Храм троицы живоначальной на воробьевых горах. Живоначальной троицы на воробьевых горах Храм троицы живоначальной на воробьевых горах расписание

храм в честь Живоначальной (Святой) Троицы , расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы в муниципальном округе Раменки .

Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ . Главный Престол освящён в честь Святой Троицы; приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского . В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве Антиминсы из приделов святого Ионы и мученика Агапия были перенесены в храм святой Троицы на Воробьёвых горах, и в главном алтаре (а ныне в трапезной) устроен приставной престол святого Ионы, митрополита Московского.

История

Церковь Троицы на Воробьёвых горах в ночное время

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя Литовского Витовта, храм уже стоял. В XVII-XVIII вв. в селе Воробьеве стояло четыре церкви: три дворцовые - в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», «Преподобного Сергия, что в Саду», летняя полотняная Воскресения Христова, а также приходская - Троицы Живоначальной. Все эти храмы числились в дворцовом ведомстве Московскаго уезда. Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей - «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. Последним настоятелем деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «...тщанием прихожан и доброхотных дателей...» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858-61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпичной оградой конца XIX - начала XX в. с металлической решеткой. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов . Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы. Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х- начале 1950-х годов. Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела - в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая. 2 октября 2011 года отмечалось 200-летие храма.

Престольные праздники

  • в честь Троицы Живоначальной - переходящий праздник, отмечается на 50-й день после Пасхи
  • 8 октября (по ст. стилю 25 сентября) - преподобного Сергия Радонежского
  • 19 декабря (6 декабря) - святителя Николая Чудотворца
  • 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю - святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец

Святыни

Чтимая икона Божией Матери - «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме находятся иконы XIX века - «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона - с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова и 2 эмалевых медальона - Спаситель и Богоматерь. Также в храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечёва) и блаженной Матроны Московской.

Духовенство

  • настоятель - протоиерей Сергий Суздальцев
  • протоиерей Константин Георгиевский
  • протоиерей Иоанн Драган
  • иерей Александр Катунин
  • диакон Николай Тихомиров

Богослужение

  • ежедневно - Утреня и Литургия в 8:00
  • в воскресные и праздничные дни - Водосвятный молебен в 8:00 и Литургия в 9:00
  • накануне воскресных дней, понедельников, двунадесятых и великих праздников - вечернее богослужение в 16:00

Адрес

Адрес: 119334, Москва, Косыгина ул., д. 30 (м. «Воробьёвы горы», смотровая площадка) Официальный сайт: http://hram-troicy.prihod.ru/

Сайт

http://www.hram-troicy.prihod.ru

  • Анашкевич М. А. Самые знаменитые храмы Москвы. М., 2007.
  • Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1952, с. 428, 521-522.
  • Православные храмы Москвы. М., 1988. С.20.
  • Энциклопедия "Москва", М., 1997.
  • Скворцов Н, священник. Уничтоженные в Московском уезде церкви. М., 1905, с. 20-22.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории археологии и статистики московских церквей. М., 1887.
  • Г-в Ф. Воробьевы горы. - «Московские ведомости», 1888, № 59, с. 3-4; № 68, с. 3; № 79, с. 3-4; № 99, с. 3-4; № 103, с. 4; № 131, с. 3-4; № 132, с. 4.
  • Рукопись Александровского № 52, № 318.
  • Благовещенский И.Л. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1872.
  • Благовещенский И.Л. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874, с. 31.
  • Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах ХУ1-ХУШ столетий. Вып. 3. Загородская. десятина. М., 1886, с. 288-293.
  • Сборник «Святые места, чтимые православным русским народом». М., 1886.
  • Октябрь 25, 2008

    В начале этой недели, занесло меня по неким малозначительным делам на Воробьевы Горы (в советский период “Ленинские горы”), недалече от здания Университета.
    И памятуя, о находившимся там же Храме, не смог (как без этого) ни сделать несколько снимков. К тому же, всегда испытывал к этой церкви самые теплые чувства. Там какая-то невероятно добрая, теплая и светлая энергетика. И хоть внешне, это далеко не самый красивый Храм города Москвы, всё ж, именно этой небольшой серией снимков, решил начать давно задуманную серию «Храмы Москвы», которая является как-бы продолжением, более широкой серии «Храмы России»
    Еще два слова о «Троицкой церкви на Воробьевых горах»: Как я уже упомянул выше, я далеко не первый раз зашел в сей Храм. Последний раз, был года 4 назад (или может чуть больше), и там полным ходом шел ремонт, восстановление (про этот ремонт, почему-то не говори, ни один источник). Причем отрадно, что этими изменениями церковь не “осовременили”, как это часто бывает. Она стала еще лучше, сохранив свое тепло.

    Я по давно сложившемуся обычаю, не снимаю внутри действующих храмов (любой религии и конфессии), но иногда бывает неодолимое желание, унести с собой кусочек того чуда, которое видит глаз. Возле каждой иконы, можно стоять часами, любоваться, ощущать тепло, забыв о суете и мраке находящимся за стенами Храма.
    Конечно, немного удручает на входе/выходе Храма иконостас “новых святых” (патриарх, мер Лужков, премьер Путин” и др)… но спишем на смутное время “нулевых” годов. Время отсеет ненужную шелуху. А Храм (очень надеюсь) сохранит то тепло, которое дали светлые люди посещавшие его, создававшие его, служившие там. Те кто оставил частичку своего добра, тепла и света, впитавшегося в стены Троицкого храма.


    P.S. Очень притягательной показалась икона святого мученика, когда то служившего священником в этом храме, и расстрелянного в 37-м году - Священномученик Андрей (Воскресенский)
    Его икона находится в глубине храм, рядом с алтарем. Так же, на фасадной фреске Храма (можно посмотреть на фото в этой теме - 6 фотография). Что то особенное в этих глазах. Пытался понять, что они хотят сказать. Так и не смог прочесть. Ушел. До сих пор думаю.










    Посмотреть полностью (без сокращений) фотоальбом, так же можно на:

    Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - православный храм, расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы в муниципальном округе Раменки.

    Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Главный престол освящён в честь Живоначальной Троицы, приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве были перенесены антиниминсы и в главном алтаре (а ныне в трапезной) устроен приставной придел Агапия и Ионы, митрополита Московского.

    Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга Московского великого князя Василия I. Во множестве источников утверждается, что она купила его у попа Воробья, отсюда и название села. Но, например, в книге «История московских районов», говорится, что название села Воробьёво и соседнего села Семёновское происходит от имён сыновей владельцев этих мест - боярина Андрея Кобылы, у которого был сын Кирилл Вороба, и Фёдора Кобылы, у которого был сын Семён.

    Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Возможно, Троицкая церковь была летней резиденцией московских государей. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

    К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле классицизма, четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858-61 и в 1898.

    В Советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1924 году в Ленинские горы). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города - проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

    В 1964 и 1971 в церкви проводился внешний, в 1971-72 внутренний ремонт.

    Одна из сохранившихся и ныне действующих Троицких церквей притаилась на Воробьевых горах – она хорошо известна посетителям смотровой площадки перед Главным зданием МГУ и пассажирам, переезжающим Москву-реку по метромосту. Эта церквушка белеет на фоне густых крон Воробьевых гор, как на узорчатом ковре, особенно осенью, а в ясную погоду сверкают золотом ее маленькие главки – и такой крохотной она кажется рядом с исполином-университетом. Еще совсем недавно были предложения отдать этот храм Московскому университету под домовую церковь, - так пытались уберечь в стенах его собственной домовой церкви на Моховой студенческий театр МГУ. И никто не задумывался, как столь многочисленные прихожане смогли бы уместиться в стенах маленькой старой церкви на том же праздновании Татьяниного дня.

    Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.

    Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.

    А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования - прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.

    Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга - их первая «великая стройка».

    Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2 - 3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И.Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

    А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.

    Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.

    А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла - величественного здания Дворца Советов», - писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.

    Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х - начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.

    Священномученик Андрей родился 2 октября 1884 года. Его отец, протоиерей Владимир Андреевич Воскресенский, был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, находившегося на Смоленской площади в Москве. Он был членом благотворительного общества, учрежденного великой княгиней Елизаветой Федоровной. В июле 1923 года власти арестовали его за участие в собрании духовенства благочиния, целью которого было обсуждение вопросов, связанных с защитой арестованного Патриарха Тихона. Впоследствии дело было прекращено в связи с объявленной в августе 1923 года амнистией. В 1931 году протоиерея Владимира вновь арестовали; ему было тогда уже восемьдесят лет, и по дороге в ссылку он скончался.

    В 1898 году Андрей Владимирович окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году - Московскую Духовную семинарию. В том же году он поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1908 году со степенью кандидата богословия, и в 1909 году был назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую Духовную семинарию. Женился на Вере Сергеевне Булатовой.

    В 1912 году он был рукоположен в сан священника к московскому храму Успения Божией Матери, что в Казачьей, и состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском женском городском училище и в частной женской гимназии А. С. Стрелковой. В 1915 году отец Андрей был награжден набедренником, в 1917 году - скуфьей, в 1920 году - камилавкой, в 1923 году - наперсным крестом. Вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем. В это время при поддержке старосты храма он готовил публикацию по истории этого храма и жизни казачества в Москве, основанную на изучении церковного архива. Все материалы впоследствии погибли при закрытии церкви в 1930 году.

    Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом и делом. По первой же просьбе он шел исполнять требы, в любую погоду - и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми, и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпове в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец.

    Протоиерей Андрей был арестован властями 7 октября 1937 года по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов» и заключен в тюрьму города Коломны. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем эти показания были зачитаны отцу Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства. В конце концов, следователь на последнем допросе спросил:

    На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете?

    Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и все свидетельские показания отрицаю.

    17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

    Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

    © Игумен Дамаскин . “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия”.
    Тверь, Издательство “Булат”, т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

    Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

    Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах C.caramba2010 , CC BY-SA 3.0

    В 1937 году в связи с закрытием церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве антиминсы из приделов свят. Ионы и муч. Агапия были перенесены в храм святой Троицы на Воробьевых горах и в главном алтаре (а ныне в трапезной) устроен приставной престол свят. Ионы, митрополита Московского.

    История

    Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I.

    Село принадлежало потомкам московского боярина Юрия Воробьёва, который в 1352 году был отправлен великим князем Симеоном Гордым в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия, боярскому роду Воробьёвых, по имени которых и было названо село.


    Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

    Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм.

    Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.


    C.caramba2010 , CC BY-SA 3.0

    К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран.

    Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир - позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга: четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней.

    В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858 - 61 годах и в 1898 году.


    C.caramba2010 , CC BY-SA 3.0

    В советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1935 году в Ленинские горы).

    По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города - проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

    В 1964 и 1971 годах в церкви проводился внешний, в 1971-72 годах - внутренний ремонт.

    Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году, находясь в должности исполняющего обязанности Президента России он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году - на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

    Церковь Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве согласно Постановлению Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 и приказу Росохранкультуры от 28.12.2010 N 472.

    Как приятно для уха звучат названия Московское семихолмье, Лужниковская излучина, ставшая впоследствии Москвой-рекой. Воробьевы горы (или гора Сварожья, или Ворожейская) - один из 7-ми холмов, на которых раскинулась Москва.

    Возникновение храма на Воробьевых горах

    Здесь, на крутом обрыве Теплоостанкинской возвышенности, на самом удаленном от Кремля Московском холме расположился Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.

    Древнее село Воробьево, давшее название холму, в силу княжеских интриг меняло хозяев, как и местная церковь, первое упоминание о которой относятся к середине XV века. Затем, уже во второй половине 17-го века, на месте порознь существовавших к тому времени трех разобранных церквушек построили единый Троицкий храм.

    Здание, существующее сейчас, начало строиться в 1811 году, сохранив прежнее название, а старую церковь, в силу ее обветшалости, разобрали по приказу Екатерины.

    История храма

    Безусловен тот факт, что Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет свою историю. Именно в этом храме М. И. Кутузов возносил молитву перед всем известным По счастливой случайности во время захвата Москвы Наполеоном церковь не пострадала, в 1813 году закончилось ее полное возведение. Архитектор А. Витберг, автор проекта, разработал здание, выдержанное в стиле позднего классицизма - ампир. Однокупольное, с четырехугольным основанием и приделами, оно по фасаду было украшено колонами. Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет двухъярусную колокольню.

    Подновляемая в 1858 и в 1898 годах, после Октябрьской революции она, можно сказать, постоянно была под угрозой сноса - то что-то расширялось, что-то прокладывалось, что-то возводилось, и всегда нужна была территория храма. Но можно констатировать, что судьба у этого культового сооружения счастливая - уцелевшее в пожаре Москвы 1812 года, не снесенное в советское время, оно избежало запрета на колокольный звон, введенного на территории столицы. Очевидно, во всех этих случаях важную роль сыграла его удаленность от центра.

    Устройство храма

    Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет два придела, посвященных Сергию Радонежскому и Николаю Чудотворцу. К святыням этой церкви относятся две чтимые иконы Божьей Матери - «Страстная» и «Благодатное небо», а также несколько храмовых икон.

    В Москве несколько Троицких церквей и храмов, которые закладываются обычно в дни церковных праздников. Значит, любой храм Святой Живоначальной Троицы начинал стоиться на этот великий праздник - Троицу, или Пятидесятицу, один из двунадесятых церковных праздников. Одна их самых красивых и торжественных служб совершается именно в этот день. Этот праздник связан с зеленью, с победой весны над зимой. Может быть, поэтому кровли многих Троицких храмов выкрашены в зеленый цвет. Это очень красиво! В некоторых толкованиях его рассматривают как смесь синего и желтого. В этой связи он символизирует возрождение души через щедрость и добрые дела. Кроме того, это цвет Святого Иоанна Евангелиста. Его мантия часто бывает зеленого цвета.

    Своеобразие останкинского храма

    Московский тоже имеет цвета и тоже необычайно красив. Построенный в конце XVII века, он является вершиной творчества мастеров московского узорочья. Из названия видно, что этот стиль изобиловал декоративными элементами. Здесь было все - и композиции особой сложности, силуэт здания был, как правило, необычайно живописен, стиль отличали затейливые формы и большое количество декора. Мнения по возникновению узорочья разнятся, его упрекают даже в позаимствованном на Западе маньеризме. Характерный пример этого направления в русском зодчестве, храм в Останкине, существует уже около 300 лет - с того момента, когда взамен старой деревянной церкви при благословении Патриарха московского решено было возвести каменную Троицкую церковь. Село Осташково (ныне Останкино) являлось основным представительством в районе Москвы очень крупных землевладельцев - князей Черкасских. Основной резиденции - достойную домашнюю церковь! Мимо храма проходила Тверская дорога, ведущая в Троицко-Сергиеву Лавру, и вся знать, в том числе и венценосные особы, останавливалась у хозяев, посещала новый храм. Он имел три придела, центральный был посвящен, как и предыдущая церковь, Живоначальной Троице.

    Уникальный иконостас

    Иконостас храма, освященный одновременно с центральным приделом в 1692 году, уникален. Оформление его было необычайным для православных культовых сооружений, затейливым и изысканным, и очень напоминало орган. Расположение икон, их рамы, разные и не повторяющие друг друга ни в чем промежутки между ними, все было невиданным и вызывающим удивление и восхищение. Со временем хозяином Останкино становится Николай Шереметьев, который решился изменить внешний облик церкви и иконостас, добавив новых икон. Следующие изменения совершает уже его сын. Было еще несколько подновлений, в частности, перед приездом сюда четы Александра II. Но вот в 1875 году при очередной реставрации решено вернуть церкви первоначальный вид и убранство, а затем превратить ее в памятник русского зодчества.
    В годы советской власти храм не снесли, но основательно разграбили. С 1991 по 1996 годы идет поочередное освящение трех приделов церкви. Постепенно храму возвращается его изначальное назначение. Богослужения начались с 90-х годов предыдущего столетия. Основные святыни, хранящиеся здесь - Храмовая икона Ветхозаветной Троицы и

    Храм в Хорошево

    Не менее интересна судьба, постигшая храм Живоначальной Троицы в Хорошево, возведенный по велению Бориса Годунова в его имении в качестве домашней церкви в 1598 году. Автор, по предположению, Федор Конь. В XIX веке были достроены колокольня и трапезная. Украшают и делают его отличным от других храмов красиво украшенные кокошники под куполом. В XVII веке его несколько видоизменили - расширили окна и превратили паперть в галерею. Во времена СССР из него делали то колхозный клуб, то детскую консультацию, и даже закрасили однотонной краской главное украшение - кокошники. Но уже в 60-е годы XX века храм отреставрировали, вернув первоначальный вид, хотя кое-что восстановить не удалось (порталы). С 90-х годов возобновились богослужения, храм вернули верующим. Главной святыней храма является особо чтимая Грузинской, Круглый образ Чудотворца, Икона Божией Матери Казанской.

    Время проведения служб

    Расписание храма Троицы Живоначальной включает в себя подробное и четкое расписание богослужений, которые состоят из молитвословий и священордействий. То есть, должно указываться точное время оправления всех церковных обрядов и служб, потому что на вынос особо чтимых икон, например, иконы Божьей Матери Грузинской, люди съезжаются не только со всей округи, но и из других регионов.


    E-Mail: [email protected]
    Адрес: 119334, Москва, ул. Косыгина, д. 30 (м. «Воробьёвы горы», смотровая площадка).
    Расписание богослужения: http://www.hram-troicy.prihod.ru/raspisanie-bogoslujeniy

    Проезд :

    От метро Октябрьская, метро Киевская, троллейбусом № 7, до остановки «Университетская площадь».

    Социальная деятельность

    • Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
    • Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
    • Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
    • Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.

    Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

    Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
    1. Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
    2. Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
    3. Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
    4. Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
    Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

    Информация о храме

    Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.

    Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей - «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.

    Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858-61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпич­ной оградой конца XIX - начала XX в. с металлической решеткой.

    В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

    До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.

    Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х- начале 1950-х годов.

    Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела - в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.

    Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.

    Святыни: В храме находятся иконы XIX века — «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона - с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери - «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.

    Духовенство храма

    Настоятель - протоиерей Андрей Новиков

    Штатный клирик - протоиерей Константин Георгиевский

    Штатный клирик - протоиерей Геннадий Еременко

    Штатный клирик - иерей Сергий Зверев

    Прикомандированный клирик - диакон Антоний Гороховец