Премьер министры великобритании 20 века. Тереза мэй официально назначена премьер-министром великобритании. Резиденция премьер-министров Великобритании

В июле 1945 г. британские избиратели отвергли консерваторов во главе с У.Черчиллем и проголосовали за лейбористскую партию. Клемент Эттли заменил У. Черчилля на посту премьер-министра.

Лейбористское правительство провело радикальные реформы в экономической и социальной сферах и создало предпосылки для создания «общества благоденствия»: были национализированы угольная промышленность, энергетика, транспорт, гражданская авиация, Английский банк и сталелитейная промышленность. Правительство приняло жилищную программу, чтобы обеспечить миллионы англичан дешевыми квартирами.

Эттли Клемент (1883-1967) - премьер-министр Великобритании (1945-1951). Был в числе инициаторов «холодной войны».

Самым популярным начинанием нового правительства была программа социального обеспечения: увеличение помощи безработным, выплата пособий по старости, бесплатные школьные обеды и частичное бесплатное медицинское обслуживание. Но программа не имела достаточной материальной базы, и в 1948 г. ее осуществление было приостановлено.

Экономическое положение Англии после Второй мировой войны оказалось подорванным. Кроме того, военные расходы истощили ее финансы. Большой удар английской экономике нанесли США, рассчитывая тем самым превратить Англию из союзника в послушного сателлита на европейском континенте и заодно вытеснить ее из колоний на Дальнем Востоке. В августе 1945 г. США совершенно неожиданно заявили о прекращении поставок по ленд-лизу. Теперь за все товары, поставляемые США, Англия должна была расплачиваться наличными деньгами, которых в стране не было. Ее финансы оказались на грани катастрофы. Чтобы сохранить своего бывшего союзника на плаву, США предоставили в декабре 1945 г. крупный заем. Взамен Англия должна была снизить таможенные тарифы, ограждавшие рынок Британской империи. Американские корпорации открыли для себя огромный рынок английских колоний и доминионов. Это было началом конца английской колониальной империи.

В связи с реализацией «доктрины Трумэна» Англия потеряла свои позиции на Балканах и в Восточном Средиземноморье. В тот же год она вынуждена была предоставить свободу Индии. Это происходило на фоне падения экономики. Страна получала недостаточно от экспорта, чтобы платить за импортируемые товары. Английская валюта, которая когда-то считалась самой стабильной, теперь вынуждена была приноравливаться к американскому доллару. В 1949 г. было объявлено о девальвации фунта стерлингов. Его курс, составлявший прежде 4 доллара, упал до 2,80 доллара.

Реализация «плана Маршалла» дала Англии возможность получить новые займы. Лейбористское правительство взялось претворять его в жизнь. Ссылаясь на «особые отношения» с США, Англия стала чем-то вроде посредника между Европой и Америкой.

По «плану Маршалла» за период с 1948 по 1950 г. Англия получила около 3 млрд долл. в виде поставок и займов. Однако это не улучшило ее экономического положения. Более того, план усилил зависимость Англии от США, облегчил проникновение американских капиталов в колониальные владения, нанес ущерб отраслям английской экономики, которые конкурировали с американскими концернами. «План Маршалла» вызвал глубокий финансовый кризис, который стал хроническим. Уже в 1949 г., через год после того, как начал осуществляться «план Маршалла», Англия оказалась перед угрозой финансового банкротства.

В 1951 г. консервативная партия вернулась к власти и удерживала ее до 1964 г. В это время премьер-министрами были У. Черчилль (1951 - 1955), А. Иден (1955- 1957) и Г. Макмиллан (1957-1964).

Черчилль Уинстон (1874-1965), премьер-министр Великобритании (1940-1945, 1951-1955). Один из инициаторов создания антигитлеровской коалиции, призывал к укреплению ООН с целью предотвращения новой войны.
Иден Антони (1897-1977), премьер-министр Великобритании (1955-1957). Ушел в отставку после нескольких неудавшихся внешнеполитических акций.
Макмиллан Гарольд (1894-1986), премьер-министр Великобритании (1957-1963). Продолжил политику наращивания вооружений.

Консервативное правительство провело денационализацию сталелитейной промышленности, но продолжило осуществление программы создания «общества благоденствия» (бесплатное медицинское обслуживание, жилищное строительство).

Тем временем продолжался распад Британской империи. Последняя попытка английских правящих кругов сохранить господство над Египтом и силой заставить его подчиниться своим требованиям в 1956 г. потерпела полный провал. В защиту Египта выступил Советский Союз. В декабре 1956 г. англо-французские войска были выведены из Египта.
Это был самый сокрушительный провал английской внешней политики за всю историю страны. Англия потеряла свое влияние в Азии и оказалась в полной изоляции. Даже США отказались ее поддержать.

Экономика страны в 70-е годы

Падение английского влияния на мировую политику продолжалось и при лейбористском правительстве, которое пришло к власти в 1964г. Премьер-министр Гарольд Вильсон не смог улучшить экономическое положение в стране. Валюта была вновь девальвирована, попытка Вильсона добиться принятия Англии в «Общий рынок» потерпела провал, так как Франция выступила против этого. В 1970 г. премьер-министром становится консерватор Эдвард Хит. Самым крупным его достижением было принятие Англии в «Общий рынок» в 1973 г. Однако он потерпел неудачу в борьбе с тред-юнионами, и зимой 1973/74 г. страну охватил кризис в горной промышленности.

Вильсон Гарольд (род. в 1916 г.) - премьер- министр Великобритании (1964-1970, 1974-1976). Годы его правления отмечены падением экономики и ростом безработицы.
Хит Эдвард (род. в 1916 г.) - премьер-министр Великобритании в 1970-1974, когда обострились отношения с Северной Ирландией.

В 1974 г. лейбористская партия вновь возвращается к власти, и премьер-министром вновь становится Гарольд Вильсон. Он обещал улучшить отношения с тредюнионами. Ему удалось достичь соглашения о некотором ограничении роста зарплаты, но в 1976 г. новое снижение ценности английской денежной единицы свело на нет эти усилия. Вильсон добровольно ушел в отставку, и на его место пришел лидер лейбористской партии Джеймс Кэллаган.

Будущее нации оставалось неясным, как и в целом экономическая ситуация. Некоторые надежды вселяло открытие крупных месторождений нефти в Северном море недалеко от берегов Шотландии. В то же время возникла новая крупная политическая проблема в Северной Ирландии.

По договору 1921 г. графство Ольстер осталось в составе Великобритании, сохраняя большую степень самоуправления. Но протестантское большинство систематически использовало свою власть для дискриминации католического меньшинства. В 1968 г. началось движение католиков за свои гражданские права. Соединения Ирландской республиканской армии начали активную борьбу за объединение Ольстера с Ирландской республикой. В свою очередь были мобилизованы и протестантские военные организации. Британское правительство направило войска для восстановления порядка. Но вскоре армейские соединения стали мишенью для обеих групп воинствующих ирландцев. В ожесточенных стычках погибли сотни террористов и солдат британской армии.

«Эра Маргарет Тэтчер»

Экономическое и социальное положение страны продолжало катастрофически ухудшаться. В 1979 г. число безработных достигло в Англии впервые с 1935 г. 2 млн человек, а в следующем году уже перевалило за 3 млн. Половина из них не получала пособий по безработице. Быстро растущая инфляция привела к росту стоимости жизни, и в 1979 г. произошло самое большое за 20 лет снижение жизненного уровня населения.

Неудивительно, что на парламентских выборах 1979 г. консерваторы одержали победу. Главой правительства впервые стала женщина - новый лидер консерваторов Маргарет Тэтчер.
М. Тэтчер проявила себя государственным деятелем с непреклонным характером, твердыми убеждениями и четкой программой действий. Англичане прозвали ее «железной леди».
Она завоевала большой авторитет в Англии и в мире, и под ее руководством консервативная партия одержала победу на выборах 1983 и 1987 гг., а «железная леди» возглавляла правительство Англии одиннадцать лет подряд.

Это время историки назвали «эрой Тэтчер», а ее программу - «тэтчеризмом».

Программа М. Тэтчер отражала стремление правящих кругов страны к возрождению страны как мировой державы. Суть программы была выражением быстрорастущих на Британских островах, как и во всех странах Европы и в Америке, неоконсервативных идей. Во внутренней политике основой тэтчеризма была поддержка частного предпринимательства, развитие предпринимательского духа и «демократии собственников». Программа предполагала также ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, отказ от социальных программ или сведение их до минимума; бездефицитный бюджет за счет налогов и строгого соблюдения режима экономии и сокращения расходов.

Тэтчер Маргарет (род. в 1925 г.) - премьер-министр Великобритании (1979-1990). В годы ее правления происходят стабилизация экономики и рост влияния Англии в мире. Не смогла решить «проблему Ольстера».

Программа М. Тэтчер исходила из того, что Англия должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными «особые» союзнические отношения с США и соблюдение обязательств по договорам с НАТО.

Тэтчер нужна была громкая эффектная победа на внешнеполитическом поприще, и она ее добилась. В апреле 1982 г. она решительно отреагировала на попытку Аргентины оккупировать Фолклендские острова, которые были на расстоянии 13 тыс. км от английских островов и исторически считались аргентинскими владениями, хотя в равной мере на них претендовала и Англия. В результате трехмесячных боев Англия восстановила свое присутствие на островах. Консервативная партия добилась некоторого роста авторитета.

Правительство провело приватизацию предприятий государственного сектора, которые были ранее национализированы или построены по государственным программам. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано более миллиона муниципальных квартир, и в результате более 60% жителей страны стали обладателями собственного жилья. Это привело к росту собственников в стране и расширению социальной базы консервативной партии.

Успешному проведению программы М. Тэтчер содействовало развитие собственной нефтяной промышленности Англии на основе найденных в Северном море месторождений нефти. Уже к 1980 г. Англия полностью удовлетворяла собственные потребности в нефти и газе. В 1981 г. добыча нефти достигла 60 млн тонн, и Англия смогла уже вывозить ее на мировой рынок.

Развитие нефтяной промышленности дало английскому правительству огромные валютные поступления, которые позволили ему вкладывать крупные капиталы в техническое переоснащение британской промышленности, а также поощрять предпринимателей, развивающих новые отрасли и стимулировавших рост производительности труда. «Тэтчеризм», буксовавший в первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1987 годы темпы экономического роста Англии были самыми высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции резко сократились.

М. Тэтчер попыталась вернуть Англии ее руководящую роль в Европе и заняла в ЕЭС самостоятельную позицию практически по всем основным проблемам. В частности, она резко выступила против создания в Европе единой денежной системы. В 1989 г. на саммите в Страсбурге руководителей стран сообщества она отказалась поддержать «Хартию основных прав рабочих», которая требовала унификации рабочего законодательства во всех его странах.

Вместе с тем период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался непродолжительным. С начала 90-х годов экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни - бюджетный дефицит, инфляция и безработица. Попытка поправить положение введением нового подушного налога, которым облагались все жители страны старше 18 лет независимо от доходов, повлекло массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с полицией. Обострилась обстановка в Ольстере. Темпы экономического развития замедлились. Было очевидно, что «эра тэтчеризма» исчерпала свои возможности, и все ресурсы, связанные с приватизацией и нефтяной промышленностью, также оказались исчерпанными.

В ноябре 1990 г. М. Тэтчер добровольно вышла в отставку. Она могла бы удержаться у власти до следующих выборов, но это наверняка привело бы к поражению партии. Эстафету принял новый лидер консервативной партии Джон Меццжор.

Дж. Мейджор. Попытки создания «общества равных возможностей»

Он родился в 1943 г. и был самым молодым членом кабинета М. Тэтчер. Джон Мейджор явился самым нетрадиционным главой правительства в истории Англии. Его родители были очень бедны и могли дать ему лишь неполное среднее образование.

Джон Мейджор продолжил политику М. Тэтчер. Его программа предусматривала продолжение курса на приватизацию тех отраслей промышленности, которые не могут конкурировать на мировом рынке. Как и Тэтчер, он считал первоочередной задачей борьбу против инфляции, рост которой может привести к росту безработицы.
Особый акцент Дж. Мейджор сделал на социальных проблемах. Программа правительства была направлена на создание для всех равных возможностей, проведение реформ в медицинском обслуживании и народном образовании.

Во внешней политике Дж. Мейджор проводил линию на усиление интеграционных процессов с ЕЭС и укрепление союзнических связей с США. Англия поддержала США в войне с Ираком и направила значительный воинский контингент в район Персидского залива.

Придя к власти, Дж. Мейджор отменил непопулярный подушный налог и обещал «осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев». На парламентских выборах 1992 г. абсолютное большинство вновь получили консерваторы. Премьер-министром остался Дж. Мейджор.

На выборах 1997 г. они потерпели поражение, лейбористы завоевали в парламенте 419 мест из 650.

Ситуация в стране в конце 90-х годов

Новому английскому премьер-министру, лидеру лейбористской партии Тони Блэру досталось тяжелое наследие. В Шотландии и Уэльсе победили местные националисты, которые добились права на созыв собственных парламентов. В 1997 и 1998 годах в этих областях были проведены выборы в парламенты, которые взяли в свои руки контроль над внутренними делами и объявили об автономии. Это был первый шаг к распаду Великобритании, и лейбористское правительство не смогло его предотвратить. Активизировались и ирландские националисты.

Кризис, охвативший английское государство и общество, поразил и английскую монархию, которая являлась незыблемой основой английской политической и общественной жизни на протяжении почти тысячи лет. В последние годы скандалы, связанные с королевской семьей, стали обычным явлением в стране и привели к нарушению прежнего доверия к королевской власти как символу единства и хранительнице моральных ценностей и исторических традиций английского народа.

Кроме того, существование королевской власти, ее церемоний и путешествий, содержание многочисленных замков и дворцов и их обслуживание дорого (до 5 млн ф. ст.) обходятся государственной казне.

В июне 2001 г. на всеобщих выборах лейбористская партия вновь одержала победу, получив в парламенте 413 мест. Англия стала самым верным союзником США, приняв участие в бомбардировках Афганистана в 2001 г. и войне против Ирака в 2003 г.

Историческая справка
Премьер-министры Великобритании
1945-1951 — К. Эттли
1951-1955 — У. Черчилль
1955-1957 — А. Иден
1957-1963 - Г. Макмиллан
1963-1964- А. Дуглас-Хьюм
1964-1970- Г. Вильсон
1970-1974 — Э. Хит
1974-1976 - Г. Вильсон
1976-1979 - Д. Каллагэн
1979-1990 - М. Тэтчер
1990-1997 - Дж. Мейджор
1997-2007 - Т. Блэр
2007-2010 - Гордон Браун
2010-2016 - Дэвид Кэмерон

Монархи Великобритании

1936-1952 - Георг VI
с 1952 - Елизавета II

Резюме

Тяжелое финансовое положение после Второй мировой войны
июль 1945 г. - премьер-министр К. Эттли (широкие социальные реформы, рост благосостояния населения страны)
август 1945 г. - прекращение поставок США по лендлизу
с 1948 г. - спад экономического развития, девальвация фунта стерлингов займы по «плану Маршалла» - зависимость от США Ф 1949 г. - финансовый кризис
в декабрь 1956 г. - вывод англо-французских войск из Египта. Англия в международной изоляции
1968 г. - начало движения католиков Ольстера за
объединение с Ирландской республикой в 1973 г. - вступление в «Общий рынок»
1979 г. - резкое снижение жизненного уровня населения
с 1979 по 1990 гг. - М. Тэтчер - премьер-министр от консерваторов. Попытка возрождения Англии как мировой державы
поддержка частного предпринимательства
апрель 1982 г. - «победоносное» сражение с Аргентиной за Фолклендские острова
1982-1987 гг. - резкое повышение темпов экономического развития
с начала 90-х годов - экономический спад, инфляция, рост безработицы в ноябрь 1990 г. - отставка М. Тэтчер « премьер-министр - Джон Мейджор: продолжение политики приватизации, попытки решения социальных проблем
усиление процессов интеграции во внешней политике
1997 г. - премьер-министр Тони Блэр
май 2003 г. - ввод войск в Ирак

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Великобритания в 50-90-x годах Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

В XX век Великобритания входила богатой и могущест­венной державой, большая часть доходов которой Посту­пала из заморских колоний. Британские финансовые и страховые компании вели дела во всех уголках мира, бри­танские деньги вкладывались в экономику других стран, принося своим владельцам огромные дивиденды. Однако уже в это время наметилось серьезное отставание британ­ской промышленности от американской и гермснской: тех­ническая база производства в Британии устарела, а модер­низация промышленности велась крайне медленно. При этом период правления короля Эдуарда VII (1841-1910), восшедшего на престол после кончины Виктории в 1901 году, ознаменовался появлением в жизни англичан огром­ного количества технических новинок. По дорогам Брита­нии побежали первые автомобили, в ее небе зажужжали первые самолеты, в быт прочно вошли телефоны, граммо­фоны, в популярности с театром соперничал новорожден­ный британский кинематограф.

В последние десятилетия XIX и начале XX века в Ир­ландии усиливалось движение за предоставление стране самоуправления. Новшеством политической жизни Бри­тании являлось создание в 1900 году Комитета рабочего представительства, добившегося того, чтобы в состав пала­ты общин были введены представители рабочих. После волны массовых забастовок, прокатившихся по стране в 1905-1906 годах, комитет был преобразован в лейбористскую (рабочую) партию Великобритании. В1909 году впер­вые в стране стали выплачиваться пенсии по старости. Между тем в 1910-е годы страна вновь оказалась охвачен­ной массовыми стачками, прекратившимися лишь с нача­лом Первой мировой войны, в которую Британия вступила на стороне Франции и России 4 августа 1914 года. Против­никами Британии в этой войне были Германия и ее союз­ники - Австро-Венгрия и Турция. Движимый патриоти­ческими соображениями, Георг V (1910-1936) принял ре­шение об изменении династического имени королевской семьи, и Саксен-Кобург-Готская династия стала имено­ваться Виндзорской.

Послесобытий 1917 года в России военный союз Вели­кобритании, Франции и России распался, и Британия вы­ступила одним из инициаторов вооруженной интервенции против молодого советского государства - в марте 1918 года британские войска высадились в Мурманске, захва­тили Архангельск, а также оккупировали районы Средней Азиии Закавказья.

Из Первой мировой войны Британия вышла победи­тельницей. В качестве трофея ей досталась значительная часть бывших германских колониальных владений, а также существенные территории на Ближнем Востоке, от­торгнутые от турецкой Османской империи. Однако окон­чание войны повлекло за собой новые внутренние пробле­мы. В 1921 году правительство Британии пошло на разде­ление Ирландии и образование Ирландского свободного государства и остающейся в составе Соединенного Коро­левства Северной Ирландии. Это политическое решение стало прологом для крушения Британской колониальной империи (в период с 1940 по 1980 год более 40 британских колоний обрели государственную независимость).



После окончания войны Великобритания попала в фи­нансовую зависимость от Соединенных Штатов и навсегда лишилась статуса лидирующей мировой державы. В пос­левоенные годы отсутствие государственных военных за­казов вызвало сокращение рабочих мест в промышленнос­ти. Кроме того, существовали объективные трудности, свя­занные с реализацией британских товаров в странах, только что вышедших из войны. Это привело к катастро­фическому росту безработицы и новой волне социальных протестов. К концу 1930-х годов число безработных достиг­ло в Британии 2 миллионов человек.

Тем временем нависшая над Европой угроза фашизма побудила британское правительство на Переговоры с гит­леровской Германией, и в 1938 году Великобритания под­писала с Гитлером пакт о ненападении, вошедший в исто­рию как «мюнхенский сговор». Премьер-министр Невилл Чемберлен был убежден, что он принес своей стране «мир на все времена», однако всего через год Британия оказалась вовлеченной во Вторую мировую войну. Это произошло через два дня после того, как 1 сентября 1939 года Герма­ния напала на Польшу. Британские власти рассчитывали на то, что, увязнув на Восточном фронте, Германия не смо­жет осуществить высадку на Британских островах, однако с сентября 1940-го по май 1941 года Великобритания под­верглась массированным налетам фашистской авиации - во время операции «Блиц» немцы ежедневно бомбили Лон­дон и другие города страны. Для противостояния врагу была объявлена всеобщая мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 50 лет, которых либо отправляли на фронт, либо определяли на нужные для экономики военных лет при­нудительные работы. К работам оборонного значения при­влекались и женщины.



26 мая 1942 года был подписан англо-советский договор о союзе в войне против гитлеровской Германии. Полгода спустя, в ноябре, англо-американские вооруженные силы начали военные операции в Северной Африке, однако от­крытие столь необходимого Советскому Союзу второго фронта затягивалось вплоть до 6 июня 1944 года, когда войска союзников наконец пересекли Ла-Манш и вторг­лись на нормандское побережье Франции. В это время советские войска уже разгромили стратегические группиров­ки фашистов под Ленинградом, Новгородом, в Карелии, в Крыму и на Правобережной Украине, преодолели вражес­кую оборону на рубежах Южного Буга, Днестра, Прута, Свири, на Карельском перешейке и на протяжении 400 с лишним километров вышли на Государственную границу СССР.

В годы Второй мировой войны премьер-министром Ве­ликобритании был лидер консерваторов Уинстон Чер­чилль.

После победного завершения Второй мировой войны по­беду на всеобщих выборах в парламент одержала лейбо­ристская партия, и лейбористское правительство остава­лось у власти до 1951 года. В это время был осуществлен ряд мер по превращению Британии в «государство всеоб­щего благосостояния» - были введены выплаты пособий по уходу за детьми, возросли социальные выплаты по безработице, увеличились пенсии но старости. Была создана бесплатная государственная служба здравоохранения. Правительство также осуществило национализацию круп­ных промышленных предприятий - железных дорог, ме­таллургических заводов, угольных шахт и т. п. Эти меры способствовали временному оздоровлению экономики, од­нако уже в начале 1960-х годов Британия стала испыты­вать нехватку средств на социальные нужды и была вы­нуждена прибегать к международным государственным займам.

Программу выхода из кризисного тупика предложила партия консерваторов, возглавляемая Маргарет Тэтчер. С 1979 года премьер-министр Тэтчер осуществляла жесткую политику, направленную на сокращение вмешательства государства в предпринимательство. Делая ставку на частную инициативу, правительство Тэтчер осуществило разгосу­дарствление ранее национализированных предприятий, что способствовало ликвидации многих убыточных произ­водств. В результате в стране резко возросла безработица (в 1983 году она достигла пика - безработным был каждый 12-й из британцев трудоспособного возраста - и начала существенно уменьшаться лишь с конца 1980-х годов).

51.ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

(Weimar Republic) (1919–1933), созданная в Германии в 1919 г. федеральная республиканская система государственного управления, основанная на новой конституции, принятой в Веймаре. С момента образования республика столкнулась с множеством политических и социально-экономических проблем, чрезвычайно затрудняющих достижение в обществе порядка и стабильности. Ее часто расценивали как "демократию без демократов", т.е. считалось, что она не имела значительной либеральной поддержки и была не в состоянии обеспечить лояльность главных элит германского общества. С ухудшением к концу 1920-х гг. мировой экономической ситуации в Веймарской республике усилились настроения политического разочарования и стали набирать силу экстремистские движения и партии. Начиная с 1930 г. парламентская система была постепенно заменена президентской. Президент Пауль фон Гинденбург формировал кабинеты министров, не опиравшиеся на парламентское большинство и все чаще прибегавшие к указам. В результате такого развития событий появились предпосылки для подъема национал-социализма (National Socialism). В январе 1933 г. Гинденбурга убедили назначить канцлером лидера нацистской партии Адольфа Гитлера, который приостановил действие конституции, а в 1934 г. присвоил себе президентский пост и провозгласил создание "третьего рейха".

52. Фашистская диктатура в Германии

В 1923 г. Германия снова попадает в ситуацию глубокого кризиса. Механизмы политического строя Веймарской республики оказываются несовершенными. Партия Гитлера возникла в 1919 г. Официально она получила название «национал-социалистической рабочей партии». Программа данной партии была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии. Результатом выборов в ноябре 1923 г. был приход к власти фашистской партии. Формирование фашистского режима завершилось весной-летом 1933 г. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Эти законы могли не соответствовать Конституции. Установлению фашистской диктатуры способствовали три обстоятельства: монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, рабочий класс Германии оказался расколотым и потому безоружным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм. Получив власть, национал-социалисты ликвидировали все буржуазно-демократические свободы. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных «фюреров», которых назначали сверху. В подчинении партийного центра находились «штурмовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, состоящие из сторонников Гитлера. Политическая власть представляла собой пирамиду жесткого тоталитарного режима. Контролировались все сферы жизни. Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе «фюрера». В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер. В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие. Законом от 27 февраля 1934 г. были учреждены хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром. В 1939 г. Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В этом же году начинаются военные действия против Польши.

53. Образование ФРГ. Конституция 1949 г

В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию парламентской республикой, построенной на принципе федерализма. ФРГ определяется как демократическое, социальное и федеративное государство. Первый раздел Конституции посвящен правам человека, что подчеркивает их приоритет перед всеми другими положениями. Федерация в целом и каждая земля в отдельности «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Выделяются широкая сфера исключительного федерального законодательства; сфера конкурирующего законодательства федерации и земель; сфера «рамочного» федерального законодательства; все остальное отнесено к законодательным полномочиям земель. Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента – бундестаг, избираемый на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по партийным спискам (пропорциональное представительство). Интересы земель представлены в бундесрате. Количество представителей земли (представителями земли в бундесрате являются члены земельного правительства) зависит от количества населения земли, но не менее трех человек. Согласие бундесрата необходимо при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель. Для выборов главы государства – президента республики – создается особое собрание (федеральное собрание), состоящее из равного количества депутатов бундестага и лиц, избранных ландтагами на пропорциональной основе. Срок полномочий президента – пять лет. Президент назначает канцлера, который утверждается бундестагом. Обычно канцлером становится лидер победившего на выборах в бундестаг избирательного блока. Канцлер формирует правительство. Президент выступает в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Однако командует немецкими вооруженными силами (бундесвером) министр обороны (в мирное время) либо федеральный канцлер (во время войны). Распоряжения президента требуют контрасигнации федеральным канцлером Президент формально назначает и увольняет федеральных судей, некоторых федеральных чиновников, промульгирует федеральные законы. Предусматривается процедура отрешения президента от должности (через Федеральный конституционный суд) Основная власть находится у правительства, возглавляемого федеральным канцлером. На практике именно федеральный канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в международных отношениях. Правительство в своей деятельности ответственно перед федеральным парламентом. Федеральный конституционный суд (орган конституционного контроля) толкует Основной закон ФРГ, разрешает споры об объеме и пределах компетенции федеральных и земельных органов государственной власти, проверяет принимаемые федеральные законы и иные акты на предмет их соответствия Конституции.

54.«Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризисаДля того чтобы раскрыть основные положения «Нового курса», необходимо дать общую оценку американской экономики в то время. В 1920-х гг. наблюдался повышенный рост объемов промышленности и торговли в Америке. Однако стояла существенная задача – не хватало средств для обращения. В 1929 г. наличная сумма составила 1910 млн долларов – при том, что объемы ВНП равнялись 104 млрд долларов. Для того чтобы хоть както ускорить процесс оборачиваемости денежных средств, стали использоваться различные методы, наибольшее распространение среди которых получил потребительский кредит. Однако это лишь усугубило ситуацию, так как банки выдавали кредиты, не оставляя резервов. В результате 29 октября 1929 г. разразился кризис, получивший название «Великая депрессия». Обанкротилось свыше 2 000 банков с общим объемом вкладов около 2,8 млрд долларов. ВНП США упал с 104 млрд долларов до 56 млрд долларов всего лишь за 4 года – с 1929 по 1933 гг. В 1932 г. на президентских выборах одержала победу Демократическая партия, во главе которой стоял Ф. Д. Рузвельт; он предложил стране серию реформ, названную «Новым курсом». Экономическая обстановка в стране была таковой, что очевидна была необходимость реформы кредитно-финансовой сферы. С подачи Рузвельта Конгрессу был предложен «Чрезвычайный закон о банках». Его основные положения состояли в следующем:

банкам предоставлялись займы от Федеральной резервной системы;

открытие банков разрешалось только в случае оценки их состояния как «здорового»;

министр финансов наделялся правом предотвращать массовое изъятие вкладов;

вводился запрет на экспорт золота;

вводился специальный указ, согласно которому гражданам США необходимо было сдавать золотые запасы на сумму свыше 100 долларов;

одновременно позволялся выпуск новых банкнот, необеспеченных золотом;

вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, обращающееся между США и другими странами. 16 июня 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности, основа которого состояла в разделении депозитных и инвестиционных функций банка; в сфере этого закона была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. примерно 80 % всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большей части вкладчиков иметь подобную защиту. Законом было установлено следующее: депозиты размером до 10 тыс. долларов подлежат страхованию на 100 %, от 10 до 50 тыс. долларов – на 75 %, а свыше 50 тыс. долларов – на 50 %. Январь 1934 г. отметился девальвацией доллара, которая сократила золотое содержание на 41 %. Особое положение в системе реформ «Нового курса» принадлежало учреждению Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. В начале лета 1933 г. были построены лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое – до 500 тыс. человек. Общее количество побывавших в них – свыше 3 млн американцев. В результате были созданы лесонасаждения – высажено 200 млн деревьев, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов и многое другое. Внимания также заслуживает Закон о восстановлении промышленности. Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

устанавливали бы размер производства;

определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;

распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:

рабочим были предоставлены права участия в коллективных договорах и профсоюзах;

определены три основные условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долларов в неделю;

б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч;

в) запрещен детский труд.

В «Новом курсе» рассматривались также и аграрные вопросы. Правительство предложило фермерам сократить посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд долларов.

В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:

осуществление поддержания уровня цен путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще непроданных сельхозпродуктов;

политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и других товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

Предмет особой гордости Ф. Д. Рузвельта – тот факт, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создания специального Управления долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. Государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), справиться с эрозией почвы, провести массированные лесопосадки. Результаты деятельности TVA:

создание еще 20 плотин в добавление к 5, ранее существовавших на Теннеси;

создание судоходства на реке;

рост доходов населения региона;

улучшение земледелия, почв и лесов.

Вслед за оживлением в американской экономике в 1933 г. произошло резкое изменение структуры федеральных расходов: впервые на уровне федерального правительства появился социальный бюджет. Осуществляя реформы «Нового курса», команда Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных кризисов. Но говорить о полном достижении этих целей нельзя.

55. Государство США в конце XIX - начале XX в Государство США в конце XIX - начале XX в. Превращение США в мировую державу, обладающую собственной колониальной империей, сопровождалось существенными изменениями во всех подразделениях политической системы. Однако эти изменения, в целом направленные на расширение функций центральных органов власти, далеко не всегда находили свое выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую конституцию (американцы говорят: "живая конституция"). На этот период приходятся только две поправки к конституции - XVI и XVII, ратифицированные в 1913 г. XVI поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние.Важное значение для конгресса имела "парламентская революция" 1910 г., в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельными группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение представителей партий, что и в палатах конгресса. Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (непрестанно повторяющееся по требованию меньшинства проведение поименного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало повышению эффективности работы конгресса.После убийства в сентябре 1901 г. президента У. Мак-Кинли главой исполнительной власти стал Т. Рузвельт, который после переизбрания в 1904 г. занимал эту должность до 1909 г. При нем окончательно закончилась эра "правления конгресса", т. е. его относительная независимость от президентской власти. Предшествующие президенты (Гаррисон, Кливленд и Мак-Кинли) считали себя агентами конгресса, т. е. истолковывали президентскую власть в парламентарном духе. Т. Рузвельт не только на практике продемонстрировал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике, он сформулировал свою собственную концепцию сильной президентской власти, подотчетной не конгрессу, а непосредственно народу.С именем Т. Рузвельта связан первый серьезный кризис, потрясший сложившуюся после окончания Гражданской войны двухпартийную систему. На президентских выборах 1912 г. Т. Рузвельт пошел на раскол с Республиканской партией и выдвинул свою кандидатуру в президенты от Прогрессивной партии. Собравшийся в августе 1912 г. в Чикаго Национальный конвент новой партии принял платформу, в которой сокрушительной критике была подвергнута старая двухпартийная система. Признавая корпорации "существенной частью современного бизнеса", платформа в то же время выдвигала ряд радикальных требований: демократизировать процедуру выдвижения кандидатов, предоставить избирательные права женщинам, обуздать избирательную коррупцию, улучшить условия труда рабочих, запретить детский труд, установить минимум зарплаты и т. д. Прогрессивная партия сумела собрать около 4 млн. голосов и получить 88 мест в коллегии выборщиков (кандидат Демократической партии получил соответственно 6 млн. голосов, 435 мест в коллегии выборщиков). Это был успех Рузвельта и поражение Республиканской партии. Но третьей партией Прогрессивная партия так и не стала.

56. Капитуляция Японии. Конституция Японии 1947 г.На государственно-правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, а состав послевоенного японского правительства был согласован со штабом американских оккупационных войск. В 1946 г. была принята парламентом и в 1947 г. вступила в силу новая Конституция Японии. Ее проект был разработан американской военной оккупационной администрацией.Япония была объявлена парламентарной монархией. Наследственный императорЯпонии был провозглашен «символом государства и единства народа». По представлению парламента он назначает премьер-министра (премьер-министром назначается лидер победившей на парламентских выборах политической партии либо партийной коалиции); по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда Японии. По совету и с одобрения кабинета министров японский император осуществляет официальное опубликование поправок к Конституции Японии, законов, правительственных указов и международных договоров, подтверждает назначение и отставку имперских министров и других высших должностных лиц государства, подтверждает назначение всеобщих и частных амнистий осуществляет помилование и некоторые другие (преимущественно церемониального характера) полномочия. Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них политическую ответственность.Высшим органом законодательной власти в Японии по Конституции 1947 г. является парламент, состоящий из двух палат. В палату советников входят депутаты, с 6-летним сроком полномочий. Каждые 3 года происходит ротация половины состава палаты советников японского парламента. В палату представителей входят депутаты с 4-летним сроком полномочий. Проект закона обсуждается в палатах и становится законом после его принятия обеими палатами. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений. Парламент обладает всей полнотой законодательной власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует деятельность правительства.Высший орган исполнительной власти – правительство (кабинет министров). Состав кабинета министров формируется премьер-министром и формально утверждается императором. Премьер-министром становится лидер партии, победившей на парламентских выборах, он также формально утверждается императором.Судебную систему Японии возглавляет Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 судей. Верховный суд Японии выполняет также функции конституционного суда. В судебную систему Японии входят также высшие суды, территориальные суды, семейные суды и первичные суды.

57. Китай в 20 веке - Чан Кайши, Мао Цзэдун, большой скачок, культурная революция.

После крушения древней империи в Китае долгое время хозяйничали враждующие клики и японские оккупанты. Позднее страну сумели объединить коммунисты, но их социальные эксперименты привели к полной разрухе и обнищанию народа.

В феврале 1912 г. последний император Маньчжурской династии отрекся от престола, и Китай стал республикой, но уже в апреле революционный лидер Сунь Ятсен был вынужден передать президентские полномочия военному диктатору Юань Шикаю. Никто не сомневался, что превратить огромную страну с 400-миллионным крестьянским населением в современное государство будет очень нелегко.
Борьба за власть
Вышедшая из подполья революционная организация Сунь Ятсена стала Национальной партией (Гоминьдан), но сил для борьбы с Юанем у националистов не было, и тот правил как диктатор до самой смерти в 1916 году. Сунь попытался было создать правительство на юге страны в Кантоне (Гуанчжоу), но к тому времени почти весь Китай уже добрый десяток лет находился под контролем местных военачальников. Преследуя националистические и политические цели, Сунь Ятсен не был чужд идеям социально-экономических преобразований. В 1921 г. группа активистов, в которую входил и скромный помощник библиотекаря Мао Цзэ-дун, основала в Шанхае Коммунистическую партию Китая (КПК). Поначалу враждовавшие между собой националисты и коммунисты заключили союз в 1923 г., когда Сунь Ятсен осознал, что только СССР готов помочь Гоминьдану в деле государственного строительства.
В 1925 г. в разгар подготовки к «северному походу» против маньчжурской военной клики Сунь Ятсен скончался, однако его преемник Чан Кайши довел этот замысел до конца и без особого труда захватил Шанхай. Пообещав Чану финансовую поддержку, местные промышленники уговорили его избавиться от нежелательных союзников, и в апреле 1927 г. тысячи коммунистов пали жертвами массовых репрессий, а ослабленная КПК была загнана в подполье.
Окрыленный успехом Чан взял Нанкин и установил республиканский режим во главе с собственной персоной. Однако его власть, обретенная лишь благодаря сделкам с местными милитаристами, была весьма шаткой еще до открытого вооруженного противостояния с коммунистами и японцами.
Возрождение коммунистов
Тем временем в горных районах на пограничье провинций Хунань (родины Мао) и Цзянси коммунисты исподволь готовились к ответному удару. Придя к убеждению, что движущей силой китайской революции должны стать крестьянские массы, Мао вместе с соратниками создал здесь коммунистическое государство и новую «Красную армию».
В глазах крестьян погрязшие в коррупции националисты безнадежно проигрывали честной администрации и земельным реформам коммунистов. Стремясь «подавить бандитов», Чан провел против них несколько карательных операций. В 1930-34 гг., несмотря на эффективную партизанскую тактику коммунистов, в этом районе погибло около миллиона человек, а в ходе пятой кампании правительственные войска замкнули кольцо окружения вокруг базы коммунистов в Цзянси. В октябре 1934 г. Красная армия прорвала кольцо и с боями двинулась на северо-запад.
Так начался эпический Великий поход через горы и реки длиной 9600 км, в котором Красная армия с изнурительными боями пробивалась на северо-запад, в особый район Яньань. Из 100 тысяч выступивших в путь остались в живых лишь около 10 000 закаленных бойцов. Главный стратег легендарного Великого похода Мао Цзэдун стал неоспоримым, лидером КПК, а Чжоу Эньлай - его правой рукой. Одержимый желанием добить коммунистов Чан Кайши закрыл глаза на все прочие проблемы, в том числе на растущую японскую угрозу.
Между тем именно японцы сорвали все планы Чана. Захватив Маньчжурию и вторгшись в ряде мест на китайскую территорию, они спровоцировали в 1937 г. вооруженный инцидент, переросший в полномасштабную, хоть и необъявленную войну. К концу 1937 г. японцы взяли Пекин и Нанкин, подвергли жестоким бомбардировкам многие города и совершали чудовищные зверства против мирного населения.
На борьбу с оккупантами поднялась вся страна, и Чан пошел на примирение с коммунистами, чтобы единым фронтом бороться с агрессором. Под натиском вооруженной до зубов японской армии китайцам приходилось отступать, и оккупанты заняли все восточное побережье, хотя так и не смогли захватить глубинные районы. Однако в 1941 г. Нападение японцев на Перл-Харбор в корне изменило ситуацию, и Китай стал одним из театров II мировой войны.
В конце войны в руках у Чана, казалось, были все козыри - многочисленная и хорошо оснащенная армия, контроль над городами и щедрая финансовая помощь США. Однако в разгоревшейся гражданской войне мощная народная поддержка, высокий боевой дух и тактическое превосходство быстро принесли успех коммунистам.
Народная республика
К середине 1949 г. пали Пекин, Нанкин и Шанхай, а в конце года Чан бежал на Тайвань. 1 октября 1949 г. при огромном стечении народа на пекинской площади Тяньаньмынь Мао и Чжоу Эньлай торжественно провозгласили Китайскую Народную Республику.
Получив в наследство разоренную войнами страну, коммунисты довольно быстро навели порядок и приступили к перестройке экономики. Несмотря на враждебное отношение к частной собственности, партия на первых порах проводила умеренную политику, обещавшую всем классам широкое участие в развитии общества. Самым радикальным и популярным в народе шагом стал Аграрный закон (1950), сломивший засилье помещиков и раздавший землю крестьянам. Это был период реальных успехов, несмотря на огромные потери в Корейской войне (1950-53), в которой китайские «добровольцы» воевали на стороне Северной Кореи против США и других западных стран.
В 1950-51 гг. китайцы оккупировали Тибет. Насаждение нового режима сопровождалось массовыми репрессиями, и тысячи тибетцев последовали в изгнание за своим духовным лидером, далай-ламой.
Между тем успехи в области экономики подтолкнули Мао к объявлению курса на ускоренный переход к социализму. Частные предприятия и компании были национализированы, в деревнях созданы сельскохозяйственные кооперативы. Этот шаг вызвал резкое недовольство среди крестьян, которые лишь недавно получили землю по закону 1950 г.
Первые неудачи лишь подстегнули Мао к коренному преобразованию китайского общества, полной ликвидации буржуазных пережитков и «реакционной идеологии». Все дальше расходясь со своими советскими союзниками, он твердо решил не допустить превращения компартии Китая в привилегированную касту бюрократов по образу и подобию КПСС. Началась широкая мобилизация масс на борьбу с «неустойчивыми элементами», коррупцией и попутно с противниками Мао в верхушке КПК, выступавшими за умеренные реформы.
«Большой скачок»
В 1958 г. Мао объявил, что за три года страна должна совершить «большой скачок» из социализма прямо в коммунизм. Страну разделили на деревенские коммуны, в которых доходы поровну распределялись между всеми членами. Повсюду, как грибы после дождя, вырастали мелкие предприятия с примитивным уровнем производства, а подлинным венцом абсурда стал миллион дворовых сталеплавильных печей.
Отношения между СССР и КНР резко ухудшились, и в I960 г. СССР отозвал своих специалистов, из-за чего застопорились сотни проектов. «Большой скачок» закончился полным провалом.
В 19б0-е гг., когда на первые роли в партии вышли умеренные прагматики, китайская экономика начала мало-помалу выбираться из кризиса. Однако отошедший на время в тень Мао по-прежнему оставался «великим кормчим», и в 1966 г., опираясь на армию и ее командующего Линь Бяо, он предпринял новый переворот - «великую пролетарскую культурную революцию».
Культурная революция
Культурная революция нанесла сокрушительный удар по всем традиционным ценностям и авторитетам - от университетских профессоров до высших партийных лидеров. Главным орудием в руках Мао были «красные охранники» (хунвэйбины) из числа учащейся молодежи, которые разъезжали по стране, проводили митинги, демонстрации и беспощадно расправлялись с «классовыми врагами» - представителями интеллигенции, теми, кто имел связи с Западом и неугодными партийцами. Их «революционный» пыл постоянно подогревал председатель Мао, чей красный цитатник печатался миллионными тиражами и стал чем-то вроде китайской библии.
Охвативший страну хаос усугубился открытой внутрипартийной борьбой в больших и малых городах. Беспорядки достигли такого размаха, что армии было приказано усмирить «красных охранников». В сентябре 1971 г. Линь Бяо был обвинен в заговоре против вождя и попытался бежать, но его самолет разбился в Монголии.
Между тем пора было думать о преемнике вконец одряхлевшего Мао, и в партии развернулась сложная борьба за власть между прагматиками во главе с премьером Чжоу Эньлаем и радикальной «бандой четырех», лидером которой была жена вождя Цзян Цин.
После смерти Чжоу в январе 1976 г. его преемником стал малоизвестный Хуа Го-фэн, и когда в сентябре того же года умер сам Мао, никто не знал, как развернутся события. Однако месяцем позже Хуа без колебаний арестовал всех членов «банды четырех», и ко всеобщему ликованию культурной революции был положен долгожданный конец.
Новое поколение
Хуа Гофэна вскоре сместил лидер реабилитированных прагматиков Дэн Сяопин. В годы культурной революции он подвергался преследованиям, но не пал духом и, придя к власти, проложил для Китая совершенно новый курс. До самой своей смерти в 1997 г. Дэн неуклонно проводил политику реформ под контролем государства. Отгороженный от всего мира коммунистический Китай ушел в прошлое.
Ставший в 1993 г. президентом страны Цзян Цзэминь направил все свое влияние и силы на экономические реформы. Он же осуществил ряд мер, позволивших Китаю вступить в ноябре 2001 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) и уже в новом качестве выйти на крупнейшие международные рынки.
В 2003 г. Цзэминь передал власть вице-президенту Ху Цзиньтао (р. 1942), самому молодому из высших руководителей государства. Несмотря на репутацию либерала, он, судя по его послужному списку, не останавливается в случае нужды перед жесткими мерами. Именно Цзиньтао ввел в Тибете военное положение в ответ на протесты местного населения против китайской оккупации.
Во внешней политике Цзиньтао явно стремится сохранить добрые отношения со США и Россией, но энергично отстаивает притязания Китая на богатые нефтью острова Спратли, оспариваемые почти всеми странами Южно-Китайского моря, и продолжает словесную перепалку с Тайванем, который КНР всегда считали своей территорией.
В 2003 г. богатый природными ресурсами Китай продолжает переживать экономический бум. Многие эксперты пророчат ему ведущую роль в мире уже через несколько десятков лет.
КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ
1912 Крах Китайской империи; провозглашение республики
1916 Начало «милитаристской эпохи»
1925 Смерть Сунь Ятсена. Приход к власти Чан Кайши
1927-28 Войска Чана расправляются с коммунистами. Чан формирует правительство
1931 Япония захватывает Маньчжурию
1934-35 Великий поход. Мао Цзэдун становится председателем КПК
1937 Японская интервенция в Китай
1941 Перл-Харбор. Китайско-японская война становится театром II мировой войны
1945 Капитуляция Японии
1946-49 Гражданская война в Китае
1949 Провозглашение Китайской Народной Республики
1958-60 «Большой скачок»
1960 Советские специалисты покидают Китай. Начало раскола в советско-китайских отношениях
1966 Начало культурной революции
1976 Кончина Чжоу Эньлая и Мао Цзэдуна. Арест «банды четырех»
1977-97 Годы правления Дэн Сяопина
2003 Ху Цзиньтао - председатель КНР. Новое поколение руководителей

4.1k (43 за неделю)

Должность премьер-министра

Великобритания - страна традиций и обычаев, одним из которых является то, что все действия премьера государства и министров подотчетны парламенту. Премьер-министр в Англии - глава правительства, председатель Кабинета Министров страны и член тайного Совета. С 13 июля 2016 года в Соединенном Королевстве в должности премьер-министра работает лидер партии Консерваторов - Тереза Мэй. Первый министр считается главным советником правящего монарха, и им же утверждается. Согласно английской конституции, королевская особа должна ратифицировать на должность главы правительства человека, который пользуется максимальной поддержкой в Палате общин. Бывали случаи, когда премьер, по каким-либо причинам, впадал в немилость, тогда на основании «Постановления о недоверии», на его место предлагался другой кандидат. Специфика должности подразумевает массу причин, по которым премьер должен по моральным соображениям уйти в отставку. В Англии обязанности главы правительства определяются большей частью традициями, а не законодательными актами. Формально премьер-министр должен отчитываться перед палатой, но на официальном уровне это правило не соблюдается.

Историческая справка

История появления должности основывается исключительно на предположениях ученых. Особых документов, в которых можно было бы проследить возникновение поста главы правительства, не найдено. Впервые словосочетание «премьер-министр» было упомянуто во второй половине 19 века, в период работы на этом посту Бенджамина Дизраэли . С этого периода должность стала употребляться не только в официальных документах, но и в словесном выражении. С 1905 года в знаменитом британском «королевском свидетельстве», в иерархии высших сановников, премьер-министр стоял лишь на одну ступеньку ниже, чем Архиепископ Йоркский.
Историки утверждают, что первым премьер-министром был сэр Роберт Уолпол, возглавлявший правительство в 1721 году. Уолпол - первый человек, который смог сплотить руководителей ведомств и заставить их работать на общее благо. Политические возможности, предоставляемые Уорполу для решения вопросов, были санкционированы Георгом I, и ни один из премьер-министров в истории Великобритании не имел настолько расширенных прав для осуществления своей деятельности. Самым знаменитым премьер-министром был Уинстон Черчиль, занимавший этот пост в начале II Мировой войны.

Функции премьер-министра

Официально статус главы правительства является неоднозначным, хотя в целом работе на этой должности такое положение вещей нисколько не мешает. Сложно сказать, какие законодательные акты определяют субординацию в кабинете министров и насколько его глава может влиять на мнение отдельных его членов. Теоретически, страной управляют только руководители ведомств, а их полномочия конкретно определены парламентскими актами. В отличие от других стран, английский премьер соединяет в себе несколько должностей, в том числе пост Первого лорда казначейства и непривычную для нас работу в качестве министра гражданской службы.
Если рассматривать порядок старшинства, который определяется властью Королевы, премьер-министр занимает четвертую строчку, пропуская вперед Архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также Лорда-канцлера. В регионах, входящих в состав Соединенного Королевства - Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии, пост, соответствующий должности «премьер-министр» приравнивается к Первому министру.

Срок действия полномочий

Политические традиции Великобритании устанавливают сроки, в течение которых премьер может находиться на своей должности. Конституционные обычаи англичан не поддаются объяснению и могут идти в разрез с законодательными актами. По негласному правилу, глава правительства обязательно должен пользоваться поддержкой демократически выбранного парламентского большинства. Избирательная система, принятая в Соединенном королевстве, предполагает наличие двух партий, одна из которых, получившая в палате подавляющее число голосов, и будет выдвигать своего лидера на пост главы правительства.

Длительность компетенции премьера напрямую связана со сроками полномочий, которыми обладает Палата общин. Формально, это 5 лет
, однако, по представлению первого лорда действующему монарху, это время может быть сокращено. В большинстве случаев, премьер-министр уходит в отставку со своего поста, когда теряет необходимую поддержку своей партии. Другими причинами для того, чтобы глава министров ушел с поста являются состояние здоровья или личные обстоятельства. В британской истории были случаи, когда премьер умирал на своем посту, а в 1812 году премьер-министр Спенсер Персеваль был убит.

Объем власти премьер-министра

Главная задача премьер-министра - своевременно сформировать правительство страны. Важность этого мероприятия состоит в том, что назначенный премьером Кабинет должен сохранить, после назначения Королевой, поддержку Палаты общин. В обязанности премьера входит также координация действий министров, представление страны на политической арене и консультирование монарха по ряду вопросов. Елизавета II является формальным главнокомандующим, однако, в случае войны, развертыванием и определением стратегии и тактики армии будет заниматься премьер-министр , который сможет дать «добро» на использование ядерного потенциала государства. За королевой остается право объявлять войну или заключать мир, эта функция действует в отношении не только Соединенного Королевства, но и, к примеру, Австралии или Великобритании.
За последние полвека значимость премьер-министра возросла. Многие решения и законы принимаются не кабинетом, а главой правительства единолично. Политологи пришли к выводу, что в настоящее время можно говорить о том, что в Великобритании существует негласное президентство , но многие министры не согласны с таким положением и стараются всячески пресечь попытки самостоятельности и централизации власти в одних руках.

Преференции

Согласно британским традициям, заработную плату премьер-министру выдают как первому лорду казначейства . Отдельную доплату глава правительства получает как член парламента. Место жительства премьера обычаями определено в Лондоне, по улице Даунинг-стрит, дом 10 . Это здание в 1735 году было даровано Георгом II Роберту Уолполу в качестве личного презента. Уолпол счел подарок слишком дорогим и согласился его принять при условии регистрации дома как официальной резиденции премьеров. Большинство глав министерства проживали в резиденции, некоторые предпочли остаться в своих частных владениях. Такое правило касалось богатых аристократов, имевших дома в центральной части Лондона.
В периоды реставрации здания на Даунинг-стрит, премьер-министры проживали в Адмиралтейском доме. Второй лорд казначейства размещается на той же улице, но в № 11, а в доме под № 12 находится резиденция главного английского «кнута». Для особых приемов премьеру также предоставляется возможность использовать Чекерс - загородную резиденцию в Бакингемшире.

Оценить!

Поставьте свою оценку!

10 0 1 1

Многие из нас имеют весьма стереотипное представление о Великобритании, сформировавшееся под влиянием классической литературы и художественных фильмов. Что мы можем рассказать о британцах? Наверное, что они крайне пунктуальны и чопорны, любят чай и предпочитают овсянку. Не слишком много, не так ли? А ведь на самом деле Британия имеет очень древнюю и крайне интересную историю, повлиявшую на зарождение так называемого английского характера. Лучше всего проиллюстрировать историю государства могут люди, в разное время управлявшие страной и владевшие умами своих сограждан. Главой кабинета правительства считается премьер-министр Англии. Эта должность накладывает большую ответственность, поэтому английские аристократы, занимавшие ее, являлись незаурядными людьми. О некоторых из них хочется рассказать подробно.

Премьер-министр: как появилась должность

Премьер-министр Англии является самым первым советником и помощником правящей династии. Можно сказать, что должность накладывает ряд определенных обязательств, но не ограничивает круг обязанностей. Так как помимо общей деятельности премьер-министр Англии все же должен иметь определенную подведомственную структуру, то ему предлагалось на выбор несколько должностей. Чаще всего премьер-министр становился Лордом канцлером или Первым лордом казначейства.

Стоит отметить, что до восемнадцатого века премьер-министром советника монарха называли довольно редко, и лишь Роберт Уолпол, возглавлявший правительство более двадцати лет, удостоился данного звания. В дальнейшем титул вошел в обиход и стал официальным названием должности.

В Англии с большим уважением относятся к своим премьер-министрам. К примеру, двенадцать лет назад была выпущена лимитированная серия марок с изображением самых значимых глав правительства за всю историю страны.

Резиденция премьер-министров Великобритании

Британия известна своими традициями, жителям страны кажется абсолютно естественным, что премьер-министр Англии имеет свою собственную резиденцию, передающуюся вместе с должностью. Корни этой традиции стоит искать в восемнадцатом веке. Тогда, пораженный преданностью Роберта Уолпола короне Великобритании, Георг II решил пожаловать своему преданному слуге резиденцию на Даунинг-стрит. Первый премьер-министр оказался очень скромным человеком и согласился принять дар только на условиях перехода дома своему преемнику и последующим главам правительства. Так повелось, что уже два с половиной века все премьер-министры, вступив в должность, переезжают в дом под номером десять на Даунинг-стрит.

Некоторые аристократы, возглавляющие кабинет министров, предпочитали жить в своих собственных резиденциях. Но для официальных приемов всегда использовалась историческая резиденция на известной всем улице.

Первый премьер-министр Великобритании

Этот человек заслуживает большого уважения со стороны англичан. Первый премьер-министр в истории Британии - Роберт Уолпол каждую минуту своей жизни тратил на деятельность во благо страны, он был надежной опорой королей двадцать два года. До сих пор его рекорд никто не может побить.

Влияние Уолпола на кабинет министров было поистине безгранично, он обладал редким даром красноречия и убеждения. Это способствовало взлету его карьеры. Основой политики Уолпола было низкое налогообложение и отказ от международных военных конфликтов. Это позволило премьер-министру снискать большую любовь народа и благодарность королей, которые сумели значительно преумножить казну за счет уменьшения расходов на военные кампании.

Стоит отметить, что Роберт Уолпол был не только талантливым политиком, но и любителем прекрасного. Его коллекция предметов искусства, ставшая в дальнейшем основой для экспозиции Эрмитажа, являлась самой многочисленной и богатой в Британии.

Уже после отставки бывший премьер-министр Англии продолжал влиять на политику страны, руководя действиями своего преемника. Сам король часто обращался к нему за советом, хотя политик в последние годы жизни практически не покидал своей резиденции. Оттуда он мог направлять новый кабинет министров, получая новости от многочисленных осведомителей из Лондона.

Единственный в истории Британии убитый премьер-министр

Двадцать первый глава кабинета министров вошел в историю страны как первый и единственный премьер-министр, павший жертвой покушения. Спенсер Персиваль управлял страной около трех лет. Политику прочили долгую карьеру, ведь он относился к самым талантливым ораторам в кабинете министров. Но он пал жертвой личной мести англичанина Беллингема при выходе из дворца.

Глава кабинета министров Великобритании еврейского происхождения

Дважды премьер-министр Англии Дизраэли был незаурядным человеком. Он обладал массой взаимоисключающих талантов, которые в сочетании с настойчивостью помогли сделать ему карьеру.

Дизраэли имел еврейские корни, но считал себя истинным англичанином, он обладал писательским даром, и из-под его пера вышло немало интересных историй. Помимо этого политик оказался талантливым купцом, и к моменту смерти владел весьма внушительным состоянием.

Политическая карьера Бенджамина Дизраэли не была простой. Он постоянно находился в состоянии борьбы за свой пост, именно в период его управления кабинетом министров политика Англии больше всего напоминала качели. В одни периоды премьер-министра обожали и всячески одаривали, в другие - он впадал в немилость. Современники характеризовали его как остроумного человека, который был способен решить практически любой вопрос. Королева Виктория очень ценила своего премьер-министра, фактически принесшего ей Индию. За время своего нахождения на посту Дизраэли очень много внимания уделял обустройству городов и облегчению жизни простых англичан.

Последний премьер-министр от Либеральной партии Британии

Ллойд Джордж стал последним в истории главой правительства, который был избранником от Либеральной партии. С этих пор государством управляли только консерваторы.

Уинстон Черчилль - величайший британец в истории страны

Премьер-министр Англии Черчилль сумел стать самой яркой политической фигурой двадцатого века. На его долю выпала самая кровопролитная война в истории человечества, во время которой он сумел проявить себя как яркий и смелый политик. С самого начала войны Черчилль поддерживал СССР и вдохновлял свой народ на сопротивление оккупантам. Его многочисленные выступления по радио были весьма популярны у британцев, сам премьер-министр часто выезжал в госпитали и на поля сражений.

Именно этого неоднозначного человека считают личностью, запустившей маховик холодной войны в 1946 году своей речью в Фултоне.

Неудачник сэр Энтони Иден: премьер-министр Англии

Преемник Черчилля на посту премьер-министра оказался самым неудачливым в истории Великобритании. Он относил себя к политикам, которые выступают за создание союза против распространяющегося на Европу в послевоенные годы влияния СССР. Его политика характеризовалась рядом неудач, стоивших Великобритании больших финансовых потерь.

С другой стороны именно Иден впервые раскрыл миру глаза на планы фашистов относительно еврейской нации. Сам он спас от Холокоста сотни тысяч иудеев.

Англия: премьер-министр женщина

"Железная леди" Англии стала первой в истории страны женщиной, способной управлять кабинетом министров. Баронесса Маргарет Тэтчер стала семьдесят первым премьер-министром Великобритании и стояла у власти около одиннадцати лет. Управляла она страной довольно жестко и уверенно, за что и получила свое прозвище.

Политика Тэтчер характеризуется рядом экономических мер, которые не всегда пользовались популярностью у народа. К примеру, за время правления премьер-министра в несколько раз увеличился уровень безработицы, и было существенно ограничено влияние профсоюзов. Не совсем понятны были кабинету министров предпринятые меры по национализации убыточных частных предприятий. Но в конечном итоге данная политика оказалась крайне дальновидной.

Тэтчер значительно подняла налоги и активно выступала с критикой СССР. Ее антикоммунистический настрой порой даже служил поводом для шуток в советской прессе. Кстати, "железной леди" премьер-министра прозвали именно советские журналисты, что очень порадовало Тэтчер.

Когда начинаешь изучать жизнь премьер-министров Англии, то все они представляются интересными людьми. Каждый из семидесяти шести глав правительства достоин уважения от своего народа, интересам которого он служил.

    Премьер министр Белиза глава правительства и исполнительной власти Белиза, являющийся также лидером крупнейшей в парламенте партии. Страна имеет двухпартийную систему, и премьер министрами были представители только Объединённой… … Википедия

    Премьер министр Родезии Упраздненная государственная должность Штандарт премьер министра Родезии … Википедия

    Премьер министр Барбадоса глава правительства и исполнительной власти Барбадоса. Первоначально правительство страны возглавлял премьер, с получением независимости от Великобритании в 1966 пост был переименован в премьер министр. Премьеры… … Википедия

    Премьер министр Сент Люсии является фактическим главой государства, номинальным главой является королева Великобритании, представленная генерал губернатором. Содержание 1 До получения независимости 1.1 … Википедия

    Prime Minister of the United Kingdom … Википедия

    Великобритания Эта статья является частью серии статей по теме: Политическая структура Великобритании Парламент Государственное открытие парламента Корона: Королева Елизавета II Палата лордов Лорд спикер: Баронесса Хэйман Палата общин Спикер:… … Википедия

    Премьер министр Шотландии First minister of Scotland; Prìomh Mhinistear na h Alba … Википедия

    Ниже приведен список монархов Англии, Шотландии, Ирландии, Великобритании и Соединённого королевства, то есть государств, существовавших или существующих на Британских островах, а именно: Королевство Англия (871 1707, включая Уэльс после его… … Википедия

    Премьер министр Южной Африки глава правительства ЮАС, а затем ЮАР в 1910 1984. До 1961 премьер министр Южно Африканского Союза являлся главой исполнительной власти и назначался генерал губернатором, представляющим особу монарха… … Википедия