Церковь святой сусанны рим. Церковь санта сусанна в риме, италия. Церковь Санта Сусанна на фото

Сусанна приходилась племянницей Папе Римскому Гаю и родственницей императору Диоклетиану. Получив прекрасное домашнее воспитание, считалась очень образованной и умной девушкой. При своей внешней красоте отличалась твёрдой верой и горячей любовью к Иисусу Христу. Соблюдая целомудрие, Сусанна отказалась от предложенного ей замужества с приёмным сыном Диоклетиана - Галерием, впоследствии ставшим императором. Разгневанный таким поведением своей родственницы, Диоклетиан приказал обезглавить девушку. Как гласит легенда, Сусанна была казнена в доме своего отца, на месте которого вскоре построили небольшой молитвенный дом . Мужество и непоколебимая вера Сусанны поразили её родственников - все они также приняли христианство и были казнены.

В VIII веке по воле Папы Льва III молитвенный дом разрушили, а на его месте началось возведение базилики с тремя нефами. Во второй половине XV века при Папе Римском Сиксте было принято решение перестроить базилику в более маленькую по площади Церковь Санта-Сусанна, состоящую из одного нефа и двух боковых капелл.

Фасад Санта-Сусанна, выходящий на площадь Сан Бернардо, реализован в стиле барокко известным Карло Мадерна в первом десятилетии XVII века и признан одним из лучших образцов данного архитектурного направления. Внутреннее убранство церкви отличается роскошью и богатством декоративного оформления, особенностью которого являются великолепные росписи. Фрески XVI века, украшающие стены нефа, посвящены историям из жизни святой Сусанны. Роскошный кессонный потолок, выполненный из дерева, декорирован позолоченными элементами. В его центральной части можно увидеть объёмное изображение Богородицы. Полукруглая апсида украшена росписями, которые также посвящены житию Сусанны. Сцена её мученичества изображена в запрестольном образе, за главным алтарём.

В ходе археологических раскопок, проведённых под церковью, были обнаружены остатки античных сооружений, среди которых, как предполагают исследователи, находится часть средневековой базилики и руины античной виллы, где проживали родители Сусанны. На сегодняшний день найденные артефакты можно увидеть под стеклянным полом в помещении ризницы.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Контакты

Адрес: Via 20 Settembre, 14, 00187 Roma, Италия

Телефон: +39 06 4201 3734

Официальный сайт: www.santasusanna.it

Как добраться

Метро: станция Barberini, Repubblica (линия А)

Автобусы: остановка Largo Santa Susanna (№№ 61, 62, 85, 150F, 492, N1)

Достопримечательности Рима способны привести в восторг любого туриста. Этот город укутан пеленой таинственности и старины, а его многочисленные храмы заставляют задуматься о смысле бытия, напоминают о том, что вы попали в необычную часть света, в столицу, внутри которой расположено папское государство. Храмы остальной части Рима не менее интересны, чем те, которые находятся в .

Оказывается, что красивым названием Санта Сусанна может похвастаться не только Испания (там есть такой город), в Италии давно построена одноименная церковь. Она имеет долгую историю, симпатично смотрится снаружи и хранит в своих стенах работы известных мастеров.

Церковь Санта Сусанна в Риме — немного истории

Церковь Санта Сусанна (Santa Susanna alle terme di Diocleziano) возвели на том месте, где святая, именем которой назван храм, приняла мученическую смерть. Говорят, что Сусанна отказалась поклоняться Юпитеру и другим языческим божествам и не захотела выходить замуж за приемного сына императора Диоклетиана. За это около 290 года нашей эры ее приказали обезглавить.

В 294 году было принято решение построить небольшую церковь. Где-то между IV и VI веками простой зал с алтарем был перестроен в настоящую базилику. Она имела три нефа. Пространство разделяли два ряда колонн (по 12 в каждом). В это же время появились арки. Мозаики апсиды были добавлены в VIII веке. Папа Лев III (795-816) снова сделал один широкий неф. В 1475 году Сикст IV приказал начать масштабную реконструкцию, а в 1595 году кардинал Рустикуччи уменьшил размер базилики.

Нынешний фасад храма был спроектирован в 1603. Его творцом стал Карло Райнальди. На сегодняшний день эта часть экстерьера считается одним из самых ярких образцов барочной архитектуры. С 1922 года по разрешению Бенедиктом XV церковь стали посещать американские прихожане. С 1985 по 1993 год выходцы из США вынуждены были прекратить католические богослужения в стенах этого храма, но спустя 8 лет конфликт удалось сгладить. С 2013 года по сегодняшний день Санта Сусанна закрыта на реконструкцию.

Церковь Санта Сусанна — описание

Официальное название титулярной церкви Санта Сусанна — Santa Susanna alle Terme di Diocleziano . Ее здание состоит из двух ордеров, расположенных один над другим. Нижняя половина фасада барочного храма украшена двумя нишами со статуями работы Вальсода. Статуи верхней половины передней стены принадлежат Стефано Мадерно.

Интерьер церкви состоит из одного нефа . По обе стороны нефа можно увидеть шесть фресок , изображающих события из жизни римской мученицы Сусанны. Они были написаны художником Бальдассаре Кроче. Кроме того, там есть картина «Святая Фелицитата со своими семью детьми» работы Париса Ногари. Томмазо Лаурети нарисовал фреску «Усекновение главы Святой Сусанны», она расположена над главным алтарем.

Санта Сусанна в сравнении с другими храмами Рима кажется достаточно просторной и наполненной светом. В ее интерьере преобладают пастельные тона. Стиль фресок XVI века, расположенных внутри церкви — маньеризм — что-то среднее между Ренессансом, классицизмом и барокко.

Капеллу Сан-Джованни Баттиста (расположена слева) спроектировал Доменико Фонтана. Фрески, которые находятся в этой часовне, принадлежат Джованни Баттисту Поццо.

Большие статуи внутри храма (две по бокам и две в пресвитерии) были выполнены скульптором Антонио Парачеа.

Где находится церковь и как до нее добраться

Церковь Санта Сусанна расположена возле еще одного известного храма Рима, он носит название Santa Maria della Vittoria. Santa Susanna alle Terme di Diocleziano находится в районе Треви , на , по адресу : via XX Settembre, 15.

Как можно добраться до церкви :

  • Автобусы №№ 60, 61, 62, 175 и 492 останавливаются рядом с церковью на остановке Largo Santa Susanna, №№ 16, 60, 61, 62, 175, 492 и 910 – в квартале от Санта Сусанны на Via Venti Settembre, №№ 40, 60, 64 и 170 – в двух кварталах от храма на Via Nazionale. Добраться до храма также можно на одном из автобусов №№ 85, 150F, N1, N5, N12.
  • Рядом расположены станции метро Repubblica и Barberini (линия A). От пьяцца Республика можно прогуляться пешком. На это вы потратите всего несколько минут драгоценного времени туриста.

На данный момент объект закрыт на реконструкцию, и туристы могут увидеть лишь внешний облик католической святыни. Об открытии церкви можно будет узнать на официальном сайте : www.santasusanna.org.

До 2013 года вход в храм был свободным.

Время работы :

  • До закрытия церкви туда можно было попасть с понедельника по субботу с 9 утра до полудня и с 4 до 7 вечера .
  • По воскресеньям — с 8.30 утра до примерно 12.30 дня .
  • Месса на английском языке проходила с понедельника по субботу в 6 вечера и два раза в воскресенье утром: 9.00 и 10.30 .

При храме работает англоязычная библиотека . Она открыта:

  • в воскресенье с 10:00 до 12:30 ,
  • во вторник и в четверг с 10:00 до 13.00 ,
  • в среду с 15.00 до 18.00 ,
  • в пятницу с 13.00 до 16.00 .

Закрытие церкви не повлияло на режим работы библиотеки.

Церковь Санта Сусанна на фото

Ниже представлена подборка уникальных фотоматериалов. Фотографии храма Санта Сусанна дадут возможность рассмотреть внутреннее убранство католической святыни и ее внешний вид. Так вы сможете увидеть те детали, которые скрыты от глаз туристов в связи с вынужденным закрытием церкви.

Карло Мадерна (Carlo Maderno) (1556 г., Каполаго на озере Лугано, —1629 г., Рим) - итальянский архитектор начала XVII века, основатель стиля раннего барокко.

Обучался в мастерской своего родственника по материнской линии - Доменико Фонтаны. В 1576 г. Мадерна приехал в Рим, где начал работать каменщиком. Вместе со своим дядей Джованни он строил фонтаны и водопроводы. В частности, им выполнен фонтан на площади Святого Петра. Некоторое время Карло заканчивал постройки, начатые другими архитекторами, к примеру, палаццо Киджи (Palazzo Chigi) после Джакомо делла Порта.

Церковь Санта Сусанна (Chiesa di Santa Susanna)

Самостоятельное творчество архитектора впервые проявляется в работе над фасадом церкви Санта Сусанна, которая была закончена к 1605 году. При явном общем сходстве композиции с главным фасадом церкви Иль Джезу (церковь в Риме, построена архитектором Джакомо Виньолой, оказывала большое влияние на все последующие церковные постройки) внешний вид Санта Сусанна отличается более усиленной пластикой.


Церковь Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano). Ранний пример архитектуры барокко

Фасад разделен на два яруса. В нижнем ярусе архитектор использовал полуколонны, которые создают впечатление выступающего ряда колонн. Здесь Мадерной впервые была использована практика балюстрады над фронтоном портала. Она подчеркивает собой общую устремленность фасада вверх, создаваемую группировкой мощных вертикальных элементов. Мадерна продолжил строительство, начатое Дж. да Виньола. Мастер вернулся к концепции, в которой фасад должен был быть простым, но в то же время доминирующим в здании. Архитектор использует декоративные элементы и скульптуру для создания лаконичных и простых, но рождающих богатые эмоции, форм.

Второе произведение - церковь Санта Мариа делла Витториа, - возведена Карлом Мадерной в 1605 г. Но тут мастеру принадлежит лишь величественный интерьер (несмотря на небольшие размеры здания). Фасад завершил к 1620 г. архитектор Дж. Б. Сориа, оставив лишь общий вид строения и введенную Карлом Мадерной венчающую балюстраду.

Церковь Санта Мариа делла Витториа (Santa Maria della Vittoria). Стала известной благодаря подчёркнуто театрализованному убранству капеллы Корнаро

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Мадерне также принадлежала решающая роль на финальном этапе строительства собора Святого Петра, для возведения которого потребовалось около ста лет. Он преобразил вид центрального плана собора из «греческого» в «латинский крест» с часовней и длинным нефом. В конечном счете, Мадерна построил фасад, ставший затем центральным акцентом собора, где и разместили позже Ложу Благословения для Папы. Архитектор планировал по краям фасада поместить колокольни, но его замысел нарушили дефекты в фундаменте здания.


Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro in Vaticano) — католический собор, центральное и самое крупное сооружение Ватикана

Культовое зодчество

В области культового зодчества Карлу Мадерне принадлежат еще два произведения: им возведены купола церквей - Сан Джованни деи Фиорентини и Сан Андреа делла Балле (строительство начато Оливьери, фасад закончен Райнальди к 1664 году). Однако к общей композиции этих церквей архитектор не имел никакого отношения. Характер творчества Карла Мадерна как зодчего, подготовившего почву к расцвету римского барокко, ярко проявился в его последнем творении - палаццо Барберини (Palazzo Barberini).


Наиболее известные архитектурные работы Карло Мадерна:

1. Палаццо Маттеи-ди-Джове (Рим, 1598 - 1617 г.).

2. Фасад церкви Санта Сусанна (Chiesa di Santa Susanna , Рим, 1605 г.).

3. Церковь Санта Мариа делла Витториа (Santa Maria della Vittoria, Рим, 1605 г.).

Санта Сусанна (Santa Susanna ) , будучи в начале 17 века монастырской титулярной церковью, в настоящее время является национальной церковью США. Она посвящена Святой Сусанне и ее полное название - Санта Сусанна алле Терме ди Диоклециано (Santa Susanna alle Terme di Diocleziano ).

Первое христианское молельное место появилось здесь в конце 3 века и представляло собой частный дом, в котором собиралась община. Христиане этого периода воздерживались от каких-либо декоративных элементов идентификации со своей религией, что затрудняет определение таких домов. Однако, в 19 веке под существующей церковью было раскопано здание того времени, и его стены соответствуют стенам церкви.

По одной традиции здесь находился титулус (titulus ) П апы Римского Гая (283 - 296 гг). Титулусы (tituli ) были первыми приходскими церквями в Риме, и титулус Гая был перечислен в синоде 499 года (хотя нет уверенности, что этот Гай и Папа Римский - одно лицо). По другой традиции титулус Гая располагался под (больше не существующей) церковью Сан Гайо, находившейся поблизости.


Святая Сусанна. Фото: © José Luiz Bernardes Ribeiro

Мартиролог Иеронима конца 6 века сообщает: « Romae, ad duas domos iuxta dioclecianas, natale Sce. Susanne » (В Риме, в этих двух зданиях около [ бань ] Диоклетиана, мученичество Святой С ус анны ). Название намекает на то, что оригинальный храм был создан из двух частных домов, и что С ус анна, возможно, была руководителем или покровителем общины.

О днако, традиция уверяет, что она была римской девственной мученицей. Легенда об этом была написана для нее в 6 веке. В этой романтической беллетристике Гай упоминается как ее дядя, а отцом назван Габинус. Возможно, это имена реальных домовладельцев. Церковь в легенде названа местом мученичества С ус анны и с тех пор стала центром ее почитания.

Первое упоминание о титулусе Санта Сусанна встречается в синоде 595 года, где титулус Гая уже не отмечен. Это, вроде бы, подтверждает их идентичность, но нельзя отрицать и возможность существования двух отдельных титулусов.

Опять же по традиции (документально не подтвержденной), первая базилика была построена на этом месте в 330 году при императоре Константине. Либер Понтификалис упоминает о том, что папа Серги й I (687 -701 гг) украсил ее, а папа Адриан I (772 – 795 гг) восстановил.

При папе Льве III (795 - 816 гг) церковь уже восстановили полностью. Раньше считалось, что это была простая реставрация, но недавние археологические исследования доказали иное. Результатом работ стала Т-образная базилика с трансептом и нефом с боковыми галереями с 12 колоннами в каждой. Над этими галереями располагались галереи для женщин, а позади алтаря находилась апсида. Раковина апсиды была украшена мозаикой, показывающей Папу с императором Карлом Великим. Ореолы вокруг Папы и императора - квадратные, говорящие о том, что к моменту завершения работы они были еще живы.

Папа перенес сюда реликвии Фелицаты Римской , которые до этого находились в ее бывшей базилике над катакомбами Массимо. В святилище находится фреска с ее изображением.

После 8 века Рим покинул свои холмы, превратившиеся, главным образом, в виноградники. Церковь Санта Сусанна была единственным оригинальным зданием, оставшимся на , но расположенным настолько изолированно, что посещение ее стало опасным из-за разбойников. Она упоминалась в Туринском каталоге 1320 года как титулярная церковь для пресвитерианского кардинала, в которой служили шесть священников. Почти наверняка они там не жили. При папе Сиксте IV (1471 - 1484 гг) была проведена очередная реконструкция. Церковь серьезно сократили, уничтожив боковые галереи.

В 1587 году папа Сикст V передал церковь и соседнее здание новой цистерианской общине монахинь , основанной год назад Братством Святого Бернарда. Для нее церковь снова была перестроена между 1593 и 1603 годами. Архитектором выступил Карло Мадерно и это сделало его карьеру. А результатом его работы стало то здание, которое мы видим сейчас. Монастырь оказался так успешен, что смог основать дочернюю коммуну в Непи в 1618 году.


Монахини были изгнаны французами при Наполеоне в 1811 - 1814 годах. После 1870 года они были повторно лишены собственности итальянским правительством. Им была оставлена лишь небольшая часть монастыря.

В 1921 году папа Бенедикт XV разрешил открыть церковь Санта Сусанна в качестве национальной церкви США. Пасторскую ответственность получило основанное в Нью Йорке Миссионерское Общество Святого Павла, Апостола , или Отцы-Паулисты .

В 1924 году кардинал Оресто Джиорджи открыл тяжбу против правительства, утверждая, что изначально церковь и монастырь принадлежали кардиналам, а не монашеской общине и, следовательно, их конфискация была незаконной. Тяжба закончилась успешно и в 1968 году собственность была полностью передана монахиням кардиналом Ричардом Кушингом.

Община цистерианских монахинь в монастыре при церкви была совсем немногочисленна и в 2015 году сократилась до одного человека - синьоры Марии Ассунты Каппиотти.

Совместное пользование церковью монахинями и Отцами-Паулистами оказалось не лучшей идеей. Жалобы относительно шумной и активной деятельности последних начались в конце 20 века. Серьезный разрыв отношений произошел, когда церковь была закрыта из-за покосившегося потолка и неисправности электропроводки. Паулисты отказались освобождать свое жилье, примыкавшее к закрытой церкви, но в 1989 году были изгнаны монахинями, фактически владевшими собственностью.

В 1993 году, когда церковь была открыта и Паулисты решили возобновить свою деятельность, потребовалось личное вмешательство папы Иоанна Павла II, чтобы добиться соглашения о запрете американцам входа в монастырь и разделения ризницы. Совместное пользование церковью так же было разделено по времени.

Следующая серьезная реставрация здания была анонсирована в 2013 году, после чего церковь снова закрыли. И нет никаких предположений о ее скором открытии.

Здание церкви Санта Сусанна - короткое по длине, с двумя большими боковыми часовнями, обрамленными триумфальными арками, и почти квадратным святилищем с полукруглой апсидой. Трансепт отсутствует. За апсидой расположены хоры монахинь, отдельное, хотя и соединенное с церковью здание, находящееся, правда, не на основной оси церкви. Слева от апсиды находится колокольня с большими арочными отверстиями на каждой стороне, увенчанная низким луковицеобразным куполом. С улицы ее практически не видно.


Фасад в стиле раннего барокко, как уже говорилось, создан Карло Мадерно в 1603 году (за пять лет до начала его работы над фасадом Собора Святого Петра в Ватикане) и считается его шедевром. Фасад имеет два яруса с пятью вертикальными зонами на нижнем и тремя на верхнем.

Нижний ярус содержит шесть коринфских колонн, а его углы отмечены парой коринфских пилястр. Колонны и пилястры поддерживают антаблемент с надписью на бордюре: HIER EPIS PORT CARD RUSTICUCIUS PAPAE VICAR AD MDCIII (Иероним Рустикуччи, Кардинал, Епископ Порто и Папский Викарий, 1603 г от РХ). Это благодарность кардиналу, наблюдавшему за началом строительства, хотя и умершему еще до возведения фасада, в 1597 году.

Большой вход имеет декорированную дверную коробку с сегментированным фронтоном, украшенным головой крылатого херувима. Над антаблементом расположен второй, треугольный фронтон. С обеих сторон от входа находится пара статуй в арочных нишах со своими треугольными фронтонами, Святая Сусанна слева и Святая Фелицата Римская справа. Возможно, хотя точно не известно, это работа Стефано Мадерно, брата Карло.

Верхний ярус оформлен шестью сложными пилястрами, соответствующими колоннам нижнего. Они поддерживают антаблемент с огромным треугольным фронтоном, украшенным гербом и, что необычно, имеющим балюстраду. В центре яруса расположен балкон, также имеющий балюстраду. Арка балкона создана парой ионических колонн, поддерживающих сегментированный фронтон, и украшена изображением восходящего солнца.

На этом ярусе расположена другая пара статуй, изображающих Святых Гая и Генезиуса работы Джованни Антонио Параччи. Их ниши богато украшены венками и головами херувимов. Интересной деталью являются маленькие треугольные фронтоны, вставленные в разрывы бо льших.

В целом, фасад служит прекрасным ранним примером полностью оформившегося стиля Барокко, демонстрируя завершение перехода к нему от Ренессанса и Маньеризма.

Оформление интерьера Санта Сусанна также принадлежит Карло Мадерно и выполнено в ярком стиле позднего Маньеризма. Все стены церкви покрыты фресками и являют собой огромный контраст с баро чной работой Мадерно в соседней Санта Мария делла Витториа.


В нефе есть четыре дорические пилястры, поддерживающие статуи на постаментах. Статуи изображают главных пророков - Исайю, Иеремию, Езекиля и Даниэля. Они созданы Джованни Антонио Параччи. Шесть картин с ветхозаветной Сусанной на стенах написаны Бальдассаре Кроче. Согласно легенде, Сусанна была еврейкой, ложно обвиненной в нечистоте крови и спасенной пророком Даниэлем. Плоский деревянный потолок также приписывается работе Бальдассаре Кроче. Он искусно вырезан и позолочен и изображает Богоматерь с гербом Рустикуччи.

Алтарь приподнят над криптой, вход в которую защищен D- образной балюстрадой. Фрески апсиды работы Чезаре Неббиа изображают сцены из легендарной жизни Святой Сусанны. Слева к ней обращается Максимиан, сын императора Диоклетиана. Справа она отказывается поклоняться идолам. Четыре панели показывают ее Апофеоз - Сусанна в середине, ангелы по краям и Христос, держащий корону, ждет наверху.

Позолоченная лепнина - гирлянды, фрукты, завитки, херувимы - работа Маттео Цокколини. В пилястрах арки апсиды установлены две статуи Святых Петра и Павла работы Параччи.

Алтарь обрамляют две ионические колонны из зеленого мрамора, несущие на себе разделенный треугольный фронтон с ангелами, держащими крест. Алтарный образ работы Томмазо Лаурети изображает Обезглавливание Святой С ус анны . Ниже образа находится решетка, предназначенная для того, чтобы монахини могли присоединиться к мессе, проходящей у алтаря.

На левой стене пресбитерия находится большая фреска с изображением Мученичества Святого Габиниуса работы Кроче. На правой - с изображением Мученичества Святой Фелицаты и ее Семи Сыновей работы Париса Ногари.

С левой стороны нефа расположена часовня Святого Лаврентия, известная так же, как часовня Перетти. Она была спроектирована архитектором Доменико Фонтана и расписана фресками Джованни Баттистой Поццо. Алтарный образ работы Неббия изображает Мученичество Святого Лаврентия .

Слева в часовне хранятся реликвии Святого Генезиуса Арльского, известного так же как Генезиус Комедиант, который был замучен и является святым покровителем актеров. Картина Крещение Святого Генезиуса принадлежит Кроче.

Справа - мощи папы римского Элевтерия (175 - 189 гг). Его тело было перенесено из Сан Джованни делла Пинья Камиллой Перетти, сестрой папы Сикста V, в 1591 году. Изображающая его фреска выполнена Поццо. Она показывает Элевтерия, протащенного лошадьми и сжигаемого на решетке, и наблюдающего за этим императора Коммода.

Мощи Фелицаты и одного из ее семи сыновей так же хранятся здесь, под алтарем. Они были перенесены сюда из катакомб Массимо папой Львом III , когда он перестроил церковь.

С правой стороны нефа располагается часовня Богоматери Милосердной. Две современные фрески изображают святых Бенедикта и Бернарда, покровителей ордена цистерианцев. Они заменили две картины Аванцино Нуччи, перенесенные в хоры. Алтарный образ - одна из нескольких копий древнего оригинала, находившегося в Санта Мария делла Консолационе и украденного оттуда.

Хоры монахинь, построенные в 1597 году, находятся позади главного алтаря. Это прямоугольная комната с плоским деревянным потолком с гербом кардинала Рустикуччи. Хоры были устроены папой Пием V и считаются лучшими из сохранившихся в Риме. Настенные фрески Франческо Меццетти изображают сцены из В етхого З авета. Кроме них здесь находятся четыре работы Нуччи с изображени ями святых Бенедикта, Бернарда, С ус анны и Схоластики.

В 1991 году при раскопках, проводившихся под ризницей, был обнаружен саркофаг 2 века с человеческим скелетом, на котором находились аккуратно уложенные слои живописной фрески. Стиль фрески позволяет отнести ее к 8 веку, что означает помещение ее на скелет во время реставрации при папе Адриане I. Почему это было сделано, остается загадкой. До закрытия церкви на ремонт фреску можно было увидеть в ризнице. Будет ли она доступна после открытия церкви, неизвестно. Это полностью зависит от живущей здесь монахини.

Фреска - пятиугольная. На ней изображена Мадонна с Младенцем между двумя женщинами, идентифицированными как святые Агата и Сусанна. По углам - святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Между двумя цитатами из Евангелий на латыни - Агнец Божий. Фрагменты других святых также были отреставрированы. Место раскопок с саркофагом оставлено открытым и защищено стеклянным полом.

Как уже упоминалось, сейчас Санта Сюзанна закрыта для посещения. До этого она была открыта с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00. Экскурсии начинались с 10:30.

Санта-Сусанна

Санта-Сусанна (итал. Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano) - титулярная церковь на Квиринале в Риме, напротив Санта-Мария-делла-Виттория.

Санта-Сусанна является национальной церковью католиков США. Воздвигнута рядом с местом мученичества Святой Сусанны и является результатом нескольких перестроек. Последняя по времени перестройка проводилась под руководством Карло Мадерна, в 1603 г. Во многих пособиях по истории искусств Санта-Сусанна упоминается как первый в истории пример архитектуры барокко. Фасад церкви - первый пример распространившихся в XVII веке фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом, ордерами.

Титулярная церковь

Церковь Санта-Сусанна является титулярной церковью с титулом церкви Санта-Сусанна. В разное время её настоятелями были:

    Asello (494-?); Rustico (590-?); Конон (683?-686); Сергий I (686?-687); Giovanni (745- до 761); Leonzio (761- до 795); Лев III (795); Лев IV (914-928); Giovanni (964- до 1012); Giovanni (до 1012- до 1033); Giovanni (1033- до 1062); Pietro (1062- до 1091); Рангиер (1091-1096); Gezo (1106- около 1112); Пьетро Герардеска (1117-1130); Stanzio (1130-1133); Иордан Санта-Сусанна (1145-1165); Ermanno, detto il Maestro (1165 или 1166- около 1170); Лесбио Грасси (1170-1173); Пьетро де Боно, Can. Reg. (1173-1187); Алессио (1188-1189); Gianfelice (1190-1194); Benedetto (1201-1212); Альдобрандино Каэтани (1219-1221); Geoffroy Barbeau (de Barro) (1281-1287); Бенедетто Каэтани, апостольский администратор (1288-1294); Pierre d"Arrablay (Arabloy) (1316-1328); Andrea Ghini Malpighi (Malpigli) (1342-1343); Pierre Bertrand (1344-1361); Filippo Ruffini (Gezza), O. P. (1378-1380/1384); Francesco Carbone, O. Cist. (1384-1392); Pierre de Thury (1385-1410), псевдокардинал антипап Климента VII Бенедикта XIII и Александра V; Antonio Panciera (1411-1431); Вакантно (1431-1440); Louis de La Palud de Varembon, O. S.B. (1440-1449), псевдокардинал антипапы Феликса V Томмазо Парентучелли (1446-1447); Filippo Calandrini (1448-1451); Alessandro Oliva Sassoferrato, O. E.S. A. (1460-1463); Вакантно (1463-1467); Jean la Balue (1467-1483); Лоренцо Чибо де Мари (1489-1491); Juan de Borja Llancol de Romani (1492-1503); Francesco Soderini (1503-1508); Leonardo della Rovere Grosso (1508-1517); Raffaele Petrucci (1517-1522); Вакантно (1522-1528); Antonio Sanseverino, O. S.Io. Hier. (1528-1530); Garcia de Loaysa y Mendoza, O. P. (1530-1546); Georges II d"Amboise (1546-1550); Jacques d"Annebaut (1550-1557); Вакантно (1557-1561); Girolamo Seripando, O. S.A. (1561-1563); Francisco Pacheco de Toledo (1564-1565); Bernardo Navagero (1565); Francesco Alciati(1565-1569); Girolamo Rusticucci (1570-1597); Anne d"Escars de Giury, O. S.B. (1604-1612); Gaspar Borja y Velasco (1612-1616); Scipione Cobelluzzi (1616-1626); Giulio Cesare Sacchetti (1626-1652); Giambattista Spada (1654-1659); Pietro Sforza Pallavicino, S. I. (1659-1660); Carlo Carafa (1665-1675); Bernhard Gustave von Baden-Durlach, O. S.B. (1676-1677); Вакантно (1677-1686); Marco Antonio Barbarigo (1686-1697); Daniello Marco Delfino (1700-1704); Лоренцо Корсини (1706-1720); Jose Pereira de Lacerda (1721-1738); Вакантно (1738-1747); Raniero Felice Simonetti (1747-1749); Вакантно (1749-1756); Luca Melchiore Tempi (1756-1757); Ludovico Valenti (1759-1762); Вакантно (1762-1802); Carlo Crivelli (1802-1818); Вакантно (1818-1835); Giuseppe della Porta Rodiani (1835-1841); Ignazio Giovanni Cadolini (1843-1850); Вакантно (1850-1856); Alessandro Barnabo (1856-1874); Bartolomeo d"Avanzo (1876-1884); Фрэнсис Патрик Моран (1885-1911); Франсуа-Виржиль Дюбийар (1911-1914); Джорджо Гузмини (1915-1921); Джоанни Винченцо Бонцано (1924-1927); Алексис-Анри-Мари Леписье, O. M.I. (1927-1936); Артур Хинсли (1937-1943); Эдуард Алоизиус Муни (1946-1958); Ричард Джеймс Кушинг (1958-1970); Умберто Сужа Медейрош (1973-1983); Бернард Лоу (25 мая 1985-).