Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности Главный собор вены


Собор Святого Стефана (Штефансдом) является символом Вены, а Святой Стефан - покровителем столицы Австрии. Вот таким он представляется ночью...

собор Святого Стефана не так давно отпраздновал свое 850-летие. Он пережил не одну войну и не одну катастрофу и - несмотря ни на что - выстоял, говорят что в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в.

Конечно же собор - это великая незавершенка - вместо стройной готики получилось немного совсем не то, хотя внешняя дисгармония не мешает внутренней красоте....

Собор перестраивался три раза. Первая церковь была освящена в честь покровителя города Святого Стефана в 1147 году. Она находилась за пределами городских стен, и от нее почти ничего не сохранилось. В 1263 году состоялось освящение второй, романской церкви. Последняя, готическая церковь строилась 150 лет. Южная башня высотой 136,7 метра, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 году.

Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавершенной. В 1579 году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.

к большому сожалению собор со все сторон обступили здания современные, что не дает возможность сфотографировать целиком....


кровля состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены огромные изображения национального герба и герба города Вены.

Ну что, теперь войдем в собор и осмотрим его....



Эти снимки наполнены солнечным светом....

продолжение следует....

Штефансдом - символ Вены

Собор Святого Стефана является символом Вены и наиболее значительным готическим сооружением Австрии

Собор Святого Стефана , или Штефансдом, строился в течение нескольких веков, начиная с XII века. Покровитель Вены — Святой Стефан — первый христианский мученик, днем памяти которого является 26 декабря. В этот день австрийцы совершают визиты к друзьям и родственникам и обмениваются подарками.

Первый храм на месте собора был построен в 1137—1147 годах. Собор в нынешних границах был построен в XIII—XV веках. 7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. По планам архитекторов XIV века, стены нового собора ставились снаружи от существующей церкви, и лишь затем следовало разобрать стены старой (это произошло лишь в 1430 году). Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году были завершена южная башня, а на строительство перекрытия свода новой церкви ушло почти 30 лет. Постройка Северной башни, заложенной в 1450 году, была прекращена в 1511 году — башня так и осталась недостроенной. Таким образом, современный вид собор приобрёл к 1511 году.

На стенах Собора Святого Стефана можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке, ведь раньше перед собором находилась торговая площадь. Ткани отмерялись по длине, и любой покупатель мог потом подойти и проверить, не обсчитал ли его хитрый торговец. Мера для хлеба представляет собой круг диаметром полметра. И если обнаруживался обман, то нечестных торговцев сажали в огромную корзину и на глазах у всех окунали в Дунай. А торговать дальше с “подмоченной репутацией” было весьма проблематично, поскольку на такое увлекательное зрелище собиралась большая толпа народа.

Самая высокая часть Собора Святого Стефана — Южная башня. Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни святого Стефана. Здесь находится смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на Дунай и Вену. Планировалось построить Северную башню, но она так и осталась незавершённой.


Мастер Ганс Пукспаум начал возводить Северную башню в середине XV века. Предание гласит, что для того, чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против такого вмешательства в его привычный облик. В северной части находится самый большой колокол Австрии — “Пуммерин”, чей гул раздается по всей Вене 31 декабря.

Собор не пострадал при бомбардировках второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки; на следующий день пожар перекинулся на собор. Кровля рухнула от огня; колокол провалился внутрь Северной башни и разбился; интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены. Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами. Собор был восстановлен трудом добровольцев — к 19 декабря 1948 была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 (в 689-летия собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году. Быстрое восстановление собора после войны жители Австрии воспринимали как символ возрождения страны.


В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана — поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.

Крыша Собора Святого Стефана покрыта многоцветной черепицей, которой выложены так же гербы Австрийской республики.

Несущий каркас кровли Штефансдома был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года — из стали (около 600 тн). Всё покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц.



Стены фасада украшены разными масками и скульптурами, среди которых выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но, если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

Возле главного портала в “романской стене” расположена кафедра Св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок

Самые старинные части Собора Святого Стефана, доступные для осмотра, — Языческие башни, часть внутреннего убранства и западный портал с его Исполинскими вратами XIII века, которые открывались только во время торжественных церемоний, например, когда собор посещали короли и императоры.


Внутри собора сохранился Винер-Нейштадский алтарь XV века, который является одним из самых значительных памятников в этом роде в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Главный художественный памятник — резная каменная кафедра начала XVI века, изображающая отцов церкви.


В интерьере Собора Святого Стефана находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. И здесь не обошлось без легенды. Много лет назад жила в Вене богатая графиня, слывшая очень набожной, у нее в доме была даже своя маленькая часовня. Однако если она не молилась, это был сущий дьявол, перед которым трепетали все слуги. Среди этих слуг была сирота, которой доставалось больше всех. Однажды у графини из шкатулки пропало ценное жемчужное колье. Графиня тут же обвинила бедную служанку в краже. В отчаянии, девушка бросилась к часовне, пала на колени перед Мадонной и воскликнула: “Матерь божья, помоги мне!”. Графиня, следившая за служанкой, усмехнулась: “Это моя Богоматерь, ей не нужны молитвы слуг!”. Но девушка не унималась и продолжала просить о помощи. Вахмистра, наблюдавшего за этой сценой, охватили сомнения, и он приказал обыскать дом. Вскоре драгоценность нашлась среди пожиток конюха, и девушка была отпущена. Графиня, не желавшая более иметь у себя Богоматерь, помогающую слугам, подарила ее церкви. Слава о чудесном спасении девушки распространилась по всему городу, и за Мадонной укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день.

Лестница, ведущая к кафедре Собора Святого Стефана, с которой священник читает мессы, выполняет очень важную функцию. На перилах ее высечены ящерицы и лягушки, символизирующие Добро и Зло. Любящие тепло и солнце ящерицы обозначают все хорошее в человеке, а предпочитающие сырость и мрак лягушки — все плохое. А на верху лестницы сидит собака, которая “не пускает” дальше лягушек и ящериц. Считается, что когда священник доходит до собаки, все внутренние противоречия оставляют его, и он подходит к кафедре духовно чистым.

Под восточной половиной Собора Святого Стефана расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землей. “Катакомбами”, на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви.


Штефансплатц, площадь вокруг собора Святого Стефана — своеобразный развлекательный центр Вены: здесь обитают шарманщики, фокусники, живые статуи, прогуливаются туристы и прогуливают учебу студенты=)

На площади Святого Стефана расположен Венский собор Святого Стефана , который венцы называют душой своего города. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров — это третья по высоте башня в центральной Европе. Венцы ласково называют её Steffl. Собор Святого Стефана — символ города. Он назван именем первого христианского святого Стефана — иерусалимского мученика, которого до смерти забросали камнями за веру. Собор стал символом многовековой стойкости. Начиная с 9 века, когда на его месте стояла более скромная церковь, центр города пережил нападения и буйства множества захватчиков.

Во времена чумы 1679-го года здесь находилось кладбище, в этом месте похоронено около ста тысяч человек. Поначалу посреди кладбища стояла небольшая часовня в римском стиле. Останки её нашли во время реконструкции в XX веке. В 1258-м году здание уничтожил пожар — уцелел лишь фундамент. Новый собор был построен в1304-м году, но на этот раз — в готическом стиле. С каждым веком её увеличивали. Фундамент первой башни был заложен в 1359-м году, а вторая была окончена почти 100 лет спустя, потому что главный архитектор Ганс Пукспаум упал с подмостков. Деревянная кафедра — работа Антона Пильграма, который увековечил свой образ в одной из статуй собора.

Надгробный памятник Фридриху III из красного мрамора высекали на протяжении 30-ти лет и закончили лишь потому, что он срочно понадобился заказчику. Из известных исторических личностей здесь похоронены Фридрих III, Рудольф IV и Евгений Савойский.

Собор Святого Стефана постоянно украшали и куда бы Вы не посмотрели, находясь в нём или рядом с ним, Вы всюду увидите чудеса: и удивительную каменную кладку, и скульптурные рельефы, а если у Вас хватит сил подняться на смотровую площадку, преодолев 246 ступеней, — наградой станет потрясающий вид на его крышу и на австрийскую столицу, раскинувшуюся внизу.

Огромный колокол изготовлен из медных пушек, которые турки оставили здесь после осады. Колокол оставался невредимым до следующей осады — его разрушили в 1945-м году. Интересный факт, металлический прут возле входа — венский эль, которым покупатели в прежние времена измеряли длину ткани, проверяя точно ли им отмеряют продавцы. Удивительную мозаичную крышу собора покрывают 250 тысяч глазурованных плиток. Она была восстановлена после того, как во время Второй мировой войны собор был поврежден пожаром.

Так как собор построен из песчаника, который разрушает окружающая среда, здание почти всё время окружено строительными подмостками.

Вена, собор Святого Стефана — видео

Венский собор Святого Стефана ‒ режим работы, стоимость билетов

Посетить Венский собор Святого Стефана можно в любой день. Для посетителей он открыт ежедневно с 6:00 до 22:00, по воскресеньям и в праздничные дни с 7:00 до 22:00. Собор можно посетить в составе экскурсионной группы: экскурсии проходят в 10:30 и 15:00, а по праздникам — в 15:00.

Для взрослого посещение собора обойдется в 4 евро, а детям до 14-ти лет — 1,5 евро.


Венский собор Святого Стефана ‒ как добраться

Венский собор Святого Стефана находится по адресу Stephansplatz 1. Добраться сюда можно на метро по линиям U1 и U3, выходить следует на одноименной станции.

Собор Святого Стефана на карте

Или «Stephansdom» – одно из самых красивых сооружений культа и архиепископская резиденция, а еще, это один из самых известных туристам символов австрийской столицы. Величественное, сто тридцати шестиметровое сооружение в смешанном романско-готическом стиле – «Штефансдом» стоит на одноименной площади Святого Стефана, точнее «Stephansplatz», и является обязательной к посещению достопримечательностью, входящей в любую ознакомительную экскурсию по городу.

Этот чудесный собор имеет очень долгую историю. Первую романскую церковь начали строить еще в 1137 году по приказу маркграфа Леопольда Четвертого в честь австрийского небесного покровителя - Святого Стефана. Стефан Первомученик был самым первым страдальцем, убитым за христианскую веру. В тридцатые годы первого века он был приговорен судом к ужасной смерти - побитию камнями, за его проповедь, прочитанную в городе Иерусалиме. Здание возводили на протяжении десятилетия, и в 1147 году его торжественно освятили. Но собор простоял недолго, потому что в 1258 году выгорел в сильнейшем пожаре. Очень интересен тот факт, что до двухтысячного года считалось, что венский Собор Святого Стефана строился на пустом месте, и даже, вне городской черты, но, семнадцать лет назад, когда мастера вели работы по установке в здании новой отопительной системы, раскопав землю в подвале на глубину в два с половиной метра, они наткнулись на старинные захоронения, которые, после проведения радиоуглеродного анализа, датировали четвертым веком. Данное открытие позволило ученым предположить, что раньше здесь было не чистое поле, а стояло древнейшее культовое сооружение.

На выгоревших руинах церкви построили новое здание, его освящение прошло двадцать третьего апреля 1263 года. И об этом событии до сих жива память служителей собора, ведь каждый год, в эту дату происходит трехминутный перезвон соборных колоколов. В 1304 году, находившийся в то время у власти герцог Альберт, приказал увеличить размеры сооружения, расширив его с восточной части, исполнение его приказа продлилось вплоть до 1340 года.

А уже в 1359 году при следующем герцоге Рудольфе Четвертом началось строительство нового здания католического Собора Святого Стефана, но уже не в романском, а в готическом стиле. Южную сто тридцати шестиметровую башню строили целый век и завершили к 1433 году. Северную башню начали возводить в 1450 году: заложили ее фундамент, возвели постройку на высоту около семидесяти метров, но в 1511 году ее строительство остановили и больше не возобновляли. Разве что в 1556 году тут произвели установку колокольни. Длительное время эта церковь являлась обычным приходским храмом, но в 1469 году была признана «кафедральным собором», а в Вене появилась собственная епархия.

Венский кафедральный собор Святого Стефана благополучно простоял много веков, и даже пережил грозные годы Второй Мировой войны, выстоял во время начала наступательной операции, производимой советскими войсками, но пострадал от грабительских действий австрийских мародеров, которые не только украли из него бесценные украшения, предметы искусства и предметы оправления культа, но стали инициаторами умышленного поджога соседних магазинов на площади Штефансплац, огонь поглотил их, а затем перекинулся и на крышу древнего собора. Кровля была значительно повреждена, с Северной башни рухнул самый большой соборный колокол «Пумеринн», который был отлит в 1711 году, а металлом для него послужили сто восемьдесят турецких пушек, захваченных во время сражений с неприятелем. Были уничтожены красивейшие соборные хоры, старинный орган, деревянные декоративные элементы интерьера.

Храм начали восстанавливать сразу по завершению войны, причем, деньги на восстановление национального достояния передавали все земли Австрии, и благодаря их помощи, уже к концу 1948 года Собор Святого Стефана был частично открыт, там стали проводить богослужения. К 1952 году он был открыт полностью, правда, эпизодические реставрационные работы тут проводят и сейчас.

Катакомбы и гробницы Собора Святого Стефана в Вене

Многие туристы удивляются, когда узнают от гидов, что с самого начала существования данный собор окружало кладбище, причем, оно находилось тут со времен правления римлян. На нем хоронили представителей всех слоев общества, как аристократов, так и бедняков. Штефансплац являлась местным кладбищем вплоть до 1732 года, пока герцог Карл Шестой не запретил хоронить здесь людей из-за вспышки чумы в городе. Захоронения есть внутри собора. С его внешней стороны находятся несколько надгробных плит, правда, почти все они чисто символические, потому что тела погребены под землей в катакомбах. Тут находится место упокоения для семьи Габсбургов, в том числе строителя данного собора Рудольфа Четвертого, а еще герцога Фридриха Второго, принца Евгения Савойского. Совершенно удивительно и даже шокирующе, что под главной достопримечательностью Вены – Собором Святого Стефана, в самом центре города, располагается кладбище, которое занимает всю территорию под восточной частью здания и уходит под соседние дома рядом с храмом, расположенные на площади. В катакомбах Собора Святого Стефана на сегодняшний день упокоены останки одиннадцати тысяч человек.

Но, вернемся к герцогскому склепу Габсбургов. Он находится под алтарем, тут стоят семьдесят восемь контейнеров из бронзы, хранящие сердца и внутренние органы представителей династии Габсбургов. Склеп возвели в 1365 году, по указу герцога Рудольфа Четвертого, который задумался о месте своего будущего захоронения еще при жизни.

Особенно впечатляет туристов надгробие императора Фридриха Третьего, оно даже является некоей достопримечательностью собора. Этот правитель очень много сделал для своей страны, он сыграл важную роль в воссоединении соседних земель, создав основы возникновения империи Габсбургов. Такой выдающийся император, коронованный в Риме самолично Папой, был достоин самого великолепного надгробного памятника. Эту гробницу создавали в течении сорока пяти лет по проекту Никласа Герхерта ван Лейдена, причем, работа началась за двадцать пять лет до смерти Фридриха. Саркофаг сделан из красного мрамора, в верхней его части находится лежащая фигура императора Фридриха Третьего в регалиях для коронации, окруженный гербами австрийских домионов, кроме того, надгробие украшают двести сорок резных фигур.

Гробница австрийского принца Евгения Савойского располагается в часовне «Крест» при соборе. Этот человек стал не менее выдающейся личностью Австрии, он являлся талантливым военачальником, который дослужился высочайших государственных постов императорского двора Вены. Евгений Савойский сыграл важную роль в спасении империи Габсбургов от захвата французами, остановил натиск османов, освободив центральную часть Европа от ига турков. А еще, он был щедрым меценатом.

В подвальной части расположены епископские захоронения, и самое последнее погребение в этом отдельном склепе датируется 2014 годом, когда хоронили девяносто восьмилетнего кардинала Франца Кенига. Проректоров и прочие церковные чины хоронят на Центральном кладбище Венского пантеона – «Зентральфрифхофе».

В катакомбы собора есть специальная отдельная экскурсия, деньги за нее нужно отдавать лично в руки гиду на выходе из помещения катакомб. Экскурсии идут на немецком или английском языках, но для наших соотечественников на руки выдают информационные бланки, где, тоже самое написано на русском языке. Это довольно захватывающая и даже мистическая экскурсия.

На сегодняшний день венский Собор Святого Стефана – популярнейшее туристическое место, он привлекает гостей города своими гигантскими размерами и внешним великолепием. Сооружение в длине имеет почти двести метров, в ширине – чуть больше шестидесяти метров, в высоте – сто тридцать шесть метров и оборудовано двадцатью тремя колоколами. Его покрывает красивая кровля из разноцветной черепицы, где отчетливо просматривается узор – огромные гербы города Вены и Австрии. Стены собора выложены из грубого обтесанного камня, их украшают интересные скульптуры, в которых проработаны даже мельчайшие детали, а порталы покрывает сплошной изысканный узор, в виде растений, птиц, людей и даже чудовищ. Около Собора Святого Стефана, всегда стоят повозки, запряженные лошадьми, и здесь легко почувствовать себя жителем Вены семнадцатого века, а закрепить это ощущение, можно, совершив поездку в такой коляске по историческому центру города.

Произведения искусства Собора Святого Стефана в Вене

«Исполинские ворота» - одно из самых примечательных произведений искусства в позднероманском стиле. Ворота привлекают своим роскошным оформлением, выполненным в технике скульптурного узора. Их продольный неф украшают великолепные витражи, середины четырнадцатого века, в готическом стиле. Великолепен свод ворот в виде сетки, которая, опирается на колонны. Исполинские ворота были созданы в 1240 году.

Витражи Собора Святого Стефана – здание собора украшают великолепные витражи, особенно они роскошны, когда вы находитесь внутри помещения, а сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы для этого собора в 1340 году, но они хранятся в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий. Из оригиналов, тут есть пять витражей пятнадцатого века. На всех витражах изображены самые разные сцены из Библии. Самые красивые витражи располагаются непосредственно над соборным алтарем.

Алтари Собора Святого Стефана не менее прекрасны. Один – это главный алтарь. Он расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле, и сделан из великолепного черного мрамора. Этот алтарь был создан выдающимся мастером Йоганном Якобом Поком, а на нем висят картины «Святой Стефан, побиваемый камнями» и «Успение Марии», которые написал Тобиас Пок. Другой резной алтарь в готическом стиле со створками, который называется Винер-Нойштадским, подарил Собору Святого Стефана император Фридрих Третий в 1447 году, он привез его из церкви «Нойклостеркирхе» города Нойштадта.

Скульптуры Собора Святого Стефана – их здесь очень много, в основном, данные произведения искусства относятся к четырнадцатому-пятнадцатому векам. Особо впечатляет прекрасная статуя Мадонны в готическом стиле, созданная в 1320 году, она стоит рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги». Если вы зайдете в залу, расположенную при северной башне, то увидите оригинальную скульптуру «Бог зубной боли», внешнюю часть соборных хоров украшает ее точная копия.

Кафедра Собора Святого Стефана – это наиболее великолепный памятник позднеготического стиля Средневековья. Ее, в 1515 году создал Николаус Герхардт. Кафедра стоит на одной из колонн, по высоте она равняется четырем метрам, это великолепный образчик искусной резьбы по камню начала шестнадцатого века. Кафедра оформлена статуями четырех церковных учителей: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. А себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака», прямо у подножия этой кафедры. Перила лестницы, поднимающейся на кафедру, украшает узор из жаб и ящериц из мрамора, которые чередуются, тем самым являются символом постоянной борьбы добра со злом.

Пёчская икона Девы Марии – главная священная реликвия Собора Святого Стефана в городе Вене. Она является чудотворной, а начало своей истории ведет с 1676 года. Эту икону заказал написать в честь своего освобождения из османского плена венгр Ласло Шигри, житель села Пёч. Икона была создана и помещена местной церквушки. Но с 1696 года у Пёчской иконы начали происходит различные чудеса исцеления. Экскурсоводы рассказывают, что согласно легенды, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, который происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в Собор Святого Стефана в Вену, а в Пёч оставил копию иконы, и тем не менее, даже список с нее является чудотворным, поэтому с давних пор в небольшое поселение, которое теперь называется Мариапёч, до сих пор приезжает много паломников. Икона с Пётчской Мадонной в Соборе Святого Стефана расположена в правом нефе около Певческого портала.

Колокола Собора Святого Стефана - это действующий собор, поэтому там имеется колокольня, расположенная внутри северной башни. В ее звоннице двадцать три колокола, но используются лишь двадцать, причем, каждый из них выполняет свою роль. Крупнейший колокол в Европе, который занимает второе место по размеру после колокола Кельнского собора, называется «Новый Пуммерин», он весит двадцать одну с половиной тонну и звонит одиннадцать раз за год, по самым большим праздникам: самый длинный его звон – десять минут. Одиннадцать колоколов собора располагаются внутри южной башни, и звонят каждый день во время проведения служб.

Орган Собора Святого Стефана – их три, и все они великолепны. Органы устанавливались в Штефансдоме в разные годы, вместо оригинального органа, сгоревшего в пожаре. Самый большой соборный орган имеет четырехрядную клавиатуру, десять тысяч трубок. Но на службах, чаще всего, играет средний орган, расположенный около алтаря. У него пятьдесят пять трубочных рядов. Кстати, в этом венском соборе постоянно проходят концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.

Адрес Собора Святого Стефана в Австрии: город Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Как добраться до Собора Святого Стефана?

На метро: по линии U1, U3, доехать до остановки «Stephansplatz», расположенной в сотне метров от здания собора.

Часы работы Собора Святого Стефана: работает с шести утра до десяти вечера, с понедельника по субботу; - с семи утра до десяти вечера в воскресенье.

Собор туристы могут посещать самостоятельно или в экскурсионной группе с гидом. Если вы выбрали самостоятельное ознакомление с достопримечательностью, то в этом вам поможет аудиогид на русском языке.

Цена входных билетов и экскурсий в Собор Святого Стефана:

Экскурсия в катакомбы – получасовая, проводится с понедельника по субботу, с десяти утра до половины двенадцатого дня, затем с половины второго дня до половины пятого вечера; в воскресенье – с половины второго дня до половины пятого вечера. Цена взрослого билета в катакомбы Собора Святого Стефана – пять евро, для ребенка – два евро.

Экскурсия на Южную Башню собора и ее смотровую площадку - можно попасть с девяти утра до половины шестого вечера. Вход располагается снаружи справа. На смотровую площадку нужно подняться по триста сорока трем ступеням. Цена билета: для взрослого – четыре евро, для подростка от пятнадцати до восемнадцати лет – два евро, для ребенка от шести до четырнадцати лет – полтора евро.

Экскурсия на Северную башню Собора Святого Стефана с посещением смотровой площадки. Площадка работает с девяти утра до половины шестого вечера и с семи до половины десятого вечера. Цена взрослого билета- пять евро, детского – два евро. Вход на Северную башню находится внутри собора, в левой части. На Северную башню можно подняться на лифте.

Экскурсия с гидом по собору – с индивидуальным гидом экскурсию можно совершить с девяти утра до половины двенадцатого дня, с часу дня до половины пятого вечера, с понедельника по пятницу; - в субботу, воскресенье и по праздникам - с часу дня до половины пятого вечера. Если вы хотите присоединиться к постоянной экскурсии, которая проводится в соборе регулярно с понедельника по субботу, она проводится в течении получаса на английском языке, то приходите сюда к половине одиннадцатого, цена такой экскурсии – пять евро с каждого человека.

Вечерние экскурсии, совмещенные с прогулкой по крыше: детский билет – четыре евро, взрослый – десять евро.

Собор Святого Стефана в Вене является символом города и всей Австрии. Сложно пройти мимо этого величественного сооружения, оказавшись в центре Вены. Перед поездкой в столицу Австрии мною были изучены в большей степени места, которые можно посетить с детьми, но о стандартных достопримечательностях я знала только в общих чертах. Во-первых, их очень много, чтобы знать все и сразу. Во-вторых, я не долюбливаю заезженные места, потому стараюсь их избегать за редкими исключениями. Вот и в собор Stephansdom мы совсем не собирались, но он находится в сердце австрийской столицы, более того, гордо возвышается над всеми постройками вокруг, потому сложно его не заметить. А оказавшись рядом, восхищаешься его высокими башнями в готическом стиле, каждой его деталью. Вход в Собор Святого Стефана совершенно бесплатный, так почему бы нам не зайти туда, правда? ;)

Прежде католические соборы я видела только в Гоа, где португальцы оставили свое христианское наследие. Там они маленькие, светлые и ажурные. Здесь же темные залы с огромными мозаичными окнами, высоченные потолки, арки…

Впечатления самые невероятные! Грандиозность сооружения потрясает. И это выстроено сотни лет назад? Как они строили такую мощь?

Сложно представить какое впечатление такой храм производил на людей в средние века, когда жизнь проходила в маленьких домиках. А тут такое величие. Несомненно цель была одна — заставить трепетать перед Богом. Уверена, она была достигнута. Даже я, не фанат религии, тем более католической, выдохнула при входе в Штефансдом и завороженно вертела головой во все стороны.

Если бы не эти белые инсталляции, главный зал собора выглядел бы как в прошлые века. Тут волшебная акустика и звуки органа просто-таки проникают в тебя. Воистину гении просчитывали все это и строили подобные храмы.

В этом зале я впервые услышала вживую монашеские католические песни. Думаю, многие слышали этот стиль в разных западных песнях, т.к. продюсеры используют иногда подобные нарезки в современных произведениях. Самой первой песней, в которой я услышала такие монашеские песнопения это, конечно, «Sadeness» от Enigma. И вообще у Энигмы был целый альбом в подобном стиле. Если вы не помните, тогда послушайте и сразу все поймете. И вот такие же мужские голоса разбивались о все своды Собора Святого Стефана и проникали в самое нутро, до мурашек и до слез.

Но хорошие впечатления были не от всего. Помимо всей мощи, которая так и давит на сознание, делая тебя маленьким человечком перед огромными божественными силами, еще и каждая деталь храма напоминает о греховности твоей жизни. Все скульптуры на стенах с ужасно страдальческими серыми лицами, картинки со страшными муками в геенне огненной. Не люблю в религиях, особенно в католицизме, эти попытки запугивания простых смертных «рабов божьих».

Но это лирическое отступление и, честно скажу, после этого древнего собора, после старинных церквушек на Пути Сантьяго , после главного храма в Сантьяго-де-Компостела с его средневековым колоколом, раздающимися во всех концах города, я прониклась большой симпатией и уважением к католическим храмам. Вынуждена признаться, что о Боге и о вечном в них действительно отлично думается.

Свечку зажечь можно за 0,75 евро. Не совсем дешево, хотя для Австрии вполне нормально, но главное, что свечки настоящие — огонь живой. Не выношу современную моду на специальные автоматы, куда нужно кидать монетку, чтобы зажглась лампочка в виде свечки. Это даже не смешно, а по правде более чем отвратительно, очередное изобретение Ватикана, как в свое время индульгенции.

Хоть вход в Собор Святого Стефана Вены бесплатен, но деньги там есть на что потратить. Помимо свечек с деньгами можно расстаться в сувенирном магазинчике, где продаются разные милые штучки на венскую тематику и всяческие монетки или открытки с изображением Собора.

А еще здесь проводятся различные экскурсии для посетителей. Мы выбрали подъем на Северную башню за 5,5 евро.

За такую же цену можно наоборот спуститься в катакомбы, дабы посмотреть на захоронения тысяч человек, среди которых множество австрийских правителей за последнее тысячелетие. В основном это представители династии Габсбургов. Но мне с ребенком смотреть на останки трупов, пусть даже и весьма знаменитых, вовсе не хотелось (да и без ребенка мне это мало интересно), потому я предпочла подняться ближе к небу, нежели спускаться в подземелье.

Башня Собора Святого Стефана довольно высокая, поднимались мы туда на лифте. Виды с обзорной площадки просто потрясающие! Подумать только, что это столица Австрии! Такой миниатюрный и низкорослый городок =)

В другую сторону также, высотных зданий в Вене практически нет. Внизу видна площадь. На ней толпятся коняшки)

Здесь можно взять тур по Вене в карете. Обойдется это в 55 евро за 20 минут поездки. Хотя на мой взгляд намного интереснее воспользоваться Трипстером, взяв какую-нибудь необычную от местных жителей. Все-таки увидеть город глазами людей, живущих в нем, это бесценный опыт.

Лошадки чистенькие и ухоженные, но свои естественные нужды справляют прямо на дорогу. Конечно, чистоплотные австрийцы убирают все по мере возможности, но от запаха это избавляет лишь частично. В связи с чем не только площадь, но и сам собор насквозь пропитаны ароматом конного навоза.

А ведь в прошлые столетия карет и лошадей на улицах Вены было в разы больше, знатные миазмы, наверное, наполняли воздух. Чего только не повидала столица Австрии, в какие только столетия не стояла. Удивительно, что впервые на этом месте собор был построен аж в 1137 году! Впоследствии он достраивался и расширялся, изменял свой вид с романского на готический, и в конце концов к 1511 году приобрел свой современный вид.

Во времена Второй Мировой войны Собор Святого Стефана в Вене сильно пострадал от пожара, который устроили, как ни странно мародеры, а не немецкие или советские солдаты. Из-за огня обрушилась крыша, с башни упал огромный колокол, сильно повредив весь храм. К 1948 году силами добровольцев Собор был восстановлен, но реставрационные работы ведутся до сих пор.

Могу с уверенностью сказать, что Собор Святого Стефана не зря является символом Вены. Более величественное и грандиозное сооружение, являющееся при этом и древним наследием, я прежде не видела. Понимаю, что мой опыт маловат и по нему судить невозможно, но уверена, что окажись вы в Вене, то ни за что бы не пожалели, если бы увидели этот собор воочию.

Штефансдом (Stephansdom) - информация для посетителей

Собор Святого Стефана часы работы

Собор работает ежедневно с 6.00 до 22.00 часов. В воскресенье и праздничные дни с 07:00 до 22:00.
. Экскурсии по катакомбам каждые полчаса или 15 минут, продолжительность около 30 минут в 10:00 — 10:30 и в 13.30 — 16.30 часов ежедневно кроме воскресения.
. Лифт к колоколу «Пуммерин» на Северную башню — ежедневно с 08.15 до 16.25 часов (январь – июнь и сентябрь – декабрь); ежедневно с 08.15 до 18.00 (июль и август).
. Подъем на Южную башню ежедневно с 09.00 до 17:00 часов.
. Вечерняя экскурсия с осмотром чердачного помещения по субботам в 19:00 (только с июля по сентябрь).

Цены на экскурсии в Собор Святого Стефана в Вене

В соборе есть общий билет для посещения всех его закоулков стоимостью 17,90 евро для взрослого и 4,90 евро для ребенка. Во время нашего посещения на эти билеты были скидки — 13,90 и 2,90 евро. Но не уверена, что скидки есть всегда, потому написала изначально обычную полную стоимость. Брать такой билет несомненно выгоднее, но если вы не хотите посещать все подряд, то проще взять билет только куда-то в одно место (чертой делятся цены на взрослого и ребенка):
. Тур по кафедральному собору с гидом — 5,5 евро/2 евро
. Тур по кафедральному собору с аудиогидом — 4,5 евро/1,5 евро
. Катакомбы с гидом (группа) — 5,5 евро/2 евро
. Северная башня (подъем на лифте) — 5,5 евро/2 евро
. Южная башня (подъем по ступеням) — 4,5 евро/1,5 евро

Собор Святого Стефана Вена как добраться

Собор находится на площади Stephansplatz. Одноименная станция метро Stephansplatz (ветки U1 и U3) выходит прямо напротив главных ворот храма, потому не найти или не заметить его просто невозможно:) Ну и просто гуляя по центру, рядом с Венской оперой и Альбертиной, вы без труда заметите башни Собора Святого Стефана, которые возвышаются словно колючие кактусы над всеми домами. Мы именно так его и приметили, и шли на эти башни.

Собор Святого Стефана на карте

Если вы планируете поездку в Вену, то рекомендую также почитать мою статью об аренде квартиры в Вене посуточно , в которой я описываю не только наш опыт как снять квартиру в Вене, но и делаю обзор отелей Вены с удобной картой и возможностью подбора отеля в выбранном вами диапазоне цен. Это очень удобно, а главное поможет сэкономить ваши средства, ведь австрийская столица весьма дорогой город.

Еще в XII веке начали строить собор Святого Стефана, нынешний символ Вены и всей Австрии. В его архитектурном облике легко опознать отличительные черты разных стилей зодчества, романского и готического. Восточная оконечность храма – образец готики с продолговатыми узкими оконными проемами и высокими выступами контрфорсов. Темная острая крыша апсиды переходит в двускатную храмовую, где красуются черепичные гербовые орлы.

Недостроенную северную башню окружают леса реставраторов, продолжающих воссоздавать древнее строение. Легенда о гибели главного строителя из-за нарушения договора с дьяволом наивна, скорее всего средств не хватило. Башня превратилась в колокольню, завершившись куполом в стиле барокко. Здесь размещается крупнейший на западе Европы колокол, весом более 20 тонн. Отлили новый Пуммерин в 1950-х из металла лопнувшего при пожаре изделия 1711 года.

Южная башня имени покровителя храма вознесена над городскими кварталами на все свои 135 метров с лишним. Долгое время в Вене запрещались строить более высокие, превосходящие башню покровителя города. Возводить собор Святого Стефана пришлось многим поколениям, достройка продолжалась вплоть до XV века. Отсюда и стилевое разнообразие, с преобладанием признаков более позднего направления.

Собор Святого Стефана виден и с улицы Грабен, организовали которую ради проезда на месте бывшей площади. Сейчас решили снова превратить широкую улицу в пешеходную территорию, ради удобства осмотра достопримечательностей многочисленными туристами. На Грабен красуется , по одну сторону от нее , по другую – . Отсюда же можно достигнуть церкви Петра и Павла с двумя колокольнями.

Собор Святого Стефана снаружи

Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой. Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко.

Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.

Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.

Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.

Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.

По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.

Внутреннее устройство и убранство храма

Строить основное помещение, которым славится собор Святого Стефана, начали еще при Рудольфе Четвертом. Происходило это в начале 1250-х годов, а в 1278-м Австрия попала под господство династии Габсбургов. Нужно видеть величественность готических нефов воочию, чтобы оценить их красоту. Ряды вытянутых арок делят помещение на три части, где размещены алтари и скамьи для прихожан.

Все элементы внутреннего оформления призваны подчеркнуть устремленную ввысь конструкцию, в этом собор Святого Стефана един внутри и снаружи. Силуэты арок разделительных перегородок повторяются в устройстве сводов, словно отраженные гигантскими зеркалами. Сходящиеся выпуклые ребра придают ажурность потолку, эффект усиливают решетчатые оконные переплеты с цветными витражами.

Чтобы было где разместить зрителей, желающих послушать орган, пространство перед алтарем заставили стульями. Притягательность духовой музыки способна обеспечивать прекрасная акустика, которой характерен собор Святого Стефана. Впечатления от музыкальных мероприятий дополняют традиционные христианские ценности, которыми богат старинный храм. К таковым относится все внутреннее убранство.

В религиозном оформлении собор Святого Стефана выделяется широким использованием живописных изображений. Скульптур здесь даже больше, но не настолько, как в других католических храмах, где они преобладают. Отдельного рассказа достойна епископская кафедра, настоящий шедевр ваяния из камня. Иконы в сопровождении статуй размещены в обрамлении мраморных колонн боковых алтарей, что весьма эффектно.

Кафедральным собор Святого Стефана был объявлен далеко не сразу, сказалось противодействие древнего религиозного центра Пассау. Выполнять кафедру был приглашен известный скульптор чешского происхождения Антон Пильграм, ранее делавший балкон органа. Необычность изделия в том, что выполнено из монолитной мраморной глыбы. Мастер буквальным образом смог выполнить завет великого Микеланджело – отсекать все лишнее.

Сложнейший орнамент обрамления кафедры содержит скульптурные портреты учителей храмовой школы, позднее признанных отцами церкви. Мастер смог не только выполнить портреты, он ухитрился вложить в них еще два смысла. В портретах отразились и четыре возраста людей, и четыре основных типа человеческих характеров. Пильграм ненамного пережил свое произведение, вскоре он скончался.

Об устройстве храма

Традиционно в католических храмах принято особо тщательно оформлять главное алтарное пространство. Не стал исключением и собор Святого Стефана, где страдания покровителя храма изображены на крупнейшей запрестольной иконе главного алтаря. Дополняется живописный образ искусными статуями, немалую роль играют цветные витражи окон апсиды. Некоторые из них уцелели с момента создания, большинство новых.

Обеспечивать прихожан сидячими местами принято у католиков издавна, в кафедральном соборе без этого тем более невозможно обойтись. Лавки здесь добротные, можно и сидеть, и преклонить колени на специальной полке. Дефилирующая от главного алтаря мимо кафедры экскурсионная группа направляется, видимо, к спуску в катакомбы. Подземная усыпальница настоятелей и более знатных персон – тоже местная достопримечательность.

Очередная фотография призвана просветить читателя обзора в устройстве и терминах, касающихся внутреннего пространства собора. Оно разделено на три нефа, южный, где движется группа туристов, посвящен апостолам, так и именуется. В его восточной части – саркофаг Фридриха Третьего. Центральный неф посвящен Христу и Святому Стефану, особого названия не имеет. Дальний от нас, северный, посвящен Богородице и святой мученице Екатерине, называют его женским.

Помимо главного зала из трех нефов, собор Святого Стефана оборудован шестью обособленными капеллами. Основной объем насчитывает около двадцати малых алтарей, посвященных самым почитаемым святым угодникам и библейским событиям. Оформлялись престолы в общей стилистике, различия улавливаются только при внимательном рассмотрении. Колонны из цветного мрамора держат порталы, обильно украшенные скульптурами.

Второй по значению алтарь и чудотворная икона

Одним из главных сокровищ храма принято считать Винер-Нейштадтский алтарь, размещенный в конце женского нефа. Выполнить его повелел Фридрих Третий, датируется алтарь 1447-м годом. Собор Святого Стефана получил реликвию в 1884 году, до этого она находилась в монастыре города, в честь которого названа. Обитель относилась к цистерцианскому ордену, более строгому аналогу бенедиктинского.

Цистерианцы не позволяли изображать другие личности, кроме Христа и Богородицы, на видных местах. Поэтому изображения 72-х святых — на обратной стороне алтарных створок, а на виду сцены жития Девы Марии. Закрывают створки лишь на Страстной неделе и еще в некоторые праздники. Богородице поклониться желают многие прихожане, перед складным алтарем есть отдельные скамейки.

Чудотворная икона Богоматери из венгерского селения Пёч помещена в юго-западной части собора, поблизости от входа. Некто Ласло Шигри заказал ее для тамошней церкви в память об освобождении из турецкого плена. Через 20 лет, в 1696 году, образ прославился как исцеляющий. Император Леопольд Первый переместил реликвию в Вену, оставив селению копию, тоже оказавшуюся чудотворной. Даже поселение в честь образа стало Мариапечем.

Чудотворный образ находится на невысоком подиуме, за низкой оградой из столбиков и ажурной решетки. Интересно и живописно устроено укрытие в виде балдахина на двух витых колоннах. Перед алтарем иконы установлены скамейки для почитателей, здесь же ящик для пожертвований. Но чудеса исцеления оказываются не на платной основе, излеченные искренне благодарят Богородицу. Запретить дары невозможно и ненужно, они идут от сердца.

Больной Христос, постамент органа и его автор

На стене нижнего яруса северной башни, близ спуска в катакомбы, на стене помещен необычный образ. Бюст Иисуса, изображенного по пояс, обнаженного и со скрещенными на животе руками, не похож на другие лики. Из-за искаженного гримасой боли лица он получил несколько названий, связанных с зубной болью. Однако положение рук можно трактовать как признак болей в желудке, либо другого недомогания.

Определять заболевание по символическому изображению неправильно, да и не нуждается Христос в диагнозе. Легкомысленно подходя к священному образу, можно и постамент за необычность формы принять за купель. Тогда что же, Христов в бане получается? Не находя объяснений в доступных источниках, оставляем замысел неведомого скульптора без комментариев.

Балкон для органа иногда именуют постаментом, но разница несущественна, а красота произведения налицо. Строить постамент стали примерно тогда же, что и епископскую кафедру. Именно здесь, по описаниям, располагался первый орган 1516 года, давно утраченный. Путеводители содержат устаревшую информацию о том, что постамент оставлен пустующим, в натуре видим другое.

Авторство постамента считается установленным точно, выполнить произведение доверили тому же чеху Антону Пильграму, что и кафедру. При этом по поводу кафедры возникают сомнения, многие источники авторство Пильграма опровергают, причем аргументированно. Нашли под лестницей на кафедру портрет скульптора с соответствующими инструментами в руках. Сходство с ранее известным портретом чешского ваятеля отсутствует.

Не замеченный ранее портрет считается теперь изображением Герхардта, автора саркофага Фридриха Третьего. Все чаще именно его называют автором кафедры, хотя утверждать это категорически нельзя. Постамент же Антон Пильграм подписал наглядно, его автопортрет помещен на видном месте. Себя скульптор изобразил символично, как несущий элемент конструкций.

Теперь появилась версия, что таким образом скульптор выразил свою перегруженность заказами, косвенно опровергая авторство кафедры. Трактовку трех букв на ленте под портретом как Мастер Пильграм тоже ведь можно подвергать сомнению. Однако сюда Николауса Герхардта привязать невозможно, а портрет под лестницей не подписан никак.

Примеры малых алтарей

Несколько малых алтарей, которыми изобилует собор Святого Стефана, уже попадали в поле зрения при осмотре. Чтобы обеспечить читателя более полной информацией, предлагаем подборку фотографий с этими элегантными сооружениями. Перечислять всех изображенных на живописных полотнах и в скульптурах считаем ненужным. Многие знают их лучше обозревателя, а собирающиеся в Вену увидят воочию.

Если внимательно рассматривать малые алтари собора, можно обнаружить все жанры изобразительного искусства и их формы. Здесь и объемные скульптуры, и привязанные к плоскости барельефы и горельефы. Представлена резьба по камню и дереву, пластическая лепка и их сочетания. Живописные полотна соседствуют со стенными росписями и фресками, дополняются раскрашенными статуэтками.

Снова – собор Святого Стефана с улицы

Организовать пешеходную зону в районе площади у собора и на улице Грабен пришлось вынужденно. Совместить возрастающий поток туристов и автомобильное движение в стесненных условиях оказалось невозможным. Поэтому наружная соборная кафедра Иоанна Капистрана, откуда святой призывал к Крестовым походам против еретиков и османов, стала фоном для стоянки ожидающих клиентов конных экипажей.

Привлекательность и экзотичность поездки на старинном дилижансе очевидны, но обоняние протестует против ароматов лошадиной жизнедеятельности. Пока с этим мирятся и власти, и прогуливающиеся, экзотика еще сдерживает прогрессивные новшества. Очевидным выходом стали бы повозки на электрической тяге, без шума и запахов вообще. Наверняка поздно или раньше эта замена произойдет.

меньших размеров собор Святого Стефана предстает перед посетителями реального храма возле его старинных стен. Формула Есенина – большое видится на расстоянье, верна, но здесь не работает из-за стесненности окружающей застройки. Туристы не могут окинуть взглядом весь собор, и макет помогает ориентироваться в его сложном построении. Выполнена копия филигранно, со всеми элементами и деталями.

По уменьшенной копии туристы могут определить, какие части собора они будут проходить, оказавшись внутри. Найти выгодную точку наружной съемки могут любители фотографировать, которых среди посетителей множество. Оригинальным будет и фото на фоне самой модели, хотя это прельщает немногих. Подавляющее большинство переключают внимание на наружные стены, изобилующие многообразными экспонатами.

Больной Христос и резьба по камню

Одним из самых привлекательных следует признать статую больного Христа, повторяющую размещенную внутри храма. Она установлена на тонкой колонне в неглубокой нише под навесом, отгороженной перилами. Непонятен мотив такого дублирования, однако снаружи скульптура еще более выразительно выглядит из-за более разнообразного окружения. На стене живописные росписи на библейские сюжеты, еще ряд экспонатов.

У правой стенки ниши — небольшой аналог классического портика из пары колонн с волютами в капителях, поперечной балки и треугольного фронтона. Это только фон для обрамления резьбы религиозного содержания, по виду очень древней. Любопытна и угловая полочка в противоположной части углубления стены, где трудно определить, резные фигурки или вылепленные. Две памятные таблички требуют более близкого рассмотрения.

Представить еще несколько образцов древнего камнерезного мастерства решено подборкой фотографий. Они различны как по времени выполнения, так и по использованным композиционным и изобразительным приемам. Мастера применяли различную технику резьбы, неодинакова глубина обработки камня и степень шлифовки изображений. Специалисты найдут разницу моментально, дилетантам необходимо вглядеться.

Иллюстрируемые древними резчиками сцены разнообразием не отличаются, все они на сюжеты библейских описаний. Изображения как одиночные, так и из нескольких самостоятельных барельефов разной формы и величины. Различна насыщенность картин персонажами, по ходу публикаций их становится больше. На последнем каменном полотне изображение весьма насыщено персонами, объектами и действиями.

Покидаем собор Святого Стефана

Покинуть собор Святого Стефана основная масса посетителей не торопится, всматриваясь в детали древнего храма. Многие не жалеют времени на круговой обход сооружения, благо никого, кроме пешеходов и редко проезжающих конных экипажей на площади нет. Рассматривают и архитектурные крупные формы различных стилей, и более мелкие элементы, вплоть до отдельных деталей.

Множество памятных досок с поминальными текстами не обозначают места захоронений. Выдающихся личностей хоронили в подземелье под алтарным пространством, то есть в крипте.

Более глубокие катакомбы содержат более 10 тысяч захоронений граждан Вены всех сословий, должностей и занятий. Входят в подземелье возле северной стены храма, выйти можно туда же либо сразу наружу.

Посетившие собор Святого Стефана получают неизгладимые и разнообразные впечатления. Религиозное благоговение перед святынями свойственно и доступно вовсе не каждому. А вот познавательное и художественное достояние впечатляет всех. Национальный австрийский символ стоит посетить всем, оказавшимся в гостеприимной Вене.