Базилика санта мария делла салюте. Собор санта-мария-делла-салюте в венеции. Феста делла Салюте – праздник в честь Святой Девы Марии

Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) – одна из наиболее значительных и красивых церквей в (Venezia). Она расположена на юге Венеции в историческом квартале Дорсодуро (Dorsoduro), на (Canal Grande) против (Palazzo Ducale).

Собор появился в XVII веке, в это время территория Италии была охвачена эпидемией чумы, во время которой погибла третья часть населения Венеции. По преданию, Совет города объявил, что будет возведена церковь в честь Святой Девы Марии, если она остановит болезнь. И эпидемия была остановлена горячими молитвами жителей города Деве Марии, а Совету пришлось сдержать сделанное прилюдно обещание, объявив конкурс среди архитекторов.

Победителем был признан молодой неизвестный архитектор Бальдассаре Лонгена (Baldassarre Longhena). Церковь строилась с 1630 года на народные средства 50 с лишним лет. Создатель церкви не увидел церковь завершенной.

Торжественное открытие состоялось в 1681 году , церковь освятили в честь Святой Девы Марии, принесшей венецианцам избавление от смертельной болезни («Салюте» в названии церкви значит «исцеление»).

Особенности

Здание Санта-Мария-делла-Салюте было решено поставить на мощные сваи из дерева, установленные на Гранд Канале. Потребовался миллион таких бревен, которые вбивали в дно канала вплотную друг к другу так, чтобы образовалась площадка-платформа. Это был дорогостоящий, трудоемкий и длительный процесс, так как грунт проседал и сложно было добиться монолитности платформы для строительства.

На образовавшейся деревянной площадке-фундаменте установили базилику из кирпича в форме восьмиугольника, покрытую снаружи напылением из мраморной крошки.

Центральный белоснежный купол Санта-Мария-делла-Салюте имеет форму полусферы, он установлен на барабан с 15 гранями с большими окнами, снаружи украшенными арками. Над алтарной частью установлен еще один маленький купол такой же формы.

И снаружи, и внутри церковь выдержана в стилистических канонах барокко.

Фасадная часть богато декорирована:

  • Колоннами;
  • Барельефами;
  • Скульптурными композициями;
  • Пилястрами.

Необычная форма центрального входа ассоциировалась с триумфальной аркой, установленной в честь победы над эпидемией.


Внутренне убранство отличается богатством и изысканностью:

  • Просторная восьмиугольная центральная часть оформлена с помощью арочных перекрытий и колонн, устремляющихся вверх и переходящих в пилястры;
  • 6 капелл, украшенных скульптурными композициями и живописными полотнами, в боковых нишах (5 капелл во славу Богоматери, одна – во славу Святого Антония из );
  • Напольное мраморное покрытие создает оригинальный геометрический рисунок;
  • Над верующими возносится шестидесятиметровый купол.

Украшение интерьера собора – полотна знаменитых художников :

  • «Вознесение», «Рождество», «Введение Девы Марии во храм» Луки Джордано (Luca Giordano);
  • «Брак в Кане» Тинторетто (Tintoretto известного как Якопо Робусти (Jacopo Robusti),);
  • «Апостол Марк на троне», «Каин и Авель», «Сошествие Святого Духа», «Жертвоприношение Авраама» «Давид и Голиаф» Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio).

Алтарная часть

В главной алтарной нише установлена скульптура Бальдассаре Лонгена, изображающая Деву Марию с младенцем на руках.

Над алтарной частью – икона «Мать-целительница», доставленная из собора Святого Тита с острова Крит, выполненная в греко-византийских традициях.

С правой стороны от алтаря – композиция, представляющая Богоматерь , прогоняющую чудовищную старуху-чуму из Венеции.

С левой стороны – аллегорическая скульптура, символизирующая Венецию.

Традиции

Каждый год 21 ноября, в день католического праздника в честь введения во храм пресвятой Богородицы, проходит торжественное богослужение в память об чуде прекращения эпидемии чумы, а в городе организуется празднование.

Центральное событие этого венецианского праздника – устройство оригинальной переправы из гондол между Дворцом Дожей и базиликой. По стоящим плотно друг к другу гондолам каждый может перейти от Дворца к Санта-Мария-делла-Салюте на праздничную мессу.

Как попасть

Церковь открыта для посещений в любой день недели с 9:00 до 12:00 и с 15:00 до 17:00 часов, а 21 ноября Санта-Мария-делла-Салюте работает без перерыва до 23:00.

  • Церковь можно увидеть во время обзорной – искренне рекомендуем.

До базилики по Гранд-каналу от ходит водный трамвайчик № 1.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Санта-Мария-делла-Салюте (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Санта-Мария-делла-Салюте имеет важное значение, пожалуй, для всех жителей Венеции. Туристам он будет интересен не только богатым убранством, но и историей своего создания.

21 ноября в соборе Санта-Мария-делла-Салюте проходит служба в память об избавлении от чумы. Жители Венеции отмечают в этот день праздник Феста делла Салюте. Вы сможете увидеть понтонный мост, который раз в году устанавливают от Дворца дожей до собора Санта-Мария-делла-Салюте.

Санта-Мария-делла-Салюте был возведен в знак благодарности Богу за чудесное избавление Венеции от чумы. В 1630-31 годах в городе свирепствовала страшная болезнь, унесшая жизнь около 100 тысяч людей. Во время эпидемии умерла почти треть всего населения Венеции. Когда болезнь отступила, власти приняли решение о постройке нового храма в честь спасения города. Дож Николо Контарини одобрил проект собора 26-летнего архитектора Бальтазара Лонгена, и строительство Санта-Мария-делла-Салюте началось. Однако дело затянулось - храм был готов лишь спустя 50 лет. Освящение собора Санта-Мария-делла-Салюте проходило уже после смерти зодчего. Стоит отметить, что возведение здания в городе на воде оказалось весьма непростой задачей. Так, например, для закладки фундамента рабочим потребовалось более миллиона деревянных балок. Почти 100 тысяч таких балок было забито в дно Гранд-канала в качестве свай.

Санта-Мария-делла-Салюте располагается на главной венецианской улице - Гранд-канале, прямо напротив знаменитого Дворца дожей. Так что мимо него вы точно не пройдете.

Внешнее и внутреннее убранство церкви очень красивое и богатое. Здесь множество мраморных статуй, икон и мозаик. Не забудьте обратить внимание на центральный алтарь, на котором расположена икона Мадонны делла Салюте, или Богоматери-целительницы. Эта реликвия была привезена с греческого острова Крит. Даже пол храма заслуживает особого внимания - он выполнен из мраморных плит и выложен кругами. Кроме всего прочего, собор Санта-Мария-делла-Салюте украшен картинами итальянских художников. Здесь можно увидеть работы Тициана, Тинторетто, Джордано.

Если вы планируете свою поездку в Венецию осенью, то имейте в виду, что 21 ноября в соборе Санта-Мария-делла-Салюте проходит служба в память об избавлении от чумы. Жители города отмечают в этот день праздник Феста делла Салюте. Вы сможете увидеть понтонный мост, который раз в году устанавливают от Дворца дожей до собора Санта-Мария-делла-Салюте.

Из всех церквей Венеции именно Санта-Мария-делла-Салюте считается самой романтичной и самой знаковой для горожан. Невероятной красоты храм, расположенный напротив Дворца Дожей, обязан своему появлению эпидемии чумы, разразившейся в середине XVII века.

История строительства

Середина XVII века стала для Венеции черным периодом в истории города: в то время в городе (да и во всей Италии) свирепствовала чума, унося ежедневно десятки и сотни жизней. Почти треть от всего населения Венеции стала жертвой страшной болезни . И тогда представители городского Совета призвали горожан помолиться святой Деве Марии, при этом прилюдно пообещав построить церковь в ее честь в случае благополучного исхода.

Чудо свершилось или нет, но эпидемия пошла на спад, болезнь отступила от города, и жизнь стала постепенно возвращаться в прежнее русло.

Власти сдержали свое обещание. Среди архитекторов был объявлен конкурс на самый лучший проект церкви. Победил проект малоизвестного 26-летнего мастера Бальтазара Лонгена . Деньги на строительство церкви собирала вся Венеция – не было в городе ни одной семьи, которой бы не коснулась в то время «черная смерть».

Строительство храма началось в 1631 году и длилось немногим более 50 лет . Задумка Бальтазара состояла в том, что основное здание стояло на платформе из деревянных свай, вбитых в дно Большого канала. Для одной только платформы их потребовалось более 100 тысяч, так как оседающий грунт мешал нормальному течению строительства.

В результате на сооружение платформы ушло гораздо больше времени, чем предполагалось изначально. Всего было использовано при строительстве более миллиона деревянных балок .

Само здание церкви построено из кирпича, а сверху нанесена мраморная пыль. Храм имеет восьмиугольную форму, этот восьмигранник увенчан куполом в форме полусферы. Чуть меньший купол расположен над алтарем. Фасад церкви украшен колоннами, барельефами, пилястрами и скульптурами архангелов. Вход в собор напоминает триумфальную арку , будто являясь символом победы над чумой.

Создатель сего великолепия немного не дожил до завершения строительства, и церемония освящения проходила уже без него. Название церкви дали – Санта-Мария делла Салюте. «Салюте» в переводе с итальянского означает «здоровье, спасение» , тем самым указывая на то, что названа в честь великого избавления от нашествия на город чумы.

Ежегодно, а именно 21 ноября, в Венеции проходит праздник «Феста делла Салюте» , который устраивается в честь избавления города от «черной смерти», а в соборе служат торжественную мессу. Все гондолы собираются перед церковью, образуя своеобразную переправу. Между Дворцом Дожей и собором сооружается временный понтонный мост, по которому все желающие могут перебраться к собору.

Перед ступеньками у центрального входа в собор находится небольшая площадка, и если повернуться спиной к собору – откроется замечательный обзорный вид на Дворец Дожей ().

Внутреннее убранство

Внутри храм не так щедро украшен, как снаружи. Этим собор Санта-Мария делла Салюте отличается от многих церквей той эпохи , построенных в стиле барокко.

Первое, что бросается в глаза при входе в помещение, – это огромное внутреннее пространство. Центральный октагон (восьмиугольник) окружен арками и колоннами, которые переходят в пилястры. По периметру расположены 6 капелл . Высота купола составляет около 60 метров. Пол также заслуживает внимания – выложен из мрамора в форме концентрических кругов.

Центральный алтарь содержит изображение Девы Марии с младенцем, и это изображение является творением первого архитектора – Бальтазара Лонгена. Над алтарем – икона в греко-византийском стиле, специально привезенная из церкви Святого Тита на острове Крит, «Мадонна дела Салюте» (мать-целительница).

Справа от центрального алтаря почетное место заняла скульптурная группа, изображающая Деву Марию, изгоняющую «черную смерть» из города. Чума изображена в виде грязной старухи.

Собор украшен картинами, принадлежащими кисти великих итальянских мастеров – Тинторетто («Брак в Кане»), Джордано («Вознесение», «Введение Девы Марии во храм»), Пьетро Либери, Тициана «Давид и Голиаф»), Рембрандта («Жертвоприношение Авраама»).

В 2010 году в церкви произошел пожар, в результате чего была повреждена картина «Давид и Голиаф» — она оказалась залитой водой в процессе тушения. Сейчас ведутся реставрационные работы, и скоро картина будет вновь водворена на свое законное место над алтарем.

Вы уже знаете, каким способом добираться до города? Ознакомьтесь с подробной информацией об

История собора

Правительство Венецианской Республики делало все, чтобы ужасной эпидемии 1630-31 годов не повторилось. Одним из средств профилактики стало строительство грандиозной барочной церкви в южном районе города – Дорсудоро. Проект заказали начинающему архитектору Бальдассаре Лонгена. До этого в его активе была только модернизация древнего романского храма Санта-Мария-Ассунта в Кьодже, пригороде Венеции . Работы над новой церковью продолжались 50 лет, в течение всей жизни мастера. Параллельно он воздвиг в городе около двух десятков роскошных палаццо и церквей, но храм Санта-Мария-делла-Салюте остался вершиной его творчества. Зодчий успел увидеть завершение строительства, но освящение собора прошло уже после его смерти, в 1687 году. Позднее к церкви пристроили здание семинарии, в которой и сегодня получают образование католические священники.

Наши дни: последствия грандиозного пожара


События, едва не обернувшиеся катастрофой, произошли совсем недавно, в 2010 году. Пожар вспыхнул в семинарии. Чтобы огонь не перекинулся на историческое здание, пожарным пришлось вылить тонны воды. Во время спасательных работ влагой были повреждены три полотна Тициана, украшавшие плафон собора: серьезнее всего «Давид и Голиаф», не столь сильно – «Авраам и Исаак», «Каин и Авель». Реставраторам стоило немалого труда восстановить изображения, но претензий к пожарным у искусствоведов нет – благодаря слаженным действиям спасателей архитектурный облик Санта-Мария-делла-Салюте остался в неприкосновенности.

Архитектурные особенности здания

Прямо от причала по широкой лестнице венецианцы и гости города поднимаются к оформленному в виде триумфальной арки главному входу в восьмигранный храм. Над его фронтоном установлены статуи Девы Марии с младенцем Христом на руках, Иоанна Предтечи и архангела Михаила. На карнизах расположились фигуры ветхозаветных царей и пророков. Более скромные имитации триумфальных арок выстроены по оставшимся сторонам восьмигранника. Санта-Мария-делла-Салюте увенчана куполом высотой в 60 м с фигурой Богоматери на вершине. Над алтарем возведен второй купол, уменьшенная копия главного.



Занимательные факты

Для нового храма спроектировали специальный, типичный для Венеции фундамент. Чтобы реализовать задуманное и обеспечить устойчивость сооружения, строителям пришлось поставить не менее 100 тысяч деревянных свай. Всего же в конструкции задействовано около 1 миллиона балок.

Благодаря широким арочным окнам под куполом и с каждой стороны восьмиугольника внутреннее пространство базилики заполнено светом. Через зал-ротонду с мозаичным полом с эффектом объема посетители храма проходят к алтарю, который венчает фигура Мадонны с младенцем. У ее ног о милости молит коленопреклоненная венецианка, а юный ангел изгоняет из Венеции Чуму. Под алтарной группой – самое древнее сокровище собора. Это византийская икона Богоматери Месопандитисса, привезенная с Крита в конце XVII века во время очередной венецианско-турецкой войны. По легенде, автор произведения – евангелист Лука. Всего в зоне алтаря располагается 25 статуй тончайшей работы.

В соборе Санта-Мария-делла-Салюте хранятся выдающиеся работы живописцев мирового значения – Тициана и Тинторетто, а также произведения других представителей венецианской школы. Жемчужина собрания – ранняя работа Тициана «Святой Марк на троне со святыми Козьмой, Дамианом, Себастьяном и Рокко» и произведения 1540-х годов, пострадавшие при тушении пожара, но восстановленные.


Информация для туристов

Для гостей предусмотрен свободный вход в центральную ротонду в течение всего года, алтарная часть в малой ротонде и шесть боковых часовен могут быть закрыты во время церковных мероприятий. Храм действует с 9 до 12 и с 15 до 17-30 часов, в воскресенье дневного перерыва нет. По специальному расписанию организуются органные и вокальные концерты.

Богослужения и праздники


В будни месса начинается с 16 часов, в воскресенье и праздники – с 11. Условий для проведения венчания или крещения в соборе нет. Каждый год, начиная с освящения собора в конце XVII века, 21 ноября верующие собираются, чтобы попросить Деву Марию о милости к больным. В праздновании участвуют и церковные, и гражданские власти города. Чтобы вокруг могли разместиться тысячи паломников, от Дворца дожей к набережной перед храмом прокладывают почти 200-метровый понтонный мост.

Как добраться до собора Санта-Мария-делла-Салюте

К главному входу в церковь подплывают на речном трамвае вапоретто, самом доступном общественном транспорте Венеции . Здесь проходит линия № 1, ведущая от причала П. ле Рома, или Санта-Кьяры, через Гранд-канал к Лидо. Соседние с Салюте пристани этого маршрута – Сан-Марко к востоку от церкви и Санта-Мария-дель-Джильо к западу.

Достопримечательности в окрестностях базилики

На том же клочке земли к востоку от церкви в треугольном здании бывшей таможни располагается Художественный музей, Пунта делла Догана, где проходят тематические выставки работ современных скульпторов и художников. В 200 м к западу открыт музей Пегги Гуггенхайм, в нем представлены лучшие образцы искусства ХХ века – произведения Пикассо, Брака, Дали, Миро, Кандинского, Шагала.

Чем знаменита церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции (фото) и почему 21 ноября проводится праздник Феста делла Салюте. Санта-Мария-делла-Салюте на карте Венеции.

Венеция никогда не была религиозным центром Италии, это скорее столица красоты, романтики, любви. Но и в ней нашлось место прекрасным церквям, на которых оттачивали свое мастерство венецианские архитекторы. Самой прекрасной, яркой и неординарной церковью можно назвать базилику Санта-Мария-делла-Салюте. Она же считается самым крупным купольным храмом города на воде.

В Санта-Мария-делла-Салюте можно увидеть картины Тициана, а также полотна «Давид, убивающий Голиафа», «Жертвоприношение Авраама», «Сошествие Святого Духа», и «Каин и Авель».

Эпидемия чумы

Вот уже более трех с половиной столетий оригинальное здание церкви Санта-Мария-делла-Салюте украшает юго-восточную часть Гранд Канала. И кто бы мог подумать, что этот идеал архитектурной красоты принесет в город эпидемия чумы . Да, как говорится, нет худа без добра.

Вот и в начале 17 века Венецию поразила эта страшная болезнь — свирепая и безжалостная чума. Люди гибли один за другим, и тогда члены городского Сената дали обет святой Деве Марии, что если смертоносная болезнь отступит, построить большую роскошную церковь в честь Богоматери.

Эпидемия и правда покинула город, унеся с собой около ста тысяч жизней, что составляло больше трети городского населения. А сенат приступил к исполнению обещания.

Строительство Санта-Мария-делла-Салюте

Санта-Мария-делла-Салюте - главное украшение Большого канала

Фото: Санта-Мария-делла-Салюте (Santa Maria della Salute)

Был объявлен конкурс на лучший проект, в ходе жаркого творческого состязания победу в нем одержал молодой архитектор Бальдассаре Лонгена. В 1631 году началось строительство, но законченный вид церковь Санта-Мария-делла-Салюте приняла лишь в 1682 году.

Строительным работам мешали то оседающий грунт, то стены, не готовые к весу огромного центрального купола. Приходилось идти на различные архитектурные уловки и на ходу корректировать проект. Только на один фундамент понадобилось больше миллиона деревянных балок, большинство из них ушло на сооружение и установку свай. В результате, к тому времени, когда церковь наконец-то открыли и освятили, ее создателя уже не было в живых. Но имя его навсегда осталось в памяти венецианцев, благодарных за поистине грандиозную работу.

Церковь Санта-Мария-делла-Салюте получилась на редкость изящной, в классических традициях Венеции, где каждое здание как игрушка.

Изящное восьмигранное строение в барочном стиле с огромным белым куполом украшали маленькие башни, шесть капелл и две небольшие кампаниллы. Второй купол, меньшего размера дополнял архитектурную композицию. Главный фасад и семь второстепенных декорированы тимпанами, пилястрами.

Интерьер и живопись

В Санта-Мария-делла-Салюте можно увидеть фрески и полотна великих мастеров

Интерьер Санта-Мария-делла-Салюте возглавляет центральный алтарь работы того же Лонгены, на котором изображена Мадонна с младенцем. Слева от нее нарисована аллегорическая фигура Венеции, а справа запечатлен образ той самой чумы, которую Дева Мария изгнала из города. Над алтарем помещена икона Божьей Матери в византийском стиле, перекочевавшая сюда из базилики святого Тита, что на острове Крит.

Здесь же хранятся алтарные образы, написанные Лукой Джордано. Это росписи «Введение Девы Марии во храм», «Рождество» и «Вознесение».

Живопись вообще является центральной темой в декоре Санта-Мария-делла-Салюте. Стены церкви украшают и картины Тициана, на которых художник изобразил евангелистов. Но самыми известными, из выставленных здесь полотен, являются работы на библейские сюжеты. Это картины «Давид, убивающий Голиафа», «Жертвоприношение Авраама», «Сошествие Святого Духа», и «Каин и Авель».

Отметился в церковном интерьере и великий Тинторетто своей работой «Брак в Канне». Из скульптуры в церкви хранятся статуи, созданные Джусто Ла Корте.

Праздник Феста делла Салюте

Большой канал на закате

В названии церкви отразилась благодарность венецианцев за чудесное спасение — «салюте» означает «спасение», другое значение этого слова — «здоровье».