликвидировалась униатская церковь, на любые проявления католической веры царские власти реагировали достаточно болезненно. Однако епископу Войткевичу 6 июля 1861 года удалось получить разрешение на постройку нового каменного костёла на Золотой Горке.

Было разработано несколько проектов костёла. Один из них представлял большой храм с двумя башнями. Этот проект основывался на белорусских традициях двухбашенных храмов, которые имитировали позднюю готику, в основном немецкую и французскую. По своей конструкции здание, предложенное в проекте, напоминало усложнённый вариант неоготического костёла в Видзах, на севере Беларуси. Однако утверждение получил другой проект - скромный однобашенный костёл, который существует и по сей день.

Есть предание, связанное со строительством нового Золотогорского костёла. Оно гласит: во время страшной эпидемии в городе одному из верующих католиков приснился пророческий сон о том, что спасение минчанам может дать только святой Рох. Для прекращения болезней необходимо было отыскать статую святого Роха, которая находилась где-то в костёле бонифратров. Статую нашли, почистили и стали носить в процессии по городу. Позже статуя святого Роха была сдана на хранение в часовню на Золотой Горке и приобрела статус чудотворной. А эпидемия, как гласило предание, вскоре закончилась.

Новый католический храм в Минске возводился по проекту академика Петербургской академии искусств Сивицкого. Непосредственно строительством занимался ксёндз Горбачевский. Костёл возводился в основном на средства, полученные от сбора пожертвований. Храм построили за три года. Небольшой, в неоготическом стиле, он производил приятное впечатление на современников. Все внутри было сделано из дерева и покрашено под мрамор. Святыня стояла среди среди зелени на ровной площадке. Царившая вокруг тишина вызывала в душе верующих чувство особой умиротворённости.

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: "Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей". Здание имело также двух этажную башню, в которой размещались колокола - "Леонард", "Стефан" и "Бронислава". Над алтарём находилась древняя картина Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

С ростом Минска расположенный на Золотой Горке костёл оказался в городской черте. Улицы обступили его со всех сторон - бывшая почтовая дорога в Борисов стала продолжением Захарьевской улицы, а дорога, ведущая в Слепянку, получила название Долгобродской. Газета "Минские епархиальные ведомости " в 1877 году сообщила; после того как город был присоединен к Российской империи, относительно захоронений стал действовать указ Екатерины II от 24 декабря 1771 года. Один из его пунктов гласил, что за исключением особых случаев, которые рассматривались и решались императорскими властями, хоронить умерших возле городских церквей и в центре города запрещалось. Находящееся неподалёку кладбище было удобно для жителей города, но с 1893 года здесь позволили хоронить в родовых часовнях только в исключительных случаях. Для православных было отведено кладбище Переспе, для униатов - кладбище на Золотой Горке, а для католиков - кладбище на Кальварии.

В июне 1941 года Троицкий Золотогорский костёл Святого Роха сильно пострадал от военных действий. После Великой Отечественной войны район Золотой Горки подвергся полной перепланировке, но костёл удалось частично сохранить. В 1983 году в нём закончились реставрационные работы, и костёл приспособили под концертный зал камерной музыки Белорусской государственной филармонии. При входе в зал установили керамическую скульптуру "Музыкант", в нишах - декоративные декоративные скульптуры народных персонажей. В центре алтаря специалисты чехословацкой фирмы "РигерКлосс" установили орган. Окна костёла украшены орнаментальными витражами.

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения. А в 2006 году здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

Примечания

Первый минский приходской костёл, о котором сохранились документальные сведения, был построен на пожертвования самого короля Ягайло. Костёл принадлежал приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха) и находился на Троицкой Горе. Однако в 1409 году храм сгорел дотла.

Псков, Музейный пер, 6

Историческая справка

В начале XIX века община проживающих в Пскове католиков, насчитывающая около ста человек, обратилась к властям с просьбой об открытии в городе костела.

В 1803 году, по Высочайшему повелению императора Александра I, католикам Псковской и Новгородской губерний для проведения богослужений разрешено было иметь капеллана. Одновременно было дано распоряжение о передаче католической общине одного из пустующих православных храмов Пскова.

Местные епархиальные власти передали католическому приходу церковь бывшего женского монастыря Трех Святителей на Болоте.

Средневековый храм располагался в центре небольшого квартала между стеной Окольного города и Поганкиными палатами .

Служба в церкви не проводилась с середины XVIII века. Здание пустовало и быстро ветшало.

Католики отремонтировали переданный им храм, приспособив его для своих нужд.

В 1804 году обновленный храм был заново освящен в честь Святой Троицы.

Перестроенное здание бывшего православного храма в новом качестве просуществовало еще пятьдесят лет.

К середине XIX века число католиков, проживающих в Пскове, увеличилось до тысячи человек. Существующее здание костела уже не могло вместить всех прихожан. Было принято решение разобрать старый костел и вблизи его построить новое более вместительное церковное здание.

Весной 1854 года по проекту инженера А. Яневича было начато строительство нового костела. Первое богослужение во вновь отстроенном храме состоялось 15 августа 1855 года.

Храм по традиции был освящен в честь Святой Троицы. Он имел два придела (капеллы): правый придел был посвящен Иисусу Христу, левый - деве Марии.

В отличие от старого костела, новое здание было поставлено не в глубине квартала,
а выходило своим парадным торцовым фасадом на красную линию Поганкина переулка (ныне Музейного пер.).

Территория справа от костела в конце XIX века была занята зелеными насаждениями. От улицы церковное домовладение отделял каменный забор.

Общие сведения об архитектуре костела дают видовые фотографии конца XIX - начала XX века. Из них следует, что первоначально здание представляло собой прямоугольную в плане постройку с двумя башенными объемами, примыкающими к ней со стороны южного фасада.

Между башнями располагался парадный вход в здание.

Основной объем храма был перекрыт двухскатной крышей, башенные объемы имели завершение в виде четырехгранных шпилей.

Стены базилики прорезали высокие стрельчатые окна, опирающиеся на подоконную тягу.

"План губернского города Пскова с поселенными при нем слободами", 1781 г. Копия. Фрагмент

На башенных объемах их заменяли стрельчатые оконные ниши.

В оформлении фасадов использовалось сочетание отдельных элементов архитектуры готики и классицизма.

В начале 1930-х годов костел был закрыт.

Сведения о том, открывался ли костел для богослужения в годы Великой Отечественной войны, не обнаружены.

В 1945 году решением Горисполкома от 20 апреля за № 260 здание бывшего костела было передано на баланс тресту «Псковстрой» для восстановления.

"Псков. Католическая церковь". Копия видовой открытки начала ХХ в.

В 1948 году в реконструированном здании разместилась профтехшкола.

Решением областного управления промкооперерации от 2 августа 1952 года за № 1176 здание было передано профтехникуму.

Во все последующие годы в нем располагались различные учебные заведения системы профтехобразования.

В настоящее время помещения бывшего костела Святой Троицы занимает муниципальное образовательное учреждение начального образования «Псковский учебно-производственный центр».

Основные архитектурные особенности

Здание располагается в историческом центре города Пскова в квартале между улицами Свердлова , Некрасова , переулками Музейным и Комсомольским .

Южный торцовый фасад постройки ориентирован вдоль красной линии Музейного переулка. В непосредственной близости от здания находятся «Палаты у Сокольей башни» (ХVII.) и «Палаты Поганкина» (ХVII).

Южный и западный фасады. Общий вид

Дом каменный, двухэтажный, прямоугольный в плане. Крыша вальмовая.

Композиция главного южного фасада симметричная.

Боковые части фасада в габаритах бывших башенных объемов выделены раскреповкой.

В уровне 1-го этажа углы раскрепованной части оформлены лопатками, опирающимися на штукатурный цоколь. Первоначально лопатки, по-видимому, поддерживали подоконную тягу, ограничивавшую оконные стрельчатые ниши башен.

В уровне 2-го этажа углы фасада закреплены штукатурными рустованными лопатками.

Главный (южный) фасад. Общий вид

В центре фасада расположен дверной проем парадного входа в здание и окно лестничной площадки 2-го этажа (результат поздних перестроек).

Горизонтальные элементы в композиции фасада представлены ступенчатым штукатурным цоколем, плоским фризом и широким венчающим карнизом с рядом дентикул.

Композиции бокового западного фасада сохраняет основные черты постройки середины XIX века.

Правая часть, включающая в себя объем юго-западной башни, несколько заглублена по отношению к основной плоскости стены.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как на главном фасаде здания.

Западный фасад. Общий вид

Между лопатками на оси бывшей стрельчатой ниши расположено высокое прямоугольное окно.

Окно 2-го этажа позднее, смещено в сторону центральной части фасада.

Левый фланг фасада глухой (под слоем штукатурки проступают очертания первоначального высокого оконного проема стрельчатой формы).

В центре фасада на 4-х сохранившихся осях бывших стрельчатых окон в уровне 1 -го и 2-го этажей расположены прямоугольные оконные проемы (поздние).

Габариты всех оконных проемов фасада одинаковы в пределах каждого из этажей.

Высокие окна 1-го этажа не имеют декора. Близкие по форме к квадрату окна 2-го этажа оформлены простой формы сандриками в виде полочки.

Горизонтальные элементы композиции общие для всех частей фасада -штукатурный цоколь, плоский фриз и широкий венчающий карниз с рядом дентикул.

Северный фасад. Общий вид

Композиция торцового северного фасада искажена поздними перестройками. Горизонтальные элементы те же, что на боковом западном фасаде.

Композиция бокового восточного фасада близка к композиции западного фасада.

Левая часть фасада (нижний ярус юго-восточной башни) заглублена по отношению к плоскости стены основного объема здания.

Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как противоположном фасаде здания.

Восточный фасад. Общий вид

Пространство между лопатками оформлено в виде неглубокой прямоугольной ниши.

Над нишей в уровне 2-го этажа - небольшое прямоугольное окно лестничной клетки (позднее).

В центральной части фасада в уровне 1-го и 2-го этажей в ровном ритме на 4-х осях расположены окна, фиксирующие первоначальное местонахождение стрельчатых окон фасада.

Форма и габариты оконных проемов центральной части фасада такие же, как на противоположном западном фасаде здания. Однако в отличие от последних, окна центральной части восточного фасада имеют насыщенный поздний декор.

Фрагмент западного фасада. Стена юго-западного башенного объема

Горизонтальные элементы композиции те же, что на других фасадах здания.

В интерьере здания в пределах капитальных стен сохраняются следы планировки середины XIX века.

Две поперечные стены - северная и южная - отделяют объемы башен и алтарной части от основного помещения базилики.

План 1 этажа. План 2 этажа

Два ряда квадратных в плане столбов, первоначально деливших основное помещение базилики на три близких по ширине нефа, включены в интерьер комнат, расположенных по обе стороны от центрального коридора.

В настоящее время столбы, отделенные друг от друга поздними перегородками, утратили ту роль, которую первоначально играли в композиции интерьера здания.

Высота помещений: 1-го этажа - 3,8 м; 2-го этажа- 3,3 м.

Фундамент - ленточный бутовый; стены - бутовые; перегородки - кирпичные, деревянные; стропила и обрешетка - деревянные; кровля - железо; лестницы - каменные; полы - дощатые, керамическая плитка, линолеум; окна - двух-трехстворные; двери - деревянные, металлические; наружная отделка- штукатурка, побелка; внутренняя отделка - обои по штукатурке, окраска. Общие габариты в плане: 17,45 м х 28,10 м.

Общие сведения

Одна из первых эклектичных построек в архитектуре губернского Пскова, в композиции фасадов которой были использованы мотивы архитектуры классицизма и готики.

Единственный сохранившийся в городе памятник, связанный с деятельностью католической церкви на территории Псковской губернии.

Предметы особой охраны

Общие габариты и объемно-пространственная композиция здания, включающая в себя объем базилики и двух примыкающих к ней с южной стороны объемов башен (без утраченных ярусов звона).

Композиция боковых фасадов с обязательным сохранением местоположения оконных проемов, фиксирующих оси первоначальных стрельчатых окон. - Симметрия в композиции главного фасада.

Сохранение раскреповки стен боковых и главного фасадов в габаритах бывших башенных объемов.

Габариты угловых лопаток 1-го этажа бывших башенных объемов.

Горизонтальные элементы композиции - цоколь, гладкий фриз, венчающий карниз с дентикулами.

Материал, конструкция и техника кладки фундаментов и капитальных стен здания.

Высота, уровень уклона, конструкция (двухскатная) крыши.

Характер отделки фасадов (штукатурка, побелка).

Планировка в габаритах капитальных стен. Сохранение в центральной части здания двух рядов столбов, первоначально деливших основное пространство базилики на три нефа. Выделение в интерьере двух бывших башенных объемов и объема алтарной части.

Перестройки и утраты

В конце 1940-х годов, в связи с изменением функционального назначения постройки, здание было капитально перестроено.

Второй ярус башенных объемов (ярус звона) демонтирован. Открытое пространство перед входом в костел, первоначально располагавшееся между башнями, и сами башни, включены в интерьер здания.

Образовавшийся в результате перестроек объем был перекрыт новой крышей.

При сохранившейся высоте конька, ранее двухскатная крыша получила две усеченные вальмы, устроенные со стороны торцовых фасадов.

В ходе проведенной реконструкции здание костела стало двухэтажным.

Фрагмент интерьера парадной лестничной клетки. Лестничные ограждения

В объеме бывшей юго-восточной башни была устроена лестничная клетка с парадной лестницей, ведущей на второй этаж.

В другом конце здания у северо-восточного угла постройки была оборудована лестничная клетка «черного» входа в здание.

Дверной проем «черного» входа устроен из оконного проема в северной алтарной части здания.

На обеих лестницах, парадной и «черной», использованы металлические ограждения начала XX века (возможно, демонтированы с «черных» лестниц соседнего здания Мариинской женской гимназии).

Слева от лестничной клетки «черного» входа в уровне 1-го этажа расположили туалеты.

При разработке интерьера в основном объеме бывшей базилики в уровне обоих этажей была применена коридорная система. Узкий коридор, занявший часть пространства бывшего центрального нефа, соединил парадную и «черную» лестничные клетки здания. Одна из продольных стен коридора примкнула к восточному ряду столбов базилики. По обе стороны коридора расположили комнаты различных габаритов.

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .